В помощь воспитателю

Осташова Марина Игоревна

Предварительный просмотр:

        Общение воспитателя с родителями воспитанников

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

   установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

   объединить усилия для развития и воспитания детей;

   создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

   активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

   поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

ПРИНЦИПАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

   Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

   Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

   Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

   Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

   Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

1.     Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

2.     Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

3.     Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

4.     Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

5.     Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

6.     Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

Желаем удачи во взаимодействии с родителями!

Макеева Т.В. - старший воспитатель



Предварительный просмотр:

Консультация

Интегрированная образовательная деятельность в детском саду

Дошкольный возраст - это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, взаимовлияния; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробуждать познавательные интересы.

К сожалению, сегодня в ДОУ существует тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, уменьшении времени самостоятельной деятельности детей в режиме дня, времени отдыха. Все это оказывает определенное воздействие на здоровье дошкольников. Тенденция включения в занятия не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребенком в его жизни, и , соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано.

Решением данной проблемы может стать внедрение систематических интегрированных занятий в учебно-воспитательную деятельность ДОУ.

Причины в потребности интегрированных занятий:

         Явления представляются не фрагментарно, а целиком.

         Побуждение детей к активному познанию окружающей действительности и нахождение причинно-следственных связей.

         Интерес детей, т. к. переключение на разные виды деятельности, дети не утомляются.

         Высвобождаются часы, которые ребенок может потратить на свободную деятельность, развитие двигательных потенциалов, следовательно оздоровлению.

         Снятие напряженности, страха, неуверенности.

         В большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи (сравнивают, обобщают).

Виды занятий.

Комбинированное - Сочетание разных видов деятельности, не имеющих логических связей (после рисования идет подвижная игра).

Комплексное - выполнение задач разными видами деятельности и логические связи между ними (беседа о пожарной безопасности и рисунок плаката "Пожарные на учении"). Но один вид деятельности идет как главный, а другой вспомогательный - создает эмоциональный настрой.

Интегрированное - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагог имеет возможность решить несколько задач развития.

Методы и приемы (наиболее эффективные):

         Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. На одном этапе занятия задается вопрос, на другой части вопрос решается детьми.

         Проблемные вопросы, стимулирующие проявление совместных с педагогом "открытий", помогающих ребенку найти ответ (напр., окр. мир  - дифференцированно рассказывает о явлении - задает вопрос, а на природном окружении - ребята с педагогом решают на опыте - находят ответ сами, делают вывод).

         Задания: "Докажи", "Объясни", "Как ты узнал?" Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному.

         Разнообразные речевые д/и  для активизации словаря.

Структура и требования:

         четкость, сжатость учебного материала;

         продуманность и логическая взаимосвязь разделов программы;

         емкость учебного материала (об одном предмете, но глубоко);

         систематичность и доступность изложения материала;

         соблюдение временных рамок занятия.

Суть: 

Интегрированное занятие дает широкое и яркое представление о мире, взаимосвязь явлений и предметов. Акцент не на усвоение определенных знаний, а на развитие образного мышления.

Структура:

1.      Вводная часть. Создается проблемная ситуация. Задается вопрос: "ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?"

2.      Основная часть. Даются новые знания - решение проблемы, вопроса с помощью разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по развитию речи (обогащение словаря, обучение связной речи).

3.      Заключительная часть. Практическая деятельность (дидактическая игра, рисование и др.). Закрепление информации.

Трудности проведения интегрированного занятия:

         сложность отбора учебного материала;

         подробное структурирование.

Пример интеграции.

1.        Временные представления. Математика (знакомство с часами) + природное окружение (времена года, процесс развития живых организмов) + окружающий мир (понятие прошлого, настоящего, будущего, дни недели, месяцы года).

2.       Освоение понятий "часть - целое". Математика + конструирование + обучение грамоте (состав слова и предложения) + литература (характерная структура сказки, рассказа).

3.       Окружающий мир (знакомство со средствами связи) + развитие речи (нормы речевого общения по телефону).

4.       Тема: "Мир природы". Окружающий мир (характеристики, свойства объектов живой и неживой природы) + математика (логические связи человек и природа, количественные характеристики природных явлений, характеристики природных объектов: величина, форма, расположение их в пространстве).

Подготовка к занятию по К. Ю. Белой:

1.      Определить области знаний (математика, окружающий мир и т. д.).

2.      Отобрать знания по вашей теме, которые наиболее важны.

3.      Учитывать программные требования и возрастные особенности дошкольного возраста.

4.      Определить одно (или несколько) базовых направлений содержания (цель занятия).

5.      Выявить основой принцип (тему) и задачи каждого направления (область математика - свои задачи, окружающий мир - свои задачи, например).

6.      Использовать разнообразные виды деятельности (драматизация сказки + конструирование из строительного материала + музыкальное оформление + развитие речи). Чтобы дети не уставали необходима смена деятельности.

7.      Использовать большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

8.      Использовать методы и приемы: проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирования, моделирование.

9.      Учитывать лично-ориентированный подход.

Примечание:

         В интегрированных занятиях отсечь все лишнее, устранить дублирование информации педагогами.

         Интегрированные занятия проводить систематически, а не единожды для обеспечения их эффективности.

Что дает ребенку интегрированный подход:

 Формирует у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания, усиливает мировоззренческую направленность интересов, всестороннее развитие личности.

Что дает педагогу интегрированный подход:

Получить возможность взглянуть на свои знания по теме: полноту, правильность, осознанность. Педагог учиться устанавливать взаимосвязь объектов, явлений и процессов ("думать по-новому").  Возможность установить положительное отношение воспитанников к объекту, явлению, к занятию в целом.

Итак, проблема интеграции в дошкольном образовании важна и актуальна в настоящее время. Это связано с новыми социальными запросами к детскому саду. Интегрированное образование создает условия не пассивного принятия воспитанниками информации, а как совместная деятельность воспитателей и воспитанников, активного и созидательного отношения и действия последних.

 Макеева Т.В. - старший воспитатель



Предварительный просмотр:

Организация и проведение прогулок и экскурсий

Программой воспитания в д/с в примерном режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение 2-х прогулок, продолжительностью в ясельных группах от 1ч 30 мин до 2 ч 45 мин, в дошкольных – от 3ч 30 мин до 4 ч в зависимости от возраста детей.

Изучение практики организации воспитательной работы на прогулке показывает, что это время при тщательно продуманной подготовке педагога используется успешно для укрепления здоровья детей, их воспитания и всестороннего развития.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире. Из наблюдений в природе они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят дома, асфальтируют дороги и т.д.
Малыши трудятся в цветнике – сажают цветы, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту.
Т.обр., правильно организованные и целенаправленные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Режим дня в д/с предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведенное на прогулки, оговоренное в программных требованиях и САН ПиН, должно строго соблюдаться.
Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок.

Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и игр с различными игрушками. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом прогулки. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки, снежные сооружения, каток (если позволяют условия).
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательные и интересные, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности.
Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит младший воспитатель, затем провожает их на улицу. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста детей. Воспитателю при планировании содержания воспитательной работы во время утренней прогулки следует руководствоваться программными требованиями, строго отбирать материал по содержанию, предусматривать равномерное чередование спокойной и активной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей детей, придерживаясь следующей примерной структуры: 30-35 мин – спокойная, самостоятельная деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, строительные, дидактические). В это же время целесообразно предусмотреть наблюдения, направленные на создание у детей интереса к познавательной деятельности, умения сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Проводится также работа по развитию связной речи детей, обогащению и активизации их словаря. Спокойная деятельность должна сменяться подвижными играми с элементами спорта, спортивными развлечениями, трудовой деятельностью. Продолжительность этого периода прогулки должна быть 45-50 мин (с учетом возраста детей группы и времени года). В целях совершенствования движений детей целесообразно в этот период прогулки предусматривать проведение бессюжетных подвижных игр, в которых дети действуют с предметами, выполняют конкретные задания по движению.

Определяя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель, наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе, должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними.
Затем дети опять возвращаются к спокойной самостоятельной деятельности, которая продолжается 30-35 мин (с.-ролевая игра, строительные и т.д.). Для повышения двигательной активности детей спокойная деятельность в этот период может сочетаться с выполнением физических упражнений, проведением упражнений корригирующего характера по профилактике нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учетом конкретных условий дошкольного учреждения, времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать ее целесообразно с организации подвижной игры или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные или музыкальные занятия, то начинать ее лучше со спокойной самостоятельной деятельностью детей.

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. В это время также может предусматриваться труд и игра, проведение различного рода физических упражнений. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игр большой подвижности, возбуждающих нервную систему детей.
При организации всех видов деятельности во время прогулок следует учитывать индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья; более активно в ходе их использовать методы и приемы, способствующие формированию, усвоению нравственных норм поведения.

Воспитательная работа с детьми должна быть тесно связана со всей воспитательно-образовательной работой ДОУ.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую дождливую погоду (весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами (кольцеброс, кегли и т.д.), а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол и хоккей.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космос, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях на прогулке организуются и спортивные развлечения. Летом – это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема), зимой – катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
При подборе игр и упражнений для прогулок необходимо так сочетать основные виды движений, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое – новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно обеспечить системность, последовательность подачи программного материала, повышать двигательную активность детей. При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации детей. Так, подвижные игры воспитатель проводит со всей группой. Спортивное упражнение и упражнение в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам.
На прогулке необходимо учить детей правилам игры, чтобы они усвоили содержание нескольких подвижных игр, могли к концу учебного года самостоятельно организовать игры с небольшой группой сверстников.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, зимой – могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильными, но вместе с тем требовать от детей определенных усилий. Дети младшего и среднего дошкольного возраста на прогулке в любое время года могут выполнять отдельные конкретные кратковременные поручения, а старшего – самостоятельно выполнять более сложные и длительные трудовые поручения.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т.д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовывать наблюдения за трудом взрослых, которые работают близ детского сада (н-р, дворник, строитель). С младшими детьми следует планировать кратковременные, но часто повторяемые наблюдения с небольшими подгруппами, т.к. дети этого возраста быстро утомляются, внимание их неустойчиво. В средней группе можно предусмотреть знакомство детей с некоторыми качественными изменениями в природе, используя иногда несложные игры – поручения, типа: «Найди такой же», «Кто заметил?» и др. В старших группах – более длительные, иногда повторные наблюдения одного и того же явления, что дает возможность научить детей замечать изменения, подводить их к простейшему обобщению накопленных представлений о природе. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания детей. Руководствуясь программой, следует определить круг знаний, которые дети должны приобрести за определенный период времени о неживой природе, о жизни растений и животных, о труде человека. Организуя наблюдения детей на прогулках, воспитатель формирует эти знания постепенно. Надо обращать внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных, и с помощью вопросов помогать детям устанавливать связи между этими изменениями. Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворение, потешки, загадки, заклички и т.д.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, не замерзли или не перегрелись. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.

Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения. Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаток и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря. Воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, поможет обогатить игровой сюжет. Значительное влияние на двигательную активность дошкольников в играх оказывает их общение. Введение в игры движений с использованием пособий увеличивает продолжительность общения детей.

Воспитательно-образовательная работа с детьми на прогулке не может быть построена по какой-то одной заданной схеме. Во время прогулок воспитатель проводит и индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для следующих – спрыгивание с пеньков и т.д.
На прогулках осуществляется и работа по развитию речи ребенка: разучивание потешек, загадок и т.д., стихотворения о времени года или явлении природы.
Воспитатель организует наблюдения детей и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки. В младшей группе такие прогулки проводятся раз в неделю на небольшом расстоянии от детского сада. Со старшими детьми такие прогулки проводятся 2 раза в неделю на более удаленное расстояние. На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие.

Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Они проводятся в часы, отведенные для занятий. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразовывают природу, как природа служит им. Преимущества экскурсии – занятия в том, что дети получают возможность видеть растения и животных в естественных условиях. 
По содержанию экскурсии условно делят на 2 вида: природоведческие – в парк, в лес, на луг и т.д., экскурсии на сельскохозяйственные объекты – в поле, на птицеферму и т.д.
Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. На экскурсии осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что и отличает экскурсию от повседневных прогулок.

Природоведческие экскурсии проводят по определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разное время года с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.
Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель ее, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, который должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми вводную беседу с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать. При подготовке к экскурсии обратить внимание на одежду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона.
Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой. Все оборудование должно находиться в определенном месте.
В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверить, все ли необходимое собрано, напомнить детям, как нужно себя вести.
Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные детские наблюдения и сбор природного материала, игры с ним и заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсии и последовательность ее варьируются в зависимости от цели и сезона.

Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в короткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии – коллективное (плановое) наблюдение, которое проводится со всеми детьми. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Количество изучаемых на экскурсии объектов и явлений должно быть небольшим: для младших групп – 1-2, для средней – 2-3, для старших – 3-4. На экскурсии не всегда легко организовать детей для наблюдения. Внимание маленьких детей можно привлечь приближением к ним наблюдаемого объекта и соединением их восприятия с радостными переживаниями. Учитывая чрезвычайную активность дошкольников, следует избегать многословия.

По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. 
Давая задание собрать такой материал, следует строго ограничивать его количество с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных. 
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны такие игры, как «Угадай по описанию», «Узнай по запаху», «Ветка, ветка, где твоя ветка».
Перед возвращением с экскурсии детям дают отдохнуть минут 5-10 в тени. 
Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, в сад, на ферму и т.д. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека и природу

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача – вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В задачу самой экскурсии входит рассматривание на способы использования механизмов и машин. 
При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде всего знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки).

Через 2-3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановился весь ход целевой прогулки, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.



Предварительный просмотр:

Новообразования – появление  самосознания, самооценки, самоподчинения, развития монологической речи.

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.

В 5 лет интенсивно развивается память ребёнка - он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. Цепкая память позволяет ребёнку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире.

Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова). Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме - образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы. Мышление – логическое. Способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Может устанавливать причинно-следственные отношения между событиями и действиями.

        Происходит активное развитие диалогической речи, зарождается и формируется новая форма речи – монолог.

В этом возрасте внимание становится все более устойчивым, важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по плану. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами. 

В 5-7 лет, важный период  для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению с взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах, стремятся получить новую информацию познавательного характера, главное не отмахиваться от детских вопросов, так как ребенок активно осваивает окружающий его мир.

В  этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, на замечания взрослых реагирует повышенной обидчивостью.

Важный показатель этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети, могут, критически относится к некоторым своим недостаткам, могут дать личностные характеристики своим сверстникам.

Общение со сверстниками тесно объединено, в игре и других видах совместной деятельности  дети осуществляют обмен информаций, планирование, разделение и координацию функций.

Постепенно складывается достаточное сплоченное общество.

Эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным, они в состоянии воспринимать красоту и в какой – то  степени создавать ее. Слушая чтение книг, сопереживают, сочувствуют героям, обсуждают их действия.

Игра. Сюжетно ролевая игра достигает своего расцвета, в игре присутствует развернутая ролевая речь, обращение к другим участникам игры, при этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Действия в игре короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет.

В играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретённого при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи,  детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач.     



Предварительный просмотр:

Памятка возрастных особенностей 5-7 лет

Новообразования: появление  самосознания, самооценки, самоподчинения;

Синзетивный период:

- интенсивно развивается память,как губка впитывает всю познавательную информацию;

- мышление – логическое;

- активное развитие диалогической речи

- зарождается и формируется новая форма речи – монолог.

- развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

- происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- внимание становится все более устойчивым;

- эстетическое отношение к миру становится более осознанным

- сюжетно ролевая игра достигает своего расцвета, в игре присутствует развернутая ролевая речь

- развития детской любознательности;

- оценочное отношение ребенка к себе и другим

- становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать

Речевое развитие: - спользует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление социально - личностного развития воспитанников № 30 «Веселинка»

Сенсомоторное  развитие в младших группах. Игры.

(Консультация для педагогов)

Юрга 2013


Автор – составитель: Пириева Т. Е., воспитатель.  


Игры с прищепками в младшей группе

Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающем обучении детей младшего возраста

«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов.

В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки и скрепки разных цветов и размеров. На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение.

Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М.Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

В данных упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами.

«Наша мамочка устала»,

Педагог показывает детям прищепки, рассказывает о их предназначении в быту, предлагает малышам рассмотреть их и поиграть с ними.

Покахать каждому малышу, как тремя пальчиками  прищепить прищепку к краю коробки. Держать прищепку следует  вертикально. Действие сопровождается словами:

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

«Волк»

Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами. Первые три упражнения – ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов:

Серый волк - зубами щёлк

Не боимся тебя, волк!

Воспитатель обращает внимание на то, чтобы «ротик раскрылся», нужно сильнее нажать на края прищепки.

Игровой пальцевый тренинг с прищепками

«Лиса»

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Ротик открывает, зайчика пугает.

«Крокодил»

В зоопарке воробей пообедал у зверей,

А зубастый крокодил чуть его не проглотил.

«Гусь»

«Га-га-га, - гогочет гусь,-

Я семьёй своей горжусь».

«Аист»

Открыть прищепку до упора и закрыть со щелчком. Прислушаться, как щёлкает «клюв» аиста.

«Птичка»

Водить прищепкой вправо-влево. Руку с открытой прищепкой наклонить к поверхности стола и закрыть (несколько раз).

Птичка клювом повела,

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела,

Птичка песенку запела.

«Черепашка»

Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу приговаривания текста, на последней строке прищепка «кусает» за палец левой руки.

Ах, обжора -черепашка!

Панцирь – вот её рубашка.

Поплывёт – и цапнет рыбку,

Съест с довольною улыбкой.

Отдохнёт она немножко,

На обед поймает мошку.

Если ужинать пора,

Цап – и схватит комара.

Но еды ей не хватило:

Цап! За пальчик мой схватила.

«Угостим Жучку»

Материал: прищепки, картонные полоски (косточки) не менее 15 см длиной (по числу детей), миска.

Детям предлагается взять из миски по одной косточке левой рукой. В правой руке у каждого ребёнка прищепка – «Жучка». Правая рука подносится к левой, прищепка «захватывает косточку».

После ужина убрались,

В миске косточки остались.

Косточки мы соберём

И собачке отнесём.

Жучка косточку схватила

И зубами надкусила.

«Глупая ворона»

Материал: прищепки тёмного цвета, свёрнутые в виде конфет фантики (конфеты) не менее 5 см длиной (по числу детей).

Перед каждым ребёнком фантик, нужно взять его прищепкой и поднять кисть в и.п.

Глупая ворона клювик приоткрыла,

Глупая ворона фантик ухватила.

Думала, конфетки,

Но их съели детки!

Ам! Ам! Ам!

Никому конфет не дам!

«Собачки»

В следующих трёх упражнениях задействованы обе руки. Ритмичное открывание и закрывание прищепок по ходу приговаривания текста.

Две собаки лают,

Друг друга не кусают.

Только голос подают,

Видно, зубы берегут.

«Грачата»

Двое маленьких грачат

Целый день в гнезде кричат.

Открывают рты галчата:

Очень есть они хотят.

«Интересный разговор»

Лягушонок: «Квак-квак!»

А утёнок: «Кряк-кряк!»

Всё сказали, всё спросили..

Хорошо поговорили!

«Зайчик и собака»

Указательный и средний палец левой руки выставлены вверх, остальные зажаты в кулак. Открывание и закрывание прищепки правой рукой. Левая рука в конце игры прячется за спину.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает

И собаку выпускает.

Собака злая лает,

Зайчик убегает.

Игры-драматизации с прищепками

Можно применять прищепки в разыгрывании сценок. Взрослый и ребёнок воспроизводят действия по диалогу персонажей, замещая их «говорящими прищепками».

«Волк и лиса»

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

-Лизавета, здравствуй!

-Как дела, зубастый?

- Ничего идут дела,

Голова пока цела.

«Кошка и курица»

-Хорошо на улице,-

Сказала кошка курице.

-А я и не заметила,-

Курица ответила.

«Петушок и собака»

-Кукареку! Хватит спать!

Всем давно пора вставать!

-Петя- Петя- петушок!

Не буди меня, дружок!

Спать я ночью не могу,

Дом я ночью стерегу!

Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок

«Коробочки»

Цель. Обучение сличению предметов по цвету, развитие моторики рук.

Материал. Четыре картонные коробочки с приклеенными на дно кружками основных цветов (или изучаемых), прищепки тех же цветов (по3-4 штуки).

Ход.

Ребёнок выбирает и прицепляет прищепки на края коробок, соотнося цвета прищепок с цветом кружков на дне коробок.

На донышке в коробке

Огонёк горит.

Какие брать прищепки

он нам говорит.

Ты выбирай, не путай,

Внимательно смотри,

Такую же по цвету

Прищепку прицепи.

«Зубастики»

Цель. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.

Материал. Четыре прищепки основных цветов (по3-4 штуки), силуэты из цветной бумаги (помидор, огурец, груша, слива).

Ход.

-Жили-были разноцветные зубастики. Какого они цвета? Называют цвета прищепок. Но каждый зубастик выбирал только те предметы, которые соответствовали его цвету.

Красный зубастик ест помидор.

Жёлтый - за грушей полез за забор.

Синий ест сливу: вот молодец!

Зелёный зубастик ест огурец.

Ребёнок «угощает» зубастиков, оречевляя свои действия.

«Разноцветный заборчик»

Цель. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук, ориентация верх-низ.

Материал. Полоски картона 5*15 см, 6-8 прищепок двух цветов на ребёнка.

Ход.

Каждому ребёнку раздаются по 6-8 прищепок двух цветов.

Дети должны построить заборчик, чередуя прищепки по цвету, прикрепляя их к верхней полоске картона, (другой вариант – к нижней).

«Платочки»

Цель. Закрепление понятий «большой - маленький», «большая-поменьше» прищепка. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.

Материал. Два квадрата из картона (платочки) разного размера, по 10 прищепок разного цвета и размера.

Ход.

На два платочка-квадрата большого и маленького надо прищепить прищепки так, чтобы на большом платке были большие кисти, а на маленьком - маленькие.

«Шаль с бахрамой»

Цель. Закрепление понятий «большой - маленький», «большая-поменьше» прищепка. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.

Материал. Два квадрата из картона (шаль), 10*10 см размера, по 10 прищепок разного цвета и размера.

Ход.

Детям предлагается украсить шаль бахрамой, чередуя прищепки: большая – маленькая.

Прищепки в усвоении детьми пространственных представлений

Для ориентировки на плоскости и в схеме собственного тела, использование прищепок очень эффективно в качестве «материальной опоры», обозначающие такие абстрактные понятия как «право- лево».

Каждому ребёнку прикрепляется яркая прищепка к правому рукаву одежды. Она служит зрительным напоминанием при выполнении заданий, требующих определения правой и левой стороны собственного тела, а позже правой и левой стороны листа бумаги.

В результате применения игровых упражнений с прищепками дети быстрее и успешнее овладевают сенсорными, пространственными понятиями, у них лучше развивается мелкая моторика кистей, рук.

В статье использовала материалы журналов по дошкольному воспитанию и свой опыт.

Дополнительные конспекты по теме игры в детском саду.

Предыдущие статьи:

Театрально-игровое занятие «Сказка, в гости приходи.» (ЗПР)

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Весенняя сказка»

Тематические разделы: младшая группа, конкурс 5, игры с прищепками, детские игры



Предварительный просмотр:

        «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
    социально – личностного направления развития воспитанников   № 30 «Веселинка»








                                                       Рисунок и речь
                                                        Консультация











                                                                                                                                               Составила: Иванова И.В. воспитатель
                                                                                                                                               МБДОУ  ДСОВ № 30 « Веселинка»









                                                          Юрга, 2014

        Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю жизнедеятельность ребёнка. В отличие от любого дошкольного и школьного педагога, для которого речь – средство обучения.
         Словесный метод обучения ребёнка без опоры на наглядность редко даёт хорошие результаты, что объясняется возрастными особенностями маленького ученика. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, оказывается весьма продуктивным метод наблюдения – рассматривание натуральных предметов, собственных рук, ног, туловища, осмотр помещений. А если предмет недоступен для непосредственного наблюдения? Тогда можно познакомить ребёнка с ним опосредованным путём, применяя изобразительные средства.
         Детям нелегко даётся логика сюжета, и поэтому серьёзной проблемой при обучении рассказыванию является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности по определённому плану.
         Наиболее эффективно сочетание методов наглядного и словесного, то есть показ картинки или серии картинок, дополняемый правильным речевым образцом, который доступен для повторения или подражания. Наблюдение и рисование развивают восприятие ребёнка, помогают осознать логику плана, учат составлять план высказывания. Научить дошкольника планировать очень важно, сначала при описании одного предмета, затем при составлении текста.
         Все знают, что дети с удовольствием рассматривают комиксы (пошаговая зарисовка действий или ситуаций), любят повторять реплики понравившихся персонажей. Этот принцип можно с успехом использовать при обучении ребят составлению рассказа. Для ребёнка не умеющего читать, таким планом может стать пошаговая зарисовка содержания рассказа. Систему работы по обучению дошкольников планированию текста в известной степени нам подсказали рисунки художника и сказочника В. Сутеева.
          На картинках должно быть чётко определено, на что ребёнку следует обратить внимание. Например, если речь идёт о частях тела животного, можно предложить работу по следующему плану:
1. Рассматриваем картинку с изображением кошки или другого домашнего животного.
2. Рисуем, раскрашиваем и называем действия (речевое сопровождение действий).
Известно, что если ребёнок проговаривает то, что он делает (в данном случае – рисует) – его речь развивается лучше.
          Задание А.
Воспитатель. Сейчас мы будем рисовать кошку.
         - Нарисуй кружок. Это будет… голова. (Ребёнок  вслух проговаривает: «Я рисую кружок. Это голова кошки».)
          - Нарисуй два уголка. Это будут… ушки. (Я рисую ушки.)
          - Нарисуй большой овал. Это будет… туловище. (Я рисую туловище.)
          - Нарисуй четыре сильно вытянутых овала. Это будут… лапы. (Я рисую лапы.)
          - Теперь нарисуй кошке глаза, нос, рот и усы. ( Я рисую нос, рот, глаза, усы.)
          - Нарисуй кошке хвост. (Я рисую хвост.)
Так ребёнок подготовлен к самостоятельному рисованию и рассказыванию сказки В. Сутеева «Мышонок и карандаш».
          Задание Б.
Воспитатель. Сейчас мы будем рисовать мишку- медведя.
          - Нарисуй кружок. Это будет… голова. (Ребёнок вслух приговаривает: «Я рисую кружок. Это голова мишки».)
           -Нарисуй два маленьких кружочка. Это будут… ушки. (Я рисую ушки.)
           -Нарисуй большой овал. Это будет … туловище. (Я рисую туловище.)
            -Нарисуй четыре сильно вытянутых овала. Это будут… лапы. (Я рисую лапы.)
           -Подумай: что у мишки на лапах?... Когти! (Я рисую когти.)
         -Теперь нарисуй мишке глаза, нос, рот. (Я рисую нос, рот, глаза.)
Продолжаем работу над рассказом о знакомых животных. Сочиняем «комиксы», развиваем мышление и воображение.
         В практике работы вполне допустимо некоторое смешение видов рассказа в одном высказывании ребёнка. Например, раскрасив изображение кошки(или другого домашнего животного), малыш может воскликнуть, что такая же у него дома. Тогда воспитатель предлагает ему рассказать о кошке, её жизни, повадках (при необходимости направляя рассказ вопросами).
         Когда ребёнок рассказывает о домашнем животном, он воспринимает его не только по картинке, но и конкретно. В этом конкретном восприятии задействованы три анализатора: тактильный (гладил кошку, на ощупь шерсть мягкая, пушистая), слуховой (слышал мяуканье, мурлыканье), зрительный (видел в движении и статике, различал по окрасу). Общение с домашними животными активизирует и обогащает речь детей.
          Сказки про животных жарких стран могут рассказывать лучи солнышка, про фрукты-дольки апельсина, про цветы-лепестки ромашки…
          Когда ребёнок видит картинки и составляет по ним рассказ, он действует по восприятию, то есть рассказывает о том, что он видит в момент рассказа. Изложение событий по восприятию оказывает большое влияние на развитие ребёнка. Только на основе ощущений и восприятий совершенствуется такие сложные психические процессы, как мышление и воображение, а при назывании вслух воспринимаемых предметов они осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно. Воспроизвести в рассказе серию картинок по памяти сложнее для ребёнка. Этот вид рассказа требует произвольной памяти.
           Своеобразным обобщением знаний об окружающем мире является решение речевых логических задач, когда детям приходится искать ответ на какой-либо вопрос, отгадывать загадки. Загадки желательно подбирать такие, чтобы ребёнок мог не только назвать отгадку, но и нарисовать её.
           Например:
                    Бьют его рукой и палкой,
                    Никому его не жалко.
                                                  (Мяч)
           Ребёнок называет отгадку и рисует мяч.

                    Зверь забавный сшит из плюша.
                    Есть и лапы, есть и уши.
                    Мёду зверю дай немного
                    И устрой ему берлогу.
                                                   (Медведь)
           Рисуем голову и туловище медведя из больших кругов; уши, глаза, нос, рот-из маленьких; лапы - из овалов.

                    Колючий недотрога
                    Живёт в глуши лесной.
                    Иголок очень много,
                    А ниток - ни одной.
                                                (Ёж)
            Рисуем туловище из половины круга; иголки из длинных линий, ножки – из коротких; мордочку из маленького треугольника.

                   На грядке длинный и зелёный,
                   А в бочке жёлтый и солёный.
                                                 (Огурец)
           Ребёнок  называет отгадку и рисует огурец.

                      Круглое, румяное,
                      Я расту на ветке;
                      Любят меня взрослые
                      И маленькие детки.
                                           (Яблоко)
          Ребёнок называет отгадку и рисует яблоко.

                      Я прихожу с подарками,
                      Блещу огнями яркими,
                      Нарядная, забавная,
                      На празднике я главная!
                                           (Ёлка)
         Ребёнок называет отгадку и рисует новогоднюю ёлку с игрушками на ней.
         При составлении описательных рассказов тоже можно использовать рисунки, которые делают сами ребята. Короткие фразы подсказывают содержание рисунков. Происходит «пошаговая» зарисовка детьми рассказа, предложенного воспитателем.
          Дошкольникам обычно трудно даётся описание пейзажа, состояния погоды, времени года. Именно эти темы хорошо усваиваются детьми, если они берут в руки карандаши и становятся художниками.
          Для успешного проведения занятия по развитию речи очень важен эмоциональный настрой. И хотя эти рисунки часто выполнены вовсе не профессионально, детям они приносят не меньше радости, чем рисунки настоящих художников. Процесс рисования не только доставляет удовольствие, но и развивает мелкую моторику, точность движений кисти руки. Этот вид работы стимулирует умственную деятельность и способность выделять главную мысль в предложении. Глядя на свои рисунки, дети составляют рассказ, обмениваются впечатлениями, дополняют друг друга.
           Небольшая вводная беседа помогает ребёнку осмыслить новый вид работы.
           К примеру, воспитатель говорит: «Ребята, сейчас я буду читать рассказ «Весна». Мы будем рисовать картинки к каждому предложению. Я- на доске, а вы- в альбоме».

           «Весна»
1. Наступила весна.
2. Небо голубое.
3. Солнце светит ярко.
4. Тает снег.
5. Журчат ручейки.
6. Появляется зелёная травка.
7. Распускаются первые цветы.
8. На деревьях появляются листочки.
9. С юга прилетают птицы.

           «Осень»
1. Наступила осень.
2. Небо серое.
3. Солнце прячется за тучами.
4. Часто идёт дождь.
5. На земле лужи.
6. Цветы завяли.
7. Трава пожелтела.
8. С деревьев опадают листья.
9. Птицы улетают на юг.
Таким образом, используя сочетание различных методов в работе по развитию речи, мы стараемся научить ребёнка планировать рассказ по картинке и серии картинок.