Статья для заочной научно-практической конференции «Пироговские чтения» 2020 год
статья

Ушакова Фатима Игоревна

«Обобщение опыта проведения проблемной лекции при изучении клинических дисциплин»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ ЛЕКЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Ушакова Фатима Игоревна,

преподаватель профессиональных модулей  ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Работа в практическом здравоохранении во все времена ставила перед медиками разнообразные проблемы – проблему диагностики, проблему выбора метода лечения или проблему организации ухода. Это не изменилось и в век цифровых технологий. Решать проблемы – удел врачей, медсестер, фельдшеров и акушерок. Обучающиеся любой специальности должны со студенческой скамьи учиться ставить и решать проблемы, выбирать среди них приоритетные и находить пути их преодоления. Отрабатывать это умение можно и нужно в рамках лекционных и практических занятий по клиническим дисциплинам. В данной статье предлагается обобщить опыт проведения проблемной лекции при изучении обучающимися специальности 31.02.01 Лечебное дело и специальности 31.02.02 Акушерское дело темы «Акушерская родовая травма».

Модульный подход в обучении предполагает поиск точек соприкосновения между дисциплинами с целью получения студентами  более цельных знаний. Такие дисциплины, как «Оказание акушерско-гинекологической помощи» и «Лечение заболеваний детского возраста» неразрывно связаны, и данная тематика как нельзя лучше демонстрирует эту связь.

Суть проблемной лекции заключается в  озвучивании и обсуждении в ходе занятия конкретной клинической проблемы. Преподаватель должен обозначить актуальность данной проблемы для практической медицины и предложить обучающимся выделить возможные причины ее возникновения. Затем, в ходе занятия, обучающиеся сами и с помощью преподавателя разрабатывают пути решения предложенной проблемы.

Проблемные лекции имеет смысл проводить для достаточно подготовленной аудитории, имеющей определенные знания в изучаемом вопросе. Обучающиеся  третьего курса обеих специальностей являются уже достаточно подготовленной аудиторией, так как изучили биомеханизм родов при различных видах предлежания плода, овладели основными акушерскими пособиями. Кроме того, важно, чтобы ими уже была изучена тема «Родовая травма. Перинатальные поражения нервной системы у новорождённого». Таким образом, знаний обучающихся достаточно, чтобы проводить проблемную лекцию, то есть фиксировать их внимание на имеющемся противоречии:

Проводить данное занятие может как  преподаватель акушерства, так и педиатрии, так как вопросы, затрагивающие проблемы данного занятия, актуальны для  обеих областей медицины.

Данная лекция предлагает будущей акушерке или фельдшеру  зафиксировать свое внимание на травмирующих моментах общепринятых акушерских пособий с целью профилактики родового травматизма.

Далее предлагается методика пошагового проведения данного теоретического занятия.

Методика пошагового проведения

проблемной лекции по теме «Акушерская родовая травма»

Этап вызова

1.

Цели лекции

Для преподавателя – научить студентов критически оценивать свои действия в ходе приема родов; планировать  и прогнозировать результаты своих воздействий на рождающийся плод

Для студентов – знать основные травмирующие моменты биомеханизма родов; знать методы профилактики травмирования плода

2.

Основные (ключевые) понятия лекции

  • статистика родовых травм
  • причины родового травматизма
  • травмирующие акушерские пособия
  • как избежать травмирования плода руками принимающих роды

3.

Сведения современных достижений в области медицины, биологии, технологий, методик и т.д.

Сведения из истории вопроса – изменения в акушерской тактике в ходе исторической динамики

Современный взгляд на биомеханизм родов

4.

Противоречивые положения содержания лекции

Необходимость применения акушерских пособий   и         Травматичность акушерских пособий для плода

5.

Вопрос, вызывающий интерес к изучению новой темы лекции и активизирующий знания студентов

Как избежать акушерской родовой травмы?

6.

Предполагаемые варианты ответов студентов

  • психопрофилактическая подготовка беременных к родам
  • повышение квалификации персонала
  • вести роды более консервативно
  • правильно применять акушерские пособия
  • не знаю

7.

Дискуссионные направления лекции

Обсуждение основных акушерских пособий с позиции акушера и с позиции «плода»

8.

Откорректируйте тему предстоящей лекции и образовательные цели

Тема может звучать так: «Атравматичная акушерская тактика ведения родов»

Цель: -  закрепить постулат «не навреди»

          - заставить критически взглянуть на свои действия

Этап реализации содержания

Проектирование основной части лекции

9.

Развернутый план первой части лекции

Разбираем основные акушерские пособия по порядку, останавливаясь на возможных травмирующих моментах каждого пособия. Обязательно с демонстрацией фантома таза и рождающегося плода.

  • защита промежности
  • выведение головки плода
  •  наружный поворот головки  - одно из самых опасных воздействий!!!
  • освобождение плечевого пояса плода
  • рождение туловища потягиванием за плечевой пояс
  • Метод Крестеллера (Петченко)

10.

Ключевые понятия первой части лекции

  • чрезмерная защита промежности
  • насильственное разгибание головки
  • насильственные повороты головки плода без уточнения позиции
  • тракции за головку при выведении плечевого пояса
  • тракции за плечевой пояс при выведении туловища
  • опасность метода Крестеллера (Петченко)

11.

Признаки ключевых понятий

В аудитории студенты 3 курса, имеющие опыт наблюдения неосложненных родов. Ключевые понятия доступны их пониманию, оправданы какими-то данными из опыта и наблюдения за ходом родов. Аудитория достаточно профессиональна, чтобы понять, о чем речь и недостаточно опытна и « косна», чтобы отвергать ключевые понятия лекции. То есть это самое лучшее время внедрить  понимание опасности многих акушерских пособий и встретить при этом понимание аудитории.

12.

Тема мини-эссе по содержанию первой части лекции

  1. Основные травмирующие моменты приема родов.
  2. Акушерские пособия глазами «плода».
  3. Акушерские пособия глазами акушера

Проектирование второй части лекции

13.

Вопросы, активизирующие знания студентов по содержанию первой части лекции

  • Ваши предложения по профилактике родовых травм
  • Как вести роды, чтобы избежать родового травматизма?
  • Как бы Вы видоизменили то или иное пособие, чтобы оно стало менее травматичным?

14.

Развернутый план второй части лекции

Видоизмененная методика ведения родов

  1. Эмоциональное состояние роженицы (роль персонала, психопрофилактическая подготовка к родам, присутствие родных)
  2. Поза роженицы (из истории вопроса, вертикальные роды) с демонстрацией слайдов
  3. Видоизмененные акушерские пособия

15.

Ключевые понятия второй части лекции

  • роды – естественный процесс
  • ответственность медперсонала
  • подбор правильной позы роженицы

«Природу побеждают, только повинуясь ей» Ф.Бэкон

16.

Анализ содержания лекции на соответствие общедидактическим принципам (научности, систематичности, последовательности, системности, связи теории и практики обучения с жизнью, наглядности, доступности)

Лекция научна, так как основана на достоверных научных данных

Материал изложен систематично, последовательно – сначала противоречия, затем проблемы, затем цель и поиск решения проблем, затем ожидаемый результат.

Непосредственно прослеживается связь теории обучения с практической стороной вопроса, обобщается опыт предыдущих поколений медиков, статистические данные, полученные из практического здравоохранения, личный опыт студентов.

Лекционный материал доступен, так как в аудитории студенты старших курсов.

Наглядность обеспечивается использованием фантомов таза и рождающегося плода, слайдами, таблицами.

17.

Проблемные вопросы следующей лекции

Тема следующей лекции «Желтухи новорожденных»

  • Всегда ли желтуха новорожденного является проблемой?
  • Есть ли связь между резус-принадлежностью матери и опасностью возникновения желтухи у плода?

Этап рефлексии

18.

Вопросы, отслеживающие развитие у студентов знаний содержания лекции

Вопросы формального уровня:

  • возможны ли родовые травмы по вине принимающих роды?
  • Какие Вы знаете травмирующие акушерские пособия?
  • Какие видоизменные методики ведения родов Вы усвоили на сегодняшней лекции?

19.

Вопросы, отслеживающие развитие самого пути от представления к пониманию

Вопросы на применение знаний. Предлагается ситуация:

  1. идет прорезывание головки, предлежащая часть плода некрупная, промежность растяжимая. Ваша тактика в отношении защиты промежности в свете полученных на лекции знаний.

Желаемый ответ: данная ситуация на требует применения пособия защиты промежности. Данный этап родов вести консервативно, поддерживая эмоциональный тонус роженицы.

  1. В ходе прорезывания плечиков отмечается некоторое замедление родовой деятельности, не происходит наружного поворота головки.

Желаемый ответ: подождать 2-3 потуги, так как замедление родового акта на данном этапе является закономерным. Если после 2-3 потуг наружный поворот головки задерживается, уточнить позицию плода! и только после этого осуществлять наружный поворот головки.

20.

Свое (субъективное) мнение на проблемные вопросы содержания лекции

Заставить принимающих роды поверить, что они могут и часто являются причиной родовых травм – проблема не из легких, но если проводить лекцию в данном ключе, фиксируя внимание студентов на проблеме, цели и поиске решения, можно надеяться на этот результат в их будущей практике

21.

Механизм диагностики результативности процесса обучения

Анализ достижения целей занятия студентами и преподавателем

Список литературы

  1. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями.: Учебник. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2017.
  2. Дзигуа М.В., Акушерство. Руководство к практическим занятиям. М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2019.
  3. Ратнер А.Ю. Неврология новорожденных. Лаборатория знаний, 2020.
  4. Радзинский В.Е. Акушерская агрессия. Изд.: ООО «Медиабюро Статус презенс» 2011.
  5. Радзинский В.Е., Костин А.А. Безопасное акушерство. Журнал «Акушерство и гинекология» № 5, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология развития критического мышления как способ организации активного обучения»: электронное научное издание статей участников научно-практической онлайн - конференции

В периодическом сборнике научных статей преподавателей спецдисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики освещаются современные подходы для п...

Публикая статьи в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы", БелИРО 2018

Публикая статьи "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья" в сборнике материалов всероссийс...

Вопросы исторического и экологического регионоведения. Сборник статей участников Региональной научно-практической конференции (5 декабря 2019 г.) / Отв. ред. В.И. Грубов; науч. ред. А.А. Исаков; Арзамасский филиал ННГУ. 2020

Завьялова А.А., Телухин А.А., Завьялова С.В. Князь Юрий (Георгий) Всеволодович – основатель Нижнего Новгорода и деятель общерусского масштаба. С. 17-21Яшин И.Е., Яшин В.Е., Завьялова С.В. Прадед...

Филиал ФГБОУ ВО "Самарский государственый университет путей сообщения" в г. Казани. Сборник статей по итогам III международной научно-практической студенческой конференции "Актуальные проблемы транспортной отрасли" 25.05.2020 г.-29.05.2020 г. Казань, 2020

Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Востребованность профессии машиниста - поезда в настоящее время. С. 77Архипова А.С., Завьялова С.В. Имена, личности судьба, которых связана с Горьковской железной дорогой...

Сборник статей YI международной научно-практической конференции "Наука, образование, инновации:актуальные вопросы и современные аспекты" 2021г. г.Пенза статья "Солнечная" хромосома"

В сборнике научных трудов рассматриваются современные проблемы науки и практики применения резултатов научных исследований....