Родительский лекторий

Оглавление:
  1. Первый раз в первый класс:   Личность  учителя. Сенсорный канал, пути усвоения информации и почему нельзя всех детей выгонять на перемену из класса. Навыки письма и чтения. Дошкольное обучение. Определение круга знаний.
  2. Всё о домашнем задании первоклассника.
  3. Начальная школа и новый образовательный стандарт. ФГОС. УУД. ИКТ. ИС.
  4. Выбираем правильный портфель.

 

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

 

  • Личность учителя

Большую роль в школьной успешности ребенка игра­ет личность учителя начальных классов. От него зави­сит, как будут учить ребенка, а этот вопрос является краеугольным камнем при обучении в начальной школе. Школьное обучение в основном ориентировано на ле­вое полушарие головного мозга, в связи с чем детям с ярко выраженной правополушарной асимметрией учиться сложно.

  • Сенсорный канал

Легче учиться в школе тому ребенку, у которого веду­щий сенсорный канал совпадает с учительским. По­следнее время в педагогической психологии все боль­ше внимания уделяется вопросу о том, каким сенсор­ным каналом человек преимущественно принимает информацию.

Если отдается предпочтение зрению, то человек относится к так называемым визуалам,

слуху — аудиалам,

практическим действиям — кинестетикам.

В процессе познания, безусловно, задействованы все каналы одновременно, и, тем не менее, у каждого человека есть предпочитаемый. Е. С. Гобова предлагает наблюдать за поведением детей на перемене, для того, чтобы определить ведущую модальность каждого ученика. Зрительно ориентированные дети чаще всего предпочитают оставаться в классе, если большинство учеников из него выходит: спокойствие и тишина для них — идеальная атмосфера для того, чтобы отдох­нуть, пребывая в своих визуальных образах, которые для них дороги. Если же классная комната превраща­ется на перемене в «слуховые баталии» аудиалов или в «салки-гонялки» кинестетиков, то визуал, скорее все­го, предпочтет покинуть класс и постоять у стеночки, наблюдая за другими детьми или играя в электронные игрушки.

Ученики-аудиалы используют перемену, чтобы всласть наговориться, особенно если предыдущий урок
был «молчаливым», а значит ужасно трудным и неин­тересным.
Для кинестетика перемена — это исключительная и единственная возможность размяться, подви­гаться. Многие кинестетики на перемене осваивают школьное пространство: их можно увидеть на раз­ных этажах, в самых отдаленных местах от малышового класса, они достаточно смелы и инициативны   для этого.

При объяснении урока учитель в зависимости от своего ведущего сенсорного канала чаще использует
те или иные образы (зрительные, слуховые, тактильные). Ребенку-аудиалу трудно воспринимать объяснения учителя-визуала и наоборот.

  • Подход к изучению материала

От учителя также зависит, какой подход к изучению нового материала он выберет: аналитический (деталь­ный) и синтетический (глобальный). Аналитический подход — это изучение материала отдельными частя­ми, из которых затем выстраивается целостная картина. Синтетический подход предполагает общее представ­ление о предмете или явлении, при этом выясняются

общие взаимосвязи. В начальной школе преимущест­венно используется аналитический способ объяснения материала, так как освоение многих предметов предполагает выделение отдельных частей, а затем усвоение целого (буква, слог, слово, предложение).
Ребенок же синтетик должен понять ситуацию в целом, прежде чем приступать к работе над отдельны­ми частями.

  • Стиль работы с классом

От учителя зависит стиль работы с классом. Установ­лено, что шестилетние дети лучше работают, если учи­тель придерживается демократического стиля, а семи­летние школьники — при авторитарном стиле руко­водства. В зависимости от условий учитель, безусловно, должен быть гибким руководителем, но авторитарность на первых порах нужна в силу того, что у ребенка происходит выработка навыков поведения и привы­чек, связанных с усвоением школьных норм, а в этом случае должны существовать четкие границы дозво­ленного.

  • Навыки чтения

Часто родители озабочены вопросом: надо ли до­школьника перед школой учить читать?

Многие дети делают это достаточно охотно и уже в 5 лет знают буквы и могут их складывать. Однако некоторые дошкольники активно отказываются учиться читать. Причины могут быть разные, в том числе и созре­вание мозга и его структур. Чтение представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходимо взаимодействие различных функций мозга с другими системами организма,  особенно зрительно-двигательной. Часто ребенку, не желающему учиться читать, надо дать время для того, чтобы произошло созревание организма, и на каком-то этапе онтогенетического развития он нач­нет делать это охотно. Также ребенок, которому часто читают взрослые, не хочет прилагать усилия для овладения навыком чтения. У него не развива­ется познавательная потребность в чтении, так как она мгновенно удовлетворяется взрослым. В подоб­ном случае можно использовать следующий прием. Начните читать интересный для ребенка рассказ, а затем прервитесь, сославшись на неотложные дела. Делайте так неоднократно, чтобы любопытство ре­бенка осталось неудовлетворенным. Современные дети не хотят читать еще и в силу того, что слиш­ком много сведений получают из средств массовой информации, в частности телевидения. Образы, кото­рые создаются на экране, преподносятся в готовом    виде, а при чтении надо прилагать серьезные усилия, чтобы возник образ, — заставлять работать собствен­ное воображение.

Хорошо читающему ребенку в школе легче, так как в первое время за счет навыка чтения у него по­является уверенность в успешности: он делает что-то быстрее других, более высоко себя оценивает.

Психо­логами установлен факт: читающие дети обладают более высокой самооценкой, чем их нечитающие свер­стники.

  • Навыки письма

Относительно навыков письма можно сказать следую­щее: если вашего ребенка учат писать специалисты, то это полезно. Но не пытайтесь сделать это самостоя­тельно! Вспомните, как трудно переучиваться, если вы к чему-то привыкли, если выработался навык: на­пример, работая на компьютере и переходя с русско­го на английский алфавит, человек испытывает часто затруднения, когда ищет нужную букву. Срабатывает так называемый закон взаимодействия навыков, ко­торый называется «интерференция»: замедление или искажение действий при выработке новых навыков под влиянием уже имеющихся. Если ребенок сразу стал «не так» держать ручку при письме, то избавиться от этого дефекта в силу интерференции навыка будет непросто.

Задача родителей заключается в том, чтобы со­здать как можно больше ситуаций, когда ребенок должен осуществлять деятельность, в которой за­действованы мышцы мелкой моторики руки. Для этого существуют разнообразные приемы: нанизыва­ние бусин и бисера на нитку, перебирание крупы, гороха, пуговиц, вышивание, забивание гвоздей, сбор мозаики, состоящей из мелких деталей и т. п. Все эти и подобные им движения направлены не только на развитие моторики руки, но и на развитие мозга ре­бенка.

  • Дошкольное обучение

Многие родители считают своим долгом подготовить ребенка к школе лучше других детей, в связи с чем начинают водить их в различные дошкольные развивающие организации, благо в настоящее время нет дефицита подобного рода услуг.

При этом надо помнить о том, что чрезмерное раз­витие каких-либо психических функций не всегда по­лезно. Рассмотрим это на следующем примере. Для изу­чения творческого воображения психологи часто ис­пользуют следующую простую методику: ребенку    предлагают рисунок, на котором изображены круг, тре­угольник и квадрат. Предлагается их дорисовать так, чтобы получился какой-нибудь предмет, а затем нарисовать что-нибудь, где бы сразу присутствовали все эти элементы. Чаще всего дошкольники дорисо­вывают круг до солнышка, треугольник до домика, квадрат до стола или табуретки. Некоторые дети, не понимая задания, начинают просто рядом рисовать такие же элементы.

Одни дети при выполнении этого  задания  не могут выйти за пределы математи­ческих конструкций, соединяют геометрические фигу­ры, путем их переори­ентации в простран­стве. Создание образа отличается шаблонно­стью, неумением вый­ти за рамки простого перемещения, дети  как бы подогнаны под определенный  стан­дарт.

Другие же могут  изобразить машину, солдата.... В этих рисун­ках необходимые эле­менты входят как часть реального целого.

Развивая ребенка дошкольного возраста, родители и воспитате­ли не должны пода­влять его индивиду­альность, любопытство и любознательность. Ребенок должен оставаться ребенком, а «маленьким профессо­ром» его сделают в школе.

  • Определение круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей действительности

Для того чтобы иметь свое мнение о круге знаний и представлений ребенка, сложившихся у него на по­роге школы, задайте ему следующие вопросы и про­анализируйте ответы.

Задание 1

Ребенку последовательно задаются вопросы, кото­рые приведены ниже. Все ответы необходимо записать. При анализе результатов учитывается, насколько у об­следуемого развиты основные представления о жиз­ни, общая понятливость.

1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

2. Как зовут твоих родителей?

3. В каком городе (поселке) ты живешь? Твой ад­рес?

4. Сколько человек в вашей семье? Назови всех.

5. Москва — что это за город? Что интересного в Москве?

6. Что интересного есть в городе (в поселке), в ко­тором ты живешь?

7. Что бы ты сделал, если бы увидел, что кто-то упал на улице и не может встать?

8. В какое время года на деревьях появляются ли­стья?

9.Для чего нужна армия?

10. Что остается на земле после дождя?

11. Как правильно переходить дорогу?

12. Для чего человеку голова? Нос? Уши? Руки?

13. Ты хочешь ходить в школу? Почему?

14. Назови времена года. Чем отличается осень от .лета?        

15. Сколько дней в неделе? Назови их.               

16. Какие ты знаешь профессии?

17. Какие страны ты знаешь?

18. Какие передачи ты смотришь по телевизору?

19. Что ты знаешь про космос?

20. Что нужно сделать, если ты порежешь палец?

21. Назови своих друзей.  Почему ты дружишь с ними?

22. На чем ездят люди? Как это назвать одним сло­вом?

23. Какие продукты питания ты знаешь?

24. Каких ты знаешь писателей, поэтов?

25. Назови предметы столовой и кухонной посуды.

26. Какие знаешь сказки? За что их любишь?

27. Как назвать одним словом лук, репу, морковь, огурец?

28. Чем отличаются дикие животные от домашних? Приведи примеры.

29. Чем отличается день от ночи?

30. Что ты будешь делать, если потеряешь игрушку своего друга?

31. Сосчитай до 10. Какое число перед числом 6?

32. Реши задачу: на дереве сидели три птички, по­том две улетели. Сколько осталось птичек?

33. Какое число больше: 7 или 8? На сколько?

34. Как  ты   думаешь,   что   интересного   будет   в школе?

35. Почему нельзя трогать спички?

36. Что такое честность, скромность, правдивость?

37. Назови предметы круглой, прямоугольной и тре­угольной формы.

38. Как нужно вести себя в гостях?

39. Для чего выращивают пшеницу, гречиху, кар­тофель?

40. Зачем надо учиться в школе?

41. Чем отличается река от озера?

42. Как, по-твоему, лучше: учиться дома с мамой или в школе с учителем?

43. Чем отличается самолет от птицы? Чем похож?

44. Как понять фразу: «У человека золотые руки»?

45. Чем отличается дерево от кустарника?

46. Какие продукты продаются в молочном ма­газине, в хлебном?

47. Чем отличается человек от животного? Чем они похожи?

48. Что нужно делать, если случится пожар?

49. Почему в магазине, в транспорте, в кино нужно платить деньги?

50. Назови друзей Буратино.

51. Кто написал сказку о рыбаке и золотой рыбке?

52. Кто такой Юрий Гагарин?

Оценка результатов

Высокий уровень — ребенок ответил более чем на 34 вопроса.

Средний уровень — ребенок ответил на 18—33 во­проса.

Низкий уровень — ребенок ответил на 1 — 17 вопро­сов.

Теперь вы знаете, какие вопросы (касающиеся опре­деленной области жизни) вызвали у вашего ребенка наибольшие затруднения.

Задание 2

Данная методика определяет запас слов, который хранится в активной памяти ребенка. Экспериментатор называет ребенку некоторое слово из соответствую­щей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 секунд, а в целом на выполне­ние всего задания — 160 секунд. Все ответы протоко­лируются.

1. Животные.           
2. Растения. 

3. Цвета предметов.                    

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов,  кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.       

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисле­ние нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8—9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6—7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различ­ных слов, связанных с разными группами.

4—5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2—3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.
1 балл — ребенок за все время назвал не более19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий;        

8—9 баллов — высокий;   

4—7 баллов — средний;

2—3 балла — низкий;        

О—1 балл — очень низкий.        

Задание 3    

Это задание позволяет проверить, как ребенок вла­деет некоторыми простыми понятиями. Ребенку предлагают охарактеризовать предмет, задав вопрос: «Что такое мяч?» Далее следуют слова: «тигр», «автомобиль», «солдат», «лодка», «картофель», «магазин».

Определение должно содержать описание предме­та, или указывать на материал, из которого он сде­лан, или относить его к определенному классу поня­тий (солдат — это человек). Ответ: «Солдат — это что­бы идти на войну» признается неполным; «Солдат — это человек, который идет на войну» — хороший

Оценка результатов

Высокий уровень — все 7 слов отнесены к опреде­ленному классу предметов.

Средний — определения даны на основе функцио­нальных признаков, часто выделены несущественные                 признаки.

Низкий — многие слова вызвали затруднения.

Задание 4

Ниже приведен ряд вопросов, предназначенных для выявления того, насколько ребенок проявляет инте­рес к окружающему миру и в какой степени ему свой­ственно понимание основных законов природы и жиз­ненных принципов. Это тест на так называемое «науч­ное понимание». Вопросы надо читать громко вслух, давая за ответы 0, 1 или 2 балла в зависимости от того, насколько ответ ребенка близок к одному из при­веденных ответов. Если возможны разные ответы, ре­бенку достаточно дать один из них для получения соответствующего балла. Не торопите ребенка и не за­давайте ему дополнительных вопросов, кроме тех слу­чаев, когда это предусмотрено вариантом ответа. Не говорите ребенку, правильно ли он ответил. Пре­кратите тестирование, если ребенку не удается полу­чить ни одного балла за пять вопросов подряд.

Примечание. Не следует читать ребенку варианты отве­тов, они приводятся здесь лишь как ориентиры для под­счета баллов. Ребенок должен отвечать на вопросы сво­бодно. Вы можете потом пройти с ребенком приведен­ные варианты ответов, если захотите.

1. Откуда берется шерсть? 

Овцы — 2 балла.
Австралия (Новая Зеландия) — 1 балл.  
Магазин (шкаф) — 0 баллов.       

2. Что нужно, чтобы сделать лед?

Вода и низкие температуры — 2 балла.

Холодильник (холодная вода) — 1 балл.

Форма для льда — 0 баллов.

3. Зачем ежу иголки?

Защита от врагов — 2 балла.          .
Чтобы его не брали в руки — 1 балл. 
Чтобы драться — 0 баллов.

4. Почему в пустыне нет деревьев?
Слишком сухо, нет дождей — 2 балла.
Плохой климат (дополнительный вопрос: Чем он плох?) — 1 балл.  
Слишком жарко (плохая почва) — 1 балл.
Все сгорело (все вырубили) — 0 баллов.

5. Откуда берется жемчуг?

Устрицы — 2 балла.

Море — 1 балл.

Раковина (дополнительный вопрос: «Какая?») — 1 балл
Ожерелье — 0 баллов.

6. Куда уходит ночью солнце?
Другая сторона света — 2 балла
Ниже горизонта — 2 балла.                  

Под землю — 1 балл.                          
За холмы (дома, деревья) — 1 балл.     
За облака (на небо) — 0 баллов.                  
Кто-то его выключает — 0 баллов.       

7. Почему некоторые шары взлетают?  

Они наполнены газом, который легче воздуха — 2 балла.

Они наполнены водородом (гелием) — 2 балла.

Они наполнены газом (дополнительно: «Ка­ким?») — 1 балл.

Очень раздуты (переполнены воздухом) — 0 бал­лов.

Хозяин отпустил веревку — 0 баллов.

8. Почему мы не могли бы жить на Луне без ска­фандра?

Нет кислорода (атмосферы), чтобы мы могли ды­шать — 2 балла.

Из-за отсутствия атмосферы там бывает слишком жарко и слишком холодно — 2 балла.

Мы не смогли бы дышать (дополнительный вопрос: «Почему?») — 1 балл.

Мы бы там сгорели/замерзли (дополнительный во­прос: «Почему?») — 1 балл.

Нас бы унесло в космос — 0 баллов.

Там нет воды для питья — 0 баллов.      

Нас бы убили чудовища — 0 баллов.

9. Каким образом парашют замедляет наше движе­ние при падении?

Создает сопротивление воздуха — 2 балла.

Захватывает снизу много воздуха, который в него упирается — 2 балла.

В него набирается воздух — 1 балл.

Широко открывается — 0 баллов.

Человек привязан к нему веревками — 0 баллов.

10. Как ученые узнают, какие животные жили мил­лионы лет назад?

Изучают окаменевшие останки (кости), сохранив­шиеся в земле — 2 балла.

Выкапывают их останки из-под земли (по рисун­кам в пещерах) — 1 балл.

Читают много книг — 0 баллов.

Разговаривают с людьми из примитивных племен, которые их помнят — 0 баллов.

11. Зачем нашему телу необходима кровь?

Доставляет кислород и питание органам — 2 балла.

Поддерживает деятельность системы обмена ве­ществ — 2 балла.

Удаляет из организма отходы — 2 балла.

Чтобы жить (дополнительный вопрос: «Уточни, по­жалуйста») — 1 балл.

Если бы она вытекла, мы бы умерли — 0 баллов.

Чтобы мы выглядели румяными — 0 баллов.

12. Почему костер можно затушить песком?

Костры не могут гореть без воздуха (кислорода) — 2 балла.

Песок уничтожает пламя, перекрывая поступление воздуха — 2 балла.

Песок уменьшает пламя (дополнительный вопрос: «Как он это делает?») — 1 балл.

Потому что песок мокрый — 0 баллов.

Он сбивает пламя с кусочков дерева — 0 баллов.

13. Как образуется радуга?

Разное преломление солнечных лучей в каплях дож­дя — 2 балла.

Разложение белого света в спектр — 2 балла.

Капли дождя действуют как маленькие призмы и создают разные цвета — 2 балла.

Солнечные лучи светят сквозь капли дождя — 1 балл.

Это происходит, когда солнечные лучи проходят сквозь туман — 1 балл.

Солнце светит на облака — 0 баллов.

Бог посылает радугу, чтобы сказать, что больше ливня не будет — 0 баллов.

14. Зачем хамелеон меняет цвет?

Защитная окраска — 2 балла.

Благодаря этому враги не могут отличить его от фона — 2 балла.

Защита — 1 балл.

Они застенчивы, расстроены — 0 баллов.

Они любят меняться — как люди меняют одеж­ду — 0 баллов.

15. Как рентгеновский аппарат помогает врачам за­глянуть внутрь тела?

Лучи проходят через одни части тела лучше, чем через другие, и из-за этого на фотопластинке получа­ется изображение — 2 балла.

Лучи проходят через все, кроме костей — 1 балл.

Лучи проходят через человека, и, когда они выхо­дят из него, их фотографируют — 1 балл.

Как фотоаппарат, который видит сквозь людей — 0 баллов.

Как моя мама, которая видит всех насквозь — 0 баллов.

16. Почему одежда светлых тонов особенно хороша для лета?

Она отражает тепло — 2 балла.

Темная одежда поглощает больше тепла — 2 балла.

В ней прохладнее (дополнительный вопрос: «Поче­му?») — 1 балл.

Зимой она сильнее пачкается — 0 баллов.

Хорошо выглядит на солнце — 0 баллов. Она тоньше — 0 баллов.

17. Почему замораживание позволяет дольше сохра­нить пищу?

Бактерии менее активны при низких температу­рах — 2 балла.

Оно останавливает распространение микробов — 2 балла.

Оно убивает всех червей — 1 балл.

Оно не дает мухам садиться — 0 баллов.

Холодные продукты вкуснее — 0 баллов.

18. Почему цветы обычно имеют яркую окраску?

Чтобы привлекать насекомых (которые помогают опылению) — 2 балла.

Потому что именно такие цветы были выбраны для разведения — 2 балла.

Это полезно для выживания растений (дополни­тельный вопрос: «Почему?») — 1 балл

Так они лучше выглядят — 0 баллов.

19. Что вызывает приливы на море?        
Притяжение Луны и Солнца — 2 балла.   

Воду тянет за собой Луна, которая вращается во­круг Земли — 2 балла.                                           

 Притяжение Солнца — 1 балл.                       
Луна — 1 балл.                                        
Это море приходит на сушу — 0 баллов.
Полная луна — 0 баллов.                               

Сильный ветер в сторону берега — 0 баллов.
Разливы рек — 0 баллов.

20. Почему летучая мышь в полете не натыкается на предметы?

Она создает звук, который отражается от препят­ствий — 2 балла.

У нее есть нечто вроде радара, использующего зву­ки — 2 балла.

Радар/очень хороший слух — 1 балл.

Она может видеть в темноте — 0 баллов.   

Хорошо знает дорогу к своей пещере — 0 баллов.

21. Как погружается в воду подводная лодка?

В специальные отсеки заливается вода — 2 балла

Набирает воду — 2 балла.

Ее делают тяжелее воды (дополнительный вопрос: «Как?») — 1 балл.

Убирают перископ — 0 баллов.

Опускают нос и включают двигатели — 0 баллов.

22. Почему вспышку молнии мы видим несколькими секундами раньше, чем слышим гром?

Свет распространяется быстрее, чем звук — 2 балла.

Звуку надо больше времени, чтобы дойти до нас — 1 балл.

Вспышка происходит раньше — 0 баллов.

Наши глаза работают быстрее, чем наши уши — 0 баллов.

23. Почему луна меняет свою форму?

Мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем — 2 балла.

Это зависит от углового положения Солнца по от­ношению к месту наблюдения — 2 балла.

Зависит от угла, под которым мы на нее смотрим/ иногда заслоняется Землей — 1 балл.

Облака проходят мимо нее — 0 баллов.

Иногда бывает полная луна, а иногда — новая — 0 баллов.

24. Если бы тебе завязали глаза, как бы ты опреде­лил, откуда исходит звук?

Он с одной стороны  громче,  чем с другой  — 2 балла.

Звук достигает одного уха быстрее, чем другого — 2 балла.  

Поворачивая голову из стороны в сторону — 1 балл.

Внимательно прислушавшись — 0 баллов.

Заглянув под повязку — 0 баллов.

Спросив кого-нибудь, кто может видеть — 0 бал­лов.

25. Почему реки и озера менее соленые, чем море?

Они питаются в основном дождевой водой, ко­торая выпаривается из моря, теряя при этом соль — 2 балла.

Реки постоянно разбавляются дождевой водой — 2 балла.

Море существует дольше, чем реки — 1 балл.

Соль все время накапливается в море — 1 балл

На дне моря залегает соль — 0 баллов.

В море больше рыбы — 0 баллов.

26. Почему стрелка компаса всегда показывает на север?

Магнитное поле Земли — 2 балла.

Это направление Северного магнитного полюса - 2 балла.    

Магнетизм — 1 балл

Под землей залегает железо — 0 баллов.

Гравитация — 0 баллов.

Потому что на этом направлении расположена По­лярная звезда — 0 баллов.

27. Как обычные очки помогают некоторым людям видеть яснее?

Они исправляют неправильное фокусное расстоя­ние глазных линз этих людей, чтобы изображение проецировалось на заднюю стенку (сетчатку) глаза — 2 балла.

Они помогают этим людям фокусироваться на пред­метах (дополнительный вопрос: «Как?») — 1 балл.

Увеличивают предметы — 0 баллов.

Уменьшают зрительное напряжение (блеск) — 0 баллов.

28. Почему ртуть используется в термометрах?        

Она сильно расширяется при нагревании — 2 балла.

Очень чувствительна к температуре (дополнитель­ный вопрос: «Каким образом?») — 1 балл.

Ее легко видеть — 0 баллов.

Она приятно выглядит — 0 баллов.        

Она очень тяжелая — 0 баллов.                              

29. Почему существуют времена года, например лето и зима?

Земля наклонена относительно Солнца и медлен­но движется вокруг него, так что иногда солнечные лучи более отвесно падают на Землю в северном по­лушарии, а иногда — в южном — 2 балла.

Земля наклонена — 1 балл.           

Летом Солнце выше в небе — 1 балл.   

Зимой Солнце дальше — 0 баллов  

Потому что мы крутимся вокруг Солнца — 0 бал­лов.

Иногда Солнце оказывается по другую сторону Зем­ли— 0 баллов.

Было бы скучно без смены времен года — 0 бал­лов.

30. Почему Луна не падает на Землю подобно ябло­ку с дерева?

Земное притяжение компенсируется центробежной силой, возникающей из-за движения Луны по орби­те — 2 балла.

У нее постоянная орбита (дополнительный вопрос: «Что конкретно ты имеешь в виду?») — 1 балл.

Она слишком далеко от Земли, чтобы земное при­тяжение заставило ее упасть — 0 баллов.

Господь держит ее там наверху, чтобы ночью не было слишком темно — 0 баллов.

Подсчет баллов по тесту. Чтобы получить коэффи­циент «научности понимания», подсчитайте число бал­лов, полученных в соответствии с кодами ответов, при­веденными рядом с вопросами, и соотнесите полу­ченное таким образом число со следующей таблицей.

балл

 

возраст

 

 

 

5*

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

0

 

80

 

78

 

76

 

74

 

 

 

 

 

 

 

2

 

88

 

85

 

82

 

78

 

76

 

 

 

 

 

4

 

95

 

92

 

87

 

83

 

80

 

76

 

 

 

6

 

103

 

97

 

92

 

87

 

83

 

79

 

76

 

8

 

117

 

104

 

97

 

92

 

86

 

82

 

78

 

10

 

127

 

116

 

103

 

96

 

90

 

85

 

80

 

12

 

135

 

127

 

114

 

100

 

94

 

88

 

83

 

14

 

142

 

135

 

123

 

108

 

98

 

92

 

86

 

16

 

146

 

142

 

133

 

118

 

102

 

95

 

88

 

* Используйте эту колонку для детей в возрасте от 5 лет 0 месяцев до 5 лет 11 месяцев; аналогичным образом ис­пользуются остальные колонки.

балл

 

возраст

 

 

 

5*     6     7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

18

 

149   147  140

 

127

 

110

 

98

 

90

 

20

 

153   151  146

 

135

 

118

 

102

 

94

 

22

 

         154  151

 

143

 

127

 

108

 

96

 

24

 

                 156

 

149

 

136

 

115

 

99

 

26

 

 

 

154

 

143

 

123

 

103

 

28

 

 

 

 

 

150

 

130

 

108

 

30

 

 

 

 

 

158

 

141

 

116

 

32

 

 

 

 

 

 

 

152

 

123

 

34

 

 

 

 

 

 

 

161

 

130

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

140

 

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

153

 

Среднее значение равно 100, а нормальный раз­брос значений — от 80 до 120 (приблизительно три четверти всех людей показывают результаты в этих пределах).

Авторы методики Гленн Вильсон и Диана Гриллз советуют родителям избегать следующих ошибок при использовании детских интеллектуальных тестов.

1. Детские тесты интеллекта менее надежны, чем взрослые, и чем меньше возраст ребенка при тести­ровании, тем меньше можно быть уверенным в на­дежности, правильности результатов. Имеется еще один важный дополнительный источник ошибок — неопытность тестирующего. Неумение тестирующего правильно проводить тест и подсчитывать баллы мо­жет сильно исказить результат в ту или другую сто­рону. Может случиться даже так, что нормальный или даже выдающийся ребенок окажется по резуль­татам такого тестирования умственно отсталым толь­ко потому, что родители каким-то совершенно не­имоверным образом неправильно поняли инструк­ции по проведению теста или по подсчету баллов. Поэтому мы хотим предупредить, что по поводу любого беспокойства, возникшего в результате ис­пользования этих тестов, или жизненно важного решения, которое принимается на их основе, необ­ходимо обратиться к профессиональным квалифи­цированным психологам. Такие специалисты имеют в своем распоряжении тщательно проверенные ба­тареи тестов и профессионально подготовлены к их использованию.

2. Если подтвердилось, что у вашего ребенка огорчи­тельно низкий коэффициент интеллекта (КИ), не сле­дует обвинять его в том, что он ленив или невнимате­лен в школе. Низкий КИ совсем ничего не говорит нам о том, насколько усерден ребенок. Он просто го­ворит вам, что ваш ребенок имеет мало шансов пока­зать выдающиеся результаты в учении. Это ни в коем случае не его вина, и его не следует за это корить. Важно также подчеркнуть, что уровень КИ не исчер­пывает достоинств ребенка — многие другие качест­ва, такие как мужество, надежность, эмоциональная устойчивость, чувство юмора, искренность, любовь и доброта, ничуть не менее важны. Эти качества не за­висят от уровня интеллекта и встречаются ничуть не чаще, чем очень высокий интеллект. Как кто-то удач­но сказал, хорошо быть важным, но еще важнее быть хорошим. Помните, что выдающиеся спортивные, музы­кальные или художественные способности довольно-таки независимы от интеллекта. КИ-тесты не способ­ны определить ни будущего обладателя золотых олим­пийских медалей, ни будущего гения в той или иной области художественного творчества. Так что не бра­ните своего ребенка за недостатки, которые, как вам кажется, выявили эти тесты. Присмотритесь лучше к его хорошим качествам, не только интеллектуальным, но и другим, и предоставьте ему ту поддержку, кото­рая необходима, чтобы развить эти качества в полной мере.

Задание 5.

Противоположные понятия

Ребенку говорят: «Я буду называть тебе слова, а ты будешь говорить другие слова, обозначающие обратное, противоположное тому, что я говорю. Если я говорю „большой", что ты скажешь?» Дожидаются ответа, если не ответит, то подсказывают: «Малень­кий».

Слова для предъявления: высокий, чистый, широ­кий, острый, сильный, толстый, твердый, грустный, медленный, добрый.

За ошибку считать, если ребенок будет давать ответ с «не». Например: высокий — невысокий и т. п. Анализ данных. Подсчитать в процентах правильность выполнения задания. Проанализировать, что делал ре­бенок в случае затруднения (давал ответ или просто молчал). Выявить слова, вызвавшие наибольшие за­труднения, и предположить почему.

К сожалению, хороший уровень общей осведом­ленности и понятливости, который обсуждался выше, не является стопроцентным залогом интеллектуально­го развития. Вспомните, как часто вам приходилось сталкиваться со следующей ситуацией: ваш ребенок все выучил, вы его проверили, а он приносит плохую отметку. Другой же ребенок почти ничего не учил, а был оценен высоко. Дело здесь не в пристрастиях учителя. Понимание этой ситуации кроется в специ­фике мышления человека. С одной стороны, для мыс­лительного процесса необходимы знания, так как «пустая голова не мыслит». С другой стороны, одних знаний оказывается недостаточно, так как необходим аппарат по переработке этих знаний. Те люди, кото­рые не очень много знают, но умудряются получать хорошие отметки, как раз обладают высоким уровнем развития мыслительных операций, которые перераба­тывают имеющиеся знания.

 

Домашние задания

 

  • Чем так важны для первоклассника домашние задания?

Домашние задания подчеркивают новый социальный статус ребёнка. Теперь он занимает новую позицию – позицию человека, который выполняет ответственную работу.  Эта работа важна не только для него, но и для всего его окружения – членов семьи, друзей.Домашние

  • Чем могут быть полезны домашние задания?

Домашние задания имеют не только чисто учебное значение. С одной стороны. они помогают закрепить материал, пройденный в классе, но играют также и большую воспитательную роль. Они важны для воспитания организованности и произвольности поведения ребенка.

  • Как отнестись к домашним заданиям родителям?

Если новая, ответственная позиция ученика не будет подкреплена новым отношением к нему со стороны родителей, поступление в школу может оказаться для ребенка лишенным смысла. Поэтому, во-первых, стоит выделить особое место для школьных занятий ребенка. Если есть другие братья или сестры, можно сказать: «А теперь – тихо!. Саше надо готовить уроки».

  • Почему ребенок должен выполнять домашнее задание самостоятельно?

Если ребенок не знает точно, как выполнить домашнее задание, на помощь спешат родители, дедушки и бабушки. Почему же родители, помогая выполнять домашнее задание, часто оказывают ребенку «медвежью услугу»?
Многие родители берут на себя функции учителя, начинают по-своему объяснять задание, контролировать выполнение, заставляют по нескольку раз переделывать уже сделанное. Часто их требования и объяснения не совпадают с тем, что говорил учитель на уроке, это может приводить к конфликтам между ребенком и «домашними учителями» - членами семьи. Тем самым создается отрицательное отношение к домашнему заданию, которое может быть перенесено и на занятия в школе.
Вот случай из жизни, который показывает, насколько важной и особенной фигурой для ребенка в начале школьной жизни становится учитель.Мама работает учителем в классе, где учится ее дочь-первоклассница. Мама дома обращается к Оле: «Ты неправильно пишешь. Нужно вот так.» Оля: « Мама, ты не знаешь. Нам учительница в классе сказала, что нужно так, как я делаю!»

  • Чем могут помочь родители при выполнении ребенком домашнего задания?

Помощь взрослых должна выражаться только в организации внешних условий для выполнения работы – постоянного рабочего места и тишины во время приготовления уроков. Нужно обеспечить ребенка необходимым материалом для работы, возможно, справочной литературой.

  • Как можно помочь ребенку, если он не справляется с домашним заданием?

•    Можно попросить его объяснить, в чем состоит затруднение. Глядишь, он сам и разберется.
•    Можно помочь ему зафиксировать трудность в виде вопроса, обращенного к учителю.
•    Можно пригласить в гости одноклассников или самим пойти к ним в гости и вместе разобраться с трудностями.
•    Не стоит разъяснять ребенку свои способы решения задачи, вызвавшей затруднения.
•    Ни в коем случае нельзя выполнять задание за ребенка (он при этом ничему хорошему не научится).
•    В любом случае на следующий день нужно спросить о том, получил ли ребенок ответ на свой вопрос, справился ли он с трудностью, и попросить объяснить Вам решение задачи, которая раньше не решалась.

( с сайта ГОУ СОШ "Школа здоровья"№1605)

Начальная школа и новый образовательный стандарт.
  •   Что такое ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты)?

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом  о введение в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.

  • Какие требования выдвигает новый  ФГОС?

Стандарт выдвигает три группы требований:
•    Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
•    Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования,
•    Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

  •  Что является отличительной особенностью нового  Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ -«общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементомформирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования  ИКТ-компетентности.
Реализация программы формирования УУДв начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Московский регион считает приоритетным активное включение подпрограммы формирования ИКТ-компетентности в образовательные программы столичных образовательных учреждений.
Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей учащихся.

  • Какие требования к результатам  обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, имежпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится...», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться...», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример:
Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

  • Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это изготовление бэджа, проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

  • Традиционные учебники или цифровые ресурсы?

Новый Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельностного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и в Интернете.

  • Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

  • Какой должна быть материальная образовательная среда начальной школы?

Основная масса детей, поступающих в начальную школу – шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не прошедший предварительной муштры в системе дошкольной подготовки приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, это процесс занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью. Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

  • Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает  реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

  • Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?

Переход на новый Стандарт проходит поэтапно.  С 1 сентября 2011-12 учебного года во всех образовательных учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта является обязательным. Среднее звено переходит на новые стандарты, соотвественно, с 2016-2017 учебного года.

Как выбрать школьный портфель


Перед началом учебного года магазины заполняются школьными портфелями, ранцами и сумками. Но при выборе ранца нужно обращать внимание не только на яркую расцветку. Существуют гигиенические требования, которые помогут выбрать не просто качественный ранец, а ранец, который не оказывает вредного влияния на здоровье школьника.

  • Требования к школьным ранцам

1. Вес ранца не должен превышать 700 г.
2. Конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму.
3. Спинка ранца должна быть полужесткой и сохранять свою форму.
4. Предпочтение следует отдавать ранцам, спинка которых имеет специальные массажные профили.
5. Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400 – 450 мм должна быть не менее 35 – 40 мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным; при использовании жесткого материала необходимы специальные накладки.
6. Высота передней стенки ранца должна составлять 220–260 мм.
7. Ширина ранца не должна превышать 60–100 мм.
8. Длина ранца не должна превышать 300–360 мм.
9. Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным,
с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки, ярким по цвету и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его гигиеническую безопасность.
10. Безопасность ранца должна быть подтверждена санитарно- эпидемиологическим заключением, выданным уполномоченным органом и утвержденным в установленном порядке.
11. Необходимо постоянно контролировать содержимое ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей.
12. Регулярные контрольные взвешивания ранца с ежедневными учебными комплектами необходимо проводить в течение учебной недели каждой четверти.
13. Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать:

  • для учащихся 1–2 классов – 2, 2 кг,
  • для учащихся 3 – 4 классов – 3, 2 кг.