Терехова Лилия Анатольевна

сайт учителя русского языка и литературы

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Литература, искусство

Увлечения: Человеку свойственно стремиться к увлечению. Это может быть увлечение количества рублей, картин, лошадей, увеличение чинов, мускулов, знаний, а увлечение одно только нужно: увеличение доброты. (Л.Н. Толстой)

Регион: Хабаровский край

Населенный пункт: г. Хабаровск

Место работы: МБОУ СОШ № 46

Звание, ученая степень: магистр педагоки

Навигация

Мои сайты
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/terehova-liliya-anatolevna
Со-весть - весы наших поступков, судья наших деяний в духовном мире - а также вера как предчувствие знания поддерживают в человеке то, что от него не зависит.
Ш.А. Амонашвили

Сегодня для современного образования стали важными  и существенными   вопросы   смысла  жизни, соотношения в образовательном процессе социальных и личностных интересов, индивидуальных и коллективных действий, традиционных и новых концепций развития педагогической реальности.

Интересно ставить  свои вопросы и отыскивать вместе с собеседниками – коллегами ответы   на них. Найти ключ к пониманию особенностей  духовной жизни детства, форм духовной жизни у  ребёнка.  Вместе ответить на вопрос -  где для современного ученика, да и человека в целом главный источник духовной жизни, точка опоры, способная придать устойчивость человеку  в мире: внутри себя,  в национальном чувстве, проявляющемся в остром осознании слитности своей с родиной, или в вере в идеал, в бесконечность  перспективы  жизни? Как вести себя с ребёнком, который обособляется, отгораживается от внешнего мира, нарочито противопоставляет себя общепринятым ценностям? Как сделать учеников восприимчивыми к науке?  Дать им сознательное научное направление, поселить в них любовь к самостоятельным знаниям.

Мир со всей своей случайностью  и постоянством, непредсказуемостью и закономерностью предстаёт перед ребёнком как данность, ждущая проникновения в свои глубины. Очень важно научить ребят  смело и самостоятельно мыслить, раздумывать над произведением, над темой по русскому языку,  делать для себя художественные  и  «научные»  открытия, ощущать некое просветление, при рассуждении,  привнести новые, ранее не входившие в научный оборот наблюдения и суждения.

О себе

Обычная ученица традиционной  школы № 39 г. Хабаровска (комсорг школы) после десятого класса в 1984 году летним тёплым безоблачным  днём поступила в Хабаровское педагогическое училище, потому что всегда мечтала стать учительницей. В детстве вместе с подружками играла в «школу», вооружившись палочкой -  указкой, несменным атрибутом школьного учителя.      В1986 году окончила полный курс названного училища по специальности «Преподавание в начальных классах».

Время учёбы  праздничным салютом пролетело мгновенно. Учиться  было интересно и весело, она даже получала повышенную стипендию 34 рубля пятьдесят копеек (но недолго). Активно участвовала в общественной и спортивной жизни колледжа (как сегодня называют училище), хорошо стреляла  -  в автодорожном техникуме тогда проходили соревнования, писала научные работы.   Паршина Лилия (в девичестве)  - староста группы, учащаяся Хабаровского педагогического училища  за представленную работу «Вопросы пропаганды и контрпропаганды в связи с подготовкой и проведением Всемирных фестивалей молодёжи и студентов» под руководством научного руководителя Макуха А.В.  на краевом туре Всесоюзного конкурса творческих работ учащихся по общественно – политической тематике получила диплом I степени.  Росписи  в дипломе,  сегодня  почти стёрты, размыты,  читаются неотчётливо, старой печатной машинкой отбита программа  - порядок работы краевой конференции от 19 февраля 1986 года, но интересно звучат  сами названия «секретарь крайкома ВЛКСМ», «председатель оргкомитета», сегодняшним школьникам - ученикам, эти «заголовки» звучат мудрёно и непонятно, а для нас – это часть истории  жизни.

Особое впечатление оставили уроки изобразительного искусства,  музыки, где пришлось учиться рисовать, петь и одновременно  играть на пианино. «Ария  Ивана Сусанина», которая  исполнялась на выпускном экзамене, запомнилась надолго.  Интересно проходили уроки  природоведения - экскурсии, на которых она  впервые посетила Дендрарий  и научилась различать по хвоинкам пихту, ель  и сосну,  хорошо помнит  уроки русского языка и литературы своего  школьного учителя Чмель Ольги Владимировны. Так случилось, что Ольга Владимировна  учила Лилию не только в школе, но и  сопровождала  в  педучилище,  преподавала  ей в университете литературу и методику литературы.

Станция Литовко, где Лилия три года  проходила практику,  стала для неё   вторым домом. Взрослеть и  познавать по-новому  открывшийся мир (вдали от родителей) оказалось  гораздо сложнее, чем учиться в городе,  но не менее интересно.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

1.    Сказки русские народные, татарские народные, сказки зарубежных писателей (Шарля Перо, Братьев Гримм, В Гауфа, О. Уайльда, Э.Т.А. Гофмана).

 Ребёнок учится различать добро и зло, верить в чудеса, в свои силы, понимает, что даже самый презираемый всеми, простодушный дурачок может  оказывается самым разумным героем.  Выдумка внушает уверенность  в победе над силами, враждебными человеку, а весёлая шутка поможет серьёзно оценить людские дела, узнать характер своего народа, а значит и свой собственный.

2.    Жуковский баллады:  «Кубок», «Перчатка» …   Баллады  Жуковского  -  как миниатюрные сказки -  нравственное значение которых понимаешь  интуитивно, невольно  задумываешься о  судьбе, жизни,  её коварных  и  жестоких, неожиданных и счастливых проявлениях.

 Даже неподготовленному, литературно необразованному  уму понятны образы  баллады «Перчатка»:  витязя  Делоржа,  храброго  и  гордого юноши,  совершающего высокий поступок по низкой прихоти своей  надменной красавицы. Он возвращает перчатку, упавшую на арену меж зверей: двух  барсов, тигра, льва. Этот невероятный по своей дерзости и отваге порыв вызывает восхищение гостей и благосклонность холодной и высокомерной красавицы. Но рыцарь отказывается от вознаграждения и решительно «в лицо перчатку ей он бросил».  Брошенная перчатка как вызов, как символ разочарования рыцаря  в  женской добродетели красавицы, как возражение против бессмысленного и жестокого испытания.

3.    А.П. Чехов.  Рассказы

4.    И.С.Тургенев «Ася», «Певцы»

5.     Н. Лесков «Левша». Сказ о тульском левше и о стальной блохе,  как и вся русская классическая литература,  внушает гордость за свой народ,  частью которого ты  являешься. Русский смышлёный и талантливый,  добродушный и бескорыстный  мужик – искусный мастер, безымянный гений, до конца остаётся верным своей работе и Родине.

  «Леди Н. Лесков Макбет Мценского* Уезда». Поражаешься русскому характеру – сначала   озорному, жизнерадостному и   непосредственному – потом пылкому  и страстному. Задумываешься,  как уживается в одном человеке необузданная, совершенно сумасшедшая страсть, безудержная  любовь и  дикое бессердечие?

6.    Н.В. Гоголь «Портрет»

7.    О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Идеальный муж»

8.    Марина Цветаева «Я -  много поэтов, а как это во мне спелось – это моя тайна».  Предельно откровенная, высокая лирика.

Мой взгляд на мир

Верю в жизнь, в национальное, историко-культурное возрождение России. В равновесие между идеальным и реальным,  предельным и бесконечным, субъективным и объективным, индивидуальным и всеобщим-  в разумность человеческой природы: благо и добродетель, свободу и ответственность, право и долг. Горжусь своей Родиной, народом, частью которого являюсь, верю в идею служения Родине, в идею  "идею национально-государственного рыцарства.  "Идея национально-государственного рыцарства не утопическая мечта, но спасительная мера успеха и почёта русского бытия." (И.А . Ильин) 

Мои достижения

Защитила магистерскую диссертацию по теме «Духовность как философско – педагогическая категория (историко – теоретический аспект).  Победитель конкурса «Самый любимый учитель».

Моё портфолио

Сегодняшних школьников застиг сильный переворот в идеалах. Что вчера считалось значимым, духовным, сегодня утверждается с трудом, а завтра, возможно,  объявится ими опровергнутым и устаревшим.

Современное содержание проблем «цивилизация и культура», «бытие и быт», «нравственность и духовность»  задаёт пределы культурного развития общества и человека,  определяет гуманитарный смысл современного образования. Основной интерес представляет человек, его мировосприятие, его понимание  культуры, истории, его адекватная оценка своих возможностей: что он может преодолеть, перестроить и   превзойти в этом мире. Поскольку человек этот мир представляет, воплощая идеи,  создавая художественные образы,  культурные памятники, этот мир развивает,  то ценность человека, его достоинство и самоуважение  конституируюся благодаря этим достижениям.

«Человек в культуре», «человек в истории» – антропоцентрические проблемы, имеющие  значение  для современного образования. Сохранить культурную традицию в образовании, преемственность, систематичность;  вырастить  человека, воссоздающего культурные ценности, восполняющего окружающую жизнь есть цель и средство гуманистического образования.  Вырастить  личность как «индивидуализированный универсум»,  как «микрокосм», который находит в себе отражение исторического бытия – требования, которые сегодня соответствуют  человекотворческому  смыслу образования.

Гуманистические требования,  предъявляемые к качеству преподавания учебных дисциплин, объясняются тем обстоятельством, что в процессе преподавания  дисциплин в образовательном пространстве школы не уделяется должного внимания ценностным, всеобъемлющим,  общечеловеческим установлениям и нравственным убеждениям детей; схоластические тенденции в практике современной школы лишают ребят осознания необходимости собственных идеалов и  критических оценок. Открытость образовательного пространства для «персоналистических переоценок ценностей»: строгих и бескомпромиссных суждений учеников (нередко  наивных и скоропалительных  решений), для снисходительных и поддерживающих заключений учителя - позволяет рассматривать образование как процесс осмысления собственного существования в напряжённой ситуации поиска, как процесс воспитания, который направлен на то, «чтобы не только передавать знания, но оттачивать совесть так,  чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации» (В.Франкл с.39).   

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: