Пономарева Татьяна Николаевна

сайт учителя химии

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Профессия: преподаватель химии

Профессиональные интересы: ИКТ в предмете, исследовательская деятельность кадет

Увлечения: спорт, садоводство, чтение книг

Регион: Оренбургская область

Населенный пункт: Оренбург

Место работы: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОРЕНБУРГСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tatyana-nikolaevna-ponomareva
"Дело или занятие, не содержание трудностей, не требующее полного напряжения ума и воли, недостойны человека."
(У.Чэниннг)

   Химия относится к наиболее сложным предметам, изучаемым в школе. Чтобы дети не задавали вопрос: "Зачем мы изучаем химию? Где мы можем применить полученные знания?" мне, как педагогу, необходимо показать ребятам, что дают химические знания для жизни и, опираясь на актуальные и типичные потребности воспитанников, прислушиваться к их просьбам и пожеланиям. К сожалению, по-моему мнению, учебный материал мало связан с повседневным опытом и познавательными интересами школьников. Поэтому передо мной всегда стоит проблема:"Как связать теорию с практикой?". Для решения этого насущного вопроса необходимо добиться понимания воспитанниками того, что они живут в мире химических веществ и превращений, что химия повсюду и в нас самих. Любой живой организм, буть то растение, животное или человек - это огромная химическая лаборатория с невероятным количеством веществ и превращений. Химия кормит, поит, одевает, обувает, строит, добывает полезные ископаемые, позволяет взлетать в космос и опускать на дно океана, создавать вещества, которых не знала природа. Пожалуй, невозможно сегодня назвать облать человеской деятельности, где бы ни использовались ее достижения. Независимо от нашего желания мы подвергаемся действию многих химических веществ. Поэтому полезно знать о свойствах веществ, чтобы грамотно вести по отношению к ним.

   Что может быть более эффективным подходом в изучении химии, чем приктическая направленность?! Ведь практическое применение полученных знаний в обыденных жизненных ситуациях имеет огромное значение как для создания стимула к дальнейшему приобретению знаний и прочного усвоения уже полученных, так и для формирования целостной картины реального мира. Из опыта своей работы могу сделать выводы, что подростки проявляют больший интерес к этой информации, которая поможет им решить свои жизненные проблемы. Поэтому принцип, который лежит в основе моей педагогической деятельности - "Интересно то, что полезно и актуально".

   Проектируя урок, я всегда задаю себе вопрос: "Как применить практико-ориентированные задания в учебном процессе? Как правило, прикладной аспект учебного материала актуализируется на уроках - новых ткмах (свойстваи применение изучаемых соединений), уроках-закреплениях (в виде решения нестандартных витально-значимых задач), уроках-обобщениях (комбинированные задачи интегративного характера), нестандартных уроках (организации проблемно-поисковых ситуаций).

   Еще один из главных вопросов, стоящих передо мной в процессе подготовки к уроку: "Как организовать обучение так, чтобы воспитанник при этом оказался в состоянии активного творчества?". Он должен открывать, изобретать для себя то, что до него было уже открыто, предлагать свои собственные пути решения поставленных перед ним задач. Ведь в этом случае он не только приобретает знания, но и учится их приобретать и правильно применять.

    Для меня важно четко установить, что стимулирует познавательную деятельность ребенка? Мои наблюдения показали - проблемность материала, парадоксальность, противоречия, связь между новыми знаниями и жизненным опытом воспитанников, между новыми познавательными задачами и уже достигнутым уровнем умений ребят, между уровнем знаний и неумений применять их на практике. Воспитанник же, нахлдясь в подобной ситуции-противоречии, активно ищет возможное ее разрешение, и, найдя его, испытывает удовлетворение собственной деятельнотью. Как известно, успех укрепляет веру ребенка в собственные силы и возможности. Именно тогда возникает желание продолжать начатые дела, преодолевать еще большие трудности. И, Действительно, деятельность оказывается более плодотворной и успешной. Ситуация успеха - эффективный стимул познавательной деятельности.

   Считаю, что задания, предлагаемые на уроке, должны быть понятны каждому воспитаннику, понятны с бытовой стороны, а не носить абстактный характер. Связь обучения с жизнью - необходимое условие осознанных и прочных знаний. Например, воспитанники с интересом решают такие расчетные задачи:

  • Сколько стоит 1 моль поваренной соли, если 1 кг стоит - 8 руб?
  • Какое количество углерода, содержится в самом крупном в мире алмазе Куллинан в 3106 карата, если 1 карат - 0,2 грамма?
  • Считая, что кусочек сахара-рафинада имеет массу 5г, вычислите, сколько молекул сахара в вашем чае.
  • Сколько молекул воды в стакане,в одном глотке?

   Таким образом, можно четко определить основу применяемых мною дидактических методов и приемов:

  1. Актуально все, что звучит на уроке, особенно на уроке такого предмета, как химия!
  2. Творчество!Творчество! Еще раз творчество! Даже в такой точной науке, как химия!
  3. Интегративность во всем, эксперимент и практика, особенно в такой тесно связанной с жизнью науке, как химия!

   Итак, что все же является одним из критериев достижения высокого уровня творческого саморазвития личности? Ответ для меня однозначен - способность воспитанников к интеграции, анализу и систематизации имеющихся знаний и умений для решения реальных жизненных задач.

   Важно, чтобы деятельность не сводилась к выполнению заданий по образцу, а была интеллектуальной, то есть развивала мыслительные способности учащихся, а как следствие и познавательную самостоятельность, и творческую активность школьников. Как только подлежащий усвоению материал возбуждает интерес ребенка, обучение становится привлекательным и продуктивным.

   Научить детей мыслить, задавать вопросы самим себе и самим же находить на них ответы - вот конечная цель всей работы педагога. А урок химии - это один из цветных кусочков мозаики, котрой являетсяокружающий мир!

 

О себе

Образование высшее, Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова, 1983 г. 

Педагогический стаж работы 23 года.

Высшая квалификационная категория.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л.Толстой "Война и мир"

И.Ильф и Е.Петров "Двенадцать стульев"

М.Митчелл "Унесенные ветром"

Мой взгляд на мир

Думала: главное - формировать,

Делать, ваять, лепить.

Думала: верный маршрут показать,

Править, лечить, учить.

Думала: рваться, бороться, рубить,

Мчаться, коль сила несет.

А оказалось - всего лишь любить.

Только любить. Вот и всё.

С.В.Белова 

Мои достижения

Дети, муж.

Грамоты Федерального , регионального, муниципального и школьного уровня

Разработаны элективные курсы:

1. «Теоретические основы химии в практике решения задач»

2. "Строение и свойства органических веществ»

3. "Химия в вопросах и задачах"

4. "Готовимся к ЕГЭ по химии"

  

Моё портфолио

   Учитель во все времена был уважаемым человеком в обществе. Когда — то он был чуть ли не единственным образованным человеком, особенно на селе, а его эрудиция — основным источником знаний. Сегодня книги, журналы, интернет, телевидение и радио стали важнейшими источниками информации, что как бы оттеснило учителя, лишив его данного приоритета. А потому ему приходится много работать, чтобы и сегодня быть наиболее информированным, доказывая особую значимость педагога, как для детей, так и для их родителей, доказывая право на уважение и авторитет. 

Добавить грамоту в портфолио