Результаты и организация развивающей предметно-пространственной среды

Денисова Шончалай Начыновна

 

 Организация развивающей предметно-пространственной среды.

 

ФГОС ДО определил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в которые входят  требования к развивающей предметно – пространственной среде. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной и безопасной.

Развивающая предметно - пространственная среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования,  а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Принципиальным показателем высокого качества  среды является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей детей, создавать мотивацию их активной деятельности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда физкультурного зала должна обеспечивать и гарантировать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, приспособленной для реализации программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья;

- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам укрепления здоровья детей;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

Заполнение развивающей среды должно подбираться таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе.

 Для основных видов движения используются гимнастическая скамейка, доска гладкая с зацепами, доска с ребристой поверхностью, канат, скакалки, маты гимнастические, гимнастический мяч (фитбол), кегли, кольцеброс, мешочек с грузом, мяч набивной, мячи большие, мячи средние, мячи малые, мячи для волейбола,  футбола,  баскетбола, кольцо баскетбольное, стенка гимнастическая деревянная, дуги большая,   средняя,  малая, туннели.

Для общеразвивающих упражнений используются флажки, кубики, шнуры, платочки, гимнастические палки, кегли, мячики массажные, обручи, султанчики, мячи средние,  малые, гантели.

Для подвижных игр и эстафет используются маски, шапочки, кольца, обручи, кегли, ориентиры, кубики, мячики, клюшки, шайбы, ворота, прищепки, муляжи овощей и фруктов, ракетки для бадминтона, маленькие мячики: футбольный, баскетбольный, волейбольный, теннисные.

Безопасность: все спортивное оборудование и инвентарь изготовлено из безвредных для здоровья детей материалов. Все приобретаемое оборудование соответствует обязательным требованиям, установленным техническими регламентами и национальными стандартами. Спортивное оборудование закреплено и проверено, на основании чего составлен акт испытания спортивного оборудования и инвентаря.

Все оснащение физкультурного зала эстетически привлекательно, имеет современный дизайн, яркую окраску и изготовлено из современных материалов. Рабочий инвентарь ежедневно промывается проточной водой с мылом. Предметно-пространственная среда зала обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, способствует общению и совместной деятельности детей и взрослых. Физкультурный зал имеет хорошее естественное освещение благодаря 5 большим окнам. Полы покрыты специальным покрытием без щелей и имеют ровную не скользящую поверхность. Стены ровные, гладкие, окрашены в светлый тон. Системы отопления закрыты панелями и не выступают из плоскости стены.  Вентиляция обеспечивается естественным путем проветривания через окна и фрамуги.

Пожарная безопасность: физкультурный зал имеет два эвакуационных выхода, по центру потолка размещены 2 датчика пожарной тревоги на случай задымления.

Трансформируемость предметно – пространственной среды физкультурного зала подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации.

Спортивное оборудование зала размещено по периметру помещения, благодаря этому остается максимальное пространство для активной двигательной деятельности и проведения НОД. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности дети могут легко пользоваться любым спортивным инвентарем и пособиями, которые располагаются на открытых полках и стеллажах, находящихся в свободном доступе детей разных возрастных групп. Инвентарь можно перемещать, переставлять с одного места на другое в зависимости от образовательной ситуации  и поставленной задачи.

Использование мягких красочных модулей помогает трансформировать пространство, а полифункциональность материалов помогает изменить его в зависимости от образовательной ситуации, например, те же мягкие модули могут быть строительным материалом,  служить ориентирами или препятствиями в эстафете и подвижных играх.

Спортивно – игровые пособия, спортивное оборудование, а также спортивный инвентарь периодически меняется, появляются новые спортивные пособия и предметы, стимулирующие игровую, двигательную и исследовательскую активность детей. В зависимости от времени года или проектной деятельности МБДОУ в спортивном зале меняются наглядные и дидактические пособия,  игровой материал, также меняется и оформление стенда по физической культуре. Таким образом, развивающая среда является вариативной.

Так же в спортивном зале находится оборудование, сделанное педагогом, которое удовлетворяет потребности дошкольника в движении и приобщении его к здоровому образу жизни, самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию.

Нестандартное оборудование позволяет внести элементы новизны, необычности. Яркий цвет спортивного инвентаря способствует повышению интереса детей к играм и упражнениям, придаёт необходимую эмоциональную окраску, стимулирует их двигательное творчество.

Нестандартное оборудование является многофункциональным, удовлетворяет принципу гибкого зонирования, позволяет учитывать  возрастные особенности детей.

Наличие физкультурного   зала позволяет проводить не только утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, индивидуальную работу, динамические паузы, но и кружок «Ритмика», секцию борьба «Хуреш», что является принципом полифункциональности.

Правильное расположение спортивного инвентаря, позволяет рационально использовать время, отведенное на занятие, его разнообразие позволяет увлечь двигательной деятельностью, а творческий подход педагога обеспечивает неисчерпаемый интерес дошколят к занятиям в физкультурном зале.

В дальнейшем мы планируем продолжать работу по обновлению развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с современными требованиями. Привлекать родителей воспитанников  к оказанию помощи в организации развивающей среды.

 

5. Результаты творческой деятельности воспитанников, подготовка победителей и призеров (конкурсы, выставки, фестивали, спортивные мероприятия)