СТАТЬИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Белякова Марина Михайловна

Данная страница содержит авторские статьи и статьи ,

которые автор сайта рекомендует для ознакомления

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Феномен поэзии С.А.Есенина состоит прежде всего в том, что он соединил, по мысли Георгия Иванова, «два полюса искаженного  и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего». Лирический герой Есенина философски размышляет над происходящим в России, пытается определить место человека, его духовные и  нравственные ориентиры в cложное для Родины время, обращаясь то к временному, то к вечному. С удивительной  искренностью и исповедальностью  поэт покаянно выносит на суд читателя свою духовную борьбу, свои заблуждения. В этом можно разглядеть духовное мужество Есенина, ставящего важнейшие вопросы человеческого бытия в предельной откровенности.  Особенностью философской лирики поэта является и то, что она запечатлевает духовный путь поэта с ошибками и прозрениями, характерными для человека его поколения. Поэт философски осмысляет  путь человека  только в незыблемой связи с Родиной, а поэтом называет лишь того, кто имеет чувство Родины.

      Лирический герой  поэзии С.А.Есенина проходит путь трудной духовной эволюции, которую мы будем рассматривать в логике условного разделения его творчества на этапы: 1)дооктябрьская лирика(до 1917),2) послеоктябрьская  лирика (1 ступень (1918-1919,2 ступень ( 1920-1921,3 ступень(1922-1925)). Вопросы, которые решает в своем творчестве поэт, разнообразны:

роль поэта и назначение искусства,

жизнь и смерть,

любовь и дружба,

проблема духовного выбора,

 но главной для него все же остается

задача отношений человека и Бога, то есть вопрос веры.  

                                                                                                                   1)Дооктябрьская лирика. 

Ранняя лирика Есенина собрана в сборнике «Радуница», что означает день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так величали  на Руси и первые весенние дни. В самом названии мы видим метафору:  вера в вечное воскресение всего живого, ассоциация с весной, порой любви и цветения. В творчестве данного периода широко представлена христианская символика(березы – «большие свечки», ели – монашки, ветер – схимник) и связь с фольклором.  В  сборнике стихотворений «Радуница» поэт размышляет о красоте родного края, о гармонии, царящей в природе ( Стихи : «Гой, ты, Русь моя родная…», «Край любимый. Сердцу снятся…», «Сыплет черемуха снегом…»). Читая эти стихи, мы видим, что поэта привлекают темы и образы, связанные с христианским бытом. Есенин передает в художественном образе главную составлюющую  русской ментальности – соборность. Весь тварный мир у Есенина  -   храм, как и сама природа. Все это создание Господа:

                               Земля моя златая // осенний светлый ХРАМ…

Тихой и светлой радостью проникнуты ранние стихи, кротость и смирение лирического героя  перед красотой Божьего мира пронизывает его мироощущение.

   В стихотворении «Бегство» ( 1915) мы наблюдаем мотив  духовного соблазна, с которым борется лирический герой:

Храня завет родных поверий –

Питать к греху стыдливый страх,

Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

…Как об ножи стальной дорогой

Рвались на камнях сапоги,

И я услышал зык от Бога:

«Забудь, что видел, и беги!»

Приезд в Петербург стал для молодого Есенина духовным распутьем.В петербургский период жизни молодого поэта, попавшего в гущу событий Серебряного века, соблазн религиозной мистики в духе символистов Мережковского, Гиппиус, А.Белого был достаточно серьезным искушением. Неохристианские идеи пронизывали сознание творческой интеллигенции, в общение с которой вступает поэт.В стихотворении «Бегство» показано зыбкое  состояние  лирического героя, которому необходимо сделать правильный выбор.  Лирический герой принимает решение быть с Богом. Влияние православия на ранний период творчества Есенина неоспоримо, как и неоспорима светлая позитивная энергетика его поэзии этого периода:

Чую радуницу Божью –

Не напрасно я живу,

Поклоняюсь придорожью,

Припадаю на  траву.

Между сосен. Между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком в кольце иголок

Мне мерещится Исус.

В преддверии революции мироощущение поэта связано с православием.
Следующий этап в лирике Есенина наглядно демонстрирует нам духовный раскол и пути его преодоления поэтом и его лирическим героем.

2. Послеоктябрьская лирика.

Законы духовной жизни, направляющие судьбу каждого человека, создают решение многих философских проблем и определяют основные мотивы его творчества.  В 1917 году происходит духовный переворот в сознании поэта, который

«с крестьянским уклоном принимает революцию». Россию охватывает духовное помрачение, которое монахи Оптиной Пустыни определили как массовое беснование.  Духовное помрачение входит  и в сознание поэта , отражаясь  на его творчестве.  В стихотворении «Инония», например,  поэт пишет шокирующие нас строки: « Тело, Христово тело // выплевываю изо рта». Кощунство этой фразы бесспорно, но что так резко меняет мироощущение лирического героя? В чем причина такой метаморфозы в его сознании?  Круговорот событий, духовное помрачение, охватившее страну, вирусом проникают в душу поэта, рождая в его сердце сомнение.Но  сомнение нередко посещает  даже верующих людей, а мировоззрение  человека  часто укрепляется в процессе духовных мук. Однако сомнение не всегда приводит к истине.  Эти духовные борения мы  и наблюдаем в поэзии Есенина данного периода. Его лирический герой впитывает богоборческие мотивы, характерные для живой действительности, расколовшей общество после революции 1917 года.   С имажинистами ( имажинизм рождается в 1919г, Есенин становится членом данного модернистского течения в литературе Серебряного века) связывают такой скандальный поступок Есенина, как роспись наружной  стены Страстного монастыря строчкой из своей поэмы «Преображение»: «Господи, отелись!» Эту строчку восприняли как богохульство, однако поэт вкладывал в нее совсем иной смысл, нежели чем тот, который воспринимался буквально. Словом «отелись» Есенин призывал Господа «войти в тело», то есть воплотиться. Именно так сам поэт трактовал эту строчку своему другу поэту Орешину. И,  тем не менее, данная ситуация не может восприниматься позитивно, так как любого содержания строки на стене  монастыря – богохульство.  Лирический герой вступает в пору духовного раскола. Наиболее глубоким кризисом можно отметить стихотворения  1920 – 1921 гг «Исповедь хулигана», цикл «Москва кабацкая» и др. стихи  1920-х гг. говорят о мучительном духовном надломе, который произошел тогда с Есениным.  В лирике этого периода  начинают звучать мотивы  прощания с молодостью,  предощущения гибели , душевной  усталости и рока ( «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «куда несет нас рок событий», «трубит, трубит погибельный рог»). Но с 1922 года  в творчестве Есенина появляется мотив покаяния. Совесть побуждала поэта к исповеди за ошибки прежних лет, в чем он сам признавался поэту Всеволоду Рождественскому: « Пишу не для того, чтобы что-то выдумать. А потому,  что душа просит. Никого ничему не учу, а просто исповедуюсь перед всем миром,  в чем прав и в чем виноват». 

    Раздумья о собственном несовершенстве,чувство вины ,  раскаяние в слишком легком отношении к жизни и к своей миссии на земле – мотивы, которые составляют стержень философской лирики Сергея Есенина  1922-1925гг. Его лирический герой  подходит к зрелому осмыслению своего духовного пути. Это  находит отражаение  в его стихах : « Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Гори, звезда моя. Не падай», «Мы теперь уходим понемногу». Настроение  лирического героя  того периода хорошо передают строки из стихотворения «Жизнь – обман с чарующей тоскою..»:

Жизнь – обман с чарующей тоскою.

Оттого так и сильна она,

Что своею грубою рукою

Роковые пишет письмена….

Но и все ж, теснимый и гонимый,

Я, смотря с улыбкой на зарю,

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю.

В 1923 году в письме к поэту Кусикову Сергей Александрович напишет: «Перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской…» Осмысление исторических реалий выливается в поэму «Страна негодяев», привезенную Есениным из-за границы. Гражданское и духовное мужество в стране большого террора – понимать смысл происходящего.   Строчка : «Друг мой. Друг мой, прозревшие вежды // закрывает одна лишь смерть» - становится пророческой в судьбе поэта.  

