Стратиенко Нэлли Александровна

Сайт учителя русского языка и литературы

Все начинается со школы!..

Профессия: Учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: приобщение учащихся к культуре художественного слова

Увлечения: поэзия, путешествия

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: г. Саранск

Место работы: МОУ "Средняя школа №5"

Звание, ученая степень: "Почетный работник общего образования Российской Федерации"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/stratienko-nelli-aleksandrovna
Ничего так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желание стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек... Ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине - действенным служением Родине.
В. А. Сухомлинский

Жизнь мноогогранна, сложна и удивительна! Но у каждого она начинается со школьных ступеней. Все начинается со школы! И с умных добрых книг. С прекрасной русской литературы. Именно она, великая русская литература, формирует личность, строит характер - это неоспоримая истина. Призвание учителя литературы - помочь познать красоту и глубину ее. Эту непростую задачу я и пытаюсь решить вот уже 30 лет.

 

О себе

  Стаж моей педагогической деятельности - 30 лет. В 1984 году я окончила филологический факультет КГПИ им. А. С. Пушкина.  После окончания педагогического института вернулась в МОУ "Средняя школа №5" г. Саранска уже в качестве учителя русского языка и литературы. Работаю в родной школе и по сей день. Стремлюсь, чтобы мои уроки были своеобразным погружением в прекрасный и таинственный мир русского слова, исследованием русской души, воспитанием любви к малой родине - Мордовии. Методическая проблема, над которой работаю, - активизация художественно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и  литературы.

  Я убеждена, что все дети изначально талантливы. Поэтому моя задача как учителя-словесника - поиск юных талантов, создание оптимальных условий для раскрытия творческого дара, заложенного в них природой.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Вся классическая литература!

Л.Н. Толстой "Война и мир"
М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"

А.П. Чехов "Чайка"

Мой взгляд на мир

В природе человеческого бытия поиск счастья сопрягается с поиском совего места в мире. Счастье мое - в пытливых глазах моих учеников. Мое место -  в классе у школьной доски. Я нашла себя в школе. Значит, нашла счастье! Об этом мои стихи.

Всё начинается со школы!
С распахнутых её дверей,
Когда ребячий рой весёлый
В неё влетает в сентябре.

Всё начинается со школы!
С призывного её звонка,
С той промокашки,на которой
Каракули одни пока.

И с той, какой-то странной ручки,
Ошибки сеющей в тетрадь.
С учительницы той, что лучше
На целом свете не сыскать.

И с этих шумных коридоров,
С мелка на парте у доски.
С той карты, на которой горы
Пока ещё не высоки.

Всё начинается со школы -   
Паденья наши, наши взлёты,
Все радости и все невзгоды,
Все наши трудные пути,
Которыми всю жизнь идти -
Всё начинается со школы!

Мои достижения

В 2002 году мне присвоено звание ""Почетный работник общего образования Российской Федерации"

В 2004 году награждена Почетной Грамотой Главы администрации Пролетарского района г.о. Саранск

В 2014 году награждена Почетной Грамотой Главы администрации г. о. Саранск

Отмечсена Благодарственными письмами Главы Ресублики Мордовия  2007, 2008,  2011, 2012 г.г.

Награждена Почетной Грамотой "Централизованной городской библиотечной системы для взрослых" г.о. Саранск, 2014

Отмечена Благодарностью Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И.Д. Воронина, Саранск, 2012 г.

 

Моё портфолио

Кто постигает новое, лелея старое, тот  может быть учителем". Конфуция

Учитель…Что стоит за этим привычным словом? Учитель это и отличный психолог, учитель – это и замечательный поэт, учитель – это и великолепный  актёр, но самое главное, что учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг. На мой взгляд, это лучшая в мире профессия и самая главная.

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

Стратиенко Нэлли Александровны,

учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

     Описание собственного педагогического опыта по проблеме «Использование технологий нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы».

Актуальность опыта

 Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач. Сегодня воспитание становится проблемой спасения  под знаком SOS.  То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе как чрезвычайная ситуация! Небывалый рост жестокости, насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать самые серьёзные и решительные меры, и немедленно.

     Что же мы можем сделать? Одним махом, раз и навсегда ничего сделать невозможно. Нужны каждодневные и повсеместные  решительные действия. Они должны быть глубоко продуманы и прочувствованы. Прежде всего, это касается воспитания самых маленьких членов общества.

 Главное - знать причину болезни, найти корень. А причина одна – упадок нравственности. Проблема -  в самом человеке.

Говорят, что ребёнка надо воспитывать, когда он лежит поперёк кровати. Может быть, это звучит парадоксально, но доля истины в этом есть. Для ребёнка нет незаметных происшествий. Мелочь, пустяк (разумеется, с нашей, взрослой, точки зрения) могут оказаться для него важнейшими событиями, навсегда запечатлеться в памяти и сыграть свою роль: добрую, положительную или дурную.

  Дети растут быстро. Спору нет, характер меняется, почти каждого можно перевоспитать. А как здорово было бы не перевоспитывать, а сразу хорошо воспитать человека, пока он маленький. Из любого ребёнка можно вырастить благородного, трудолюбивого, мужественного и честного гражданина. Главное не упустить время! А тут очень важно, чтобы встретился подрастающий человек с умной, хорошей книгой. Очень хорошо сказал по этому поводу В.Г.Белинский: «…книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека».

  Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это сделать? С помощью Книги, пропуская её через свою душу и сердце, к душе и сердцу ребёнка. Без этого никакие методики, технологии и средства нравственного воспитания не работают.

  Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы сейчас заложим в сознание и сердце детей.

 

   Ведущая педагогическая идея моего опыта – вырастить своих учеников истинными гражданами, готовыми стать героями не только в военных сражениях, не только в битвах с силами природы, со стихийными бедствиями, но и в сражениях нравственных, которые подчас происходят в мирной жизни, в битвах за справедливость, за счастье людей.

Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:

- внедрение новых педагогических технологий и форм воспитания в работу с детьми;

- создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы, эмоционального фона для каждого ребёнка, творческое содействие;

- постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут вносить разнообразие и многогранность в творческую деятельность детей;

- накопление и систематика собственного опыта работы, изучение опыта коллег, постоянное расширение кругозора и изучение всех вновь появляющихся тенденций и направлений в этой области воспитания;

Каждый урок русского языка и литературы должно быть ярким, запоминающимся и результативным. Необходимым условием для этого является активная творческая деятельность каждого ребёнка. Добиться этого можно только за счёт создания необходимой рабочей и эмоциональной атмосферы и личным соучастием в каждом творческом процессе.

      Перспективность моего опыта заключается в том, что тема Нравственности – это вечная тема, она была, есть и будет! Такие чувства, как доброта, любовь, воспитываются именно на прекрасном.

Новизна опыта состоит в стремлении построить урок так, чтобы обучение органически слилось с воспитанием.

Концептуальность опыта.

Цель образования – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс становления человека , формирование у него

-нравственных чувств (совести, долга, веры, патриотизма)

-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний)

-нравственный облик (терпимости, милосердия, кротости, незлобливости)

-нравственного поведения ( готовность служить людям и Отечеству)

Теоретическая база опыта. Основные формы и приёмы работы.

В основе формирования духовно-нравственных ценностей методической системы лежит деятельный подход, который осуществляется через основные виды деятельности:

-эстетической (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений)

- интеллектуальной ( формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыкам логического мышления)

- познавательной (формирование системы гуманистических и духовных понятий)

- творческий ( создание творческих работ, проектов)

- исследовательской ( исследовательские работы)

На уроках русского языка, работая над фонетическим . грамматическим разбором, правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм, пунктограмм , обращаю внимание на значение слов, смысл поговорок и пословиц, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонически развитой личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа. При усвоении темы «Лексика» предлагаю творческие работы, написание сочинений –миниатюр «О доброте»,  « Что я больше всего ценю в людях?», «Опасны ли прозвища?».

На уроках литературы мы говорим о доброте и милосердии при изучении рассказов А.Платонова («Сокровенный человек» (по рассказу «Юшка»), «Спешите делать добро» ( по рассказу А.Паустовского «Телеграмма»), «В чём истинная красота человека?»(по рассказу А.Куприна «Чудесный доктор»), о  патриотизме «Одухотворённые люди»( по рассказу А.Платонова).

Оптимальность и эффективность средств.

 Педагогические условия, обеспечивающие развитие духовно- нравственных ценностей

- опора на ценностный потенциал содержания образования

-сочетание традиционных форм обучения с инновационными

-интеграция учебной и внеклассной формы деятельности.

 

Результативность опыта.

1.Изучение за период с 2010-2014 г. уровней сформированности нравственной и гражданской позиции у учащихся (тест «Размышляем о жизненном опыте») выявил повышение уровня нравственной воспитанности у учащихся и сформированной ориентации на другого человека.

2.Полученные результаты показывают, что изменился набор жизненных ценностей учащихся. Ценностные приоритеты  определяются так: любовь, семья, здоровье, самореализация, активное участие в жизни общества для достижения позитивных изменений.

3. О формировании морально-этических идеалов позволяют судить творческие работы учащихся.

4.Повышение познавательного интереса к изучению русского языка и литературы.

5. Личные запреты, которые накладывают на себя учащиеся: наркотики, алкоголь, предательство, преступление.

 

Мои публикации:
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы