Воспитательный процесс в школе

Басс Наталья Михайловна

Воспитание – это многранный и тяжелый труд. К тому же, в воспитании нельзя рассчитывать на быстрые результаты, на безоговорочную правильность выбранных методов. Педагогу необходим багаж знаний, умений, компетенций, психологической готовности к работе с детьми по реализации новых направлений и содержания воспитательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ      

                             ИДЕЙ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ

                                              УЧАЩИХСЯ

В поисках средств гуманитаризации школьного образования мировая педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. С этим связан растущий интерес к человекознанию, составляющему фундамент культуры личности.

В соответствии с требованиями, которые общество предъявляет к современной школе, наша школа из режима функционирования перешла в режим развития. Поэтому акцент в обучении в нашей школе смещен  с передачи знаний на создание психолого-педагогических условий для развития творческого  потенциала  каждого  ребенка.   Актуальный режим работы нашей школы –  поисковый режим, что  возможно  в  развивающей и развивающейся школе.   Основными принципами, которые лежат в основе деятельности педагогического коллектива, являются следующие:

  1. Демократизация. Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и  ответственности    между    всеми    участниками    процесса    управления,    его децентрализацию.
  2. Дифференциация, мобильность и развитие. Эти принципы предполагают
    многоуровневость, многопрофильность, полифункциональность образовательных    программ    образовательных  учреждений.
  3. Открытость образования, т.е. предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).
  4. Многоукладность   образовательной   системы,   т.е.   качественный   рост и развитие     государственной     школы.
  5. Стандартизация.   Этот  принцип  предполагает  соблюдение    федеральных  стандартов    качества    образования,    введение    региональных    стандартов,  учитывающих национальные и другие особенности региона.
  6. Гуманизация. Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор
    уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы
    его   получения,  удовлетворения  культурно-образовательных  потребностей  в
    соответствии       с      индивидуальными       ценностными      ориентациями.
    Переориентация учебного процесса на личность ученика
  7. Гуманитаризация   образовательных   программ,   т.е.   такое   соотношение   и
    сочетание учебных предметов и информации, применение таких дидактических
    подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет
    общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.

39

Все эти принципы становятся руководством к действию. При этом основной функцией школы является целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Осуществление этой функции предполагает, с одной стороны, удовлетворение образовательных потребностей индивида, группы, общества, с другой — формирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и успешно функционировать.

Для реализации  этого на практике педагоги нашей школы наряду с традиционным обучением,  внедряют современные  педагогические технологии.  
         
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ: направлено на общее развитие личности, включает в себя не только обучение, но и саморазвитие личности.

ИГРОВЫЕ ПЕДТЕХНОЛОГИИ: это направление предусматривает использование различных педагогических игр, способствующих развитию познавательных интересов школьников, направленные на воспитание гуманизма и развития личности.

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: развитие всех САМО - от самоорганизации до саморефлексии.

КСО: формирование межличностных отношений, культуры общения как компонента общеучебных умений и навыков, что важно в гуманистическом подходе к обучению.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: это такая организация учебных занятий, предполагающая создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и умениями.

ТЕХНОЛОГИЯ        УРОВНЕВОЙ          ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ: учет индивидуальных возможностей, способностей, интересов ученика, оказание ему различной поддержки. Соблюдение принципа природосообразности.

ГУМАННО-ЛИЧНОСТНАЯ        ТЕХНОЛОГИЯ АМОНАШВИЛИ: построенная на    педагогике    сотрудничества,    на    гуманизации    и демократизации педагогических отношений. Иными словами - «учение без принуждения».

Для успешного внедрения современных педагогических технологий необходимо создание благоприятного психологического климата, как  дополнительного элемента педагогической технологии. Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Психологический климат — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы,

раскрывает потенциальные возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.                                                40

Климат в группе складывается из совокупности социально-психологических отношений ее участников, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентации, умения сопрягать личные интересы с интересами других ее членов. Общей, характеристикой психологического климата является духовная атмосфера, обеспечивающая сопричастность всех участников.

Социально-психологическая атмосфера в нашей школе предполагает гуманные взаимоотношения между всеми ее членами (включая не только педагогов и детей, но и весь технический персонал).

Посредством атмосферы осуществляется влияние на климат, его создание и поддержание. Всякий раз педагоги при встрече с учениками заботится об атмосфере, царящей в их взаимоотношениях. Изменяя обстоятельства и условия встречи, первоначально воспринимаемые как неблагоприятные, педагог изменяет атмосферу, а, следовательно, и влияет на улучшение и закрепление в группе благоприятного климата.

Педагоги ознакомлены с тем, что климат в группе определяется
совокупностью отношений, преобладающих в ней.
 Ценностные отношения
обеспечивают каждому ребенку защищенность, независимость и
комфорт, а их отсутствие характеризуется прямо противоположными качествами — незащищенностью, зависимостью, дискомфортом. Поэтому самочувствие ребенка выступает критерием педагогической оценки климата. Учитель, взглянув  на детей, может оценить их самочувствие, определить, какой в классе климат. По этому же критерию он может судить и о своих действиях, направленных на улучшение атмосферы и климата.

Анализ отношений, выявляющий характер климата, проводится педагогом в нескольких направлениях. Прежде всего — это отношение к человеку как наивысшей ценности. Заботой об ученике  пронизаны все сферы нашей школьной жизни. Потому что там, где нет ориентации на человека, там не может быть благоприятного климата. Человек всегда реализует себя в деятельности и связи с другими людьми. Исходя из этого, внимание педагога направлено на отношение ребенка к труду во всех его проявлениях (интеллектуальному, физическому, нравственному, духовному, эстетическому и т.д.)

Реальное состояние климата в коллективе, как в зеркале, отражается в отношении к самому себе: при благоприятном климате каждый ребенок реализует свое индивидуальное "Я", не страшась показаться в чем-то слабее других или вызвать смех со стороны окружающих; при наличии неблагоприятного климата ребенок замыкается, скрывая не только свои недостатки и неумения, но и свои достоинства. Поэтому основное внимание со стороны педагога направлено на  формирование позитивного образа «Я» каждого ученика.

Еще один показатель, определяющий климат, — отношение к событию, протекающему в данный момент. Одно и то же событие в группах с разным психологическим климатом сопровождается различным психологическим эффектом. Неудачный ответ одного ученика при неблагоприятном климате в классе вызывает насмешку или безразличие со стороны других учеников, но та же самая ситуация в классе с благоприятным климатом

рождает совершенно иной отклик — сочувствие, огорчение, стремление помочь. Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому педагоги нашей школы используют разнообразные средства, влияющие на

41

создание творческой атмосферы и благоприятного климата. Одним из таких средств является музыка, которая подбирается специально для различных видов деятельности и этапов учебных занятий.

К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, интерьер, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время и многое другое.

Технологически    влияние   на   климат   обеспечивается   совокупностью следующих операций:

  • Установление   личных   контактов:    Эти    контакты выстраиваются не только между преподавателем и детьми, но и между самими детьми. Преподаватель называет по имени каждого ученика,   проявляет интерес, произносит комплименты и выражает надежду на успешность работы, демонстрирует симпатию и расположенность.
  • Подбадривающее,    одобрительное    отношение    во    время    работы. Оценочной  доминантой   педагога  во  время   совместной  работы  с детьми   становится   поощрение   в   их   адрес.   Оно   относится   и   к деятельности, и к внешним, и к внутренним достоинствам учеников. Незаменимыми  здесь  оказываются  приемы  скрытой  педагогической оценки "Я — сообщение".
  • Этическое    поведение,    заключающееся    в    бескорыстной    помощи, открытости  и  радости  за другого человека
  • Предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы. Таким образом, удается снять страх предстоящей деятельности и направить внимание детей к наиболее важным и значимым этапам организуемого дела.
  • Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств.    Новизна    отвлекает    от    трудностей,    разрушая    прежние укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения к делу и людям, захватывает       своей       необычностью,       увлекает       и       снимает психологические    зажимы,    способствует    творческому    проявлению каждого ребенка.

Обобщая сказанное, можно определить  основные характеристики нашей школы. Это школа, в которой ученик реализует свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, создание педагогом условий для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, что дает ребенку возможность быть самим собой. Возможность каждому  учителю развивать свои профессиональные и личные качества; Обеспечение руководителем  успеха в деятельности учеников и учителей. Работа коллектива школы в творческом поисковом режиме, гуманные отношения партнерского сотрудничества, уважение и доверие,  стали  нормой жизни членов коллектива.



Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ШКОЛЕ

Российское общество пребывает в состоянии растерянности: старые,
социалистические идеи отрицаются, западные образцы, в силу особенностей
российской ментальности, не приживаются, а новая система ценностей так и
не обретена. Изменение менталитета и ценностных ориентаций общества ставит образовательные структуры в совершенно иные условия.

Положение дел в образовании с так называемым «уровнем воспитанности»
катастрофично. Но эта ситуация не переживается многими педагогами, родителями, общественностью как нечто вопиющее, ужасное, аномальное, а принимается как данность, как веяние времени и зачастую даже как норма, когда образ падшего человека объявляется естественным, нормальным, «законным», а зло возводится в ранг нормы. В атмосфере безнравственности, царящей в обществе, не имея внутренней опоры, дети и подростки практически остались еще и без внешней поддержки семьи и школы.

В условиях духовного кризиса, охватившего все сферы общественной
жизни россиян, возрождение духовно-нравственных ценностей российской
нации выступает как жизненная необходимость, связанная с дальнейшим
существованием страны как самостоятельного государства. Эти ценности
прежде всего должны быть воспитаны у ребенка родителями и поддержаны,
развиты, «выпестованы» школьными педагогами.

Народная мудрость гласит: «Без Бога ни до порога», так без духовности нет нравственности.

В Излучинской начальной школе №2 я работаю социальным педагогом 10 лет, и неотъемлемой частью моей работы является нравственно-духовное воспитание.

Так 3-й год в нашей школе практикуется проведение «уроков нравственности» среди учащихся 1 – 4 классов.

Мною разработана программа уроков нравственности по каждой параллели.

Духовно-нравственная направленность программы «Уроки нравственности» определяется потребностью современного общества в нравственной, духовно богатой личности, ориентированной на ценности Добра, Истины, Красоты.

Цель программы — воспитание нравственно активной личности ребенка, обладающей стремлением к духовному развитию.

Под нравственно активной личностью подразумевается «человек, способный, во-первых, устойчиво проявлять себя в поступках, свидетельствующих о его положительном эмоциональном нравственном настрое, о его сострадательности, добросердечии в отношении к окружающим людям (и к окружающему миру в целом); во-вторых, способный к устойчиво активному осознанию, внутреннему принятию моральных норм и к практическому поведенческому следованию требованиям долга».

Задачи:

1. Формировать у ребенка представления о нравственных нормах
как основе будущей системы ценностей.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость (отклик) на происходящее в окружающем мире и в отношениях между людьми, опираясь на личный опыт ребенка.

3. Развивать у ребенка умение анализировать, оценивать положительные и отрицательные качества личности человека на примерах реальной жизни и поступков литературных героев.

33

    4. Воспитывать у ребенка, на основе представлений о себе,
способность к адекватной самооценке, сознательной и активной
организации своего поведения в ситуациях нравственного выбора.
   5. Развивать рефлексивные способности в процессе размышлений, суждений о нравственном и безнравственном.

  6. Формировать у ребенка способность ориентироваться в своем поведении на основе собственных нравственных критериев.

 7. Воспитывать потребность в нравственном поведении на
основе общекультурных норм и правил.

Программа «Уроки нравственности» рассчитана на детей
младшего школьного возраста от 7 до 11 лет. Уроки проводятся один раз в неделю для 2-х классов и два раза для 1-х, 3-х и 4-х классов. Целостность построения программного материала позволяет учителю последовательно, через организацию детской деятельности, через сферу активного мышления и эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и самого себя, погружать школьников в сферу нравственных основ жизни человека в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальным нравственным опытом детей, формировать и развивать их духовно-нравственное сознание.

Данный курс является интегрированным. В него включены такие области человеческого знания и опыта, как: история России; краеведение; природоведение; русское искусство; родное слово; этика; ИЗО; Библейские истории. Все они объединены для создания целостной картины мира в сознании ребенка, подчинены общей цели — воспитанию нравственно активной личности на основах российских духовных ценностей.

В основу программы положен гуманистический, личностно-
ориентированный подход, который предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних
задатков человека, его духовных потребностей и способностей, приобщения к универсальным ценностям культуры, воспитание активной духовно-нравственной личности. Гуманизация образования выступает здесь как императив выживания человечества и сохранения его духовности. Целостность процесса становления личности учащегося на личностно-ориентированной основе должна обеспечиваться созданием и развитием в школе (использующей данную программу) гуманистической воспитательной системы.

Пользующаяся приоритетом воспитательная тенденция основана
на том, чтобы дать детям наиболее полное представление о Добре и
Зле. Очень важно предрасположить детей ко всему, что относится к
области Добра, и убедить их, что проявлениям зла надо сопротивляться. Обращение к традиционной системе ценностей отечественной культуры, адаптированной на младший школьный возраст, поможет детям усвоить главные морально-нравственные постулаты — заповеди человечности: «воздержусь  лжи, буду честным», «уважать чувства и мысли другого человека», «творить добро всем людям от чистого сердца» и др.

«Человек, ты можешь духовно расти, только  помогая другому  быть человеком,

человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на

окружающую среду, памяти на добро», - писал Д. С. Лихачев.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, развитию у него:

  • нравственных чувств (веры, надежды, любви, милосердия, совести, долга, ответственности, патриотизма);
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, отстаивание заповедей нравственности, стремление к преодолению жизненных испытаний и к саморазвитию);
  • нравственного поведения (устойчивой реализации духовных и нравственно-этических норм и правил) и нравственного облика (скромности, аккуратности).

Методологической основой духовно-нравственного воспитания являются;

34

-        историзм (на основе примеров отечественной истории);

       -социальность (в контексте народного учения о законах нравственной жизни; цели жизни и смысле отношений с другими людьми, миром);

  • этнокультурность (на основе национальных традиций русского народа).

Для успешной реализации программы следует рассматривать школьный урок как урок нравственной жизни, в основе которого лежит духовность. Практической формой проведения урока являются диалоги - размышления, праздники, экскурсии и практикумы, в которые включены игры - упражнения, обсуждение жизненных ситуаций, театральные миниатюры-импровизации, сюжетно-ролевые игры, анкетирования, творчество ребят.

 Именно такие уроки предполагают реализацию творческого духовно-нравственного потенциала детей, позволяют вести «уроки нравственной жизни» так, что ученики на уроке берут на себя активную роль, практикуя обмен мнениями, мыслями, опытом.

Данной программой определена модель типа личности ребенка:
духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, способного к развитию себя.

- Приведу пример программы для 1- классов

№ п/п

                       Название темы

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

Этика наука о морали.

Как я выгляжу.

Школьный этикет

Зачем быть вежливым.

Сказка о вежливости.

Добро и зло в сказках.

Твои поступки и твои родители.

Обязанности ученика в школе и дома.

Чем богат человек.

Ты и твое здоровье.

Праздничный этикет.

Наш класс.

Моя мама – самая лучшая.

День рождения.

Учимся общаться.

Сказка в нашей жизни.

Русские народные сказки

Добро и зло в сказках.

Добрый свет Рождества.

Праздник праздников и торжество из торжеств.

Как прекрасен этот Мир!

Сам от себя не утаишь (о совести).

О милосердии.

Что такое добро? Что такое зло?

Тепло родного очага.

Моя семья.

Я и мои бабушка и дедушка.

Возлюбим друг друга.

Дружелюбие

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Мы и наши имена.

Что в нашем имени.

Товарищи и друзья.

Отношение к старшим.

Отношение к учителю.

Повторительно-обобщающее занятие.

1

4

1

1

4

2

1

2

1

1

1

2

1

2

3

2

1

10

2

3

2

1

1

1

1

2

2

1

2

1

1

1

1

1

1

5 

Всего: 68 ч.

35

В традицию вошло проведение праздников, посвященных «Дню матери», «Дню семьи», с целью воспитания любви, уважения к матери, родным, близким и семье.

На такие мероприятия приглашаются мамы с детьми из малообеспеченных, многодетных, опекаемых, «неблагополучных» семей. Ребята готовят песни, стихи, сценки посвященные мероприятиям, а также сочинения, рисунки на темы: «Моя мама», «Папа, мама, я – дружная семья!» Самые лучшие из них размещаются на школьной выставке. Праздники заканчиваются чаепитием, где участие принимают и родители и дети. Подобные мероприятия способствуют сближению детей и родителей, повышают ответственность родителей за воспитание детей, помогают сотрудничеству семьи и школы.

