Главные вкладки
Султанова Раиса Валеевна
сайт учителя физики,астрономии
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: информатика, психология
Увлечения: работа на ПК, чтение психологической литературы
Регион: Челябинская область
Населенный пункт: п.Метлино Озёрского округа, Челябинской области
Место работы: МБОУ СОШ №35
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sultanova-raisa-valeevnaКак много нужно мастеру уметь, Но не одним уменьем он блистает, Он золотом гореть заставит медь, Да выдавать за золото не станет.
Я- учитель.Эти слова, которые заставлют заглянуть меня в собственное серддце, в собственные мысли.
"Зорко лишь сердце, самого главного глазами не увидишь." Сент-Эзюпери.
Образованный человек тем и отличается от
необразованного, что продолжает считать
свое образование незаконченным.
К. Симонов
Султанова Раиса Валеевна, работает учителем физики с августа 1987 года в данной школе. После окончания Челябинского государственного педагогического института по распределению была направлена в сельскую школу, о чем никогда не жалела. Так попала в Куяшскую школу учителем физики, где и работала до 2018 года. С 1998 года, после ухода на пенсию учителя химии, пришлось ещё и новый предмет осваивать, в 2007 года стала преподавать информатику и ИКТ. Учиться пришлось много, новые предметы требовали много времени и сил, но свой любимый предмет не бросила, продолжала преподавать физику. Но, по семейным обстоятельствам с 2018 года работает в МБОУ СОШ №35 п.Метлино Озёрского округа, Челябинской области учителем физики и астрономии.
Образовательные программы по данным предметам на всех ступенях обучения выполняются полностью. Преподавание физики в школе ведётся при наличии и реализации федерального Государственного образовательного стандарта, по программам для общеобразовательных учреждений:
- обучение физике в 7-9 классах по УМК автора А.В. Перышкина
- обучение физике в 10-11 классах по УМК авторов Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева
- обучение астрономии в 10 классе по УМК автора В.М.Чаругина.
Тема методической работы - «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности». Использование ИКТ делает процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.
Успешно применяемые технологии индивидуально-дифференцированного обучения, традиционное обучение с включением элементов развивающего обучения. Решая проблему развития познавательной активности личности школьников, формируя творческий потенциал самостоятельно-образовательной деятельности учащихся на основе использования различных технологий, позволяет ученикам успешно усваивать знания, развиваться, добиваться результатов в учебной и внеурочной деятельности.
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.
Уровень подготовки обучающихся по предметам, которые преподает Раиса Валеевна, соответствует требованиям Федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Свои знания учащиеся подтверждают на итоговых контрольных работах, тестах, экзаменах.
В работе наблюдается положительная динамика учебных достижений обучающихся: при 100% абсолютной успеваемости качество обучения по информатике повысилось с 76% (2008-2009 учебный год) до 79% (2010-2011 учебный год).
информатика
2008-2009 | 2009-2010 | 2010 – 2011 уч.год | ||||||
Средний балл
| % обученности | % качества | Средний балл
| % обученности | % качества | Средний балл
| % обученности | % качества |
4,0 | 100 | 76,19 | 4,19 | 100 | 77,19 | 4,20 | 100 | 79,25 |
Качество обучения по физике варьируется от 47% (2008-2009 гг) до 64% (2010-2011 гг ) .
Физика
2008-2009 | 2009-2010 | 2010 – 2011 уч.год | ||||||
% обученности | % качества | Средний балл
| % обученности | % качества | Средний балл
| % обученности | % качества | Средний балл
|
100 | 47,54 | 3,49 | 100 | 49,12 | 3,60 | 100 | 64,41 | 3,85 |
Качество обучения по химии варьируется от 41% (2010-2011 гг) до 56% (2009-2010 гг ) .
Химия
2008-2009 | 2009-2010 | 2010 – 2011 уч.год | ||||||
% обученности | % качества | Средний балл
| % обученности | % качества | Средний балл
| % обученности | % качества | Средний балл
|
100 | 34,78 | 3,35 | 100 | 41,67 | 3,56 | 100 | 42,22 | 3,58 |
Выпускники основной школы ежегодно выбирают экзамен по физике и химии в качестве итогового экзамена за курс основной школы, демонстрируя хорошее и отличное знание предмета в рамках школьной программы. Процентное соотношение числа выбравших экзамен по информатике к общему числу выпускников основной школы:
- 2009 -2010 учебный год – 18%
- 2010 -2011 учебный год – 21%
При этом качество знаний повысилось с 20,33% (2006-2007 учебный год) до 50% (2009-2010 учебный год).
Использование различных приёмов, методов и форм организации учебной деятельности: семинаров, практических занятий, уроков–лекций, игр, уроков–диспутов, различных компьютерных обучающих и контролирующих программ, ресурсов сети Интернет помогает учащимся освоить такой трудный предмет, как физика.
В 2007-2008 учебном году службой по контролю и надзору в сфере образования Челябинской области проводилось контрольное тестирование по предметам естественнонаучного цикла. В 2007-2008 учебном году тестирование по физике проходил в 10 классе: показал уровень сформированности учебных компетенций школьников в области физических измерений, умение работать с информацией, представленной в графическом и табличном виде, умение описывать наблюдаемые явления физическими законами и закономерностями.
Серьёзным испытанием для учащихся является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). В настоящее время у выпускников школ стали популярными технические ВУЗы. Для поступления в такой ВУЗ необходимо пройти итоговую аттестацию (ЕГЭ) по физике.
Несмотря на то, что в условиях сельской школы, реализовать профильное образование достаточно сложно, то в нашей школе реализуется общеобразовательный профиль обучения, ученики Раисы Валеевны стабильно из года в год связывают свою дальнейшую деятельность с физикой. В настоящее время один выпускник закончил обучение в аспирантуре при ЧГАИУ по специальности электротехника, получив звание доцента, 5 выпускников закончили высшие учебные заведения по техническим специальностям, одна выпускница закончила педагогический университет физический факультет и работает преподавателем физики в гимназии г.Магнитогорска, есть выпускники, связавшие свою судьбу с врачебной деятельностью, а выпускница 2008 года студентка- отличница ЧГПУ ест-гео по специальности химия-биология и желает связать свою судьбу с преподавательской.
Индивидуально-ориентированный подход в процессе обучения позволяет выявлять детей, проявляющих интерес к физике, химии и информатике. За последние три года количество учащихся, участвующих в олимпиадах муниципального уровня, увеличивается. Ребята с желанием принимают участие и в районных олимпиадах по физике, становясь их призерами.
Участие учащихся в предметных олимпиадах и конкурсах
за последние три года
Учебный год | Школьный уровень | Муниципальный уровень | Количество призёров районного уровня |
2008-2009 | 3 | 3 | 2 |
2009-2010 | 5 | 3 | 2 |
2010- 2011 | 4 | 5 | 2 |
2011- 2012 | 6 | 6 | 6 |
В 2011-2012 учебном году учащиеся школы заняли в районной олимпиаде по физике и были поощрены денежными премиями, финансированные из средств Управления образования района:
№ п/п | ФИ участника | Класс | Место |
1. | Красичков Никита | 5 | 2 |
2. | Калинина Дарья | 7 | 2 |
3. | Булатов Илья | 8 | 2 |
4. | Хажимуратов Альберт | 9 | 2 |
5. | Светлов Антон | 10 | 2 |
6. | Тепляков Роман | 11 | 3 |
С 2008-2009 учебного года школьники принимали участие в Олимпиаде по основам наук УрФО 7- 8 классы, ученик 7 класса Светлов Антон получил диплом третьей степени.(Приложение)
За добросовестный труд и достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения учитель Султанова Раиса Валеевна награждена Почётной грамотой отдела образования Челябинской области (приложение ) и грамотами школы и отдела образования района.
Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
На протяжении всей педагогической деятельности претендент является классным руководителем, осуществляя целенаправленную, системную и тщательно планируемую деятельность для создания условий саморазвития и самореализации личности каждого из учащихся, его успешной социализации в обществе. Формирует у каждого ученика мотивацию к учению, опирается на изучение возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Проработав в школе более 26 лет в качестве учителя и классного руководителя, она определила для себя, что для решения педагогических задач нужен гуманный путь, когда учитель сотрудничает с детьми, сопереживает им, радуется с ними их успехам.
Ее основные педагогические принципы:
- Ученик – это, прежде всего, Человек и относиться к нему надо как к личности;
- Вселять в ребенка веру в себя, стимулировать к самосовершенствованию, предлагать руку помощи там, где это необходимо;
- Радоваться успехам своих учеников;
- Уметь правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;
- Не искать легкого пути в общении с детьми, находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
- Уметь извиняться, если ты не прав, иметь настоящий авторитет среди детей;
- Не иметь любимчиков, любить всех и каждого в отдельности.
Воспитательная работа имеет следующие направления:
- «Я - Гражданин».
- «Патриотическое воспитание».
- «У здорового человека – здоровое будущее».
- «Интеллектуальное развитие».
- «Культура поведения – твоя визитная карточка».
- «Родной край».
- «Использование компьютера в повседневной жизни».
- «Труд облагораживает человека».
- «Профессиональная ориентация».
- «Досуг».
Уровень воспитанности класса (подсчитанный по пятибалльной шкале по пунктам: 1. ответственность, 2. бережливость, 3. дисциплинированность, 4. ответственное отношение к учёбе, 5. отношение к труду, 6. коллективизм и товарищество, 7. доброта и отзывчивость, 8. честность, 9. простота и скромность, 10. культурный уровень) каждый год возрастает. Данные приведены за два последних года, когда этим классом руководила Раиса Валеевна
Уровень воспитанности класса
Год | Средний балл класса |
2009-2010 | 4,57 |
2010-2011 | 4,68 |
В составе учащихся класса, в котором Раиса Валеевна выполняла функции классного руководителя, в течение 2008-2012 гг. нет детей, совершивших административные правонарушения (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Как классный руководитель, большое внимание уделяет работе с родителями. Тематика родительских собраний составляется с учетом возрастных особенностей учащихся и подбирается по наиболее важным вопросам воспитания учащихся в школе и дома, роли родителей в жизнедеятельности школьного коллектива. Цели, которые ставила при планировании собраний, способствовали выработке единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
В своей работе использует разнообразные формы работы с родителями:
1. Родительские собрания:
- беседы («Как ребёнку помочь стать успешным», «Роль родителей в нравственном
воспитании своих детей», «Возможности у меня большие, но…»). - педагогические тренинги («Как регулировать эмоциональное состояние», «Как успешно сдать экзамены?»).
- собрания – диспуты («Подросток и его режим дня»);
- педагогические чтения («Юность и её психологические аспекты»).
2. Тематические и индивидуальные консультации.
3. Привлечение родителей к классным и общешкольным мероприятиям (праздники, посвящённые Дню знаний, 23 февраля, 8 марта: классный семейный Новогодний огонёк, поход с ночёвкой, последний звонок, выпускной бал).
4. Посещение уроков родителями (на протяжении всего периода классного руководства).
5. Классные собрания с привлечением родителей, детей и педагогического коллектива.
6. Совместный ремонт кабинета.
Практически все учащиеся класса (за исключением детей проживающих в другом населенном пункте) посещали кружки и секции по интересам. Юноши – секцию футбола, баскетбола, тенниса, лыжи, девушки – секцию волейбола и тенниса. Не случайно спорт является первоочередной задачей классного руководителя, ведь основное направление работы с детьми выбирается привитие приоритетов здорового образа жизни. Такая целенаправленная работа дает свои результаты. Так юноши три года подряд становятся победителями и завоёвывают переходящий кубок по футболу и баскетболу, являлись активными участниками спортивно-юношеской команды школы и села, призёры муниципальных олимпиад по физической культуре и др.
Класс является активным участником всех общешкольных мероприятий. К подготовке и выступлению на традиционных общешкольных мероприятиях (праздник осени, Новогодний бал, День защитника Отечества, Международный женский день, праздник Победы) дети относятся очень ответственно.
Серьезное внимание уделяется работе с активом класса, организации ученического самоуправления, воспитанию чувства личной ответственности за свои дела и поступки, умению соотносить их с интересами коллектива, что обеспечивает развитие самостоятельности ребят в принятии и реализации решений для достижения общественно- значимых целей. Все воспитанники класса имеют общественные поручения, совпадающие с их желаниями и реальными возможностями. Оптимальной формой самоуправления в классе является создание активов коллективных творческих дел, т. е. периодическая смена руководства при проведении мероприятий.
Регулярно проводились различные мероприятия по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. Например: беседа «Связь нравственного поведения подростка и состояния его здоровья», ролевая игра «Курить или жить?», беседа по профилактике наркозависимости «Уберегись от беды», тренинг «Учись говорить НЕТ». Примечательно, что свою жизненную позицию, связанную со здоровым образом жизни и занятиями спортом, ее воспитанники рекомендуют не только младшим школьникам, но и старшим товарищам, брейк- танцами, игрой на гитаре. Дети постоянно инструктируются по правилам безопасности, поведению в экстремальных ситуациях, оказанию первой помощи при травмах и т.п. В результате проводимой работы травматизм среди детей класса отсутствует. В 2011-2012 учебном году каждый участник класса на Всероссийском Интернет-уроке написал обращение ко всей молодёжи России о своём отношении к наркотикам на сайте http:/fskn.ru и получили ответ от организаторов этой акции.
Психологический климат в классах Раисы Валеевны благоприятный, раздробленность коллектива на конфликтующие группы отсутствует. Все коллективные дела учащиеся готовили совместно, без конфликтов. На классных собраниях для обсуждения предлагаются различные вопросы жизни коллектива, поощряются наиболее активные учащиеся как в дневниках, так и грамотами.
Учащиеся принимали участие в различных социальных акциях, например, в социальном марафоне «Дорогою добра», где класс в полном составе участвовал в уборке школьного двора и наведении порядка на территории села и памятников. Обязательные участники отряда Главы. В рамках данного мероприятия Раисой Валеевной реализован Социально- экономический проект «Вместе мы сделаем больше!».(Приложение)
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.
Одна из задач школы – разностороннее развитие детей, их творческих интересов и способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.
О себе
Я, Султанова Раиса Валеевна, родилась в с.Халитово Кунашакского р-на, Челябинской области, 22.01.1963 г. Работаю в селькой школе учителем физики,астрономии и (нынче) биологии. Стаж работы 37 лет. Имею двух взрослых сыновей- Айдар и Тимур, невестку Светлану, появились мои самые очаровательные любимые внучки-Аришенька и Кирочка. Муж работает простым рабочим на пилораме.Свой дом, небольшое хозяйство.С 2018 года работаю в МБОУ СОШ №35, п.Метлино Озёрского округа.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Фурманов. Молодая гвардия. Свой личный потенциал я строила на характерах героев этого произведения.
Джон Кехо.Познай себя!-это книга "скорая психологическая помощь" в прибретении себя как личность.
Мой взгляд на мир
я больше отношу себя к экстравертам.
Мои достижения
номинант "Творческая одержимость" в конкурсе "Самый классный Классный" на муниципальном уровне
победитель конкурса профессионального мастерства "Учитель года- 2011"
Грант Губернатора области, 2012г
Награждена Почетной грамотой Минестерства Образования и Науки РФ 2012 г
Лауреат гранта главы района (2013)
Моё портфолио
-Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Н.Буало
Эссе
на тему «Моя педагогическая философия»
«Однажды вечером…»
«Человек является самоцелью и ни при каких условиях не должен рассматриваться как средство для какой бы то ни было иной цели»
(Э. Кант, XIX век)
Я часто задумываюсь, есть ли у меня моя педагогическая философия, ведь я проработала в школе двадцать пять лет - серебряный юбилей, велик ли мой учительский опыт. Могу ли я, рассуждать о сущности моей педагогической профессии. А почему бы и нет? Ведь я уже четверть века каждый день, входя в класс, решаю проблемы обучения в их широком значении – воспитывающем и развивающем. Ведь я видела и взлёты, и падения, и стремления к новому - «инновациям», и эксперименты над образованием, и аттестацию, и различные конкурсы, и многое другое. И, в определенном смысле, именно педагогическая философия задает парадигму мышления учителя и определяет характер решения обобщенных педагогических проблем даже сейчас, после стольких лет жизни в сельской школе.
Начиная разговор о философии моей педагогической деятельности, я задаю себе важный вопрос – что такое ШКОЛА?
И каждый раз ищу ответ. Нахожу! Всегда разный! В зависимости от времени года, от настроения детей, от новостей, которые преподнесут наши «министры от образования» и даже в зависимости от настроения моих милых коллег.
В один из воскресных зимних вечеров, когда не надо готовиться к урокам, в мою голову учителя физики пришла «крамольная» мысль…
Что школа - это огромный, работающий «вечный двигатель», «механизм», «машина», где ученики - это живые «винтики» и «шпунтики», которые слаженно работая, двигают учебный процесс вперёд. Учителям отводится роль инженеров «детских душ». Когда случается техническая поломка, тогда устремляются ремонтировать, устранять неполадки инженеры, технологи, слесари. Так и в школьном механизме, проблемы разрешаются благодаря учителям, прекрасно владеющими педагогическими «инструментами», бережно и заботливо лелея каждый «винтик», сохраняя, не выбрасывая ни одного «болтика».
Мир постоянно и стремительно меняется, а вместе с ним и социальный заказ общества. Моя маленькая сельская «машинка» тоже меняется со временем, старается чем-нибудь выделиться среди более крупных механизмов, не отстать, а может даже в чем-то перещеголять крупные шикарные «иномарки»?
Как бы то ни было, мы движемся вперёд. Учитель если он профессионал в своём деле, то он подобен инженеру, мастеру-умельцу, «подковавшего блоху». У хорошего мастера всё в порядке и в голове, и в мыслях, и в технике, и на рабочем месте - «дело мастера боится». Когда у учителя мир и спокойствие в душе, будет порядок и во всей школе.
Современный учитель - это универсал. Он призван быть и артистом, и художником, и писателем, и певцом, при этом всегда оставаясь учеником. Хороший учитель постоянно должен продолжать учиться: учиться работать над собой, учиться общаться с ребятами, учиться готовиться к уроку, учиться учить, а значит жить в постоянном движении…
Педагогическая деятельность школы подобна работе механизма - образ складывается из «винтиков» и «болтиков», каждый из которых необходимо подобрать по своему назначению, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая, не всегда детали «машины» совпадают. Иной раз случаются «поломки» и приходится все переконструировать заново.
Стоп! Каких только мыслей не придет в голову бедного учителя. Срочно включаю компьютер и начинаю работать, а то, как детский писатель Николай Носов со своими коротышками, «улечу на Луну».
Ведь Ученик – не винтик, болтик и не продукт, на котором можно ставить знак сорта: I сорт, II сорт, III сорт и «брак». Ученик - человек, и должен быть целью, а не средством достижения цели. Ученик - не объект обучения, не материал, из которого школа должна сформировать человека по заданным параметрам, а субъект, равный любому другому человеку…
Учитель средствами своего предмета предоставляет разнообразные возможности для развития личности учащегося и отмечает его успехи, создавая стимулы к продолжению обучения. Неуспевающих в нормальном учебном процессе быть не должно. Если учитель учит, то у каждого учащегося обязательно будут какие-то успехи. Задача учителя – заметить эти успехи и заслуженно оценить.
Инженер-конструктор создаёт машину, какой-то механизм с целью достойного его применения в жизни. Так и учитель, тот же инженер- конструктор, своей деятельностью воспитывает нового человека, необходимого обществу. Одним из главных мотивов к продолжению любой деятельности для человека является успешность этой деятельности. Нет успеха - нет желания к продолжению деятельности. Нет желания - нет самой деятельности, а может быть лишь её имитация. Поэтому, я думаю, обучение должно быть успешным, победным. Успех на каждом уроке является стимулом к дальнейшему обучению. И как говорил известный методист-физик О.Ф. Кабардин: «Обучение должно быть трудным, но обязательно победным!»
Если учитель физики будет руководствоваться принципом победного обучения, то увеличится число его учеников-победителей.
Готовясь к уроку, я нашла замечательные слова К.Э. Циолковского «Основной мотив моей жизни, - не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть и в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».
Мы, учителя, тоже работаем на «будущее», уверенные в том, что наши ученики смогут решить проблемы, поставленные временем, и способствовать улучшению жизни россиян.
А может мы все-таки «винтики» и «болтики» нашего огромного государственного механизма?
Султанова Раиса Валеевна
учитель физики
МБОУ «Куяшская СОШ»
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты