Работа с родителями

Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

                            Консультация для родителей

«10 советов для родителей по адаптации ребёнка раннего возраста»

          Что такое адаптация? Адаптация -  это  приспособление организма к новой обстановке. А для ребёнка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Очень многие малыши не могут быстро адаптироваться к детскому саду, так как сильно привязаны к матери и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Если ваш  малыш – единственный ребёнок в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Я советую родителям такого ребёнка-с начала привести его в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Потом несколько дней можно водить малыша в детский сад на два-три часа. В зависимости от поведения ребёнка время пребывания нужно увеличивать. А дома  постарайтесь побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, т.к. в детском саду малыш чувствует себя скованно, напряжённо, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

Если малыш летом должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.

 Я бы хотела дать вам несколько советов, которые помогут вам сделать адаптацию малыша благополучной.

  • Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
  • Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
  • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  • Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  • Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.
  • При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

         Как бы там ни было, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. Дома он чувствует себя во всех отношениях более комфортно, поскольку условия жизни так или иначе приспосабливаются к его индивидуальным нуждам. В детском саду, наоборот, надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников.

Медицинская сестра:                                                                          Белозерцева Д.С.



Предварительный просмотр:

Анкета «О здоровье детей»

Уважаемые родители!

Чтобы укрепить здоровье Вашего ребенка, нужна полная информация о его состоянии. Просим Вас ответить на вопросы анкеты: это поможет подобрать оптимальные средства и методы оздоровления.

(нужное подчеркнуть)

  1. Часто ли болеет Ваш ребенок?

Да.                                                Нет.

  1. Причины болезни:

а) недостаточное физическое воспитание ребенка в детском саду;

б) недостаточное физическое воспитание в семье;

в) наследственность, предрасположенность.

  1. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребенка?

Да                                 нет                                 частично

  1. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка:

а) соблюдение режима;

б) рациональное, калорийное питание;

в) полноценный сон;

г) достаточное пребывание на свежем воздухе;

д) здоровая гигиеническая среда;

е) благоприятная психологическая атмосфера;

ж) наличие спортивных и детских площадок;

 з) физкультурные занятия;

и) закаливающие мероприятия.

  1. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка:

а) облегченная форма одежды на прогулке;

б) облегченная одежда в группе;

 в) обливание ног водой контрастной температуры;

г) хождение босиком;

д) систематическое проветривание помещений группы;

е) прогулка в любую погоду;

ж) полоскание горла водой комнатной температуры;

з) умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.

  1. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка дома?

____________________________________________________________________

  1. Нужна ли Вам помощь детского сада?

Да                         нет                         частично


«О здоровье — всерьез»

  1. Что беспокоит Вас в здоровье ребенка?

____________________________________________________________________________________

  1. Кому из врачей-специалистов Вы хотели бы задать вопросы, какие?

____________________________________________________________________________

  1. Какие виды закаливания Вы проводите с ребенком в семье и считаете наиболее полезными?

____________________________________________________________________

  1. Сколько времени проводит ребенок на свежем воздухе в будни, в выходные?

___________________________________________________________________

  1. Какие профилактические мероприятия проводите с ребенком дома в связи с эпидемией гриппа? Какие формы закаливания предлагаете проводить в детском саду?

_____________________________________________________________________________

  1. Какими средствами народной медицины Вы пользуетесь во время болезни ребенка?

  1. Какие меры предосторожности в отношении Вашего ребенка должен предпринимать медперсонал детского сада, воспитатели в связи с имевшимися заболеваниями, травмами?

Анкета для родителей (адаптация)

  • Готовитесь отдать ребенка в ясли? (Да, нет.)
  • Кто будет забирать малыша?
  • Готовы ли Вы вместе с ребенком выполнять режим детского сада? (Да, нет.)
  • Решили ли Вы вопрос своего рабочего времени на первые дни привыкания ребенка к садику? (Да, нет.)
  • Подготовили ли все необходимые для малыша вещи?
  • Познакомились ли с воспитателями? (Да, нет.)
  • Задали ли им интересующие Вас вопросы? (Да, нет.)

Советы родителям

Расскажите ребенку о детском саде, куда он будет ходить, покажите ему детский сад.

Погуляйте с ним на площадке, побудьте в группе, и ребенок почувствует себя увереннее и спокойнее. Детей всегда пугает неизвестность. Пусть ребенок немного привыкнет к воспитателю, расширит круг общения.

Дома говорите о предстоящем событии только положительно, воспитателей называя по имени и отчеству.

Наберитесь терпения, говорите с ребенком ласково и с любовью, смотрите ему в глаза.

Приучайте к самостоятельности: пить из чашки, пользоваться ложкой, горшком, одеваться.

Расстаньтесь заранее с соской, памперсами.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Ребенок:

А)фамилия, имя        __________________________________

Б)сколько лет, месяцев_______________________________________________________

2.Мама:

A)        фамилия, имя, отчество_______________________________________________________________

Б) год рождения         

B)        образование, специальность, место работы

З.Отец:

А) фамилия, имя, отчество____________________________________________________________

Б) год рождения________________

В) образование, специальность, место работы

4.Имел ли место распад семьи?_____________

5.Состав семьи (кто проживает постоянно с ребенком, есть ли в семье другие дети)

6. К какому из членов семьи ребенок больше привязан? ___________________________________________

7.Была ли патология беременности родов, какая?________________________________________________

8.Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенес?__________________________

9.Посещал ли ребенок детский сад раньше?  (если  «да», то укажите  причину перевода)

10.Ознакомлены ли вы с условиями воспитания в детском дошкольном учреждении?

11.Соблюдается ли режим дня ребенка в семье?        

12.Основные виды игр и занятий дома

13.Какие игрушки любит, кто их убирает?

14.Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто?

15.Часто ли в вашем доме бывают гости (чаще одного раза в неделю, чаще одного раза в месяц, или реже), кто они?_______________________________________________________________________________

16. Насколько часто вы ходите с ребенком куда - нибудь, куда?

17.Каким ласковым именем ребенок любит, что бы его называли?         

18.Как вы наказываете ребенка (перечислить), какая мера поощрения наиболее действенна?        

_____________________________________________________________________________________

19.Как относится к посещению детского сада?________________________________________________

20.Какие у ребенка отношения с другими детьми, есть ли трудности (какие)?

21.Что вас беспокоит в вашем ребенке?

22.Консультация какого специалиста вам необходима медика, педагога, психолога, логопеда?____________________________________________________________________

Анкета для родителей

«Условия здорового образа жизни в семье»

Уважаемые родители!

Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать нам содействие в исследовании влияния образа жизни детей в семье на представления ребенка о здоровье. Для этого Вам нужно заполнить анонимную анкету, которая лично для Вас не несет никаких негативных последствий.

Последовательно, объективно отвечая на вопросы, выбирая, на Ваш взгляд, правильные ответы или записывая свое мнение, Вы без труда справитесь с этой работой. Надеемся на сотрудничество.

Прочитав внимательно вопрос, ознакомьтесь с вариантами ответов на него. Ответ, наиболее точно отображающий Ваше мнение, подчеркните или напишите свой вариант.

  1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? (Да, нет, иногда.)
  2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего ребенка?

                                                (Да, нет, иногда.)

  1. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым? (Да, нет, иногда.)
  2. Делаете ли Вы утреннюю зарядку? (Да, нет, иногда.)
  3. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? (Да, нет.)
  4. Как Вы организуете питание в Вашей семье? (Полноценное питание, предпочтение отдаете каким-то одним видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно.)
  5. Как воздействует на Вашего ребенка климат в семье?

                        (Положительно, отрицательно, не воздействует.)

  1. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (Напишите.)

________________________________________________________________________

9.        Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (Да, нет.)

10.        Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми?(Да, нет, иногда.)

11.        Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? (Да, нет.)

  1. Вы сами здоровы? (Да, нет, затрудняюсь ответить.)
  2. Часто ли болеет Ваш ребенок? (Да, нет.)
  3. Каковы причины болезни Вашего ребенка? (Недостаточное физическое воспитание в детском саду, недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность к болезням.)

Благодарим за оказанную помощь. Желаем Вам здоровья и благополучия!


Анкета для родителей

«Состояние здоровья Вашего ребенка»

Уважаемые родители!

Чтобы укрепить здоровье Вашего ребенка, нужна полная информация о его состоянии. Просим Вас ответить на вопросы анкеты: это поможет подобрать оптимальные средства и методы оздоровления. В анкете необходимо подчеркнуть нужный ответ.

(Фамилия, имя ребенка, его возраст.)

  1. Укажите группу здоровья Вашего ребенка.

                                 (Первая, вторая, третья, четвертая, не знаю.)

  1. Каково физическое развитие Вашего ребенка?

(Нормальное физическое развитие, дефицит массы, избыток массы, низкий рост.)

  1. Каково состояние опорно-двигательного аппарата Вашего ребенка?

(Нормальная осанка, нормальная стопа, в осанке незначительное отклонение от нормы, значительные нарушения осанки, плоскостопие.)

  1. Какова острота зрения Вашего ребенка?

(Зрение нормальное, острота зрения понижена, нарушение бинокулярного зрения.)

  1. Каково состояние органов слуха?

(Нормальная острота слуха, пониженная острота слуха.)

  1. Каково состояние сердечно-сосудистой системы? (В норме, есть изменения.)
  2. Есть ли отклонения со стороны нервной системы? (Да, нет.)
  3. По поводу каких заболеваний Вы чаще всего обращаетесь к врачу? (Респираторно-вирусные инфекции, аллергия, лор-заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы, почек, опорно-двигательного аппарата, глаз.)

Благодарим за ответы.

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится в МОУ детский сад №25. Ваши ответы помогут качественнее организовать работу детского сада с родителями.

Пожалуйста, прочтите вопросы, отметьте ответ, с которым Вы согласны или впишите свой.

(свою фамилию можно не указывать)

1.        Насколько Вас удовлетворяет работа с семьёй , проводимая в детском саду:

а)        абсолютно удовлетворен;

б)        скорее удовлетворён;

в)        скорее неудовлетворен;

г)        не удовлетворен.

2.        Следует  ли, по Вашему   мнению,   продолжать   проведение  встреч родителей с различными специалистами

а)        да;

б)        нет;

в)        другое (укажите, что именно)        

Сформулируйте , пожалуйста, вопросы, ответы на которые Вы хотели бы получить на ближайшей встрече для родителей_________________________

_______________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Удовлетворенность родителей работой ДОУ.

Вопросы

Да

Нет

1.

Удовлетворены ли Вы отношением воспитателя к ребенку?

2.

Удовлетворены ли Вы отношением к ребенку других детей?

3.

Удовлетворены ли Вы взаимоотношением

воспитателей и родителей?

4.

Удовлетворены ли Вы учебными успехами своих детей?

5.

Удовлетворены ли Вы воспитанием детей?

6.

Удовлетворены ли Вы здоровьем детей?

7.

Хотели бы Вы водить детей в обычный детский сад?

8.

В развивающий с приоритетом познавательных способностей.

9.

В оздоровительный с приоритетом укрепление здоровья детей.

10.

В центр развития ребенка

11.

Ваши предложения, пожелания коллективу ДОУ

Удовлетворенность родителей работой ДОУ.

Вопросы

Да

Нет

1.

Удовлетворены ли Вы отношением воспитателя к ребенку?

2.

Удовлетворены ли Вы отношением к ребенку других детей?

3.

Удовлетворены ли Вы взаимоотношением

воспитателей и родителей?

4.

Удовлетворены ли Вы учебными успехами своих детей?

5.

Удовлетворены ли Вы воспитанием детей?

6.

Удовлетворены ли Вы здоровьем детей?

7.

Хотели бы Вы водить детей в обычный детский сад?

8.

В развивающий с приоритетом познавательных способностей.

9.

В оздоровительный с приоритетом укрепление здоровья детей.

10.

В центр развития ребенка

11.

Ваши предложения, пожелания коллективу ДОУ



Предварительный просмотр:

Родителям о профилактических прививках.

Огромное значение для предупреждения инфекционных заболеваний в детском возрасте имеют профилактические прививки. Но некоторые родители, наслышанные о плохой переносимости прививок детьми, всячески стараются уклониться от них. Это большая ошибка. Реакция на профилактическую вакцинацию у здоровых детей бывает очень незначительной.  И конечно, она не сравнима с тяжелым течением инфекционного заболевания.

Профилактические прививки — медицинские процедуры, цель которых — выработка в организме иммунитета против определенных инфекционных заболеваний. При вакцинации в организм человека водится специальное вещество (вакцина), в котором содержатся ослабленные или убитые возбудители тех или иных заболеваний или же их определенные части (антигены). В ответ на это в организме человека активизируется иммунная система, которая вырабатывает антитела к возбудителю инфекции и искусственным способом формирует иммунитет к этому заболеванию. Попадая в организм, они вызывают реакции, сходные с заболеванием. Это процесс выработки нормального иммунного ответа. Поэтому и возникает температура, слабость.

Реакция на вакцину зависит от здоровья иммунной системы ребёнка на момент прививки. И поэтому нельзя на 100 % предугадать, как среагирует организм. Также нельзя сказать, как у двух разных детей будет протекать одна и та же реакция на вакцину , хотя общие закономерности имеются. Подавляющее большинство детей хорошо переносит прививку. У них сохраняются сон и  аппетит, бодрое самочувствие.  Однако родителям необходимо знать, что несмотря на отсутствие видимых изменений  в состоянии ребенка, в течение 2-3 недель после прививки в организме происходят важные процессы – все его силы направлены на выработку защиты от инфекции.  В этот период дети более подвержены простудным и другим заболеваниям. Поэтому необходимо в это время тщательно соблюдать режим дня и питания, оберегать детей от контактов с больными, не посещать с ними многолюдные места. Это залог того, что после вакцинации выработается стойкий иммунитет и не будет осложнений.

Увидев однажды ребёнка, больного коклюшем или дифтерией, вопрос о необходимости прививки у родителей даже бы не возник, т. к. эти заболевания считаются очень тяжелыми и клиническая картина впечатляет и порой ужасает страданиями малыша. Многие заболевания, особенно это касается дифтерии, имеют очень высокую смертность. На волне отказов рост таких заболеваний повысился и, к сожалению, иногда регистрируются случаи с печальным исходом. Следует совершенно чётко понимать, что та группа заболеваний, против которых проводится вакцинация, является опасными и существует реальный риск заражения. Риск осложнений при заболевании во много раз выше чем при вакцинации. И напомню, что во все времена считалось, что болезнь лучше предупредить, чем лечить.

В результате многочисленных научных исследований было доказано, что современные вакцины абсолютно безопасны. Но, тем не менее, перед тем, как сделать профилактическую прививку, ребенка осматривает врач для оценки общего состояния, выявления противопоказаний и возможных аллергических реакций.

Уважаемые родители! Профилактические прививки – надежное средство защиты от инфекционных заболеваний! Не отказывайтесь от их проведения!



Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

 Режим дня имеет большое значение для здоровья и физического развития детей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И.П. Павлов называл внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Что же такое режим дня? Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение ребенка в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Нарушение же режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности.

Почему же необходимо четкое соблюдение режима дня, особенно в дошкольном возрасте? Воспитание здорового ребенка, всестороннее развитие его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями неразрывно связано с разработкой рационального режима дня и гигиенической регламентацией различных сторон жизнедеятельности дошкольника. Деятельность является основным фактором развития растущего организма ребенка.

Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам.
Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека, анатомо-физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма.

Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. У детей еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и мала подвижность нервных процессов.

Физиологические особенности дошкольника определяют один из гигиенических принципов построения правильного режима дня - строгое его соблюдение, недопустимость частых изменений, а также постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.

Содержание режима и суммарная продолжительность всех режимных моментов (суточный бюджет времени) определяются вторым гигиеническим принципом: все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма. Характер и длительность различных видов деятельности должны соответствовать функциональным возможностям детского организма. Отдых должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Немаловажным для дошкольника является режим дня в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ). Режим дня в ДОУ - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение 12-часового пребывания в детском саду. Основным принципом построения режима в ДОУ является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного ДОУ (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.).

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим ДОУ, тем комфортнее он себя чувствует тем лучше его настроение и выше активность.

Основными компонентами режима в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.

Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма.



Предварительный просмотр:

«Мультимедиа и дети»

Телевизор, видео, компьютер приобретают все большую популярность в связи с их техническим взаимодействием и взаимовлиянием.
Во многих домах частная жизнь и увлечения вращаются исключительно вокруг них.
Почему телевизор «не для детей»?
Нефизиологичный процесс зрения и дискоординация деятельности различных органов чувств
Во время смотрения телевизора глаза неподвижно сконцентрированы на экране, на котором движется изображение. Что же происходит, когда во всем мире огромное количество детей 3-12 лет смотрят телевизор по 4-6 часов в день? Как раз в том возрасте, когда физическая активность и движение являются важнейшими факторами гармоничного развития, ребенок зачарованно сидит перед экраном в застывшей позе, так как неподвижность глазных мускулов передается и всей остальной мускулатуре. Врачи называют это, двигательным застоем – но это сильно преуменьшающая опасность формулировка, заставляющая задуматься, в чем тут дело – просто ли в бездумности или в сознательном введении в заблуждение. Ведь проблема заключается не в пассивности мускулов, а в пассивности воли, управляющей мускулами. То, что при этом происходит, - атака на волевую способность человека, обусловливающую его самостоятельность, застои воли, а тем самым и деградация личности.
При этом зрительный процесс происходит ненормальным образом, т.к. при обыкновенным рассматривании мускулы глаз совершают разнообразные движения и как бы «обегают» наблюдаемый объект. Кроме того, ни один цвет и ни одна пропорция не совпадают с реальными, трехмерное проецируется на плоскость. Задействована только два органа чувств: зрение и слух, все остальные пребывают в пассивности. Это приводит к разобщению их функций.
Стимуляция пассивного восприятия информации центральной нервной системой
Обработка впечатлений, проникающих в мозг с экрана, происходит иначе, чем при нормальном, активном процессе зрения, когда глаза постоянно двигаются и воспринимают тончайшие оттенки и реальные предметы одновременно со всеми остальными органами чувств. Поток информации, идущий с экрана, очень сильно превышает способность дошкольника к восприятию и самостоятельному осмыслению. Ребенок выхватывает то одно, то другое и часто не может установить взаимосвязь между картинками и услышанным текстам. Происходит стимулирование мозга к отрывочному и ассоциативному мышлению, а в целом в пассивному восприятию происходящего, т.к. собственное активное восприятие в данном случае просто невозможно. Находящиеся в процессе развития тонкие нервные связи мозга дошкольника посредством этого стимулирования преобразовывается таким образом, что мозг становится инструментом пассивной мыслительной деятельности, т.е. малоприспособленным к активному и творческому мышлению.
Провоцирование агрессивно-беспокойного поведения
Посмотрев телевизор, ребенок приходит в состояние такого же неестественного двигательного возбуждения, как и то неестественное состояние полной неподвижности, в котором он находился во время просмотра. Это гипервозбуждение связано не столько с содержанием просмотренных передач (жестоких, глупых или познавательных), сколько с этой вынужденной неподвижностью перед экраном. Поэтому дети некоторое время после просмотра телевизора не могут ничем заниматься, склонны к агрессии, пребывают в дурном настроении и ведут себя вызывающе. Негативное содержание передач только усиливает эти проявления.
Дети, воспитанные без телевизора, являются лучшими товарищами для игр!
Дети, которые регулярно смотрят телевизор, отличаются от других детей тем, что они:
• в общении с другими людьми не чувствуют дистанции и невнимательны;
• сложно вступают в личный контакт;
• охотно корчат гримасы и почти не смотрят в глаза;
• часто отвечают поверхностно и стереотипно, их интерес к вещам неглубок;
• мало читают, предпочитают рассматривать картинки (комиксы и т.п.);
• активно не осмысливают прочитанное и увиденное;
• обладают пониженной способностью к концентрации.
Происходит стимуляция склонности к алкогольной, медикаментозной и наркотической зависимости, так как дети привыкают получать впечатления и душевные переживания без личных усилий, просто нажимая кнопки.
Возникает глубокое нарушения развития воли, т. к. дети неподвижно сидят перед экраном и не могут проявлять своей естественной активности и склонности к поражению.
Развитие речи, согласно исследованиям, существенно замедляется.
Хочется упомянуть еще тот факт, что у шестилетнего ребенка размер мозга достигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем имеется в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами, чем в мозге восемнадцатимесячного ребенка или в мозге взрослого. Мозг 6-7-летнего ребенка способен образовать тысячи дендритных связей между нейронами.
В возрасте 10-11 лет дети теряют большую часть этой связующей нейронной массы. В нервных клетках мозга образуется энзим, который разрушает все недостаточно миелинизированные нервные связи. Это означает, что к этому времени созревание нервной системы заканчивается и «не активированные», т.е. не укрепившиеся благодаря различным видам деятельности нервные связи снова исчезают.
Компьютерные игры тоже не безобидны
Общим для всех компьютерных игр является то, что встреча человека с миром сводится к действию и противодействию, а действия – в том числе и так называемое творчество – возможно только в рамках схемы, границы которой заданы компьютером. Какие положительные результаты достигаются при этом? Без сомнения, стимулируется бдительность и готовность к реакции, но на каком материале? Ребенок входит в иллюзорный, искаженный мир, который очень мало согласуется с действительным окружающим миром. Провоцируются радость манипулирования, цинизм и удовольствие от само увеселения. Интеллектуальные реакции мобилизуется односторонне, притом в тесной связи с визуальными явлениями. Исполненная фантазии, творческая – поскольку еще не фиксированная предметно и не закрепленная в образах, - восходящая чисто изнутри интеллектуальность не стимулируется, а, напротив, подавляется. Она не может раскрыться в сфере приятного отдаления от объекта, в ироническо-трюковым окружении или среди завораживающей жестокости или напряженных состязаний. Ей требуются минуты тишины, вслушивания, внутреннего движения впечатлений.
Почему-то считается, что компьютер «хороший», потому что с ним можно взаимодействовать и в нем нет рекламных заставок, а телевизор «плохой», потому что с ним нельзя взаимодействовать и он показывает много рекламы. Видео – это тоже «хорошо», потому что там тоже нет рекламы. Для ребенка все эти три информационных источника обеспечивают интеллектуальное возбуждение при минимальной работе мускулов. Использование СМИ означает, что мы учим детей исследовать мир с помощью компьютера, а не с помощью рук, ног и воображения.
3-летнему ребенку больше всего необходимы любовь, личный контакт и, прежде всего, забота. 4-5-летние дети должны развивать социальные навыки и учиться взаимодействовать с другими.Им надо играть с настоящими предметами, а не с виртуальными картинками.
Надежность и умение вызывать доверие никогда нельзя будет получить из Интернета, и через 100 лет нельзя будет научиться общаться с людьми с помощью компьютера. Напротив, то время, которое мы проводим, лазая по Интернету, - это время, за которое наша способность общения с людьми, скорее, ухудшается. Для того, кто предпочитает жить в мире, где люди изолированы друг от друга, и в обществе, в котором люди не уживаются друг с другом, самым лучшим способом будет поместить детей в компьютерное пространство и велеть им общаться друг с другом только электронным образом.
Рекомендации родителям
1. не оставляйте детей один на один с телевизором!
Взрослые вообще не должны включать детям программы, которые, как они подозревают, превышает возможности детского восприятия, - надо выбирать более подходящие для детей программы. Но в любом случае им следует понимать, что их долг – быть рядом с малышами во время просмотра, даже если речь идет об исключительно «детских» передачах, казалось бы, полностью доступных детям. Ребенку почти постоянно хочется задавать вопросы или делать замечания, которыми ему надо поделиться со взрослым, а для этого нужно сделать так, чтобы образы подавляли его, а, наоборот, чтобы он мог овладеть ими и осмысленно переработать все увиденное. Кроме того, действуя таким образом, взрослый может поощрять в детях осознанность просмотра (и процесс зрительного восприятия вообще), а это и есть главное условие, чтобы ребенок не смотрел пассивно то, что ему покажут.
Поэтому целесообразно еще раз назвать факторы, действующие при телепросмотре:
• Фактор 1. Содержание и жанр передачи (скажем, информационная программа, художественный фильм, мультфильм и т.д.). Этот фактор осознается всеми телезрителями и, как правило, привлекает их внимание, а часто кажется даже единственным определяющим фактором («обсуждение программ»).
• Фактор 2. Зависимость от камеры зрительского взгляда, воспринимающего все спецэффекты (наплыв, монтаж, смена кадра, смена перспективы и т.д.). Этот фактор, как правило, ускользает от сознательного восприятия или, во всяком случае, ощущается очень смутно, если, к примеру, сцены сменяются слишком часто или внезапно. Зритель вообще не замечает глубокого воздействия этих средств на свою эмоциональную сферу, свои симпатии и антипатии, настроения и оценки.
• Фактор 3. Различные физиологические воздействия экрана, независимые от особенностей программы и связанные с физической неподвижностью зрителя. Этот факт обладает наиболее глубоким воздействием. Он сказывается на обмене веществ и нервных процессах человеческого организма, протекающих ниже порога осознаваемости, т.е. не бессознательном уровне. Здесь закладывается то, что проявляется много позже, когда физиологические воздействия уже приводит к устойчивым изменениям. Этот третий фактор, до сих пор меньше всего беспокоивший взрослых, для ребенка имеет решающие значение. Ведь «окна» его телесно-физиологического развития распахнуты еще так широко, что телеэкран воздействует на него до самых глубин, и это воздействие оказывается необратимым. Стало быть, решая вопрос, что можно позволить смотреть дошкольнику в конкретном случае, этому фактору следует уделять особое внимание.
Даже если по какому-то каналу идут исключительно безобидные детские передачи, свободные от насилия и рекламы, это еще далеко не оправдывает разрешения смотреть телевизор сколько угодно. Ведь чем больше время просмотра, тем сильнее воздействие второго и третьего факторов, столь негативное, что допускать его нельзя ни в коем случае.

2. Ограничивайте время просмотра, побуждайте ребенка к активности!
Не меньшую важность, чем выбор программ, имеет для взрослого сознательное ограничение времени просмотра, соотнесенное с конкретной стадией развития ребенка. Можно с уверенностью утверждать, что обычное нынче для 6-8-летних детей просмотровое время, составляющее 20-30 часов в неделю, а то и больше 100 слишком велико. Взрослый (родитель, воспитатель) должен стараться предоставлять ребенку как можно больше места и времени для творческих игр, для получения живого чувственного опыта и энергичной активности. Раз при нынешних условиях сами дети часто не знают, как проявить себя на этом поприще, взрослом надо поднапрячься и тут, чтобы дать им подходящие импульсы. Окупиться любое, даже самое малое усилие в этой области – можно даже сказать, не будет большего вложения в последующую жизнь ребенка, чем ежедневное чтение ему вслух или собственные рассказы, заменяющие информацию масс-медиа; хорошо попеть вместе с ним, вовлечь его в ежедневную домашнюю работу, поиграть с ним в подвижные игры или приохотить к различным поделкам, чтобы спустя какое-то время он мог продолжать самостоятельно.
3. Поощряйте творчество образов!
Невозможно переоценить, насколько велика ответственность взрослых за строгое ограничение просмотрового времени. Еще один довод в пользу этого представляют результаты новейших исследований, проведенных американскими специалистами в области физиологии головного мозга: измеряя активность мозга у детей, они констатировали, что чрезмерное потребление телевидения ведет к опустошительным для мозга последствиям: «У детей, проводящих перед телевизором ежедневно по 10-15 часов кора головного мозга подобна пустыне», - резюмирует в сообщении для прессы специалист по физиологии органов чувств Хорст Прен и продолжает: «Они страдают полной потерей способности воображения». Некоторые дети даже не в состоянии нарисовать по памяти бытовые предметы, скажем, чашку. Этот разительный пример показывает, что поставлено на карту: способность творить образы – сознательно порождаемые или свободные образы фантазии – подавляется тем сильнее, чем больше ребенок смотрит телевизор, и со временем утрата этой способности становится необратимой. Телевизионные образы откровенно обстреливают извне способность фантазии и творческого воображения.
Берегите здоровье Ваших детей!
Использованная литература
1. Методическая поддержка старшего воспитателя «Взаимодействие с родителями» №4 2010г.
 http://ped-kopilka.ru/roditeljam/konsultaci-dlja-roditelei-v-detskom-sadu.html



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Игры для укрепления здоровья малышей»

Предложенная мною памятка для родителей, изготовлена с целью вовлечения семьи в подготовку повышения педагогической культуры родителей в вопросах ЗОЖ, ознакомление с играми и упражнениями для укрепления здоровья малышей, распространению семейного опыта ведения здорового образа жизни.

Игры на формирования правильной осанки.

Основой профилактики и лечение нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечнососудистой системы.

Игра «В гости к мишке»

Посадив игрушку - медведя на высокий кубик и сделав горку из длинной доски, положенной на гимнастическую стенку, ведущий говорит:

Маша (имя ребенка) и Егорка

Часто ходят к мишке с горки.

Ребенок входит на горку (можно на игровой площадке во дворе использовать горку, только надо быть внимательным и помогать ребенку взобраться на высоту около метра), затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть. Ведущему необходимо внимательно следить за осанкой ребенка.

Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрительного и слухового анализаторов, устойчивого внимания.

Игра «Качели-карусели»

Родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой - за обе ноги, и раскачивает его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки (другой отпускает) и кружится вместе с ним вправо и влево(получаются карусели) со словами: «Полетели карусели». Желательно игру проводить под ритмичную музыку. Игра проводится в заключительной фазе занятий, когда ребенок почувствовал усталость.

Цель игры: расслабление мышц туловища, улучшение вестибулярного аппарата.

Оздоровительные игры при заболеваниях носа и горла.

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании, лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкания губ.

Игра Совушка-сова»

Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети - «совы» медленно поворачивают головы влево вправо. По сигналу ночь дети смотрят вперед, взмахивают руками - «крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят: «У-уффф». Повторяют два-четыре раза.

Цель игры: развитие коррекции рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функций дыхания(углубленный выдох).

Игры при плоскостопии.

Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Поэтому игры должны быть подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.

Игра «Донеси, не урони»

Игроки сидят на стульях. У каждого под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги простынку и дотащить ее любым способом (скача на одной ноге или четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.

Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие ловкости.

Оборудование: стулья, простынки.



Предварительный просмотр:

Прогулки с детьми осенью. Советы родителям.

На пороге осень, а с ней – дожди и прохлада. Не беда! Вы с детьми найдете массу возможностей для веселой и полезной прогулки.

Каждая прогулка начинается с наблюдения за окружающей средой. Вместе с детьми обсуждаем, какого цвета и формы пробегающие облака, смотрим на падающие листья, считаем желуди. Собираем дары природы, из которых мастерим дома поделки. Превращаемся в художников – рисуем камешками, палочками на земле. Если на улице лужи, то и с ними найдем что делать: бросаем листики-кораблики или камушки-лягушки. Вот так весело и занимательно можно провести осеннюю прогулку с пользой для здоровья и развития ребенка.

Дни становятся все короче, а погода - все хуже. Но, несмотря на это, дети с огромным удовольствием играют на улице, ведь для них нет неудачного сезона или погоды. И осенняя прогулка - это прекрасная возможность порадовать ребенка интересными играми и активностями, а самой отвлечься от сезонной хандры и тоже от души повеселиться.

- "Охота за сокровищами" - вокруг уже полным-полном ярких опавших листьев. Пусть ребенок соберет разноцветный букет, а дома можно сделать из него гербарий или яркий осенний коллаж.

- "Ищем по форме и цвету" - еще одна игра с листиками. Все они разной формы, размера, цвета. Дай ребенку задание: найти побольше листиков клена. Или березы. Или дуба. Больших или маленьких. Еще зеленых или уже коричневых. Эта простая, казалось бы, игра развивает у малыша память, зрение и логическое мышление.

- "Текстуры осени" - для этой игры вам пригодятся восковые мелки и бумага, хотя можно рисовать прямо на асфальте. Пусть ребенок приложит лист и заштрихует. Получатся интересные оттиски, которые помогут малышу лучше познакомиться с осенней природой.

- "Собери кусочки осени" - выдай ребенку сумочку или что угодно другое для хранения. Пусть складывает туда листья, каштаны, жолуди, ветки, шишки - словом, все, из чего состоит осенняя пора. А дома можно высушить это все и сделать красивую красочную аппликацию.

- "Кто больше расскажет об осени" - игра для нескольких человек. Каждый игрок называет элементы и характерные признаки осенней поры: например, листья желтеют, листья опадают, птицы улетают на юг, дни становятся короче, а ночи длиннее, холодает, идет дождик и т.п. Это очень поучительная и развивающая игра для ребенка, из которой он может почерпнуть много нового и интересного.



Но чем старше становится ребенок, тем больше для его развития должна приносить прогулка. Свежего воздуха теперь уже недостаточно.

Загляните на любую детскую площадку. Что скорее всего вы увидите? Как правило, одну и ту же картину: дети копаются в грязноватом песке, съезжают с горки или залезают на лесенку, счастливчики, которым повезло занять качели, гордо восседают на них. Мамы, в свою очередь, заняты беседой друг с другом на близлежащей скамейке, периодически посматривая в сторону своих чад. Главное - чтобы не подрались, не свалились, не наелись песку.

Многие родители почему-то уверены, что прогулка - это время их законного отдыха от ребенка, а обязанности сводятся лишь к присмотру за его безопасностью. Конечно, малышу необходимо время для самостоятельного познания мира, для игр с другими детьми, но ведь часто бывает так, что дети явно скучают или, наоборот, перевозбуждены и не в состоянии играть самостоятельно, а мама лишь отмахивается: "Ну иди же, играй в песочек, дай поговорить!" При этом те же самые мамы постоянно жалуются, что им не хватает времени ни на что вообще, а в частности - на занятия с ребенком.

А ведь именно прогулка открывает уникальные возможности для занятий с детьми.

Автор многих статей по раннему развитию Ася Штейн предлагает несколько вариантов, как разнообразить прогулку с ребенком и сделать ее полезной не только для здоровья, но и развития, а также общения родителей с детьми.

Учимся читать

Возможно, вы знакомы с методикой Глена Домана и являетесь его сторонником или просто слышали, что некоторые специалисты раннего развития советуют показывать детям карточки с подписями. Делать это можно на прогулке: в ближайшем парке, на берегу реки, на бульваре или просто в зеленом уголоке двора. Напишите на карточках слова "земля", "трава", "дерево", "одуванчик", "шишка", "кора ", "берег " и т. д. и разложите их прямо на земле, прикрепите к стволам деревьев, прислоните к цветам. А теперь поводите малыша по этой волшебной полянке, читая ему карточки. Даже десяти-одиннадцати месячный кроха, не говоря уж о более старших, будет в восторге от такой игры.

Ребенку постарше можно предложить поиграть в "музей живой природы", пусть он правильно расставит карточки перед "экспонатами".

Трехлетний с удовольствием примет участие в сборе гербария летом или коллекции семян зимой. Все образцы вы потом вместе рассортируете, оформите и подпишете.

География и астрономия


Кроме этого, пишет Штейн, на прогулке легко изучать основы географии и астрономии. Прихватите с собой компас и объясните малышу, как определять стороны света, заодно расскажите, как ориентироваться без компаса.

Детям в четыре-пять лет уже можно рассказать, как пользоваться планом и картой местности. Прекрасно, если вы сможете отправиться в настоящий маленький поход, заранее определив маршрут с помощью карты.

Зимним вечером или на юге, когда небо ясное и усыпанное звездами, попробуйте найти на небе Полярную звезду, Большую Медведицу, другие созвездия. Покажите малышу Луну в различных фазах, расскажите об их смене. Найдите открытое место, где хорошо видно закат. Это зрелище потрясет даже самых крохотных малышей.

Даже если вы что-то не знаете или забыли, не отказывайтесь от такого общения с вашим ребенком. Загляните в детские энциклопедии, посмотрите в Интернете. Найти ответы на детские вопросы будет несложно.

Птицы и насекомые

Первые дикие птицы, с которыми знакомится маленький горожанин, это голуби, воробьи, снегири и синицы. Прихватите крошки для уток и голубей, сделайте в парке кормушки. Приучите малыша тихо-тихо наблюдать за птицами. Приходите регулярно на одно и то же место. Ранней весной можно посмотреть, как селезни ухаживают за уточками, летом полюбоваться утятами, осенью понаблюдать, как утки готовятся к отлету, а заодно и вспомнить сказку про Серую Шейку.

Разыщите муравейник и понаблюдайте за его обитателями, расскажите малышу, какие муравьи трудолюбивые, как они живут большой дружной семьей. Если вы возьмете с собой лупу, можно осторожно рассмотреть муравья или другое насекомое. Только ни в коем случае не разрешайте ребенку мучить насекомых и птиц. А вот гусеницу вполне можно прихватить домой, посадить в банку и попробовать превратить ее в бабочку. Обязательно обратите внимание, на каких листьях гусеница сидела: ими ее и надо кормить.

Математика

Иногда на прогулке можно заняться и математикой. Ну где, как не в лесу осваивать понятие десятка? Соберите, к примеру, несколько десятков шишек или камешков, разложите их по заранее припасенным коробочкам или просто на крупных листьях - вот вам и математическое пособие.

Песчаные и асфальтовые площадки подойдут для занятий геометрией. Можно чертить палочкой или мелом, а если соберется несколько детей вместе, предложите им самим превратиться в геометрические фигуры: протягивая друг другу веревочки, малыши смогут составить треугольник, квадрат, ромб.

сли вы захватите из дома рулетку или складной метр, можно заняться измерением расстояний, расчетом периметров и площадей (например, площадки для строительства замка).

Приготовьте сосуды различного объема, чтобы пересыпать и измерять количество различных жидкостей и сыпучих тел, можно взять еще и безмен. Песочница или берег пруда - идеальное место для изучения понятий много-мало, тяжелый-легкий, жидкий-твердый. А возня с песком, водой, мелкими камушками и шишками укрепит пальчики малыша, разовьет мелкую моторику.

Рисование

Время от времени, но не очень часто, чтобы не надоело, возьмите на прогулку бумагу и краски или карандаши. Не часто удается побывать в роли "художников на этюдах".

Объясните малышу, как делать наброски растений, животных, людей, рисовать пейзажи. Пусть рисует, как ему хочется, - не требуйте полного сходства. Попробуйте начать рисовать вместе с ребенком, а потом устройте выставку вашего с ним творчества.