Финансовая грамотность

Лега Галина Владимировна

Предварительный просмотр:

C:\Users\210817\Desktop\003.BMP

Рабочая программа факультативного курса

«Финансовая грамотность» для учащихся 7 класса

на 2019-2020 г.

Лега Галина Владимировна

Программа составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность» 5-7 классы общеобразовательных организаций/Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова – М.: ВАКО. 2018г.

Материалы для учащихся 5-7 классы «Финансовая грамотность» И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик М.: ВАКО, 2018 г.

Всего 17 часов, в неделю -0,5 часа

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобретение к общечеловеческим ценностям.

Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности и требованиям к дополнительным образовательным программам.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан  на 17 часов в 7 классе.

Цели изучения  курса «Финансовая грамотность»

  • Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретенных знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
  • Приобретения опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной  финансовой грамотности и выработки экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
  • Воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

  • Осознание себя как члена семьи, общества, государства, понимание экономических проблем семьи и участие в обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
  • Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчет процентов, сопоставление вложений на простых примерах;
  • Проявление самостоятельности и личной ответственности за свое финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками  в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
  • Понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к ее развитию.

Метапредметные результаты

Познавательные

  • Использование различных способов риска, сбора, обработки анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой грамотности, содержащей на специализированных интернет – сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов интервью;
  • Умение представлять результаты простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных в виде таблиц, схем, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
  • Выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведение собственного бизнеса,  анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов  россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
  • Установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
  • Построение рассуждений-обоснований;
  • Умение производить расчеты на условных примерах, в том числе с использованием интернета-калькулятора, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и ИНД, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчеты с валютными курсами;
  • Владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

  • Анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определенной проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
  • Самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
  • Проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
  • Конт роль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
  • Применение приемов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

  • Умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную  деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решений кейсов по элементарным вопросам экономики семьи , проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
  • Работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон;
  • Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
  • Умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты

  • Владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
  • Понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
  • Использование приемов работы с простой финансовой и статистической информацией, ее осмыслением, проведение простых финансовых расчетов;
  • Применение  навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: значение источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, значение направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
  • Умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
  • Определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
  • Расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Содержание курса

Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют

Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.

Личные характеристики и установки:

  • Понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
  • Осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;
  • Оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.

Базовый уровень

Обучающий научиться:

  • В сфере достижения метапредметных результатов (освоение метапредметных УУД);
  • Различать прямые и косвенные налоги;
  • Считать сумму налогов;
  • Проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;
  • Высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
  • Находить нужную информацию на социальных порталах;
  • Объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
  • Называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги);
  • Приводить примеры налогов, которые выплачиваются семье, и указывать их примерную величину;
  • Перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской федерации;
  • Называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;
  • Приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
  • Высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ;
  • Рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
  • Оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определенных жизненных ситуациях.

Темы занятий

  1. Что такое налоги и почему их надо платить.
  2. Какие бывают налоги.
  3. Учимся считать налоги.
  4. Сравниваем налоги граждан разных стран.
  5. Что такое социальные пособия и какие они бывают.
  6. Исследуем, какие социальные пособия получают люди».
  7. Учебные мини – проекты «Социальные пособия».
  8. Обобщение результатов изучения модуля.

Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

Базовые понятия: банки, вклады(депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес. Малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.

Личностные характеристики и установки:

  • Понимание значение банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
  • Осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несет потребитель этих услуг;
  • Осознание факта: ответственность за все финансовые риски несет владелец бизнеса;
  • Понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
  • Понимание, что все в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджета семьи.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

В сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД);

  • Отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
  • Знать свои основные права и обязанности как потребителя;
  • Находить актуальную информацию об услугах банков;
  • Пользоваться пластиковой картой в банкомате; считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
  • Планировать (4-5) шагов свою самостоятельную деятельность;
  • Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
  • Находить и анализировать информацию о курсе валют;
  • Проводить простые расчеты с использованием валютного курса.

В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

  • Перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);
  • Объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения доходов семьи);
  • Объяснять, чем труд наемного работника отличается от труда бизнесмена;
  • Называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
  • Объяснять причины существования различных валют;
  • Называть основные мировые валюты страны их использования;
  • Объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменении курса валют.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Соотносить рискованность и использования финансовых операций и их доходность;
  • Сравнивать различные финансовые предложения;
  • Оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и /или сохранения семейных доходов;
  • Брать на себя ответственность;
  • Оценивать возможности и финансовые преимущества создания и /или ведения семейного бизнеса;
  • Оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и /или сохранения семейных доходов.

Темы занятий

  1. Для чего нужны банки
  2. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
  3. Что такое кредиты и надо ли их брать
  4. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы
  5. Что мы знаем о бизнесе
  6. Как открыть фирму
  7. Ролевая игра «Открываем фирму»
  8. Что такое валюта и для чего она нужна
  9. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.

Учебно- тематический план

Номер темы

Тема занятия

Вид занятия

Количество часов

Дата

Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют

8

1

Что такое налоги и почему их надо платить

практикум

1

2

Какие бывают налоги

практикум

1

3

Учимся считать налоги

практикум

1

4

Сравниваем налоги граждан разных стран

практикум

1

5

Что такое социальные пособия и какие они бывают

практикум

1

6

Исследуем, какие социальные пособия получают люди

мини-исследование

1

7

Учебные мини-проекты «Социальные пособия»

Защита проектов

1

8

Обобщение результатов модуля1

Контроль знаний

1

9

Для чего нужны банки

практикум

1

10

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома

практикум

1

11

Что такое кредите и надо ли их брать

практикум

1

12

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы

практикум

1

13

Что мы знаем о бизнесе

практикум

1

14

Как открыть фирму

практикум

1

15

Ролевая игра «Открываем фирму»

Занятие-игра

1

16

Что такое валюта и для чего она нужна

практикум

1

17

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа

Итоговый контроль

1

Итого

17

Основная литература

  1.  Финансовая грамотность: Учебная программа.5-7 классы общеобразоват.орг/.  Елена Вигдорчик, Игорь Липсиц, Юлия Корлюгова, Анастасия Половникова –М.:ВАКО 2018г.
  2. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся .5-7 классы общеобразоват.орг/.  Елена Вигдорчик, Игорь Липсиц, –М.:ВАКО 2018г.
  3. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя.5-7 классы общеобразоват.орг/.  , Юлия Корлюгова, Анастасия Половникова –М.:ВАКО 2018г.
  4. Финансовая грамотность: Раочая тетрадь.5-7 классы общеобразоват.орг/.  Юлия Корлюгова, Анастасия Половникова –М.:ВАКО 2018г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\210817\Desktop\003.BMP Рабочая программа факультативного курса

«Финансовая грамотность» для учащихся 10 класса

на 2019-2020 г.

Лега Галина Владимировна

Программа составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность» 10-11 классы общеобразовательных организаций/Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю.Завьялов, – М.: ВАКО. 2018г.

Материалы для учащихся 10-11 классы «Финансовая грамотность» Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю.Завьялов  М.: ВАКО, 2018 г.

Всего 17 часов, в неделю -0,5 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества

Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10-11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Рабочая программа курса «Финансовая грамота» составлена на основе авторской программы

Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВАКО, 2018.

ЦЕЛИ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10–11  посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу финансов. А также умений и компетенций, способствующих эффективному  взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния

Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

  • способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
  • сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения,  принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
  • понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
  • готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых инститиутов0 по вопросам управления личными финансами, достигать в нем взаимопонимания;
  • готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
  • сознательное отношение к непрерывному финансовому образованию как условию достижения финансового благополучия;
  • способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

  • умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по достижению, осознавая приоритетные м второстепенные задачи;
  • умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;
  • умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;;
  • умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования ;
  • умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Требования к предметным результатам освоения курса:

  • владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
  • владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.

Содержание курса. Тематический план.

Представленный далее тематический план состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания учителя, особенностей класса и прочих причин преподаватель имеет право изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте. В тематическом плане содержится общее количество часов, а также количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и курс в целом.

Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

Базовые понятия и знания

Личные финансы, сбережения, заемщик, кредитор, кредитно-финансовые посредники, банковская система. Коммерческий банк, Центральный банк

Личностные характеристики и установки

Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита.

Умения

Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.

Компетенции

Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

Базовые понятия и знания

Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX.

Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

Личностные характеристики и установки

Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание структуры и порядка работы валютного рынка.

Умения

Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.

Компетенции

Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, рас- чёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить 

 Базовые понятия и знания

Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация.

Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.

Личностные характеристики и установки

Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентация в действующей системе налогообложения.

Умения

Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.

Компетенции

Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Базовые понятия и знания

Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.

Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.

Личностные характеристики и установки

Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать важность при- обретения страховых услуг, уметь правильно выбирать страховые продукты, знать преимущества и недостатки условий договоров страхования.

Умения

Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правила- ми страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.

Компетенции

Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования.

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

Базовые понятия и знания

Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.

Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.

Личностные характеристики и установки

Понимание порядка функционирования предприятия, роли уставного и привлечённого капиталов в его развитии, необходимости учёта доходов и расходов в процессе ведения бизнеса.

Умения

Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.

Компетенции

Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием.

Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой

Базовые понятия и знания

Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг.

Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.

Личностные характеристики и установки

Понимание взаимосвязей риск – доходность инвестиционных инструментов, ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования, особенностей функционирования мошеннических финансовых схем.

Умения

Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.

Компетенции

Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

Базовые понятия и знания

Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение.

Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.

Личностные характеристики и установки

Осознание факторов, влияющих на размер будущей пенсии, рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении.

Умения

Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.

Компетенции

Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.

Календарно-тематическое планирование, 10 класс

№ темы

Тема урока

форма занятия

теор час

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата про ведения

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

7

1.1

Управление личными финансами и выбор банка

Л / П

1

Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.

Базовые понятия и знания

Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование

Личностные характеристики и установки

Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид кредита процентная ставка по кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита.

Умения

Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.

Компетенции

Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.

1.2

Как сберечь накопления с помощью депозитов

Л / П

1

1.3

Проценты по вкладу: большие и маленькие

Л / П

1

1.4

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

Л / П

1

1.5

Кредит: зачем он нужен и где его получить

Л / П

1

1.6

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

Л / П

1

1.7

Как управлять деньгами с помощью банковской системы

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

4

2.1

Финансовые риски и стратегии инвестирования

Л / П

1

Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

Базовые понятия изнания

Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX.

Личностныехарактеристики иустановки

Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание структуры и порядка работы валютного рынка.

Умения

Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.

Компетенции

Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, рас- чёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.

2.2

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

Л / П

1

2.3

Граждане на рынке ценных бумаг

Л / П

1

2.4

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

Л / П

1

1

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить 

3

3.1

Что такое налоги

Л / П

1

Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.

Базовые понятия изнания

Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация.

Личностныехарактеристики иустановки

Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентация в действующей системе налогообложения.

Умения

Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.

Компетенции

Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

3.2

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами России

Л / П

1

3.3

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

Л / П

1

Модуль 4. Итоговый контроль по курсу

3

4.1

Занятие презентация учебных достижений

1

4.2

Занятие презентация учебных достижений

1

4.3

Итоговый контроль по курсу

1

Итого

17

Список рекомендуемой литературы и источников

Основная литература

Печатные издания

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. –М.: ВАКО, 2018

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: М.: ВАКО, 2018

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: М.: ВАКО, 2018

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: М.: ВАКО, 2018

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: М.: ВАКО, 2018



Предварительный просмотр:

C:\Users\210817\Desktop\003.BMP

Рабочая программа факультативного курса

«Финансовая грамотность» для учащихся 11 класса

на 2019-2020 г.

Лега Галина Владимировна

Программа составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность» 10-11 классы общеобразовательных организаций/Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю.Завьялов, – М.: ВАКО. 2018г.

Материалы для учащихся 10-11 классы «Финансовая грамотность» Ю.В. Брехова, А.П. Алмосов, Д.Ю.Завьялов  М.: ВАКО, 2018 г.

Всего 17 часов, в неделю -0,5 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества

Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10-11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Рабочая программа курса «Финансовая грамота» составлена на основе авторской программы

Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВАКО, 2018.

ЦЕЛИ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10–11  посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу финансов. А также умений и компетенций, способствующих эффективному  взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния

Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

  • способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
  • сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения,  принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
  • понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
  • готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых инститиутов0 по вопросам управления личными финансами, достигать в нем взаимопонимания;
  • готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
  • сознательное отношение к непрерывному финансовому образованию как условию достижения финансового благополучия;
  • способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

  • умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по достижению, осознавая приоритетные м второстепенные задачи;
  • умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;
  • умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;;
  • умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования ;
  • умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Требования к предметным результатам освоения курса:

  • владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
  • владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.

Содержание курса. Тематический план.

Представленный далее тематический план состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания учителя, особенностей класса и прочих причин преподаватель имеет право изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте. В тематическом плане содержится общее количество часов, а также количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и курс в целом.

Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

Базовые понятия и знания

Личные финансы, сбережения, заемщик, кредитор, кредитно-финансовые посредники, банковская система. Коммерческий банк, Центральный банк

Личностные характеристики и установки

Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита.

Умения

Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.

Компетенции

Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

Базовые понятия и знания

Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX.

Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

Личностные характеристики и установки

Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание структуры и порядка работы валютного рынка.

Умения

Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.

Компетенции

Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, рас- чёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить 

 Базовые понятия и знания

Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация.

Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.

Личностные характеристики и установки

Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентация в действующей системе налогообложения.

Умения

Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.

Компетенции

Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Базовые понятия и знания

Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.

Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.

Личностные характеристики и установки

Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать важность при- обретения страховых услуг, уметь правильно выбирать страховые продукты, знать преимущества и недостатки условий договоров страхования.

Умения

Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правила- ми страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.

Компетенции

Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования.

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

Базовые понятия и знания

Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.

Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.

Личностные характеристики и установки

Понимание порядка функционирования предприятия, роли уставного и привлечённого капиталов в его развитии, необходимости учёта доходов и расходов в процессе ведения бизнеса.

Умения

Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.

Компетенции

Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием.

Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой

Базовые понятия и знания

Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг.

Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.

Личностные характеристики и установки

Понимание взаимосвязей риск – доходность инвестиционных инструментов, ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования, особенностей функционирования мошеннических финансовых схем.

Умения

Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.

Компетенции

Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

Базовые понятия и знания

Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение.

Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.

Личностные характеристики и установки

Осознание факторов, влияющих на размер будущей пенсии, рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении.

Умения

Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.

Компетенции

Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.

Календарно-тематическое планирование, 11 класс

№ темы

Тема урока

форма занятия

теор час

самос раб.

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

Дата про ведения

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

2

3

1.1

Банковская система

Л / П

1

Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.

Базовые понятия изнания

Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование

Личностныехарактеристики иустановки

Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид кредита процентная ставка по кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита.

Умения

Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.

Компетенции

Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.

решение ситуац.задач

1.2

Как сберечь деньги с помощью депозитов

Л / П

1

решение ситуац.задач

1.3

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

Л / П

1

решение ситуац.задач

1.4

Кредит: зачем он нужен и где его получить

Л / П

1

решение ситуац.задач

1.5

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

Л / П

1

тестирование

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

3

2

2.1

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

Л / П

1

Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

Базовые понятия изнания

Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX.

Личностныехарактеристики иустановки

Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание структуры и порядка работы валютного рынка.

Умения

Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.

Компетенции

Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, рас- чёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.

решение ситуац.задач

2.2

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Л / П

1

решение ситуац.задач

2.3

Граждане на рынке ценных бумаг

Л / П

1

решение ситуац.задач

2.4

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

Л / П

1

решение ситуац.задач

2.5

Операции на валютном рынке: риски и возможности

Л / П

1

тестирование

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить 

2

1

3.1

Что такое налоги и почему их нужно платить

Л / П

1

Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.

Базовые понятия изнания

Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация.

Личностныехарактеристики иустановки

Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентация в действующей системе налогообложения.

Умения

Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.

Компетенции

Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

решение ситуац.задач

3.2

Основы налогообложения граждан

Л / П

1

тестирование

3.3

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

Л / П

1

решение ситуац.задач

Модуль 4. Страхование: что и как надостраховать, чтобы не попасть в беду

2

3

4.1

Страховой рынок России: коротко о главном

Л / П

1

Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.

Базовые понятия изнания

Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.

Личностныехарактеристики иустановки

Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать важность при- обретения страховых услуг, уметь правильно выбирать страховые продукты, знать преимущества и недостатки условий договоров страхования.

Умения

Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правила- ми страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.

Компетенции

Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования.

решение ситуац.задач

4.2

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

Л / П

1

решение ситуац.задач

4.3

Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании

Л / П

1

решение ситуац.задач

4.4

Если нанесён ущерб третьим лицам

Л / П

1

решение ситуац.задач

4.5

Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика

Л / П

1

тестирование

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

3

2

5.1

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать

Л / П

1

Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.

Базовые понятия изнания

Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.

Личностныехарактеристики иустановки

Понимание порядка функционирования предприятия, роли уставного и привлечённого капиталов в его развитии, необходимости учёта доходов и расходов в процессе ведения бизнеса.

Умения

7

Определять потребность в капитале для развития бизнеса, состав- лять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.

Компетенции

Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием.

решение ситуац.задач

5.2

Пишем бизнес-план

Л / П

1

решение ситуац.задач

5.3

Расходы и доходы в собственном бизнесе

Л / П

1

решение ситуац.задач

5.4

Налогообложение малого и среднего бизнеса

Л / П

1

решение ситуац.задач

5.5

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

Л / П

1

тестирование

Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой

2

3

6.1

Финансовые риски и стратегии инвестирования

Л / П

1

Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.

Базовые понятия изнания

Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг.

Личностные характеристики и установки

Понимание взаимосвязей риск – доходность инвестиционных инструментов, ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования, особенностей функционирования мошеннических финансовых схем.

Умения

Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.

Компетенции

Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.

решение ситуац.задач

6.2

Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников

Л / П

1

решение ситуац.задач

6.3

Виды финансовых пирамид

Л / П

1

решение ситуац.задач

6.4

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

Л / П

1

решение ситуац.задач

6.5

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

И

1

деловая игра

Модуль 7. Обеспеченная старость:возможности пенсионного накопления

2

3

7.1

Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия

Л /ПС

1

Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.

Базовые понятия изнания

Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение.

Личностныехарактеристики иустановки

Осознание факторов, влияющих на размер будущей пенсии, рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении.

Умения

Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.

Компетенции

Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.

решение ситуац.задач

7.2

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

Л / П

1

решение ситуац.задач

7.3

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

Л / П

1

решение ситуац.задач

7.4

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

И

1

деловая игра

Итоговый контроль по курсу

К

1

тестирование итоговое

Итого:

17

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/09/10/s_59b56d9192d3d/685906_1.png

Список рекомендуемой литературы и источников

Основная литература

Печатные издания

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. –М.: ВАКО, 2018

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: М.: ВАКО, 2018

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: М.: ВАКО, 2018

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: М.: ВАКО, 2018

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: М.: ВАКО, 2018