Эссе "Я-сельский учитель"

Каждый человек на земле имеет свое призвание, поэтому одним из самых важных решений в жизни является выбор профессии. У всех людей свои дороги, нельзя однозначно сказать, кто кого выбирает – человек – профессию или же наоборот, профессия оказывает самое важное влияние на дальнейшую судьбу. Я выбрала такой путь, который привел меня в сельскую школу…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_selskiy_uchitel.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый человек на земле имеет свое призвание, поэтому одним из самых важных решений в жизни является выбор профессии. У всех людей свои дороги, нельзя однозначно сказать, кто кого выбирает – человек – профессию или же наоборот, профессия оказывает самое важное влияние на дальнейшую судьбу. Я выбрала такой путь, который привел меня в сельскую школу…

Окончив высшее  заведение по специальности социальный педагог, я пришла работать в школу. Сельская школа всегда была особым миром с особыми отношениями. Здесь все словно большое дружное семейство: учителя, школьники, родители. Все друг друга хорошо знают, стараются поддерживать по мере сил и возможностей, все вместе организуют праздники, мероприятия и т.п. В этом большом и разнообразном коллективе особая роль принадлежит именно учителям, которых многие считают вторыми родителями.

Социальный педагог – это не просто профессия, а особый образ жизни, состояние души, целая вселенная, открытая для всех тех, кто хочет найти свой путь в жизни, кому нужна поддержка и внимательное отношение к проблемам.

Социальный педагог может предстать в образе внимательного слушателя, мудрого советника, верного союзника, грамотного консультанта и стороннего наблюдателя, который всегда подходит к рассмотрению ситуации непредвзято, он не вешает ярлыки, не дает оценки личности, не пытается давить авторитетом, от него не услышишь бестактного вопроса. Он всегда идет навстречу саморазвитию, самосовершенствованию в своей непростой профессии. Социальный педагог должен стать для всех незаменимым помощником и настоящим другом.

Профессия «социальный педагог» отличается многогранностью. В своей работе я в одном лице заменяю собой и психолога, и воспитателя, и юриста, и организатора. В обязанности социального педагога входит работа с трудными и проблемными детьми из социально неблагополучных семей, с детьми-инвалидами, с отстающими в учебе, с теми, кто пережил душевные травмы.

К социальному педагогу спешат обратиться в трудную минуту школьники и учителя, воспитатели и родители. Все нуждаются в сочувствии, поддержке, особенно в то время, когда кажется, что потеряны все надежды, а своих сил для решения навалившихся проблем просто не хватает. Социальный педагог становится для них тем, от кого ждут помощи, доброго слова и мудрого совета.

Сейчас моя профессия стала очень нужной и востребованной, ведь процент преступности растет, стало много детей с нарушениями, многие родители относятся к своим детям с неподобающим равнодушием. Все эти сложные социальные факторы требуют внимания, которое может оказать социальный педагог.

Я работаю и общаюсь с детьми, веду профилактическую работу с трудными подростками, провожу различные мероприятия, чтобы быть на один шаг впереди, ведь всегда проще предвидеть ошибку ребенка и не дать ему сделать неверный шаг, чем потом долго и мучительно бороться с последствиями.

Ко мне часто обращаются родители, которым трудно воспитывать своих детей. В жизни приключается немало ситуаций разного характера, порой моя работа проходит вместе сотрудниками полиции, когда мы совместно проводим профилактические работы. Наши интересы в данном случае становятся общими – защита детей, предотвращение каких-либо дурных поступков с их стороны.

Увеличение числа наркоманов, алкоголиков, рост жестокости в обществе – все эти неблагоприятные факторы сделали профессию социального педагога просто очень необходимой. У подростков еще не сформирована личность, они очень податливы к влиянию окружающих, которое не всегда несет позитив. Моя задача в этом случае заключается в обеспечении профилактических мероприятий, направленных на выявление различных отклонений в поведении ребенка, в его общении. Это поможет эффективно очистить его социальную атмосферу от негативных факторов.

Я не могу точно сказать, что же для меня работа социального педагога – моя социальная ответственность или стиль жизни. Задавая себе эти вопросы, я понимаю, что на них нет однозначного ответа. Мне кажется, это идет от того, что ключевая цель моей работы заключается в развитии, воспитании у ребят нравственных качеств, формировании духовно-обогащенной личности, которая сможет построить свое будущее достойным звания настоящего Человека.

Мою работу сложно назвать легкой, в нее нужно вкладывать очень много сил, как физических, так и душевных. Мне нередко приходится иметь дело с равнодушными неблагополучными родителями, которые относятся к своим детям и их проблемам попустительски и настраивают их на такое же отношение к жизни. Очень нелегко бывает найти точку соприкосновения с трудными детьми, которые озлоблены на мир и никому не доверяют. Здесь нужно приложить немало сил, но оно того стоит, ведь ни с чем нельзя сравнить истинную радость, когда социальный педагог видит, что удалось оказать ребенку реальную помощь, которую он принял, пропустил через себя и встал на путь исправления.

Самое главное в работе социального педагога – уметь увидеть и оценить в детях их индивидуальные особенности, которые делают нас такими разными. Нужно понимать, что дети – это тоже люди, у которых есть своя система ценностей, свои чувства, эмоции и мировоззрение. Нужно постараться приложить все силы, чтобы ребенок увидел в социальном педагоге не врага, не надзирателя, а друга, советчика. Для этого нужно уважать личность каждого ребёнка

В небольшом селе, в котором все знакомы, очень велик груз ответственности педагогов за судьбы детей. Педагоги воспитывают не одно поколение детей, им важно в каждом ученике рассмотреть его изюминку, индивидуальные особенности, они помогают сделать жизненный выбор, но при этом важно, чтобы у детей осталось замечательная сельская доброта, естественность в чувствах и отношениях, уважение к своим землякам, традициям села и его природе.

Да, меня подстерегало немало трудностей и сложностей, но вместе с ними я чувствовала, что расту над собой. Учеба в институте не дает всего того бесценного опыта, который приходится постигать самостоятельно в процессе работы. Важно не только досконально знать теоретическую базу, но и научиться разбираться в людях. Я быстро поняла, что основой качественной работы социального педагога является именно профессионализм, который поможет справиться со всеми текущими ситуациями, даст возможность увидеть проблему изнутри. Сложно, конечно, составить беспроигрышный рецепт успеха для педагога. Его просто не существует, у каждого учителя свой подход, свои секреты, но я считаю, что в основе моей деятельности лежат такие вечные истины, как доброта, честность, искренность, уважение, помноженные на профессиональный подход.

Конечно, большую роль в формировании образа педагога для детей играют и его личные качества. Для меня основополагающими качествами являются естественность, доброжелательность, открытость, деликатность и конкретность. Мне очень помогает дополнительное музыкальное образование, различные виды социально-культурной деятельности, участие в курсах повышения квалификации, плодотворное общение с коллегами.

Сельские дети приходят в школу, которая становится для них новым интересным миром, они учатся, постигают разные премудрости, всесторонне развиваются. Мне, как социальному педагогу, нравится быть для них настоящим маяком, мудрым наставником, который осознает всю важность своей великой миссии. Я помогаю им обрести ориентиры в мире, в котором они живут, учу различить добро от зла, ложь от правды. Я всегда готова встать на защиту своих учеников и помочь им решить трудные жизненные ситуации, которых в школе и вокруг нее происходит немало.

Я люблю свою работу, люблю то, что делаю. Мне важно видеть благодарность в глазах детей, тех, кому я дарю кусочек своей души и сердца, кусочек себя. Я считаю, что отношения должны всегда строиться на взаимном уважении, доверии, взаимопонимании. Только так можно добиться выполнения своей великой миссии. Доверительная обстановка, атмосфера согласия и понимания помогают заглянуть в душу каждого ребенка, увидеть его беды и радости, разглядеть в нем личность и помочь ей раскрыться.

Великий античный философ Сократ сказал: «В каждом человеке есть солнце, нужно только дать ему светить». Я уверена, что талант скрыт в каждом ребенке, а моя задача, раскрыть потенциал ученика, дать ему возможность показать себя со всех сторон, раскрыть свою личность, чтобы она засияла всеми своими гранями.

Автор: социальный педагог МОУ «Красночикойская СОШ №2»

 Наталия Васильевна Малых