«Живи и помни!» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

Ивина Любовь Николаевна

Урок посвящён  творчеству известного русского писателя   Валентина  Григорьевича Распутина. Его произведения популярны как у нас в стране, так и за рубежом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_uroka_otkrytyy_moy.docx43.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Живи и помни!»

по повести Валентина Распутина  «Прощание с Матёрой».

Предварительное домашнее задание:

  • прочитать повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой».
  • характеристика образов «стариков» по следующим параметрам: отношение к «малой родине», отношение к предкам, отношение к природе; характеристика образов «молодёжи» по тем же параметрам; описание Матёры.

Автор: В. Г. Распутин

Произведение: повесть «Прощание с Матёрой»

Вид урока: урок – размышление

Тип урока: диалог с группой

Цели урока:

Личностные: осмысление обсуждаемых проблем повести, нахождение в них личностного смысла, формирование гражданской позиции, усвоение общечеловеческих ценностей.

Когнитивные: развитие способности к исследовательской деятельности, обеспечение знаниями о человеке, культуре, истории, природе как основе нравственного развития.

Предметные: развитие познавательного интереса к современной русской литературе, овладение навыками анализа художественного текста, развитие устной речи учащихся.

Оборудование:  портреты В.Г. Распутина;  клипы с фрагментами  фильма  «Прощание с Матёрой»,  мультимедийная презентация; клип о нашем родном городе Зверево; песня «Дом родной» в исполнении Новоселетского Игоря.

Эпиграф урока:   Четыре подпорки у человека в жизни:

                                дом с семьей, работа, люди, с кем

                                вместе править праздники будни, и

                                земля, на которой стоит твой дом.

                                                                                             В. Распутин.

Ход урока:

I.  Организационный   момент  ( приветствие)

II. Вступительное слово преподавателя.

- Сегодня наш урок посвящён  творчеству известного русского писателя   Валентина  Григорьевича Распутина. Его произведения популярны как у нас в стране, так и за рубежом.  (презентация  о Распутине)

    Сибирская земля – родина писателя. Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Уст-Уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все, что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом – у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил в тюрьму и на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы. Так что детство писателя не было безоблачным и безмятежным, и Валентин рано познал безотцовщину и нужду. Окончив четыре класса в Атланке, Распутин, конечно же, хотел продолжить учебу. Но школа, где были старшие классы, находилась за 50 километров в районном центре. Каждый день не наездишься – надо было жить там одному.       Так в 11 лет началась его самостоятельная жизнь, без семьи, без матери. Учиться было сложно: нужно было преодолеть себя, преодолеть голод (мать раз в неделю посылала хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Но Распутин учился на совесть. Едва ли он осмеливался пойти в школу с невыученными уроками. Оценивали его знания только на “отлично”, кроме французского – не давалось произношение. Писатель вспоминал, как они с приятелем частенько забирались в местную библиотеку, вынимая стекло, и “ воровали” оттуда книги. За лето он так пристрастился к чтению, что, перейдя в 5-й класс, почувствовал себя несчастным человеком: читать стало нечего, а без книг он уже не мог.

     Об этом времени своего читательского созревания и сложном периоде жизни Распутин поведал в рассказе “Уроки французского”, вышедшем в 1973 году. В аттестате зрелости по окончании школы у Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, который окончил в 1959 году. В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, стал работать журналистом, темы его публикаций были масштабные – Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Ему хотелось выразиться посерьезнее.

     Природа становится неотъемлемой составляющей практически всех произведений писателя. В 1967 году после публикации повести “Деньги для Марии” Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью, ушел из журналистики.

       Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В новой повести “Прощание с Матерой”, рассказывающей о затоплении деревень в период строительства ГЭС.

   Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть “Живи и помни” он удостоен Государственной премии СССР.

    Главными мерилами поступков героев Распутина остаются добро, честь, совесть, справедливость. Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом в повести “Пожар”, которая вышла в 1985 году. В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, “Знак Почета”, “За заслуги перед Отечеством” IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска.

     Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие, она подкрепляется конкретными делами. Как истинный писатель, он хорошо понимает свой долг перед родиной и совершает очередной свой подвиг – пишет статьи в защиту Байкала, борется за его спасение. Кроме того пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника “Сияние России”, собирающего в сибирский город молодых и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам.

    Валентин Распутин и сейчас продолжает жить в родной ему Сибири, в городе Иркутске, тем самым показывая, что край ему дорог.  Ведь это его малая родина.

           Основную свою задачу  “воспитание человеческих душ” Распутин осуществляет своими художественными произведениями. Чувство тревоги за человека и землю, на которой он живет, постоянно чувствуется в его работах, настойчиво повторяет Распутин свое убеждение: роль литературы не в том, чтобы “изменить мир”, а в том, чтобы изменить человека.

III.  Выход на тему урока.  

(Звучит песня "Дом родной" в исполнении Новоселетского Игоря,  показ клипа о родном городе Зверево.)

Преподаватель:  - Вы  посмотрели  клип. Обратите внимание на эпиграф к уроку, подумайте  и скажите, о чём пойдет речь на уроке?

( Я думаю, что мы на уроке поговорим о том, какую роль играют для человека родной дом, родное место, где родился, родители и в целом Родина)  

(А я думаю, что мы сегодня будем рассматривать важную нравственную проблему- проблему преданности Родины, т.к. В. Распутин в своих произведениях раскрывает такие понятия как человечность, искренность, преданность Родине)

У каждого человека есть своя «малая» родина, тот кусочек Земли, который остаётся на вечную память в сердце человека. Такой «кусочек» земли есть и у В. Г. Распутина – это его родная деревня Аталанка Иркутской области, которая попала в зону затопления и исчезла в годы строительства Братской ГЭС. Пострадали не только десятки и сотни подобных деревень, главное, что пострадали люди, живущие там.

  1. Работа с художественным текстом (аналитическая беседа по произведению)

-Каков сюжет повести? (История затопления расположенного на острове сибирского села Матеры).

  - Какой вы увидели  Матёру?

(Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием - Матера, жила она, "встречая и провожая годы".

- Остров надежно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать",- решил тот, кто открыл для людей Матёру... Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров - Помогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.

- При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир.

 "И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля... От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделавшись от материка, держала она в достатке - не потому ли называлась громким именем - Матёра?"

- Запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды и вышел оглядеть свои владения Хозяин острова. В ночной тиши журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различим похожий на баржу колчаковский барак, пристанище Богодула. Словно не успела взобраться на горку, поодаль от других изба Петрухи, стонет, словно знает о предсмертном часе. Вот другие оставленные уже людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение Хозяина. А в этих избах ещё теплится жизнь Матёры-деревни. Стонут старухи в тяжелых снах-воспоминаниях, и сны их вспыхивают за окнами зарницами, и по этому можно определить, где ещё остались люди.)

       -По вашим описаниям легко можно представить Матёру. Казалось бы, такая отдалённость от столицы, от центров, сотни, тысяч километров... Но правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матёры?

(Скупые, но ёмкие приметы времени, неразрывная связь прошлого и настоящего, свидетельства того, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела Матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала "коммунию-колхоз". Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них).

- Течет жизнь, время... Наука и техника добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица земли: так надо, и с этим ничего не поделать, распроститься с Матёрой всё равно придётся. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно.

- Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю историю Матёры? Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать?

(Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением.

Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже.

- Гибель Матёры - это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время - это время испытаний человека. Характер,  душа обнажаются в эти моменты.)

- Как писатель выявляет, кто есть кто?

(Через отношение к родной земле, к "малой" родине, к родной избе и к могилкам тоже).

- Назовите героев повести. Какие образы противопоставлены?

 (Старухи Дарья, Катерина, Сима, дед  Богодул. Они противопоставлены своим детям и внукам – Павлу, Соне, Андрею, Петрухе.  Представителями молодого поколения являются также Воронцов, Жук).

-Составим сравнительную характеристику «стариков» и «молодёжи», сопоставив их по разным параметрам, приводя примеры из текста (Реализация домашнего задания).

«Старики»

«Молодёжь»

Отношение к «малой родине»

   Дарья любовно, бережно относится к родному месту – Матёре. Здесь всё для нее родное – она не мыслит своей жизни без Матёры.

   Павел и Андрей (сын и внук Дарьи) – перебрались в город, оторвались от корней. 
 
 Павел не чувствует «какого – то сильного, надрывного чувства», когда видит пожар родной избы.

   Петруха сжёг родной дом, чтобы побыстрее получить за него деньги.

Отношение к предкам

   Дарья в самое трудное время идёт на могилу родителей. Просит у них совета.

   Дарья хочет перевезти с собой в городской поселок могилы родителей. Из ее уст звучат слова: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни».

   Павел, занятый делами, так и не перевёз могилы. Андрею вообще эта идея кажется странной. Он не понимает, серьёзно говорит бабушка или нет.

   Петруха оставляет мать без дома и без средств к существованию. Катерина вынуждена искать приют у подруги.

Отношение к природе

Дарья : «Поцарюет – поцарюет и загорюет». Человек и природа слиты воедино.

Андрей: «Человек – царь природы». Человек оторван от природы.

-Выводы: столкновение «отцов» и «детей» переходит в столкновение добра и зла, нравственной чистоты и нравственного оскудения, убожества. Мы понимаем, что писатель сокрушается не просто о том, что старое сменяется новым, а о том, что уходит или может уйти навсегда, о потери нравственности, которую нельзя будет восполнить. В этом заключается философский смысл повести.

- Давайте попробуем вместе с автором разрешить изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается?

(Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и ещё, может быть, тысяч и миллионов. Сколько ещё таких Матёр, может быть, до сих пор без света.

 - А я сомневаюсь, что надо затапливать Матёру. Земли здесь плодородные, урожаи отменные. Павел сомневается в правильности такого решения, а Дарья уверена: люди понимают, что не надо топить Матёру, а топят.

- Надо было это делать по-человечески).

- А как "по-человечески"?

- Сцена на кладбище - это "по-человечески"? Давайте с Вами посмотрим эпизод о том,   как жители Матёры узнали, что их кладбище разрушают.

(Это надругательство, самое настоящее. О туристах вспомнили, а о людях, которые здесь родились и жизнь прожили, нет).

  Выводы: Это надругательство, самое настоящее. Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ? И не может быть оправдано благо миллионов за счет бед пусть даже немногих соотечественников.

- Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов?

( У них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства. "Обсевки")

 - Кто противопоставлен Воронцову, Жуку? (Дарья)

- В чем заключается нравственная красота Дарьи?

 (Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать "могилки... изродные" на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село").

- Через что раскрывается образ Дарьи?

(Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы).

Деревенский неграмотный человек, она думает о том, что должно беспокоить всех в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Дарья понимает, что предшествующая материнская рать отдала для неё всё, что "правда - в памяти".)

-Что такое дом, изба для Дарьи? Но прежде чем ответить на этот вопрос –посмотрим эпизод проводов избы Дарьей.

(Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.)

-Она не только побелила, но выскребла полы, помыла окна, думая при этом: "Чует, ох, чует, куда я её обряжаю".

 - Какую характеристику вы дадите другим персонажам повести (Павел, Андрей)?

-(Павел хотел бы спасти Матёру, помочь Дарье, но бессилен. Он из тех, кто пытается докопаться до истины, оглядывается вокруг и задумывается о жизни. Но у Павла нет основательности, твёрдости. Это чувствует и Дарья, и сам Павел. Он признается, что слишком широко раскинулась для него правда: и Клавка с Андреем правы по-своему, и мать. Позиция Павла в итоге сводится к смирению: надо - значит надо, жить везде можно.

- Андрей: Правильно понимает Дарья: нельзя легко, безумно относиться к жизни. А Андрей всё торопится и не видит многое вокруг. Многое он воспринимает поверхностно. Такое отношение у него и к Матере. Он как бы занимает промежуточное место между Петрухой и Дарьей: он и избу сжигать не будет, но и остров ему не дорог. Он что-то потерял в своей жизни. И здесь, и на заводе у него нет пристанища, нет ему покоя, он всё ищет, где интереснее. Тревожно за него. "Он душу свою не подвинул", - говорит о нём Дарья. Вот это и есть главная потеря Андрея.)

  1. Подведение итогов урока

-Подведя итог нашей дискуссии, мы постараемся ответить на вопрос: в чем конфликт повести?

 (Конфликт философский – столкновение старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отрицая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом?)

-Какие же проблемы ставит в своих произведениях В.Распутин?

Писатель в своих произведениях ставит актуальные на сегодняшний день проблемы экологии,  нравственные проблемы воспитания, проблемы памяти  и любви к родной земле и т.д.

-Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную  в "Прощании с Матерой"?

(Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования: "К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас ине будет потом...". Но надежда все же преобладает: "Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине..."

Человеку, считает Распутин, "озлиться нельзя", он "на острие многовекового клина", которому "нет конца". Народ, как показывает писатель, требует "все нетерпеливей и яростней" от каждого нового поколения, чтобы оно не оставило без надежды и будущего все "племя людей". Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.)

-Позиция автора, на мой взгляд, такова: нельзя забывать вековые традиции народа, любить Родину, как мать, и не быть равнодушным к святыням.

-Подведя итог нашей совместной работы, мы постараемся ответить на вопросы:

-Что дала нам встреча с Матёрой?

( Прочитав повесть, я понял, что где бы я не родился и где бы не жил, я всегда буду помнить свою малую Родину, чтить память дорогих мне людей, оказывать всяческую помощь для процветания моей малой Родины)

-Я хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Зачитывается эпиграф.  Я желаю вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти четыре подпорки, чтобы вы никогда не забывали о доме родном.  «Живи и помни! Помни то место, «где ты появился на свет».  

  1. Домашнее задание

Развернутый письменный ответ на один из вопросов.

1. Можно ли считать В.Распутина противником прогресса?

2. Почему и ради чего написана В. Распутиным Повесть «Прощание с Матерой»

  1. Выставление оценок

Учащиеся самостоятельно оцени

        Список использованной литературы

 1.Курбатов В.Я.  Валентин Распутин: Личность и творчество. – М., 1992.  Панкеев И.А.              

 2. Тендитник Н.С.  Валентин Распутин. Колокола тревоги: Очерк жизни и творчества. – М., 1999.

3. Валентин Распутин: по страницам произведений. – М., 1990.

4.Андреева И.В.  Возвращение к истокам // Урок литературы. Приложение к журналу "Литература в школе". – 2001. - № 2.

5. Колобаева Л.А.  В. Распутин – рассказчик // Русская словесность. – 2002. - № 2.

6. Фомичева А.  Молчаливая наша земля. Материалы к изучению повести В. Распутина в 11 классе // Литература. – 2000. - № 18. – Май.

7.Распутин В.Г. «Прощание с Матёрой».-М.,2002

Лист самооценивания учащихся

     

№ п/п

Критерии оценивания

Я (Ф.И.)

Свободно выражал (а) своё мнение

Свободно  выражал (а)  свои эмоции

Излагал (а)   известные факты, знания

Приводил (а)   примеры из жизни

Работал (а)   творчески

Проявлял (а)   высокую работоспособность

Был активен в обсуждении проблемы

Итого баллов (3 балла – «3», 4 – 5 баллов «4», 6 – 7 баллов – «5»)

Оценка