Классному руководителю

Мулюкина Ольга Леонидовна

Методическая разработка внеклассного мероприятия

 

Тема разработки:  "Люцаца...Холокост".

(по воспоминаниям Райхерт Людмилы Александровны, 17 декабря 1944 г.р.,

 урожденной Боровой -Носик, бывшей несовершеннолетней узницы фашистских концлагерей

и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны).

 

Форма проведения: коллективно-творческое дело

Авторы разработки:

 Мулюкина Ольга Леонидовна, учитель русского языка и  литератур

 Пуговкина Наталья Анатольевна,  учитель немецкого языка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyutsatsa.holokost.docx45.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия №38"

г.о. Тольятти

Самарской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Тема разработки:  "Люцаца...Холокост". (по воспоминаниям Райхерт Людмилы Александровны, 17 декабря 1944 г.р.,  урожденной Боровой -Носик, бывшей несовершеннолетней узницы фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны).

Форма проведения: коллективно-творческое дело

Авторы разработки:

                           Мулюкина Ольга Леонидовна, учитель русского языка и    

                                 литературы

                           Пуговкина Наталья Анатольевна,  учитель немецкого языка

Тольятти

2017 г.

Содержание

Введение                                                                            стр. 3

Основная часть                                                                  стр. 5

Заключение                                                                        стр.17

Список источников и использованной литературы       стр. 18

Приложения                                                                       стр. 19

Введение

Холокост – это величайшее в истории преступление против человечности.
Что такое «холокост»?  Слово «холокост» происходит от греческого  ὁλοκαύστος («сжигаемый целиком», «всесожжение", «жертва всесожжения»). В английском языке термин «holocaust» в близких к нынешнему значениях употребляется с 1910-х годов (первоначально по отношению к геноциду армян в Османской империи и еврейским погромам во время Гражданской войны в России), а в современном значении истребление евреев нацистами — с 1942 года. Широкое распространение получил в 1950-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля.

Обратившись к этой теме мы пришли к следующим выводам:

Работа, ведущаяся в различных направлениях по изучению темы Холокост, не дает исчерпывающих ответов, поэтому продолжает быть малоизученной. Анализируя события, разворачивавшиеся в различные исторические периоды и происходящие в наше время, мы поняли, что  существовали и продолжают существовать силы, связанные с наследием национал-социализма, либо делающие ставку на разжигание межэтнических конфликтов.

Работая с различными источниками мы столкнулись либо с отрицанием самого факта Холокоста, либо с опровержением данных о количестве жертв.

Актуальность данной работы заключается в стремлении показать истоки, ход и последствия геноцида как в истории России, так и в истории развития человечества и желании предотвратить нарушение прав человека. А также воспитывать толерантное сознание посредством воспитания подрастающего поколения.

Цели:

1.​ Знакомство с документальными свидетельствами об одной из самых известных и все же еще не до конца осмысленных трагедий XX – го столетия – об уничтожении людей на расовой, религиозной и этнической почве.

2.​ Активизация интереса к малоизученным страницам Второй мировой и Великой Отечественной войн в педагогической и молодежной среде.

3.​ Формирование навыков независимого мышления, практического осмысления событий, мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества.

4.​ Усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного мировосприятия личности.

Задачи:

  • ​ формировать толерантное сознание, историческое мышление и сочувствие к жертвам геноцида;
  • ​ воспитывать у подрастающего поколения понимание опасности ксенофобии, шовинизма, антисемитизма;
  • ​ формировать у учащихся и педагогов интерес к малоизученным страницам мировой истории;
  • ​ пробудить интерес, стимулировать и активизировать поисковую, научно-исследовательскую и творческую деятельность;
  •  создать и апробировать внеклассное мероприятие - коллективно-творческое  дело.

Основная часть

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста. Весь мир чтит память жертв геноцида евреев, цыган, армян  и всех тех, кто был уничтожен, сожжен в печах, стал жертвами зверских экспериментов.

Шесть миллионов евреев - расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов - и каждый в отдельности.

Это - память, противящаяся забвению.

Это - зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

М. Я. Гефтер

Мероприятие проходит в актовом зале, который разделен на "секции":

  1. "Дорога  имен" (Выставка с разными типами справок о людях, местах, событиях и разной формой размещения фотографий. Около каждого объекта работает  ученик - "историк", рассказывающий о нем.) Приложение 1
  2. Стеллаж с историческими документами, книгами, фотографиями.
  3. Работы учащихся -"художников", "скульпторов", "оформителей", "танцовщицы", "певица", массовка. (Макет территории , оккупированной нацистами, афиша на входе в зал "Мир ХОЛОКОСТА",  символические фигуры жертв концлагерей.) Приложение 2

условие: ручки (карандаши) у зрителей

раздаточный материал: "Словарики" (с разъяснением лексического значения слов, встречающихся в работе)

Перед  входом в зал

Гиды:

Здравствуйте, мы пригласили вас на мероприятие, на котором вы узнаете о событиях, разворачивавшихся в начале 30-х гг. ХХ в. и не только.

"Зачем вам знать об этом?"- спросите вы. Но мы убеждены ,что об этом должны знать люди, чтобы помнить и не допустить повторения. И чем дольше мы работали над этой темой, тем наша уверенность становилась сильнее.

В жизни человека, общества, государства очень многое взаимосвязано...и временные границы (годы, века) стираются.

История России, история Украины, история Германии, история Древней Греции, история ХIХ в., ХХ в., ХХI - всемирная история...

Возможно, у вас возникли вопросы. Кто-то из вас получит сегодня ответы на них, кто-то задастся новыми, может быть, совершит открытие для себя сегодня или для человечества, когда вырастет.

 Итак, мы приглашаем вас в зал, где перед вами развернется экспозиция "Холокост - трагедия  ХХ - ХХI века?.. "

Гиды (обращаясь к зрителям задают вопросы и выслушивают ответы)

- Почему  в конце предложения на афише стоит знак вопроса и многоточие?

- Трагедия ли это?

- Только ХХ - ХХI века?

Опрос группы зрителей

- Вы  знаете ч то такое "Холокост"?

-Выслушав ответы зрителей гиды дают определение Холокоста и раздают "Словарики".  Мы приглашаем вас в зал

Актовый зал

I."Дорога Имен" ( с разными типами справок о людях и разной формой размещения фотографий)

 1. Райхерт Людмила Александровна 17.12.1944 г.о Тольятти Самарская область (фотография с этикеткой)

"Историки" поясняют:        

- Работала на ВАЗе: собирала и спускала с конвейера первый автомобиль. Приехала в Тольятти по комсомольской путевке в 22 года из города Вознесенск (Украина) Николаевской области с сыном Валерой (5 лет), от второго брака есть дочь Ольга.

- Обратите внимание на дату рождения..., а родилась эта девочка в концлагере г. Бремен

2. Михаил Яковлевич Гефтер (24 августа 1918СимферопольКрым ) (фотография с этикеткой)  

"Историки" поясняют:        

- Советский и российский историкфилософпублицист. С 1992 года — президент научно-просветительского центра «Холокост».

3. Адольф Гитлер (фотография с этикеткой)  

"Историки" поясняют:        

-Один из основоположников Национал-социалистической партии Германии (НСДАП), а впоследствии и её председатель с неограниченной властью. В 1930-1945 был Верховным фюрером СА (штурмовые отряды -военизированные формирования НСДАП) рейсхканцлер, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха,  глава государства, фюрер.  

4. Гейдрих Рейнхард  (фотография с этикеткой)  

"Историки" поясняют:        

- Шеф РСХА, 21.09.1939 издал приказ о создании специальных еврейских кварталов (гетто) в городах вблизи крупных железнодорожных станций.

5. Эйхман Адольф (фотография с этикеткой)  

"Историки" поясняют:        

 - На проведенной 20.01.1942 в пригороде Берлина Ванзейской конференции, совещании представителей правительства и руководителей нацистской партии Германии, состоявшейся на озере Ванзе на вилле «Марлир» в Берлине. На Ванзейской конференции, подготовленной Гейдрихом и Эйхманом были определены пути и средства «окончательного решения еврейского вопроса» — программы геноцида еврейского населения Европы (в настоящее время используется термин «Холокост»)  и вынесен приговор 11млн. евреев 33 стран Европы. Для их  уничтожения на территории Польши (в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжеце, Освенциме) создавалось 6 лагерей смерти. Главный из них (с использованием газовых камер и крематориев) стал построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц  Биркенау, где погибло свыше 1 млн.100тыс (1100000) евреев из 27 стран.

6. Фотографии евреев (люди разных возрастов, старики, дети, взрослые) и изображение Жёлтой звезды или Латы (фотографии с этикеткой)  

"Историки" поясняют:        

- 1апреля1933г. нацисты организовали по всей стране "бойкот еврейских магазинов и товаров". Спустя 10 дней был принят Декрет, определяющий статус "неарийца"(определение арийца), который был присвоен евреям. Они изгонялись с государственной службы, школ, университетов, медицинских учреждений, средств массовой информации, армии, судебных учреждений. Нацистская пропаганда небезуспешно создавала из евреев образ "внутреннего и внешнего врага", виновного во всех бедах страны.

7.  Памятник в Берлине на площади, где сжигались книги. Генрих Гейне (фотографии с этикеткой)  

"Историки" поясняют:        

- 10 мая 1933г. в Берлине состоялось массовое сожжение книг.

Знакомы ли вам слова великого немецкого поэта, жившего в XIX веке, Генриха Гейне: "Там, где сжигают книги ,будут сжигать и людей".  Как вы понимаете эти слова?

А наш современник Илья Альтман сказал:   "Их огонь осветил не только силу зла, но и картину гибели его ". (Илья Альтман "Антиеврейская политика нацистской Германии  (1933-1939)")

8. Композиция "Нюрнберг. Нацисты перед лицом своих преступлений" (фотографии с этикеткой) 

          1935 г.                        1945-1946 гг.

          ...

....... * см. хронологию Холокоста

Историки" поясняют:        

- Эти и последующие законодательные акты обязывали евреев - владельцев предприятий и фирм - передавать свою  собственность "арийцам". Мужчинам и женщинам с нееврейскими именами предписывалось вписать"Израиль" или "Сара"в свои паспорта, куда впоследствии была проставлена "J"(от нем.слова Jude -"еврей").

После присоединения Австрии в 1938г. создаются специальные бюро для "добровольной эмиграции евреев"во главе с начальником Еврейского отдела Управления имперской безопасности (РСХА) А.Эйхманом.

- О чем бы вы подумали, став свидетелем или участником карнавала в Нюрнберге в 1938г., во время которого на передвижной платформе были установлены виселицы с фигурами "врагов народа"?

В ноябре 1938 года весь мир был потрясен событиями Хрустальной ночи. организованной гестапо. С 9-го на 10-е ноября были сожжены и разрушены 1400 синагог. разграблены еврейские дома, магазины, школы. 91 еврей был убит, несколько тысяч ранены, десятки тысяч были отправлены в концлагеря. 24 января 1939 года Геринг издал распоряжение "О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии". Накануне Второй мировой войны Германию покинуло свыше 300 000 евреев.

«Сент-Луис» — судно, которое получило известность благодаря так называемому «Плаванию обречённых»  - неудачной попытке еврейских эмигрантов избежать нацистского преследования.

В мае 1939 года около девятисот немецких евреев приобрели билеты на корабль «Сент-Луис», следующий рейсом на Кубу, вместе с разрешением на временное проживание, рассчитывая уже в безопасности на Кубе дождаться своей очереди на получение американской визы. Это судно не пустили в  свои территориальные воды ни Куба, ни США.

- Попробуйте представить, что вы находитесь рядом и слышите, о чем говорят люди на судне?

- Понимают ли они, что ни один из них не сойдет на берег?

Нюрнбергский процесс (20.11.1945-01.10.1946) международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Проходил с 10 часов утра 20 ноября1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале, разместившемся в «Зале 600» нюрнбергского Дворца юстиции.

Одним из пунктов обвинения, предъявленного в Нюрнберге, было рассмотрение вопроса о военных преступлениях («Kriegsverbrechen»).

Нюрнбергский процесс имеет непреходящее историческое значение : перед всем миром были разоблачены чудовищные преступления фашизма и милитаризма и продемонстрирована опасность его возрождения в любой форме.

9. Боровая Лидия Федосеевна 1924г. (урожденная Носик) (фотография с этикеткой) 

"Историки" поясняют:        

Согласно архивным документам была насильно вывезена на принудительные работы в Германию, где пребывала с 23 августа 1943г.(в 16 лет) по 26 апреля 1945г. Работала чернорабочей в порту г. Бремен. 17 декабря 1944 у неё родилась дочь Людмила (сканкопия справки, подтверждающей этот факт)

10. Боровой Александр Кондратьевич (фотография с этикеткой)  

"Историки" поясняют:        

- Участник боевых действий, танкист, раненым попал в плен и концлагерь г.Бремен. Освобожден в 1945г. войсками союзников, в 1946г. вернулся на Родину, в г.Харьков, женился, на 1,5 лет был отправлен в лагерь в СССР.

11. Схема (фото) лагеря в г. Бремен (Нойенгамме?) (этот пункт находится в разработке)

12. Райхерт Владимир Генрихович 01.03.1951(фотография с этикеткой)  

"Историки" поясняют:        

- Екатерина II завезла немцев в Саратовскую обл., где был построен немецкий город Бальцер. В 30-40-х гг.немцы были депортированы в  степи Казахстана.

Люди рыли землянки и жили в них.

Детей в семье Райхерт было 5. Владимир был младшим из них.

Литературно-музыкальная композиция на сцене актового зал

 (На слайде название темы композиции "Люцаца. Холокост.", слова Гефтера

Шесть миллионов евреев - расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов - и каждый в отдельности.

Это - память, противящаяся забвению.

Это - зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство)

1. Слова ведущих

Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка

Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?

Это, может быть, резвые ноги ребёнка,

Что за белою бабочкой гнался межой;

Или ручки, – дитя ими тянется к маме,

Обнимая за шею, ласкается к ней…

Или был этот щебень большими руками,

Что с любовью к груди прижимали детей.

Этот пепел, который разносится с ветром,

Был глазами, смеялся и плакал порой,

Был губами, улыбкою, музыкой, светом,

Поцелуями был этот пепел седой.

Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,

Был мозгами, сплетеньем извилин живых, –

Слово “Жить” до конца, словно буква за буквой,

Точно белым по чёрному вписано в них.

Эти волосы – локоны, косы и пряди,

Что навалены мёртвой, косматой горой,

Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил.

И сухими губами касался порой.

Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,

Золотые надежды, сияние глаз…

Крематориев страшных горящие печи.

Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.

Приложение 3

 - Страшна участь узников концлагерей: расстреляны, замучены, сожжены, над ними ставили опыты, уничтожали их физически и духовно.

- Хелмно, Собибор, Майданек, Белжец, Освенцим, Нойенгамме.... вот неполный список концлагерей, где были растерзаны люди.

 Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучили детей.

И это каждый раз опять, –

Кляня, ругаясь без причины…

И детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что – обидные слова.

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты.

А дни всё шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы,

Но их всё били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин “идеи” были,

Мужчины мучили детей.

2. Видеоролик по фильму "Жизнь прекрасна"

- Детство и Юность - пора надежд, стремлений, любви, открытий....  А для кого-то - это страх, боль, голод, непосильный труд, окрики надзирателей и лай собак. Вот они реалии мира Холокоста.

( слайд  с изображением карты Германии г. Бремен)

А сейчас мы с вами окажемся в концлагере города Бремен в порту  которого на принудительных работах оказалась Боровая Лидия Федосеевна. Здесь она находилась с 1943 по 1945 год, где и 17 декабря 1944 года родилась ее дочь.

3. Танец. (перед зрителями)

(Исполняют  2 танцовщицы, взрослая и ребенок. Танец символизирует страдания, перенесенные молодой женщиной и рождение дочери)

4. Колыбельная на немецком языке. (перед зрителями в зале) Приложение 4

(Рожденную в концлагере девочку забирает на воспитание мать надзирателя, немецкая женщина, благодаря которой девочка осталась жива)

5. Построение на сцене.(во время исполнения песни)

Чтение отрывка из "Последнего письма еврейской матери"

(Во время чтения письма в руках детей, построившихся на сцене, загораются свечи) Приложение 5

-Многое  вы узнали сегодня о событиях, связанных с Холокостом.

(слайд "Люцаца")

- Вы поняли ,что означает это слово "Люцаца?"

-Мы сейчас вам представим. Людмила Александровна Райхерт. (приглашаем на сцену и вручаем цветы)

-Люцаца. Девочка,  родившаяся и выжившая в концлагере города Бремен, где чернорабочими работали ее мама, Боровая Лидия Федосеевна, и папа, Боровой Александр Кондратьевич. Люцаца - это имя, которое дала ей немецкая женщина, мать надзирателя концлагеря. Благодаря ее заботе и неравнодушию девочка осталась жива. Людмила Александровна приехала в наш город из города Вознесенск (Украина) по комсомольской путевке с пятилетним сыном на руках, вернее строила наш город, а если быть еще точнее, собирала первый автомобиль на ВАЗе. Она, замечательная женщина, любящая мама, заботливая бабушка, утверждает, что на ее жизненном пути встречались только хорошие люди.

6. Слово Людмиле Александровне Райхерт.

Приложение 6

Заключение

В ходе  работы мы  и учащиеся ознакомились с документальными свидетельствами по  теме "Холокост" и  документами из личного архива семьи Райхерт, что активизировало интерес  к малоизученным страницам истории как педагогов, так и учащихся. Это позволило понять опасность существования геноцида и  осмыслить события российской и мировой истории с точки зрения роли человека в истории на основании моральных ценностях гражданского общества. Бесспорно, усвоение уроков Холокоста послужит для воспитания толерантного мировосприятия.  

Изучая архивные документы Райхерт Л.А., мы поняли, что на ряд вопросов у нас пока нет ответов. Для решения этой проблемы необходимо продолжать поисковую, научно-исследовательскую деятельность.

Список источников и использованной литературы

  1. www.kontakte-kontakty.de

  2. Интервью и фотодокументы семьи Райхерт.

  3. Википедия [Электронный ресурс].

  4. Художественный фильм "Жизнь прекрасна!" 1997г, режиссёр Роберто Бениньи.

  5. Сборник стихов.

Список приложений

Приложение1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6