Положение о портфолио ученика

Нижегородцева Ольга Яковлевна

 

  1. Общие положения

 

1.1.Ученическое портфолио – это способ описания, фиксации, оценки и самооценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

1.2. Портфолио ученика МБОУ «Токурская СОШ» является комбинированной моделью «портфолио документов», «портфолио отзывов», «портфолио работ».

1.3. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся в определённый период его обучения, является коллекцией работ учащихся, которая демонстрирует его усилия, прогресс и результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

1.4. Портфолио ученика – инструмент познания учеником самого себя.

1.5.Портфолио  дает возможность ученику ставить цели и задачи для себя на четверть и на год.

1.6.Портфолио позволяет ученику формулировать взгляды и ценностные ориентации по самым важным направлениям его социальной жизни.

1.7.Портфолио позволяет школьнику проводить  самоанализ учебной и творческой деятельности, гордиться своими достижениями и планировать деятельность по устранению недостатков.

1.8.В процессе создания портфолио ученик становится более самостоятельным, собранным, ответственным, способным к адекватной самооценке.

2. Цель создания портфолио.

      Сформировать у обучающихся навыки  планирования учебной, творческой  и развивающей  деятельности в течение года, умения отслеживать свои достижения, анализировать причины невыполнения планов, потребность в саморазвитии, в объективной самооценке и  самовоспитании.

 

3.Педагогические задачи портфолио.

3.1.Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников.

3.2.Отслеживать личностный рост ребенка.

3.3.Формировать умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и развивающую деятельность.

3.4.Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной)  деятельности учащихся.

3.5.Создавать дополнительные возможности для успешной социализации, проявления гражданской зрелости и профессиональных предпочтений.

3.6.Способствовать формированию мировоззренческих, ценностных установок нравственного человека  с активной гражданской позицией.

3.7. Содействовать развитию коммуникативной культуры с сохранением индивидуальных достоинств личности.

4. Функции портфолио.

4.1.Обучающая: повышение образовательной активности школьников, уровня осознания ими своих целей и возможностей.

4.2. Развивающая: мотивация к непрерывному развитию личности, формирование умений планировать, анализировать свою деятельность.

4.3. Воспитывающая: воспитание ответственности, целеустремленности, нравственных основ личности.

5. Структура порфолио.

   Модель  портфолио ученика МБОУ «Токурская СОШ» учитывает возрастные особенности детей и представлена 4-мя вариативными портфолио: для 1, 2, 3 классов, 5 классов. Структура портфолио ученика начальной школы в той или иной степени содержит следующие разделы.

5.1. Я и моя семья.

5.2. Я и школа.

5.3. Я и мои друзья.

5.4. Я и мои планы.

5.5. Мои интересы и увлечения.

5.6. Я и мой класс.

5.7. Учеба – моя работа.

5.8. Итоги учебного года.

5.9. Мои личные достижения.

5.10. Родительский уголок.

5.11. Я – часть моего класса, часть моей школы.

5.12. Учительский уголок.

5.13. Я и мое будущее.

Для учащихся 5 классов структура портфолио ученика   в той или иной степени содержит следующие разделы.

Раздел I «Мой портрет» 

может включать в себя:

·        личные данные учащегося;

·        автография (резюме) учащегося;

·        результаты психологической диагностики учащегося;

·        информация,  помогающая учащемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;

·        результаты проведённого учащимся самоанализа;

·        описание целей, поставленных учащимся на определённый период, анализ их достижений;

·        результаты проведённой работы по профессиональному и личностному самоопределению учащегося;

·        другие сведения, раскрывающие способности учащегося.

Раздел II «Портфолио документов» - 

это сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения.

Раздел может включать в себя:                                                                             ·                  

 результаты школьных (городских, областных, всероссийских) предметных олимпиад;                                                                                               ·                   результаты участия в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, другими организациями;                                       ·                   результаты образовательного тестирования;                                                  

  ·                   курсы по предметам;                                                                                               ·                   

членство в школьных и межшкольных научных обществах и т. д.        

Документы и их копии могут быть помещены в Приложении к портфолио.  

Раздел III «Портфолио работ» 

представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Раздел может включать в себя:                                                                                                            ·                   исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы,   название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.); ·                   

проектные работы (указывается тема проекта,  даётся описание работы, возможно  приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);                                                                                                               ·                   

техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа,  даётся её  краткое описание);                                                                              ·                   работы по искусству (даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках);                                                                                                                    ·                   другие формы творческой активности: участие в школьном  театре, оркестре, хоре (указывается  продолжительность подобных занятий,  участие в гастролях и концертах);                                                                                                             ·                   элективные курсы и факультативы (указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия);                                      ·                   различные практики: языковая,  социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется  вид практики, место, в котором она проходила, её продолжительность); ·                   занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения  или организации, продолжительность занятий, и их результаты);                                                                                          ·                    участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проедения, достигнутый учащимися результат);                                                       ·                    участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указывается тема мероприятия, название организации, проводившей его, и форма участия в нём учащегося);                                                                                                             ·                    

спортивные достижения (указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда);                                                                                       ·                    иная информация, раскрывающая творческие, проектные исследовательские способности учащегося.     

  Раздел IV «Портфолио отзывов» 

включает в себя   характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, школьной админитрацией, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, общественными организациями и др., а также письменный анализ своей конкретной деятельности и её результатов самим школьником. Материал этого раздела может быть представлен в виде текстов   заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем, заметок.  Раздел может включать в себя:

·        рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;

·        отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

·        резюме, подготовленное самим учащимся, с оценкой собственных учебных достижений;

·        эссе учащегося, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения;

·         иная информация, подтверждающая отношение учащегося к различным видам деятельности.

Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещённых в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений учащихся, независимо от особенностей реализуемых образовательных программ.                                                                                                                           Раздел «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учёт индивидуальных интересов и потребностей учащихся, особенностей реализуемых в школе образовательных программ.  Требования к содержанию, структуре, и порядку ранжирования документов, помещённых в разделы  «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов», устанавливается школой.

6. Правила работы с порфолио.

 6.1. Работу с портфолио организует классный руководитель с 1 сентября каждого нового учебного года.

6.2. На классном часе классный руководитель мотивирует учащихся на планомерную работу с портфолио, объясняет цели и задачи такой деятельности. При необходимости проводит консультации с учащимися по вопросам работы с портфолио.

6.3. Заполняются разделы портфолио частично на классных часах, частично во второй половине учебного дня под руководством учителя. Учащиеся 10-11 классов работают с портфолио самостоятельно.

6.4.Классный руководитель проверяет заполнение соответствующих разделов портфолио ежемесячно и анализирует информацию для организации индивидуальной воспитательной работы с учащимися.

6.5.Классный руководитель отчитывается перед заместителем директора по учебно-воспитательной работе об организации  и итогах работы с портфолио.

6.6. Родительский комитет класса обеспечивает учащихся класса папками для сбора и хранения материалов портфолио.

6.7. Классный руководитель несет ответственность за сохранность материалов портфолио в кабинете класса и постоянно мотивируют родителей и учителей, работающих с классом, на сотрудничество в заполнении соответствующих разделов портфолио.

6.8. Информацию об учащихся, полученную из портфолио ученика, классный руководитель не разглашает и обсуждает проблемы ребенка в процессе личных собеседований.

7. Применение портфолио.

7.1. Портфолио – инструмент организации деятельности ученика в процессе самопознания, самовоспитания, саморазвития. В процессе работы с портфолио ребенок учится планировать, анализировать свою деятельность, ставить и достигать цели,  формировать ценностные ориентации.

7.2.  Классный руководитель,  родители и сам ученик отслеживают  личностные достижения, анализируют проблемы.

7.3. Работая с портфолио, ученик проявляет профессиональные предпочтения, планирует и обосновывает профиль обучения в старшей школе.