Представление педагогического опыта "Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования"

Данилова Светлана Александровна

Педагогическая проблема, над которой я работаю в течение нескольких лет - «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования».

«Учитель - это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.        Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала человека, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt_danilova.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Даниловой Светланы Александровны,

Учителя английского языка

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Городского округа Саранск

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся

Е. Шестун

Педагогическая проблема, над которой я работаю в течение нескольких лет - «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования».

«Учитель - это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.       
          Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала человека, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности. 

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

 В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) и мультимедийными средствами обучения. В связи с этим возникает необходимость развития методики использования компьютерных информационных технологий в обучении иностранному языку. Новые информационные педагогические технологии становятся частью учебного процесса.

Компьютерные технологии и урок иностранного языка - актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны".

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Перспективы моего опыта использования инновационных технологий на сегодняшний день достаточно широки. Это может быть:

  1. Переписка с жителями англо-говорящих стран посредством электронной почты;
  2. Участие в международных Интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода;
  3. Создание и размещение в сети сайтов и презентаций - они могут создаваться совместно преподавателем и обучаемым. Кроме того, возможен обмен презентациями между преподавателями из разных стран.

Как показывает педагогический опыт, работа по созданию Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью. Организация познавательной деятельности учеников в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому ребенку.

Однако надо отметить, что информационные технологии, Интернет-технологии - это отнюдь не панацея на пути повышения мотивации и самостоятельности обучаемых в процессе изучения иностранного языка в познавательном процессе. Для достижения максимального эффекта необходимо использование широкого спектра инновационных, в том числе, безусловно, разнообразных медиаобразовательных технологий в обучающем процессе.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является использование инновационных технологий на уроках английского языка как основы:

 - повышения интереса к предмету и  положительной динамики качества  

   знаний учащихся;

 - повышения плотности урока, продвижения вперёд быстрыми темпами;

 - систематической работы над общим развитием учащихся;

 - осознанного подхода учащихся к процессу учения.

            В преподавании английского языка, как и любого другого иностранного, применение компьютерных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком и лучше подготовить их к Единому государственному экзамену.

3. Наличие теоретической базы опыта.

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшения качества обучения, увеличение доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой  писал: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учится, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться учении».

Я считаю, применение инновационных технологий на уроках иностранного языка позволяет в увлекательной творческой форме  продуктивно решать все задачи урока осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

Современный урок требует от учителя владения техническими средствами обучения – использование на уроках компьютера,  создание мультимедийных  презентаций – все это позволяет расширить рамки урока, делая процесс обучения более эффективным и продуктивным.

Замечательный знаток русского языка Д. С. Лихачев с большим уважением относился к другим языкам: «Преодоление всяческих   расстояний – это не только задача современной техники и точных наук, но и задача филологии в широком смысле слова (…). Филология сближает человечество. Оно оправдывает свое название (…филология – любовь к слову), так как в основе опирается на любовь к словесной культуре всех языков, на полную терпимость, уважение и интерес ко всем словесным культурам».

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

На протяжении всей истории человеческого общества человек изобретал и создавал машины, технику, которая давала бы возможность добиваться лучших результатов с меньшей затратой сил и энергии. Развитие техники внесло свои изменения во все аспекты жизни человека, в том числе и в процессе обучения.

Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, очень сложно. Поэтому преподавателю нужно создать реальные и воображаемые ситуации общения на уроке иностранного языка, используя при этом различные методы и приемы работы (дискуссии, ролевые игры, творческие проекты и др.).

Наиболее распространенными при обучении иностранным языкам являются следующие элементы информационных технологий:

  • интерактивные доски,
  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • интерактивные конференции и конкурсы,
  • материалы для дистанционного обучения,
  • научно-исследовательские работы и проекты.
  • дистанционное обучение.
  • лингафонное оборудование

 Изучение иностранного языка с использованием информационных технологий дает ученикам возможность принимать участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно: лингвострановедческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

Я бы хотела остановиться на наиболее часто используемых мною информационных технологиях на уроках по английскому языку:

- использование мультимедийного проектора

Благодаря проектору, на занятии можно работать с презентациями по ключевым лексическим и грамматическим темам, а также смотреть видеофильмы, ведь с их помощью можно узнать как можно больше о стране и культуре изучаемого языка.

- работа с электронными учебниками

Достоинствами электронных учебников, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, соответствие уровню развития современных научных знаний.

- использование интерактивной доски на уроках иностранного языка также повышает эффективность процесса обучения и способствует формированию интерактивного пространства у учащихся. Интерактивная доска выполняет функции активного экрана, на ней можно демонстрировать презентации, текстовые документы, рисунки, фильмы и т.д.

- применение компьютеров на уроках иностранного языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

- использование видеоматериалов покоится преимущественно на наглядном восприятии информации, создает прототип иноязычной среды и помогает овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка.

Эффективность использования видеоматериала при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности видеоматериала с задачами обучения.

Для меня компьютер является незаменимым помощником для подготовки к занятиям, а также для проведения тестирований, для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернет, а также для проектной деятельности учащихся.

Используя  информационные технологии в учебном процессе, я убедилась, что у учащихся  формируется мышление на иностранном языке, повышается мотивация к изучению английского  и повышается успеваемость по данному предмету.

5. Результаты участия моих учащихся в конкурсах и соревнованиях различного уровня за межаттестационный период 2019-2023 г.г.:

Использование технических средств обучения на уроках иностранного языка дает возможность изложить материал наглядно, способствует повышению качества обучения и уменьшения утомляемости учащихся. Технические средства обучения помогают учителю в повышении темпа изложения материала и в наиболее полном удовлетворении запросов и любознательности учащихся.

Показателем, характеризующим улучшение усвоения знаний, являются результаты участия моих учеников в олимпиадах, научно-практических конференциях, предметных и  заочных олимпиадах и конкурсах: 

Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде (за последние пять лет):

Ф.И.

предмет

год

результат

уровень

Колесникова М.

Английский язык

2019

призер

муниципальный

Колесникова М.

Английский язык

2020

победитель

муниципальный

Вильдякскина П.

Английский язык

2020

призер

муниципальный

Вострухин Я.

Английский язык

2020

призер

муниципальный

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам (за последние 5 лет):

Ф.И.

Название конкурса

год

результат

уровень

Батайкин Е.

Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся общеобразовательных организаций “Адмирал Федор Ушаков: уроки истории и вызовы современности”

2019

призер

всероссийский

Батайкин Е.

Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ  “Великое русское слово”

2020

призер

всероссийский

Кабанова Л., Морозов Р.

(номинация “Исследовательская работа”)

Щурцова Д.

(номинация “Актерское искусство”)

Батайкин Е.

(номинация “Творческая работа”)

Всероссийский с международным участием этноконкурс исследовательских, проектных и творческих работ “Панжема (Открытие)-2020”, посвященный 75- летию Победы в Великой Отечественной войне.

2020 

победитель

призер

призер

всероссийский

Суханов С., Рогулева С., Чертоусов М., Трошина А.

Всероссийский конкурс переводов “Юный переводчик”

2023

финалисты

всероссийский

Кудашева Е.

Макарова А.

Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ школьников и студентов “Антикоррупционная азбука”

2020

лауреат

победитель II cтепени

всероссийский

Грачев В.

Крутин Е.

Морозов Р.

Винокуров А.

Рогулева С.

Кудашева Е.

Всероссийский конкурс переводов “Юный переводчик”

2019

2020

победитель

победитель

победитель

призер

призер

призер

всероссийский

Грызайкина С.

Морозов Р.

Крутин Е.

Грачев В.

Грызайкина С.

Региональная олимпиада по лингвострановедению Великобритании

2019

2020

призер

призер

призер

призер

призер

региональный

Крутин Е.

Научно-образовательный форум обучающихся РМ “Шаг в будущее”

2019

призер

республиканский

Грачев В.

Научно-образовательный форум обучающихся РМ “Шаг в будущее”

2020

призер

республиканский

Кабанова Л.

Республиканский заочный конкурс исследовательских работ и творческих проектов “Интеллект будущего”

2019

призер

республиканский

Пономарева А.

Республиканский заочный конкурс исследовательских работ и творческих проектов “Интеллект будущего”

2019

призер

республиканский

Кабанова Л.

Республиканский заочный конкурс исследовательских работ и творческих проектов “Интеллект будущего”

2020

призер

республиканский

Морозов Р.

(номинация “Научное осмысление истории Саранска” учебно-исследовательская работа)

Кабанова Л.

(номинация “Научное осмысление истории Саранска” учебно-исследовательская работа)

Макарова А.

(номинация “Реликвии истории моего города”)

Володина В.

(номинация “Реликвии истории моего города”)

Морозов Р.

(номинация “Реликвии истории моего городаю Книги”)

Кабанова Л.

(номинация “Реликвии истории моего города. Книги”)

Конкурс творческих работ “Яркие страницы моей Малой Родины” в рамках реализации гранта “Реликвии истории мордовского края: от артефактов к исторической реконструкции” № 19-2-008320 Фонда президентских грантов

2020

победитель

победитель

призер

призер

призер

призер

республиканский

Перепелкин И.

(среди обучающихся 7-х классов)

Колесникова В.

(среди обучающихся 5-х классов)

Трошина А.

(среди обучающихся 9-х классов)

Республиканский конкурс творческих работ на иностранном языке “Письмо учителю”

2023

призер

призер

призер

республиканский

Грачев В.

Шелпаков А.

ХХIV (ХI) Бахтинская открытая гимназическая научно-практическая конференция “Диалоги в пространстве культуры”

2019

призер

призер

муниципальный

      6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Мне бы хотелось отметить следующие трудности в использовании ИКТ: 
• недостаточная степень оборудования некоторых школ, 
• недостаточное количество ЦОР, 
• некоторые ученики не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом, 
• многие учителя имеют доступ в Интернет только в дома. 

Также можно выделить следующие отрицательные моменты в использовании ИКТ при длительной работе на компьютерах:
•           нагрузка на зрение;
•           физическая  и психическая утомляемость

        7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

        Представленный опыт применения инновационных технологий может быть использован учителями иностранного языка как на уроках, так и во внеурочной деятельности, расширен, и ассимилирован.

8. Наглядное приложение:

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах; педсоветах.

Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов.

Разработки уроков, рабочих программ и внеклассных мероприятий представлены на сайте школы https://sc3sar.gosuslugi.ru/nasha-shkola/nashkollektiv/sotrudniki-183_22.html и на интернет-портале

https://nsportal.ru/svetlana-aleksandrovna-mosevnina

Список используемой литературы

1. Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2016.

2. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранный язык в школе. - 2018. - № 4.

3. Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2020.

4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2010.

5. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [учебно-методическое пособие] / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006.

6. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2021. - №5.

7. Степанова С.В., Шарапова О.Ю. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа», 2015. - № 4.

8. Степанова С.В., Шарапова О.Ю. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа», 2015. - № 8.

9. Степанова С.В., Шарапова О.Ю. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа», 2015. - № 9.