Шаяхметова Гульчачак Рауфовна

Моя планета

учиться,учиться и учиться

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Дать знания детям

Увлечения: художественные книги

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: Шибаши ,Алькеевский район

Место работы: МбОУ "Шибашская СОШ"

Звание, ученая степень: учитель 2 квалификационной категории

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shayahmetova-gulchachak-raufovna

Учитель географии расстается со своими учениками.

Но выпусник школы не расстается с потребностью в географических знаниях,

необходимых ему в течение всей его жизни знаниях ,полученных в школе.

                                     И.П.Герасимов.

О себе

Эссе.

Я – Шаяхметова Гульчачак Рауфовна, учитель географии второй квалификационной категории  МОУ «Шибашская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского района РТ.

Начала свою педагогическую деятельность в Шибашской средней школе, где сама  и училась.

Что для меня профессия учителя? Это все, чем я живу и жила все эти годы! Это мое призвание!  Люблю свою работу, ценю свой труд. Мечта любого учителя, в том числе и моя, чтобы дети вспоминали нас добрым словом.

Оценка моей работы учениками для меня важнее любых авторитетных мнений. Я получаю от своих учеников-, от их родителей слова благодарности, признательности. Учеников своих я очень люблю.. Я ими горжусь, ведь это оценка моего нелегкого учительского труда и мотивация для дальнейшей моей работы.

Главной своей задачей, как учителя, считаю развитие способностей и поддержка стремлений ученика. Не учить, а помогать учиться и развиваться. Способность видеть и понимать изменения в ученике, помочь с удовольствием учиться, попробовать себя в разных делах, помочь им самоопределиться – мой учительский долг. Ведь очень непросто, простыми средствами, сдружить ученика с учеником, помочь нравственно не растеряться ему в сложном сегодняшнем мире и адаптироваться в нем, найти и реализовать себя, развить способность быть личностью.

Начиная урок в любом классе, а работаю я с 5 по 11 классы, ставлю перед собой задачу использовать инициативу ребят. Что будем делать? Как будем делать? Для чего будем делать? Решаем эти вопросы вместе с ребятами. А это значит, я изучаю ученика, имею возможность работать с ним на пользу ему и себе, ведь это пробуждает активность ученика и всего класса. Прослеживаю рост ученика, его развитие и взросление с 5-го класса и до выпуска. Стараюсь поддержать ребенка, помочь ему в становлении активности и самостоятельности, развитии его интересов, целей, возможности достигать желаемых результатов.

- Очень важно для меня создать условия, когда ребенок сможет развить и дополнить собственные знания, умения и навыки.

- Эффективно разнообразие форм и методов учебных занятий.

- Делаю ставку на активные формы учебных занятий и учебного диалога.

- Задача учителя найти в каждом ребенке то, что заложено природой в нем, и предоставить ему возможность реализовать его способности.

- Поощряю стремление каждого ребенка к индивидуальному успеху, учитывая индивидуальные склонности и способности к учебе.

- Очень важным в своей практике считаю проведение внутриклассных диспутов, участие учеников в обсуждении проблем, умение оперировать собственными идеями, способность рассуждать.

Не менее важным для меня является профессиональное общение со своими коллегами, обмен мнениями, тесное сотрудничество с учителями-предметниками, работающими в классе, где я являюсь классным руководителем, с родителями своих учеников.

Это позволяет координировать свою работу и как учителя, и как классного руководителя.

- В учениках и их родителях вижу союзников в работе.

- Становление личности, формирование духовности и уважения к общечеловеческим ценностям – нелегкая задача классного руководителя и учителя.

- На основании анкет, бесед, рекомендаций, наблюдений, родительского всеобуча составляю социальный паспорт семьи.

- Знание семей позволяет усилить индивидуальную работу с учащимися и родителями, оказывать воспитательное воздействие с учетом материальных и духовных возможностей семьи.

-Сотрудничество с родителями.

Это сотрудничество напрямую сказывается на повышении уровня воспитанности класса. Я – классный руководитель 9 класса, работаю с ними уже пятый год. Я признательна родителям своего класса. Отзывы родителей, их активное участие в жизни класса сказываются на психологическом климате .Принципы, которых придерживаюсь в своей работе:

1. Научить ученика творчески мыслить;

2. Применять получаемые знания в практической деятельности;

3. Повысить самооценку ученика;

4. Помочь ему осознать, что он:

- Способная личность;

- Творческая личность;

- Сильная личность;

- Равная со всеми личность.

«Школа – это место, где развивают умение учиться и где детей готовят к реальной жизни».

Главное назначение школьной географии – дать учащимся объективную картину мира, показать ее отличия от места к месту. Изучение законов развития природы нашей планеты, сложнейших причинно – следственных связей, взаимозависимости природных компонентов служит основой для понимания глобальных проблем человечества. Подготовка ребенка, будущего выпускника школы к жизни – конечная цель образовательной системы.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

На уроках географии стараюсь создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому считаю необходимым искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении:

·        Вводить наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;

·        Вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и жизни;

·        Готовить выступления перед товарищами в классе;

·        Направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала;

Организуя урок, стремлюсь так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех – первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.

Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Как педагог хорошо знаю это. Поэтому стараюсь не злоупотреблять попреками, замечаниями, двойками. Напротив, поддерживаю ученика, потерпевшего неудачу, подбадриваю его, обязательно использую похвалу – даже за незначительный шаг вперед. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольными и ждут с нетерпением завтрашнего дня – желание учиться крепнет.

На своих уроках я стараюсь поддерживать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательным к ним, вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так,  чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это – необходимые слагаемые успеха.

Используя различные формы и методы обучения и воспитания: опорные конспекты, зачеты, диктанты, кроссворды, практические работы, деловые игры, уроки-семинары.

Я – географ. Я хочу, чтобы мои ученики были не только географическими грамотными, самостоятельно мыслящими людьми, но чтобы они понимали величие и красоту родной природы, были сопричастны ко всем проблемам своей страны, своей местности, имели страстное желание их решить. Я хочу, чтобы мои ученики принимали мир во всем его многообразии, чтобы они были терпимы к нравам и обычаям других народов, чтобы в жизни они руководствовались известным девизом географов: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

Я,Шаяхметова Гульчачак Рауфовна,учитель географии МБОУ"Шибашская СОШ" Алькеевского муниципального района РТ,работаю с 1992 года в данном учебном заведении.Окончила Казанский Государственный педагогический университет по специальности учитель географии.Очень люблю свою работу,детей.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Э.Войнич "Овод".

Мой взгляд на мир

 

«Одаренный педагог. Какой он?»

 

Сегодня в области образования востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста после окончания педвуза могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, исследовательской, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.

Одаренный Педагог – это человек,  ориентированный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Такие учителя имеют внутреннюю мотивацию к труду. И это качество стараются развить в воспитанниках. Подобные педагоги эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.

В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности может позаботиться только сам профессионал. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека. Поэтому давайте любить себя и заботиться о собственной индивидуальности.

 

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Вот именно в этой ситуации, только педагог творческий, с ярко выраженным стремление к саморазвитию и самоактивизации, может выявить ту или иную сторону одаренности у ребенка.

Бытует мнение, что одаренные дети:

-  не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. (часто опыт показывает обратную ситуацию). Но часто они не принимают помощь из-за того, что по психологическому типу  интравертанты.

- достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели.

- склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему.

Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А. Дистерверг сказал, «Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить».

Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

Следует отметить, что одаренный педагог должен быть максимально социально ориентирован  и не бояться проявлять свои профессиональные навыки в лбом классе, с любым уровнем мотивации.

Любому ученику нужен одаренный педагог, настоящий мастер в образовании, так как одаренность ученика во многом результат работы талантливого педагога. Во всяком случае, именно к этому следует стремиться.

 

Мои достижения

Грамота за подготовку призеров Всероссийского географического  конкурса "Водные просторы"

Грамота за подготовку призера Всероссийского географического конкурса "Сказание о воде насущной"

Грамота за подготовку призера Всероссийского географического конкурса "Вода,вода".

Грамота за подготовку призера Всероссийского географического конкурса "Снова осень"

Грамота за подготовку призера всероссийского конкурса "Я сегодня Магеллан".

Моё портфолио

Требования к уроку

Дидактические требования к современному уроку:

  1.  четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  2. определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  3. прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  4. выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  5. реализация на уроке всех дидактических принципов;
  6. создание условий успешного учения учащихся.

 Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

  1. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  2. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:  соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

q  определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

q  планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

q  выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

q  учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

q  соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

 2. Особенности самоорганизации учителя: 

q  подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

q  рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

q  педагогический такт (случаи проявления);

q  психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

 Организация познавательной деятельности учащихся:

1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:  планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

q  использование установок в форме убеждения, внушения;

q  планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

q  использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

q  определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, “открытий”, формулирования выводов);

q  опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

q  планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

q  руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

q  использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3. Закрепление результатов работы:

q  формирование навыков путем упражнений;

q  обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

  1.  отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
  2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

 Учет возрастных особенностей учащихся:

  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

  1. температурный режим;
  2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  3. освещение;
  4. предупреждение утомления и переутомления;
  5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  8. соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

  1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника!

 

Мои публикации:
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Научно-техническое творчество
Художественно-прикладное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы