МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия по учебной дисциплине ОП. 09 Психология по специальностям 34.02.01 Сестринское дело 2 курс (на базе общего образования) «Эмоциональные процессы и состояния»
методическая разработка

Методическая разработка теоретического занятия составлена на основании рабочей программы ОП. 09 Психология «Общеобразовательного цикла» и включает в себя следующие разделы: информационную карту, технологическую карту занятия, список литературы и приложения. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для проведения теоретического занятия по теме «Эмоциональные процессы и состояния»

     Методической целью разработки является изучение нового материала. Методические задачи разработки являются:

 - познакомить обучающихся с основными формами эмоциональных состояний, их отличительные особенности, влияние на физиологическое состояние человека, а также эмоциональные особенности и свойства личности.

- воспитание у обучающихся активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

- формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.

Особенностью проведения занятия является применение преподавателем технологии опережающего задания.

В соответствии с ФГОС в методической разработке теоретического занятия прописана самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Методическая разработка содержит теоретический материал и задания для самостоятельной работы, а в приложениях наглядный материал для более глубокого изучения вопросов темы и самостоятельной работы малыми группами.

В методической разработке используются методы по источникам знаний: словесный (беседа, объяснение, рассказ), наглядный (иллюстрация, наблюдение студентов), видео метод (просмотр видеоматериалов), по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, показ,), частично-поисковый (наблюдение), проблемный.

По формам деятельности применяется лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, диспут, выполнение группового задания, просмотр видеоматериалов, использование информационных образовательных ресурсов, что позволяет более рационально организовать проведение занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_tz.docx81.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

по учебной дисциплине ОП. 09 Психология

по специальностям Сестринское дело

2 курс (на базе общего образования)

«Эмоциональные процессы и состояния»

Разработал: Ширшикова Т.Г.

Дата апробации: г.

г. Нижний Новгород, 2023 г.

Рассмотрено на заседании Согласованно

ПМК __________________________ методист_________/__________/

Протокол № _______ от _________ от _________

Председатель ПМК__________ Зимина И.В.

Пояснительная записка

Методическая разработка теоретического занятия составлена на основании рабочей программы ОП. 09 Психология «Общеобразовательного цикла» и включает в себя следующие разделы: информационную карту, технологическую карту занятия, список литературы и приложения. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для проведения теоретического занятия по теме «Эмоциональные процессы и состояния»

Методической целью разработки является изучение нового материала. Методические задачи разработки являются:

- познакомить обучающихся с основными формами эмоциональных состояний, их отличительные особенности, влияние на физиологическое состояние человека, а также эмоциональные особенности и свойства личности.

- воспитание у обучающихся активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

- формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.

Особенностью проведения занятия является применение преподавателем технологии опережающего задания.

В соответствии с ФГОС в методической разработке теоретического занятия прописана самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Методическая разработка содержит теоретический материал и задания для самостоятельной работы, а в приложениях наглядный материал для более глубокого изучения вопросов темы и самостоятельной работы малыми группами.

В методической разработке используются методы по источникам знаний: словесный (беседа, объяснение, рассказ), наглядный (иллюстрация, наблюдение студентов), видео метод (просмотр видеоматериалов), по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, показ,), частично-поисковый (наблюдение), проблемный.

По формам деятельности применяется лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, диспут, выполнение группового задания, просмотр видеоматериалов, использование информационных образовательных ресурсов, что позволяет более рационально организовать проведение занятия.

Тема: «Эмоциональные процессы и состояния»

Продолжительность занятия: 90 мин.

Тип занятия: изучение нового материала

Цели занятия:

обучающая:

- систематизировать эмоциональные состояния человека

- изучить основные формы проявления эмоций

развивающая:

- развивать познавательный интерес к информационным технологиям

- развивать память, внимание, мышление

- формировать умения четко и ясно излагать свои мысли

воспитывающая:

- воспитывать устойчивый интерес к самопознанию

- воспитывать умение работать с имеющейся информацией

- воспитывать личностные качества, необходимые при работе в стрессовой ситуации

- стремиться к воспитанию профессионально и духовно-нравственной личности, способной к эффективному общению, владеющей современными информационными технологиями, ориентированной на здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

Место проведения: лекционный кабинет

Оснащение занятия: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Эмоциональные процессы и состояния»

Междисциплинарные связи: дисциплины профессионального цикла

Методы и формы деятельности:

По источникам знаний: словесный, наглядный, практический

По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Формы деятельности: лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, диспут, выполнение группового задания, просмотр видеоматериалов.

Ход занятия

№ п/п

Название и содержание этапа теоретического занятия

Методы, формы деятельности

Время (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.

Организационный этап

Словесный,

Беседа

2 мин

Приветствует обучающихся, проверяет присутствующих, оценивает внешний вид.

Приветствуют преподавателя стоя, староста называет отсутствующих.

2.

Формулирование темы и постановка целей занятия. Мотивация учебной деятельности

Словесный,

Беседа

5 мин

Сообщение темы, целей, плана занятия.

Настраиваются на изучение темы.

3.

Проверка домашнего задания

Письменная работа;

10 мин

Проверка домашнего задания:

#1054;рганизует самостоятельную деятельность студентов.

2. Организует деятельность студентов по проверке качества усвоенных ими знаний. Проверяет и оценивает знания студентов.

Письменно по вариантам отвечают на вопросы

(Приложение 1)

4.

Ознакомление с новым материалом и первичное его осмысление

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Формы деятельности: лекция, демонстрация, просмотр видеоматериалов, самостоятельная работа.

50

мин

#1051;екция с элементами беседы с использованием презентации по теме занятия (Приложение 3,4)

#1054;рганизует работу студентов

Осмысливают новый материал

записывают лекцию в тетрадь.

Выступление студентов с сообщениями по новой теме.

(Приложение 2)

Самостоятельно отвечают на вопросы

5.

Первичное закрепление нового материала

Учебная работа под руководством и без участия преподавателя

Самостоятельная работа студентов:

-письменная работа;

-выполнение группового задания и др.

15 мин

Организует работу студентов в малых группах по заданиям.

Работают в малых группах по 4-5 человек. (Приложение 6)

От каждой малой группы с ответом выступает один представитель.

6.

Рефлексия (оценка деятельности студентов, подведение итогов)

Словесный,

Беседа

5 мин

Спрашивает мнение студентов о том, достигнуты ли цели занятия

поощряет наиболее активных студентов

отвечает на вопросы студентов, если они возникают

делают выводы.

Совместно с преподавателем анализируют достижения целей, слушают преподавателя, задают вопросы

оценивают занятия смайликами (Приложение 7)

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (Приложение 8)

Словесный,

Беседа

3 мин

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Литература

  1. Введение в общую психологию [Текст]: учебное пособие для вузов / Под редакцией А. В. Петровского. М.: Изд-во Академия, 2018, 496 с.
  2. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [Текст]. М.: Изд-во Просвещение, 2021, 321 с.
  3. Изард, К. Эмоции человека [Текст]. М.: Изд-во Академия, 2023, 356 с.
  4. Кроль, В. М. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие для техн. вузов. М.: Изд-во Высшая школа, 2022, 325 с.
  5. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов. СПб.: Изд-во Питер, 2020, 583 с.
  6. Романов, К .М., Гаранина, Ж. Г. Практикум по общей психологии. [Текст]: учебное пособие для вузов. М – В.: Изд-во НПО Модэк, 2022, 320 с.
  7. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения [Текст]: учеб- ное пособие для сред. проф. образования. М.: Изд-во Академия, 2023, 160 с.

Приложение 1

Материалы для проверки домашнего задания

Ответить на вопросы теста:

I вариант

#1051;ичностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами — это:

а) музыкальный слух

б) инстинкты

в) ценностные ориентации

г) механическая память

#1057;войства человека, обусловленные генетическими факторами, — это:

а) равнодушие

б) воспитанность

в) задатки

г) авторитет

#1055;реобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) идентификацией

б) вытеснением

в) сублимацией

г) рационализацией

#1057;тепень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:

а) локус контроля

б) самоотношение

в) уровень притязаний

г) самооценка

#1057;уть проекции заключается:

а) в приписывании другим людям собственных чувств

б) в выборе поведения, противоположного подавленному

в) в отрицании реальных фактов

г) в ориентации поведения на доступную цель

#1054;сновоположником теории черт является:

а) К. Роджерс

б) Г. Айзенк

в) Г. Олпорт

г) К. Левин

#1057;истема устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, — это:

а) способности

б) темперамент

в) направленность

г) характер

#1057;истема сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) потребностью

б) мировоззрение

в) личностным смыслом

г) влиянием

#1057;тремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

а) мировоззрение

б) личностный смысл

в) притязание

г) установка

10. Определите, какой механизм психологической защиты личности приведен в данном примере:

Так, недолюбливая кого-то и желая кому-то зла, человек начинает искренне думать, что именно тот замышляет против него что-то недоброе.

II вариант

#1042;озвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

а) регрессией

б) вытеснением

в) подавлением

г) отрицанием

#1055;роблема психических механизмов защиты была впервые разработана:

а) в бихевиоризме

б) в гештальтпсихологии

в) в психоанализе

г) в гуманистической психологии

#1056;ассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

а) «Сверх-Я»

б) «Супер-эго»

в) «Оно»

г) «Я»

#1042;ыражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:

а) субъекта деятельности

б) личности

в) индивида

г) индивидуальности

#1048;ерархическую пирамиду потребностей разработал:

а) А.Маслоу

б) З.Фрейд

в) К.Роджерс

г) Г.Олпорт

#1055;ереживаемое человеком состояние нужды в чем-либо —это:

а) интерес

б) потребность

в) склонность

г) мотив

#1051;ичность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:

а) психогенетическому

б) социогенетическому

в) двухфакторному

г) биогенетическому

#1042;ысший регулятор поведения – это:

а) убеждения

б) мировоззрение

в) интерес

г) установка

#1063;еловек как типичный носитель видов человеческой активности — это:

а) индивид

б) субъект деятельности

в) личность

г) индивидуальность

10. Определите, какой механизм психологической защиты личности приведен в данном примере:

Человек, не сумевший реализовать себя в деловой сфере, начинает много времени уделять своему хобби.

Эталон ответов, по проверке домашнего задания

1 вариант

2 вариант

В

А

В

В

В

В

В

В

А

А

В

Б

В

Б

Б

Б

В

Б

Проекция

Компенсация

Приложение 2

Опережающие задание на дом к теме «Здоровье и здоровый образ жизни»

  1. Подготовить сообщение: «Виды эмоций», «Тепловая карта эмоций», «Эмоции в картинках»

Сообщения будут использованы в объяснении нового материала.

Интернет – ресурсы, где студенты могут взять информацию для подготовки сообщений:

  1. ;clid

Приложение 3

Материалы лекции по теме: «Эмоциональные процессы и состояния»

Эмоции и чувства - процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.

Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье - грусть, радость - печаль; счастье - горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:

- стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

- астенические, - сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций - неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное - неприятное), в мышлении - как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

Классификация эмоций

В процессе развития психологической науки неоднократно предпринимались попытки классификации эмоций. Одна из первых попыток принадлежит Декарту, который выделял 6 чувств:

радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть.

Декарт полагал, что эти б чувств являются основными, базовыми, их сочетание порождает все многообразие человеческих эмоций.

Американский исследователь Изард выделяет 10 базовых эмоций:

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания - горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Следует отметить, что указанные классификации представляют скорее перечисление. Попытки классифицировать эмоции, опираясь на конкретные основания, принадлежат другим исследователям.

Так, Вундт выделил триаду направления чувств, разделяя:

удовольствие и неудовольствие,

напряжение и разрешение,

возбуждение и спокойствие.

В ней отражены знак эмоции, уровень ее стеничности и динамическая характеристика: от напряжения к разрядке. Исходя из этой триады можно охарактеризовать любую эмоцию.

Существуют и другие подходы к классификации эмоций человека, в то же время необходимо признать, что ни одна из классификаций не является окончательной, неизменной, завершенной.

Следует отметить, что указанные классификации представляют скорее перечисление. Попытки классифицировать эмоции, опираясь на конкретные основания, принадлежат другим исследователям.

Так, Вундт выделил триаду направления чувств, разделяя: удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрешение, возбуждение и спокойствие.

В ней отражены знак эмоции, уровень ее стеничности и динамическая характеристика: от напряжения к разрядке. Исходя из этой триады можно охарактеризовать любую эмоцию.

Представляет интерес классификация эмоций, разработанная Симоновым. В этой классификации также учтены три основные переменные. Это, во-первых, величина потребности, во-вторых, информационная характеристика среды и, в-третьих, характер взаимодействия с объектом.

Существуют и другие подходы к классификации эмоций человека, в то же время необходимо признать, что ни одна из классификаций не является окончательной, неизменной, завершенной.

Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге

Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.

Таламическая теория эмоций Кенона-Барда

Одна из первых центральных эмоций - таламическая теория эмоций была создана в 1929 году. Физиолог У. Кенон пришел к выводу, что в теории Джеймса - Ланге ошибочно само исходное положение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Его исследования показали, что одни и те же физиологические реакции могут сопровождать разные по модальности эмоции. У. Кенон пришел к выводу о том, что телесные изменения при эмоциях биологически целесообразны и являются средством до достижения цели - они готовят организм к борьбе или бегству. Согласно таламической теории (сигналы активизации вегетативных функций возникают в одном и то же центре мозга - таламусе) психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. Согласно этой теории, центральной структурой эмоционального процесса является таламус, а сам процесс относится к разделу безусловных рефлексов. Таким образом, таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения, который при известных условиях разряжается мощными импульсами, направляющимися преимущественно к коре и вызывающими эмоции злобы, страха и т.д.

Лимбическая теория эмоций

Наиболее существенный теоретический вклад в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу (1937 г.). В соответствии с его взглядами структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.

Информационная теория П.В. Симонова

П.В. Симонов полагает, что «потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности». [В своих работах П.В. Симонов ставит себе задачу «сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге».] Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. Согласно теории П.В. Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.

Приложение 5

Самостоятельно отвечают на вопросы:

  1. Как вы думаете, какие факторы определяют возникновение эмоций?

2) Какой из перечисленных факторов, по вашему мнению, влияет на интенсивность эмоций?

3) От чего, по вашему мнению, в первую очередь зависит направленность эмоций?

4) Какие моральные чувства вы знаете?

5) Приведите примеры практических чувств.

6) Как вы думаете, каковы источники настроения человека?

7) Какие структуры мозга участвуют в формировании и регуляции эмоций?

8) Как переводится с английского слово «стресс»?

9) Как вы думаете, какие факторы в нашей жизни могут вызывать состояние напряжения?

10) Как вы думаете, чем определяется глубина состояния фрустрации?

Приложение 6

Раздаточный материал для организации работы малыми группами по

теме «Эмоциональные процессы и состояния»

  1. Задание для коллективной работы малыми группами

Задание I группе

  1. Ответить на вопросы

1) Перечислите основные формы эмоциональных процессов и состояний.

2) Дайте определение понятию «эмоции».

3) Чем объясняется возникновение эмоций в информационной теории эмоций П.В. Симонова?

4) В каких случаях эмоция достигает максимальной силы, согласно данной теории?

5) Как проявляются эмоции?

6) Как называются эмоции, повышающие активность, энергию человека? Приведите примеры.

7) Как называются эмоции, уменьшающие активность человека? Приведите примеры.

8) Какие функции выполняют эмоции?

2. Дополните фразу:

1. Эмоции проявляются одновременно во внутренних переживаниях, в ______ и на физиологическом уровне.

2. Когда у субъекта слишком мало информации о возможности удовлетворения своей потребности, то у него возникают ______ эмоции.

3. Эмоции, повышающие активность, энергию и вызывающие возбуждение, бодрость, называются _______ .

Задание II группе

  1. Ответить на вопросы

1. Перечислите фундаментальные эмоции.

2. Являются ли понятия «эмоции» и «чувства» тождественными?

3. В чем отличие этих понятий?

4. Какие виды чувств вы знаете?

5. Дайте определение понятию «настроение».

6. Всегда ли человек осознает причину своего настроения?

7. Что такое аффект?

8. Какие категории людей более склонны к аффектам?

2. Дополните фразу:

1. ______ возникают в результате обобщения эмоций, имеют отчётливо выраженный предметный характер.

2. Сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, характеризующееся изменением сознания и нарушением волевого контроля, называется ________.

3. Относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека, называется _______ .

Задание III группе

  1. Ответить на вопросы

#1055;еречислите отличительные особенности аффектов.

2. Какие виды аффектов вы знаете? Охарактеризуйте их.

3. Какова тактика общения с пациентом, находящимся в состоянии аффекта?

4. Дайте определение понятию «страсть».

5. Что такое стресс?

6. В чем проявляется неспецифичность реакции организма на стресс?

7. Перечислите фазы стресса. Охарактеризуйте их.

8. Как называется стресс с положительным эффектом?

  1. Дополните фразу:

#1042; развитии стресса выделяют фазы тревоги, ________ и истощения.

#1063;резмерный стресс, оказывающий деструктивное действие на организм получил название ________ .

#1054;трицательное эмоциональное переживание, вызванное блокировкой какого – либо стремления, невозможностью достичь желаемого называется - ________

Приложение 7

Анкета «Рефлексия».

Покажите на смайлике ваше настроение на занятии.

занятие понравилось

C:\Users\Сучкова\Desktop\ занятие не понравилось

C:\Users\Сучкова\Desktop\ другое

Приложение 8

Домашнее задание

  1. К следующему занятию выучить материалы лекции: «Здоровье и здоровый образ жизни».

#1055;ройти тест на сайтах

  • (тест CISS), (Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой)
  • - проанализировать данные теста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия по учебной дисциплине Фармакология

Методическая разработка подготовлена для проведения теоретического занятия по теме: "Предмет и задачи фармакологии. История фармакологии. Источники получения лекарственных веществ. Пути изыскания новы...

Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для итогового контроля  по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», который проводится в рамках промежуточной аттестации ...

Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 07 Фармакология, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2016-2017 гг.

Рабочая программа ОП. 07 ФАРМАКОЛОГИЯ, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело,...

Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 07 Фармакология, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2017-2018 гг.

Рабочая программа ОП. 07 ФАРМАКОЛОГИЯ, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело,...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.12 Обществознание специальность 34.02.01 Сестринское дело

Комплект контрольно-измерительных материалов разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на основе рабочей п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...

Методическая разработка теоретического занятия по учебной дисциплине ЕН.01 «Математика» Дифференциальное исчисление

Методическая разработка  по дисциплине «Математика» предназначена для преподавателя для подготовки к занятиям  по ЕН.01. «Математика» по специальности 34.02.01 Сестри...