Распространение опыта работы

Ященко Елена Владимировна

      Учителю  нужно развиваться всю жизнь. Если он остановится хоть на несколько месяцев, он сразу же отстанет, потому что современному преподавателю обязательно нужно быть в курсе новых технологий и их применения в сфере образования, новых трендов в образовании, новых пособий и прочего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад "Формирование  ключевых компетенций на уроках математики"

Учитель  математики Ященко Елена Владимировна

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

        

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы»  в1996 году  в Берне был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций.

 Изучать:

 • уметь извлекать пользу из опыта;

 • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

 • организовывать свои собственные приемы изучения;

 • уметь решать проблемы;

 • самостоятельно заниматься своим обучением.

 

 Искать:

 • запрашивать различные базы данных;

 • опрашивать окружение;

 • консультироваться у эксперта;

 • получать информацию;

 • уметь работать с документами и классифицировать их.

 Думать:

 • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

 • критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

 • уметь противостоять неуверенности и сложности;

 • занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

 • видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

 • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

 • уметь оценивать произведения искусства и литературы.

 Сотрудничать:

 • уметь сотрудничать и работать в группе;

 • принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

 • уметь договариваться;

 • уметь разрабатывать и выполнять контракты.

 Приниматься за дело:

 • включаться в проект;

 • нести ответственность;

 • входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

 • доказывать солидарность;

 • уметь организовывать свою работу;

 • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

 Адаптироваться:

 • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

 • доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

 • показывать стойкость перед трудностями;

 • уметь находить новые решения.

Проблема проектирования содержания образования приобрела сегодня особую актуальность в связи с разработкой и предстоящим принятием на правительственном уровне осенью 2002 года стандартов общего образования.

В рамках реализуемого Министерством образования РФ проекта "Стандарт общего образования" при участии сотрудников РАО в настоящее время ведется разработка методологических оснований конструирования образовательных стандартов, а также самих стандартов. Принципиальное отличие разрабатываемой концепции стандарта от имеющейся ранее предметоориентированной концепции состоит в попытке реализовать средствами стандарта личностную ориентацию образования, его деятельностно-практическую и культурологическую составляющую, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность.

В качестве одного из методологических решений поставленной задачи предлагается включение в структуру образовательного стандарта общепредметного содержания образования, устанавливающего, во-первых, технологию проектирования стандарта, во вторых, роль и место общепредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, а также ключевых компетенций в структуре разрабатываемого стандарта.

Общепредметный образовательный минимум разрабатывается на основе целей общего образования и охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется нами на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.


Таблица 2. Примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока

Этапы урока

Цель

Результативность

Виды деятельности

А. Проверка          домашнего         задания

Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников

Результативность: формирование познавательной компетенции

1.Рецензирование ответов

(домашнего задания)

Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память

Результативность: формирование самообразовательной компетенции

2. Математический диктант

(по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)

Б. Объяснение нового материала

Цель: учить исследовательской работе

Результативность: формирование поликультурной компетенции

1. Доказательство теорем, и т.п.

Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения

Результативность: формирование информационной компетенции

2. Лекция с использованием приобретенной учениками информации

Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость

использования знаний

Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетенций

3. Исследовательская лаборатория

(коллективная экспериментальная работа)

В. Физкульт-минутка

Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность

Результативность: формирование компетенции по отношению к своему здоровью

Игры-физкультминутки

Г.Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков

Цель: изучить свойства дроби, и т.п.

Результативность: формирование познавательной компетенции

1. Учебная самостоятельная работа

Цель: закрепить знания о производной и ее применении, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания

Результативность: формирование компетенции, которая оказывает содействие саморазвитию

2. Исследование различных видов памяти

Цель: закрепить умение решать задачи и примеры

Результативность: формирование интеллектуальной и поликультурной  компетенции

3. Решение задач, примеров с комментированием

Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать

Результативность: формирование познавательной компетенции

4. Математическая эстафета

Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы

Результативность: формирование интеллектуальной  компетенции

5. Решение задач несколькими способами

Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы

Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетенций, развивать индивидуальные способности

6. Работа с учебником

(учебная практическая работа)

Д. Творческая работа

Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты

Результативность: формирование поликультурной  компетенций

1. Создание проектов

Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера

Результативность: формирование поликультурной,

коммуникативной компетенций

2. Заседание математического кружка

Е. Контроль

Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться

Результативность: формирование интеллектуальной  компетенции

1. Создание рекламы (презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах с взаимной оценкой

Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать

Результативность: формирование  социальной компетенции

2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа

Ж. Домашнее задание

Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры

Результативность: формирование компетенции, которая оказывает содействие саморазвитию

1. Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока

Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки

Результативность: формирование интеллектуальной  компетенции

2. Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п.

Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются предметные компетенции.

Математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Приведу пример заданий, которые я использую при изучении математики в 5 классе и которые, на мой взгляд, помогают формированию математической компетенции.

I. При отработке техники счёта я включаю не только стандартные примеры и задачи, но и те, которые формируют умения проводить вычисления в повседневной жизни, т.е. развивать математическую компетенцию.

Задача.

Автор сказки «Красная шапочка» француз Шарль Перро родился в 1628 г., автор «Сказки о Рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин родился на 171 год позже, а автор сказки «Три медведя» Л.Н. Толстой родился на 29 лет позже А.С. Пушкина. Сколько лет прошло со дня рождения авторов любимых детских сказок до наших дней?

Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приоритетных позиций. Она находит отражение и в тексте современного Закона РФ «Об образовании» (ред. 2002 года), где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве…». В то же время и профессиональные образовательные программы также направлены на последовательное повышение ранее сформированного образовательного уровня. Другими словами, задача формирования общей культуры и ее упрочивания является общей для всей системы российского образования. Это его непреходящая ценность.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно - деятельностный характер.
     В комплексности образовательных компетенций заложена дополнительная возможность представления образовательных стандартов в системном виде, допускающем построение четких измерителей по проверке успешности их освоения учениками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным!» Б. Паскаль «Формирование ключевых компетенций на уроках математики» Ященко Елена Владимировна Учитель математики МАОУ Гимназии №1

Слайд 2

Формирование ключевых компетенций Перечень ключевых компетенций основывается на главных целях общего образования Перечень ключевых компетенций основывается на структурном представлении социального опыта и опыта личности Перечень ключевых компетенций основывается на основные виды деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе

Слайд 3

«Ключевые компетенции для Европы» Изучать Искать Адаптироваться Приниматься за дело Сотрудничать Думать

Слайд 4

Общепредметный образовательный минимум опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме ее результатов - знаний опыт осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу опыт творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; Типы опыта компетентности опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций

Слайд 5

Ключевые образовательные компетенции Ценностно-смысловые компетенции Информационные компетенции. Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного самосовершенствования

Слайд 6

Как же выполнять задачу формирования компетенций учеников? личностно-ориентированное обучение относится к личности учащегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий через поскольку

Слайд 7

Осознание необходимости знания математики в будущей профессии Детская мотивация заниматься математикой занятие наукой придает уверенности в себе наличие информационных знаний, умений и применение их в профессиональной деятельности

Слайд 8

Формирование ключевых компетенций в рамках мотивационной системы поддержание мотивации креативные (творческие) задания. задания с запланированным успехом задания, вызывающие интеллектуальные затруднения

Слайд 9

Примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока Проверка домашнего задания Объяснение нового материала Физкультминутка Закрепление знаний и отработка навыков Домашнее задание Организационный момент

Слайд 10

Формирование математической компетенции 1. Выполните действия: а) 23 м 9 см + 48 м 96 см б) 14ч 37 мин + 8 ч 46 мин в) 12 кг 65 г – 3 кг 75 г г) 16 р. 7 к – 12 р. 9 к д) 4 сут 6 ч · 12 е) 5 ц 40 кг : 6 кг Решите задачу Автор сказки «Красная шапочка» француз Шарль Перро родился в 1628 г., автор «Сказки о Рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин родился на 171 год позже, а автор сказки «Три медведя» Л.Н. Толстой родился на 29 лет позже А.С. Пушкина. Сколько лет прошло со дня рождения авторов любимых детских сказок до наших дней? 2. Выполните действия а) 27*9; б) 36*99; в) 89*11; Устное вычисление а) 27*9=27*10 – 27=243; б) 36*99=36*100 – 36=3564; в) 89*11 = 89*10 + 89 = 979;

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №1

Доклад на тему: «Математический кружок как способ подготовки учащихся к олимпиадам»

Региональная научно-методическая конференция

«Проблемы и перспективы преподавания естественнонаучных дисциплин»,

посвященная 90-летию со дня рождения профессора, д.п.н. Пинского А.А.

Место проведения: ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

Учитель: Ященко Елена Владимировна

Благовещенск 2011г

Математический кружок как способ подготовки к олимпиадам

Обучение математике проходит как на уроках, так и во внеурочное время. Одной из форм внеурочной деятельности является математический кружок.

Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке учащихся к участию в олимпиадах

Кружок по математике в 5 классе является одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального подхода в процессе образования?

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника.

Занятие длиться 40 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.

Задачи кружка:

  • развитие у учащихся логических способностей;
  • формирование пространственного воображения и графической культуры;
  • привитие интереса к изучению предмета;
  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • выявление одаренных детей;
  • формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
  • адаптация к переходу детей в среднее звено обучения.

Учащиеся, посещающие математический кружок, в конце учебного года могут научиться:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
  • оценивать логическую правильность рассуждений;
  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
  • уметь составлять занимательные задачи;
  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

Содержание учебного курса.

В данном разделе рассмотрены три основные темы курса: «Логические задачи», «Знакомство с геометрией», «Занимательное в математике».

«Логические задачи»

1. Задачи на переливание.

2. Задачи на взвешивание.

3. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

«Знакомство с геометрией»

  1. Задачи на разрезание.
  2. Геометрические головоломки со спичками.
  3. Закончить рисунок по образцу.

«Занимательное в математике»

1. «Магические» фигуры.

 2. Ребусы, головоломки, кроссворды.

3. Математические фокусы и софизмы.

4. Занимательный счет.

Вовлечение в кружок:

Занятия посещают все желающие, то есть,  нет специального отбора учащихся.  Среди родителей были распространены пояснительные записки, в которых изложены задачи и цель кружковых занятий, предполагаемые результаты. На занятиях используются  различные информационно-коммуникационные технологии, что повышает интерес у детей.

Первые результаты

Несмотря на то, что дети вовлечены в кружок только несколько месяцев, уже есть первые обнадеживающие результаты:

  1. Участие в олимпиадах различных уровней и первые победы;
  2. Повышение качества знаний на уроках;
  3. Учащиеся стали увереннее в себе;

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Но я не ограничиваюсь на этом. Желая показать всю невероятную красоту и занимательность предмета, вызвать у детей устойчивый интерес к математике, оставить не только приятные воспоминания об уроках, но услышать главную фразу ребенка: «Мой любимый предмет – математика!»

Успехов всем учителям в их начинаниях!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подобно фотоснимкам, талант нужно не только проявлять, но и закреплять. «Математический кружок как способ подготовки учащихся к олимпиадам» Ященко Елена Владимировна учитель гимназии №1 г.Благовещенска

Слайд 2

«За страницами учебника математики» Цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника.

Слайд 3

Задачи курса: привитие интереса к изучению предмета; выявление одаренных детей; развитие у учащихся логического мышления; формирование пространственного воображения и графической культуры; расширение и углубление знаний по предмету; формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности; адаптация к переходу детей в среднее звено обучения.

Слайд 4

Занятия: Как люди научились считать; Из истории развития геометрии; Геометрические головоломки со спичками; Занимательные ребусы головоломки, загадки; Задачи на переливание, взвешивание, разрезания.

Слайд 7

Добрый день! Прозвенел уже звонок! Начинается кружок!

Слайд 8

Проверим внимание

Слайд 10

Развиваем логическое мышление

Слайд 11

Уберите 4 палочки так, чтобы Получилось 5 равных квадратов

Слайд 12

Наши первые шаги: Участие в олимпиадах: Муниципальные, «Центр поддержки талантливой молодежи»,»Кенгуру» Работы учащихся Конференция

Слайд 13

14 12 11 13 10 15 Какова сумма этого магического квадрата? ________________________

Слайд 14

Основные источники: И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г. http://www.kenguru.sp.ru/ http://izvilini.ru/ http://www.zaba.ru/