Выступление на педагогических советах и семинарах

Козина Вероника Алексеевна

Моя копилка выступлений на конференциях, педсоветах и тематических семинарах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл montessori.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад номер 26 «Родничок».


Выступление на педсовете:

Методы и приемы работы Марии Монтессори.

   

                                                                        Воспитатель. Козина В. А.

Февраль 2017


          В мировой педагогической культуре можно насчитать множество ярких и необычных подходов к воспитанию. Один из наиболее самобытных – система педагога и психолога Марии Монтессори.
          Монтессори считала, что с рождения ребёнок как губка впитывает всё, что его окружает. Сенсомоторика - зрение, слух, осязание, обоняние – является своеобразным впитывающим устройством, посредством которого и происходит становление человеческого разума. 

Стоит только правильно обустроить культурное пространство ребёнка, профессионально поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытие его природы. 

Чтобы наблюдать это развитие Монтессори придумала дидактические материалы, с которыми дети могли бы работать самостоятельно, развивая тем самым свой разум, утончая свои чувства и моторику. Она заметила, что в разные периоды жизни ребёнок концентрируется на чем-то одном, эти периоды она названа сензитивными – благоприятными для развития определённых качеств. И учитывая эти периоды, учитель насыщает окружающую среду ребёнка разнообразными предметами естественной жизни, но подобранны они с дидактическим смыслом. 

Ещё одна особенность подхода Марии Монтессори в том, что учитель не занимает руководящие позиции, а наоборот отдает всю активность ребёнку, перейдя в роль наблюдателя и профессионального помощника. Монтессори пишет о том, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованием, ребёнок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого запаса способность к абстрагированию теряется. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Начиная с упражнений в сенсомоторике  ребёнок развивает свой интеллект по определённой логике, которую задают учитель.

Язык.

Всем известна фраза, что язык это Средство человеческого общения, но не только с помощью языка мы общаемся. Это также мимика, пантомимика, интеграционные средства. И все это общение окружает ребёнка самого рождения в основном отношениях с мамой. Нет особого периода, где ребёнок только и делает, что изучает язык. Это происходит в каждый день его жизни. В раннем возрасте именно мама – необученный учитель словесности. В это время взрослые призваны помочь малышу, чтобы развитие его речи достигло вершины. Двум годам словарь ребенка содержит примерно 200 слов, а к пяти годам уже около 3000. Это означает, что ребёнок принимает и понимает логику языка – шаг к мыслительной деятельности. Взрослые в этот момент постепенно упорядочивают хаотичную  картину слов– знаков, воссоздают в голове ребёнка строгую логику и оригинальную красоту. Но не все дети в определённом возрасте выражают спонтанное желание учиться письму и чтению. Огромное значение имеет зрелость, готовность сенсомоторики, в особенности развития руки.

Уже давно доказано, что уровень развития речи детей тесно связано с движением пальцев рук, и по мере того, как развивается рука, в связанные с ней полушария поступает все больше руководящих импульсов, следовательно происходит интенсивное развитие.

Всё это сподвигает нас на предоставление ребёнку условий для развития его сенсомоторики. Период с двух до шести лет является для этого самым сензитивным. Дети, воспитывающиеся в специально подготовленной среде работают тремя основными для письма пальцами с прищепками, пипетками, пинцетом, губками. Они сравнивают объемные предметы с их начертанием на плоскости, слушают, как воспитатель называет те или иные вещи. Отсюда всю накопившуюся информацию ему нужно выплеснуть, следовательно рождается спонтанное письмо.

 Ю. Фаусек занималась продвижением школы Монтессори в России. Она называет это письмо – «моторный перевод слышимых звуков». Чтобы легко овладеть техникой письма был разработан дидактический материал:

- материал для рисования, штриховки,

- карточки с шершавыми буквами,

- подвижный алфавит нескольких видов.

 Весь материал разграничивается по тематикам: по цветам, а также задания даются в определённой последовательности.

Логика и счёт.

В основе Монтессори предполагала понятие материализированные абстракции. Математика – это легко, это знакомо и осязаемы. Числа учат  так же, как язык.

Педагоги придерживаются нескольких принципов:

1) Предоставлять математику не как готовый предмет, но как самостоятельную деятельность человека;

2) Не передавать виде, а повторно открывать их с ребёнком;

3)  Путь к познанию лежит через связи, а не через отдельные явления;

4) Понимание, а не  навыки.

В каждом упражнении все эти правила становятся их внутренними смысловыми акцентами, и, наблюдая за работой детей, можно увидеть их воплощение в детском сознании.

Классические упражнения делятся на несколько групп.

1 и 3 группа – это работа с представлениями о числе и цифре в их постоянном сравнение, освоении состава числа, понятие количество и четности.

2 группа это весь Золотой материал Монтессори – построение десятичной системы и основные виды исчисления.

4 группа – это упражнения с математическими таблицами, затем цветными цепочками, квадратные кубические числа.

 Здесь чётко определены две цели: прямая (ЗАР) и косвенные (ЗБР).

Действия, которые выполняет ребёнок просты: он сравнивает, упорядочивает, измеряет, систематизирует, манипулируя простыми предметами окружающей его среды. Отсюда формируются математические понятия, и этот процесс имеет культурный антропологический смысл.