    Особое место в философской лирике Есенина занимает поэма «Черный человек», где доминирует мотив смерти.  Разговор с черным человеком – диалог с собой, со своим отражением в зеркале.   Черный человек – реминисценция из пушкинской трагедии  «Моцарт и Сальери».  Традиционно данный образ воспринимается  как предвестник гибели. Обреченность и ощущение страха  лирического героя в поэме вполне оправданы, так как  Россия  20-х гг. ХХ века охвачена волной «большого террора». В стихотворении Мандельштама о более позднем историческом периоде в жизни страны будет сказано: «…жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных». Черный гость – это художественный образ, который соединяет в себе как внутренний раскол героя, так и  обстоятельтва( страна охвачена арестами, массовым террором), позволяющие герою ощущать возможность вторжения в свою жизнь извне. Состояние героя  выходит за рамки душевного равновесия. Он испытывает страх и раздражение одновременно.  Исповедальность поэмы  налицо: построенное  в форме диалога, произведение воссоздает сложность духовных прозрений и глубину  страдания  лирического героя при осознании им ошибок своей жизни и истинного значения судьбы на фоне трагической истории Родины. Предъявляя жестокий счет за прожитую жизнь, черный человек иронизирует, о он мешает истинному покаянию героя, приводит его к бешенству, отчего трость летит в зеркало и разбивает его.В финале поэмы мираж рассеивается, уходят страх и раздражение, но одиночество берет верх: « Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало… ».  К каким философским выводам приводит нас Есенин в поэме «Черный человек»?

    Немаловажным будет напомнить, что первый вариант поэмы Есенин читал свои друзьям уже в 1923 году по возвращении из-за границы, где его поразил цинизм и духовная опустошенность людей.  Поэт приодит нас к мысли о незащищенности человека от темного как в себе, так и вовне при его богооставленности. Его лирический герой все же лишь герой, отражающий мысль поэта, и вряд ли можно ставить знак равенства между ним и автором даже при глубокой исповедальности лирики Есенина.

    Мы проследили эволюцию лирического героя поэзии Есенина в решении сложных философских вопросов.  Нет необходимости говорить о жизни поэта со страстями, ошибками, грехами, падениями, заблуждениями. В горниле сомнений росла философская зрелость Есенина. Но можно сделать главный вывод о поэте. Преодоление себя, своей души в слове и обретение своего духа через слово есть самое таинственное и могущественное в его творчестве.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

 Осознание человеком своего места в мире,  уход от суетного к вечным истинам – вот путь лирического героя Есенина, так точно обозначенный в последней цитате из стихотворения «Не жалею, не зову. Не плачу..».

                                                                                                             



Предварительный просмотр:

КНИГА СТИХОВ ЮРИЯ ЖИВАГО КАК ДУХОВНАЯ БИОГРАФИЯ ГЕРОЯ РОМАНА Б.ПАСТЕРНАКА

«образ мира, в слове явленный»

(Б.Л.Пастернак)

Анализ стихотворений Б.Пастернака из романа «Доктор Живаго» «тетрадь Юрьевых писаний» – поэтический цикл, являющийся 17 (заключительной) главой романа.


Живаговский стиль включает в себя стихотворения, написанные в период с 1946 по 1953 годы (25 стихотворений), чрезвычайно разнообразные по жанру и лирической тематике. Стихи теснейшим образом связаны с прозаическим текстом романа. Но при этом отсутствует полное тождество между автором и героем – как в личном («биографическом»), так и профессиональном («творческом») плане. Иными словами – те моменты, которые дают нам возможность осмыслить индивидуальные особенности стихотворений цикла как
художественный прием, позволяющий раскрыть образ главного героя, врача и поэта-дилетанта Юрия Андреевича Живаго, во всей его полноте и многогранности, показать его внутренний мир, проследить основные вехи его духовной и творческой эволюции, а также осуществить философско-символическое переосмысление отображаемых в романе реальных исторических событий.


Лирическое «Я» живоговского цикла во многом порождается реальностью именно романной действительности. А это значит, что «Стихотворения Юрия Живаго» необходимо рассматривать лишь с точки зрения единства поэтического и прозаического частей романа.

Стихотворения цикла выполняют 2 функции:


многие повествовательные образы – чаще бытовые или «природные» - находят свое переосмысление в том или ином стихотворении цикла;


выявление подтекста – оценочных суждений, основных идей и содержательных мнений, скрытых в прозаическом тексте.


Примером первой функции является стихотворение «Зимняя ночь» (№15):


Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

С горящей свечи начинается, по сути, основное действие романа, сюжетное развитие которого строится на случайных встречах и совпадениях, причем именно случайность становится закономерностью.

Одной из таких случайностей становится сцена встречи Лары и Паши Антипина (ч.1 гл.9); многое изменившая в их судьбе:
«Лара любила разговаривать в полумраке при зажженных свечах. Паша всегда держал для нее не распечатанную пачку. <…> Комната наполнилась ярким светом. Во льду оконного стекла на уровне свечи стал протаивать черный глазок». И буквально через две страницы (ч.1 гл.10) мы читаем потом, как Юра и Тоня, ничего еще не знающие о тех испытаниях, через которые должно пройти их взаимное чувство, едут в извозчичьих санях на елку к Свенцитским. «Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало.

«Свеча горела на столе. Свеча горела…» - шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой без принуждения. Оно не приходило».

Существует предположение, что стихотворение «Зимняя ночь» – первое стихотворение Живаго, а значит, мы присутствуем при рождении поэта. Так вполне могло быть – и это символично, так как данная встреча происходит в конце светлого праздника Рождества Христова. Но в ч.1 гл.2 уже есть упоминание, что Юра
«еще с гимназических лет мечтал о прозе, о книге жизнеописаний», но «отделывался вместо нее написанием стихов». Во всяком случае, «Зимняя ночь» – одно из первых стихотворений Живаго, хотя в цикле оно 15, а цикл начинает самое позднее стихотворение «Гамлет». Значит, в построении цикла прослеживается не хронология, а нечто другое.

Свеча – не просто бытовая «подробность»; прежде всего это многозначный и емкий символ, подлинный смысл и значение которого раскрывается только в «Зимней ночи». Однако уже в прозаической части романа есть эпизод, где явно намечается её
символическое переосмысление: «Лампа горела ярко и приветливо, по-прежнему. Но больше ему не писалось. Он не мог <…> успокоится <…> в это время проснулась Лара.

 А ты все горишь и теплишься, свечка моя яркая! – <…> сказала она». Эти слова Лары, обращенные к Юрию Андреевичу и преисполненные безграничной нежности и любви, полны символического смысла: горящая свеча уподобляется не только человеческой судьбе, жизни, всецело отданной творчеству, но и вере – истинной, животворящей, деятельностной вере. В таком значении символ свечи восходит к словам Христа, сказанным в Нагорной проповеди: «…зажегши сечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Евангелие от Матфея 5,15). Именно таким светом проникнуты жизнь и поэзия Юрия Живаго. Но символ свечи характерен не только для образа главного героя.

Зажженная свеча фигурирует и в сцене последней встречи Живаго и Стрельникова, когда Юрий Андреевич слышит страстный монолог – исповедь бывшего комиссара – некогда всесильного, облаченного полномочиями распоряжаться судьбами сотен тысяч людей, – а ныне затравленного, скрывающегося и уже принявшего роковое решение самому поставить точку в своей судьбе:
«<…> Если вы спалили еще не все мои свечи, <…> давайте поговорим еще чуть-чуть. Давайте поговорим, <…>, ночь напролет, при горящих свечах». Бывший комиссар, беспартийный «военспец», всего себя отдавший искреннему бескорыстному и фанатичному служению великой Идее, во имя Идеи отрекшийся даже от собственного имени, хочет не столько возврата к прошлому – что же невозможно – сколько воспоминания о нем; он стремится если не стать вновь тем Пашей Антиповым, которого полюбила Лара, с которым она говорила тогда, при свечах, то хотя бы объединить две своих ипостаси, воскресить тот памятный вечер, воссоединить – пусть на миг, на одну ночь – все прошлое и настоящее, то, из чего складывалась его жизнь, казалось бы, навсегда разделенная надвое революцией и гражданской войной.

И уже после смерти Юрия Живаго, прощаясь с ним, оплакивая его, как Магдалина, Лариса Фёдоровна вспоминает: «Ах, да ведь это на Рождестве, был разговор с Пашей – мальчиком в этой комнате», напрягая память, пыталась вспомнить этот разговор, но ничего не могла припомнить, кроме свечки, горящей на подоконнике, и протаявшей около неё кружка в ледяной коре стекла. Могла ли она думать, что лежащий тут на столе умерший видел этот глазок проездом с улицы и обратил на свечку внимание?

На важность образа – символа горящей свечи указывает и тот факт, что одним из вариантов заглавия романа было «Свеча горела». Но почему Б.Пастернак его не оставил? Как бы красиво оно не звучало, оно не соответствует его замыслу и основной идее романа, т.к. жизнь уподобляется свече, горящей в ночи.
Но свеча не может не догореть, жизнь не может не погаснуть. Смерть преодолевается бессмертием. Искусство, символом которого является свеча, для Б.Пастернака является одним из средств достижения бессмертия.

Стихотворение «Зимняя ночь» очень интересно. Состоит из 8 строф:

1 строфа – описание пространства –
вся земля, все пределы

2–3 строфа – описание метели –
хлопья, метель

4–5 строфа – описание человека и свечи –
человек как ангел, свеча как ангел

6 строфа – описание метели –
снежная мгла

7 строфа – описание свечи –
человек как ангел, свеча как ангел

8 строфа – описание времени –
весь месяц, февраль

Стихотворение делится на 4 части, каждая из которых заканчивается рефреном (повтором):

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Кольцевое построение (анафора) 1 и 8 строфы начинаются
«Мело…»

В стихотворении прослеживаются 3 пласта бытия:

Природа ← Человек ← Свеча, как символ жизни → Ангел → Природа

Пастернаковская тема (традиции Тютчева) – Природа не фон, не декорация, а вечный главный организм, имеющий душу, язык, способный любить.


Примером второй функции являются стихотворения «Гамлет», «Сказка», «Гефсиманский сад» и др. Особую значимость приобретает структура цикла.


Стихотворения «Гамлет» и «Гефсиманский сад» выполняют функцию вступления (
основная проблема) и заключения (обобщения, выводы). Из 23 оставшихся стихотворений 8 написаны на евангельские темы, они отражают события, которые происходят в бытийном надличностном плане, их звучание общечеловеческое. Евангельскими стихами начинается изображение картин жизни на земле:

«На страстной» – приезд Живаго в Варыкино – и ими заканчивается изображение жизни в вечности:

«Дурные дни» – вновь события страстной недели, но уже в Иерусалиме. Рамочная композиция, реализованная стихами «На страстной» и «Дурные дни», напоминает временной природный круг, по которому все возрождается и возвращается «на круги своя» и, соответственно, имеет важное идейно-художественное содержание.


Идейно-тематические блоки


«земной» (бытовой)

20


«душевный» (бытийный)


13


7


3


Повествование о природе и ее одухотворенных сторонах; земные страсти человека вписаны в ее канву. Герою мало почувствовать себя рыцарем, сражающимся с драконом, воплощением земного зла
/«Сказка»/. Это его приблизит к преображению, но не дарует его /«Август» – 1 кульминация/. Преображение нужно выстрадать, пройти через испытания. Развитие темы бессмертия человека и идеи воскресения!


Лирический герой проходит испытание любовью, будто заново рождается и переживает чудо самосожжения, постигая смысл бытия и добровольного страдания.

(4 на евангельскую тему)

/
«Чудо» – 2 кульминация/.

В
«Земле» подтверждается открытие героя: жить «…чтобы тайная струя страданья согрела холод бытия».


«Дурные дни»

«Магдалина», ч.1

«Магдалина», ч.2


Наблюдается восхождение от материального к духовному, когда материальное трансформируется в неосязаемое, но очень существенное в жизни человека.

Я может, обнимать учусь

Креста четырехгранный брус…

Но пройдут такие трое суток…

Что за этот страшный промежуток

Я до воскресенья дорасту. /«Магдалина»/

На этом остановился Б.Пастернак, это та высота прозрения, которой он достиг в своем романе «Доктор Живаго» – «в новой книге Бытия». Это духовный уровень и отражает его герой Юрий Живаго.

1-я часть:


«Март», «
На страстной», «Белая ночь», «Весенняя распутица», «Объяснение», «Лето в городе», «Ветер», «Хмель», «Бабье лето», «Свадьба», «Осень», «Сказка», «Август».


«
Зимняя ночь», «Разлука», «Свидание», «Рождественская звезда», «Рассвет», «Чудо», «Земля».


Революция таит в себе смерть. Несет в себе смерть всему истинно творческому и живому. Все это было бы безнадежно и мрачно, если бы автор не пытался отыскать исход. Но никакого иного выхода не могло быть вне попытки христианского осмысления истории. Сам Пастернак признавал, что такое осмысление было основной целью замысла романа. Но замкнутость на земной истории неизбежно приводит к пессимизму (сравнение с Раскольниковым).
Попытки вырваться хотя бы мыслью за рамки земного бытия дают надежду на воскресение. Однако поиски пути к бессмертию Юрий Живаго совершает в сугубо земном понимании, в земном кругу страстей. Духовное оборудование для движения к бессмертию у него сводится к нескольким понятиям, почерпнутым из Евангелия: любовь к ближнему, свобода личности и жертвенное начало жизни. Так Пастернак выстроил свою схему достижения бессмертия, нашел ее «чрезвычайно новой» и отразил в книге стихов своего героя.


Соотношение сюжетов книги I и II: прозы и поэзии.


ч.1 гл.15
«У него был бред две недели…», «Надо воскреснуть» – «На страстной»


ч.15 гл.1-2 «Дурные дни»


ч.15 гл.16
«Вот и снова вместе, Юрочка…», «Л.Ф. провела несколько дней в Камергерском» – «Магдалина»


ч.1 гл.9-10 «Зимняя ночь»


ч.1 гл.1
«Шли и шли и пели «Вечную память»…», «Он подошел к мальчику и увел его с кладбища» – «Гефсиманский сад»


В стихотворении «Гамлет» отразилась трагическая судьба русской интеллигенции, которая подобно шекспировскому герою приходилось решать, быть или не быть, и выбирать, кому вручить свою жизнь. В «Гамлете», написанном в 1946г., не могла не прозвучать скорбная нота по тем, кто был репрессирован в годы сталинского террора (вспомним хотя бы Н.Гумилева, обвиненного в заговоре, О.Мандельштама или доведенную до самоубийства М.Цветаеву, В.Маяковского, С.Есенина) или вынужденные покинуть Родину в годы революции и гражданской войны (хотя бы И.Бунина).


Это первое стихотворение из книги Юрия Живаго. В нем один образ входит в другой:


размышление принца Датского


актера, исполняющего его роль


«гамлетизирующего» человека


сам Пастернак


Понимание жизни человека как роли, данной свыше, которую он волен играть или не играть /«быть или не быть»/, но если играть, то играть хорошо. Эта мысль пронизывает весь роман. Отсюда сопряжение образов Христа и Гамлета – в самый важный момент их жизни – выбора жертвенного пути. То, что это стихотворение принадлежит Ю.Живаго, проясняет его жизненную позицию. В наше время даже убежденный атеист существует в системе духовных координат, заданных Христом. Именно Христос сказал о личной ответственности человека за прожитую жизнь, и потому главные черты современного человека –
идея свободной личности и идея жизни как жертвы. В стихотворении они определяют судьбу всех подразумеваемых героев. Роман Б.Пастернак утверждает возможность абсолютной духовной свободы, внутренней независимости от внешних обстоятельств. Это противоречит всем предшествующим писателям, литературе, утверждающей, что среда и обстоятельства накладывают свой отпечаток на сознание человека. Б.Пастернак свое убеждение о возможной духовной свободе, которая особенно выражается в творчестве, проиллюстрировал роман «Доктор Живаго». И, видимо, собственной жизнью.


Стихотворение «Гефсиманский сад» – это подведение итогов всему, что хотел сказать Б.Пастернак целым произведением. Он хотел показать правду жизни и доказать, что она основана на внутреннем мире человека. И что бы не случилось, человек сохранится, если будет оставаться самим собой, не потеряет свою индивидуальность, не поддастся всеобщему хаосу и суете. Примером идеального жизненного пути в стихотворении является жизнь Христа. Человек должен жить в гармонии с природой и самим собой, уметь жертвовать, если эта жертва освобождает тебя.


Он отказался без противоборства,

Как от вещей, полученных взаймы,

От всемогущества и чудотворства…

Человек должен в душе хранить вечные заветы:
«Не убий» – первый из них.

Страдание возвышает человека, одновременно делая его
«земным» более чем другие люди. Человек, выпивший чашу скорби до дна в этой жизни, становится бессмертным и принадлежит вечности.

Жизнь – книга, а каждый прожитый день – еще одна страница. Эта книга
«дороже всех святынь». Человек, который стремится оставить после себя вечную светлую память, отвергает насилие и достижение цели путем жестокости и убийства. Он направляет свои силы и таланты в другое русло и существует по другим законом бытия.

Спор нельзя решать железом,

Вложи свой меч на место, человек.

Если человек обращается к насилию, значит, он слабый, его духовный мир пуст, ему негде найти поддержки. Такой человек несвободен, он в общем потоке истории, он теряется и гибнет в этом потоке или физически или духовно.

В первых проявлениях Ю.Живаго воспринимал революцию как
«чудо истории». Но, приняв ее, герой не может согласиться с ее целями, которые достигаются кровопролитием. И, чтобы «не отступаться от лица», то есть от самого себя, он осуждает и «белых», и «красных». Он не хочет вмешиваться в братоубийственную войну. Даже в партизанском отряде Живаго удается остаться «над схваткой». С точки зрения Б.Пастернака, революция – это часть природы, ее нельзя ни оценивать, ни отвергать, ее надо принять, но не «переждать», а пережить, моля

Чтоб чаша смерти миновала.

Найдя для себя истинные идеалы в жизни,
«по-своему переосмыслив Евангелие», Юрий Живаго пытается нам показать в своих стихах правду и ценности жизни: природу, любовь, дом, космос. У человека должно быть что-то святое, чтобы жить этими ценностями, черпать в них силы и поддержку.

С богатым внутренним миром жизнь человека более осмысленна, так как этот человек на все смотрит шире, с большим пониманием, проникая в глубь явлений. Он не убивает время на мелочную суету, а задумывается о каждом прожитом дне. Такой человек предчувствует, когда пробьет
«час сына человеческого», и дорожит жизнью. «О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо!» – в жизни эти слова принадлежат Пастернаку, в романе – Юрию Живаго. Мир от человека неотделим, один человек его не изменит, слабого душой этот мир сломает, а человеку, знающему, чего он хочет в жизни, мир подчинится:

Сейчас должно написанное сбыться,

Пускай же сбудется оно. Аминь!

Главная идея стихотворения – не в утверждении силы революции, эта сила разрушительная для природы и человека, а в признании Евангельского толкования истории:

Ты видишь, ход веков подобен притче

И может загореться на ходу…

Во имя страшного ее величья

Я в добровольных муках в гроб сойду.

«Гефсиманский сад» – вольное поэтическое переложение 26-й главы Евангелия от Матфея. Из книги Бытия известно, что Гефсиманский сад – место, где Иуда предал Христа за 30 серебряников. В этом стихотворении притча о предательстве приобретает еще один смысл. Речь идет о предательстве, но и
о не предательстве самого себя. Христос пошел на самопожертвование во искупление человеческих грехов:

он в руки грешников себя предаст.

Другого пути для него нет. Об этом мы прочитали в самом начале:

Лужайка обрывалась с половины. - бытовое – жизнь

За нею начинался Млечный путь. - бытийное – вечность

Если б было можно жизнь повернуть по-другому,
«чтоб эта чаша смерти миновала», «неужто тьмы крылатых легионом

Отец не снарядил бы мне сюда?»

И добровольный выбор сделан…

Жизнь человеческая как сцена, люди – актеры, и в большинстве своем, наверное, марионетки, которые живут по принципу стадности, не мысля о завтрашнем дне. Такими выглядят в стихотворении все, кроме Христа и Иуды. Но если человек верит в себя, находит в себе силы отрезать пути, ведущие в темный мир предательства, насилия и абсурда, то он уже никогда не упадет и не погибнет, так как знает истинную цену духовной свободе, знает, что она достигается через самопожертвование, через смерть. Такова цена бессмертия, воплощенного в памяти.

Пророчески звучат заключительные строки 2-ой книги:

Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

«Гефсиманский сад» заканчивает роман письмом–предупреждением, что
«что ход веков подобен притче», все может повториться, если люди не извлекут уроков из истории, забудут то, что было.

Моление о чаше – общая тема «Гамлета» и «Гефсиманского сада».

Роман заканчивается стихотворением «Гефсиманский сад». Смысл его перекликается со стихотворением «Гамлет». Если «Гамлет» содержит в себе идею осознанной необходимости жертвенного выбора, того самого Моления о Чаше включается в контексте евангельской истории. «Гефсиманский сад» – смысловой итог всего романа. Последние две строфы разъясняют смысл для всей истории подвига Христа: отказ от оружия, как средство решать споры. В этом есть ответ Б.Пастернака на претензии любых революционеров: путем насилия изменить к лучшему. Путь Христа – добровольное принятие судьбы во имя торжества добра.

В этой связи интересно будет определение значение слова «чаша», являющегося одним из ключевых образов

– в «Гамлете»
…Чашу эту мимо пронеси

– в «Гефсиманском саду»
…чаша смерти

восходит к евангельскому
молению о чаше: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; прочем, не Я хочу, но как Ты». /Евангелие от Матфея, 25, 39/

При очевидном сходстве, эти образы вовсе не тождественны друг другу.


Значение «чаша» в «Гамлете» отмечено «театральной», шекспировской символикой, образованной известной долей фатализма и обреченности в сознании героя.


Путь – жизнь – роль, предстоит еще пройти – прожить – исполнить, но судьба героя – актера – Гамлета уже предопределена, «распорядок действий» придуман и утвержден; от него самого, по сути дела, ничего уже не зависит, остается только подчиниться и выполнить волю «пославшего» его.

«Чаша» – будущий жизненный путь героя, полный невзгод и страданий; это чаша жизни, которую ему предстоит испить до дна, познав всю ее горечь; символ судьбы; наконец, символ трагического мироощущения, характеризующегося драматической, чисто «гамлетовской» антитезой Чувства и Долга, Свободы и Рока. С этим образом перекликается и пословица (2 финальные строки):

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку. /фатум, предопределение/


В «Гефсиманском саду» символ «чаши» уже максимально соотносится с евангельской символикой:


И глядя в эти черные провалы,

Пустые, без начала и конца,

Чтоб эта чаша смерти миновала,

В поту кровавом Он молил Отца.

Это действительно «
чаша смерти», символ Голгофы, мученичества, крестного пути, пути добровольного самопожертвования во имя искупления и бессмертия. То, что образ метели, вьюги, один из лейтмотивов пастернаковского романа, неразрывно связан с образом блоковской революции, стихии, безраздельно господствующей над миром, очевидно.


Мело, мело во всей земле,

Во все пределы…

Б.Пастернак


Ветер, ветер –

На всем Божьем свете…

А.Блок, «12»


Христос отрицает насилие, возведенное большевизмом в принцип государственного строительства, отрицает саму возможность «земного» рая – социальной гармонии, основанной на несвободе и лжи,– утверждая тем самым вечную, непреходящую истину христианства.


Христос берет на себя грехи революции, освещает ее. Его жертва станет искупительной жертвой


Анализируя и составляя стихотворения Юрия Живаго, мы видим, как трагический фатализм лирического героя «Гамлета» постепенно преодолевается: «рок» теряет над ним свою власть, и духовный опыт приводит его к осознанию истинности христианского учения, что проявляется в свободном (без какого бы то ни было «гамлетовского» ощущения фатальной обреченности) принятии жизни и мира, – принятии, освещенном лучом христианской веры, любви и поэзии, истинного творчества, которое всегда сродни «чудотворство»
(«Август»). Это светлое чувство уже не омрачается ни тяжким бременем непонимания и отчуждения (зачастую со стороны самых близких людей), ни предчувствием своей скорой кончины. Движение от «гамлетизма» к христианству – основной вектор сюжетной динамики цикла стихов.

В.Баевский отметил, что фабула, положенная в основу стихотворения «Сказка» (баллада)
«в полном виде (известном в мифологии, фольклоре, религии, духовном и светском изобразительном искусстве, литературе) держится на трех определяющих мотивах:

 змей (дракон) приобретает власть над женщиной

 воин побеждает змея (дракона)

 воин освобождает женщину» – мотив змееборчества – житийный мотив «Чудо Георгия о Змие» – Георгий Победоносец.

«Ожившая фреска» (1944г.), явившееся откликом на победу в Сталинградской битве (прообраз героя – Герой Советского Союза Л.Н.Гуртьев).

А.С.Власов «Стихотворения Юрия Живаго»:

«…Поэзия и проза в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» образуют живое, неразложимое диалектическое единство, являющее собой по сути дела, новую жанровую форму… Органическое единство прозаической и поэтической частей романа в конечном итоге воспринимается «как символ истинного искусство – искусства, которое может существовать только в слиянии с порождающей его и преображенной им жизнью».