Открытый классный час: ВЕЛИКИЕ МЕДИКИ РОССИИ Филатов Владимир Петрович
методическая разработка

Кониева Мадина Юрьевна

      15 февраля 1975 года родился  выдающийся врач, ученый с мировым именем, великий педагог, просветитель, основатель научной офтальмологии, талантливейший пластический хирург, родоначальник отечественной школы тканевой терапии - Владимир Петрович Филатов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_filatov_klassnyy_chas.docx220.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

Методическая разработка открытого классного часа

ВЕЛИКИЕ МЕДИКИ РОССИИ

Филатов Владимир Петрович

Москва 2024

Автор: Кониева М.Ю., преподаватель, к.м.н.

Куратор групп С 113-2

Дата проведения

Пояснительная записка

Актуальность темы:

«Академик Филатов – один из мировых гениев медицины.

Мы должны отдавать должное, что его прозрение и предвидения освещают и наш век, и развитие человечества в будущем».

Историк медицины Ю.Г. Виленский

Академик Владимир Петрович Филатов (1875-1956) – российский врач, ученый с мировым именем, великий педагог, выдающийся просветитель, основатель научной офтальмологии, талантливейший пластический хирург, родоначальник отечественной школы тканевой терапии, плодотворно развивающейся сегодня в мировой медицине.

Именно академик В.П. Филатов своими трудами и исследованиями сформировал офтальмологию как самостоятельную дисциплину. Великие открытия В.П. Филатова в области восстановительной и пластической офтальмологии привели гениального ученого к созданию теории тканевой терапии. В основе учения о тканевой терапии лежит фундаментальное положение, выдвинутое и доказанное великими русскими учеными, учеником которых себя считал В.П. Филатов: академиком И.М. Сеченовым и академиком И.П. Павловым о ведущей роли самого организма больного в течении и исходе любого заболевания. Что было доказано также и методом тканевой терапии.

Владимир Петрович Филатов оставил неизгладимый след в истории отечественной и мировой медицины. Это человек, полностью преданный своему делу, ещё при жизни имел большое количество последователей в лице известных учёных и врачей. Филатов помог многим людям в лечении глазных болезней и возвращении пациентам потерянного зрения. За любовь и мастерство своего дела, гуманизм и сострадание к людям он был удостоен множества наград и премий.

Для проведения классного часа была создана творческая группа. Одна часть группы занималась сбором материала и подготовкой презентации по теме мероприятия, вторая, подготовила комплекс упражнений «Гимнастика для глаз».

Выступающие студенты: Алекберова Айнура, Тоникян Карина, марчукова Анастасия, Кадирова Камилла.

По данным материалам составлена методическая разработка.

При подготовке классного часа были задействованы студенты группы С 113-2.

Цели занятия

Образовательная цель.

  • расширить представление о жизни и деятельности выдающегося российского учёного Филатова В.П. Ознакомиться с великими открытиями российского ученого, врача-офтальмолога.
  • сформировать у студентов необходимость заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья

Развивающая цель

  • развить умение выступать перед аудиторией
  • способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений для глаз

Воспитательная цель

  • - внести вклад в воспитание интереса к истории медицины и истории своей страны - развить умение культурного общения в группе сверстников

Вид занятия

Классный час/ внеаудиторное мероприятие в форме просветительной беседы

Оснащение занятия.

Оборудование: экран для демонстрации слайдов

Технические средства: компьютер с мультимедийной приставкой, микрофон

Наглядные пособия: презентация на флеш-накопителе

Формирование общих компетенций:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с одногруппниками

ОК 7 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Хронокарта занятия …………………………………….……… 45 мин

№ п/п

Элемент занятия

Время

1.

Организационный момент.

Вступительное слово преподавателя, сообщение темы, цели и плана занятия, представление участников конференции.

5 мин

2.

ЧАСТЬ 1. Информационный блок.

Презентация темы:

Выдающиеся медики России. Филатов В.П.

25 мин

3.

ЧАСТЬ 2. Практическая часть.

Демонстрация комплекса упражнений "Гимнастика для глаз"

10 мин

4

Рефлексия

5 мин

Всего: 45 мин

СЦЕНАРИЙ

ЧАСТЬ 1

«Великие медики России. Филатов Владимир Петрович»

Преподаватель Кониева М.Ю. Вступительное слово.

(Слайд 1)

Здравствуйте, уважаемые студенты и гости мероприятия. Сегодня мы хотим рассказать вам о жизни выдающегося человека, Филатова Владимира Петровича. Невозможно дать краткую характеристику его деятельности, т. к. этот человек был одарен множеством способностей. Это был великий ученый, врач-офтальмолог, хирург, изобретатель, поэт, художник, мемуарист… Этот список можно продолжать. Но давайте все поэтапно!

Алекберова Айнура (Слайд 2)

«Каждый человек должен видеть солнце Эти слова принадлежат великому ученому, офтальмологу, Владимиру Петровичу Филатову– человеку, дарившему людям свет.

Однажды в детстве, Филатов увидел слепого мужчину, шедшего с палочкой и простукивавшего ей себе путь. Будущий академик был потрясён и инстинктивно воскликнул: «Каждый человек должен видеть солнце!» Именно эти слова стали девизом для врачей, возвращающих людям зрение.

Тоникян Карина (Слайд 3)

Детство и юность В.П. Филатова

Владимир Петрович Филатов родился 15 февраля 1875 года в селе Михайловка Пензенской губернии (ныне Республика Мордовия). Его отец, Пётр Фёдорович Филатов, был высокообразованным медиком, специалистом по хирургии и глазным болезням.

Семья Филатовых происходила из обедневших дворян, и почти вся была связана с медициной — четверо из шести братьев Петра Фёдоровича были врачами.

Возможно, отец, работая в земской больнице, пробудил в сыне любовь к медицине. В 1892 году юноша окончил Симбирскую классическую гимназию, получив блестящее образование. (Слайд 4).

Как и большинство талантливых людей, Владимир был личностью неординарной и многогранной. Писал стихи и картины, занимался музыкой и философией, владел несколькими иностранными языками. Любимым занятием молодого человека на летних каникулах была живопись и поэзия, но он решил посвятить себя медицине, а именно офтальмологии.

Алекберова Айнура (Слайд 5)

Образование Владимира Филатова

После окончания в 1892 году гимназии, по примеру многих своих родственников, талантливый Владимир поступил на медицинский факультет Московского университета.

С первого курса Владимир Филатов выделялся своими лидерскими качествами и серьёзным отношением к учёбе. Летние каникулы он проводил в Симбирске, где помогал отцу при приёме пациентов, при лечении и операциях. Своей специализацией он избрал офтальмологию. Уже в годы обучения он проводил исследования и писал статьи по помутнению роговой оболочки глаза.

Высокая квалификация и широкая эрудиция студента Филатова обратили на себя всеобщее внимание. После защиты дипломной работы Филатова оставили при университете в качестве ординатора глазной клиники. Перспективный врач быстро набирался опыта, анализируя, формулируя собственные взгляды на сложнейшие проблемы восстановления зрения.

Тоникян Карина (Слайд 6)

Научная деятельность Владимира Филатова

В 1903 году В.П. перебрался в Одессу на должность ассистента кафедры глазных болезней Новороссийского университета. С этой поры начался его самостоятельный путь в науке.

Одесса стала родным городом молодого офтальмолога. С её улочками, проспектами, людьми оказались связаны лучшие годы в биографии Филатова. В 1908 году он защитил диссертацию «Учение о клеточных ядах в офтальмологии» и стал доктором медицины.

(Слайд 7) В 1911 году Владимир Петрович возглавил кафедру глазных болезней Новороссийского университета – на этом месте работы Филатов оставался на протяжении 45 лет, вплоть до своей кончины.

Марчукова Анастасия (Слайд 8)

Перед Первой мировой войной профессор Филатов приобрёл известность в широких медицинских кругах. В 1912 году он осуществил первую общую пересадку глазной роговицы. Метод трансплантации роговицы, усовершенствованный после 1922 года, вернул зрение сотням тысяч людей. (Слайд 9).

(Слайд 10) В 1930-е гг. Владимир Петрович нашёл способ консервировать донорские роговицы с трупного глаза ( кадаверная роговица), чем решил проблему материала для кератопластики. В начале 1930-х гг. в Одессу «на операцию к Филатову» тянулись сотни больных с бельмами со всей страны. Он заслужил репутацию хирурга, которому подвластно всё.

Алекберова Айнура (Слайд 11)

В 1913 году Филатов предложил метод измерения внутриглазного давления - тонометрия. Этот метод широко используется по настоящее время при диагностике глаукомы и других заболеваний глаз.

(Слайд 12) В 1914 году Филатов придумал один из самых эффективных приёмов пластической хирургии – метод круглого стебля. Его смысл состоял в прорезании кожи с подкожной клетчаткой в виде ленты и сворачивании её в цилиндр, который становился временной питающей перемычкой для пересаживаемого лоскута кожи, который переносили на подлежащий восстановлению участок. С помощью этого метода во время двух мировых войн удалось восстановить миллионы утраченных губ, щёк, носов.

Метод до сих пор используется хирургами всего мира при пластических операциях по восстановлению ушных раковин, носа, скул, губ, подбородка и даже повреждённых внутренних органов.

Тоникян Карина (Слайд 13)

Личный офтальмолог вождя

В 1936 году был создан Украинский институт экспериментальной офтальмологии. Это был подарок Сталина, которому оперировал глаукому доктор Филатов: только ему вождь доверил свои глаза. В качестве награды врач попросил об одном: построить глазной институт в Одессе

За разработку методов пересадки роговицы в 1941 году Филатов был удостоен Сталинской премии, от которой отказался и просил часть денег распределить по детским домам, а другую отдать в Свято-Димитриевский храм в Одессе.

Алекберова Айнура (Слайд 14)

Любопытно, что, несмотря на огромный научный авторитет, академик Филатов всегда оставался верующим человеком. В его доме хранилось большое собрание икон, среди чтения всегда находилось место религиозной литературе. Несмотря на гонения на церковь, учёный поддерживал отношения со многими иерархами церкви, ходатайствовал о сохранении православных храмов.

(Слайд 15) Среди увлечений знаменитого доктора были живопись и выращивание цветов. (Слайд 16) Сохранилось свыше 100 картин его кисти. (Слайд 17) Клумбы перед домом он никому не доверял и пестовал их лично: отбирал и высаживал семена, следил за ростом, поливал.
Марчукова Анастасия (Слайд 18)

Смерть и похороны Владимира Филатова

До 80 лет академик Филатов поражал всех своей работоспособностью. Он руководил институтом, читал лекции, организовывал конференции, участвовал в общественной жизни, регулярно оперировал сам. Однако в начале октября 1956 года Владимир Петрович внезапно потерял сознание на улице, после чего его здоровье стало стремительно таять. Вечером 30 октября 1956 года легендарного хирурга не стало: он скончался от кровоизлияния в мозг.

Прощание проходило в холле Одесской филармонии. Отдать последнюю дань уважения великому врачу пришла вся Одесса. 1 ноября 1956 года катафалк с гробом Филатова, запряжённый парой белых лошадей, в сопровождении огромной толпы народа проследовал ко Второму Христианскому кладбищу.

Тоникян Карина (Слайд 19)

Вклад Владимира Филатова в науку

Главными направлениями медицинской деятельности Филатова были преимущественно офтальмология и пластическая хирургия. Его вклад в разработку новых методов хирургического воздействия – круглый стебель, пересадка роговицы, тканевая терапия – невозможно переоценить. Труды учёного – общее число написанных им монографий и статей превышает 400 – затрагивают почти все проблемы глазных болезней. Большое значение имеет исследовательская деятельность Филатова в вопросах биогенных стимуляторов. В результате многочисленных практических занятий он обнаружил, что определённые физические условия (низкая температура, отсутствие света) способствуют возбуждению жизненных процессов в трансплантате, а значит, и успешному его прививанию в организме. Сейчас разработки Филатова в области биогенных стимуляторов применяют при лечении язвы желудка, анемии, атеросклероза, токсического гепатита и т.д.

Марчукова Анастасия (Слайд 20)

Награды и премии Владимира Филатова

Владимир Петрович Филатов получил широкое признание государства за свои научные и медицинские достижения. В 1950 году он стал Героем Социалистического Труда. Среди его наград четыре ордена Ленина, ордена Отечественной Войны I степени и Трудового Красного Знамени, медали «За доблестный труд» и «За победу над Германией». В 1941 году учёный стал лауреатом Сталинской премии I степени, а в 1951 году удостоился самой престижной отечественной награды в области биологии – золотой медали им. И.И. Мечникова.

(Слайд 21)

Видеофрагмент (12 мин) Наследие академика В.П. Филатова

ЧАСТЬ 2

Кадирова Камилла

Сегодня, в век высоких технологий, мы «поглощаем» большой объем информации. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры и гаджеты. Отрицательное влияние компьютера на зрение заключается в том, что мышцы глаз устают от долгого напряжения. Если это происходит регулярно, то зрение начинает стремительно падать.

Мы должны воспитать полезную привычку чередовать зрительную работу с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости.

Предлагаем вашему вниманию комплекс упражнений "Гимнастика для глаз". Эти упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц, на их тренировку, улучшение кровообращения в тканях глаз. Каждое из них следует повторять по несколько раз.

Просьба сесть ровно, расслабиться и повторять за нами!

"Гимнастика для глаз"

  1. «Шторки» необходимо быстро моргать в течение двух минут. При этом важно не напрягать глазные мышцы. Это упражнение помогает немного увлажнить глаза и улучшить кровоснабжение тканей.
  2. «Большие глаза» необходимо сильно зажмурить глаза секунд на 5, а затем широко открыть. Такие действия повторить 8-10 раз. Упражнение помогает улучшить тонус мышц и кровообращение.
  3. «Массаж» аккуратно, подушечками трех пальцев надавливаем на закрытые веки. Сила надавливания должна быть небольшая, а время — не более одной секунды. Повторять до 5 раз. Это упражнение ускоряет движение жидкостей в тканях зрительного аппарата и помогает уменьшить отечность.
  4. «Представляем картинку» Наиболее простой вариант выполнения упражнения – просто закрыть глаза и представить красивую картинку, которая вызовет положительные эмоции. Для улучшения эффекта можно закрыть глаза теплыми ладонями, скрестив пальцы на лбу. Наблюдение за воображаемой картинкой – отличный способ быстро снять напряжение.
  5. «Жмурки» Крепко-крепко зажмурьте глаза на 5 секунд, а затем откройте их на 5 с (повторять 7 раз).
  6. «Стреляем глазами»

1. Смотрим вверх-вниз с максимальной амплитудой.

2. Чертим круг по часовой стрелке и обратно.

3. Рисуем глазами диагонали.

4. Рисуем взглядом квадрат.

5. Взгляд идет по дуге — выпуклой и вогнутой.

6. Обводим взглядом ромб.

7. Рисуем глазами бантики.

8. Рисуем букву S — сначала в горизонтальном положении, потом в вертикальном.

9. Чертим глазами вертикальные дуги, сначала по часовой стрелке, потом — против.

10. Переводим взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.

11. Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.

12. Часто-часто моргаем веками — как бабочка машет крылышками

РЕФЛЕКСИЯ

Ребята! О каких открытиях доктора Филатова вы узнали сегодня?

Ответы студентов

Какие эпитеты вы бы подобрали для того, чтобы охарактеризовать В.П. Филатова?

Ответы студентов

Какое упражнение "Гимнастики для глаз" вам понравилось больше всего?

Ответы студентов

Будете ли вы выполнять гимнастику регулярно?

Ответы студентов

Мы благодарим вас за внимание и проявленный интерес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» Тема: «Наука и техника. Великие учёные России и Великобритании. Пассивный залог (грамматические времена)»

Методическую разработку данного открытого урока можно использовать на занятиях по английскому языку как для 2 - го, так и для 3- го курсов....

"сверхпроводимость". Ученическая научно практическая конференция "Великие умы России-великие открытия"

Сегодня сверхпроводимость-одна из наиболее изучаемых областей физики. Большое распространение получили приборы, основанные на сверхпроводимости....

Методическая разработка открытого классного часа, посвященного 70 - летию Победы в Великой отечественной войне на тему: «Военные топографы»

Основной целью методической разработки классного часа посвященного 70 – летию Победы в великой отечественной войне на тему: «Военные топографы» является, воспитание патриотизма, чувс...

Сценарий мероприятия о великих ученых - медиках России

Сеченов И.М., Павлов И.П., Пирогов Н.И....

Открытый классный час "Государственные символы России" группы с 44, 12.12 2018

Цель:  способствовать становлению у обучающихcя гражданского самосознанияЗадачи:Образовательные:  познакомить обучающихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жи...

Открытый классный час " Государственные символы России" , группа С44, 12 декабря 2018

Цель:  способствовать становлению у обучающихcя гражданского самосознанияЗадачи:Образовательные:  познакомить обучающихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жи...

Классный час «Знаменитые медики России» Филатов Владимир Петрович — великий русский офтальмолог»

Презентация для проведения классного часа и викторны на тему «Знаменитые медики России» Филатов Владимир Петрович — великий русский офтальмолог». Может быть использована п...