Консультации для воспитателей

Тишкина Светлана Викторовна

Для Вас, воспитатели!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx16.09 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_2.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Речевое развитие ребёнка старшего дошкольного возраста.

 В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Старшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Большинство детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 10 лет) говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь (15—20%). Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков ш, ж, ч, а также ф и л , причем здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными. Встречаются и более серьезные отклонения: заикания, сложная дислалия, но они составляют сравнительно большой процент среди всех случаев речевых недостатков. И все же у многих детей 6—7 лет встречается неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в произношении объясняется подражанием речи взрослых: «яблуко», «мине», «ходить», «фатить». Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом и у него появятся дети, которые будут воспитываться в так называемой нездоровой речевой среде. Есть большая вероятность, что у ребенка сформируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения. РЕЧЕВОЙ АППАРАТ Чем же объяснить, что некоторые дети 5—6 лет страдают недостатками звукопроизношения, и как должна вестись с ними работа, чтобы при поступлении в школу они имели чистое произношение? В чем причины речевых недостатков ребенка? Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится на примере речи родителей, воспитателей и друзей. Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко-и-словопроизношении. Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен им легко действовать. Потому так необходимо заниматься с ребѐнком дома.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

"ФИЗКУЛЬТ - ПРИВЕТ"

 Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым. Но дома дети в основном заняты просмотром телепередач, компьютерными играми, занятиями и играми умственного плана. В редкой семье есть физкультурное и спортивное оборудование. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе. Таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов В нашем дошкольном учреждении физическому развитию детей уделяется большое внимание. Разработана и успешно внедряется комплексно - целевая программа «Здоровый малыш!», которая включает физкультурные, профилактические и лечебнооздоровительные мероприятия. Мы родителей наших воспитанников знакомим с приемами оздоровления детей в детском саду и дома. На занятиях, совместных с родителями и детьми, реализуются задачи пропаганды здорового образа жизни, расширения кругозора родителей в области физического воспитания ребенка, обогащения детско-родительских взаимоотношений. Занятия проводятся раз в квартал, их содержание интересно и увлекательно. Результатом таких занятий являются взаимные открытия, радость общения родителей и детей, приобретение опыта двигательного взаимодействия. Воспитание здорового ребенка Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику: 1. Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны и воспитателям, и родителям, если семья знакома с содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. 2. Системность и последовательность работы. 3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. 4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. 5. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду. Формы работы с семьей по оздоравливанию детей 1.Санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима. 2.Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы. 3. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка. 4. Участие родителей в составлении индивидуальных планов оздоровления детей. 5. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоравливания (дыхательная гимнастика, ЛФК, самомассаж, разнообразные формы закаливания.) Как надо и как не надо вести себя родителям с ребенком, имеющим патологические привычки Надо: Попытаться понять его. Не сердиться. Поддерживать веру в себя. Успокоить и объяснить, что все это пройдет. Лишний раз похвалить и отвлечь от всех мрачных мыслей. Не ругать, не наказывать. Сделать жизнь приятной, а главное - полюбить его. Придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игру, например, в парикмахерскую, но где маникюр делают только детям с красивыми ногтями и не влажными пальчиками. Разнообразить игрушки. Наладить его детские контакты. Исключить на время возбуждающие мероприятия, вплоть до просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок. Не надо: Раздражаться и злиться на него. Пытаться эту вредную привычку запретить и переломить ребенка. Постоянно контролировать и угрожать. Наказывать. Забинтовывать пальчики или мазать их неприятными веществами. При грызении ногтей разжигать честолюбивые мотивы. Всегда и постоянно во всем подчеркивать свою нелюбовь.