Энергосбережение

Чореску Ольга Алексеевна

Калькулятор экологического следа (он-лайн): http://wwf.ru/footprint/calculator.
Что такое экологический след и советы как его уменьшить: http://wwf.ru/footprint/about.
Уроки энергоэффективности (презентации для детей) http://www.rf-energy.ru/lesson/present/.
Советские мультфильмы по энергосбережению http://www.rf-energy.ru/lesson/mults/.
Школа энергосбережения (видеоуроки) http://www.rf-energy.ru/lesson/.
Калькулятор расчёта потерь энергии при работе приборов в режиме ожидания http://www.rf-energy.ru/calc/waiting/.

Мультфильмы об энергосбережении

Фильм "HOME: Свидание с планетой"

Интерактивное занятие "Климат и энергосбережение"

Викторина «Энергоэрудит», сайт Город хороших новостей Кемерово http://www.kemerovo.ru/?page=924
Викторина по энергосбрежению, сайт Центр экологической политики и культуры http://www.ecologyandculture.ru/index.php?id=134&type_id=134
Сайт Энергоэффективная Россия http://energohelp.net/
 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

С уважением к энергосбережению Презентация к внеклассному мероприятию для учащихся 9 -11 классов Лебедева Н. Ю., учитель физики Берцун Е. И., учитель информатики МБОУ СОШ №4 им. И.С.Черных г.Томск

Слайд 2

2. Работа в лабораториях: А.викторина Б.аналитики План работы 4. Работа в творческих мастерских 1. Энергопотребление и его последствия 5. Выводы Подведение итогов 3. Выводы Подведение итогов работы 6 . Рефлексия Подведение итогов урока

Слайд 3

Энергопотребление и его последствия 1. Энергопотребление и его последствия Энергетические проблемы человечества

Слайд 4

Энергопотребление и его последствия Энергетические проблемы человечества Экологическая катастрофа В чем заключается эта катастрофа? Так ли она опасна для человечества? И что нужно делать, чтобы ее предотвратить? Эффективное использование энергии — ключ к успешному решению экологической проблемы! Как вы думаете, почему?

Слайд 5

Это рациональное использование энергии. Это деятельность по организации эффективного использования энергоресурсов. Специалисты утверждают, что потребление энергии, в среднем, может быть сокращено: • в быту на 34% • у небольших потребителей на 22% • в транспорте на 24% • в промышленности на 13-33% Что же мы понимаем под энергосбережением?

Слайд 6

Наиболее значительный прирост потребления электроэнергии произошел в бытовом секторе . Рост энергопотребления приведет к росту энергоемкости муниципального продукта, ч то отрицательно повлияет на привлечение инвестиций в промышленность и экономику муниципального образования, на конкурентоспособность производимых на территории товаров, работ и услуг на российском рынке. Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов

Слайд 7

От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан П роблема разумного использования энергии - одна из наиболее острых проблем человечества Почему же мы, вроде бы все знающие, не экономим электрическую энергию? Может быть, мы плохо представляем реальные результаты даже элементарной экономии электроэнергии?

Слайд 8

Анализ результатов анкетирования 2. Работа в группах Викторина «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!»

Слайд 9

Вам потребуется 1 кВтч энергии для того, чтобы: 1 кВт∙час энергии = 50 часов слушать радио На 17 часов оставить гореть лампу мощностью 60 Вт 12 часов смотреть цветной телевизор 2 часа пылесосить Принять 5-минутный душ Нагреть на 6 градусов полную ванну воды (150 л)

Слайд 10

• Через кран, из которого капает вода (10 капель в минуту) вытекает до 2000 л воды в год. • Если каждый из четырех членов Вашей семьи оставляет открытым водяной кран только 5 минут в день, вы теряете 7 кВтч энергии, выбросив в окно 1000 рублей? • Принимать душ — намного дешевле, чем принимать ванну. • Принимая ванну (140-180 л) Вы расходуете в три раза больше энергии, чем принимая 5-мин душ. • Распылители на кранах позволяют эффективнее использовать воду. Знаете ли вы, что:

Слайд 11

Анкета о сбережение энергии В нашем доме да нет Мы записываем наше энергопотребление Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее. Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее. Холодильник стоит в прохладной комнате. Мы не ставим мебель перед обогревателями. Мы начали использовать энергосберегающие лампочки Мы используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер) Мы проветриваем быстро и эффективно, всего несколько минут за раз. Мы заклеиваем окна на зиму. Мы зашториваем окна на ночь.

Слайд 12

В нашем доме да нет Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим. Мы часто размораживаем холодильник. Мы используем раковину для мытья посуды. Мы моемся под душем, а не принимаем ванну. Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школу и на работу. Мы снижаем температуру в помещении, когда выходим. Мы снижаем температуру в помещении ночью. Мы повторно используем стекло, бумагу и металл. Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз. Мы не покупаем товары в больших обертках. Мы чиним вещи, вместо того, чтобы заменить их. Анкета о сбережение энергии

Слайд 13

Дискуссионный клуб Качественные задачи 4. Работа в творческих мастерских Расчетные задачи Агитплакат

Слайд 14

Насколько энергетически выгоднее кипятить 2 чашки чая, чем полный чайник, который затем остывает? Сколько стоит стоимость сэкономленная электроэнергия при выключении света в кабинетах школы во время большой пятнадцатиминутной перемены? Подсчитать экономию при установке индивидуальных счетчиков на холодную и горячую воду в двухкомнатной квартире, в которой проживают 3 человека. Подсчитать, сколько можно сэкономить денег, если заменить обычные лампы накаливания на энергосберегающие в пятирожковой люстре. Экономические задачи

Слайд 15

Задача 2 Заседание дискуссионного клуба Задача 1 В большом городе ночью светофоры мигают желтым светом. Мощность одного устройства невелика, но в мегаполисе светофоров много. Общая мощность получается немаленькая. С другой стороны, выключать светофор нельзя – он предупреждает редких водителей о том, что впереди перекресток. Как быть? Огромные потери тепла происходят на предприятиях, в отапливаемых складах, ангарах через дверные проемы при въезде и выезде автомобилей. Что делать: ставить на ворота специального сотрудника или просить водителей закрывать за собой дверь?

Слайд 16

Задача 1 В большом городе ночью светофоры мигают желтым светом. Мощность одного устройства невелика, но в мегаполисе светофоров много. Общая мощность получается немаленькая. С другой стороны, выключать светофор нельзя – он предупреждает редких водителей о том, что впереди перекресток. Как быть?

Слайд 17

Задача 2 Огромные потери тепла происходят на предприятиях, в отапливаемых складах, ангарах через дверные проемы при въезде и выезде автомобилей. Что делать: ставить на ворота специального сотрудника или просить водителей закрывать за собой дверь?

Слайд 18

6 . Подведение итогов Острова

Слайд 19

Повышение энергоэффективности – это большая макроэкономическая задача, и ожидаемый эффект от ее решения зависит не только от сокращения потребления энергоресурсов, но и от запуска новых инновационных процессов, от внедрения передовых технологических решений. Дмитрий Медведев

Слайд 20

« Программа повышения энергетической эффективности экономики Томской области на период до 2012 года » … Сочетание экономических интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии. …Активное энергосбережение при производстве, транспортировке и, особенно, при потреблении энергии и энергоресурсов. Поэтапное формирование оптимальной структуры топливного баланса области должно осуществляться в следующих направлениях:

Слайд 21

Энергосбережение – дело для всех – польза для каждого Используйте кастрюли с диаметром днища равному диаметру конфорок электроплит. Устанавливайте холодильник подальше от отопительных и нагревательных устройств Для освещения используйте энергосберегающие лампы - они потребляют в 4-5 раз электричества меньше, чем лампы накаливания . Если работаете за компьютером и не используете его звуковые колонки то выключите их . Если оставляете включенным компьютер и уходите то выключайте монитор и звуковые колонки.