Много творчества, сил, выдумки, находчивости требует от родителей и детей подготовка и участие в традиционной выставке семейных работ и поделок «Мастер и мастерица». Грамотами и благодарственными письмами отмечают самые оригинальные, семейные работы.

В школе среди учащихся, состоящих на внутришкольном учете, опекаемых и «неблагополучных» семей, мною проводятся беседы на нравственные темы: «Отношение к старшим», «Отношение к учителю», «Моя семья», «Товарищи и друзья», «Плохо одному», «Мои права и обязанности», которые воспитывают у детей уважительное отношение к родителям, учителям, старшим, учат добрым, дружеским отношениям с одноклассниками, друзьями.

На родительских классных собраниях, в которых принимаю активное участие, акцент в своих беседах ставлю об отношениях к старшим, почитании своих родителей, так как 5-я заповедь духовной жизни гласит: «Почитай отца и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». Ведь родители являются прямым реальным примером для подражания своим детям, и какой пример мы дадим, такой и будет его результат. Таким образом, приходится воспитывать не только детей, но родителей, ибо не все родители являются положительным  примером для своих детей.

На учете в школе состоят две «неблагополучные» и 5 семей, в которых воспитываются опекаемые дети. Среди них также проводится работа в этом направлении.

В своих беседах, консультациях, посещениях на дому затрагиваю  вопросы воспитания, связанные с нравственностью, пытаюсь поддержать в семье понимание, согласие, поддержку между членами семьи, находить компромисс в трудных, конфликтных семейных ситуациях.

На Светлой Пасхальной неделе проводится праздник и игра по станциям «Пасхальные радости», организуется и оформляется выставка открыток, поделок, пасхальных яиц «писанок» и куличей – «Христос Воскресе». Нужно отметить, что положительного немало, и как пример, хочу предложить содержание анкет, проведенных для исследования.

п/п

Вопросы/ответы

Дети 9-и лет

Дети 8-и лет

1.

Самое главное в жизни – это…

Счастье, здоровье, жизнь, семья, родные, учителя, уважать старших, мир для людей.

Жизнь, учеба, моя семья, красота, здоровье.

2.

Я ценю в людях такие качества, как…

Честность, доброту, дружбу, искренность, душевность, справедливость, верность друзьям, смелость, терпение, понимание.

36

Добро, надежность, любовь, ум, все хорошее.

3.

Больше всего мне нравится…

Общаться с семьей, природа, жизнь, творить добро, дружить, учиться в школе, путешествовать, вежливость.

Моя семья, животные, учиться, природа, играть в компьютер.

4.

Когда кто-то кричит на меня…

Спокоен, молчу, стыжусь, пробуждается совесть, сдерживаюсь, волнуюсь, сержусь, злюсь.

Ухожу, заступаюсь за себя, исправляюсь, мне стыдно, мне неприятно, обижаюсь, я кричу, злюсь.

5.

Я думаю, что наша семья…

Коллектив друзей, добрая, спокойная, дружная, справедливая, гостеприимная, самая лучшая на свете, жизнь.

Добрая, хорошая, веселая, любознательная, трудолюбивая, спортивная, добродушная.

6.

Самый счастливый день…

День рождения, Новый год, 1-е сентября, поездка на отдых.

День рождения, Новый год, когда я получаю

 5-ку.

7.

Семья – это…

Одно целое, круг родных, моя половинка, моя половинка души, святое, твоя опора, самое дорогое на земле, дом.

Добро, любовь, счастье, жизнь, радость, солнце, самое дорогое на земле.

культуры», которые проводятся ежегодно в городе Тобольске при Тюменско - Тобольской епархии под руководством архиепископа Димитрия, участницей которых я бывала неоднократно. В своей работе я пользуюсь учебным пособием «Основы нравственности» под редакцией  Р. Янушкевичюса,

О. Янушкевичюса , «Азбука нравственного воспитания»пособие для учителя под редакцией И.А. Каирова, О.С. Богдановой, серией детских книг под руководством Б.Ганаги «Воскресное чудо», «Небесный гость», «Детям о слове», «Детям о вере», «О промысле Божием», «Помыслы сердца» и др., детскими журналами «Свечечка», «Православный сибирячок», выпусками газеты «Воскресная школа».

                Мы уверены, что делаем нужное дело, так как положительные результаты уже есть. . Но самое главное, что педагогический коллектив понимает, что наиважнейшей задачей на данное время является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, ибо от него зависит будущее России.



Предварительный просмотр:

САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

   

Басс Наталья Михайловна – учитель

Социально-экономические и общественно-политические процессы, переориентация духовных ценностей обусловили демонополизацию и дифференциацию детского движения, существенно изменили его сущность. Детское движение в своем новом качестве только в начале пути. В значительной степени оно опирается на такие документы как «Конвенция о правах ребенка», Федеральный закон «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке детских общественных объединений».

      Излучинская начальная школа №2 является школой здоровья  и развития и представляет собой адаптивную модель школы, которая предполагает наличие образовательной системы, учитывающей возможности каждого ребенка в зависимости от природных способностей и интересов и обеспечивающая условия для самореализации и самосовершенствования личности школьника.

Никакая школа не существует как монада, изолированная от социально-педагогических процессов, протекающих в обществе. Адаптивная школа задумана как общеобразовательное учреждение быстрого реагирования на стремительно меняющуюся социально-педагогическую ситуацию. В связи с этим в нашей школе с 1 сентября 1999 года создана детская организация «Солнечный город». Она зарегистрирована в комитете по образованию Нижневартовского района и является подструктурным элементом детского районного объединения «Ритм». 

Целью детской организации является сближение интересов ребенка и общества при приоритете первого; обеспечение практической реализации школьниками своего творческого потенциала; реализация принципа сотрудничества ребят разного возраста и взрослых во всех видах деятельности на основе самоуправления; защита законных прав и человеческого достоинства независимо от его национальности, возраста и социального положения.

         Для достижения поставленных целей реализуется ряд задач:

-предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в жизни школы;

-формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

-воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

-создать условия для развития, сплочения и координации ученического коллектив; воспитывать желание бороться за своих друзей, помогать им, найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и справедливости;

Практика работы школы свидетельствует, что самоуправление возможно лишь при демократическом управлении, что управление, самоуправление и соуправление - звенья одной цепи.

Демократическое управление обеспечивает детским коллективам право на самоопределение, саморазвитие и самоуправление в общешкольном коллективе. Педагогическое управление развитием самоуправлением предполагает создание идеологических и методических гарантий в определении и развитии ученического коллектива.

26

Идеологические гарантии – это признание прав и обязанностей органов самоуправления в

жизнедеятельности не только ученического коллектива, но и коллектива школы в целом.

Идеологические гарантии материализуются в том, что решения органов ученического самоуправления берутся во внимание при определении основных направлений работы школы. Методические гарантии реализуются в процессе инструктивно-методической помощи уполномоченным и исполнительным органам самоуправления. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива или организации. Самоуправление осуществляется на основе самоанализа, самооценки и самокритики по отношению к своей деятельности или организации. Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.

У истоков формирования детской организации нами была разработана программа развития, целью которой являлось создание детской организации с развитой структурой и функционирующими органами самоуправления.

Программа предполагала 3 этапа развития детской организации: подготовительный, практический и завершающий.

        

Динамика самоуправления на разных этапах развития

Подготовительный

этап

Практический

этап

Завершающий

этап

Задачи

Выявление и создание условий для функционирования ДО

-Формирование структуры ДО

-разработка Устава ДО, символики

-Координация работы органов самоуправления,

-разработка перспектив ДО              

Функции самоуправления

Исполнительская

Организаторская

Управленческая

Характер деятельности педагога

Сообщает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы к самоуправленческой деятельности.

Передает учащимся организаторский опыт, вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы.

Сотрудничество

на основе разноуровнего подхода с учетом личностных потребностей

Позиция педагога

Учитель

Консультант

Партнер

Способы привлечения учащихся к самоуправлению

Назначение ответственных лиц

Выборность актива демократическим путем

Участие каждого в организации самоуправления

           Для первого этапа характерно проведение работы по воспитанию  учащихся уважения к самому себе, уважительного отношения к членам коллектива, стремления к активной деятельности. На этом этапе динамика ученического самоуправления полностью зависит от педагога. Поэтому здесь изучать уровень социальной активности учащихся и возможностей педагога в ее развитии.

          Второй этап характеризуется стабильностью деятельности ученического актива и постоянным расширением его прав и обязанностей. Инициатива в самоуправленческой деятельности на этом этапе исходит не только от педагогов, но и от значительной части

27

детского коллектива. Некоторые виды деятельности коллектива полностью возглавляются учащимися. Формируются постоянно действующие органы самоуправления. Педагог старается развить у

учащихся потребность в самоанализе, самооценке и самоорганизации.

                   На третьем этапе основой ученического самоуправления являются общественное мнение и устоявшиеся традиции. Самоуправление получает четкую структуру и содержательную завершенность.

На всех этапах развития система детской организации формируется под руководством педагогического коллектива на основании следующих принципов: каждому коллективу учащихся – свой орган самоуправления; самоуправлению школы – систему исполнительных органов; каждому направлению работы – орган самоуправления; каждому учащемуся – конкретное поручение; всем членам исполнительных органов – действенные права и обязанности; всем органам самоуправления – единство действий и взаимодействие.  

Ожидаемый результат реализации программы развития детской организации на основе самоуправления:

-создание детской организации, удовлетворяющей интересы и потребности детей;

-неформальная сформированность и сплоченность ученического коллектива;

-повышение уровня воспитанности, самосознания и реализация своих возможностей.

В настоящее время детская организация «Солнечный город» имеет свой Устав, девиз, гимн, правила, структуру и содержание.

В уставе прописано общее положение  ДО, цели и задачи, принципы деятельности, структура ДО и содержание работы ее органов, основные функции органов ДО, документация, символика и атрибутика, материально-методическая база, механизм взаимодействия органов самоуправления с органами управлении школой и педагогами.

Структура самоуправления

         Мэрия

Отдел

природы

Отдел спорта

Отдел

труда

Отдел науки и культуры

Друзья природы

Чемпионы

Трудовая вахта

Книголюбы

Санитары

   

Всезнайки

Затейники

В состав мэрии входят городовые классов и мэр из их числа. Мэрии подчиняются 4 отдела, которые включают в себя микрогруппы классов.

Основные функции органов ДО.

Собрание мэрии утверждает состав органов самоуправления; заслушивает анализ деятельности микрогрупп в классах, отчеты городовых; ведет контроль за реализацией общешкольных проектов – «Школа этикета», «Копилка добрых дел»,  «Сладкий приз».

28

Отделы координируют деятельность входящих в них микрогрупп. Рассмотрим функции микрогрупп. «Друзья природы» - осуществляют уход за растениями в классе, ведут разъяснительную и практическую работу по охране природы. «Чемпионы» - принимают

активное участие в спортивной жизни школы, проводят физическую зарядку и организуют физ. минутки на уроках. «Санитары» - следят за внешним видом учащихся, проверяют

выполнение санитарно-гигиенических норм. «Трудовая вахта» - осуществляет контроль за дежурством по классу, школе, организует классный коллектив на трудовой десант. «Книголюбы» - следят за состоянием учебников в классе, осуществляют ремонт книг библиотечного фонда школы, принимают активное участие в подготовке и проведении «Книжкиной недели». «Затейники» - организуют игровую деятельность на перемене и динамическом часе, принимают активное участие в утренниках, праздниках класса и школы. «Всезнайки» - принимают участие в подготовке и проведении классных часов, познавательных игр, викторин.

          Вся практическая деятельность детской организации осуществляется по так называемым улицам. Каждому учебному периоду соответствует определенная улица.

1период – «Улица здоровья».

Цель: Формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, профилактика заболеваний и травматизма.

Традиционные мероприятия: «Осенний кросс», утренник «Будь здоров», Президентские состязания, «Веселые старты», утренник «Азбука пешехода», обзор литературы «В здоровом теле – здоровый дух».

2 период – «Лесная улица».

Цель: Реализация краеведческого принципа, воспитание любви к природе и чувства патриотизма.

Традиционные мероприятия: выставка рисунков «Осень золотая», экологическая викторина «Флора и фауна», утренник «На лесной поляне», выставка поделок из лесного материала «Лесная фантазия», экскурсии в лесопарковую зону.

3 период – «Улица мастеров».

Цель: формирование навыков практической деятельности в реализации творческого замысла, развитие эстетического вкуса.

Традиционные мероприятия: игра по станциям «Ярмарка профессий», выставка поделок «Мастер и мастерица», отчетные выставки кружков творческого направления.

4 период – «Улица вежливости».

Цель: Формирование навыков культурного поведения, овладение нравственно-этическими нормами и применение их на практике.

Традиционные мероприятия: «Праздник вежливых ребят», классные часы по курсу «Живая этика», выставка книг и журналов «Школа этикета», КТД «Страны Содружества».

5 период – «Семейная улица».

Цель: Укрепление гуманных отношений в семье, содействие объединению интересов семьи и школы.

Традиционные мероприятия: выставка семейных поделок, веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья», выставка рисунков «Моя семья», родительская конференция «Моя семья», собрание отцов.

6 период – «Улица искусств».

Цель: развитие творческих способностей, личностного потенциала детей в области искусств.

Традиционные мероприятия: праздник «День рождения школы», премьера спектакля детской театральной школьной студии, «Фестиваль детского творчества».

  В рамках детской организации работают игровые проекты.

29

Игровой проект «Город этикета».

Каждый класс ведет журнал «Строим город этикета». В нем осуществляется ежедневная коллективная самооценка на уровне класса по правилам поведения в школе. Оценка содержит 3 параметра: поведение в столовой, на уроке, на перемене. Различают 3

оценки: отлично, хорошо, удовлетворительно. В соответствии с увеличением положительных

оценок увеличивается количество кирпичиков в строящемся домике, который есть в каждом классе.

Сводный результата представлен в «Городе этикета», который состоит из 13 домиков по количеству классов в школе.

Игровой проект «Копилка добрых дел».

«Копилка добрых дел» - это фактическое подведение итогов деятельности класса на основе отслеживания результатов по периоду. «Копилка добрых дел» класса представлена 6 солнышками в соответствии с количеством улиц.

За период нужно получить как можно больше лучиков по итогам следующих критериев: качество дежурства по школе, поведение в столовой, отсутствие опозданий в школу, строительство «Города этикета», призовые места в спортивных соревнованиях, конкурсах, викторинах. Сводный результат представлен в общешкольной «Копилке добрых дел».

Игровой проект «Сладкий приз».

В школьной столовой ведется ежедневное наблюдение за поведением и чистотой. По итогам недели на общешкольной линейке классам вручается символические части пирога. В конце года каждый класс награждается сладким пирогом и его размер зависит от количества заработанных частей.

 В заключении отметим, что детская организация на основе самоуправления не может быть введена разовым мероприятием или приказом по школе. Здесь необходима, в первую очередь, совместная работа учителей и учеников.

           Закончу я свое выступление словами, которые характеризуют один из основных принципов любой коллективной деятельности - сотрудничество на основе разноуровнего подхода с учетом личностных потребностей и возможностей каждого члена организации:

«Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине.

Но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом.

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если ты не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом,

Будь самым красивым окунем в озере!

Если ты не можешь быть капитаном,

Кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдется работа на корабле жизни,

Только найди свое дело.

Если ты не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе,

Только найди свое дело и старайся стать лучше».

  Создание детской организации позволило более четко и правильно организовать

воспитательную работу в школе и в классном коллективе.



Предварительный просмотр:

                                 Формы воспитательной работы.

ОСПИТЫВАТЬ —  значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей; (педагоги называют ее воспитывающей, а для детей она является их естественной жизнью.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные, и привлекательные для учеников, стороны личности самого учителя. Однако, надо знать, как организовать такую работу.

"Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности школе, их самодеятельности при педагогическицелесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм  работы.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания. Однако практика работы показывает, что в личной практике воспитателя преобладает, как правило, какой-то один тип форм, в то время как другие применяются крайне редко или совсем не применяются.

                Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

               Мероприятия  - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Характерные признаки этого типа форм: это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых. Иными словами, если что-то организуется для воспитанников, а они в свою очередь воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и есть мероприятие.

                  Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии,   экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.)

                    Интересный и довольно близкий по методике нашим традициям в воспитательной работе опыт описывает  американский психолог Уильям Глассер в книге «Школы без неудачников». Он предлагает  регулярно проводить дискуссии по социальной проблематике несколько  раз в неделю в течение 15-30 минут, главные цели таких собраний-дискуссий: формировать знания по вопросам о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы; научить школьников видеть проблемы в окружающей и собственной жизни, размышлять о них, анализировать и находить решения этих проблем.

                  Вот некоторые темы, которые обсуждал У.Глер с учениками: «Зачем мы ходим в школу учится?», «Кто такие друзья и как их находить и дружить?» «Почему люди лгут?» Часто, пишет он, кто-нибудь из детей предлагал обсудить их личные проблемы: новая ученица не нашла себе друзей в школе; мальчик хочет знать, почему его не любят в классе. Немного о методике занятия. Ведет такое собрание учитель, он ставит вопросы (как правило, только по одной теме) и дает возможность высказаться всем. Трудность состоит именно в постановке вопросов, их надо формулировать так, чтобы они разбудили активность каждого и делали  невозможными бессодержательные, формальные ответы,  отговорки. Общий вопрос должен быть проблемным, спорным. К основным методическим условиям  проведения занятий надо отнести также следующее. Учитель, должен проявлять искреннюю заинтересованность в ответах учеников, выслушивать, не перебивая, каждого, обеспечивать право ребенка на самостоятельное суждение, не спешить с назиданиями, с «правильны ми» ответами.

                   При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненного созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе. Учитель, как и актер, должен уметь держать паузу. «Моменты молчания» успешно используется при проведении экскурсий, культпоходов, бесед.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.

                 Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

                   Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

                      Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты, рейды, ярмарки,  самодеятельные концерты и спектакли, чаепития, а также  коллективные творческие дела.

                Коллективные творческие дела (КТД) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи» (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М:, Педагогика, 1989).

                     Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные    качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);     обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;  что способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений; что эмоционально привлекательно для ребят, позволяет опираться на значимые для них содержание и способы организации  деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса, предполагает включение в дело детей, родителей, актив класса и других заинтересованных лиц.

              В качестве КТД могут выступать: «Фестиваль сказок», «Страны Содружества», «В мире профессий», «Туристический поход», «Ярмарка  художественной самодеятельности», «Летопись класса», «Выпускной вечер», «День именинника».

               Игра- это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая

в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Характерные признаки этого типа форм не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это.  В играх, в отличии от мероприятий,  имеет место опосредованное педагогическое воздействие,скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут активно формироваться внутриколлективные отношения. Игры организуются педагогом (илипедагогическимколлективом) часто при активном участии самих воспитанников.

                     К формам-играм можно отнести: игры на местности, спортивные игры, познавательные викторины, конкурсы. (100 конкурсов)

                       Если мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия, дела обычно делаются для кого-то (в том числе и для самих себя) или для чего-то, в них имеется продуктивная деятельность, то игры не предполагают получение никакого продукта, они самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

                      И немного  о нетрадиционных формах. Их основу могут составить ТВ игры: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Звездный час»; ТВ передачи: «Тема», «Клуб путешественников»; игры: футбол, лото, домино, «Крестики-нолики», «Морской бой».

              Например, «Интеллектуальный футбол»:участники-2 команды, в которых есть определенные роли: тренер (учитель), капитан, вратарь (отвечает на вопрос, если защитники не справились), защитники (непосредственно отвечающие на вопросы противника), нападающие (задают вопросы команде-сопернику). «Голом» считается неправильный ответ или его отсутствие. Организаторам необходимо не забыть все мелочи, характерные для настоящего футбола, придумать расстановку мебели, ввести арбитра, который будет удалять игроков за нарушение правил.

               Воспитатель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы. Необходимо освоение таких форм воспитательной работы, которые гуманизируют личность: выявляют ее индивидуальные свойства, учит диалогическому общению, развивают эмоциональную сферу, ставят воспитанника в позицию субъекта развития своей индивидуальности.

1 Анализ анкетирования детей.

2 Работа по критериям успешного воспитателя.

3 «Заповеди воспитателя».

                                                                                                                        Басс Н.М.                                                                            



Предварительный просмотр:

Педсовет на тему: « Воспитание адаптивной среды в классном коллективе, школе»

Стратегия воспитательной работы на современном этапе развития школы.

Современное общество живет в период техногенных катастроф, терроризма, межэтнических войн, духовной деградации человека, высокого уровня алкоголизации и наркомании молодежи. В этот период реформирования и модернизации образования на учительстве страны лежит огромная ответственность воспитания личности, гражданина России, патриота, хозяина, семьянина, который бы отвечал и хрестианским  духовным заповедям, но жизнь и окружающая среда  дает другие рецепты.. Духовно – нравственная сфера ребенка не может формироваться через назидания о добре, красоте, любви, совести, справедливости.

В концепции образования процесс воспитания поставлен на 1 место: « Воспитание и обучение должно быть в интересах  человека, общества, государства. Основными качествами личности должны быть : Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, к своему краю, Родине.

Цель воспитания: Создать  необходимые условия в обществе, школе для самореализации личности школьника. Главная функция школы, как отметил профессор Я.С. Турбовской, воспитание, остается не реализованной. Сегодня отсутствует главное , эта нет национальной идеи в воспитании и механизма ее реализации. Министр образования В. Филиппов, рассматривает воспитание, как первостепенный приоритет в образовании и обращает особое внимание на духовно – нравственное возрождение нации. Он сказал: « Мы должны сохранить основы принципа фундаментальной духовности образования, нельзя разрушать многовековую благотворную основу отечественной школы, сложившейся под влиянием русской православной церкви и в будущем прогнозируется более тесная связь государства, школы и церкви, социальное партнерство церкви, школы и семьи на долголетнюю перспективу. Остается главная задача, как научить ребенка слышать голос разума и добра?

Но в настоящее время мы живем по другим ценностям и законам, работу школ оценивают не по количеству хороших и плохих людей и считают, если ученик хорошо учиться, то он хороший человек и наоборот. Критерии работы школы это:

Кол – во медалистов, кол – во победителей олимпиад, кол – во поступивших в Вузы, кол – во показательных уроков и мероприятий, кол – во , проведенных семинаров, а деятельность классного руководителя по открытым внеклассным мероприятиям. Задача школы состоит в том, чтобы помочь ребенку войти, как можно с меньшими потерями в окружающий социум, поэтому самому учителю постоянно нужно изучать главный предмет « Человековедение». Что для учителя первично: сформировать необходимые Зуны, или воспитать личность, которая сама определит, сколько знаний нужно для его жизни. Сегодня много говорят о личностном подходе в обучении и воспитании в условиях адаптивной  среды, личностный  опыт ребенка, это опыт практических социальных навыков, владения собой, управления своими поступками, самоорганизация личности, это опыт ошибок и переживаний ребенка., но в практической жизни до переживаний ребенка дела нет, в школе и порой дома., у классного руководителя внешние характеристики, а воспитание человека  - это внимание учителя к разным тонкостям, высказываниям, суждениям, мелочам, отношению к товарищам, к взрослым и это самое главное ускользает от взгляда учителя. Учитель сегодня загружен масштабными делами: освоением новых технологий, стандартом образования, ЕГЕ и.т.д.

Стратегия воспитания состоит в том, чтобы дать возможность ребенку захотеть стать человеком и начать двигаться к этой цели по собственному пути. Поэтому педагог должен  владеть серьезными знаниями психологии, чтобы  уметь своевременно поддержать ученика. Формирование личности, это привитие качеств:

Самостоятельности, свободы, ответственности, творчества, милосердия, стойкость, трудолюбие, патриотизм, отвечает ли личностно – ориентированный подход, который существует в образовании? Не более, как надпись на воздушном шаре, сказал известный французский философ Мунье. Шар может быть привлекательным и надутым, но внутри пустота. Если педагог сам не наполнен, перечисленными качествами личности,  то как же он может воспитать  полноценным другого человека? Эта проблема, которая волнует нас. Для формирования личности нужна духовная свобода, чтобы ребенок мог определить свое призвание, строить свою судьбу.

Цель воспиатния : открыть у ребенка призвание, которое составит сущность его судьбы. Ребенок порой умнее взрослого, потому что он правдив, способен видеть голого короля – голым, в отличии от взрослых.

Ребенок всегда прав, вот кредо подлинного воспитателя. Почему мой сын много врет, сказал директору один родитель. Возможно он подражает Вам, ув. Родители.

Ребенок формирует свое сознание из того , что видит, слышит, осязает. У ребенка формируется потребность своей значимости в окружающей среде – это определяет поведение ребенка и если эта потребность не удовлетворена, то ребенок принимает свои меры для их удовлетворения, плохое поведение, стихийный протест, его не любят, его не замечают. Ребенок должен чувствовать постоянную защищенность в лице матери, отца, в лице учителя, а порой сам учитель у ребенка вызывает страх, поэтому дети часто живут под постоянной угрозой страха дома и школы, тревожности, а страх пораждает различные заболевания, поэтому дети часто болеют. Часто говорим, у него есть совесть, совесть, это категория нравственности.

Сократ сказал: лучше смерть, чем поступиться совестью. Совесть это внутренний голос человека, который оправдывает или осуждает поступки, действия человека. Совесть , это закон разума, данный богом человеку. ( Н.А. Бердяев, философ)

Школа сегодня готовит дилетантов,  людей, знающих мало о многом, часто примитивных знаний, результаты такого образования не перестают изумлять, возмущать общественность, которая однако ничего разумного в замен не может предложить. Чиновники образования решают для себя личные проблемы: защита диссертаций, есть сейчас расхожая пословица, ученым можешь ты не стать, а кандидатом стать обязан. Как воспитать социально значимую личность? Если в школах отсутствует, если в школе нет практической деятельности для ребенка, проигрывания различных ситуаций, сегодня 20 летний юноша соответствует 17 летнему отцу, и 14 летнему деду, инфантильность, не приспособленность к жизни, которая отчасти формируется через систему воспитательной работы школы ( раньше социальный опыт приобретался через систему: октябренок, пионер, комсомолец), систему мер и ответственности в каждой возрастной группе. А сейчас ходят по школе 15 – 17 летние парни с социальным возрастом 8, 9 лет. Вот, что получили, убрав из школы детские организации, молодежные  движения. Сейчас юность не проживается, как психологическое состояние, молодость есть, а юности нет. Исчезает социальная категория студенчества, просто дети учатся в институтах, идет процесс обучения, где резко понизился уровень глубины научности знаний и практической направленности, обучение становится поверхностным, всего в остатке остается 5 – 6 % знаний, идет дебилизация общества, молодое поколение абсолютно не читающее классическую художественную литературу, которая помогала бы формировать личность человека . в нашей стране несмотря на данную ситуацию поступают в Вузы 65 % выпускников, в США 45 %, у нас 45 % желали бы получить 2 – ое высшее образование, а родители, только 1 %, эта еще раз подтверждает, что дети на шее родителей готовы сидеть до старости. Вернемся к формированию социального опыта через систему самоуправления или соуправления школы. В школах есть правительства, парламенты, это органы школьной демократии, но есть воспитательные системы с гуманистической направленностью, классный коллектив – это как школьный коллектив саморазвивающая система – это общность  детей, которая должна  жить и развиваться по законам и принципам самоуправления, где дети удовлетворяют свою природную потребность в самостоятельности, которая  заключена  в системе определенных дел, заданий, поручений, которые проходят в игровой форме в классе, школе. Сегодня на педагогическом совете поставлены важные вопросы, как формируется социальный опыт ребенка классным руководителем через систему работы  Детской организации и какие результаты, какие проблемы остаются нерешенными.?.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: