Экологическое воспитание и формирование лексико-грамматического строя речи.

Хачинян Нарине Самвеловна

                                                                                                   

Закрепить и расширить знания детей о ели и традициях,связанных с этим деревом. Закрепить правила поведения в лесу.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                   Экологическое воспитание и формирование лексико-грамматического строя речи.

Тема. "Лес. Ель. "

(для детей 5-6 лет)

Задачи: 1. Закрепить и расширить знания детей о ели и традициях,

связанных с этим деревом.

2. Закрепить правила поведения в лесу.

3. Упражнять в употреблении форм единственного и

множественного числа имён существительных именительного

и родительного падежей.

4. Упражнять в образовании и употреблении существительных

с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. Расширять лексический запас:

- подбор родственных слов (ель;

- многозначное слово «иголки».

6. Закрепить употребление в речи простых предлогов.

7. Развивать мышление, воображение, зрительное восприятие,

слуховое внимание, мелкую моторику.

8. Воспитывать бережное отношение и любовь к родной

природе.

Оборудование: три зелёных треугольника, картинки-символы «Чего нельзя делать в лесу»; предметные картинки: ель – ели, ветка – ветки, шишка - шишки, иголка – иголки; большая и маленькая ели; картинки двух новогодних ёлок (для сравнения); картинка «Животные и птицы около ёлки»; еловые шишки (по две на каждого ребёнка); шаблоны ёлки, разрезные картинки ёлки, палочки (для выкладывания); мяч.

Ход.

1. Организационный момент.

Мотивация - конверт с письмом.

- Дети, нам пришло письмо с загадкой. Я не смогла её отгадать, помогите мне, пожалуйста.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица

Ничего не шьёт,

А в иголках круглый год.

(Ёлка)

2. Развитие слухового внимания - выкладывание ёлки из треугольников с опорой на инструкцию логопеда.

- Чтобы узнать, верно ли вы отгадали загадку, нужно выполнить задание: выбрать самый большой треугольник и положить его внизу, затем выбрать треугольник поменьше и положить его над большим и сверху – самый маленький. Что получилось? (Ёлка). Загадку отгадали правильно!

3. Развитие логического мышления, упражнение в употреблении формы родительного падежа множественного числа существительных - игровое упражнение «Если исчезнет лес…»

: - Сейчас мы отправимся в лес. Лес – это наше богатство. Что даёт нам лес? Кто живёт в лесу?

(Дети отвечают на вопрос, логопед одновременно с ответами рисует схему:

грибы

ягоды

цветы

лес животные

птицы

насекомые

чистый воздух (облачко)

: - Ребята, что будет, если исчезнет лес? (Логопед закрывает изображение леса на схеме листом бумаги)

Дети: - Не будет грибов, цветов, …

- Как нужно относиться к лесу? (Вывод: лес нужно беречь)

4. Беседа о правилах поведения в лесу, составление предложений по

картинкам - схемам : «Чего нельзя делать в лесу, а что можно»

: - Перед тем, как отправиться в лес, вспомним, как нужно вести себя

в лесу. Чего нельзя делать в лесу, а что можно?

(Дети отвечают, опираясь на картинки-схемы)

Дети: - В лесу нельзя шуметь, можно слушать птиц.

- В лесу нельзя ломать ветки, можно сажать деревья.

- В лесу нельзя мусорить, можно убирать мусор.

- В лесу нельзя жечь костры, можно играть на полянке.

- Пора в путь!

(Под музыку дети идут в «лес» - декорации: 2-3 ёлки)

5. Рассказ логопеда о ёлке.

- Вот мы и в лесу. Какие деревья тут растут? (Ёлки). Присядьте на пеньки и послушайте мой рассказ.

Давным-давно люди считали ель хозяйкой растений, зверей и птиц. Они верили, что ель защищает человека от бед. Чтобы отблагодарить и задобрить ель, люди украшали её. С тех пор каждый год мы украшаем ёлку.

Издавна ель использовали в хозяйстве. Из неё делали избы, инструменты (например, лопаты). Хороша ель для изготовления музыкальных инструментов-балалаек, гуслей, пианино.

Беседа по рассказу:

-Почему с давних пор люди любят ёлку?

- Что делают из ёлки?

6. Упражнение в образовании и употреблении родственных слов.

: - Мы в лесу. Какие деревья здесь растут? (Ели). Как можно назвать этот лес, какой он? (Еловый).

- Подумайте, как ещё можно назвать еловый лес? (Ельник). Значит, где мы? (Мы в ельнике).

Рассматривание еловой ветки:

- С какого дерева ветка? Какая ветка? (еловая).

- Какие шишки? (еловые).

- Какие иголки? (еловые).

- Как ласково назовём ёлку? (ёлочка).

- Украсим ёлку игрушками. Какие игрушки? (ёлочные).

Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи «Лес. Ель» для детей 5–6 лет

7. Многозначное слово «иголки».

А): - У ёлки есть иголки. У кого ещё есть иголки? (У ежа).

- Кому ещё нужны иголки? (Швее, портнихе).

(Показ картинок: еловые, ежовые, швейная иголки).

- Как вы думаете, почему их называют одним словом? (Если дети затрудняются: Чем они похожи) (Все иголки острые, длинные, тонкие).

Б) Составление предложений со словом «иголка».

- Какие иголки у ежа? У ежа колючие иголки.

- Какие иголки у ёлки? У ёлки зелёные иголки.

- Чем шьёт портниха? Портниха шьёт иголкой.

8. Употребление существительных с уменьшительно - ласкательными

суффиксами - игра «Большая и маленькая ёлки».

- Я буду говорить про большую ёлку, а вы про маленькую.

(Логопед показывает картинки большой и маленькой ёлки, называет часть большой ёлки, дети по очереди подбегают к логопеду и называют такую же часть, но у маленькой ёлочки).

: Ребёнок (подбегая к логопеду):

Это ёлка. Это ёлочка.

Это ветка. Это веточка.

Это иголка. Это иголочка.

Это шишка. Это шишечка.

9. Употребление единственного и множественного числа существительных – игра с мячом «Один - много».

Ёлка ёлки

Ёлочка ёлочки

Ветка ветки

Веточка веточки

Иголка иголки

Иголочка иголочки

Шишка шишки

Шишечка шишечки

10. Физкультурная минутка.

А) Пальчиковая игра «Ёлочка»

Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними.

Пальчики ты разведи.

(Локти в стороны, прямые пальцы переплести)

Б) Упражнения с еловыми шишками:

- сжимание/разжимание (одновременно двумя руками, поочерёдно)

- покатать между ладонями

В) Координация речи с движением.

: - Что прячется в еловых шишках? (семена)

- Что вырастет из этих семян? (ёлки)

В лесу родилась ёлочка, присесть, обхватить колени

руками.

В лесу она росла, медленно встать, подняться на

носки, потянуться

Зимой и летом стройная, Покачивание из стороны в

Зелёная была сторону.

10. Составление простых предложений с предлогами по картинке «Около ёлки».

А) Рассматривание картинки:

- Кто (что) изображено на картинке?

Б) Составление предложений:

- Расскажите, кто где находится.

(Если дети затрудняются – вопросы).

Дети: Белка сидит на ёлке.

Сова сидит на ёлке.

Птица летит над ёлкой.

Заяц сидит за ёлкой.

Лиса сидит около (у) ёлки.

Грибы растут под ёлкой.

- Маленькие слова на, над, за, около, у, под помогают понять, кто же где находится.

11. Развитие зрительного восприятия, мышления – сравнение двух ёлок.

(показывает картинки двух похожих ёлок): - Скоро новый год, мне прислали две одинаковых открытки. (Логопед подчеркивает, что ёлки

одинаковые, хотя на самом деле они отличаются. Если дети не высказывают возражений, логопед задаёт вопросы: одинаковы ли ёлки? Есть ли какое-нибудь отличие)

: - На самом деле ёлки разные! А я-то думала, что одинаковые. Посмотрите и расскажите, чем они отличаются? (снежинки – свечи, шары – бусы, звезда – пика, мешок – коробка).

12. Игровое упражнение «Что ты можешь сам сделать, чтобы не обидеть ёл: - Ёлка – замечательное дерево, но часто люди обижают ёлку: ломают ветки.

13. Развитие мелкой моторики – продуктивная деятельность.

- Пора возвращаться из леса в группу. Попрощаемся с ёлочками.

(Дети прощаются, уходят под музыку «домой»)

- Вот мы и в группе. В память о нашей прогулке в еловый лес предлагаю изобразить ёлку. Выбирайте сами как:

- сложить ёлку из спичек;

- обвести шаблон;

- сложить разрезную картинку;

14. Итог.

- Замечательные ёлочки получились.

- Вспомним, куда мы с вами ходили? (в еловый лес)

- Какое настроение у вас после прогулки в лес?

- Как вы относитесь к ёлочке.

По итогам занятия был составлен альбом лексико-грамматических упражнений " В лесу родилась елочка"



Предварительный просмотр:

                                                                                                   Экологическое воспитание и формирование лексико-грамматического строя речи.

Тема. "Лес. Ель. "

(для детей 5-6 лет)

Задачи: 1. Закрепить и расширить знания детей о ели и традициях,

связанных с этим деревом.

2. Закрепить правила поведения в лесу.

3. Упражнять в употреблении форм единственного и

множественного числа имён существительных именительного

и родительного падежей.

4. Упражнять в образовании и употреблении существительных

с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. Расширять лексический запас:

- подбор родственных слов (ель;

- многозначное слово «иголки».

6. Закрепить употребление в речи простых предлогов.

7. Развивать мышление, воображение, зрительное восприятие,

слуховое внимание, мелкую моторику.

8. Воспитывать бережное отношение и любовь к родной

природе.

Оборудование: три зелёных треугольника, картинки-символы «Чего нельзя делать в лесу»; предметные картинки: ель – ели, ветка – ветки, шишка - шишки, иголка – иголки; большая и маленькая ели; картинки двух новогодних ёлок (для сравнения); картинка «Животные и птицы около ёлки»; еловые шишки (по две на каждого ребёнка); шаблоны ёлки, разрезные картинки ёлки, палочки (для выкладывания); мяч.

Ход.

1. Организационный момент.

Мотивация - конверт с письмом.

- Дети, нам пришло письмо с загадкой. Я не смогла её отгадать, помогите мне, пожалуйста.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица

Ничего не шьёт,

А в иголках круглый год.

(Ёлка)

2. Развитие слухового внимания - выкладывание ёлки из треугольников с опорой на инструкцию логопеда.

- Чтобы узнать, верно ли вы отгадали загадку, нужно выполнить задание: выбрать самый большой треугольник и положить его внизу, затем выбрать треугольник поменьше и положить его над большим и сверху – самый маленький. Что получилось? (Ёлка). Загадку отгадали правильно!

3. Развитие логического мышления, упражнение в употреблении формы родительного падежа множественного числа существительных - игровое упражнение «Если исчезнет лес…»

: - Сейчас мы отправимся в лес. Лес – это наше богатство. Что даёт нам лес? Кто живёт в лесу?

(Дети отвечают на вопрос, логопед одновременно с ответами рисует схему:

грибы

ягоды

цветы

лес животные

птицы

насекомые

чистый воздух (облачко)

: - Ребята, что будет, если исчезнет лес? (Логопед закрывает изображение леса на схеме листом бумаги)

Дети: - Не будет грибов, цветов, …

- Как нужно относиться к лесу? (Вывод: лес нужно беречь)

4. Беседа о правилах поведения в лесу, составление предложений по

картинкам - схемам : «Чего нельзя делать в лесу, а что можно»

: - Перед тем, как отправиться в лес, вспомним, как нужно вести себя

в лесу. Чего нельзя делать в лесу, а что можно?

(Дети отвечают, опираясь на картинки-схемы)

Дети: - В лесу нельзя шуметь, можно слушать птиц.

- В лесу нельзя ломать ветки, можно сажать деревья.

- В лесу нельзя мусорить, можно убирать мусор.

- В лесу нельзя жечь костры, можно играть на полянке.

- Пора в путь!

(Под музыку дети идут в «лес» - декорации: 2-3 ёлки)

5. Рассказ логопеда о ёлке.

- Вот мы и в лесу. Какие деревья тут растут? (Ёлки). Присядьте на пеньки и послушайте мой рассказ.

Давным-давно люди считали ель хозяйкой растений, зверей и птиц. Они верили, что ель защищает человека от бед. Чтобы отблагодарить и задобрить ель, люди украшали её. С тех пор каждый год мы украшаем ёлку.

Издавна ель использовали в хозяйстве. Из неё делали избы, инструменты (например, лопаты). Хороша ель для изготовления музыкальных инструментов-балалаек, гуслей, пианино.

Беседа по рассказу:

-Почему с давних пор люди любят ёлку?

- Что делают из ёлки?

6. Упражнение в образовании и употреблении родственных слов.

: - Мы в лесу. Какие деревья здесь растут? (Ели). Как можно назвать этот лес, какой он? (Еловый).

- Подумайте, как ещё можно назвать еловый лес? (Ельник). Значит, где мы? (Мы в ельнике).

Рассматривание еловой ветки:

- С какого дерева ветка? Какая ветка? (еловая).

- Какие шишки? (еловые).

- Какие иголки? (еловые).

- Как ласково назовём ёлку? (ёлочка).

- Украсим ёлку игрушками. Какие игрушки? (ёлочные).

Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи «Лес. Ель» для детей 5–6 лет

7. Многозначное слово «иголки».

А): - У ёлки есть иголки. У кого ещё есть иголки? (У ежа).

- Кому ещё нужны иголки? (Швее, портнихе).

(Показ картинок: еловые, ежовые, швейная иголки).

- Как вы думаете, почему их называют одним словом? (Если дети затрудняются: Чем они похожи) (Все иголки острые, длинные, тонкие).

Б) Составление предложений со словом «иголка».

- Какие иголки у ежа? У ежа колючие иголки.

- Какие иголки у ёлки? У ёлки зелёные иголки.

- Чем шьёт портниха? Портниха шьёт иголкой.

8. Употребление существительных с уменьшительно - ласкательными

суффиксами - игра «Большая и маленькая ёлки».

- Я буду говорить про большую ёлку, а вы про маленькую.

(Логопед показывает картинки большой и маленькой ёлки, называет часть большой ёлки, дети по очереди подбегают к логопеду и называют такую же часть, но у маленькой ёлочки).

: Ребёнок (подбегая к логопеду):

Это ёлка. Это ёлочка.

Это ветка. Это веточка.

Это иголка. Это иголочка.

Это шишка. Это шишечка.

9. Употребление единственного и множественного числа существительных – игра с мячом «Один - много».

Ёлка ёлки

Ёлочка ёлочки

Ветка ветки

Веточка веточки

Иголка иголки

Иголочка иголочки

Шишка шишки

Шишечка шишечки

10. Физкультурная минутка.

А) Пальчиковая игра «Ёлочка»

Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними.

Пальчики ты разведи.

(Локти в стороны, прямые пальцы переплести)

Б) Упражнения с еловыми шишками:

- сжимание/разжимание (одновременно двумя руками, поочерёдно)

- покатать между ладонями

В) Координация речи с движением.

: - Что прячется в еловых шишках? (семена)

- Что вырастет из этих семян? (ёлки)

В лесу родилась ёлочка, присесть, обхватить колени

руками.

В лесу она росла, медленно встать, подняться на

носки, потянуться

Зимой и летом стройная, Покачивание из стороны в

Зелёная была сторону.

10. Составление простых предложений с предлогами по картинке «Около ёлки».

А) Рассматривание картинки:

- Кто (что) изображено на картинке?

Б) Составление предложений:

- Расскажите, кто где находится.

(Если дети затрудняются – вопросы).

Дети: Белка сидит на ёлке.

Сова сидит на ёлке.

Птица летит над ёлкой.

Заяц сидит за ёлкой.

Лиса сидит около (у) ёлки.

Грибы растут под ёлкой.

- Маленькие слова на, над, за, около, у, под помогают понять, кто же где находится.

11. Развитие зрительного восприятия, мышления – сравнение двух ёлок.

(показывает картинки двух похожих ёлок): - Скоро новый год, мне прислали две одинаковых открытки. (Логопед подчеркивает, что ёлки

одинаковые, хотя на самом деле они отличаются. Если дети не высказывают возражений, логопед задаёт вопросы: одинаковы ли ёлки? Есть ли какое-нибудь отличие)

: - На самом деле ёлки разные! А я-то думала, что одинаковые. Посмотрите и расскажите, чем они отличаются? (снежинки – свечи, шары – бусы, звезда – пика, мешок – коробка).

12. Игровое упражнение «Что ты можешь сам сделать, чтобы не обидеть ёл: - Ёлка – замечательное дерево, но часто люди обижают ёлку: ломают ветки.

13. Развитие мелкой моторики – продуктивная деятельность.

- Пора возвращаться из леса в группу. Попрощаемся с ёлочками.

(Дети прощаются, уходят под музыку «домой»)

- Вот мы и в группе. В память о нашей прогулке в еловый лес предлагаю изобразить ёлку. Выбирайте сами как:

- сложить ёлку из спичек;

- обвести шаблон;

- сложить разрезную картинку;

14. Итог.

- Замечательные ёлочки получились.

- Вспомним, куда мы с вами ходили? (в еловый лес)

- Какое настроение у вас после прогулки в лес?

- Как вы относитесь к ёлочке.

По итогам занятия был составлен альбом лексико-грамматических упражнений " В лесу родилась елочка"