Слайд 22

Энергосбережение – дело для всех – польза для каждого Заделайте щели в оконных рамах и дверных проемах! Не загораживайте отопительные приборы ! Тепло от отопительных приборов будет эффективно поступать в помещение, если: • Отопительные приборы не закрыты шторами; • Отопительные приборы не закрыты декоративными панелями; • Отопительные приборы не закрыты мебелью или другими предметами. Батареи отопления будут эффективно обогревать помещение, если за ними установить теплоотражающие экраны . Проветривайте помещения не долго, но интенсивно !

Слайд 23

В центре Гамбурга немецкий художник Ralf Schmerberg создал необычный дом-иглу высотой 5,6 метра и 11 метров в диаметре. На создание иглу ушло 322 старых холодильника и 1718 метров провода. Эта инсталляция является выражением протеста против неконтролируемых расходов энергии. Рядом с иглу автор поставил огромный электрический счетчик, который показывает сколько электроэнергии будут потреблять 322 старых холодильника. "Расточительность является крупнейшим источником энергии!" - утверждает художник. Если вы поставите холодильник в комнате, где температура достигает 30 градусов, то потребление энергии удвоится.

Слайд 24

Следующий Час Земли состоится в субботу 31 марта 2012 года с 20:30 до 21:30 по местному времени Каждый год в последнюю субботу марта миллионы людей во всем мире выключают свет на час, потому что им важно будущее нашей планеты Земля. «Час Земли» – это символ бережного отношения к природе, заботы об ограниченных ресурсах нашей планеты. 134 государства мира на час отключили электроэнергию

Слайд 25

остров неуверенности Острова остров вдохновения остров удовлетворения остров размышления остров пустоты остров накопления знаний

Слайд 26

Напишите сочинение на тему «Энергия и мы » о роли энергии в нашей жизни и жизни планеты. • Почему мы должны использовать энергию более эффективно? • Как мы можем экономить энергию? • Опишите, что конкретно вы делаете сейчас для экономии энергии? • Объяснили ли вы своим друзьям и родителям причины, по которым необходимо сберегать энергию? Домашняя работа

Слайд 27

Спасибо за участие в творческих мастерских


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Энергосбережение – не экономия, а умное потребление! Лебедева Н. Ю., учитель физики Берцун Е. И., учитель информатики МБОУ СОШ №4 им. И.С.Черных г.Томск Презентация-викторина к внеклассному мероприятию для учащихся 9 -11 классов

Слайд 2

ОЙ! ОЙ! ОЙ! У какого бытового прибора среднестатистический расход электроэнергии за месяц больше, чем у других?

Слайд 3

В среднестатистической семье больше всего энергии расходует холодильник. Этот бытовой прибор работает непрерывно. Тем не менее, есть ряд мер, которые помогут значительно сократить энергопотребление. Не ставьте холодильник близко к радиаторам отопления, вплотную к стене. Чем ниже температура теплообменника, расположенного на задней стенке холодильника, тем реже он включается. Регулярно размораживайте холодильник. Не ставьте в холодильник горячие или теплые продукты.

Слайд 4

ОЙ! ОЙ! ОЙ! Главным с точки зрения энергоэффективности при покупке автомобиля для вас должен стать вопрос: В каком году произведен автомобиль? На каком топливе работает автомобиль? Какова марка автомобиля? Сколько топлива потребляет автомобиль?

Слайд 5

При сгорании одного литра бензина вырабатывается два с половиной килограмма углекислоты. Главным при покупке автомобиля для вас должен стать вопрос: «Сколько топлива он потребляет»? В настоящее время на рынке присутствуют автомашины, потребляющие 4 литра бензина на 100 км и менее. .

Слайд 6

ОЙ! ОЙ! Примерно 40% потерь тепла в домах происходит через: Дверные щели Стены Окна ОЙ! Вентиляцию

Слайд 7

По оценкам специалистов, 40 % потерь тепла происходит через окна. Их дополнительная тепловая изоляция или замена на современные стеклопакеты может повысить температуру в помещении на 4-5°С, что позволит сократить затраты на дополнительное отопление. Чтобы привести окна в порядок, не обязательно устанавливать дорогостоящие стеклопакеты. В большинстве случаев достаточно утеплить их современными изоляционными материалами.

Слайд 8

ОЙ! ОЙ! ОЙ! ОЙ! Какая лампа наиболее энергоэффективная? Светодиодная Люминесцентная Паяльная Лампа накаливания Керосиновая

Слайд 9

Наиболее энергоэффективной является светодиодная лампа . Преимущества перед другими типами ламп: длительный срок службы, экономичное использование электроэнергии, безопасность использования, незначительное тепловыделение. С точки зрения энергоэффективности , затратности и практического применения считаются наиболее функционально-перспективным направлением. Но пока эти лампы не получили такого широкого распространения, как всем известные люминисцентные лампы (менее энергоэффективны , чем светодиодные, но выгоднее ламп накаливания). Однако при повреждении колба люминисцентной лампы высвобождает пары ртути, что может вызвать отравление. В России система утилизации таких ламп пока не отлажена .

Слайд 10

ОЙ! ОЙ! ОЙ! Сколько процентов электроэнергии используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть? 65% 0% 95%

Слайд 11

Привычка оставлять оборудование в режиме «standby» (режим ожидания) сокращает ваш семейный бюджет. Выключение из сети телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт•ч в год. Например, если Вы смотрите телевизор 6 часов в день, то его потребление в режиме ожидания составляет в сутки 297 Bт•ч, а за месяц почти 9 кВт•ч. Аналогичные расчеты в отношении музыкального центра дают почти 8 кВт•ч в месяц, видеомагнитофона – почти 4 кВт•ч в месяц. Итого только по трем приборам – почти 21 кВт•ч в месяц .

Слайд 12

ОЙ! ОЙ! Какие виды электросчетчиков выгоднее использовать в быту? Двухтарифные счетчики Однотарифные счетчики Трехтарифные счетчики

Слайд 13

Функциональные возможности современных электронных счетчиков позволяют вести учет электроэнергии по зонам суток и даже по временам года. Региональная энергетическая комиссия раздела сутки на две тарифные зоны – день (с 7.00 до 23.00) и ночь (с 23.00 до 7.00) – и установили для каждой отдельный тариф. При этом ночной тариф значительно ниже дневного, что дает возможность населению сократить расходы на оплату электроэнергии. Двухтарифная система учета выгодна в равной степени как абонентам, так и энергосистеме. Это позволило бы значительно снизить производственные издержки, а также отложить на некоторое время ввод новых генерирующих мощностей за счет уменьшения потребления электроэнергии в часы максимума. Эта система учета позволяет существенно экономить на оплате электроэнергии, если правильно организовать использование некоторых бытовых электроприборов.

Слайд 14

Сколько процентов солнечного света поглощают грязные окна? 30 % 50 % 40 %

Слайд 15

Запыленные стёкла могут поглощать до 30% света. Содержите их в надлежащей чистоте!

Слайд 16

ОЙ! ОЙ! Накипь в электрочайнике увеличивает расход электроэнергии : на 10% на 20% на 30 %

Слайд 17

Накипь образуется в результате многократного нагревания и кипячения воды и обладает малой теплопроводностью, поэтому вода в посуде с накипью нагревается медленно. В результате - потери энергии составляют 20%.

Слайд 18

Заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличение расхода электроэнергии: на 30% на 20% на 40%

Слайд 19

При использовании пылесоса на треть заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание на 40%, соответственно, на эту же величину возрастает расход потребления электроэнергии.

Слайд 20

в 5 раз в 1,5 раза в 2 раза Во сколько раз энергосберегающие лампы могут снизить энергопотребление в квартире :

Слайд 21

Замена ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы, в среднем , может снизить потребление электроэнергии в квартире в 2 раза! Затраты на их приобретение окупаются менее чем за год. Современная энергосберегающая лампа служит 10 тысяч часов, в то время как лампа накаливания - в 6-7 раз меньше. Компактная люминесцентная лампа напряжением 11 Вт заменяет лампу накаливания напряжением в 60 Вт. Затраты окупаются менее чем за год, а служит она 3-4 года.



Предварительный просмотр:

Акция для тебя, твоей семьи и твоих друзей!

Акция поможет  задуматься,  как снизить энергозатраты, внести свой вклад в сохранение ископаемых источников энергии и уменьшение угрозы изменения климата. Начни с себя, собственного дома, лицея и постарайся сделать свою жизнь более экономичной и экологичной для себя и для окружающей среды. Каждый может достигнуть рационального и экологически ответственного использования

Каждому участнику Акции  необходимо:

  1. провести домашнее исследование потребления электроэнергии  
  2. обсудить с друзьями и родителями проблему и способы энергосбережения
  3. повторить исследование, применяя способы энергосбережения, сделать выводы
  4. применить практические рекомендации по экономии электроэнергии, тепла и воды дома, в лицее, на производстве

Выполнив действия по эффективному использованию электроэнергии, вы не только сэкономите средства на оплате электроэнергии, но и внесете реальный вклад в охрану окружающей среды!

Сохранить нашу прекрасную планету для будущих поколений мы можем только все вместе!



Предварительный просмотр:

Классный час в начальной школе по теме: "Энергосбережение"

Цели и задачи классного часа: 

  1. способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
  2. способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
  3. привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
  4. создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
  5. вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;
  6. стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в …квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. У меня даже есть карта путешествия.

На доске схема-план двухкомнатной квартиры.

Учитель: Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме?

Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?

Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,…

Учитель прикрепляет картинки на доску.

Учитель: Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество)

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:

  1. в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;
  2. согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия;
  3. не говоря уже об освещении квартир;
  4. о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.;
  5. даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.

Давайте представим, что городская квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

Будем “SOS” кричать!

Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.

И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.

Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? В этом нам поможет всезнающий человечек Электроша и конечно вы, ребята.

(Электроша - ученик 6-7 класса)

Электроша: Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.

Учитель: Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.

На доске картинка с изображением крана, из крана льется вода.

Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.

Электроша: Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Учитель: Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

  1. Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
  2. Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
  3. А главное - не забывайте выключать воду!

Электроша: Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

Учитель:

Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)

Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)

Электроша:

Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?

На доске картинка с изображением ярко светящейся лампочки.

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)

Электроша: Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.

Учитель: Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания. Вот

Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)
 

На доске картинка с изображением холодильника.

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.

Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша.

Электроша: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Учитель: Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)

На доске картинка с изображением электрической плиты.

Электроша:

Предложу один секрет -
Экономный дам рецепт:
Печь включи. Закипит -
Отключи и чуть-чуть
Повремени...
Медленно еда кипит,
Электричество хранит.

На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.

Учитель: А вот еще два жителя кухни.

Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)

Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)

На доске картинка с изображением термоса.

Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.

Учитель: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду?

А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)

Электроша: Наверняка, стакана 2 – 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.

Учитель: Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.

Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)

Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)

На доске картинка с изображением утюга.

И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.

Электроша: Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

Учитель: Эта вещь девочкам знакома точно.

На доске картинка с изображением фена.

Фен пыхтит, шумит, гудит,
Угодить он всем желает.
А ты под солнцем голову просуши,
Пусть фен лучше отдыхает.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)

Электроша: Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.

Учитель: Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот

Чтоб холодная зима
Не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите –
И в тепле себе живите!

Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)

На доске картинка с изображением девочки; она плотно закрывает окна.

А вот для вас небольшой тест:

  1. Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?
  2. Вы не забываете закрывать двери в подъезде?
  3. Вы не держите форточки постоянно открытыми?
  4. На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?
  5. У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?

Электроша: Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.

Учитель: Ребята, мы долго можем путешествовать по своей квартире. Мы побывали на кухне и ванной комнате. Не были ни в гостиной, ни в детской комнате. Но я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие и приступить к выполнению творческой работы: создать книгу

“О бережливости в картинках” или “Экономный ли я?”, или “Как стать хозяином в доме”.

Я думаю, что дело не в названии, а в содержании. Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)

Электроша:

Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.

Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!

Классный час заканчивается “включением” детей в проектную деятельность: создание книги “Как стать хозяином в доме”

Учитель: ребята, сегодня на уроке вы узнали много чего нового и интересного, надеюсь, что вы теперь будете беречь энергоресурсы дома и в школе.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Воспитание культуры энергосбережения»

Цель:

  1. привлечение  внимания родителей к проблеме энергосбережения;
  2. интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры энергопотребления у учащихся;
  3. формирование экономического мышления современного человека в масштабах семьи, учебного заведения, всей страны.

План проведения  собрания.

  1. Организационный момент.
  2. Блиц-опрос по теме энергосбережения с его последующим анализом.
  3. Проведение беседы по теме собрания.
  4. Разное.

Ход собрания.

  1. Организационный момент.

Приветствие родителей, создание благоприятной психологической обстановки, мотивация предстоящей деятельности.

  1. Блиц-опрос по теме энергосбережения с его последующим анализом.

Родителям предлагается кратко ответить на вопросы:

1). Как Вы считаете, где  дома можно сэкономить электроэнергию?

2). Что Вы знаете об энергосберегающих лампах?

3). Что Вам известно о проведении в республике информационной акции "Минус 60 Ватт в каждой квартире"?

  1. Проведение беседы по теме собрания.

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о воспитании у детей культуры энергосбережения.

В философском словаре дано такое определение бережливости: «бережливость - моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности. Бережливость обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности». Это определение непосредственным образом относится к теме нашего разговора.  

Что же мы понимаем под энергосбережением? Это - просто рациональное использование энергии. С каждым годом на бытовые нужды расходуется всё большая доля электроэнергии, газа, тепла, воды; в огромных масштабах растёт применение бытовой электрифицированной техники. Из всей потребляемой в быту энергии львиная доля - 79% идет на отопление помещений, 15% энергии расходуется на тепловые процессы (нагрев воды, приготовление пищи и т.д.), 5% энергии потребляет электрическая бытовая техника и 1% энергии расходуется на освещение и телевизионную технику.

В больших городах, десятки тонн топлива в день тратится напрасно, только из-за того, что ежедневно у нас забывают гасить десятки,  тысячи осветительных приборов.

        То же самое происходит и с водопотреблением. Незакрытые или текущие краны, увы, не редкость. А между тем, за тепло и свет мы платим не только деньгами (что в быту, конечно, забывается), а еще и парниковыми газами, которые выделяются в атмосферу и оказывают влияние на климат.         Энергосбережение в доме, энергосбережение в быту, в конечном итоге зависит и от нас с Вами. Итак, поговорим более подробно об энергосбережении в быту. Я попытаюсь дать вам советы и рекомендации, как расходовать в быту наименьшее количество электричества, тепла и воды, не испытывая при этом в них недостатка.

Начнем изучение этого вопроса с самого энергоемкого оборудования – электрического отопления. Использование электроэнергии с целью отопления само по себе нерационально с учетом большой её стоимости.
Часто в быту в совокупности с центральным отоплением (из-за его качества) используются масляные радиаторы. Прежде чем их использовать, позаботьтесь о снижении потерь тепла в квартире. Если рассмотреть тепловой баланс жилища, станет ясно, что большая часть тепловой энергии отопительной системы идет на то, чтобы перекрыть потери тепла. Они в жилище с центральным отоплением и водоснабжением выглядят так:  потери из-за не утепленных окон и дверей – 40%;  потери через оконные стекла – 15%;  потери через стены - 15%; потери через потолки и полы – 7%;
Очевидно, что использование пластиковых окон позволит значительно снизить потери. Своевременно утепляйте и обычные окна.

Электроплиты стоят на втором месте по энергопотреблению, годовое потребление электроэнергии ими составляет 1200-1400 кВт. Здесь существуют некоторые правила эффективного использования электричества:
1. Использование конфорки на полную мощность только на время, необходимое для закипания. Далее мощность понижается до уровня, необходимого для поддержания кипения (выше 100 градусов температура все равно не будет подниматься). 2. Продукты, требующие долгой варки необходимо варить на маленькой конфорке.  3. Диаметр посуды должен быть равен или немного больше диаметра конфорки, дно должно иметь наибольший контакт (предпочтительнее плоское и ровное). 4. Кастрюли необходимо закрывать крышкой. 5. При кипячении и подогреве воды лучше наливать столько воды сколько необходимо для предстоящего чаепития. Своевременно удаляйте накипь.  6. Применение скороварки существенно экономит энергию и время.

Холодильник должен находиться в самом прохладном место кухни подальше от батареи и плиты, желательно возле наружной стены, но ни вплотную к ней. Настройте свой домашний компьютер на экономичный режим работы (отключение монитора, переход в спящий режим, отключение жестких дисков и т.д.).

Не пренебрегайте естественным освещением: светлые занавески светлая отделка стен и потолка, чистые окна, умеренные посадки на подоконниках увеличат освещенность вашего дома.

Рационально используйте три системы освещения: общее, местное и комбинированное. Светильники общего освещения обычно являются самыми мощными светильниками в помещении, их основная задача – осветить всё как можно более равномерно. В одном или нескольких местах помещения следует обеспечить местное освещение с учётом конкретных условий. Такое освещение требует специальных светильников, устанавливаемых в непосредственной близости к письменному столу, креслу, туалетному столику и т.п. Комбинированные светильники за счет избирательного включения ламп могут выполнять функции общего и местного освещения. Наиболее экономичным является принцип зонального освещения, основанный на использовании общего, комбинированного или местного освещения отдельных функциональных зон. Если при освещении этих зон этих зон использовать лампы направленного света, настольные лампы, торшеры, бра, то в квартире станет уютнее, а следовательно, и комфортнее. Для такого зонального освещения подходят лампы в 1,5-2 раза менее мощные, чем в подвесных светильниках.

Обычные лампы накаливания, используемые в наших жилищах, львиную долю энергии тратят на отопление, а не на освещение. В настоящее время существует огромный выбор более совершенных источников света. Но экономически эффективными являются не все из них (из-за их стоимости).
Лучше использовать компактные люминесцентные лампы как сравнительно недорогие и эффективные. По сравнению с лампами накаливания они имеют в 5-6 раз большую светоотдачу и в 10 раз больший срок службы. Очень частое включение сокращает их срок службы. Люминесцентные энергосберегающие компактные лампы окупают свою высокую стоимость только при условии надежной работы в течение всего ее заявленного срока службы (обычно 8-10 тыс. часов). КЛЛ окупаются быстро при использовании их в местах, где постоянно горит свет (тамбуры перед квартирами, темные переходы, лестницы и т.д.). В квартирах не имеет смысла использовать КЛЛ в местах, где свет зажигается редко и ненадолго - туалеты, кладовки, темные комнаты, ванные комнаты. Низкая цена на КЛЛ может быть только в ущерб качеству, а соответственно и сроку службы, что автоматически означает, что потраченные деньги не успеют окупиться. Ориентируйтесь на качественную продукцию отечественных товаропроизводителей. 

В качестве итога хотелось отметить, что привычка экономить электроэнергию это признак разумного и современного потребителя и не обязательно бедного, в новых домах богатые люди используют современные технологии чаще чем «обычные» потребители. Энергосберегающие технологии доступны ныне каждому, используйте и получайте удовлетворение от данного процесса.

Всегда помните о том, что лучшее богатство—бережливость!

На память о нашей беседе я Вам оставляю буклеты «Памятка по энергосбережению».

  1. Разное.

Ответы на вопросы родителей. Рассмотрение вопросов успеваемости, поведения учащихся и т.д.