Гаранина Ольга Михайловна

Сайт учителя православной культуры и ОБЖ

Если дела, которые можно сделать завтра, перенести на послезавтра, будет два дня свободных!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: история педагогики

Увлечения: искусство, театр, кино, мировая литература, музыка

Регион: Белгородская область

Населенный пункт: город Старый Оскол

Место работы: МБОУ "ООШ № 6"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/olga-mikhailovna-garanina
Есть время работать, и есть время любить.Никакого другого времени не остается.
Коко Шанель

Я часто просматриваю сокровища

которые оставили нам мудрые педагоги в своих сочинениях;

и если встречаю что-либо хорошее,

заимствую и считаю великой для себя прибылью...

О себе

Сведения об образовании:   высшее, Туркменский государственный педагогический институт имени Сейди, 1995 год.

Занимаемая должность:   учитель православной культуры и ОБЖ,  МБОУ "ООШ № 6" г. Старый Оскол.

Стаж педагогической работы в данной должности: 16 лет.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

1. «Педагогическая поэма» — широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А.С. Макаренко. В ней рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20-е годы был автор. Книга адресована широкому кругу читателей.

2. Имя австралийской писательницы Элен Димфны Кьюсак (1902—1981), неутомимого борца за мир, давно знакомо многим читателям. У нас в стране увидели свет многие ее произведения. Я всем рекомендую прочитать ее романы: «Скажи смерти „нет!“, „Черная молния“, „Полусожженное дерево“, где писательница бросает обвинение общественной системе, обрекающей на смерть неимущих, повествует о трудных поисках утраченного смысла жизни своих героев. 

3. «Поющие в терновнике» (англ. The Thorn Birds) — роман-бестселлер 1977 года австралийской писательницы Колин Маккалоу. История начинается в 1915 году и охватывает полстолетия. Книга разбита на семь частей, в каждой из которых раскрывается характер одного из главных героев. В центре сюжета — жизнь семьи Клири, проделавшей путь от новозеландских бедняков до управителей одного из крупнейших австралийских поместий Дрохеды. 

 

 
 

Мой взгляд на мир

Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример

(моя педагогическая философия) 

 

Думала: главное - формировать,

Делать, ваять, лепить.

Думала: верный маршрут показать,

Править, лечить, учить.

Думала: рваться, бороться, рубить,

Мчаться, коль сила несет.

А оказалось - всего лишь любить.

Только любить. Вот и всё.

Мои достижения

 

 

 

 

 

 

 

Разработка интегрированного урока

православной культуры и геометрии

(для 9 класса)

 

«Святой Храм».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О.М. Гаранина

учитель православной культуры

Н.М. Карпешина

учитель математики

МОУ «ООШ № 6»

г.Старый Оскол

 

 

 

                                                                                                     Эпиграф к уроку

«Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее»
                                                    (Мф. 16:18)

 

 

Тема урока: « Святой Храм».

Тип урока: Интегрированный. Урок проводится в кабинете с мультимедиа.

Цели и задачи урока:

обучающие:

  • повторить ранее пройденный материал по истории  возникновения христианских храмов,
  • сообщить учащимся новые сведения о единстве внутреннего устройства христианских храмов;
  • рассказать о символизме форм христианских храмов;
  • повторить формулы нахождения площадей фигур (прямоугольника, квадрата, круга).

развивающие:

  • развитие кругозора учащихся;
  • развитие образного мышления;

воспитательные:

  • способствовать развитию интереса у учащихся к храмовому зодчеству Руси, православным традициям и истории своей страны.
  • эстетически воспитывать обучающихся.

 

Оборудование и наглядные материалы: компьютеры с MicrosoftOffice, презентация выполненная в приложении MicrosoftPowerPoint, проигрыватель WindowsMediacзаписями в формате Mp3, пособия с видами храмов Старого Оскола и храмовыми интерьерами, тесты на повторение пройденного материала по ПК, карточки для практической работы по геометрии, карточки с домашним заданием.

 

План урока:

  1. Организационный момент./3 минуты/

Учитель знакомит учащихся с темой и целями урока.

  1. Повторение пройденного материала. /6 минут/

провести первичную проверку понимания учащимися материала «Библия о  истории возникновения христианских храмов» в  форме теста.

  1. Изложение нового материала./24 минуты/
  2. Практическая работа.  /8 минут/
  3. Подведение итогов. /2 минуты/
  4. Домашнее задание. /2 минуты/

 

Ход урока:

Тест.

1.Согласно книгам Ветхого  Завета, во времена Адама, Ноя, Авраама богослужение совершалось:

А) на жертвенниках,

Б) в Скинии,

В) в Храме.                         

 

(а)

 

2.Для установления жертвенников выбирались специальные места:

А) открытая местность,

Б) местность с красивой природой,

В) место, где Бог являлся человеку…

 

(в)

 

3.После ухода иудеев из Египта пророк Моисей провел на горе Синай:

А) 30 дней и ночей,

Б) 40 дней и ночей,

В) 70 дней и ночей.

 

(б)

 

4.Скиния имела:

А) 2 отделения,

Б) 3 отделения,

В) 4 отделения.

 

(б)

 

5.Чем отделялось Святилище от Святая Святых:

А) завесой,

Б) каменной плитой,

В) металлической решеткой.

 

(а)

 

6.Что находилось в Святая Святых:

А) жертвенник,

Б) Ковчег Завета,

В) стол с двенадцатью хлебами.

 

(б)

 

7.Скиния возведенная за один год Моисеем служила евреям:

А) 440 лет,

Б) 400 лет,

В) 480 лет.

 

(в)

 

8.Первый Иерусалимский храм был построен:

А) царем Давидом,

Б) царем Соломоном.

 

(б)

 

9.Строительство Первого Иерусалимского храма было завершено в течении:

А) 7 лет,

Б) 10 лет,

В) 15 лет.

 

(а)

 

10.Первый Иерусалимский храм простоял:

А) 400 лет,

Б) 500 лет,

В) 550 лет.

 

(б)

 

11.Строительство Второго Иерусалимского храма продолжалось:

А) 10 лет,

Б) 15 лет,

В) 19 лет.

 

(в)

 

12.Второй Иерусалимский храм был разрушен:

А) в 60г. от Р.Х.,

Б) в 70г. от Р.Х.,

В) в 80г. от Р.Х.

 

(б)

   

    При работе с тестом, учащиеся самостоятельно подсчитывают количество набранных баллов, за правильные ответы, по системе (за каждый правильный ответ присваивается – 10 баллов и подсчитывается сумма: 40 баллов – «двойка», 50 баллов – «тройка», от 60 до 100 баллов – «четверка», свыше 100 баллов – «пятерка»).

 

Объяснение нового материала.

 

     Учитель читает стихотворение:

В Божий Храм

 

Всех приглашаем  в Божий Храм:

Богатых, нищих, пессимистов,

Убогих, рыжих, пап и мам,

Закоренелых атеистов.

 

Приди, политик и поэт,

Оставь быт суетный на время,

Ведь в мире места боле нет,

Где дум тяжелых сбросишь бремя.

 

Где колокольный слышен звон,

Где слово Божье на амвоне,

И, где среди святых икон

Застыть нам хочется в поклоне.

 

Приди в Храм Божий, человек!

Здесь все, поверь, друг другу родня,

И обрети в душе навек

Неугасимый свет Господний!

 

                                                     Андрей и Роман Уваровы

     У всех, кто впервые входит в храм, непременно замирает душа от удивительного чувства, что это – не просто здание, а особое, пронизанное духовным светом место. Здесь все таинственно, спокойно, возвышенно и величаво. Как не похож мир храма на обычную жизнь! Здесь исчезают тревоги, печали, душа умиряется, и на глазах невольно наворачиваются слезы…

     В старину церковь называли «лечебницей души». Принеси сюда груз своих соблазнов, грехов и печалей, и излечится любая болезнь греховная, ибо врачует не человек, но врач Всемогущий.

     Святитель Иоанн Златоуст так говорил о храме: «Как пристань, огражденная от ветров и волн, великую доставляет безопасность входящим в нее кораблям, так и дом Божий, исхищая входящих в него от мятежа житейских дел, как от бури, дает им стоять в великой тихости и безмятежности и слушать слово Божие».

     Почему так хорошо здесь? Потому что в храме, как нигде в другом месте, рядом с нами, близко – близко, незримо пребывает Сам Бог.

     А там, где Бог, там мир и покой.

    Во все времена люди нуждались в помощи Бога, и поэтому ни одна цивилизация не обходилась без храма. И в самом деле, где нет храма, пуст и уныл этот город, суетен он и тревожен, и нет у него сердца. Невозможно себе представить русское поселение без церкви, потому что храм для русского человека – сокровищница самого дорогого для него.

     В храме нас крестят, там омывается наша душа от грехов во время покаяния, там мы принимаем причастие, которое есть частица Самого Бога. Там венчаются вступающие в брак и там же отпевают, прощаются с умершими. Из храма возносится к Небу молитвенное заступничество нашему государству и нашему воинству, болящим, путешествующим и всем, нуждающимся в помощи Бога.

     Церковь Нового Завета основал Сам Христос. Это произошло во время Тайной вечери, когда Учитель, омыв ноги Своим ученикам, Сам совершил первую Божественную Литургию – Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь.

     Иисус Христос часто бывал в храме, молился, учил народ и смотрел на храм как на величайшую святыню. Обычно кроткий и милостивый, Он гневно обрушился на торговцев, превративших знаменитый Иерусалимский Храм в безобразный базар.

     Христос учил: «…дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лук. 19:46).

     Это благоговейное отношение к храму сохранилось и у древних христиан. Первые христиане продолжали посещать и ветхозаветный иудейский храм, где они проповедовали Евангелие.

     Во времена гонений императоров – язычников, жестокие истязания и публичные казни, ранние христиане не отреклись от Христа, но продолжали славить его тайно, скрываясь в таинственных подземельях усыпальниц, где погребались мученики за веру. Гробница особо почитаемого мученика служила престолом катакомбного храма, стены которого украшали сохранившиеся до наших дней надписи и символические изображения Христа в виде рыбы или пастуха.

     Здесь, среди надгробных плит, при мерцающем свете факелов гулко неслись к небу их вдохновенные молитвы и песнопения.

     Прошли века, язычество было бескровно побеждено христианством, и в начале 4 века во время правления императора Константина, вера в Христа стала официально признанной религией. В это время возводятся истинные памятники храмового строительства, венцом которого стал знаменитый храм Софии в Константинополе.

     Храм представлял собой как бы огромную художественную галерею из сверкающих золотом мозаик, росписей и орнаментов. Использованный для отделки стен и пола мрамор был столь разнообразным по цвету и узору, что приходившие сюда люди уверяли, что в спилах мраморных узоров зашифрована вся история человечества как прошлая, так и будущая. Именно в константинопольском храме русские послы пережили глубокое потрясение и мощью христианской веры, и явным присутствием Бога, и величием высокой, духовной культуры. «И не знали мы, где пребывали: на земле или на небе!» Эти взволнованные слова сыграли решающую роль в выборе князем Владимиром веры для Руси.

     После падения Константинополя, именуемого на Руси Царьградом, в 15 веке турки превратили главный христианский собор в мечеть, уничтожив почти все бесценные христианские мозаики и фрески. Существует предание, согласно которому в тот день, когда турки ворвались в храм, где в это время шла служба, священник, дабы не позволить осквернить Святые Дары, читая молитву, вошел со святыней в разверзшуюся перед ним стену храма. Предание утверждает, что этот священник до сих пор читает молитву в стене и, если приложить к ней ухо с правой стороны храма, то можно услышать неясный шум. Только тогда, когда над Святой Софией вновь засияет крест, священник со Святыми Дарами вернется в алтарь и продолжит службу.

     Знаменитые на всю Русь Киевский Софийский собор, София Новгородская, Владимирский Успенский собор были построены по подобию константинопольского храма, со временем русские церкви благодаря гению русских зодчих приобрели самобытные национальные черты.

     Все храмы отличались друг от друга и архитектурой, и разнообразной удивительной отделкой как внешних стен, так и внутреннего убранства.

     В далекие времена, закладывая храм, его форме придавали какое-либо символическое значение. Если храм строился в виде корабля – это означало, что мир – бурное, житейское море, а храм – корабль, спасительный Ноев ковчег, на котором можно его переплыть. Храм в виде звезды означал, что мир – пустыня, а храм – путеводная звезда в ней. Если храм строился в виде креста – это свидетельствовало о том, что Церковь получила свое начало и силу через Крест Христов, а если в виде круга – вечность и неодолимость Святой Церкви.

     Почему так ценят христиане свои храмы, почему они для них дороги и святы? Здесь Ангелы невидимо служат священнику. Преподобный Серафим Саровский видел Ангелов, поющих и сослужащих братии, а однажды, в Великий Четверг, во время службы он внезапно замолчал, весь изменился и не мог сойти с места. Его под руки отвели в алтарь, где он простоял три часа, то возгораясь лицом, то бледнея, и все не в силах вымолвить ни слова. Когда же преподобный пришел в себя, то рассказал старцам, что он увидел Господа и Бога нашего Иисуса Христа сияющего неизреченным светом, окруженного Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами. Приблизясь в таком виде до амвона и воздвигнув пречистые Свои руки, Господь благословил служащих и предстоящих.

Итак, ребята давайте мысленно распахнем двери храма и попробуем окунуться в его таинственную и благодатную атмосферу.

        Учитель предлагает посмотреть компьютерную презентацию «Святой Храм».

         Просмотр презентации (смотри приложение).

Содержание презентации.

2 слайд.

   У всех, кто впервые входит в храм, непременно замирает душа от удивительного чувства, что это не просто здание, а особое, пронизанное духовным светом место. Здесь исчезают тревоги, печали, душа умиряется, и на глазах невольно наворачиваются слезы.

3 слайд.

  Церковь Нового Завета основал Сам Христос.

  Иисус Христос часто бывал в храме, молился, учил народ и смотрел на храм как на величайшую святыню. Обычно кроткий и милостивый, Он гневно обрушился на торговцев, превративших знаменитый Иерусалимский Храм в безобразный базар. Христос учил: «…дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лук. 19:46).

  4 слайд.

    Храм, все его великолепие: позолоченный иконостас, удивительной красоты настенные росписи, горящие свечи, расшитые золотом одежды священников, торжественное и возвышенное пение хора – все это предназначено для самой главной цели православной веры – для богослужения.

  5 слайд.

    Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.

   Как же устроен наш православный храм? Первое, что мы видим, подходя к храму, - это купол с крестом. Купол храма напоминает нам о Небе, о котором мы всегда должны помнить, а крест – это распростертые руки Бога, зовущие нас к Себе. Луковичные формы куполов символизируют пламя свечи, горение во имя Господа.

   Один купол на храме олицетворяет Единого Бога, три – Святую Троицу. Пять куполов – это Христос и четыре Евангелиста. Семь куполов – семь Таинств церкви, девять число ангельских чинов, тринадцать – Христос и двенадцать апостолов, тридцать три главы – сколько лет прожил Господь на земле. Сверкающие на солнце золотые купола бывают на главных храмах и храмах, посвященных Христу Спасителю. Синие купола с золотыми звездами венчают Богородничные храмы, а зеленые Троицкие, потому что зеленый – цвет Святого Духа.

  6 слайд.

  Рядом с храмом или над его входом находится колокольня или звонница. Колокольный звон созывает верующих на молитву.

  Входят в храм всегда с Запада, от закатной тьмы, и идут к Востоку, к свету, туда, откуда вновь придет Господь и где сейчас находится алтарь.

  В старых храмах для усиления акустики в стены храма мастера замуровывали полые горшки и кувшины, которые увеличивали силу звука.

7 слайд.

   Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?
Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

   Перед входом в храм надо остановиться и осенить себя крестным знамением и войдя в храм, нужно снова перекреститься.

    Мы вошли в храм и попали в притвор. В прошлые века здесь должны были стоять кающиеся грешники и так называемые «оглашенные» - те, кто только хотел стать христианином. Из притвора мы попадаем в большой, торжественный зал храма, все стены которого покрыты росписями. Росписи не только украшают храм и делают его нарядным и праздничным, но и учат людей, наставляют их в вере. В старину иконы и фрески, то есть росписи, называли «Библией для неграмотных».

8 слайд.

   Все живописные наставления в вере располагаются в храме в строго определенном порядке. В куполе, как правило, изображают Бога Вседержителя в образе Иисуса Христа. Ниже в барабане купола образы древних библейских пророков. На парусах всегда изображаются Евангелисты. Купол храма, как правило, поддерживают мощные столбы, на них изображают святых мучеников, воинов, благоверных князей и всех тех, кого называют «столпами церкви».

   9 слайд.

   Всю восточную стену храма занимает алтарь, который символизирует Царство Небесное. Святость алтаря настолько велика, что в древности вход сюда был запрещен всем мирянам. Главнейшие предметы в алтаре – святой престол, жертвенник и горнее место, семисвечник, запрестольная икона, запрестольный крест. Перед входом в алтарь находится амвон, возвышение со ступеньками. На амвоне до самого купола величественно возвышается сияющая золотом стена из икон. Это иконостас, который отделяет алтарь от молящихся. Иконостас похож на грандиозную, удивительно красивую книгу, в которой можно увидеть историю мира и историю Господа нашего Иисуса Христа.

   Когда во время Богослужений открываются Царские врата, в алтаре можно увидеть святая святых – святой престол, на котором находится Крест, святое Евангелие и Дарохранительница. Здесь на престоле, совершается главное церковное Таинство – претворение вина и хлеба в Кровь и Тело Господа нашего.

10 -11 слайд.

    В храме вместе молятся сотни людей, и их общая, соборная молитва становится такой мощной, что непременно бывает услышана Господом.

12 слайд.

   Иконы и тем более иконостас освящаются особыми молитвами и святой водой. Чин освящения придает им благодатную силу Духа Святого.

   Справа от Царских Врат иконостаса всегда находится икона Спасителя, а рядом с ней икона покровителя этого храма, или икона церковного праздника, в честь которого назван храм. Слева от Царских Врат всегда икона Пресвятой Богородицы. Этот самый нижний ряд иконостаса называется «местным», а всего в иконостасе пять рядов.

  Во втором ряду находятся иконы двенадцати православных праздников.

13 слайд.

   Третий, «деисусный», молитвенный ряд – самый главный в иконостасе, в центре икона «Спас в силах», представляющая Христа как Судью мироздания.

   В четвертом ряду иконы пророков. В пятом находятся иконы самых древних, ветхозаветных святых, с которых и началось Богопочитание. Иконостас всегда венчает Крест, символизирующий любовь Господа к заблудшим людям падшего мира.

   Во время церковного богослужения происходит таинственное, непостижимое единение человека и Бога, Который незримо пребывает в каждом храме.

14 слайд.

   Что такое таинства, являющиеся одной из главных составляющих Церкви?

Таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимым образом, человек получает спасительную силу благодати Святого Духа. Святых Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство и Елеосвящение. Таинство может совершать только рукоположенный.

15 слайд.

   Почему в храмах ставят свечи?

   Свеча – это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности, в ветхозаветной Церкви, человек, приходящий к Богу, приносил ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу.

16 слайд.

1. Вифлеем. Церковь Рождества. Звездица на месте Рождества.
2. Иерусалим. Храм Гроба Господня (именно в этом храме в Великую Субботу происходит чудо – сошествие Благодатного Огня на Гроб Господень).

17 слайд.

   Иерусалим. Церковь двенадцати апостолов.

18 слайд.

   Древние римляне говорили: «Если хочешь завоевать страну – разрушь ее святыню». После революции за короткий срок было уничтожено 500 храмов и монастырей, в том числе и главная Российская святыня – храм Христа Спасителя.

19 слайд.

   Писатель Владимир Солоухин сказал: «Когда думаешь об этой казни, о разрушении храма Христа Спасителя, хочешь понять, что это было: недомыслие, умопомрачение, злонамерение, жестокость? И останавливаешься на слове «поругание». Это было трижды поругание: поругание красоты, поругание веры, поругание памяти народной…»
Наш долг возродить все разрушенные храмы. Ведь воссоздание храма – символ воскресения Руси, знамение надежды на лучшие времена для народов, оставивших Бога, но ныне к Нему возвращающихся.

 

     В презентации присутствуют аудиофайлы фрагменты, которых необходимо прослушать с помощью щелчка мыши на значке «аудиофайл».

 

     Последние слайды о символизме форм православных храмов (после просмотра, которых учащиеся выполняют задания по геометрии).

 

     Учитель геометрии обращает внимание учащихся на то, что некоторые виды храмов в основании имеют форму геометрической фигуры: прямоугольника (крест состоит из нескольких прямоугольников), круга. Учащимся предлагается выполнить работу на карточках по нахождению площади основания храма.

     Карточка № 1

     Найти площадь основания храма имеющего прямоугольную форму, если а=10 ед., в=5 ед.

 

    

   Карточка № 2

Найдите площадь основания храма имеющего крестообразную форму, если

 

 

 

Карточка  № 3

Найти площадь основания храма имеющего форму круга, если радиус равен 7 ед.

 

 

 

     Подведение итогов.

Оценки выставляются по результатам выполненного теста (православная культура) и заданий на карточках (геометрия).

 

     Домашнее задание.

     Выполняется учащимися по заранее подготовленным карточкам (карточки распечатываются на отдельных листах и раздаются каждому учащемуся).

     Содержание карточки.

  1. Задание по ПК.

1. Вставьте пропущенные слова.

Христос учил: «…дом Мой есть дом________   , а вы сделали его вертепом _________». (Лук. 19:46)

2. Что символизируют луковичные формы куполов?

3. Допишите.

1 купол олицетворяет………………

3 купола олицетворяют ……………

13 куполов олицетворяют…………

33 купола олицетворяют……………

4. Какого цвета купола венчают Богородничные храмы?

5. Какую роль выполняет находящаяся рядом с храмом колокольня или звонница?

6. В какой части храма находится алтарь?

7. Как называли в старину храмовые фрески и росписи?

8. Почему в храмах ставят свечи?

9. Вставьте пропущенные слова.

Святых Таинств семь: Крещение_____________ , Миропомазание__________ , Покаяние___________ , Елеосвящение.

  1. Задание по геометрии

Повторить формулы нахождения площадей геометрических фигур (прямоугольника, параллелограмма, ромба, треугольника, трапеции, квадрата, круга, кругового сектора).

Решить задачи.

1.Найти площадь круга,  вписанного в квадрат со стороной 4 см.

2. Площадь прямоугольника равна 36 см2, а стороны относятся как 1:4. Найдите площадь квадрата, периметр которого равен периметру данного прямоугольника.

 

 

 Список использованных литературных источников.

  1. Юдин Г.Н. Святой храм. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007г (серия «Божий мир»);
  2. «Закон Божий». Руководство для семьи и школы на основе текста протоирея Серафима Слободского: САТИСЬ ДЕРЖАВА Санкт-Петербург, 2005;
  3. Полная популярная иллюстрированная библейская энциклопедия Архимандрита Никифора. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000г;
  4. «Евангелие». Мультимедийное издание TeachPro, главный консультант проекта Иеродиакон Макарий (Петанов), Москва 2004г;
  5. «Начинающему христианину». Составитель И.А. Горбова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: «Издательство Паломник», 2003г;
  6. Александро-Невский кафедральный собор. Оригинал макет изготовлен в информационном отделе Александро-Невского кафедрального собора города Старый Оскол, Белгородской области;
  7. Электронное пособие «Азбука иконописца». Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005г.
  8. Геометрия: Учеб. Для 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений/ А.В. Погорелов. – 5-е изд.- М: Просвещение, 2004. – 224с.: ил.

 

 

                            

Гаранина О.М. Научно-исследовательская работа "Земное и небесное. Святитель Иоасаф"

                                     Верила вся Русь, что в Горние селенья

                         За паству ты вознес молитвы фимиам,

                        И именем Христа росу благословенья Ты будешь посылать истерзанным сердцам.

Введение

     Актуальность темы исследования.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных и национальных ценностей.

     Сегодня как никогда очевиден кризис духовно-нравственной жизни, корнями своими уходящий в прошлые столетия. И в настоящее время происходят быстрые и значительные социально-экономические и духовно-нравственные изменения в российском обществе и государстве. В такие времена увеличивается потребность в изучении истории родного края, истории становления православия на Руси, православной культуры,  жизнеописаний святых, просиявших в Земле Русской, памятников архитектуры, истории возвращения и обретения православных святынь. Очень важно сохранить связь времен, сохранить веру наших предков, сохранить и передать это бесценное наследие нашим потомкам. Ибо нация, которая не знает и не дорожит своей историей, своим прошлым духовно мертва.

     Русская Православная Церковь и Белгородская епархия со времен Крещения Руси (Х в.) имели важное  значение  в  истории нашего края, оказывая всестороннее влияние на общественно-политическую, культурную и духовно-нравственную сферы жизни региона.

     На Белгородской земле жили и прославились исповедники и новомученики архиепископ Онуфрий и епископ Никодим. Но из всех архипастырей, в разное время служивших на Белгородской кафедре, самой большой известностью, неувядаемой славой в лике святых и всенародной любовью пользовался епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф.

     Земная жизнь Святого Белгородского архипастыря Иоасафа является в высшей степени образцом и примером для нас, живущих ныне потомков. Исследование жизнеописания святого не может быть не актуальным, поскольку уроки его христеаннейшей любви к ближнему учат нас и любви, и милосердию, а это основа всех основ и  в этом вся педагогика. «Голодному дать хлеба, напоить жаждущего, ввести в дом странника, одеть нагого, посетить больного, посострадать сидящему в тюрьме – вот есть любовь к ближнему, от ближнего восходящая к Богу».

     Цельюисследования является изучение жизнеописания Святителя Иоасафа Белгородского и связанной с ним истории чудесного обретения чудотворного образа Песчанской Божией Матери.

     Цель исследования определяет круг задач:

  • изучить историческую и  богословскую литературу, художественные и поэтические произведения, справочные и энциклопедические издания, включая материалы интернет;
  • провести сравнительный анализ всех источников;
  • определить  и выбрать наиболее интересный и содержательный материал о жизнеописании святителя Иоасафа;
  • основываясь на вышеуказанные материалы, выполнить исследование доступное для постижения духовных основ жизни святителя Иоасафа.  

     База исследованияопирается на различные  источники, которыеотносятся к разным научным областям: истории, философии, богословию, православной культуре, поскольку тема исследования лежит в межпредметном пространстве.При написании работы использованы труды видных мыслителей: религиозных философов, богословов, священнослужителей, писателей, поэтов, художников.

 

Основное содержание работы

 

 Святителю Христов Иоасафе, чудотворче

              Белоградский! Веруем, грешнии, яко очи Господни на праведных  и уши Его на молитву

     их, и того ради к молитвам твоим прибегаем

             и ходатайства твоего за нас просим…

 

Земное служение Святителя Господу и людям.

     Будущий святитель, в миру Иоаким Горленко, родился 8 сентября 1705 года в селе Замостье, недалеко от городка Прилуки Полтавской губернии, в родовитой благочестивой семье полковника Андрея Дмитриевича Горленко. Когда мальчику было девять лет, его отправили в духовную школу Киево-Братского монастыря. Свое образование юноша продолжил в Киевской Духовной академии.Вдали от родительского дома юный избранник Господень не чувствовал одиночества: его сердце переполняла любовь к Небесному Отцу, его душа согревалась под Материнским Покровом Госпожи Богородицы.

Учеба в Киево-Братской Академии имела оттенок монастырский: преподавателями были только иноки, а воспитанники носили послушнические одежды. В автобиографическом «Путешествии в свете сем грешника Иоасафа» Белгородский святитель вспоминает о себе: В год 1716 (то есть в 11 лет) возлюбил монашество, намерение быть монахом возымел с 1721 года и то в себе хранил даже до года 1723-го. Стремление к иночеству Иоаким вынужден был утаивать, хранить в себе, потому что родители не позволяли ему идти в монастырь: они уже и так были долго разлучены со своим первенцем, их страшила мысль о том, что он всегда будет вдали от семьи. Не желая огорчать отца и мать непослушанием, Иоаким прибег к «благословной хитрости». Он удалился в Межигорский монастырь, где проходил послушнический искус, а в Киеве оставил слугу: тот доставлял ему письма от родителей, думающих, что сын продолжает учебу в Академии, и отвозил в имение Горленко его ответные письма, якобы из Киева. Только уже приняв постриг в рясофор, восемнадцатилетний Боголюбец решился сознаться родителям во всем: те погоревали, но смирились и благословили сына на иноческое житие. Через два года он был пострижен в мантию с именем Иоасаф.

     В течение долгих лет будущий епископ занимался преподавательской деятельностью, выполнял игуменское и наместническое послушание в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре и Свято-Троицкой Лавре.

     По указанию императрицы Елизаветы Петровны и в ее присутствии летом 1948 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга отец Иоасаф был рукоположен во епископа Белгородского и Обоянского.

     В том же году в праздник Преображения Господня епископ Иоасаф приехал в Белгород. Встреча нового архипастыря в кафедральном Белгороде не отличалась торжественностью. Еще в пригороде попался ему на пути местный юродивый Иаков, приветствовавший святителя предупреждением: Церкви бедные, паны вредные, а губернатор казюля (гадюка), – это предостережение юродивый повторял многократно. Еще в Санкт-Петербурге святителю Иоасафу говорили, что ему вверяется очень трудная епархия. Теперь он убедился в этом воочию. Взору его открылись развалины колокольни кафедрального храма, сам Троицкий собор с прохудившейся деревянной крышей, с закопченным покосившимся иконостасом... В самый день приезда святитель Иоасаф, не отдохнув с дороги, совершил в этом ветхом храме Божественную Литургию.

     Святой Иоасаф привык видеть на местах своего служения картины внешнего упадка – полуразрушенные святыни, которые ему предстояло восстанавливать. На сей раз за ними скрывалась ужасающая разруха духовная. Предупреждение юродивого соответствовало истине: паны вредные – дворяне Белгородской губернии были почти сплошь заражены «вольнодумством», полубезбожием, равнодушием к вере и пренебрежением к Церкви; казюля – губернатор Салтыков увидел в ревностном архипастыре, не боявшемся публично обличать его злоупотребления, своего личного врага и старался вредить святителю Иоасафу всячески. При таком настроении людей властных и богатых откуда было святителю Белгородскому ждать помощи, черпать средства на восстановление разрушающихся по всему краю храмов Божиих? И какой пример подавала губернская знать – «пенки и сливки общества», закисшие в нечестии, казнокрадстве, роскоши, разврате, – простолюдинам, всему народу белгородскому?

     От великой любви к Богу Правосудному рождалась в душе святого Иоасафа суровая ревностность в деле церковном. От той же великой любви к Всемилостивому Создателю и Спасителю рождалось его трогательное милосердие. Прозорливец, он издалека чувствовал, где вопиет к Небесам человеческая нужда, и не только раздачей милостыни, но и трудом рук своих старался помочь. В бедные жилища, из которых мужчина-кормилец уходил на заработки или в дома вдов он приходил тайно и трудился ночами напролет, рубил дрова, чтобы немощные женщины и дети не мерзли в зимнюю стужу. Стремление одеть нагого, обогреть зябнущего особенно заметно в благодеяниях святого Иоасафа: в его работе безмездного дровосека, в шитье теплых тулупов и рукавиц, которые раздавались бедным. Смиренный святитель добрые дела свои старался хранить в тайне, но это не всегда удавалось: когда он послал в дар от «неизвестного благодетеля» воз дров бедствующей вдове с тремя детьми, эта женщина подняла полные слез благодарности глаза ввысь и увидела в небе образ своего благодетеля, святого архипастыря.

Деньги и одежду неимущим, больным и узникам святой Иоасаф посылал через своего келейника, чтобы так сохранить тайну своих благотворений. Но однажды келейник заболел, и святитель, переодевшись в его подрясник, сам

Моё портфолио

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь».

     Ребенка не научишь любить, если сам любить не умеешь, если нет в тебе гуманитарного знания о своем собственном внутреннем мире и о мире другого. Так важно, чтобы к детям шли педагоги, «наученные любви», которые могут действительно искренне любить и развивать детей. Даже самые эффективные технологии не срабатывают, когда их используют «несчастные» учителя. От «любящего» и «любимого» педагога идет живая энергетика, позволяющая поглубже заглянуть в ребенка, открыть его для себя и для него самого. «Любящая» деятельность учителя – это и забота, и уважение, и ответственность, и знание, то есть активная деятельность, способствующая росту и счастью любимого человека – своего ученика. 

      Как учитель, я обязана передавать предметные знания, но ещё я вижу свою задачу в том, чтобы учить любить и учиться любить – все это, с моей точки зрения, не только делает из моих учеников грамотных и самобытных личностей, но и что немаловажно – помогает человеку учиться быть Человеком. Что это значит?

     В моём понимании, Человеком является тот, кто вступает во взрослую жизнь гуманным, милосердным ко всем окружающим. Я учу своих детей жить без насилия, без страха, стремиться строить отношения с людьми по законам гуманизма, относиться к человеческой жизни как высшей ценности, поскольку не только сам человек формирует свое «Я», но и окружение накладывает на него свой отпечаток.Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием собственного интеллекта, культуры.

 

Мои публикации:
Внеклассная работа
Классное руководство
Основы безопасности жизнедеятельности
Разное
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио