Полюшко Лидия Петровна

сайт заведующего школьной библиотеки

Профессия: заведующая школьной библиотеки

Профессиональные интересы: информационная поддержка учебно-воспитательного процесса, привлечение детей к чтению.

Увлечения: чтение, рыбалка, садоводство

Регион: Кемеровская область

Населенный пункт: г. Междуреченск

Место работы: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/polyushko-lidiya-petrovna
Кто владеет информацией, тот владеет миром
Натан Ротшильд

С того времени как я научилась читать, книга стала неотъемлемой частью моей жизни, и вопрос о выборе профессии не стоял вообще. В 1973 году, окончив Новосибирский книготорговый техникум, мне, наконец, удалось осуществить свою мечту, но, только попав в детскую библиотеку, я поняла, что именно работа с детьми моё истинное призвание. Какое это счастье видеть ясные заинтересованные глаза юных читателей, слушать их взволнованные рассказы о прочитанной книге, знать, что в успешной учебе ребенка есть и частица твоего труда, что вовремя предложенная книга помогла справиться с трудной ситуацией, и что благодаря тебе ребенок полюбил книгу и чтение.

О себе

Я родилась 4.09.1952 г   в с. Костенково Новокузнецкого района Кемеровской области. В 1969 году окончила школу, затем Новосибирский Книготорговый техникум (библиотечное отделение).  Кемеровский государственный институт закончила в 1980 году. С 1973 года живу в г. Междуреченске. В коррекционной школе-интернате работаю 25 лет. У меня два взрослых сына, внук и три внучки.

Мой взгляд на мир

Мир такой, каким его воспринимаешь ты сам. Для меня мир разноцветный, где кроме  черного цвет и белого есть еще и радуга. Люблю читать, люблю общаться с людьми.

Моё портфолио

Раздумья о профессии

 

С того времени как я научилась читать, книга стала неотъемлемой частью моей жизни, и вопрос о выборе профессии не стоял вообще. В 1973 году, окончив Новосибирский книготорговый техникум, мне, наконец, удалось осуществить свою мечту, но, только попав в детскую библиотеку, я поняла, что именно работа с детьми моё истинное призвание. Какое это счастье видеть ясные заинтересованные глаза юных читателей, слушать их взволнованные рассказы о прочитанной книге, знать, что в успешной учебе ребенка есть и частица твоего труда, что вовремя предложенная книга помогла справиться с трудной ситуацией, и что благодаря тебе ребенок полюбил книгу и чтение.

25 лет назад, по воле судьбы я стала работать в библиотеке коррекционной школы-интерната №11 VIII вида. В коррекционных школах VIII вида обучаются дети с нарушением интеллекта. Проработав полгода, мне пришлось признать, что знаний полученных в техникуме и в институте недостаточно для работы с моими новыми читателями.

Методика работы с такими детьми достаточно широко освещена на страницах дефектологической литературы, специальных педагогических изданий, но особенности работы школьной библиотеки коррекционной школы освещаются в печати крайне редко. Публикации на эту тему появились впервые в журнале «Школьная библиотека» в 2002 году. Интерес представляет статья доцента МГУКиИ Е.О Самохиной «Школьная библиотека в системе социокультурной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями», но в ней освещается работа с детьми начальных классов, а самый трудный подростковый возраст не затрагивается вообще. На городских методических объединениях решаются вопросы, которые зачастую не приемлемы в работе с особенными детьми. Общение библиотекарей коррекционных школ на уровне региона ограничено расстоянием, отсутствием центрального координирующего центра.

Работа школьной библиотеки тесно связана с профилем образовательного учреждения, в котором она находится. Основной задачей библиотеки в коррекционной школе считаю участие в создании коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных возможностей личности ребенка. Для решения этой задачи школьному библиотекарю коррекционной школы нужно владеть знаниями программных требований, психологических особенностей каждого читателя, методики коррекционной педагогики, умением создания установки на достижения успеха. Он должен уметь создать в библиотеке атмосферу, которая, благоприятно воздействуя на ребёнка, воспитывает у него стремление к добру, милосердию по отношению к другим, умение ориентироваться в любой жизненной ситуации.

Работа по формированию фонда наиболее значимая в деятельности библиотекаря. Нет книг – нет библиотеки. 20 лет назад ситуация на книжном рынке была прямо противоположная той, что существует сейчас. Деньги были: перечисляло государство, спонсировали шефы, но взять книги было негде. При формировании фонда приобретались книги известных авторов, сборники по нужным темам. Но эти книги до сих пор стоят в хранилище, так как не были учтены способности моих читателей прочитать и понять эти прекрасные произведения (мелкий шрифт, отсутствие иллюстраций, большой объем книги). Для особенных детей и книга должна быть особенной. Чтобы мои читатели увидели книгу, ее нужно поставить в нужное место. О том, чтобы расставить книги на абонементе согласно ББК, не могло быть и речи, только расстановка по темам позволяет ребятам свободно ориентироваться в фонде. На книжных выставках вместо цитат игрушки, поделки и т.д. Как можно больше книг «лицом» к читателю. Заголовки красочные, легкочитаемые, простые для понимания. Справочный фонд библиотеки представлен детской энциклопедией, книгами энциклопедического характера, справочниками, словарями.

Научить ориентироваться во всем этом задача нелегкая, но при любой возможности (групповые занятия, индивидуальные беседы), стараюсь рассказать, показать, как найти нужную информацию, сделать это вместе, обязательно похвалить за малейший успех. Но, как оказалось, не всегда чрезмерная опека идет на пользу моим читателям. На городских семинарах, посвященных информационной культуре молодежи, часто затрагивался вопрос о недостаточной работе в этом направлении детских и школьных библиотек. Библиотечные уроки проводятся, а молодые люди, придя во взрослую библиотеку, теряются, не знают где найти нужную информацию. Я всегда думала, что меня, моих читателей это не касается – им всегда нужна помощь, но жизнь показала, что это не совсем так. Четыре года назад две девочки Катя С. и Вера С., после окончания школы, решили учиться в училище и в вечерней школе, а затем в колледже. Меня радовало, что они прибегали ко мне, чтобы выполнить какое-то задание. Девочки окончили училище и в колледж поступили в другом городе, но с запросами обращались в нашу небольшую библиотеку, зачастую специально приезжая для этого в школу. На мое удивление они поясняли, что у них в библиотеке ничего нет, и книги там стоят как попало. Во время дальнейшего разговора я поняла, что мои лучшие читательницы просто не знают где найти нужную книгу и стесняются своего невежества. Это заставило меня всерьез задуматься о том, как перестроить работу по привитию навыков информационной культуры. Для начала именно для этих девочек пришлось провести несколько библиотечных уроков, большая часть которых была проведена в городской библиотеке. Основой этих уроков были практические задания. Пусть они не запомнили некоторых специальных терминов, но теперь свободно ориентируются в фонде, могут найти нужный им материал. Такие «высшие курсы» теперь проходят постоянно небольшие группы старшеклассников.

Знаете, чего не хватает библиотекарю коррекционной школы, пришедшему из любой другой библиотеки, работающей с детьми? Любознательности, понимания и творческой отдачи его читателей. В первые годы работы, после увлекательного обзора новых книг, или интересной беседы, увидев пустоту в глазах, я приходила в отчаяние. Позднее ко мне пришло понимание, что главное в работе с такими детьми это понять и принять их такими, какие они есть, а приемы и методы работы это дело практики. У меня есть правило: никогда не спрашивать ребенка (при приеме книги) о содержании книги. Только один из многих может передать содержание, для остальных это недоступно, а мотивация при выборе книги может быть настолько неожиданной, что в нашем сознании это не укладывается. Оксана Т. несколько раз брала книгу Т.И.Еременко. «Иголка-волшебница». Я была рада выбору девочки. Оксана у нас в сиротской группе. Научиться вышивать - очень хорошее и полезное занятие. Но оказалось, что девочка брала эту книгу из-за обложки. Фотография, на которой была, по словам девочки, похожа на ее маму.

В школьной библиотеке обычно все учащиеся являются читателями, особенно это касается школ-интернатов, детских домов. Уже стало традицией, в начале учебного года ребята приходят в библиотеку группами. После того как были записаны книги пятиклассникам, выяснилось, что двое новеньких, прибывших из поселка Ортон (это крупный поселок в тайге в 80-ти км от Междуреченска) брать книги наотрез отказались. Вместе с воспитателем, попытались выяснить причины такого неприятия книг, но натолкнулись на упорное молчание. Марина К. и Коля Т. в этот день ушли без книги. Впоследствии выяснилось, что эти дети очень плохо читают, с трудом понимают прочитанное. Столкнувшись с насмешкой сверстников, непониманием работника библиотеки школы Ортона, ребята просто отказались от чтения. В течение всей первой четверти велась кропотливая работа по привлечению детей к чтению. По моей просьбе одноклассники приводили Марину и Колю (за компанию) в библиотеку посмотреть журналы, порыться в фонде. Иногда я читала ребятам их любимые страшилки Э.Успенского, помогала разгадывать ребусы, сканворды, ненавязчиво втягивая во все это и Марину с Колей. На занятиях по внеклассному чтению, воспитателем поощрялся малейший успех этих ребят. Только в конце четверти они стали читателями библиотеки. Невозможно описать чувства, которые испытываешь, когда видишь доверчивую улыбку таких детей. А ведь ты подарил им только понимание и веру в себя.

Подготовка и проведение массовых мероприятий библиотеки играют огромную роль в развитии учащихся с ограниченными возможностями, только нужно найти ключик к каждому из них. При написании сценария, очень часто роль пишется для конкретного ребенка. Для своей читательницы Светы Г. я предложила роль венецианского купца в краеведческой игре «Мира не узнаешь, не зная края своего». Она состояла из трех фраз, но как их произнести эти девочке, которая могла выговорить только половину слов в алфавите и то нечетко. Света очень хотела участвовать в игре. На протяжении всего периода подготовки к мероприятию, каждый день мы репетировали с девочкой. И у нас получилось. Купец говорил с милым иностранным акцентом. Света стала усиленно заниматься с логопедом. В старших классах она читала стихи на общешкольных мероприятиях.

По моим наблюдениям, наибольшее количество компенсаторных возможностей задействовано при подготовке и проведении инсценировок сказок, басен, небольших рассказов и даже стихотворений. Ребята всех возрастов любят наряжаться в костюмы и быть актерами. А для того, чтобы спектакль удался важно, чтобы библиотекарь сам был эмоциональным и творческим человеком. Горящие глаза ребятишек, их гордость за свой успех, вера в то, что они смогут – главная награда в этой нелегкой работе.

Взрослый читатель в библиотеке коррекционной школы-интерната - особая забота библиотекаря. Учителя и воспитатели, студенты дефектологических факультетов вузов, работники школы, родители – каждый должен найти в библиотеке помощь и поддержку. Для родителей детей, обучающихся на дому (это в основном дети-инвалиды), подбираю учебники, книги для чтения детей, специальную литературу для мам и пап. Для учителей, заказываю и приобретаю учебные пособия, методическую литературу, дидактические материалы. Особенно тесный контакт библиотекаря школы-интерната с воспитателями. Подборка книг для внеклассного чтения, библиотечные занятия, помощь в разработке внеклассных мероприятий (предоставление материала, написание сценариев), совместная работа в индивидуальной работе с детьми.

Иногда я шучу, что все взрослые читатели считают школьную библиотеку своей домашней только с большим количеством книг, так как здесь все можно найти и для работы, и для семьи, и для души.

Общаясь со своими коллегами из городских и школьных библиотек, я иногда завидую тому, как много у них возможностей для успешной работы с детьми, но свою профессию библиотекаря коррекционной школы считаю нужной и интересной. Моя работа, вливаясь в работу всего коллектива школы, дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья жить нормальной жизнью, а не стоять на ее обочине.

Тихо в школе. Все на самоподготовке. Я работаю за компьютером. Дверь открывается и в библиотеку, неуверенно озираясь, входит Настя З. ученица 2 класса «и» (в нем обучаются дети с тяжелым нарушением интеллекта). Это не первый ее визит. Настя берет книгу (всегда одну и ту же), листает ее и что-то шепчет. Читать Настя еще не умеет. Она вообще еще ничего не умеет. В школе уже три таких класса, и, похоже, их количество будет расти. Я молча наблюдаю за ней и думаю о том, что нужно хорошо продумать работу с такими детьми, просмотреть литературу, посоветоваться с дефектологами, побывать на уроках. Решение должно быть. Ведь налицо главное – ребенок и книга.

Добавить грамоту в портфолио