Мазнева Светлана Александровна

музыкальный руководитель

Все прекрасное-детям!

Профессия: музыкальный руководитель

Профессиональные интересы: дошкольное образование

Увлечения: обучение и воспитания детей

Страна: Россия

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: Ейский район

Место работы: МБДОУ ДСКВ № 24 п.Советский МО Ейский район

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/svetlana-mazneva
…Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон

О себе

О, музыка!.. Как же ты прекрасна!.. ты окунаешь нас в мир красок, чувств, эмоций… Ты заставляешь жить, любить, творить… Ты ласкова, нежна, порой гневна, но лишь тебя воспринимает сердце и душа!.. И ты, как женщина, загадочна, невыносима, красива…

А ведь действительно, лишь женщина подобна музыке. Буйство эмоций, переживаний, чувств…свойственно лишь нам, женщинам, цветам планеты. И смею предположить, что не случайно музыкальными руководителями в детских садах становятся женщины. Ведь лишь они умеют, руководствуясь своим материнским инстинктом, помочь маленькому человечку «услышать» музыку. Всем сердцем и душой. Проникнуть в таинства мира мелодии. Окунуться в красоту звуков. И научиться мечтать…

Детство – самое светлое, радостное время, которое запомнится на всю жизнь. Именно в раннем детстве человек учится слушать звуки окружающего мира.

Иногда я задаю себе вопрос: «Счастливый ли я человек?». У меня замечательная семья и любимая работа… Работа? Да нет же, детский садик – это моя жизнь! То, без чего я не могу представить своё будущее. У меня никогда не возникал вопрос о смене профессии музыкального руководителя. Еще с детства я знала: «Буду музыкантом»!

К своей профессии я шла обдуманно и четко: окончила музыкальную школу. Знала, что всё это мне пригодится в будущей профессии. Затем поступила в  Хакасский государственный колледж им Н.Ф.Катанова, на отделение «музыкальное воспитание»,по классу баяна; годы учебы незаметно пронеслись. Вопрос выбора учреждения не стоял. Конечно же - детский сад! Как научить малышей пению, танцу! И я по воле судьбы стала музыкальным руководителем. Работаю с детками всего 6 лет, и ни минуты не пожалела об этом. Я часто думаю о том, что бы я делала без этих маленьких шалунишек, без их горящих глаз, без ста вопросов «Почему».   Наверное, не случайно так распорядилась судьба и привела меня в детский сад. Теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят; в который я спешу с интересными идеями, хорошим настроением. Я творческий человек и очень эмоциональная личность. Мне хочется стать для своих малышей самым близким другом, хочется отдать им все свои знания и умения, показать им как красив и приветлив окружающий мир. Как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии. Основным в моей  профессии я считаю, что надо привить детям любовь к музыке, к чувству прекрасного. В таком случае в моей работе на первый план выходит: развитие у детей музыкальных способностей. Т.к. детский сад, в котором я работаю, для детей с нарушением речи, главное-это речь, музыка, движение. И именно поэтому я пошла дополнительно получать высшее образование по специальности учитель-логопед в Армавирской государственной педагогической академии. Занятие музыкой с детьми коррекционного развития требует особого внимания и подхода.

Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет его дальнейшее развитие. Меньше будет проблем с развитием речи, вниманием, памятью, мышлением.

На занятиях я стараюсь знакомить ребят с шедеврами классической музыки, искусства через собственное творчество, музыкальную импровизацию. Это может быть своё движение и своя мелодия или слова и рисунки на прослушанную музыку. И, конечно же пению, ведь пение способствует активному развитию речи детей.

Это направление стало приоритетным в моей работе с дошкольниками.

Обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми, страдающими нарушениями речи из-за  особенностей развития этих детей.

Помимо собственно речевого нарушения, у таких детей наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев. Часто такие дети не владеют даже простыми двигательными навыками (хлопки в ладоши, прыжки, повороты и т. п.). Нарушение артикуляционной  моторики проявляется в ограниченности, неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи. Это вызывает соответствующие трудности в работе над пением.

Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У таких детей наблюдаются проблемы с запоминанием названий музыкальных произведений, фамилий композиторов. Им бывает сложно узнать даже знакомую музыку по вступлению или по фрагменту мелодии. Легче воспринимается музыка вокальная, чем инструментальная, т. к. в ней единство текста и музыки, и звучание музыки в этом случае связывается с каким-либо конкретным образом.

У  детей  с  нарушениями  речи  нарушены  процессы  возбуждения  и               торможения (замедленное включение в деятельность, недостаточная   заинтересованность).

Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

 Состояние психомоторных и сенсорных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи значительно ниже возрастной нормы;

 Отмечается дефицит таких процессов, как внимание и память, общая, мелкая и артикуляционная моторика, зрительно-пространственная ориентация и речеслуховое восприятие.

Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять.

 Следовательно, возникает необходимость внесения в музыкальные занятия специальных упражнений на развитие речевого и певческого дыхания, упражнений, активизирующих внимание, упражнений на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, координации движений и регуляцию мышечного тонуса, упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма.

Моя цель и задачи музыкального воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: музыкальное развитие детей и коррекция недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями.

Помимо общих задач музыкального воспитания работа направлена на решение коррекционных задач.

Коррекционные задачи:    

1.       Развитие качеств личности ребенка: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

2.       Развитие психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.

3.       Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.

  Работа по музыкальному воспитанию детей в логопедических группах осуществляется по следующим направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (музыкально-ритмические упражнения, танцы, хороводы, музыкальные игры) игра на детских музыкальных инструментах. Помимо этого  занятия включаются речевые игры и упражнения на развитие дыхания.

Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности. Оно лежит в основе других видов музыкальной деятельности и является ведущим. Невозможно  выучить песню без ее прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру необходимо прослушать музыку, определить характер, темп.

 Для слушания предлагается доступный по содержанию музыкальный материал. Вокальная музыка по сравнению с инструментальной оказывает гораздо большее влияние на детей. Она представляет собой единство музыкального и литературного текстов, что делает ее более понятной. При организации слушания музыки применяется наглядно-слуховой (живое исполнение музыки или ее звучание в записи) и наглядно-зрительный (использование картин, рисунков и других наглядных пособий) методы.

Большую роль в слушании музыки играют дидактические игры.

Детям с нарушениями речи бывает трудно охарактеризовать прослушанную музыку. Прилагательные в их словарном запасе представляют наименьшую группу. Помогают наводящие вопросы педагога. (Музыка спокойная или игривая? Громкая или тихая?)

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет дошкольников, создает условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, робким и несмелым. Выбирая песенный материал, следует учитывать: доступность  содержания и текста песни, ее темп, диапазон, длительность фраз и др. В качестве подготовки к пению по согласованию с логопедом можно использовать артикуляционную гимнастику. Основой пения, как и речи, является дыхание. Воздушная струя попадая на голосовые связки приводит их в движение, порождая звук. У детей с тяжелыми нарушениями речи вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять. Следует показывать наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. С целью укрепления дыхания используются Методика дыхательной гимнастики Стрельниковой.  Пение для детей с нарушениями речи является и учебным, и лечебным средством.   На первом этапе работы над песней применяются наглядный и словесный методы. Так как у детей с нарушением речи нарушено фонематическое восприятие, смысл многих фраз и выражений дети не понимают. Поэтому нельзя начинать разучивать песню, пока не будет проведена предварительная словарная работа и текст не будет понятен каждому ребенку. При разучивании песни большое внимание уделяется показу четкой артикуляции.

В двигательной сфере детей с нарушениями речи наблюдается отставание в физическом развитии, несформированность техники основных видов движений, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выразительность, гибкость, выносливость, ловкость, сила, координация. Следовательно, есть необходимость использования в музыкально-ритмической работе специальных упражнений, направленных на развитие общей и артикуляционной моторики, координации слова – музыки – движения. Среди таких упражнений особое место занимают речевые игры и упражнения.

 Речевые игры,  используемые на музыкальных занятиях, направлены на развитие координации движений и слова. Стихи подбираются очень яркие, образные, легко запоминающиеся. Ребенок словом и движением создает единый образ. В таких играх движение конкретизирует слово, делает его более понятным ребенку, а слово помогает более четко и выразительно  исполнить то или иное движение. Ценность таких игровых упражнений не только в их образности, но и в том, что они помогают развивать у детей речь, память, внимание, слух, чувство ритма и темпа, различные двигательные умения и творческие способности.

Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. Очень большое значение этот вид исполнительской деятельности имеет в логопедических группах: оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Снижается возбудимость и нервозность дошкольников.

Музыка в сочетании с яркими разнообразными пособиями и игрушками вызывают у детей желание играть, выполнять упражнения, танцевать.

Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения. Они могут использоваться не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е. гораздо чаще чем другие виды танцев.

Игра является основным видом деятельности дошкольников. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

 Игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, приобщающий их к совместному коллективному музицированию. Но в логопедических группах игра в оркестре это не самоцель, а скорее средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие:

•         Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.

•         Развитие координации движений при игре не таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, металлофон, маракасы и т. д.

•         Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, беззвучных пианино, металлофонах, колокольчиках.

•         Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото».

•         Развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на неозвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности).

•         Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей с нарушениями речи наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений.

   Чаще всего в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, используются металлофоны и ударношумовые инструменты со звуками неопределенной высоты в сопровождении фортепиано или фонограммы.

Благодаря музыке развивается гармоничная личность. Личность, умеющая находить правильный выход из любой ситуации. Именно этому учу я своих воспитанников. На моих занятиях дети не просто поют, слушают и двигаются. Не просто учатся различать понятия «ритм», «тембр», «жанр». Я воспитываю разносторонне развитую личность, умеющую понимать и принимать прекрасное. Учу жить в гармонии с собой, своим внутренним миром и видеть только самое позитивное, яркое и жизнеутверждающее.           

«Есть внутренняя музыка души…

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум.

Не заглуши

Её годами, буднями и бытом!

Она таится в глубине светя

Порой в случайном слове, в слабом жесте.

Её имеют многие.

Дитя

Лишь обладает ею в совершенстве»

Автор: Е. Винокуров

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Трудно сказать какие книги формируют внутренний мир человека. Неповторимый внутренний мир человека складывается из множества составляющих: наследственности, типа нервной системы и сформированного характера, природных способностей и выбранных интересов, жизненного опыта и влияния окружающих, заявленных ценностей и убеждений, а также многого другого. На мой взгляд, важно что бы в раннем возрасте с ребенком рядом оказался человек, не только читающий ему книги, но и говорящий с ним о прочитанном.

Мой взгляд на мир

На жизнь смотрю с оптимизмом, искренне надеюсь, что профессия педагога поможет  изменить окружающий нас мир к лучшему, научить детей, будущих взрослых, доброте и чувству прекрасного!

Моё портфолио

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся» Д.Шостакович

Добавить грамоту в портфолио