Психолого-педагогическое сопровождение

Тимофеева Надежда Анатольевна

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  № 5  Гороховецкого района

Рабочая программа педагога-психолога

по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы

 для детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)

Составила:

педагог-психолог Н.А.Тимофеева

СОДЕРЖАНИЕ

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цели и задачи  реализации Программы

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

1.4.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики развития детей с тяжёлыми нарушениями речи

1.5.

Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание направлений  психолого-педагогического сопровождения

воспитанников с тяжѐлыми нарушениями речи.

2.2.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников

2.3.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

2.2

Взаимодействия  педагога-психолога ссо специалистами   МБДОУ

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Организационно – методическая работа

3.2.

Описание материально-технических условий реализации Программы

3.3.

Обеспеченность методическими материалами и средствами

обучения и воспитания

IV.

 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

4.1

Краткая презентация рабочей  Программы педагога-психолога

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога для детей с ограниченными возможностями здоровья Муниципального бюджетного дошкольного учреждения  № 5 (далее Программа) – определяет содержание, объѐм и организацию процесса психологического сопровождения в группе компенсирующей направленности для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 5 (далее – Учреждение).

Программа психологического сопровождения участников образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для воспитанников с ТНР разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ № 5, а также на основании:

-Примерной образовательной программой «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.;

-

- «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»  Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, М., Просвещение, 2009;

- «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»  Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова М., Просвещение, 2009

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Постановлением мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  • Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989г.

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 514н от25 июля «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог(психолог в сфере образования)»

  • Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Положение к письму Минобразования РФ от 27.06.2003 №28-51-513/16

-  Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Приложение к приказу Минобразования РФ от 22.10.99г.№ 636

Настоящая Программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) от 5 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи (далее- ТНР).

Срок реализации программы – два года.Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития старших дошкольников и спецификой ДОУ, через основные направления работы педагога-психолога.

1.2. Цели, задачи реализации программы

Цель: максимальное содействие в создании социально-психологических условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие, эмоциональное благополучие и оказание психологической поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи работы:

  • психологическое изучение детей с ограниченными возможностями здоровья с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии развивающей и коррекционной работы.

  • создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений в эмоционально-личностной и познавательной сфере детей с тяжѐлыми нарушениями речи (далее - ТНР)

-повышение профессиональной компетенции участников образовательных отношений по вопросам психоэмоционального благополучия детей.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

 При разработке Программы учтены принципы как общей, так и  коррекционной педагогики и дошкольной психологии:

  • амплификация детского развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми;

  • принцип психологической  безопасности образовательной среды;

  • принцип системно-деятельностного подхода;

  • принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком;

  • принцип учета «зоны ближайшего развития»,

  • принцип научной обоснованности и практической применимости

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип интеграции усилий специалистов;

  • принцип конкретности и доступности, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

  • принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Соблюдение перечисленных принципов обеспечивает возможности, как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, что и позволяет, реализовать права и свободу подрастающей личности.

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

  • Учреждении функционирует 5 групп:

  • 2 группы компенсирующей направленности для воспитанников с тяжѐлыми нарушениями речи (обучение детей 2 года: с 5 до 7 лет).

  • 3 группы общеразвивающей направленности (от 1 до 5 лет)

Работа педагога-психолога с воспитанниками с тяжѐлыми нарушениями речи направлена на :  

  • психологическое сопровождение процесса адаптации детей с тяжѐлыми нарушениями речи к условиям новой группы через систему взаимодействия «педагог-родитель - ребенок»;

  • психологическую диагностику развития ребѐнка с целью получения своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамики процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи детям с тяжѐлыми нарушениями речи;

  • индивидуальную работу по индивидуальным образовательным маршрутам

детей с тяжѐлыми нарушениями речи;

- организованную образовательную деятельность в режимных моментах по психологическому развитию и коррекции социально-эмоциональной сферы детей с тяжѐлыми нарушениями речи;

  • повышение профессиональной компетенции педагогов, родителей (законных представителей) по вопросам психоэмоционального благополучия детей, в том числе по вопросам психолого-педагогических знаний и умений оптимизации детско-родительских отношений;

  • консультирование родителей (законных представителей) по вопросам оказания психологической помощи воспитанникам, решении возникающих проблем, в том числе, через официальный сайт Учреждения и личный сайт педагога-психолога в сети «Интернет».

Возрастные особенности детей        в возрасте от        5 до 6 лет:

  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – С. 250-252.

Возрастные особенности детей        в возрасте от        6 до 7 лет:

  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016. – С.252-254.

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи:

«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»  Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, М., Просвещение, 2009 г – с. 11-15.;

- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»  Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова, М., Просвещение, 2009 г – с. 73-76.;

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Направления работы педагога-психолога в Учреждении

 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в группе

компенсирующей направленности для детей с тяжѐлыми нарушениями речи осуществляется по всем направлениям профессиональной деятельности педагога-психолога:

  • Психологическая диагностика
  • Психологическая профилактика
  • Коррекционно-развивающая работа

  • Психологическое консультирование участников образовательных отношений
  • Психологическое просвещение участников образовательных отношений

Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

Психолого-педагогическая диагностика:  

При        построении        психолого-педагогического сопровождения детей с тяжѐлыми нарушениями        речи        предусмотрено создание        индивидуального        образовательного маршрута.

В        связи        с        этим        особая        роль        отводится        психологической        диагностике,

позволяющей:

•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ТНР;

•определить оптимальный образовательный маршрут;

•спланировать коррекционные мероприятия;

•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

  • консультировать родителей ребенка.

Основной целью диагностической работы является получение информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей с целью разработки оптимальной стратегии психологического сопровождения развития ребѐнка.

Для участия ребенка в психологической диагностике в обязательном порядке требуется согласие его родителей (законных представителей).

Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дельнейшим планированием образовательной работы.

  • В качестве методов диагностики используются: наблюдение, тестирование, анкетирование,изучение продуктов детской деятельности, изучение протоколов и

рекомендаций  ПМПК, беседы, социометрия.

Психологическая диагностика в группе компенсирующей направленности для детей с тяжѐлыми нарушениями речи проводится индивидуально 2 раза в год (сентябрь, апрель) и направлена на:

Старшая группа ( 5-6 лет)

-изучение уровня  развития познавательных процессов  обучающихся;

-изучение уровня развития  эмоциональной–волевой        и личностной сферы обучающихся.

Подготовительная группа(6-7 лет)

  • диагностику психологической готовности детей с целью определения степени сформированности предпосылок к учебной деятельности

-изучение        уровня        развития        социально-эмоциональной


и


познавательной


сферы

обучающихся

Диагностический инструментарий педагога-психолога

Возраст

детей

Название

диагностических

методик и технологий

Цель методики

Форма, метод

Методическое обеспечение

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

5-7 лет

Методика

«Нарисуй человека»

Автор: Ф.Гудинаф - Д.Харрис

Исследование интеллектуального

развития детей

- Индивидуальная

 и подгрупповая

- Проективная

рисуночная

методика

«Индивидуальная психологическая диагностика

дошкольника»  А.Н.  Веракса.–М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – С.26.

5-7 лет

Методика «Десять слов» Автор: А.Р.Лурия

Выявление уровня произвольной непосредственной памяти

Индивидуальная и

подгрупповая

методика

«Индивидуальная психологическая диагностика

дошкольника» А.Н. Веракса. –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.–С. 49.

5-7 лет

Методика

«Домик» Н.И.Гуткина

Выявление уровня произвольности и

концентрации внимания.

Индивидуальная и

подгрупповая

методика

«Диагностика и коррекция внимания» А.А.Осипова.–М.: СФЕРА, 2002. – С.42

5-7 лет

Методика

«Шифровка»

Автор: Д.Векслер

Изучение концентрации,

Устойчивости и  переключения

 внимания

- Индивидуальная и

подгрупповая

- Корректурная

проба

«Индивидуальная психологическая диагностика

дошкольника» А.Н. Веракса. –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.–С. 60.

5-7 лет

Методика

«Дорисовывание

фигур»

Автор: О.М.Дьяченко

Определение уровня развития воображения.

Индивидуальная

 и подгрупповая формы

методика

«Индивидуальная психологическая диагностика

дошкольника» А.Н. Веракса.–М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2009.– С 61.

5-7 лет

Методика

«Цветные

прогрессивные

матрицы»  Автор:  Дж.

Равен

Выявление общего

интеллектуального уровня

развития детей

- Индивидуальная

диагностика.

- Прогрессивные

матрицы.

«Индивидуальная психологическая диагностика

дошкольника»  А.Н.  Веракса.–М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. –С 43

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ

5-7 лет

Проективная методика

«Рисунок семьи»

Выявление уровня благополучия семейных отношений, особенности личностной сферы ребѐнка

- Индивидуальная и

подгрупповая

- Проективная

Методика

«Индивидуальная психологическая диагностика

дошкольника» А.Н. Веракса. –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – С.76

5-7 лет

Методика  «Два  дома»

Авторы: И.Вандвик,

П.Экблад

Исследование взаимоотношений

ребѐнка с окружающими людьми

- Индивидуальная

диагностика.

- Проективная

 методика

«Индивидуальная психологическая диагностика

дошкольника» А.Н. Веракса. –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – С.82.

5-7 лет

Методика «Лесенка»

Автор: В.Г.Щур

Исследование самооценки

Индивидуальная и

подгрупповая

диагностика

 «Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры» М.А. Панфилова.–М. ГНОМ, 2001. – С.45.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

6-7 лет

Методика «Беседа о школе»

Автор:Т.А.Нежнова

Исследовать внутреннюю

позицию  ребенка  и  выявление

характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

Подгрупповая и

индивидуальная

диагностика

Тест

«Практический психолог в детском саду» А.Н. Веракса,

М.Ф.Гуторова – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – С.95.

6-7 лет

«Графический диктант»

Автор: Д. Б.Эльконин

Изучить умение ориентироваться в пространстве, умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого

Подгрупповая

диагностика

«Диагностика и коррекция внимания» А.А.Осипова.–М.: СФЕРА,2002. –С.38.

6-7 лет

Методика «Последовательность событий»

Автор: А.Н.Бернштейн

Изучение логического мышления, определение  уровня

обобщения и анализа у ребѐнка

Индивидуальная и

подгрупповая

«Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова,Л.Г.Руденко.–М.:Генезис, 2013.

Результаты педагогической и психологической диагностики используются исключительно для  решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его индивидуальной образовательной траектории);

  • оптимизации  работы с группой  детей;

  • для решения задач психологического сопровождения и проведения коррекционно-развивающей работы.

По результатам психодиагностики педагогам группы компенсирующей направленности даются рекомендации по оптимизации образовательного процесса.

По результатам итоговой диагностики, обобщаются текущие наблюдения за динамикой развития, уточняется прогноз развития ребѐнка, а также индивидуальный образовательный маршрут, и необходимость его корректировки

Направление «коррекционно-развивающая работа»

В        группах        компенсирующей        направленности        для        детей        с        ТНР        коррекционно-

развивающее направление работы является приоритетным.

Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков развития детей, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными и приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

Получаемые данные психодиагностических исследований являются основанием для разработки индивидуального образовательного маршрута сопровождения ребѐнка с ТНР

и        осуществления        индивидуальной        коррекционно-развивающие        работы        с

воспитанниками.

Коррекционно-развивающая        работа        педагога-психолога        реализуется        по        следующим

направлениям:

  • работа по развитию внимания и навыков саморегуляции детей с тяжѐлыми нарушениями речи.

  • работа по развитию познавательной и социально-личностной сферы воспитанников с тяжѐлыми нарушениями речи.

Задачи разделов выбираются и уточняются в зависимости от конкретных проявлений проблем и решаются:

1. в процессе проведения индивидуальной и подгрупповой работы педагогом - психологом (посредством реализации индивидуальных образовательных маршрутов и плана подгрупповой работы с детьми). В подгруппу (4-5 человек) входят дети «группы риска» по результатам диагностики.

  1. в процессе психологического сопровождения организованной образовательной деятельности в режимных моментах (сопровождение детей «группы риска» во время прогулок, занятий, праздников, других режимных моментов).

  • технологическом аспекте данное направление деятельности предполагает широкое использование разнообразных игр, проблемных ситуаций, творческих заданий, этюдов. Ведущими выступают игровые технологии.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТНР организуется только при согласии родителей (законных представителей).

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога реализуется по следующим направлениям:

Направление

Форма

Источник

Методы

Работа по гармонизации психоэмоционального

состояния, снятию

психомышечного и

эмоционального

напряжения

Индивидуальная

Е.А. Тупичкина «Мир песочных фантазий» Армавир РИО АГПА 2014г.

Рисование песком

на световом столе

музыкотерапия

Работа  по развитию

внимания  и  навыков

саморегуляции  детей

с тяжѐлыми нарушениями речи.

Подгрупповая

- Л.В.Черемошкина «Развитие внимания детей», Ярославль, «Академия развития», 1997

-   Ю.Е.Веприцкая   Развитие внимания   и эмоционально-

волевой сферы

- Е.А.Алябьева «Занятия по психогимнастике с дошкольниками. Методическое пособие», М., Сфера, 2008

Различные виды

игр:

-развивающие

-релаксационные

игры

-психогимнастика

-пальчиковая

гимнастика

-игры с палочками,

мозаикой

Работа по развитию

и коррекции познавательной сферы воспитанников с тяжѐлыми нарушениями речи

Индивидуальная и подгрупповая

-Е.О.Севастьянова  «Как развивать интеллект у ребенка  5-7 лет» ТЦ Сфера, 2017.

- Е.А.Алябьева «Как развивать воображение у ребенка 4-7 лет» ТЦ Сфера, 2017 г.

- Е.А.Алябьева «Как развивать логическое мышление у ребенка  5-8 лет» ТЦ Сфера, 2017 г

- Л.В.Черемошкина «Развитие памяти детей», Ярославль, «Академия развития»,1997

Развивающие игры и упражнения

-  Логоритмические упражнения

- Этюды

- Игры-импровизации

- Игры-беседы

- Пальчиковые игры

Работа по развитию и

 коррекции социально-

 сферы личностной     воспитанников с тяжѐлыми нарушениями речи

Индивидуальная

подгрупповая

Е.А.Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие» ТЦ «Сфера», 2002

-А.В.Черняева «Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет» Волгоград, 2013

- Н.Яковлева «Психологическая помощь дошкольнику» М., ТЦ «Сфера», 2002

-релаксационные

игры

- этюды

- ритуалы

- игры, упражнения

-телесно-

ориентированные

игры

-психогимнастика

-коммуникативные

игры

-  чтение

- беседы

- решение

проблемных

ситуаций

-сказкотерапия

-рисуночные игры

-игры-

Драматизации

Работа по

формированию

предпосылок учебной

деятельности

индивидуальная

подгрупповая

- М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева «Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе?» «Дельта», 1998

- Н.Н.Васильева, Н.В.Новоторцева «Развивающие игры для дошкольников» Ярославль, «Академия развития», 2001

-развивающие

игры

-решение

проблемных

ситуаций

-подвижные игры

-релаксационные

Игры

Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми проводятся педагогом-психологом в соответствии с циклограммой деятельности, в часы, свободные от основной образовательной деятельности (в кабинете педагога-психолога с соблюдением СанПиН 2.4.1.3049-13)

Продолжительность работы зависит от возрастной категории детей и не превышает 25-30 минут.

Направление «Психологическое консультирование»

Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь участникам образовательных отношений в разрешении возникающих проблем.

На   психологическое   консультирование   приглашаются   все   взрослые участники образовательного   процесса.  

Предметом   обсуждения   могут   быть результаты психодиагностики, а также личностные переживания и проблемы. Психологическое консультирование ведется в отдельном кабинете индивидуально. Ведется журнал консультаций. Соблюдается принцип конфиденциальности.

Задачи психологического консультирования родителей (законных представителей) и педагогов решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития

Данное направление работы включает следующие разделы:

  • консультирование по проблемам трудностей в обучении, развитии, воспитании;
  • консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений;

•        консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе;

  • консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей;

  • консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для участников образовательных отношений форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Рекомендации оформляются памяткой для родителей и педагогов.

Направление «Психологическая профилактика»

Направление «Психопрофилактика» в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога Учреждения.

Цель психопрофилактической работы состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер посредством создания благоприятных психогигиенических условий в образовательном пространстве.

Для достижения данной цели организовано взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений, направленное на содействие им в построении психологически безопасной образовательной среды в Учреждении, а именно:

  • профилактика и своевременное разрешение конфликтов вУчреждении;
  • развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;

  • создание в ДОУ благоприятного психологического климата, предполагающего эмоциональный комфорт всех субъектов образовательных отношений;

Направление «Психологическое просвещение».

Цель: повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Психологическое просвещение направлено на формирование у родителей, педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии.

    Для реализации данного направления работы проводятся:

  1. Систематизированное психологическое просвещение педагогов в форме семинаров, практикумов и  других форм по темам:

• Психофизиологические особенности  ребѐнка с тяжѐлыми нарушениями речи.

• Особенности работы педагога с детьми с эмоционально-поведенческими проблемами.

• Эффективные методы взаимодействия педагога с детьми.

  1. Систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, тренинговых занятий, через информационные стенды и папки на группах, буклеты, тематические консультации на сайте МБДОУ, с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых вопросов для родителей по темам:

  • Кризисы дошкольного возраста.
  • Детско-родительские отношения.
  • Психологические особенности детей с тяжѐлыми нарушениями речи.
  • Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка.
  • Психологическая готовность к обучению в школе..

Все направления психолого-педагогического сопровождения отражены в годовых планах педагога-психолога.

2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива семьями воспитанников

Цель: работы с родителями воспитанников – повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.

Родители как непосредственные участники образовательного процесса включаются во все направления работы педагога-психолога в Учреждении:

– психологическая диагностика (родители дают согласие/ несогласие на обследование ребенка, при желании присутствуют при обследовании);

– психологическое консультирование (родители приглашаются педагогом-психологом, направляются педагогами группы или выражают самостоятельное желание посетить консультацию по вопросам развития ребенка);

- психологическая коррекция (родители могут посещать детско-родительские занятия и дают согласие на коррекционно-развивающую работу)

– психологическое просвещение (для родителей организовываются семинары, консультации – предложенной педагогом-психологом тематике или педагогами группы, или по инициативе родителей);

Основные направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников

Направление

Формы и методы взаимодействия

Периодичность

взаимодействия

Психологическая помощь и

поддержка семьи

индивидуальные  и семейные консультации

с родителями

в течение года

(пятница,среда,

по графику)

Информационно-

консультативная

деятельность

- папки-передвижки с различной тематикой

- Информационно-консультационная работа

через официальный сайт Учреждения в сети

Интернет.

- Объявления, памятки, буклеты

2 раза в год

По плану ДОУ

По мере

Необходимости

Повышение компетенции родителей (законных

представителей)

- Общие родительские собрания.

2 раза в год

- Групповые родительские собрания.

1 раз в год

-библиотека   для   родителей   (психолого-

педагогическая литература)

В течение года

Взаимодействие с семьями,

находящимися в социально-опасном положении

-  Составление  совместно  с  воспитателями

характеристик

- Консультирование специалистами.

Сентябрь и   в

течение года

По плану ДОУ

2.3.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

Формы работы педагога-психолога:

  • индивидуальная;

-подгрупповая (4-5 человек со сходными проблемами)

Психолого – педагогические условия сопровождения:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим нагрузок на детей);

  • психолого-педагогические условия (коррекционно - развивающая направленность воспитательно - образовательного процесса; учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);

  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей группы компенсирующей направленности с тяжѐлыми нарушениями речи, комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья).

Индивидуальная и подгрупповая работа проводится в кабинете педагога-психолога

  • соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Игровые занятия разработаны с учѐтом возрастных особенностей и основных видов детской деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребѐнка и взрослого построено в форме игры. Для поддержания интереса детей включается музыкальное сопровождение упражнений и игр, Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой. Предусмотрено чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми и динамическими паузами.

Методы и приѐмы организации образовательного процесса:

различные виды игр:

-подвижные игры

-сюжетно-ролевые игры

-коммуникативные игры

-игры с правилами

-рисуночные игры

-физминутка

-релаксационные игры

-психогимнастика

-пальчиковая гимнастика

-чтение

-беседы

-проблемные ситуации

Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми проводятся педагогом-психологом в часы, свободные от мероприятий по основной программе Учреждение.

    Периодичность работы педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса группы компенсирующей направленности с учѐтом распределения рабочего времени отражена в циклограмме деятельности.

Циклограмма деятельности педагога-психолога

Дни и часы

Работа с детьми

Работа с родителями и  педагогами

Методическое время

Понедельник

8.30 -9.00

Подготовка к индивид. занятиям

9.00-12.30

Индивидуальные занятия

12.30-13.30

Диагностика по запросу и плану

13.30-15.30

Оформление документации

15.30-16.30

Составление листовок и плакатов для психопросвещения

16.30-18.00

Индивидуальные консультации и групповые формы работы

Вторник

7.00 – 8.00

Индивидуальные консультации

8.00-8.30

Коррекционно-развивающие подгрупповые занятия (эмоц.-вол. сфера)

8.30- 9.00

Коррекциооно-развивающие подгрупповые занятия (интел. сфера)

9.00-9.30

Коррекционно-развивающие подгрупповые  занятия (агрес., тревож.)

9.30-10.00

Текущие

10.00- 12.00

Диагностика по плану

12.00 -13.30

Оформление текущей документации

13.30-16.00

Просвещение и коррекционно-развивающая работа (групповые формы работы)

Среда

8.30 -9.00

Подготовка к индивид. занятиям

9.00-12.30

Индивидуальные занятия

12.30-13.30

Диагностика по запросу и плану

13.30-1810..00

Составление инд. программ развития, подготовка материалов диагностики, составление групповых занятий с педагогами, родителями (тренинги, семинары, консультации,

Четверг

7.00-10.00

Обработка диагностики за неделю

10.00–12.00

ГКП (подготовка к школе) или индивидуальные занят.

15.00-16.00

Оформление текущей документации

Пятница

7.30-8.00

Подготовка к груп. и инд. занятиям

8.00-8.30

Младшая гр.

Группов профилак тические занятия

8.30-9.00

Средняя гр.

9.00-9.30

Старшая гр.

9.30-10.00

Подготовит. гр.

10.00-12.00

Индивидуальные занятия

12.00-13.00

Индивидуальные консультации

13.00-14.30

 Оформление текущей документации

14.30-16.00

Подготовка к индивидуальным занятиям

2.4. Взаимодействие педагога – психолога со специалистами МБДОУ.

  • компетенцию педагога-психолога входит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса в группе детей с ТНР: детьми, педагогами, специалистами, администрацией ДОУ, родителями (законными представителями) детей.

Со старшим воспитателем:

  • Участвует в разработке адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья Учреждения в соответствии с ФГОС.

  • Предоставляет отчетную документацию.

  • Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

  • Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.

  • Участвует в работе по повышению психологической компетентности

участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).

  • Участвует в деятельности педагогического совета образовательного

Учреждения.

  • Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.

•   Предоставляет документацию в течение всего учебного года (план работы,

аналитические справки, анализ работы за год.)

Взаимодействие        педагога-психолога с учителем-логопедом.

  • Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.

  • Участвует в обследовании детей с тяжѐлыми нарушениями речи с целью выявления уровня их развития,состояния мелкой артикуляционной моторики, а также особенностейпознавательной деятельности, эмоциональной сферы.

  • Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний

  • Проводит подгрупповую и индивидуальной работы с детьми по развитию познавательных процессов, где осуществляет контроль за их речевой активностью, за правильным употреблением в речи тех звуков, лексико-грамматических конструкций, словоформ, которые были сформированы или закреплены на логопедических занятиях.

  • воспитателем.

  • Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

  • Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

  • Даѐт воспитателям рекомендации по результатам диагностики, образовательной траектории развития ребенка

  • Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.

  • Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

  • Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

  • музыкальным руководителем.

  • Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.

  • Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях..

  • Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.

  • Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

  • инструктором по физической культуре

  • Оказывает помощь в подборе релаксационных упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей.

  • Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых спортивных соревнований, праздников.Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
  • Оказывает консультативную помощь по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность

Формы взаимодействия.

  1. Оперативные совещания

  1. Семинары - практикумы
  2. Педагогические советы Учреждения
  3. Взаимопосещения непосредственно образовательной деятельности
  4. Индивидуальные консультации

Система взаимодействия специалистов по реализации Программы

Образовательная

Область

Подраздел

Организованная

образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность   в ходе

режимных моментов

Социально-

коммуникативное

развитие

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

-

Воспитатель

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Музыкальный

руководитель Инструктор

по физической культуре

Самообслуживание,

самостоятельность,

трудовое

воспитание

-

Воспитатель

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Музыкальный

руководитель Инструктор

по физической культуре

Ребенок  в семье и

сообществе

-

Воспитатель

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Основы

безопасности

Воспитатель

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Музыкальный

руководитель

Инструктор по

физической культуре

Познавательное развитие

Развитие элементарных математических представлений

Воспитатель

Педагог-психолог*

Воспитатель

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Ознакомление с окружающим

Воспитатель

Педагог-психолог*

Воспитатель

Учитель-логопед

Педагог-психолог*

Конструктивно-модельная деятельность

Воспитатель

Педагог-психолог*

Воспитатель

Речевое развитие

Логопедическое занятие

Учитель-логопед

-

Развитие речи

Воспитатель

Воспитатель

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

Лепка/аппликация

Воспитатель

Воспитатель

Музыкальное развитие

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Учитель-логопед

Физическое развитие

Физическая культура

Инструктор по физической культуре

Воспитатель*

Инструктор по физической культуре

Воспитатель

Учитель-логопед

Условные обозначения : ( )* - присутствие на занятиях, сопровождение воспитанников в ходе занятий.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Организационно – методическая работа

Организационно-методическая деятельность подразумевает ведение обязательной документации: плана работы, журналов учѐта рабочего времени; составление и разработка коррекционных и развивающих комплексов и программ, аналитических справок и заключений; подготовку к консультациям, занятиям; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах, конкурсах различных уровней.

  • организационно-методическую документацию педагога-психолога входят:
  • годовой план работы педагога-психолога;
  • график работы;
  • циклограмма деятельности;

  • альбом диагностических методик;

  • аналитические справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий, анализ работы за год;

  • журнал учета видов работы по разделам: диагностика; консультирование и просвещение; индивидуальная коррекционно-развивающая работа.

Организация образовательной деятельности педагога-психолога: на непосредственную работу с участниками образовательного процесса отводится 50% (18 часов) рабочего времени, остальное время (18 часов), приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультативной работе с педагогами и родителями, организационно методическую и аналитическую деятельность., что отражено в циклограмме работы педагога-психолога.(приложение)

3.2.Описание материально-технического обеспечения Программы

Вид помещения

Функциональное использование

Оснащение

Кабинет педагога-психолога

- Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми

- Психологическая диагностика

- Психологическое сопровождение и профилактика

- Стол для рисования песком

- Развивающие игры

- Ноутбук

3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Название

Автор

Издательство

 «Мир песочных фантазий»

Е.А. Тупичкина

Армавир РИО АГПА 2014г

 «Развитие внимания детей»,

Л.В.Черемошкина

Ярославль, «Академия развития», 1997

Развитие внимания   и эмоционально-

волевой сферы

Ю.Е.Веприцкая  

«Занятия по психогимнастике с дошкольниками. Методическое пособие»

Е.А.Алябьева

М., Сфера, 2008

«Как развивать интеллект у ребенка  5-7 лет»

Е.О.Севастьянова  

ТЦ Сфера, 2017

«Как развивать воображение у ребенка 4-7 лет»

Е.А.Алябьева

ТЦ Сфера, 2017 г.

«Как развивать логическое мышление у ребенка  5-8 лет»

Е.А.Алябьева

ТЦ Сфера, 2017 г

 «Развитие памяти детей»,

Л.В.Черемошкина

Ярославль, «Академия развития»,1997

 «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие»  

Е.А.Алябьева

ТЦ «Сфера», 2002

«Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет»

А.В.Черняева

Волгоград, 2013

«Психологическая помощь дошкольнику»

Н.Яковлева

М., ТЦ «Сфера», 2002

«Развивающие игры для дошкольников»

Н.Н.Васильева, Н.В.Новоторцева

Ярославль, «Академия развития», 2001

«Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе?»

М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева

«Дельта», 1998

«Запоминай-ка» Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-7 лет

Н.И.Невзорова

НКЦ, М., 2015

«Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет»

Мозаика-Синтез, М., 2008

«Диагностика готовности ребенка к школе. Для  работы с детьми 5-7 лет»

Н.Е.Веракса

Мозаика-Синтез, М., 2008

«Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет»

А.Н.Веракса

Мозаика-Синтез, М., 2009

«Диагностическая работа в детском саду или  как лучше понять ребенка»

Е.А. Ничипоюк, Г.Д.Псевина

Ростов-на-Дону, Феникс, 2005

«Педагогическая диагностика в детском саду»

Е.Г.Юдина, Г.Б.Степанова, Е.Н.Денисова

М., Просвещение, 2006

Обеспеченность средствами обучения и воспитания

КАБИНЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

п/п

Тип материалов

Наименование

1.

Учебно-наглядный

Дидактические игры:

материал

- «Геометрические формы»;

- «Найди такую же картинку»;

- «Готов ли ты к школе»;

- «Скоро в школу»;

- «Всѐ о времени»;

- «Собери эмоцию»;

- «Ребята с нашего двора»;

- «Что лишнее»;

- «Теневое лото»;

- «Что это такое?»;

- «Целый год»;

- «Противоположности»;

- «Лото «Транспорт»»;

- «Сложи картинку»;

- «Большой -маленький»;

- «Найди пару»

- «Эльфы в саду»

Дидактические карточки: «Эмоции»

Набор «Морские животные»

Пазлы «Колумбово яйцо»

Набор «Овощи – фрукты»

Танграм

Геоборт

Панно «Притворщик»

Конструктор деревянный

Блоки Дъениша

Песочная Фея

Петрушка

Мяч мягкий

Мягкие игрушки

Кубики

Пирамидка

Уголок уединения

Куб с формами

Программное обеспечение «Мерсибо плюс (версия2)»

Интерактивные игры:

- «Найди свою тень»,

- «Найди отличия»,

- «Найди пару»;

- «Кто пропал»;

- «Собери картинку»,

- «Овощи-фрукты»

- «В мире животных»,

- «Кто лишний»

Деревянные вкладыши «Геометрические фигуры»

Деревянная мозаика

Дидактическое пособие «Эмоциональный градусник»

Дидактическое пособие «Почемучки»

Лэпбук «Эмоции и чувства».

Арт-мольберт

2.

Оборудование

Стол детский

Стул детский

Стол для рисования песком

Технические средства обучения

Кабинет педагога-психолога

Тип материалов

Наименование

Технические  средства

обучения

Ламинатор

Ноутбук

Магнитола

Интерактивный экран «Робик»

Электронные

образовательные

ресурсы

CD   с   разнохарактерными   музыкальными   произведениями,

детскими сказками, релаксационной музыкой

Оборудование кабинета является безопасным, эстетически привлекательным, развивающим, трансформируемым, доступным, полифункциональным.

Мебель соответствует росту и возрасту детей дошкольного возраста, игровой материал – обеспечивает максимальный развивающий эффект. Пространство кабинета условно разделено следующими зонами: диагностической, коррекционно-развивающей, релаксационной и консультативной.

Развивающая предметно - пространственная среда отвечает требованиям ФГОСДО ,выступает как динамичное пространство, подвижное, легко изменяемое и эмоционально-комфортное для ребѐнка.

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

4.1.Краткая презентация рабочей Программы педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжѐлыми нарушениями речи

Цель: максимальное содействие в создании социально-психологических условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие, эмоциональное благополучие и

своевременное оказание психологической поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи работы:

  • психологическое изучение детей с ограниченными возможностями здоровья с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии развивающей и коррекционной работы.

  • создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений в эмоционально-личностной и познавательной сфере детей с тяжѐлыми нарушениями речи (далее - ТНР)

-повышение профессиональной компетенции участников образовательных отношений по вопросам психоэмоционального благополучия детей.

Работа педагога-психолога с воспитанниками с тяжѐлыми нарушениями речи направлена на :

  • психологическое сопровождение процесса адаптации детей с тяжѐлыми нарушениями речи к условиям новой группы

  • психологическую диагностику развития ребѐнка с целью получения своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, необходимой для оказания психологической помощи детям с тяжѐлыми нарушениями речи;

  • индивидуальную работу по индивидуальным образовательным маршрутам детей с тяжѐлыми нарушениями речи;

  • консультирование родителей (законных представителей) по вопросам оказания психологической помощи воспитанникам, решении возникающих проблем, в том числе, через официальный сайт Учреждения и личный сайт педагога-психолога в сети «Интернет».


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 5  Гороховецкого района

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                         

        

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                       Составитель -  педагог-психолог Тимофеева Н.А.

Цель работы педагога-психолога: 

Охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей в соответствии с ФГОС.

Задачи педагога-психолога:

  1. Способствовать укреплению психологического здоровья дошкольников, создавая рациональные условия для их полноценного развития в детском саду с учётом возрастных и личностных особенностей;
  2. Исследовать динамику интеллектуального и эмоционально-личностного развития дошкольников, используя современные диагностические материалы;
  3. Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, родителей;
  4. Содействовать взаимодействию детского сада с семьёй, школой для реализации целостности педагогического процесса.
  5. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ и их родителей в условиях ДОУ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

п/п

Название работы

Условия

проведения

Ответственный

Срок

проведения

Предполагаемый результат

Работа с детьми

Диагностика познавательного развития детей  групп компенсирующей направленности (5-7 лет)

Индивидуальная

Диагностика по запросу

Педагог-

психолог

Сентябрь- октябрь Апрель - май

Планирование коррекционно-развивающей работы.

Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Определение динамики развития детей, эффективности коррекционно-развивающей работы.

Заключение.

Диагностика эмоциональной и личностной сферы детей групп компенсирующей направленнности

Индивидуальная

Диагностика по запросу

Педагог-

психолог

Сентябрь- октябрь Апрель - май

Планирование коррекционно-развивающей работы.

Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Определение динамики развития детей, эффективности коррекционно-развивающей работы.

Заключение.

Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей подготовительных групп (предварительная)

Индивидуальная Групповая диагностика

Педагог-психолог

Сентябрь-октябрь

Определение уровня психологической подготовки детей к школе. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение.

Диагностика уровня познавательного развития детей средних групп для представления на ПМПК.

Индивидуальная

диагностика

Педагог-

психолог

Май

Формирование логогруппы на следующий учебный год. Заполнение протоколов для ПМПК.

Диагностика уровня познавательного развития детей старших групп для представления на ПМПК

Индивидуальная

диагностика

Педагог-психолог

По графику ДО

Обследование детей в логопедическую группу на следующий учебный год. Заполнение протоколов для ПМПК.

Диагностика

психологической готовности к школьному обучению детей подготовительных групп.

Индивидуальная Групповая диагностика

Педагог-

психолог

Апрель - май

Определение уровня психологической подготовки детей к школе, динамики за несколько лет (в рамках мониторинга МБДОУ). Информирование педагогов на итоговом педсовете. Заключение.

Индивидуальная и групповая психологическая диагностика в соответствии с запросом администрации и родителей

Групповая и индивидуальная диагностика, наблюдение

Педагог-

психолог

В течение года

Предупреждение отклонений в интеллектуальной, эмоциональной, социальной сферах развития детей; Организация профилактической и развивающей работы на ранних этапах развития ребенка. Заключение.

Работа с педагогами

1.

Диагностика педагогов по направлениям мониторинга качества образования МБДОУ «Психологический климат и психологическое здоровье в педагогическом коллективе»

Анкетирование

Педагог-

психолог

декабрь

Январь

Разработка рекомендаций по улучшению психологического климата, оптимизации стилей межличностного взаимодействия педагогов, улучшения условий психологического здоровья сотрудников.

Заключение.

2.

Изучение творческого потенциала педагогов

«Каков ваш творческий потенциал?»

Тестирование

Педагог-психолог

Октябрь

Разработка рекомендаций по развитию творческого потенциала педагогов. Заключение.

3.

Опрос педагогов по выявлению детей «группы риска»

Заполнение

бланка

опросника

Педагог-

психолог

Декабрь - январь

Выявление детей с эмоционально-личностными и поведенческими проблемами. Разработка совместного плана коррекционной работы профильных специалистов. Заключение

4.

Оценка уровня эффективности работы педагогического коллектива, компетентности педагогов (Диагностика педагогов по направлениям мониторинга качества образования МБДОУ)

Диагностика

Педагог-

психолог

Апрель - май

Выработка рекомендаций по повышению уровня профессионализма педагогов, оптимизации стилей межличностного взаимодействия педагогов с детьми.

Заключение.

5.

Анкетирование воспитателей «Трудности в работе воспитателей»

Заполнение бланка опросника

Педагог-психолог, Старший воспитатель

По запросу

Определение направлений помощи молодым специалистам, воспитателям со стажем работы в современных условиях работы ДОУ.

Работа с родителями

1.

Тестирование «Достаточно ли вы уделяете внимания своему ребенку?»

Тестирование

Педагог-

психолог,

воспитатели

Декабрь

Выявление доли участия родителей в воспитании и развитии детей.

2.

Анкетирование «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Анкетирование

Педагог-

психолог

Апрель

Выявление готовности и отношения к школьному обучению их детей

3.

Анкетирование по выявлению удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами ДОУ

Анкетирование

Педагог-

психолог,

воспитатели

По плану ДОУ

Определение запроса родителей в рамках организации единого подхода в воспитательнообразовательном процессе ДОУ и семьи. Заключение.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

п/п

Название работы

Условия

проведения

Ответственный

Срок

проведения

Предполагаемый результат

Работа с детьми

1.

Индивидуальная и групповая работа по развитию эмоционально-личностной, сферы детей групп компенсирующей направленности (5-7 лет)

организованная

совместная

деятельность

Педагог-

психолог

ноябрь - апрель

Развитие эмоциональноличностной сферы детей. Коррекция выявленных проблем.

Журнал индивидуальной работы.

2.

Индивидуальная и групповая работа по развитию познавательной сферы детей групп компенсирующей направленности

организованная

совместная

деятельность

Педагог-

психолог

Октябрь - апрель

Развитие познавательной сферы детей. Коррекция выявленных проблем.

Журнал индивидуальной работы.

3.

Индивидуальная работа с застенчивыми и гиперактивными детьми

организованная

совместная

деятельность

Педагог-

психолог

Ноябрь - апрель

Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных способностей детей. Развитие интеллектуального потенциала. Журнал индивидуальной работы.

4.

Психологическое сопровождение процесса адаптации. Игры, упражнения

организованная

совместная

деятельность

Педагог-

психолог

Октябрь - апрель

Профилактика дезадаптации детей раннего возраста.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

п/п

Название работы

Условия

проведения

Ответственный

Срок

проведения

Предполагаемый результат

Работа с педагогами

1.

Консультации с педагогами по результатам психологической диагностики.

консультация

Педагог-

Психолог,

Октябрь

Разработка плана взаимодействия по коррекционной работе с детьми групп компенсирующей направленности.

2.

Участие в заседаниях ПМПк ДОУ

Заседания

 педагог- психолог, профильные специалисты, педагоги

По графику, (по необходимости - внеплановые)

Разработка маршрутов коррекционной работы, рекомендаций для педагогов и родителей по организации воспитательно- образовательного взаимодействия с детьми.

3.

Участие в заседаниях Педагогических Советов:

«Здоровьесбережение-ключевой момент нового педагогического мышления»:

- «Как создать благоприятный психологический климат в группе»

Заседания

Старший воспитатель, педагог- психолог, профильные специалисты, педагоги

октябрь

Оказание помощи воспитателям в создании условий для благоприятного психологического климата в группе

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

п/п

Название работы

Условия

проведения

Ответственный

Срок

проведения

Предполагаемый результат

Работа с детьми, педагогами, родителями

1.

1. Оформление информационно-просветительского стенда «Уголок психолога».

 

 2. Консультация «Эмоциональное выгорание воспитателя как фактор риска психологической безопасности образовательной среды ДОУ»

 3. Тренинги:

- «Вместе мы сила»

- «Сбрось усталость»

4. Памятка «Правила гармоничного общения с ребенком»

 

Информационно-просветительский стенд

консультация

Тренинг

     

    Памятка

Педагог-психолог

Сентябрь

 

октябрь

Ноябрь

Февраль

Декабрь

Повышение психологических знаний педагогов..

Повышение психологических знаний педагогов..

Сплочение педагогического коллектива

Профилактика эмоционального напряжения педагогов.

Повышение психологических знаний педагогов..

 

2.

Индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска»

Организованная

совместная

деятельность

Педагог-

психолог,

профильные

специалисты

В течение года

Профилактика педагогической запущенности, девиантного поведения. Психологическая поддержка детей. Журналы индивидуальной работы.

3.

Консультация для родителей «Профилактика экранной зависимости у детей»

Организованная совместная деятельность

Педагог-психолог

Декабрь

Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития детей.

4.

Психолого-логопедический практикум «Игротека для будущего первоклассника»

Организованная совместная деятельность

Педагог-психолог, учитель-логопед

январь

Повышение психологических знаний родителей о подготовке детей к обучению в школе, помощь в решении конкретных актуальных проблем в организации игровых обучающих занятиях в семье.

5.

Буклеты для родителей

- «Психологическая готовность детей к школе»

- «Ребенок дерется, что делать»

- «7 причин детской агрессии»

- «Адаптация ребенка к детскому саду»

и др.

буклет

Педагог-

психолог

В течение учебного года

Повышение психологических знаний родителей в вопросах воспитания детей

Папки-передвижки:

- «Как научить ребенка дружить»

- «Почему ребенок обманывает»

- «Детские ссоры»

- «Доброта начинается с детства» и другие.

Папка-передвижка

Педагог-психолог

В течение учебного года

Повышение психологических знаний родителей в вопросах воспитания детей

7.

Выступления на групповых родительских собраниях с использованием психологических упражнений

Родительское

собрание

Педагог-

психолог

Октябрь, май

Повышение психологических знаний родителей, помощь в решении конкретных актуальных проблем в воспитании ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

п/п

Название работы

Условия

проведения

Ответственный

Срок

проведения

Предполагаемый результат

Работа с педагогами, родителями

1.

Индивидуальное и групповое консультирование по запросу администрации, педагогов по результатам диагностик и вопросам возрастной психологии, нормы и отклонений развития и обучения детей.

   Итоги обследования детей на психологическую готовность к школьному обучению

Консультация

Педагог-

психолог

В течение года

май

Решение конкретных психологических проблем. Разработка индивидуальных рекомендаций.

Информирование родителей о направлениях подготовительной к школе работы в летне-оздоровительный период.

2.

Консультация для педагогов и родителей, анкетирование «Составляющие и особенности

психологической готовности к школе»

Консультация

Педагог-психолог

Апрель

Информирование и стимулирование педагогов к созданию условий для формирования компонентов психологической школьной готовности у старших дошкольников.

3.

Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения детей

Консультация

Педагог-психолог

В течение года

Повышение психолого-педагогических знаний родителей.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ п/п

Название работы

Условия проведения

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый

результат

1.

Участие в методических мероприятиях ДОУ и района

Конференции,

заседания,

практикумы

Педагог-

психолог

В течение года

Повышение

профессиональной и личной компетентности. Обогащение опыта работы. Ориентирование в научной литературе, в методах современного экспериментального исследования.

2.

Оформление результатов работы в электронном виде и подготовка документов Портфолио

Работа на компьютере

Педагог-психолог

Сент -ноябрь

Оформленное в электронном виде портфолио

3.

Участие в различных конкурсах, вебинарах и научно-практических конференциях  федерального и международного уровня.

Конкурсы, НПК, вебинары

Педагог-психолог

По плану

Повышение уровня квалификации и профессиональной компетенции.

4.

Ведение личной странички на официальном сайте ДОУ

Работа с сайтом ДОУ

Педагог-психолог

В течение года

Ведение личной странички официального сайта ДОУ



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  № 5  

Гороховецкого района

Программа

коррекционно-развивающих занятий

с детьми старшей логопедической группы

педагог-психолог Тимофеева Н.А.

Задачи:

  1. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности
  2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка
  3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности
  4. Способствовать самопознанию ребенка
  5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций
  6. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей
  7. Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества

Оснащение занятий:

  • Аудиовидеотека;
  • Фонотека и фильмотека;
  • Настольно-печатные игры;
  • Предметные игрушки;
  • Петрушка;
  • Цветные мелки;
  • Пластилин;
  • Цветные карандаши, краски;
  • Писчая и цветная бумага;
  • Строительный материал;
  • Рабочая тетрадь

Месяц

Тема занятия

Источник

Сентябрь

Занятие № 1. «Знакомство»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 14

Занятие № 2. «Наша группа. Что мы умеем»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 18

Занятие № 3 «Правила поведения на занятиях»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 22

Занятие № 4 «Страна «Психология»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 27

Октябрь

Занятие № 5 «Радость, грусть»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 31

Занятие № 6 «Гнев»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 38

Занятие № 7 «Удивление»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 42

Занятие № 11 «Праздник Осени»

По сценарию музыкального руководителя

Ноябрь

Занятие № 8 «Испуг»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 48

Занятие № 9 «Спокойствие»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 52

Занятие № 10 «Словарик эмоций»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 57

Занятие № 12 «Страна Вообразилия»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 60

Декабрь

Занятие № 13 «В гостях у сказки»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 65

Занятие № 14 Диагностика - 1

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 69

Занятие № 15 Диагностика - 2

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 72

Новогодний праздник

По сценарию музыкального руководителя

Январь

Занятие № 17 «Этикет. Внешний вид»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 76

Занятие № 18 «Этикет. Правила поведения в общественных местах»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 82

Занятия № 19 «Столовый этикет»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 87

Февраль

Занятие № 20 «Подарочный этикет»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 94

Занятие № 21 «Гостевой этикет»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 99

Занятие № 22 «Волшебные средства понимания»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 105

Занятие № 23 «Защитники Отечества»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 108

Март

Занятие № 24 «Мамины помощники»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 112

Занятие № 25 «Я и моя семья»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 117

Занятие № 26 «Я и мои друзья»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 122

Занятие № 27 « Я и мое имя»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 125

Апрель

Занятие № 28 «Кто такой Я? Черты характера»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 130

Занятие № 29 «Я особенный»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 132

Занятие № 30 Итоговая диагностика - 1

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 137

Занятие № 31 Итоговая диагностика - 2

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет – с. 140



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  № 5  

Гороховецкого района

Программа

коррекционно-развивающих занятий

с детьми подготовительной логопедической группы

педагог-психолог Тимофеева Н.А.

Задачи:

  1. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности
  2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка
  3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности
  4. Способствовать формированию самопознания и адекватной самооценки ребенка
  5. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения
  6. Формировать этические представления
  7. Способствовать развитию полоролевой идентификации
  8. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности
  9. Способствовать развитию внутренней позиции ученика
  10. Способствовать формированию учебно-познавательного митива

Оснащение занятий:

  • Аудиовидеотека;
  • Фонотека и фильмотека;
  • Настольно-печатные игры;
  • Предметные игрушки;
  • Учитель Ёж;
  • Цветные мелки;
  • Пластилин;
  • Цветные карандаши, краски;
  • Писчая и цветная бумага;
  • Строительный материал;
  • Рабочая тетрадь

Месяц

Тема занятия

Источник

Сентябрь

Занятие № 1. «Создание Лесной школы»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 19

Занятие № 2. «Букет учителя»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 23

Занятие № 3 «Смешные страхи»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 28

Занятие № 4 «Игры в школе»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 32

Октябрь

Занятие № 5 «Школьные правила»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 39

Занятие № 6 «Собирание портфеля»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 44

Занятие № 7 «Белочкин сон»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 50

Занятие № 8 «Госпожа Аккуратность»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 55

Ноябрь

Занятие № 9 «Жадность»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 59

Занятие № 10 «Волшебное яблоко»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 65

Занятие № 11 «Подарки в день рождения»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 69

Занятие № 12 «Домашнее задание»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 75

Декабрь

Занятие № 13 «Школьные оценки»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 80

Занятие № 14 «Ленивец»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 86

Занятие № 15 «Списывание»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 90

Занятие № 16 «Подсказка»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 95

Январь

Занятие № 17 «Обманный отдых»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 100

Занятие № 18 «Бабушкин помощник»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 107

Занятия № 19 «Прививка»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 112

Февраль

Занятие № 20 «Больной друг»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 117

Занятие № 21 «Ябеда»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 122

Занятие № 22 «Шапка-невидимка»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 127

Занятие № 23 «Задача для Лисенка»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 132

Март

Занятие № 24 «Спорщик»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 138

Занятие № 25 «Обида»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 138

Занятие № 26 «Хвосты»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 147

Занятие № 27 « Драка»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 152

Апрель

Занятие № 28 «Грубые слова»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 157

Занятие № 29 «Дружная страна»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 161

Занятие № 30 «В гостях у сказки»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 165

Занятие № 31 «До свидания, Лесная школа!»

Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет – с. 171



Предварительный просмотр:

Карта психологического развития ребенка

Фамилия, имя ребенка:

Дата рождения:

Условный обозначения: В – высокий уровень, ВС – выше среднего, СР – средний уровень, НС – ниже среднего, Н – низкий уровень

Дата

Восприятие

Цвет

Форма

Величина

Пространство

Время

Свойства предметов

Особенности

Дата

Память

Слуховая

Зрительная

Тактильная

Особенности

Дата

Внимание

Объем

Концентрация

Устойчивость

Распределение

Переключение

Особенности

Дата

Воображение

Репродуктивное

С элементами творческого

Творческое

Особенности

Дата

 Мышление

Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

Конкретизация

Исключение

Классификация

Дата

Эмоциональная сфера

Узнавание

Называние

Общий фон настроения

Стабильность

Особенности

Дата

Коммуникативная сфера

Со сверстниками

Со взрослыми

С родителями

Особенности

Дата

Личностная сфера

Реакция на критику или неуспех в деятельности

Самооценка

Страхи

Тревожность

Уровень притязаний

Особенности

Адекватность

Уверенность в себе

Дата

Волевая  сфера

Принятие инструкции

Удержание инструкции

Самоконтроль

Работоспособность

Особенности

Дата

Психофизиологическая сфера

Ведущая рука

Развитие мелкой мускулатуры руки

Развитие крупной моторики

Мимическая выразительность

Интонационная выразительность

Неврологический фон

Заключение:

Восприятие: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Память: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Воображение ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мышление: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоционально-волевой сферы, личностные особенности

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог