Сырейщикова Алена Евгеньевна

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Если звезды зажигаются на небе, значит это кому-то нужно!

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: стремлюсь обучать детей, шагая в ногу со временем!

Увлечения: увлекаюсь фитнессом, люблю читать фантастику и мистику, вяжу

Страна: Россия

Регион: Челябинская область

Место работы: г. Кыштым, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5 VIII вида

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/syreyshchikova-alyona-evgenevna
«Единственный способ взобраться на вершину лестницы – преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали».
Маргарет Тэтчер

Добрый день, уважаемые коллеги!

школа VIII видаВы зашли на мини-сайт Сырейщиковой Алены Евгеньевны, учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Кыштыма Челябинской области.

Свою педагогическую деятельность я начала с 1993 года. С 2002 года работаю с детьми, имеющими нарушение интеллекта.

Что нужно знать про обучение детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы.

Умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Эта истина довольно трагична для родителей умственно отсталых детей, так как им хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал «как все».

Умственная отсталость не лечится. Врач может назначить стимулирующую терапию, если нет каких-либо противопоказаний, но ее эффект может осуществиться в пределах биологических возможностей организма конкретного ребенка. Таким образом, прогноз развития и социальной адаптации умственно отсталых детей в большой степени зависит от системы воспитания и обучения.
В зависимости от степени умственной отсталости можно добиться больших или меньших результатов. Следует знать, что дети с имбецильностью и идиотией (средняя и тяжелая формы умственной отсталости) являются инвалидами детства, получают пенсии и либо имеют опекуна, либо могут быть помещены в специальные учреждения социального обеспечения.

Не все родители могут самостоятельно справиться с таким горем, кроме того, в этих семьях часто растут и интеллектуально полноценные дети. Они также нуждаются в психологической поддержке.

Дети с дебильностью (легкая степень умственной отсталости) имеют другие проблемы. Эти проблемы связаны, прежде всего, с невозможностью успешно учиться по программе массовой школы. Перевод ребенка во вспомогательную школу является трагедией для большинства родителей.

В разных странах по-разному подходят к вопросу, где и как обучать умственно отсталых детей. Предлагается обучать их либо в общем потоке детей, либо дифференцированно в специальных школах. В России до недавнего времени дети с диагнозом «дебильность» обучались во вспомогательной школе. В последнее время решение медико-педагогической комиссии часто игнорируется родителями.

Умственно отсталый ребенок поступает в коррекционную школу (современное название вспомогательных школ) только при согласии родителей, но многие родители ищут обходных путей. Так как в большинстве массовых школ в настоящее время работают классы коррекции, выравнивания и т. д., то детей с дебильностью можно встретить и там. В некоторых частных школах также учатся умственно отсталые дети.

Огромной проблемой является адекватное воспитание детей с легкой степенью умственной отсталости, которое определяет будущую социальную и трудовую адаптацию. При  хорошей адаптации, повзрослев, они растворяются в жизни. Работают (как правило, на простой работе), заводят семью, детей, являются полноправными членами общества.

О себе

В своей профессиональной деятельности  я активно распространяю свой педагогический опыт. Прошу коллег познакомиться с моими работами.

1.Диагностика уровня развития устной и письменной речи у младших школьников по Т.А. Фотековой

Дидактическое пособие для обследования уровня развития устной и письменной речи учащихся начальных классов. Файл содержит описание обследования, протоколы, систему оценивания, демонстрационный материал в виде презентаций.

2. Дидактическое пособие "Буквы русской азбуки, звуковые модели и символы"

Дидактическое пособие (презентация) для организации логопедических занятий для учащихся 1 класса и уроков обучения грамоте.

3.Сырейщикова А.Е. "Приключения домовенка Кузи" (Звуки [г]-[г]

Логопедическое занятие с учащимися 1 класса С(к)ОШ VIII вида. Лексическая тема: "Птичий двор" (презентация с конспектом).

4.Конспект и презентация урока русского языка в 4 классе С(к)ОШ VIII вида по теме: «Определение времени у слов, обозначающих действие предметов» («Как появилась письменность»)

Нетрадиционный урок русского языка. Учащиеся отправляются в путешествие, во время которого школьники будут упражняться в определении времени у слов, обозначающих действие предметов, а также узнают, как появилась письменность.

5. Рабочая программа по предметам 2 класса C(к)ОШ VIII вида

В рабочей программе содержится календарно-тематическое планирование уроков чтения, письма и математики во 2 классе С(к)ОШ VIII вида по программе В.В.Воронковой.

6.Классный час для учащихся 1 класса на тему: "Все дороги ведут к дому"

В ходе классного часа дети помогут девочке Анюте вызволить своего друга, домовенка Кузю, из рук Бабы-Яги. Выполняя задания сказочной злодейки, учитель подводит ребят к тому, что нужно беречь и любить свой дом, уважать родителей.

7.Конспект и презентация к классному часу "Уроки профессора Лампочкина"

На классный час к ребятам приходит профессор Лампочкин. С помощью волшебных часов дети перемещаются в прошлое, когда не было электричества. В ходе классного часа дети узнают, как работают гидроэлектростанции, познакомятся со словами "турбина", "плотина" и.т.п. А также повторят правила безопасного обращения с электроприборами.

8.Классный час о правильном питании "Сахар и сладости на стол!"

Вместе с Карлсоном ребята попадают на день рождения к Малышу, на котором его мама рассказывает о питательных веществах (белки, жиры, углеводы), содержащихся в различных продуктах питания и их свойствах. Ребята узнают, какую пользу и вред приносят сладости. Учащиеся повторят правила поведения за столом во время чаепития.

9.Конспекты и презентация к урокам математики "Образование чисел второго десятка"

Содержание электронного сопровождения построено по принципу: 1.Подготовительная работа к изучению нового материала с использованием дидактических игр. 1.Изучение нового материала. 2.Закрепление пройденного материала. 3.Проверочная работа с последующей проверкой. В обновленной версии мы поместили подробные планы уроков с полным описанием методики работы над вычислительными приемами и дидактических игр, используемых в рамках электронного сопровождения.

10.Конспект и презентация "Упражнение в делении слов на слоги и для переноса. "Путешествие со Старичком-Лесовичком"

Нетрадиционная форма урока (урок-путешествие). Конспект и презентация составлены с учетом психофизических особенностей учащихся младших классов с нарушением интеллекта.Методический материал можно использовать в коррекционных классах и на логопедическом занятии.

11.Конспект и презентация к уроку математики. "Решение примеров вида 15±3" ("Путешествие в музей бытовых вещей")

Нестандартный урок математики (урок-путешествие). На уроке математики ребята совершат путешествие в музей бытовых вещей. Выполняя математические задания, учащиеся познакомятся с вычислительным приемом вида 15±3 и узнают историю возникновения утюга в России. Методика работы над вычислительным приемом будет интересна для молодых учителей, а также для педагогов, работающих с учащимися, имеющих нарушение интеллекта, и на классах коррекции.

12.Методическое сопровождение дистанционного курса обучения "Учим с Аладдином математику"

Электронное сопровождение дистанционного курса состоит из двух работ: учебное пособие и дидактические игры. В учебное пособие входят: математические сказки, раскрывающие методику работы над вычислительными приемами по разделу: «Внетабличные и табличные случаи сложения и вычитания в пределах чисел второго десятка»; вопросы по содержанию сказки, направленные на расширение кругозора; и серия тестов для контроля усвоенных знаний. Дидактические игры, выполненные в программе Microsoft PowerPoint составлены в соответствии с содержанием математических сказок, направлены на отработку вычислительных навыков. Практическая значимость: учебные ресурсы можно использовать как методический материал для проведения уроков математики в начальных классах общеобразовательных и коррекционных школ. Содержание курса окажет методическую помощь родителям для ликвидации неуспеваемости ребенка на уроках математики.

13.Разработка учебного занятия "Свойство противоположных сторон в прямоугольнике"

Конспект и презентация нетрадиционного урока математики для учащихся 3 класса С(к)ОШ VIII вида (урок-путешествие). Конспект и презентация.  Практическая ценность: методический материал соответствует содержанию урока во 2 классе массовой школы.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

В детстве с удовольствием читала книги Владислава Крапивина о волшебных приключениях обыкновенных ребят, которые всегда приходят на помощь к друзьям, проявляют мужество и благородство в самых трудных, порой опасных ситуациях. Но до сих пор на моих полках лежат книги любимого автора, которые я время от времени снова перечитываю, и понимаю, что я правильно выбрала свой профессиональный путь - помогать детям, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Мои достижения

1.Диплом за участие в городском смотре-конкурсе «Информационно-методическая среда»
МУ «Управление образованием Кыштымского городского округа» Приказ № 229 от 8 мая 2008 года.
2. Диплом за участие в городском конкурсе «Содержательный аспект АРМ учителя-предметника»
МУ «Управление образованием Кыштымского городского округа» Приказ № 287 от 8 мая 2009 года.
3. Грамота за добросовестный труд в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями и в честь 8 Марта.
МУ «Управление образованием Кыштымского городского округа» Приказ № 01-084 от 01 марта 2011 года.
4.Диплом за участие в муниципальном конкурсе «Учитель года- 2012» в номинации «Школьный учитель».
МУ «Управление образованием Кыштымского городского округа» Приказ № 01-162 от 15 февраля 2012 года.
5. Благодарственное письмо от Собрания депутатов Кыштымского городского округа за значительный вклад в практическую подготовку учащихся и в связи с профессиональным праздником Днем Учителя.
Постановление председателя Собрания депутатов Кыштымского городского округа Приказ №65 от 01 октября 2012 года.
6. Диплом III степени победителю всероссийского конкурса «Конкурс педагогических достижений» в номинации «Лучшая разработка учебного занятия».
Постановление Главного редактора педагогического сообщества «Методисты.ру», П.С. Наумова, г.Болгар, март, 2013 г.

Моё портфолио

«Формирование первоначального навыка чтения и письма у младших школьников с нарушением интеллекта»

  У учащихся первого класса, имеющих нарушение интеллекта, при обучении чтению, наблюдаются стойкие специфические ошибки, характерные для дислексии. Нарушения чтения у детей данной категории можно представить в виде следующих типичных проявлений:
-неусвоение букв;
-побуквенное чтение;
-искажение звуковой и слоговой структуры слова;
-нарушение понимания прочитанного;
-аграмматизмы в процессе чтения.
  На этапе формирования первоначального навыка чтения и письма ученики 1 класса испытывают значительные затруднения в соотнесении звуков с соответствующими зрительными образами письменных и печатных букв. В одних случаях буквы совсем не называются, в других – заменяются другими. Замены букв объясняются различными причинами:
-фонетическое сходство звуков, которые обозначают буквы;
-артикуляционное сходство звуков, которые обозначают звуки;
-сходство букв по графическому признаку.
При дальнейшем обучении, нарушения чтения сопровождаются расстройствами в овладении письменной речи. При выполнении письменных работ учащиеся допускают большое количество ошибок дисграфического характера. У школьников с нарушением интеллекта дисграфия проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм.
Проблема развития и коррекции письменной речи у учащихся с нарушением интеллекта определила мой выбор темы по самообразованию: «Формирование первоначального навыка чтения и письма у младших школьников с нарушением интеллекта».
Цель данной работы: определить методы и приемы работы на уроках, способствующие успешному формированию первоначального навыка чтения и письма.
Работа по данной теме проходила поэтапно:
1.Изучение педагогической литературы по данной проблеме.
2. Диагностика развития письма у учащихся 1 класса (на начало и конец учебного года).
3. Проведение коррекционно-развивающей работы.
4. Контрольная диагностика развития письма речи у учащихся 2 класса (на начало и конец учебного года).
5. Выводы.
I этап: изучение педагогической литературы по данной проблеме
  На этапе изучения педагогической литературы были проштудированы труды известных дефектологов и практикующих учителей-логопедов: В.М.Акименко, Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Т.А.Ткаченко и др. В результате работы с литературой мной было разработано дидактическое пособие «Тестовая методика диагностики развития речи по Т.А. Фотековой» (http://www.uchportal.ru/load/158-1-0-14969), были систематизированы методические приемы работы на уроках обучения грамоте и письма, основанные на применении различных анализаторов.
II этап: диагностика развития письма у учащихся 1 класса (на начало и конец учебного года)
  На втором этапе по теме самообразования с учащимися 1 класса был проведен мониторинг дисграфических и дизорфографических ошибок при письме под диктовку (на начало и конец учебного года).
Были получены следующие результаты:
В первом классе 8 учащихся. На начало учебного года навык письма под диктовку отсутствует. При выполнении графических заданий у 6 учащихся наблюдаются ошибки оптико-графического характера (несоблюдение строки, «зеркальное» письмо, ошибки пространственного расположения элементов).
На конец учебного года под диктовку пишут 2 ученика. При выполнении работы было допущено незначительное количество ошибок, обусловленных несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия.
Основные дисграфические ошибки: ошибки на обозначение мягкости согласных с помощью Ь и гласных II ряда; пропуск гласных.
Основные дизорофографические ошибки: ошибок нет.
III этап: проведение коррекционно-развивающей работы
  На уроках обучения грамоте и письма мной была разработана система методических приемов, способствующих предупреждению сложной формы дисграфии и более успешному овладению первоначальным навыком чтения и письма.
На этапе изучения нового материала, при обозначении звуков соответствующими печатными и письменными буквами, использовался четкий алгоритм:
-выделение слова с заданным звуком из речевого материала;
-звуко-буквенный анализ слова;
-соотнесение названия буквы со звуковым символом;
-работа с зеркалом: соотнесение звука с артикуляционной моделью;
-соотнесение печатных букв с письменными буквами;
-конструирование и реконструкция письменных и печатных букв; сопоставление букв, схожих по написанию;
-чтение слогов (обратных, прямых, со стечение согласных) и слов с изученной буквой, выполнение различных заданий с данными слогами и словами.
Особенности работы на этапе изучения нового материала
  В первом классе вводится название согласной буквы в соответствии с его произношением в твердой позиции. При выполнении звукобуквенного анализа слова акцентируется внимание учащихся на связи названия буквы со звуковым символом и жестом. Использование звуковой символики, которую разработал Т.А. Ткаченко, значительно ускоряет процесс запоминания названий букв.
  В процессе соотнесения звука с соответствующей буквой необходимым компонентом на данном этапе является работа учащихся с зеркалом: школьники наблюдают за произношением звука, оречевляют движения артикуляционного аппарата и сравнивают положение органов артикуляции со звуковой моделью. Артикуляционные модели достаточно хорошо описаны в работе В.М. Акименко.
  Большое значение на этапе формирования первоначального навыка чтения и письма имеют дидактические пособия. С учетом психолого-педагогических особенностей учащихся младших классов с нарушением интеллекта, мной были созданы дидактические пособия, основанные на использовании различных анализаторов (зрительных, тактильных):
- «Буквы русской азбуки, звуковые модели и символы» (http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-45293);
-модифицированное дидактическое пособие «Разрезная азбука»;
- «Звуковая памятка» (http://www.uchportal.ru/load/159-1-0-45298);
-«Рыбка» (определение местоположения звука в слове; http://www.uchportal.ru/load/159-1-0-45298).
Дидактическое пособие «Буквы русской азбуки, звуковые модели и символы» окажет существенную помощь при организации логопедических занятий для учащихся 1 класса и уроков обучения грамоте. Приемы работы при знакомстве с новой буквой (уточнение звукопроизношения, сопоставление звука с артикуляционной моделью, использование звуковых символов, закрепление звука с помощью жеста) способствуют лучшему запоминанию зрительных образов письменных и печатных букв и правильному произношению соответствующего звука.
Для запоминания зрительных образов письменных и печатных букв рекомендуем использовать модифицированное дидактическое пособие «Разрезная азбука»: на одной стороне карточки пишется строчная печатная буква, на оборотной стороне – строчная письменная буква. Аналогично, с заглавными буквами. После обозначения звукового состава слова печатными буквами, учащиеся переворачивают карточки, и у них уже готов письменный вариант написания. После фронтальной работы по объяснению соединений, используемых в данном слове, учащиеся самостоятельно записывают данное слово, не испытывая при этом особых затруднений.
Для успешного овладения первоначальным навыком чтения, на уроках обучения грамоте рекомендуем проводить систему упражнений, основными задачами которых является:
-развитие языкового анализа и синтеза;
-развитие буквенного гнозиса;
-развитие фонематического восприятия;
-развитие связной речи.
Последовательность упражнений на уроках обучения грамоте строится по принципу «от простого к сложному»: звук – буква – слог – слово – предложение. Приведем план урока в соответствии с вышеназванным принципом:
1. Работа с чистоговоркой.
- Отраженное повторение чистоговорки
Сначала учащиеся повторяют чистоговорку хором, затем учитель спрашивает 1-2 учеников с сохранным звукопроизношением.
-Характеристика звука, часто повторяющегося в чистоговорке
Учитель еще раз проговаривает чистоговорку, выделяя голосом повторяющийся звук, и выясняет, какой звук чаще всего встречался в чистоговорке. Затем предлагает охарактеризовать звук, используя дидактическое пособие «Звуковая памятка» с передвигающимися фишками. Один учащийся работает у доски, остальные - на местах.
При фронтальной проверке, учащийся, работающий у доски, дает характеристику повторяющегося звука. Остальные учащиеся при необходимости добавляют или исправляют ответ товарища.
- Выделение из чистоговорки слов с заданным звуком, определение местоположения (начало, середина, конец)
Учитель, обращаясь к ученикам, просит назвать из чистоговорки слова, в которых встречался повторяющийся звук. Пользуясь схематическими подсказками, дети определяют местоположение звука в данных словах (голова рыбки – начало слова, туловище – середина, хвост – конец слова).
2.Обозначение звука буквой, конструирование буквы, сравнение с буквой, сходной по написанию
Данную работу мы рекомендуем проводить в группах. Учитель раздает ребятам конверты с элементами букв. На каждом конверте написана буква, которую необходимо сконструировать. Учащиеся составляют букву из элементов, используя зрительный образец, считают, сколько элементов потребовалось для составления буквы, объясняют, какими элементами отличаются от букв, сходными по написанию.
Вышеописанный вид работы также можно проводить и на уроках письма, где учащиеся конструируют и сравнивают сходные по написанию письменные буквы.
3.Чтение слогов способом «клубочек» (прямые и обратные слоги)
Читая слоги способом «клубочек», учащиеся закрепляют навык слитного чтения прямых и обратных слогов.
4. Сопоставление выделенного звука со сходными звуками (по месту и способу образования) через чтение слогов
Учащиеся читают слоги по цепочке. После чтения данных слогов можно попросить учащихся подобрать слова с конкретным слогом, при этом предлагаются слоги со смешиваемыми звуками.
5.Чтение слов, предложений
После чтения слоговых таблиц дети работают с учебником: читают слова и предложения.
6.Составление рассказа по сюжетной картинке, обозначение предложений схемами, пересказ по схемам
В первом классе для составления предложений по сюжетной картине учащимся с нарушением интеллекта требуется постоянная стимуляция со стороны учителя в виде наводящего вопроса.
Учитель предлагает ученикам внимательно рассмотреть сюжетную картинку, задает наводящие вопросы. Учащиеся, используя слова из вопроса, составляют предложения. После каждого предложения учащиеся графически изображают схему предложения (либо используют схемы – карточки). Затем педагог еще раз повторяет предложения уже по схемам, после этого 1-2 ученика пересказывают небольшой рассказ.
В зависимости от типа урока (урок новых знаний, урок – закрепление, обобщающий урок, урок учета и контроля знаний), необходимо варьировать задания: проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов, отрабатывать слоговой анализ и синтез, использовать разнообразные формы работы над развитием речи.
Помимо вышеописанных упражнений, рекомендуем проводить на уроке задания на развитие и коррекцию высших психических процессов (память, мышление, внимание, восприятие).
IV этап: контрольная диагностика развития письма речи у учащихся 2 класса (на начало и конец учебного года)
Во втором классе, на уроках русского языка, при изучении тем: «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных букв И, Е, Ё, Ю, Я», « Ь знак –показатель мягкости согласных звуков», «Дифференциация парных согласных, стоящих в начале слова», «Соноры», «Аффрикаты» была продолжена система работы при обозначении звуков соответствующими печатными и письменными буквами. Многократное повторение методических приемов способствовало развитию фонематического слуха, закреплению зрительного образа письменных и печатных букв, корригировало пространственное восприятие учащихся.
При контрольной диагностике развития письма у учащихся 2 класса на начало и конец учебного года были получены следующие результаты:
На начало учебного года во 2 классе 10 человек. Письмо под диктовку сформировано у 3 человек (прибавился один учащийся из вновь прибывших).
Основные дисграфические ошибки: ошибки на обозначение мягкости согласных с помощью Ь и гласных II ряда; пропуск гласных и согласных букв.
Основные дизорфографические ошибки: правописание имен собственных, правописание шипящих с гласными.
На конец учебного года в классе 10 человек. Письмо под диктовку сформировано у всех. Снизилось количество дисграфических ошибок. Незначительно увеличилось количество дизорфографических ошибок.
Основные дисграфические ошибки: ошибки на обозначение мягкости согласных с помощью Ь и гласных II ряда; замена парных согласных.
Основные дизорфографические ошибки: написание заглавной буквы в именах собственных, правописание шипящих с гласными.
5 этап: выводы
Системное использование методических приемов способствовало успешному формированию первоначального навыка чтения и письма и снижению дисграфических ошибок в письменных работах учащихся. Однако стоит отметить, что в процессе изучения орфографических правил, количество дизорфографических ошибок увеличивается. Это объясняется тем, что у учащихся 2 класса умение объяснять орфограмму находится на стадии формирования. Развитие орфографической зоркости – это следующая задача после формирования первоначального навыка чтения и письма.

Используемая литература:
1. Агаркова Н.Г., Бугрименко Е.А., Жедек П.С., Цукерман Г.А., «Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина», М., «Просвещение», 1993 г.
2.Акименко В.М., «Исправление звукопроизношения у детей», Ростов н/Д., «Феникс», 2009 г.
3.Визель Т.Г., Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста/ учебно-методическое пособие, М., Астрель: Транзиткнига, 2005 г.
4. Гнездилов М.Ф., Обучение русскому языку в начальных классах вспомогательной школы, М., АПН РСФСР, 1962 г.
5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В., Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция, Ростов н/Д., Феникс, СПб: Союз, 2004 г.
6.Садовникова И.Н., Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма, М., АРКТИ, 2005 г.
7. Ткаченко Т.А., «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте/пособие для воспитателей, лого-педов и родителей», М., «ГНОМ и Д», 2000 г
8. Фомичева М.Ф., «Воспитание у детей правильного произношения», М., «Просвещение», 1984 г.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы