Смирнова Светлана Александровна

сайт учителя истории

"В грозы, в бури, в житейскую тишь, при тяжелых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым - самое великое на свете искусство

Профессия: учитель истории и обществознания

Профессиональные интересы: инновационные технологии, профессиональные конкурсы, повышение квалификации

Увлечения: фотография, путешествия, коллекционирую колокольчики

Страна: Россия

Регион: Московская область

Населенный пункт: г.Руза

Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 1 г. Руза"

Звание, ученая степень: -

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/smirnova-svetlana-aleksandrovna
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.
Л.Н. Толстой

 

Все как-то странно складывается в моей жизни и душе: душевные способности соединяются с духовными желаниями, человеческое тянется к человечному. 27 лет работы в школе, определенные заслуги, ученики победители различных олимпиад и конкурсов. Но что-то продолжает будоражить меня, не дает покоя. Наверное, так и должно быть: ведь я  Учитель!

Я считаю, что педагог современной школы – это педагог-профессионал, воспитатель, психолог, исследователь. Это человек, который постоянно учится творчеству и творит, создавая и себя, и урок, и ученика. На учителя возлагается огромная ответственность за  каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к уму и душе ребенка.  Ребенок желает видеть в педагоге  соратника, друга, способного бескорыстно дарить знания, доброту, любовь всем людям, окружающим его. Быть для детей  личностью очень непросто и не всегда получается.  Любовь,  Доброта и Разум – вот главное, на что я опираюсь в своей деятельности.

О себе

Смирнова Светлана Александровна работаю в школе 31 год. Имею два образования - учитель начальных классов (стаж работы 19 лет) и учитель истории и обществознания (стаж работы 12 лет).Имею высшею квалификационную категорию. Ветеран труда. Воспитываю двух детей - дочь  и сына.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

1. А.Дюма (отец) в 12 томах. Романы о истории Франции, о любви, преданности, чести и достоинства.

2. Ж. Санд "Консуэло" в 3-х томах. Семейный роман о судьбе Консуэле, ее искренней и преданной любви, которую она пронесла через всю свою жизнь.

3. Ани и Серж Голон "анжелика" в 12 томах. Исторический роман отображает эпоху XVIII века Франции. Удивительна судьба главной героини романа Анжелики, .

4.М. Митчелл  "Унесенные ветром". Исторический роман отображает эпоху XIX века США. В романе описана гражданская война между Севером И Югом США. На фоне этих событий проходит жизнь главных героев Скарлетт О, Хара и Рета Батлера.

5. А. Пушкин "Евгений Онегин". Роман о судьбе Е. Онегина, его исканий своего пути в жизни.

6. К. Симонов "Живые и мертвые" в 3-х томах.  Мужественная борьба советского народа против фашистских захватчиков в первые месяцы ВОВ. На фоне военных событий воссоздается судьба героев романа.

Мой взгляд на мир

 

Моя педагогическая философия – научить детей верить в себя, научить их учиться, отдавая ученикам свою любовь, теплоту сердца, свет души. Я всегда надеюсь на лучшее – на удачу, на свои силы, на то, что придёт помощь и всё устроится, всё будет хорошо. Надежду на гармонию мира я вселяю и в своих учеников. Хотя в современном мире, который не верит ни во что сверхъестественное, делать это становится всё труднее. Как быть? Остановиться? Плыть по течению? Нет и ещё раз нет! Надо стремиться к цели, к труду и творчеству, подниматься всё выше по ступеням жизни. Моим девизом являются слова А. Пушкина:

 «Восстань, пророк, и вождь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Конечно, у меня более скромное жизненное и профессиональное кредо. Но мне очень хочется разжечь «уголь, пылающий огнем» в каждом школьнике, научить любить и уважать окружающий мир, историю своей страны, «стезею правды бодро» следовать. Чтобы ум и умственные способности развивались, ребёнок должен верить в успех своих занятий и в справедливость учителя. Быть справедливым преподавателем – это один из моих главных принципов.

Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над учеником; одного школьника над другим. Всегда уважать мнение ученика, создавать условия для его самоутверждения и самореализации. Поддерживать оптимистическое отношение к событиям; никогда не оставлять ребёнка в состоянии беспомощности, помогать найти выход из создавшейся ситуации.Быть доброй, но не добренькой, позволять и помогать, ученику реализоваться, но не пускать все на самотёк. Подбирать для каждого свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указывать на промахи, но при этом не унижать самолюбие, давать возможность исправить ошибки. Это тоже важные составляющие моего мировоззрения.

Смыслом моей жизни стало ежедневное познание ученика, его внутреннего мира и организация на данной основе школьной деятельности.

Януш Корчак говорил: «Детей нет, есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем».

Ученик – отражение света, излучаемого учителем. Я считаю, что современный образ учителя — это имидж, эстетическая, нравственная красота преподавателя, его мастерство и профессионализм.

Мой предмет благодатен для приобретения личного опыта, который формирует ценностное мировоззрение учащегося.  Мои ученики увлеченно занимаются проектной деятельностью. При защите проекта используют презентацию, которая способствуют развитию чувства эстетики и красоты. Создавая проекты на социальные темы (спорт, здоровый образ жизни, день Победы и др.), они отражают свое видение ситуации, учатся передавать мысли и эмоции. Занимаясь исследованием, они начинают осознавать последствия создания продуктов и их масштабного использования. Они понимают, как важно делать свое дело качественно и приносить пользу своим трудом. Каждый такой урок активизирует социальную активность ребят.

Библейской истиной звучат для меня слова, сказанные В.О. Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь». Мне повезло: я преподаю самые увлекательные, самые интересные, самый актуальные на сегодняшний день предметы – историю и обществознание.  История объединяет все науки – от гуманитарных до математических. Мои дети участвуют и побеждают в различных конкурсах как муниципальных, так и областных. Получают хорошие баллы по ЕГЭ, высокие оценки на ГИЭ, бесплатно поступают в вузы. Вот это я считаю успех. Успех учителя и учеников вместе.

Информационный взрыв и поток информации, растущий с каждым днем, труднопреодолим для ребенка, душа которого требует наполнения содержанием, смыслом. Это порождает глубокую проблему: что читает ученик, какие вопросы жизни его интересуют? Учитель должен прививать культуру рационального общения, посадить ростки желания получать качественную информацию. Ограничение часто вызывает у ребенка неосознанное внутреннее «нет», но нельзя воспитать личность в ребенке с помощью только одних запретов. Нужно настроить  их на творческую работу, духовный и нравственный рост, самореализацию и тогда мы услышим от детей «ДА».

Никакие трудности профессии, ее статуса в обществе не могут разрушить удовлетворение, радость, счастье от совместного созидания и совместного результата с любимыми ребятами. Успехи, даже самые малые победы каждого ученика придают мне уверенность: я  как учитель состоялась! «Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит», – писал Демокрит. Ребёнок – это,  прежде всего,  личность, имеющая право на своё мировоззрение, своё миропонимание. Следовательно, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим ученикам  пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации её способностей, не указывать проторённый путь, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и трудно проходимую тропу. Но как этого достичь?

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», – писал А. Дистервег. Хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. Из 47 лет моей жизни – 20 из них я была ученицей, студенткой, аспиранткой.  Я и сейчас учусь в аспирантуре МГОУ, кафедра «Методика преподавания истории, политологии и право». Меня захватывает процесс получения новых знаний. Моя учеба дает моим ученикам смысл получения образования. Это замечательно, что многие из них желают пойти по моим стопам.

Опыт работы  показал, что прочно усваивается учениками то, что требует определённых логических операций. Поэтому я создаю на уроке такие условия, в которых наиболее полно смогут раскрыться творческие способности ребёнка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост. Постоянно ищу новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих. А когда урок становится процессом сотрудничества учителя и ученика, то он приносит удовольствие обоим. Он всегда разный, в нем нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это всегда живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. Самые лучшие уроки: мои ученики спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты:  глаза детей  горят благодарностью и ожиданием следующего урока, и слова ученика «спасибо за урок, мне было интересно».

Преподавание стало моей профессией, но  это ещё и часть моей жизни. Сегодня моя педагогическая философия – это строгая и оформленная система взглядов на цели и задачи своей профессии, окончательно выработанная система приёмов и методов обучения. Это моё видение и восприятие профессии в сочетании с некоторыми размышлениями о ней.

Что для меня ценно в профессии? Во-первых, профессия учителя изначально предполагает саморазвитие и профессиональное совершенствование. Вместе с учениками всегда узнаю что-то новое, вижу себя с другой стороны, замечаю, в каком направлении мне надо двигаться дальше. Поэтому процесс обучения я всегда рассматриваю как взаимно обогащающий. Считаю, что учитель обязан быть лучшим учеником в классе. Получение отзывов учеников и собственное восприятие занятия служат основой анализа моей работы, который подвигает меня на совершенствование умения преподавать (для чего я использую любую возможность, будь то чтение методической литературы, или работа в Интернете, участие в методических семинарах, педагогических чтениях или консультация у коллег). Во-вторых, меня манит то высшее наслаждение, которое ощущает учитель, когда получает благодарность учеников и видит результат работы. Наверное, это чувство сравнимо с ощущениями дирижера, который долгое время работал с музыкальным материалом, репетировал с оркестром, помогал музыкантам настроиться на один лад, и вот – взмах палочки, и зазвучала прекрасная, гармоничная музыка. В-третьих, преподавание истории позволяет мне поделиться с учащимися богатством нашей истории и открыть перед ними возможности, которые дает им наше государство. Ведь в нашей стране любой человек может выразить себя и достичь поставленных целей, было бы желание, а это поистине уникально.В четвертых - спешить передать свои знания, учить не поучая, помня заповедь Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться». 

Что важно для меня в процессе обучения? Наверное, мои приоритеты  совпадут с мнением любого увлеченного своим делом учителя. Один из важных моментов обучения – это создание на занятии условий для активного взаимодействия между учениками, условий для сотрудничества и взаимной поддержки, чтобы учащиеся могли стать друзьями или «добрыми соседями». Я стараюсь превратить процесс изучения истории  в совместную работу. Когда я планирую занятие, я стараюсь организовать максимальное слияние общения и обучения, продумывая коммуникативные задания и шаги для достижения учебных задач. Отправной точкой в обдумывании заданий для меня является тезис о том, что история – это СРЕДСТВО общения, следовательно ситуация для общения должна быть близка к жизненной, чтобы ученик захотел говорить и начать общаться. В этом и есть моя педагогическая философия. В ней – то, что я считаю важным, то, что актуально для меня, как для преподавателя в настоящее время, в ней – мои надежды, устремления и желания.

В современных условиях, на мой взгляд, необходимо дойти до каждого ученика, создать каждому условие для развития индивидуальных особенностей, сформировать в каждом потребность к самовыражению. Каждый человек хочет быть значительным, социально самоутвердиться, поэтому основной обучающей задачей - считаю реализацию личностно- ориентированного подхода к обучению. Мой педагогический девиз: «Люби, твори, прощай!». Я твердо верю в силу обучения, которая складывается из очень простых компонентов: любви к детям, слова учителя, силы личного примера, справедливости - основы доверия; способности прощать ребенка, доброты. Учитель – ученик – единая духовная общность, а жизненный путь ребёнка - путь радости. Главное в моей работе - воспитание ученика как личности. И в это понятие я вкладываю духовную обогащенность, широкое мировоззрение, эрудицию, высокую нравственность, общительность, способность влиять на решения и деятельность коллектива, не противопоставляя себя коллективу.

С этой целью я обращаюсь к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций. Человек. Семья. Отечество. Труд. Знания. Культура. Мир. Здоровье. Земля. Эти понятия для меня – основа моей педагогической работы.

Я не могу быть равнодушным человеком, так как общаюсь не с предметами, а с настоящим чудом природы – детьми. И это чудо нужно вскормить теплотой своего сердца, богатством души. Чужое сердце ребенка не приемлет лжи, любая искренность будет обнаружена, и его внутренний мир закроется от допустившего ошибку учителя.

Главную задачу вижу в том, чтобы достучаться до самых сокровенных уголков детской души, помочь каждому поверить в себя. Я не помню, кто это сказал, но сказал правильно: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут.  Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время». 

Ведь именно благодаря моей работе, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок – это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления.

  Учитель – связующая нить между прошлым и будущим. След человека – не только посаженные деревья и построенные дома. Тленны железо и камень, нетленно другое... Все, что тобой сделано, остается жить в тебе самом и в других людях, передается из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность. И с этой точки зрения учительская профессия – профессия счастливых людей. А я могу сказать о себе  - Я СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!

Почему именно такой жизненный путь выбрала для себя? Часто размышляю над этим вопросом. Наверное, так предначертано судьбой. Еще, будучи ребенком, любила рассказывать сказки своим куклам, воображала себя в роли учителя. Как давно это было... 

  Впоследствии важно было понять, какой мне быть в своей профессии? В первый год своей педагогической деятельности я перечитала много литературы по педагогике и психологии. Мне на всю жизнь запомнилось высказывание  К.Д. Ушинского: «Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, ласковым, но без приторности, допускать шутку, но не превращать серьезное дело в шутку». И вот начался поиск своего «я» как педагога. Постепенно выбирала те направления, на которых и строится моя педагогическая философия. 

       Учитель – это не профессия, а образ жизни. Я считаю, что учитель непременно должен быть оптимистом по натуре. Как бы ни было порой трудно, никогда нельзя опускать руки, ведь профессия учителя – это своего рода присяга на верность подрастающему поколению и ощущение огромной ответственности за их взрослую жизнь.

Размышления о профессии учителя хотелось бы закончить словами выдающегося знатока человеческой души. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего, гуманистическое начало, которое находит свое выражения в любви к детям: «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Мои достижения

 

.Правительственные

- Почетная грамота Министерства Образования и Науки РФ – приказ № 489/к-н от 29.04.2006.

- Ветеран труда – 2011 г.

- Знак Губернатора Московской области "Благодарю", 2012 г.

- Победитель ПНПО - 2013 г.

- Почетная грамота Министерство образования Московской области - 2013 г.- приказ № 535-к от 02.09.2013.

 

2. Отраслевые:

Почетная грамота Главы Рузского муниципального района - 2012 г.

- Грамоты Управления образования Администрации Рузского района  и УМЦ – 1999 г, 2000 г., 2005 г., 2010 г., 2011 г, 2012 г, 2013 г.

- Грамоты Администрации Нововолковской школы – 2005 г., 2007 г., 01.09.2009 г.,  03.10.2009 г.,

- Благодарности  Администрации Нововолковской школы –1990 г., 04.03.1999 г., 05.10.1999г., 2000 г., 2002 г., 2004 г., 2008 г.,  2009 г., 2010 г., 2011 г.

 

3. Общественные награды:

-Благодарственные письма  Уполномоченного по правам человека в Московской области А. Жаров. 2009г., 2013 г.

- Благодарность от членов Рузской районной общественной благотворительной организации жертв политических репрессий «Рузчане» - 2009 г.

- Грамота Международного конкурса «Уроки Холокоста – путь к толерантности» - 2011 г.

- Благодарственное  письмо командира войсковой части 32515 гвардии полковника С. Рязанцева, за достойное воспитания сына - 2013 г

 

Профессиональные:

- Диплом лауреата Всероссийского конкурса методических разработок по правовому воспитанию детей и молодежи в рамках Президенского проекта "Открытая Академия правовой культуры детей и молодежи" - 2013 г.

- Грамота призера Областного конкурса методических разработок, посвященных 20-летию Конституции РФ - 2013 г.

- Диплом финалиста VIII Международного конкурса "Диалог - путь к пониманию" - 2013 г.

-Диплом лауреата конкурса "Презентация к уроку" Всероссийского фестиваля педагогическихидей "Открытый урок" - 2013 г.

1

 

 

Моё портфолио

 

                        

    В качестве эпиграфа  я взяла слова Джорджа Оруэлла, автора романа «1984»:  «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим».Сегодня сложилась такая ситуация, что именно знание истории становится основой для культурного возрождения и развития России. А потому цель, стоящая перед учителем истории, такова: учить детей осваивать опыт прошлых поколений, уметь применять «уроки истории» для анализа современности.

Великий Конфуций говорил: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», а мы – живем… Во времена нестабильности лишь история служит практическим подтверждением того, что наступит завтра.  В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний.Сейчас в  класс приходят дети с разными способностями и разным уровнем развития, разных национальностей и разного вероисповедания.  У каждого -  свой мир, подчас очень разный,  и моя задача  как учителя - ничего не сломав, войти в этот мир, «увидеть» каждого ребенка, и, главное, помочь ему быть успешным.

Мои публикации:
Внеклассная работа
История
Обществознание
Работа с родителями
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Музыкальное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио