Шилова М.Б.

сайт учителя русского языка и литературы

Мир прекрасен и удивителен

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: литература

Увлечения: цветы, лыжи

Регион: Хабаровский край

Место работы: МБОУ СОШ №5 г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shilova-mb
В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя.
М. Бэбкок

 

 

О себе

"Моя педагогическая философия"

              Я – учитель…

              В суматохе ежедневных школьных дел некогда об этом размышлять. Уроки, беседы с учениками, родителями, классные часы, собрания, совещания. Вечером, когда написала сценарии всех 4-5 завтрашних уроков, где определила роль каждого ученика, есть время подумать. О чём? Да опять о них, о Димке, который на уроке успевает усвоить материал, ответить на все вопросы, потому что на каждый у него есть ответ, да ещё и заглянуть в три соседние тетради, успеть там что-то прочитать, исправить, помочь, кому-то что-то шепнуть, что-то уронить, попросить разрешения поднять. Обязательно перед первым уроком с ним надо поговорить о дежурстве, иначе забудет. О Кате, у неё в домашней работе вновь не выделены  окончания и не обозначены падежи. Почему? Задание было проверено, всё тот же Дима четко объяснил, почему е или и. А Руслан? Как движется его работа над сочинением? Эссе для восьмиклассника не простая вещь. Сможет ли  он объяснить, почему Мцыри интересен современному читателю? Вспомнилась беседа с отцом Сергея. Парень вновь едет на соревнования, а Иван Сергеевич задания и по русскому языку, и по математике, и по литературе распланировал для него на всю неделю. Всем бы такого папу. Юрка Иванов по-прежнему недосыпает, второй день ходит хмурый, нагрубил гардеробщице, сразу после уроков ушёл. Наверное, в семье неспокойно – повременю с его опросом. Так один за другим они уходят в мои сны, а утром снова – Она, её Величество Школа.

               Я – учитель, как и те, чьи уроки до сих пор в моей памяти. Первая учительница – Евгения Михайловна Семутина. Она не только научила читать и писать, но и преподала первый урок нравственности. Тогда в беседе с ней я впервые поняла, как больно может быть человеку, которого я обидела. Потом было много хороших учителей, но те, с кем невольно сравниваю себя, конечно же, учителя русского языка и литературы. Это и  Нина Ивановна Прузан, и Антонина Алексеевна Кухтина, и Валентина Яковлевна Юзефова, и Мария Степановна Засухина.  Именно встреча с этими учителями и определила мой выбор специальности.

                Я – учитель. Как моё слово отзовется в хрупких душах подростков? Слово, в котором соучастие, сопереживание, сотворчество. Убеждена, что именно слово является главным инструментом в работе учителя. Оно должно быть отточенным, ярким, выразительным. Учусь владеть словом до сих пор. Словари, энциклопедии – мои настольные книги. А ещё Паустовский, Пришвин, Чехов и, конечно же, Пушкин. Уроки по творчеству этого поэта для меня - всегда праздник. Каждый раз я с интересом наблюдаю, как привораживает он юных читателей. Изучая на одном из первых уроков фольклорные традиции  в русской литературы, я была удивлена тому, с каким интересом мои восьмиклассники перечитали пушкинскую  «Сказку о царе Салтане», а потом искали ответ на вопрос, как традиции фольклора входят в литературу и живут в ней. Дети получили эстетическое наслаждение, читая сказку, а это для четырнадцатилетнего подростка многого стоит. А «Повести Белкина»? Разговор о каждой из них превращается в Урок о нравственности. Я уверена, что для моих  учеников и Пётр Гринеёв, и Маша Миронова, и Владимир Дубровский, и Татьяна Ларина стали настоящими друзьями, советчиками, а если так, то подлость, лицемерие, жестокость к ним не пристанут.

              Я – учитель литературы. Я иду на урок к детям вместе с Крыловым, Толстым, Достоевским, Есениным, Шолоховым, Шукшиным, Астафьевым. Со мной к ученикам приходят тысячи литературных героев, которых любят и осуждают, им сочувствуют, на них хотят быть похожими, с ними хотят дружить или, наоборот, с ними не соглашаются, спорят, а если, оглядываясь на себя, обнаруживают сходство, стремятся обязательно пересмотреть своё отношение, хотят стать лучше.

По словам Д.С.Лихачёва, «русская литература – не развлекательная, хотя увлекательность её свойственна в высокой мере. Это увлекательность особого свойства: она определяется предложением читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы – решать вместе: и автору и читателям».  Лучшие произведения русской классической литературы никогда не предлагают читателям готовых ответов на поставленные общественно-нравственные вопросы. Авторы не морализируют, а как бы обращаются к читателям: «Задумайтесь!», «Решите сами!», «Смотрите, что происходит в жизни!», «Не прячьтесь от ответственности за всё и за всех!». Поэтому ответы на вопросы даются автором вместе с читателями. Я всегда радуюсь за своих учеников, которые в процессе анализа произведения делают настоящие открытия, пусть ребёнок сегодня ничего не захотел сказать, но по выражению его глаз, мимоходной улыбке, по тому, как недоуменно пожал плечами во время рассуждения одноклассника, я вижу, что разговор его затронул. Когда школьный библиотекарь спрашивает меня, почему мои ученики требуют в книгу В.Закруткина «Матерь человеческая» или В.Железникова «Чучело», ведь  этих произведений нет в программе, я понимаю, что мой урок не прошёл зря.

Смысл учительской жизни – ученик! Он определяет нашу позицию, творческие принципы. Один из них: анализ литературного произведения, по меткому выражению Е.И.Ильина, «должен вырастать в этическую проблему». Поэтому урок строю на основе трудного нравственного вопроса. Ответ на него или коллективно,  или индивидуально ученики находят, исследуя текст произведения, анализируя портрет, поступки, речь, взаимоотношения героев произведения. При этом методика  и стиль общения с ребятами и книгой определяется  стремлением видеть и растить лучшее в человеке.

« Понять хочется дела-то человеческие…» Реплика горьковского Луки – в чем-то ключ к уроку литературы. Этими делами словесник нужен и интересен ребятам. Эти дела дают смысл и высокую цель всей его работе и жизни. «Без серьёзного нет прекрасного», - говорил Чехов. Серьёзное – жизнь во всех её проявлениях, сам человек, который и в учителе, и в школьнике, и в литературном герое.(1)

Появляясь на свет, ребёнок уже имеет природные задатки, он растёт, развивается, проявляя свою индивидуальность. Ученик находится в постоянном движении – осознании себя. Очень важно, чтобы это был путь и  к пониманию и приятию других людей, к уважению их своеобразия, к признанию их безусловной ценности. Именно исследовательский метод как составляющая проблемного обучения стал главным средством в моей технологии обучения литературе.

«Книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить человека с самим собой, нравственно устроить его в сегодняшнем прекрасном и сложном мире и помочь переустраивать этот мир» (2) В этом я вижу свою задачу учителя литературы.

 

 

 

1.Е.Н.Ильин. Искусство общения. М., «Педагогика», 1988, стр.182

2.Е.Н.Ильин. Искусство общения. М., «Педагогика», 1988, стр.237

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.С. Пушкин

Мой взгляд на мир


Мои достижения


Моё портфолио

Шилова Мария Борисовна

Дата рождения: 28 января 1960 года г. Николаевск-на-Амуре

Образование: высшее, Хабаровский государственный педагогический институт, 1989 год, специальность - русский язык и литература, квалификация -  учитель средней школы.

Стаж педагогической деятельности: 32 года

Категория: высшая, 2015 год

Звание:  «Почетный работник общего образования Российской Федерации»,  2013 год.

Повышение квалификации:

2015 год Центр онлайн обучения педагогов <info@xtern.ru>span> КПК «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО» 72 часа

2016 год Краткосрочное обучение в Открытом институте «Развивающее обучение» по теме: «Содержание и организация формирующего оценивания учащихся и учителя (внутриклассного оценивания) на разных уровнях общего образования» 24 часа 

Сведения об аттестации:

2007 год - первая квалификационная категория

2010 год - высшая квалификационная категория

2015 год - высшая квалификационная категория

Реультаты ЕГЭ:

учебный годпредметсредний балл
2010-2011русский язык66
литература61
2011-2012русский язык58
литература62
учебный годпредметсредний балл
2012-2013русский язык64
литература

63

 

учебный годпредметсредний балл
2013-2014русский язык67

Результаты ГИА:

учебный годитогикачество знаний
2011-2012

"5"- 9 учащихся

"4"- 11 учащихся

"3" - 7 учащихся

                 74%
учебный годпредметкачество знаний
2015-2016русский язык68%
   

 

Мои публикации:
Литература
Русский язык
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио