Концепция развития школьного музея

Иванова Вера Игоревна

Примерная структура  Концепции развития музея образовательного учреждения рекомендуется методистами отдела краеведения Правобережного дома детского творчества Невского района Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_koncepcii_razvitiya_muzeya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ДОД Правобережный дом детского творчества Невского района Санкт-Петербурга, отдел краеведения 2009-2010 учебный год

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА

КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1

Введение (разработчик Концепции; сроки реализации; перечень нормативных документов – оснований для разработки данной Концепции)

2

Миссия музея ОУ:

Анализ состояния и текущей деятельности музея ОУ (краткая информация о музее[1]; состояние учёта и хранения фондов; наличие  документов музея и соответствие их предъявляемым требованиям; место музея в учебно-воспитательном процессе  школы; характеристика контингента учащихся – детского музейного актива; основные направления деятельности музея, детского актива; сведения о посетителях музея[2]; взаимодействие в условиях социокультурного пространства района, города)

Достижения музея ОУ, существующие проблемы в функционировании  (за последние 3 года) 

Основная идея развития музея ОУ (ценностные установки в деятельности музея ОУ; основные идеи и приоритеты развития в соответствии с актуальным социальным запросом)

Анализ возможностей развития музея ОУ (сильные и слабые стороны деятельности музея; стратегия развития музея в зависимости от возможностей конкретного образовательного учреждения, ресурсов музея) 

3

Цель и задачи развития музея ОУ (в области становления музейно-экспозиционного пространства и  деятельности детского актива)

3[3]

Экспозиция  музея ОУ:

Основная идея экспозиции

Основа для разработки (фонды или поисково-собирательская работа)

 Содержание экспозиции

 Логика построения (последовательность показа экспозиционных комплексов)

Построение экспозиции (проблемный, коллекционный и др. принципы)

Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции)

Фондовая работа музея ОУ:

Планирование поисково-собирательской работы (с целью комплектования фондов музея)

Организация учёта и хранения музейной коллекции (оформление инвентарных книг,  карточек, создание картотек)

Художественный эскизный проект экспозиции музея ОУ (планирование экспозиционных зон с размещением музейного оборудования; интерактивных зон, учебного пространства)

Материально-техническое обеспечение музея ОУ (определение затрат на экспозиционное оборудование, художественное решение задач экспозиции, средства ИКТ и т.д.)

4

Основные направления развития и содержание деятельности музея ОУ (с формулировками ключевых задач и способов решения)

Фондовая и экспозиционная работа (деятельность по комплектованию фондов музейных предметов, музейных коллекций, научно-вспомогательных материалов; идеи развития экспозиции, совершенствование системы учёта и хранения фондов, музейной коллекции в целом)

Экскурсионная деятельность (экскурсионное обслуживание, разработка интерактивных экскурсионных программ и т.д.)

Работа с детским активом (портрет-образ музееведа-школьника; реализация образовательных программ дополнительного образования детей по музееведению; участие в районных, городских и т.д. программах и проектах; организация социально-значимой деятельности; развитие детских объединений на базе музея[4])

Программно-методическое обеспечение (разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего деятельность музееведов-школьников; музейных программ)

Развитие музея ОУ в условиях социокультурного пространства (партнёрство с педагогами ОУ, родителями учащихся; социальные связи с учреждениями образования, науки и культуры; взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными и ветеранскими организациями)

Информационно-коммуникативные технологии в деятельности  музея ОУ (создание сайта музея, интерактивной экспозиции музея; использование электронных образовательных ресурсов, возможностей INTERNET-ресурсов для дистанционного обучения и т.д.)

Презентация опыта работы для музейной, педагогической общественности (в рамках РМО, ГМО и т.д.)

Рекламно-информационная деятельность (издательская деятельность; позиционирование музея в СМИ, сети  INTERNET и т.д.)

Инновационная деятельность, опытно-экспериментальная работа (участие музея в школьных, районных и т.д. инновационных проектах)

Материально-техническое обеспечение

5

Ожидаемые результаты, показатели результативности

6

Этапы реализации Концепции

7

Механизмы реализации Концепции (кадровые, программно-методические и  материально-технические условия)

8

Оценка эффективности реализации Концепции

Концепция (от лат. conceptio — понимание, система). Концепция развития музея ОУ - документ, раскрывающий определённый способ понимания деятельности музея в современных условиях; основные идеи развития его деятельности.

Программа (от греч. programma — объявление, распоряжение, указ). План работы музея ОУ, план деятельности детского актива музея ОУ – документы, отражающие конкретное содержание и способы деятельности с указанием сроков осуществления.  

Источники

Нормативные документы

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2010 №712-р «Об организации работы музеев государственных образовательных учреждений, подведомственных Комитету по образованию»

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.01.2010 №30-р «О проведении аттестации музеев государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга в 2009/2010 учебном году»

Распоряжение Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2008 №493 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке концепций развития деятельности государственных музеев, подведомственных Комитету по культуре»

Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 №28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)»

Литература

Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве. Материалы Всероссийской конференции «Музей и школа»: диалог в образовательном пространстве (16-17 мая 2008 г.). – СПб.: СПбАППО, 2009, - 114 с.

Разработано

Лончинская И.В., зав. отделом краеведения, методист

ГОУ ДОД Правобережного дома детского творчества

Невского района Санкт-Петербурга


[1] Полное наименование образовательного учреждения и музея; контактные данные (адрес, телефоны/факс, электронная почта); руководители ОУ и музея; характеристика помещения; профиль музея; курирующий государственный музей; краткая историческая справка; разделы экспозиции

[2] Категории и количество посетителей

[3] Для создаваемого музея

[4] Например, поисковые и исследовательские группы; экскурсионные, историко-краеведческие объединения учащихся; клубы и т.д.