Консультации для родителей

Борисенкова Ирина Александровна

Данные материалы предназначены для родителей детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!»

Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно! Эта задача включает в себя не только тренировку правильного звукопроизношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение их грамотному употреблению слов и предложений, обучение рассказыванию.

Не стоит ждать, пока ребёнок научится делать это самостоятельно, запоми-ная фразы, которыми вы общаетесь в семье. Уделите несколько минут в день речевому развитию своего малыша. Только вот проблема в том, что многие дети не очень хотят заниматься. Куда лучше посмотреть мультики по телевизору, поиграть в компьютер или бездумно носиться с игрушечным пистолетом по квартире.

Для того, чтобы позаниматься с дошкольником вовсе необязательно уса-живать его за стол и создавать атмосферу урока. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаем вам соединить развитие речи и игру. Ведь усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее именно в игре. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не потратите лишних нервов.

Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, они потом во много раз окупятся!

Итак, давайте посмотрим вокруг себя и начнём! Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы. Вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко». Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. Выигрывает тот, кто называет последнее слово.  Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей.

А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Моло-дильные яблочки» и др. А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко. Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой. В этом поможет игра «Сравни два яблока» - одно яблоко жёлтое, а другое - красное; одно сладкое, а другое - кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин).

Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию». Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, …Что это? - Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для малыша будет не только польза, но и огромное удовольствие. Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транс-портом. Всё это обязательно нужно комментировать и обсуждать с ребёнком. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить правильно проговаривать их. Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

На кухне у вас появляется возможность развивать словарный запас ребёнка, тренировать грамматически правильную фразовую речь. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Называйте свойства продуктов (цвет, форму, размер, вкус, горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы: «Попробуй, какой получился салат? », «Что мы ещё забыли положить в суп? », «Какую морковку выберем? » и др. Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в изменившейся обстановке, в отпуске, необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в деревне ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «порыхлить», «прополоть», и многих других. Не на картинке, а в живую, малыш увидит растения в разную пору их развития (рост, цветение, плодоношение, увядание), поймёт, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно чаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах ребёнок просто будет их знать, даже если повторить эти слова ему трудно. Постепенно новые слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры, как: «Какое слово лишнее? », «Лилипут и Великан», «Узнай по описанию», «Скажи наоборот», «Один – Много». Во всех играх обязательно взрослый и ребёнок меняются ролями.

В общем-то, ничего сложного в развитии детской речи нет, тут главное не заострять внимание ребёнка на том, что это обучение. Пусть он воспринимает такие занятия именно как игру, тогда они не будут ему в тягость.

Давайте вместе поможем нашим детям вырасти умными и успешными!



Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук 

Развитие мелкой моторики рук у детей  необходимо начинать уже с пеленок. Давно известно, что на кончиках пальцев находится много нервных окончаний. Через них можно действовать центр развития речи, который находится в головном мозге. Развитие мелкой моторики рук помогает ему быстрее начать говорить. Скорейшее развитие речи значит, что ваш малыш быстрее начнет объяснять вам то, что он хочет, чувствует. Вы поймете ребенка, если его что-то беспокоит. Незабываемое удовольствие  получите, когда ваш отпрыск начнет самостоятельно рассуждать на разные темы.

 От развития речи может зависеть интеллект. Ведь логично, что если мама разговаривает со своим малышом, отвечает на его вопросы, объясняет ему что-то, то развитие такого ребенка происходит быстрее и глубже, чем у его сверстника, не умеющего общаться. В дальнейшем этот фактор может повлиять на самооценку.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Мелкая моторика пальцев рук – это различные движения и упражнения для пальчиков, задачей которых является не только осязание, но и правильные движения мелких мышц.

У плода пальчики согнуты. У новорожденного  руки обычно сжаты в кулачки. Начинать развивать мелкую моторику пальцев в столь нежном возрасте можно и нужно путем легкого массажа. Из всех массажных движений для новорожденного можно использовать только один прием – поглаживание. От расслабляющих движений тонус мышц будет постепенно снижаться. При массаже новорожденному желательно уделить внимание каждому пальцу руки, начиная с кончиков.

