Методичка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Виды детской деятельности: ПРОДУКТИВНАЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ, ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕДЬСКАЯ.
Цели:познакомить с элементами традиционного быта крестьянина; развивать и активизировать мыслительную деятельность детей;обогатить словарный запас существительными:лапти, чугунок, сундук;
Определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый .Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим’’ Я и моё имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование атрибуты русской избы; предметы быта, посуда, домашняя утварь прошлых времён; кукла; уголёк, зёрнышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; кроватка; кусочек хлеба и соли, половик.
Ход занятия:
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель:
-Дети, а вы любите путешествовать?
Дети:
-Да
Воспитатель:
-Давайте закроем глазки и представим себе, что мы с вами отправляемся в прошлое, во времена, когда наши прабабушки были малышами.
-Открываем глазки.
-Ребята, куда же мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Дети:
-В русской избе.
Воспитатель:
-Вот вам русская изба
В центре печь, стол, образа.
Кроватка – нянчить малыша,
Самовар и утюг, у стены большой сундук.
-А почему вы решили, что это изба?
Дети:
-Потому что здесь стоят: самовар, печка, деревянная посуда, ……
Воспитатель:
-Ребята, отгадайте загадку, о чём она ?
-Белая старуха на одном месте сидит,
Из угла в угол не переставить и из избы не вытащить (печь)
-А для чего в доме нужна печь ?
1.Готовить пищу , печь хлеб.
2.Сушить вещи зимой.
3.Обогревать дом.
4.Мылись, лечились.
-Воспитатель:
Ребята, в старину с печью было связано множество поверий и обрядов и относились к печи почтительно, заботливо. Называли её печка- матушка, кормилица, защитница. Но важная особенность русской печки в том, что печная лежанка – верное средство от простуды. Полежишь на ней, погреешь бока и вновь как молодой, да здоровенький. Словно заново родился.
Загадка
-Четыре братца под одной крышей стоят?
Дети:
- Стол.
Воспитатель:
-А какая роль отводилась в доме столу? (стол стоял в святом красном углу, садясь за стол люди крестились и уже потом кушали).
Загадка:
Медный бес на стол залез,
Четыре ноги, два уха, один носик, да брюхо?
Что это?
Дети:
-Самовар.
Воспитатель:
-А для чего самовар? (ответы детей)
Воспитатель:показывает чугунок.
-Дети, что это?
Дети:
-Чугунок.
Воспитатель:
-Для чего нужен чугунок?
Дети:
-В нём варили кушать.
Воспитатель: показывает лапти
-Дети, а это что?
Дети:
-Лапти.
Воспитатель:
-А для чего нужны лапти?
Дети:
-Их одевали на ноги.
Раздаётся звук плача ребёнка.
Воспитатель:
-Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достаёт из кроватки куклу.
Воспитатель:
-Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла – малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Давайте его покачаем.
Ребёнок, доставший куклу, качает, плачь стихает.
Воспитатель:
-С давних времён, когда ребёнок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребёночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена, выбирают одно имя – Егорушка.
Воспитатель:
-Вот мы и назвали малыша, а вы знаете, что обозначает имя Егор?
Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много – много земли и чтобы он был богатым и счастливым.
-А вы знаете, что обозначают ваши имена ?
Дети:
-Ульяна – справедливая, трудолюбивая.
-Василиса-царственная, руководящая.
-Яна –божество, бог солнца и света.
-Даниил-первопроходец, решительный.
-Егор – хозяин земли.
-Змилия – спокойная.
Воспитатель:
-Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. И называют таких людей – тёзки.
Стоит чашка, в ней: уголёк, зёрнышки, монетки.
Воспитатель:
-Дети, а кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи ?
Дети:
-Их клали, когда купали ребёнка.
Воспитатель:
-Да, правильно, раньше, на Руси, давным – давно, во времена наших прабабушек и прадедушек эти вещи клали в таз с водой, когда ребёночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами искупаем нашего Егорушку.
Ребёнок кладёт уголёк.
Воспитатель:
-А что говорили, когда клали уголёк ?
Дети:
-Привыкай к домашнему теплу.
Ребёнок кладёт зёрнышки.
Воспитатель:
-А что говорили, когда клали зёрнышки?
Дети:
-Будь всегда сыт.
Ребёнок кладёт монетку.
Воспитатель:
-А что говорили, когда клали монетки ?
Дети:
-Будь всегда богат.
Воспитатель вместе с детьми купает куклу.
Дети:
-Тили- тили- тили –тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки-
Полное ведёрко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
Бело- набело отмыли.
Лишь головка одна
Всё черным – черна.
Дети вытирают куклу.
-Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело.
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель:
-Дети, вот мы и помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ним ?
Дети:
-Одевали.
Воспитатель:
-А во что одевали ребёночка ?
Дети:
-В отцову рубашку.
Воспитатель:
-А почему ребёночка одевали в отцову рубашку ?
Дети:
-Чтобы он был похож на матушку и отца.
Воспитатель:
-Да, родители хотели, чтобы ребёночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они.Посмотрите, какая рубашка, какая она ?
Дети:
-Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель:
-Давайте оденем Егорушку.
Дети одевают куклу.
Воспитатель;
-А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?
Дети:
-Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель:
-Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребёночком делали его родные ?
Дети:
-Укладывали спать.
Воспитатель:
А куда клали спать ребёночка ?
Дети:
-В кроватку.
Воспитатель:
-Да, есть и у нас такая кроватка. Посмотрите, какая она у нашего Егорушки.
Дети:
-Деревянная, расписная.
Воспитатель:
-Дети, а посмотрите, что я нашла в кроватке. Что это ?
(показывает детям кусочек хлеба и соли )
-Что это ?
Дети:
-Хлеб и соль.
Воспитатель:
-Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом – солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей.Они клали хлеб и соль и приговаривали:’’Наконец- то ты родился Егорушка. Долго мы тебя ждали.’’
(дети кладут куклу в кроватку )
-Положили ребёночка в кроватку, а что дальше ?
Дети:
-Пели колыбельную.
Воспитатель:
-А что такое колыбельная ?
Дети:
-Это песенка под которую засыпает ребёнок.
Воспитатель:
-Дети, а давайте и мы споём колыбельную для Егорушки. Споём?
Дети:поют колыбельную
-Баю –баюшки –баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звёздочка горит
‘’спи, сыночек, - говорит, -
Баю, баю,баю,бай
Спи, Егорка, засыпай!
Воспитатель:
-Вот и уснул наш Егорушка. Давайте ему что нибудь пожелаем (пожелания детей )
Воспитатель поворачивается к печке и достаёт пирог.
-Наша барыня – сударыня толста и бела
Щей да каши наварила, пирогов напекла. Чаепитие.
Конспект открытого занятия по краеведению в разновозрастной группе детского сада.
тема:<<Русская изба. Семейные обычаи на Руси.>>
Подготовила:
Светлова Лариса Александровна
Воспитатель МДОУ
<<Детский сад с.Лох>>
2012 г.
Конспект открытого занятия по краеведению в разновозрастной группе детского сада.
тема:<<В гости к хозяюшке>>
Подготовила:
Сафарова РаисяРядифовна
<<Детский сад с.Лох>>
2012 г