Подобашина Марина Николаевна

сайт учителя русского языка и литературы

Найти в ребенке изюминку, зернышко творца, которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: исследовательская и творческая работа с учащимися

Увлечения: кулинария

Регион: Республика Бурятия

Населенный пункт: с. Хоринск, Хоринский район

Место работы: МБОУ "Хоринская СОШ №1 имени Д.Ж. Жанаева"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/podobashina-marina-nikolaevna
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, прочел много книг, он - совершенный учитель".
Л.Н. Толстой

 

 

Самые главные мои условия для успешной работы: быть постоянно в поиске, не опускать руки, если что-нибудь не получается; стремиться больше знать, чтобы лучше разобраться, глубже понимать, находить решения, дающие наилучший результат. Я вижу в этом свой профессиональный долг.

Считаю, что в современных условиях целесообразно использовать новые    интерактивные технологии, которые позволят учителю установить тесный контакт с учеником, помогут сформировать навыки самостоятельного труда, научат сотрудничеству.

О себе

 

 

1.          Ф.И.О.: Подобашина Марина Николаевна.

2.          Предмет: русский язык и литература.

3.          Должность: учитель русского языка и литературы.

4.          Педагогический  стаж: 25 лет.

5.         Образование:  Высшее, БГПИ им. Д.Банзарова, историко-филологический факультет, 1990.

6.          Разряд: 13.   

7.          Награды: грамота МОиН РБ, почетная грамота Правительства РБ

8.          Контактные телефоны:  служ.: 8(30148)22239.

10.       Место работы: МБОУ «Хоринская СОШ №1 им. Д.Ж. Жанаева»

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классика. Литература XIX

Мой взгляд на мир

 

Л.Н. Толстой писал: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, прочел много книг, он - совершенный учитель".

Когда училась в школе, всегда знала, что буду учителем. В школе, наверное, даже больше увлекалась историей. Но получилось так, что стала учителем русского языка и литературы. И вот 22-ой год  работы в школе.     

Никогда не жалела, что выбрала такую профессию. Как только переступаешь порог школы, забываешь обо  всем, в том числе и о  своих житейских проблемах. Дети дают заряд бодрости, энергии.

Работа в школе – это постоянный творческий поиск, совершенствование своего педагогического мастерства. Труд учителя сложный, требует много сил, большого усердия. Часто приходится жертвовать своим личным временем. Учу и воспитываю детей и сама учусь у них. Стараюсь научить их логически мыслить, правильно оценивать поступки человека. Стремлюсь  воспитать в них гордость, доброту, красоту, доверие и уважение к людям. С сожалением признаю, что не все удается сделать так, как хочется.

Самые главные мои условия для успешной работы: быть постоянно в поиске, не опускать руки, если что-нибудь не получается; стремиться больше знать, чтобы лучше разобраться, глубже понимать, находить решения, дающие наилучший результат. 

Считаю, что в современных условиях целесообразно использовать новые    интерактивные технологии, которые позволят учителю установить тесный контакт с учеником, помогут сформировать навыки самостоятельного труда, научат сотрудничеству. Но  не  следует отказываться и  от традиционных методик. Ведь они помогают учащимся осваивать ЗУНы. А именно ЗУНы пригодятся им при сдаче ЕГЭ  по предмету!

Надеюсь, что мои ученики будут сильными, добрыми, справедливыми, уверенными в себе; стремящимися к поставленной цели, сохраняя при этом свое человеческое достоинство; будут творческими, имеющими свое мнение и умеющими его отстаивать, уважая при этом мнение других, что они станут не только умнее, образованнее, но и мудрее. 

Меняются времена, но не меняются задачи учителя:

·                     дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;

·                     содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;

·                     вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;

·                     воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;

·                     стать им другом, раскрыть богатство их душ.

Мои достижения

 

 

За время работы в школе сделала девять выпусков. Среди моих учеников есть выпускники школы – медалисты.  Результатом моей  работы  является то, что в течение последних двух лет по показателям обученности учащихся  наблюдается положительная динамика.Творчески одарённые дети, самостоятельно работают над получением знаний, участвуют в районных и республиканских научно-практических конференциях и олимпиадах и добиваются хороших результатов. Две мои ученицы Тихонова Настя и Бальжирова Тунгалаг два года подряд участвовали в предметных районных олимпиадах по русскому языку и литературе и занимали призовые места. Также мои ученики были призёрами республиканских научно-практических конференций: "Шаг в будущее", "Сибирская весна", "Национальное достояние России", "Серебряная альфа". Хагоева Арюна получила вызов-приглашение на Всероссийскую конференцию «Национальное Достояние России» в г. Москва.

Также в 2008 году ученицы 10В класса Хагоева Арюна и Бальжирова Тунгалаг приняли участие в республиканском конкурсе сочинений, посвящённом году семьи, а Дашиева Улзыма участвовала во Всероссийском творческом конкурсе «Моя семья».Учащиеся 6В класса Лыгденов Содном, Масленченко Настя и Брылёва Катя приняли участие в республиканском конкурсе художественного слова «Чудесный клад Бурятии» и получили сертификаты. В 2010 году в районном конкурсе сочинений, посвященном Году Учителя, Унтанов Сергей (11В) занял Iместо.

В 2012 году исследовательские работы моих учеников помещены на сайте "Первое сентября. Фестиваль портфолио". Также мои ребята участвовали во Всероссийсской заочной олимпиаде "Интеллект-экспресс". Восемь учащихся 5 Б класса заняли I место в конкурсе "Тайны русского языка", трое учащихся 7 В класса в номинации "Любимый русский язык" заняли III место, а в номинации "Мир литературы" II место. Учащиеся 8 В класса заняли три четвертых места в номинации "Любимый русский язык". Команда 5 Б класса заняла II место во Всероссийской дистанционной олимпиаде эвристической направленности "Эврика" (Томский ГПУ). Девять учеников приняли участие во  Всероссийском конкурсе по русскому языку «Мир знаний», 27 учеников участвовали в международном конкурсе-игре "Русский медвежонок - языкознание для всех". В районной НПК "Шаг в будущее" Цыбиков Ринчин занял I место в номинации "Литература", Черных Анастасия в районном конкурсе сочинений «Не щадя собственной жизни», посвященном Дню Победы, заняла I место.    

За два последних года прошла следующие курсы повышения квалификации:

   1.   2011 г. Республиканский семинар «Актуальные проблемы и активные технологии школьного филологического образования» (8 ч. РИКУиО)

2.     2011г. «Тьюторское сопровождение одарённых детей» (144ч. АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования» социально-психологический центр)

3.    2012г. Дистанционные курсы повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова по образовательной программе «Проектирование уроков литературы» (72 часа)

4. 2012г. Дистанционное обучение по курсу программы «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» (40ч. Центр новых образовательных технологий Томского государственного университета)

5. 2012г. Дистанционное обучение на семинаре «Электронный учебник как инструмент обучения. Создание электронного учебника» (24ч. Томский Государственный педагогический университет)

6. 2012г. Всероссийский сетевой педагогический проект «Современный урок: кейс-метод» (12 ч. Томский Государственный педагогический университет ).                                                                                         

Моё портфолио

 

В Хоринской средней школе №1 я работаю с 1990 года после окончания Бурятского педагогического института им. Д. Банзарова.

 

Как  учитель русского языка и литературы, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей. Основа моей работы - признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

     Применяя элементы личностно-ориентированной технологии в преподавании русского языка и литературы, ставлю перед собой задачи:

· Как сделать урок радостным и интересным? · Как активизировать деятельность учащихся на уроке? Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше? 

  Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

Тщательно продуманное содержание различных форм уроков, в том числе, нетрадиционных, мультимедийных, интегрированных с  применением новых педагогических технологий обучения, разработанные  мною в целях развития речевых и интеллектуальных  способностей обучающихся,  формирования их орфографической и пунктуационной грамотности, элективные курсы по русскому языку для обучающихся «Тайна слова» 8 класс, «Практическая стилистика русского языка» 10 класс,  использование разнообразных средств педагогической диагностики образовательных результатов позволили мне добиться стабильных результатов учебных достижений обучающихся. О позитивной динамике успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе свидетельствуют результаты промежуточной и итоговой аттестаций в форме ГИА,  ЕГЭ, государственной аттестации школы.

Одной из основных в моей работе является игровая технология. В 2012 году приняла участие во Всероссийской педагогической видеоконференции по теме «Игровые методики обучения» на сайте «Завуч.инфо».  http://www.zavuch.info

В связи с установкой на развитие мышления учащихся я всё чаще применяю такие методы обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности, в частности лабораторные работы по русскому языку (языковой анализ, орфографические упражнения, словообразовательные задачи, изложения, сочинения). Содержанием практических работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учениками учебно-научные и творческие задачи. Задание должно включать этапы исследования:

- наблюдение и изучение фактов и явлений;

- выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;

- выдвижение гипотезы;

- построение плана исследования;

- выяснение связей изучаемого явления с другим;

 

- решение лингвистической задачи; 

Выполняя самостоятельно задания, ребята участвуют в познавательном процессе, в котором доминирующая роль учителя снижена, а ученики получают помощь в качестве плана работы, вовлекаются в процесс открытия, что соответствует требованиям современной дидактики. 

Полную самостоятельность школьников предполагает поисковая деятельность, лежащая в основе проблемного метода. В самостоятельном поиске учащихся, организованном преподавателем, формируется познавательный интерес, высокая активность подростков.

В современной школе должны быть использованы технологии, которые готовят ученика к самостоятельному овладению необходимыми знаниями, поэтому я использую модульную технологию на уроках русского языка в 7-9 классах, так как учебный материал легко разбиваются на крупные блоки. Использование технологий модульного обучения делает работу на уроке мотивированной, целенаправленной, формирует познавательную самостоятельность школьников, помогает им учиться с увлечением.

  Ведущими и основными методами обучения интеллектуально одарённых учащихся, безусловно, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной, групповой работы. Эти методы соответствуют уровню познавательной активности и интересов одарённых учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).  

Чтобы привлечь детей к исследовательской деятельности, использую различные приёмы: занимательность, наглядность, показ в известных знаниях нового аспекта.

На протяжении трёх последних лет я работала над проблемой: «Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка и литературы».

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике. В процессе изучения русского языка ученики должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.“Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли, - писал К.Д. Ушинский. Такая активная мыслительная деятельность в процессе приобретения обучающимися знаний и навыков по русскому языку возможна лишь при условии самостоятельности учащихся в работе.

Психологами установлено, что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, тренируют обучающегося в принятии решений, формируют умение защищать свои решения и мнения, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца.

В связи с этим самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка может стать при умелой ее организации прекрасным средством воспитания у учащихся самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции.

На протяжении многих лет работы я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые считают его скучным предметом. Нежелание заниматься порождает неграмотность. Я задумываюсь над тем, как пробудить у детей интерес к знаниям, как повысить грамотность письма. Обобщив опыт своей работы по данной проблеме, в 2011 году участвовала в республиканских педагогических чтениях «Традиции и инновации в развитии муниципальной системы образования» памяти И.Н.Дарижаповой, где представила доклад «Формирование интереса к русскому языку во внеклассной деятельности».

Прочитав много методической литературы, проанализировав свои уроки, пришла к выводу, что вызвать интерес к предмету можно через организацию самостоятельной работы и развитие познавательной активности учащихся. Данную задачу, по моему мнению, решает проблемное обучение.

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем.

В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как форму активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях, как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала, как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

Создание проблемной ситуации на всех этапах урока и активной деятельности учащихся помогает творчески овладевать знаниями и развивать мыслительные способности учащихся. На уроке литературы использую систему Е.Н.Ильина, даю детям групповые задания. При изучении художественных произведений ставлю перед детьми вопрос-проблему так, чтобы он был для них современным, значимым; ответ на него требовал тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы.

После подробного изучения технологии проблемно-диалогического обучения я стала применять приёмы данной технологии в системе, и стало понятно, что проблемное обучение – это именно то, что будет способствовать развитию ученика. Ведь применение данной технологии помогает вовлечь каждого ученика в активную познавательную деятельность.

Специфика целей и методов проблемного обучения существенно изменяет роль преподавателя в педагогическом процессе. Педагог перестает быть источником знаний, а становится помощником или руководителем в поиске этих знаний – в зависимости от конкретного метода обучения и уровня проблемности ситуации для учащихся. Особенность проблемного обучения заключается в том, что педагог одновременно выступает и как координатор или партнер (в ходе каждого этапа обучения), и как руководитель обучения (если рассматривать обучение как единое целое). Педагог организует весь процесс обучения и – в случае необходимости – включается в него для поддержания процесса в требуемом русле.

 При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями:

1) актуализации знаний и умений;

2) осознания и осмысления блока новой учебной информации;

3) закрепления и систематизации знаний;

4) применения знаний в новой учебной ситуации;

5) проверки уровня усвоения знаний и умений.

Задания, предназначенные для самостоятельной работы, носят активный и творческий характер, стимулируют поиск самостоятельных решений. Овладение приёмами самостоятельной работы является обязательным условием развития навыков самообразования, столь необходимого современному специалисту.

Мои публикации:
Внеклассная работа
Классное руководство
Литература
Материалы для родителей
Русский язык
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио