Пилюгина Наталья Анатольевна

Сайт учителя русского языка и литературы.

Учиться – одно, научить – другое.

Профессия: Учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: Повышение самообразование

Увлечения: Чтение

Регион: Самарская область

Место работы: МБУ школа 91 г. Тольятти

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/pilyugina-natalya-anatolevna
Наполнить жизнь ученика добром и красотой, Раскрыть и углубить его сознанье, Он в жизнь приходит не пустой – С потенциалом скрытых знаний. Из прошлых жизней он несёт с собой Способности, возможности, таланты, И мы должны с любовью, добротой Помочь раскрыть, отшлифовать брильянты.

Наполнить жизнь ученика добром и красотой,

Раскрыть и углубить его сознанье,

Он в жизнь приходит не пустой –

С потенциалом скрытых знаний.

Из прошлых жизней он несёт с собой

Способности, возможности, таланты,

И мы должны с любовью, добротой

Помочь раскрыть, отшлифовать брильянты.

Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Если раньше это понятие вызывало лишь одну ассоциацию: школа, то сегодня рамки профессии расширены. Учителя передают нам знания в вузах, курсах английского языка, учат различным бизнес наукам как бизнес-тренеры, коучи, работают над нашей пластикой на занятиях по йоге и танцам. Учитель - это не просто профессия, а высокое звание, которое ко многому обязывает, заставляет чувствовать свою ответственность за судьбу каждого ребенка, пришедшего ко мне на урок. Работа учителя подобна труду ювелира. Такая же тонкая и творческая. Однако есть существенная разница: в случае ошибки ювелир испортит лишь кусочек золота, а в руках педагога – душа ребёнка, его судьба и жизнь.

Среди людей немеркнущих профессий,

На вечность предъявляющих права,

Учителям, как вдохновенным песням,

Жить на земле, пока земля жива.

Нет выше слова, чем учитель,

Прекрасней слова мир ещё не знал.

Идей и творчества носитель,

Он жизни смысл и идеал.

О себе

В настоящее время работаю в МБУ школе № 91 учителем русского языка и литературы.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Война и мир" Л.Н. Толстой.

Моё портфолио

Конспект открытого урока.

 

 

Учитель

Пилюгина Наталья Анатольевна

Дата проведения

Класс

Предмет

Количество учащихся

% присутствующих учащихся

по списку

присутствовало

23.10.2014

6 В

Русский язык   

25 чел.

25 чел.

100%

Тема урока

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: мультимедийная презентация материалов урока, групповые и сигнальные карточки

Понятия урока: приставка, пре-, при-, значение

Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования, здоровьесбережения, ИКТ-технологии.

Цель урока: 1. Деятельностная: знакомство с правописанием гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- с опорой на значение этих приставок и с

письменным образцом объяснения данной орфограммы

2. Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Планируемые результаты:

Планируемые результаты

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся

Предметные

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с правописанием приставок пре- и при-;

Сформировать представление учащихся о способе выбора написания е-и

в приставках пре- и при-;

Развить орфографическую зоркость учащихся, монологическую речь.

Ученик узнает о правилах правописания приставок пре- и при-;

Научится комментировать условия написания е-и

в приставках пре- и при-, применит полученные знания на письме.

Регулятивные

Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий;  соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Ученик научится самостоятельно выполнять действия по алгоритму, сравнивать выполненную работу с образцом, планировать, осуществлять и оценивать самостоятельную работу.

Познавательные

Научить выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задач. Преобразовать информацию из одной формы в другую.

Ученик учится осуществлять совместные действия в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Создать условия для учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других.

Ученик учится осуществлять диалоговое общение, словесную презентацию итога своей работы.

Личностные

Учить проводить самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе.

Ученик осознаёт потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.

Учится  выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

 

Этап урока (задачи)

Содержание этапа

Деятельность учителя (предметные умения)

Деятельность учащихся

(метапредметные умения: регулятивные, познавательные, коммуникативные; личностные)

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности, создание условий для перехода учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

- Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок?

                (получать новые знания)

- М.Монтеню принадлежат такие слова: «Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью». Как вы понимаете это высказывание?   (новые знания интереснее открывать самому, самостоятельный способ получения новых знаний более ценен для человека)  слайд №1

- Я предлагаю вам сегодня на уроке последовать примеру М.Монтеню, известного французского философа и писателя эпохи Возрождения.

 

Учитель приветствует учащихся, создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Ученик осознанно подчиняет себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации.

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию)

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции, необходимые для усвоения нового материала.

- Прочитайте текс. Кто его автор?   (Э.Успенский)

   Наконец письмо дяди Федора в город пр…ехало. В городе уже другой почтальон его маме с папой пр…нес. А на улице дождик сильный-пр…сильный. Почтальон весь пр…мок до ниточки. Папа даже его п…жалел.    слайд №2

- В какой части слова пропущены буквы?  (в приставке)

- Что такое приставка? Имеют ли приставки значения?

Ребята, все русские приставки вам хорошо известны.

Каждый день вы их слышите, произносите и читаете.

Для разных приставок – разные законы.Вы знаете, что

разные приставки пишутся по разным правилам.

В зависимости от этого они разделяются на три группы:

                  1 группа – приставки, которые пишутся

всегда одинаково независимо от произношения:

выглядывали, затопило, понесёт, проговорил.

                  2 группа – приставки, которые в одних

словах пишутся с буквой З, а в других – с буквой С: воскликнул, разбежался, вздремнул, исправил.

                  3 группа – приставки ПРЕ- и ПРИ-.

                  Третья группа самая маленькая, но самая

трудная.

                 

 

- Правописание каких приставок вам знакомо?  (по-, про-)

- Выпишите слова с ними, объясните написание.  (промок, пожалел)

 

 

 

Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Проводит тренировку соответствующих мыслительных операций у учащихся.

Повторяют изученные способы действий, обобщают. Выполняют пробное действие, фиксируют затруднения в выполнении ими пробного учебного действия и обоснуют его.

Познавательные: формулирование познавательной цели, анализ с целью выделения признаков

Коммуникативные: участие в диалоге, слушание и понимание других.

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения

 

- Назовите приставки, написание которых вызывает затруднение.       (пре- и при-)

- Почему возникли затруднения? Хватает ли вам знаний, чтобы правильно написать, где нужно приставку пре-, а где – приставку при-?    (не знаем правил, как правильно написать данные приставки).

Итак,  приставки ПРЕ- и ПРИ- самые трудные по

двум причинам:

                  - их правописание зависит от понимания их

 смысла в слове;

                  - о правописании этих приставок есть не

 одно правило, а целых шесть.     

  Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания ПРЕ-

 и ПРИ- придётся сразу учиться различать разные

 смыслы приставок по шести правилам.

 

 

 

 

Организует выход учащихся в рефлексию пробного действия, на выявление места и причины затруднения.

Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

Коммуникативные: выражение мысли, формулировки затруднения.

Познавательные: определение круга своего незнания.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

- Определяем проблему урока.   (какую букву е или и писать в приставках пре- и при-)    слайд №3

- По проблемному вопросу сформулируйте тему урока.     (правописание приставок пре- и при-)

- Сформулируйте для себя цель урока, опираясь на тему и проблемный вопрос.      (выяснить условия написания гласных е-и в приставках при- и при-)

- Давайте подумаем, как мы действовали при написании других приставок?    (правописание приставок на з-с и написание приставок типа за-, по, в-) 

- Можем ли мы действовать по данному алгоритму?    (ответы учащихся неоднозначны)

- Каким способом мы попытаемся добыть новые знания?    (способом исследования, уточнения, т.е. новые действия мы будем конструировать на основе исследования языкового материала, на основе анализа, наблюдения)

 

 

Подводит учащихся к определению проблемы, цели, темы урока.

Определяют проблему урока, цель – устранение возникшего затруднения, тему, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Работают в группах.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

 

5.Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.

- Какие будут выдвинуты гипотезы: какую букву Е или И писать в приставках Пре- и При-?   (выдвижение гипотез)

- Я предлагаю по группам проанализировать языковой материал, чтобы обосновать гипотезы. Каждая группа работает над стихотворением, разбирая написание слов с приставками пре- и при-(раздаточный материал).

              1)  Грач качался в гамаке,

                   Гуси -  в волнах на реке.

                   Мимо голуби летели

                   И на веточку пр..сели.

                   Веточка качается –

                   Неплохо получается.

2)      В лес дремучий я пойду,

Зайца серого найду.

Пр..несу его домой-

Будет этот зайка мой.

3)      Не успев закончить драки,

Кот пр..клеился к собаке,

А к трамваю

В тот же миг

Пр..лепился грузовик!

4)      Грустный клоун-

Бегемот

Грустным голосом

Поёт.

Песню грустную-

Пр..грустную:

-Я люблю лягушку вкусную.

                 5)  Приходили к мухе блошки

                      Пр..носили ей сапожки.

                      А сапожки не простые

                      В них застёжки золотые.

 

- Подумайте над значением каждого слова. Вы сами должны определить эти значения.   (далее от каждой группы представляются результаты исследований, выходит опорная схема:     слайд №4

При-

Приближение = близко

Присоединение = друг к другу

Расположение вблизи = около

Неполное действие = чуть-чуть

Пре-       слайд №5

Пре- = очень

Пре- = пере-

Новый способ действий фиксируется в речи и знаково)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать буквы Е-И В приставках Пре- и При-?    (1.Выделить приставку в слове;

2. ОпределитьеЕе значение;

3. Написать Пре- или При-;

4. Подобрать слова с этими приставками, доказать, почему пишется Пре- или При-.)     слайд №6

- Давайте теперь  прочитаем правила написания приставок Пре- и При- в учебнике и сравним формулировки с вашими выводами.   (чтение правил на стр. 140, 141, 142 учебника)

- Совпали ли ваши выводы с текстом правил? (да)

- Обратимся к словам, вызвавшим затруднение в начале урока, зафиксируем графически выбор орфограммы по алгоритму.  (приехало, принес, пресильный)

 

Проведение физкультминутки

Организует работу групп.

Обсуждают различные варианты реализации построенного проекта (выдвижение гипотез), анализируют языковой материал (работают в группах), выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково, сравнивают полученный результат с правилами в учебнике, построенный способ используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, договариваться друг с другом (разрешение конфликтов), предвидеть последствия коллективных решений в группе.

 

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в в типовых заданиях.

- Произведем устный орфографический разбор слов

Пр…морье, пр…паять, пр…забавный, пр…ломить, пр…коснуться, пр…града.    слайд №7

- Игра «Кто больше?» Привести свои примеры на каждое значение приставки.

- Работа с сигнальными карточками: Е или И?

Слова для выполнения задания:

Пр..интересный рассказ, пр..остановить движение, пр..рывать изложение, пр..дорожный цветок, пр..школьный участок, пр..поднять стол, пр..землиться неудачно, пр..терпевать изменения. слайд №8

Организует первичное закрепление.

Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух (фронтально). Работа с сигнальными карточками в парах.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: самостоятельно делать выводы на основе алгоритма.

Регулятивные: корректировать работу по ходу выполнения задания.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

- Предлагаю вам самостоятельно выполнить задание, данное на слайде, и сделать самопроверку.

Пр..скакать     Пр..вокзальная

Пр..катить       Пр..возносить

Пр..бить          Пр..соединить

Пр..делать       Пр..бежать

Пр..брежный   Пр..крыть

Пр..увеличить  Пр..спокойный слайд №9

Проверяю себя!       слайд №10

- У кого возникли трудности? В чем причина затруднения?  

 

Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Организует для каждого ученика ситуацию успеха.

Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку (индивидуальная форма работы).

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: контроль и оценка, волевая саморегуляция.

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

- Назовите ключевые слова урока.   (приставка, пре-, при-, значение)

- Сделайте вывод: что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при-.

-Послушайте стихотворение-памятку, которое я вам приготовила.

Стихотворение «Как приставки ПРЕ- и ПРИ- разговор такой вели…»

Приставка ПРИ- с приставкой ПРЕ-

Проснулись как-то на заре.

Уселись рядом за столом,

Переживая об одном:

– Давно уж надо рассказать,

Как без ошибок нас писать!

 

– Считают зря, что ПРЕ- и ПРИ-

Труднее всех...

– Не говори!

– Чтоб слово верно написать,

Смысл просто надо понимать.

– Да, наших правил целых семь,

Но ведь несложные совсем!

 

Пишите ПРИ-, забыв сомнения,

Обозначая ПРИБЛИЖЕНИЕ:

Поезд ПРИехал, кобабль ПРИплыл,

Конь ПРИскакал, сосед ПРИходил.

 

А также ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Или к ЧЕМУ-ТО ДОБАВЛЕНИЕ:

Пса ПРИвязал, колесо ПРИкрутил,

Марку ПРИклеил, заплатку ПРИшил,

ПРИрисовал, ПРИписал, ПРИобрёл,

ПРИнарядил, ПРИвинтил, ПРИколол.

 

ПРИ-, если ОКОЛО и БЛИЗКО,

В начале слов встаёт без риска:

ПРИшкольный двор, ПРИморский край

И ПРИусадебный сарай.

 

При ДЕЙСТВИЯ НЕПОЛНОТЕ

Приставка ПРИ- на высоте:

ПРИгрело – значит, не горит,

ПРИоткрыт - не полностью открыт.

 

Коль ЧТО-ТО ДО КОНЦА ДОВЕДЕНО,

И тут приставка ПРИ-, без всяких "но".

ПРИдал, ПРИдумал, ПРИручил,

ПРИмерил, ПРИчесал, ПРИвил.

 

ПРЕ- на "ВЕСЬМА" и "ОЧЕНЬ" можно заменить,

Её всё ОЧЕНЬ РАДУЕТ и может ОЧЕНЬ ЗЛИТЬ:

ПРЕуспевать, ПРЕувеличивать, ПРЕлестный,

ПРЕскверный, ПРЕсмешной, ПРЕинтересный.

 

ПРЕ- придаёт словам значенье "ЧЕРЕЗ", "ПО-ИНОМУ"

Или к значенью ПЕРЕ- близкое родному:

ПРЕображать, ПРЕграда, ПРЕвращать,

ПРЕрваться, ПРЕступать и ПРЕкращать.

 

ПРИ- или ПРЕ- ? ПРЕ- или ПРИ- ?

На слОва содержание смотри!

А будет сложно, словари

Всегда подскажут, ПРЕ- иль ПРИ- .

 

Организуя этот этап урока , учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала.

Автоматизация умственных действий по изученным нормам.

Регулятивные: оценка (все выше перечисленные УУД фиксируются на данном этапе)

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности на уроке.

-  Вот и закончился наш урок.

 

            Вы пр..красно поработали. Пр.обрели новые знания. Пр..одолели трудности. Пр..задумались над ошибками. Я получила пр..огромное удовольствие от общения с вами. Русский язык для вас не пр..града.

 

·         Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

·         Справились ли мы с ней?

·         Какие трудности возникали?

·         Разобрались ли в течение урока?

  • Сегодня на уроке  мне было…..  (интересно, неинтересно, скучно, весело)
  • Чем был полезен этот урок?
  •  Я оцениваю свою работу …
  •  Мне (не) понравился урок …

 

-Оцените свою работу на уроке:

«!» - мне все понятно, все выполнил верно;

«+» - еще сомневаюсь, допускаю ошибки;

«-» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.        Слайд №11

 

Домашнее задание:

1) Выучить орфографическое правило правописания букв Е и И в приставках ПРЕ-, ПРИ- на стр.66.

2) Из русских народных сказок выписать 10 предложений, в которых встречаются слова с приставками ПРЕ-, ПРИ-. слайд №12

 

Спасибо за урок!             Слайд №13

Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности на уроке.

Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке.

Личностные: нравственно-этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии на основе исполнения критериальной системы оценки).

Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения).

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы