Занятие тифлопедагога в старшей группе по теме: «Мебель»

Сидорова Алёна Игоревна

Вид занятия: комбинированное занятие.

Возраст: 5-6 лет.

Форма: подгрупповое занятие.

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Задачи:

- Обогащать представления детей о мебели (шкаф, стол (обеденный, письменный), стул, кровать, диван, кресло, стеллаж, табурет), развивать умение называть предметы мебели, выделять части предметов мебели.

- Закреплять представления о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, трапеция и пятиугольник).

- Закреплять представления о цветах (сиреневый, фиолетовый, голубой, синий).

- Закреплять умение ориентироваться на микроплоскости с выделением углов.

- Закреплять умение располагать предметы в пространстве (на микроплоскости) с помощью пространственных предлогов и наречий: за, перед, слева, справа.

- Развивать умение ориентироваться в многообразии предметов одного вида (столы и шкафы разные по назначению);

- Формировать умение расставлять кукольную мебель по словесной инструкции.

- Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук и зрительно-моторную координацию.

- Развивать умение обводить предмет по контуру через кальку.

- Развивать мыслительные операции.

- Развивать внимание.

- Развивать речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_starshey_gruppe_po_teme_mebel.docx553.29 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие тифлопедагога в старшей группе по теме: «Мебель»

Вид занятия: комбинированное занятие.

Возраст: 5-6 лет.

Форма: подгрупповое занятие.

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Задачи:

- Обогащать представления детей о мебели (шкаф, стол (обеденный, письменный), стул, кровать, диван, кресло, стеллаж, табурет), развивать умение называть предметы мебели, выделять части предметов мебели.

- Закреплять представления о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, трапеция и пятиугольник).

- Закреплять представления о цветах (сиреневый, фиолетовый, голубой, синий).

- Закреплять умение ориентироваться на микроплоскости с выделением углов.

- Закреплять умение располагать предметы в пространстве (на микроплоскости) с помощью пространственных предлогов и наречий: за, перед, слева, справа.

- Развивать умение ориентироваться в многообразии предметов одного вида (столы и шкафы разные по назначению);

- Формировать умение расставлять кукольную мебель по словесной инструкции.

- Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук и зрительно-моторную координацию.

- Развивать умение обводить предмет по контуру через кальку.

- Развивать мыслительные операции.

- Развивать внимание.

- Развивать речь.

Ход занятия:

I. Организационный момент. 

1) «Игра с колючим мячиком»

Тифлопедагог каждому ребёнку по очереди дают в руки колючий мячик и задает ребенку вопрос. Ребёнок катает мяч между ладошек и отвечает на вопрос.

- Как называют дом из дерева? (деревянный)

- Дом из бетона? (бетонный)

 - Дом из бумаги? (бумажный)

 - Дом из соломы? (соломенный)

 - Дом из панели? (панельный)

 - Дом с 1 этажом? (одноэтажный)

 - Дом из 2 этажей? Из 3 этажей? (двухэтажный, трёхэтажный)

 - Если много этажей? (многоэтажный)

II. Основная часть

2) «Спрятанная мебель»

На мольберте картинка с изображением 4 предметов мебели. Каждый предмет мебели перекрыт геометрической фигурой, так чтобы по частям можно было узнать, какой предмет изображён.

- Какая геометрическая фигура изображена в левом верхнем углу? (прямоугольник) Какого он цвета? (голубого) Как вы думаете, что спряталось за голубым прямоугольником? (диван). Чуть позже мы проверим так ли это.

- Какая геометрическая фигура изображена в правом верхнем углу? (пятиугольник) Какого он цвета? (фиолетового) Как вы думаете, что спряталось за фиолетовым пятиугольником? (кресло).

- Какая геометрическая фигура изображена в левом нижнем углу? (квадрат) Какого он цвета? (сиреневого) Как вы думаете, что спряталось за сиреневым квадратом? (шкаф).

- Какая геометрическая фигура изображена в правом нижнем углу? (трапеция) Какого она цвета? (синего) Как вы думаете, что спряталось за синей трапецией? (стул)

3) «Части мебели»

- Садитесь на стульчики перед белой доской. Тифлопедагог размещает на доске картинку из изображением предметов мебели (без геометрических фигур) Проверьте, все ли предметы вы назвали правильно? Что изображено в правом верхнем углу? (левом верхнем, левом нижнем, правом нижнем). Как эти предметы можно назвать одним словом? (мебель).

- Покажите и назовите части дивана. (Один ребёнок выходит к доске, показывает части дивана и называет их: У дивана есть сиденье, спинка, четыре ножки, также на диване лежат две подушки).

- Покажите и назовите части кресла (У кресла есть сиденье, спинка, два подлокотника, четыре ножки)

- Покажите и назовите части шкафа (У шкафа есть стенки, четыре ножки, дверцы, выдвижной ящик).

- Покажите и назовите части стула (спинка, сиденье, четыре ножки).

4) «Назначение мебели» 

   

- Садитесь за столы. Тифлопедагог раздаёт детям листы с изображением мебели, пинцеты и цветные помпоны.

- Найдите на листе изображения всех столов. С помощью пинцетов положите на столы помпоны одинакового цвета.

- Как называется стол, который изображён в правом верхнем углу. (письменный) Для чего он нужен? (за письменным столом можно писать, рисовать и т.д.) Есть ли у этого стола ящики? (да) Сколько? (три) С какой стороны они расположены? (с левой) У меня в кабинете есть письменный стол? (да) Сколько ящиков у моего стола? (тоже три) С какой стороны они расположены? (с правой)

- Как называется стол, который изображён в левом нижнем углу? (обеденный) Для чего он нужен? (чтобы завтракать, обедать и ужинать).

- Найдите на листе изображения всех шкафов. С помощью пинцетов положите на столы помпоны одинакового цвета.

- Чем эти шкафы отличаются друг от друга? (у одного шкафа есть дверцы, а у другого нет). Как называется шкаф в левом верхнем углу? (стеллаж) Для чего он нужен? (для хранения книг, игрушек, карандашей, красок и др.) Шкаф, который изображён в правом нижнем углу, называется платяной шкаф. Повторите «платяной шкаф». Это название придумали очень давно. Раньше платьем называлась вся одежда, которую надевали люди. Поэтому и шкаф так назвали. Он нужен людям, чтобы хранить там одежду и обувь.

 -  Найдите мебель, которая нужна, чтобы сидеть. С помощью пинцетов положите на столы помпоны одинакового цвета. Назовите эти предметы мебели (стул и табурет) Чем они отличаются? (у стула есть спинка, а у табурета ее нет)

- Переложите пинцет в другую руку. Соберите шарики в коробочку.

5) «Расставь мебель в комнате» 

- Возьмите коврики и садитесь на синие точки на полу. Тифлопедагог кладёт перед детьми прямоугольную магнитную доску и разные предметны игрушечной мебели.

- Представим, что это новая комната. Нам нужно расставить в этой комнате мебель по инструкции. Найдите диван и поставьте его в центр комнаты; кровать и поставьте ее в правый верхний угол; стол и поставьте его перед диваном; кресло в левый нижний угол; тумбочку слева от кровати, стул справа от дивана;  табурет за диваном.

- Договоритесь между собой и сделайте перестановку в комнате по вашему желанию. Когда дети расставили мебель, тифлопедагог задает вопросы: Куда поставили кровать, диван, где стоит кресло относительно дивана и т.д.

6) Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальцы по одному, начиная с большого пальца, на обеих руках.

7) «Обведение по контуру с помощью кальки»

Детям раздаются картинки предметов мебели на выбор (стул и диван) на зашумленном фоне. Дети накладывают на изображение кальку, и по контуру обводят предмет.

III. Заключительная часть.

8) Релаксационная пауза для глаз. 

Дети сидят на ковриках с закрытыми глазами.

- До кого я дотронусь, тот скажет, какое задание мы выполняли первым (вторым, последним). Какое ещё задание выполняли?