Когда малыш подрастет, продолжаем развитие мелкой  моторики рук.  Для этой задачи ребенку до 6 месяцев хорошо подойдут погремушки, которые он сможет взять ручкой. Эти игрушки могут быть разной конфигурации и твердости. Некоторые ребятишки любят подолгу заниматься с подвижными частями – колесиками, шариками, встроенными в погремушку, что тоже способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

 Грудничкам очень интересны развивающие коврики. На них много игрушек различной формы, цвета, которые под пальцами могут интересно шуршать, звенеть, бренчать. Юный исследователь до года может минут 20-30 заниматься с таким развивающим ковриком. Малыш, познав разные возможности, находит что-то одно, что привлекает его больше других. Особенности различия ковриков в том, что они могут быть для девочек, для мальчиков или универсальные. Различаются, в основном, по цветам и комплектующим игрушкам. Психологами замечено, что даже новорожденные девочки больше обращают внимание на лица, чем на другие предметы. Поэтому большая часть погремушек для девочек округлой формы.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Для развития мелкой моторики пальцев рук,  с детьми до года полезно делать пальчиковую гимнастику. Сначала это «ладушки» — малыш с удовольствием хлопает в ладошки. Позже – «сорока-белобока, кашу варила, деток кормила, накормила каждый пальчик» — грудничок пальчиком водит по ладошке и загибает пальцы по очереди.

Для развития мелкой моторики рук придумано много разнообразных развивающих игр, фишек, игрушек. Полезно чередовать ее с карточками Домана. От таких занятий малыш начнет быстрее говорить.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Так же мама может наряжать пальцы в человечки и играть ими. Сначала она показывает малышу, как это делать на своих пальцах, приговаривая какой-нибудь стишок. Затем ребенок повторяет действия мамы, развивая при этом мелкую моторику в игровой форме.

Деткам постарше можно предложить порисовать на манной крупе. Манку насыпать в коробочку и водить по дну пальцем, получая рисунок. Рисовать можно так же пальчиковыми красками. Еще малыши любят играть на клавишных инструментах, например, на детском пианино. Надавливая на кнопочки, развиваются не только пальчики, еще слуховое восприятие. Некоторые мультики для маленьких детей тоже способствуют развитию.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

 Хорошее ежедневное упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук – складывание мелких предметов в пластиковую бутылку. Ребенку будет интереснее, если из бутылки сделать какое-нибудь животное, которое надо постоянно кормить. Можно складывать в узкое горлышко бутылки горох, фасоль, любую крупу. Важно, чтобы малыш брал пальцами по одному мелкому предмету и кормил животное, попадая в узкое горлышко бутылки.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Развивать мелкую моторику пальцев рук детей раннего возраста можно из доступных вещей. Например, дайте малышу немного разной крупы и макаронных изделий, пусть он выкладывает из них узоры. Не забудьте контролировать весь процесс, ведь он может от избытка фантазии засунуть мелкий предмет себе в нос или ухо!   Из макаронных изделий с большим отверстием можно еще сделать бусы, нанизывая их на шнурок. Никто не запрещает раскрасить их потом краской. Рисование, раскрашивание так же полезно для развития мелкой моторики пальцев рук.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Так же полезно застегивать, расстегивать пуговицы. Завязывать, развязывать шнурки, бантики, веревочки. Собирать пазлы, мозаику, конструктор. Переливать воду пипеткой, грушей или ложечкой. Все это ребенок должен делать под присмотром взрослых.

Не только интересно, полезно для мелкой моторики, но еще вкусно провести такое занятие: смешать в тарелке несколько видов сухофруктов и орехов. Задача для малыша – разложить все эти вкусности по разным кучкам.

 Еще можно делать игрушки с помощью бельевых прищепок. Например, для изготовления солнышка дайте ребенку кусочек картона в виде круга, пусть приделывает к нему лучики. Таким образом можно сделать ежика или другие фигурки.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики происходит при лепке. Чего только сейчас нет для этого задания! Различный пластилин, жвачка для рук, живой песок. В домашних условиях лепить можно из теста. Причем, если маленький ребенок съест кусочек теста с целью познания, страшного ничего не случится.

В магазине игрушек можно увидеть умные лабиринты, по которым надо катать мелкие шарики. Это упражнение, которое с удовольствием делают дети, тоже улучшает развитие мелкой моторики пальцев рук деток. Полезны разнообразные мячики, которые можно катать или передавать из рук в руки. Мячи с пупырышками особенно действуют на нервные окончания ладоней.

Развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка происходит на протяжении многих лет. Маме можно самой придумывать различные задания, чтобы развивать пальчики своего любимого дитя.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям. (младший дошкольный возраст)

Делайте!

Не делайте!

Радуйтесь вашему сыну и дочке

Не перебивайте ребенка

Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном

Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов

Слушайте ребенка внимательно

Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен

Устанавливайте четкие и определенные требования к ребенку

Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: « Она синяя»

В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними

Не устраивайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание

Будьте терпеливы

Не оскорбляйте ребенка

Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное

Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил

Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы

Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств

Чаще хвалите ребенка

Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений

Поощряйте игры с другими детьми

Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми

Приобретайте развивающие игры и игрушки

Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так, переделай»

Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать

Не запрещайте общаться с другими детьми

Часто одной из причин речевых нарушений у детей является отсутствие информации у родителей о том, как правильно организовать речевое общение с ребенком.

Отрицательно могут сказаться на речевом развитии ребенка:

-речевое общение взрослого, оторванное от реальной жизни ребенка, от его деятельности;

-побуждение ребенка к заучиванию длинных, сложных стихотворений;

-обучение, которое основывается на словах, а не на практике;

Обращенная к ребенку речь взрослого, которая изобилует сложными, непонятными для ребенка словами, а также длинными, пространными объяснениями.

Положительно влияют на развитие речи ребенка:

 -правильная, хорошо интонированная речь взрослого, привязанная к определенной ситуации общения и предметно-практической деятельности, доступной ребенку;

 - специально организованная взрослым диалогическая последовательность обмена репликами, когда вопрос, заданный ребенку, содержит подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые для этого лексические единицы в правильной грамматической форме;

 - корректная, уважающая личность ребенка форма предъявления ему замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок;

 - речевое общение, ориентированное на практическое взаимодействие взрослого с ребенком во время прогулок и игр.

Советы логопеда родителям.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите  о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?», а не  «Он играет?».
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?». Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту историю Вам или кому-нибудь еще.
  7. Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте  их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».



Предварительный просмотр:

Развивающие речевые игры для самых маленьких

Когда можно начинать играть с ребенком? Играть с ребенком надо с младенческого возраста. Как известно, без игры не обходится ни один ребенок. Играя, дети знакомятся с окружающим миром. Однако, не всякая минута хороша для игры. Ведь даже у взрослых бывает состояние, в котором им совсем не хочется забавляться. Поэтому, если вы замечаете, что у малыша не то настроение, что он хочет спать, устал, чем-то расстроен, не стоит заставлять его играть. Также не надо играть, если вокруг и так много других развлечений. Зато когда вы с малышом остаетесь наедине, и у него хорошее настроение — самое подходящее время поиграть в развивающие речевые игры для самых маленьких. Развивающие речевые игры для самых маленьких

«Где носик?»

В такую игру можно начинать играть уже со второго месяца жизни. Малышу будет и полезно и интересно узнать, что у него есть носик, животик, руки, пальчики, ноги, голова, спинка. Положите малыша перед собой на спинку. Можно осторожно согнуть и разогнуть его ручку и сказать: «Это ручка». Поцеловать его животик и сказать: «Это животик». Погладить ребенка по головке, сказать: «Это головка». Спросить: «Где ладошки?», подуть на одну ладошку, потом на другую и самим ответить: «Вот ладошки!» Высунуть язык и поводить им справа налево — вашему малышу захочется повторить такое движение. Импровизируйте, но делайте все осторожно, медленно, с улыбкой, чтобы он не испугался.

«Улыбнемся»

Такая игра вполне подходит для 3-х месячного малыша. К этому возрасту ребенок начинает улыбаться. А больше всего он радуется, когда слышит ваш голос. Чаще улыбайтесь ему. Он ведь так любит рассматривать ваше лицо, а если вы улыбаетесь, то для него это большая радость. Наклонитесь к малышу и поцелуйте его пальчики, подуйте на них. Дайте ребенку время, чтобы он спокойно разглядел вас. Затем возьмите его на руки и подойдите к зеркалу. Скажите: «Ну-ка, посмотри, кто там. Это мальчик… (Ваня, девочка Маша). Это мама (папа). Мама улыбается. Ваня улыбается».

«Самолет»

В эту игру начинайте играть с 4-го месяца жизни, когда малыш уже может хорошо держать голову. В такой игре малыш сможет ощущать себя по-новому:он почувствует свое тело в движении. Только не напугайте его. Если вы замечаете, что игра ему чем-то не нравится, переключитесь на что-то спокойное. Поднимите малыша над своей головой, опустите, снова поднимите и снова опустите. Говорите при этом: «Полетели-полетели вверх!», «Полетели вниз!» Прижимаейт ребенка к себе, а потом выпрямляйте руки. Повторите это движение несколько раз. Говорите: «Вперед!», «Назад!» Держа малыша на вытянутых руках, повернитесь вокруг собственной оси. Говорите: «Мы вертимся! Мы кружимся!»

«Ку-ку!»

В такую игру можно попробовать поиграть, когда ребенку исполниться полгода. Ребенок в этом возрасте еще не осознает, что люди и предметы, которых в данный момент не видно, тем не менее, существуют. Веселая игра в «Ку-ку» помогает осознать это явление. Сначала улыбнитесь малышу. Затем набросьте себе на голову косынку или пеленку, потом стяните ее с головы и произнесите: «Ку-ку!» Ребенок будет просто в восторге. Игра в «Ку-ку» станет для него одной из любимых. Игру в «Ку-ку» можно разнообразить. Возьмите мишку или куклу, покажите малышу и скажите: «Ку-ку!» Затем спрячьте игрушку за спину, снова покажите и произенсите: «Ку-ку!» Впоследствии вы уже сами можете прятаться за разные предметы, выглядывать из-за них и говорить: «Ку-ку!»

 «Ещё!»

Игра «Ещё!» поможет ребенку научиться выражать желание или просьбу. Сядьте и положите ногу на ногу, посадите малыша на свою ногу и качайте его вверх-вниз, держа за ручки. При этом напевайте какую-нибудь веселую песенку или рассказывайте стишок. К примеру, такой: По кочкам, по кочкам, По ровненьким дорожкам. В ямку — бух! Как только стишок или песенка кончатся, перестаньте качать малыша и сделайте безразличное лицо. Конечно, ему захочется еще так покачаться, но вот сложность, как же дать вам это понять? Возможно, ребенок начнет подпрыгивать и ерзать, а может быть станет кричать или дергать вас за руки. Как только он любым образом выразит свое желание, снова спойте ему и расскажите стишок, а затем опять перестаньте качать, и так повторите несколько раз, пока игра ему не надоест.

 «Почитаем»

С 7 месяцев вполне можно начать читать малышу книжки. Скорее всего, ребенка заинтересуют картинки или процесс переворачивания страниц. Если это окажется так, не расстраивайтесь: ведь переворачивая тонкие странички, малыш развивает мелкую моторику рук, а это тоже стимулирует речь. Для такой игры вам понадобятся обыкновенные книжки или книжки-раскладки для самых маленьких: «Колобок», «Курочка ряба», «Репка». Главное, чтобы в книгах были понятные, большие и яркие картинки. Посадите малыша на колени и читайте ему. Показывайте ему картинки. Спрашивайте: «Где курочка?» и сами отвечайте: «Вот курочка!» «Как курочка говорит?» И снова ответьте за ребенка: «Ко-ко-ко». На первое время будет достаточно 3-4 книжек с хорошими картинками. Самые маленькие любят, когда им читают одно и то же много раз.

 «Кастрюли маленькие и средние»

Кастрюли разных размеров — интересный вариант для игр с того момента, как только ребенок научится уверенно сидеть. Когда малыш вкладывает одну кастрюлю в другую, накрывает их подходящей крышкой, он учится сопоставлять размер и форму предметов. Для такой игры вам, кроме кастрюль и крышек разных размеров, понадобится кубик или маленький мячик. Сначала продемонстрируйте ребенку, как закрыть маленькую кастрюлю нужной крышкой. Пусть он повторит то же самое. Когда он научится закрывать крышкой маленькую кастрюлю, предложите ему кастрюлю средних размеров. Понаблюдайте, догадается ли он, что для каждой кастрюли подходит своя крышка. Разрешите ему погреметь крышкой о крышку или крышкой по кастрюле. Затем сделайте малышу сюрприз, спрятав в какой-то кастрюле маленькую игрушку (кубик или мячик). Ребенок очень удивится и обрадуется, обнаружив ее там.

«Обезьянка»

Игра в обезьянку поможет ребенку научиться подражать взрослым и вслушиваться в то, что им говорят. Вам понадобятся мяч, шляпа и плюшевый мишка. Посадите малыша перед собой. Рядом положите мяч, мишку и шляпу. Возьмите медведя, обнимите его. Произнесите: «Мама обнимает мишку». Дайте мишку малышу и предложите ему так же обнять мишку. Если ребенок поймет вас и повторит это, улыбнитесь, похвалите его, похлопайте в ладоши и произнесите: «Ваня (Маша) обнимает мишку». Если ребенок не поймет вас и не станет обнимать мишку, еще раз покажите ему, как это сделать, поощряя его повторять ваши действия до тех пор, пока ему не надоест. Потом возьмите мяч и подтолкните его в сторону малыша. Покажите ребенку, как подтолкнуть мяч вам обратно. Скажите: «Ваня (Маша) катает мяч». Продолжайте катать мячик друг другу. Наденьте шляпу себе на голову. Признесите: «Мама надела шляпу». Потом покажите ребенку, как самому надевать шляпу. Скажите: «Ваня (Маша) надел(а) шляпу». Не забывайте улыбаться и хвалить малыша, когда он делает что-то правильно. Так ребенок быстрее всему научится.

«Семейный альбом»

 Вашему малышу скоро исполнится 1 год. Он уже хорошо узнает всех членов семьи и близких друзей, которых часто видит. Предоставьте ему возможность показать свои способности. Для этого понадобятся фотографии друзей и членов семьи. Разложите перед малышом несколько фотографий ближайших родственников или раскройте семейный альбом. Попросите малыша показать маму, бабушку, папу или брата. Затем сами покажите на фотографию папы и спросите: «Это бабушка?» Вашего малыша наверняка рассмешит такая шутка.

«На веревочке»

Совсем не обязательно покупать малышу дорогие игрушки. Простой забавой «На веревочке» вы доставите массу удовольствия своему ребенку — ведь всем детям очень нравится таскать за собой различные предметы. Такая игра будет доступна для тех, кто уже научился ходить. Для игры «На веревочке» вам понадобятся шнур или веревочка, а также всякие ненужные и не опасные вещи. Первый вариант игры: «Трень-брень». Привяжите к веревке связку ключей, погремушку, пустые катушки, 2-3 бигуди, колокольчик.

 Второй вариант игры: «Прицеп». Привяжите к шнурку обувную коробку — получился вагончик-«прицеп», в котором малыш может возить за собой небольшие игрушки или другие предметы. Складывая в коробку игрушки, говорите: «Это кукла. Посадим куклу в прицеп (машину, поезд). Кукла катается.» «Как едет твоя машина? Тр-р-р-р, би-би.» Малыш с удовольствием будет таскать за собой все это сооружение по квартире. Так обычная картонная коробка превращается и в грузовик, и в поезд. Только не оставляйте ребенка без присмотра. Помните, что он может намотать шнурок или веревку себе на шею. Это все лишь небольшое количество самых простых развивающих речевых игр, подходящих для детей раннего возраста. Они являются как бы основой. Ваше хорошее настроение и фантазия помогут расширить их количество и найти другие варианты. Ну а малыш ответит вам радостной улыбкой и первыми словами. Помните, что любые интересные для ребенка игры помогают развиваться тем или иным его способностям.



Предварительный просмотр:

Развитие речи в онтогенезе.

Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития.
Самым первым речевым проявлением является крик. Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением ЦНС, у которых в последствии выявляются расстройства речи, крик или пронзительный, или очень тихий в виде всхлипываний, или может отсутствовать вообще. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Крик меняется в зависимости от состояния ребенка. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т.д.) и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее ребенку.
Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю свою жизнь. У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление - «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью.
Гуление - представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха. Гуление важный этап  дословесного развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.
Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Малыш улыбается, произносит удовлетворенно звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и наоборот кричит, если взрослый сердится и в его голосе сердитая, раздраженная, недовольная интонация. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.
Расцвет гуления приходится на
 4-6 месяцы жизни. К этому времени малыш осваивает уже национальную специфику эмоционально-выразительного звучания родной речи. Об этом говорит такой интересный факт: взрослые китайцы, датчане и американцы легко узнавали своих соотечественников среди полугодовалых малышей лишь по издаваемым ими звукам гуления.
Крайне негативно влияет на развитие ребенка недостаточность именно эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно нарушение взаимосвязи матери с ребенком. Молчащие взрослые или взрослые, речь которых бедна в эмоционально-выразительном плане не вызывают у ребенка периода гуления необходимого для нормального речевого развития познавательного интереса к внешнему миру. С такими взрослыми у ребенка не возникает потребности общения.
Вообще, 
возраст от 2 до 6-7 месяцев относят к числу критических. Поэтому положительные материнские эмоции в этот период нужны ребенку для его полноценного развития, как пища и воздух. Разлука с матерью в возрасте с 6-7 мес. и до 3 лет может привести к тяжелейшим расстройствам развития, которые выражаются в виде психической и физической отсталости.
Наиболее тяжелые и стойкие нарушения психики развиваются у детей, лишенных матерей во второй половине первого года жизни. Даже после усыновления, будучи окруженными любовью, заботой и вниманием приемных родителей, они испытывают большие трудности при выстраивании нормальных взаимоотношений с окружающими. Их поведение отличается агрессивностью, жестокостью, импульсивностью, что является признаками проблемного развития личности.
Следующая стадия лепет, и длится примерно от 5 до 9 месяцев, который представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. Об этом говорит тот факт, что при врожденной глухоте у ребенка имеет место стадия гуления, но характерным является постепенное угасание звуков и полное отсутствие лепета.
При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание. Часто в лепете можно услышать звуки, которых нет в родном языке, а часть звуков вообще невозможно воспроизвести. Интересный факт, но все дети, независимо от национальности, лепечут одинаково, и только позднее они начинают говорить на том языке, на котором говорят окружающие ребенка люди.
К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, дядя. Считается, что на этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития речи.
К концу второго полугодия появляется так называемая предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?». Этому занятию стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка.
К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи.
 Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами.
Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, одним словом, служила бы образцом для подражания. Мамы детей с ускоренным речевым развитием, как правило, выражаются четко, внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают высказанную им мысль, уточняя и расширяя ее.
К 2 годам активный словарь, т.е. те слова, которые ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов, а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.
К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных звуков [с, сь, з, зь, ц], заднеязычное произношение звука [р]. Многим родителям почему-то очень хочется, чтобы их малыш как можно быстрее начал произносить именно звук [р], при этом они не учитывают особенности артикуляционного аппарата ребенка. Часто в этом возрасте у ребенка еще недостаточно натренированы мышцы кончика язычка и звук [р] получается при смыкании задней части языка и мягкого неба. Звук при этом получается горловой. Этот звук - неправильный и достаточно трудно поддается исправлению.
Для правильного произношения звука [р] необходим хорошо натренированный кончик языка, который может легко вибрировать за верхними зубами и достаточной длинная подъязычная связка, которая дает возможность язычку легко подниматься к небу.
К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.
К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.
Любое отклонение от нормы нуждается в консультации специалиста. Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его удается исправить.



Предварительный просмотр:

КАК РАСПОЗНАТЬ И НАДО ЛИ ПОДРЕЗАТЬ

КОРОТКУЮ УЗДЕЧКУ У РЕБЕНКА?

В последнее время такой дефект встречается довольно часто у детей. Для многих детей это является поводом для беспокойства. Так что же это за уздечка? Перепонку, которая находится под языком и соединяет язык с дном полости рта, называют подъязычной уздечкой. У разных людей уздечка под языком может быть разной длины. Аномалией считается короткая уздечка, которая часто встречается у новорожденных детей. Признаки короткой уздечки у новорожденного проявляются в том, что малыш с трудом берет грудь и сосет ее долго, "кусает" сосок и очень быстро отказывается от груди. Короткая уздечка в большинстве случаев встречается у мальчиков, чем у девочек. Очень часто дети с короткой уздечкой рождаются у родителей, которые сами имеют подобные проблемы.

Укороченная уздечка у новорожденного не является болезнью, этот дефект ротовой полости чаще всего врачи обнаруживают еще в роддоме. В этом случае процедуру подрезания уздечки проводят сразу же, хотя сегодня многие врачи-гинекологи отправляют маму с новорожденным к стоматологу. Процедура подрезания уздечки почти что безболезненная, так как у новорожденного ребенка в перепонке еще мало кровеносных сосудов и нет нервных окончаний. Поэтому уздечку у новорожденного подрезают без наркоза специальными ножницами.

Для остановки крови малыша сразу прикладывают к груди или дают попить из бутылочки. Короткую уздечку у детей до 9-ти месячного возраста рассекают ножницами под местной анестезией. У детей старше 9-ти месяцев уздечка становится более толстым, поэтому рассекают ее уже в поперечном направлении электроножницами или электрокоагулятором. Операция эта также достаточно простая, ранки заживают уже на следующий день. После подрезания уздечки новорожденные малыши начинают лучше сосать грудь, у них улучшается аппетит.

Короткая уздечка у ребенка не всегда требует подрезания, такая процедура проводится только при затруднении грудного вскармливания. Если же малыш нормально сосет грудь, то его выписывают из роддома без всякого подрезания и очень скоро родители сами начинают различать, что у ребенка есть отклонения в движении языка. Он не может высунуть изо рта язык, потому что уздечка тянет кончик языка вниз. Язык у малыша складывается желобком, что сопровождается щелкающим звуком.

Короткая уздечка у ребенка может стать причиной затруднения движений языка, в результате чего при разговоре у него возникают трудности с произношением шипящих звуков и буквы "Р". В некоторых случаях у ребенка нарушается дикция, он неразборчиво и неясно разговаривает. Короткая уздечка может привести к смещению центра языка и провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти. Все это способствует к развитию пародонтита и гингивита зубов.

Если вашему ребенку уже 5 лет, а он неправильно произносит шипящие звуки, букву "Р" и с трудом поднимает язык кверху, то попросите его открыть рот и проверьте уздечку. У ребенка 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть длиной не меньше 0,8 см. При подъеме наверх язык не должен раздваиваться в форме сердечка. Передний край уздечка должен быть прикреплен на несколько мм. выше основания десневого сосочка, но не близко к кончику языка. Для более точного распознания короткого уздечка, попросите малыша языком облизать блюдце или же поцокать с помощью языка.

Если он без труда все это выполнит, то причина дефектов речи не в короткой уздечке. Даже при наличии проблем с уздечкой, ребенку старше 4-х лет хирург может отказать в проведении операции по рассечению короткой уздечки языка. Дело в том, что у детей этого возраста дефекты речи не проходят даже после оперативного вмешательства. Поэтому поздняя хирургическая помощь в этом случае часто бывает неэффективной. Но бездействовать в любой ситуации не стоит, нужно обратиться за консультацией к логопеду.

Существует комплекс упражнений на растягивание короткой уздечки. Например, предложите ребенку дотягиваться языком до подбородка, до кончика носа и облизать блюдце. Затем делайте упражнения в следующем порядке: открой рот, кончиком языка потянись к носу, теперь к подбородку, потом опять к носу и затем опять к подбородку. Следующее упражнение такое: малыш слегка приоткрывает рот, а языком двигает по верхней губе из стороны в сторону.

Его нижняя челюсть при этом неподвижна. Упражнений для растягивания уздечка можно придумать множество, но только регулярно выполняя их и постепенно увеличивая количество упражнений можно добиться нужного результата. И помните, чем раньше вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее растяните короткую уздечку. Детям старшего возраста иногда предлагают делать логопедический массаж для растягивания уздечка, который не очень нравиться детям потому, что процедура эта болезненная и неприятная.

Артикуляционные упражнения для растягивания подъязычной связки.

«Иголочка»

Рот широко открыт. Губы в улыбке. Острый язык высунуть вперед и удерживать его в таком положение на протяжении 10 сек, повторить упражнение 3-4 раза.

«Маляры»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка (воображаемой «кистью») погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. Далее можно «покрасить стены» (щеки). Язык движется по щеке вверх-вниз.

«Чистим верхние зубки»

Улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки; Открыть рот шире. Контролировать, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Кончиком языка с силой потереть бугорки за верхними зубами изнутри из стороны в сторону:  ↔.

«Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

«Качели»

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку ;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опус кается к нижней губе ;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой ;

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

 «Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

«Грибок»

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

«Гармошка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Так же для растягивания подъязычной связки очень полезно облизывать блюдце с вареньем, сгущенным молоком или мёдом, облизывать ложку. Лизать воображаемое эскимо, конфетку на палочки. Можно языком тянутся за конфеткой или ложечкой.

Эти же упражнения надо выполнять и после проведения операции: пластики (подрезания) подъязычной уздечки. После любой пластики уздечки (языка, губы) необходимо выполнять артикуляционные  упражнения, так как бывает такое, что уздечки срастаются и положение становится хуже, чем было до операции.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: