МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по дисциплине: «Основы финансовой грамотности» На тему: «Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Располагаемый личный доход»

Мария Сергеевна Золотова

Методическая разработка составлена для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Основы финансовой грамотности.

В ходе урока, обучающиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность обучающихся. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ofg_semeynyy_byudzhet.doc565.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрено и одобрено

на заседании ПЦК № 2

протокол № __ от _______2022г.

Председатель ПЦК № 2

______________О.Н. Мосина

Рег. № _____

Старший методист

______________Е.В. Яковлева

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

по учебной работе

_____________Е.В. Кошелева

«_____»__________2022г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»

На тему: «Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Располагаемый личный доход»

для специальности

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт»

среднего профессионального образования

Автор: М.С. Золотова

Щекино, 2022 г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании ПЦК № 2

протокол № __ от _______2022г.

Председатель ПЦК № 2

______________О.Н. Мосина

Рег. № _____

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

по учебной работе

_____________Е.В. Кошелева

«_____»__________2022г.

Автор:

М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».

Методическая разработка составлена для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Основы финансовой грамотности».

В ходе урока, обучающиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность обучающихся. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.

Технологическая карта открытого урока по дисциплине

«Основы финансовой грамотности».

Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт»

Преподаватель:  Золотова М.С.

Дата:  06.12.2022г.        

Группа: 112-БН

Дисциплина: «Основы финансовой грамотности».

Тема: «Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Располагаемый личный доход».

Цель урока: рассмотреть источники доходов и статьи расходов семей;

образовательные: сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете.

  • Выявить основные источники формирования семейного бюджета.
  • Учить самостоятельно планировать бюджет семьи .
  • познакомить с понятием “семейный бюджет”; дать представление о распределении денег в семейном бюджете; продолжить изучение терминов: “доходы”, “расходы”, “бюджет”, баланс, трансферт
  • Учить соотносить свои желания, потребности и возможности, ценить труд всех членов семьи;
  • расширение кругозора учащихся;

развивающие: выработать навыки быстрого принятия решения;

  • способствовать развитию у учащихся умения применять полученные знания, анализировать и обобщать полученную информацию, выделять главное;
  • развивать умение выражать свою точку зрения, анализировать события общественной жизни с экономической точки зрения;
  • формирование основ экономического мышления;
  • развивать воображение, внимание;

воспитательная: воспитывать детей бережно относиться к семейному бюджету;

  • содействовать в ходе урока формированию активности, инициативности, настойчивости и самостоятельности учащихся, ответственности при принятии важных решений;
  • воспитывать объективное отношение к экономике, доброжелательное отношение к своим товарищам;
  • культура общения, взаимное уважение.

Через весь урок проходит идея необходимости знаний, общей эрудиции и культуры для современного делового человека.

План урока:

  1. Семейный бюджет.
  2. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов.
  3. Располагаемый личный доход. 

Основные понятия: семейный бюджет, источники доходов семьи. Основные статьи расходов.

Вид урока: комбинированный

Используемые технологии:  классический урок

Оборудование: 

техническое: мультипроектор, персональный компьютер;

программное: MS Power Point 2007;

  1. методическое: презентация «Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Располагаемый личный доход».

Организационный момент: - проверить отсутствующих, объявить тему, поставить цель, записать на доске тему и  изучаемые вопросы – 2 мин.

Опрос по пройденному материалу: - 10 мин.

1.Устный ответ на вопросы: Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена - три человека.

Изложение нового материала: - лекция с элементами беседы - 40 мин.

Вопросы: 

  1. Семейный бюджет.
  2. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов.
  3. Располагаемый личный доход. 

Закрепление: - 30 мин.  

  1. Фронтальный опрос:
  • Что такое семейный бюджет?
  • Из чего складывается семейный бюджет?
  • Для чего он нужен?
  • Какие виды доходов может получать семья?
  • Перечисли самые необходимые семейные расходы.
  • На что ещё семьи тратят деньги?

  1. Решение теста по конспекту лекции.
  1. Из чего состоит семейный бюджет?:

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег;

  1.  Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

а) расходы;

б) проценты;

в) доходы;

  1.  Авторское вознаграждение – это…

а) зарплата;

б) налог;

в) гонорар;

  1.  Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

а) доходы;

б) расходы;

в) прибыль;

  1.  Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

а) больше расходов;

б) равны расходам;

в) меньше расходов;

  1.  Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

а) доходов;

б) расходов;

в) гонорара

Теперь обменяются  студенты листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Ответ: бюджет.)

Рефлексия: - 6 мин

Закончить предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Задание на дом:-2 мин

Проработка конспекта занятий, учебной и специальной литературы

Литература:

  1.  Бородич, С.А. Экономика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей / С.А. Бородич,- М.: Новое знание. - 2016. - 403 с.
  2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.

 

Тема: «Семейный бюджет. Источники доходов семьи.

Основные статьи расходов».

Семейный бюджет — это план регулирования семейных доходов и расходов, составляемый, как правило, на один месяц.

Существуют два вида семейного бюджета: совместный и раздельный.

Совместный семейный бюджет— это когда все доходы членов семьи складываются в один кошелек и из него тратятся на нужды семьи.

Раздельный— это каждый имеет свой кошелек (счет в банке), каждый распоряжается деньгами по своему усмотрению, общие расходы (еда, проживание, дети) делятся или поровну, или пропорционально уровню заработка членов семьи.

Семейный бюджет базируется на трех важных составляющих: учет,контроль и планирование.

Учет подразумевает под собой подсчет доходов и расходов, ежедневное внесение данных о потраченных суммах в специализированную компьютерную программу.

Контроль необходим во избежание незапланированных трат и для понимания, в какой финансовом положении находится семья в данный момент.

Планирование помогает правильно распределить имеющиеся средства и ожидаемые доходы по всем категориям — питание, проживание, обучение, одежда, транспорт.

Источники доходов семьи

Доходы семьи –это денежные средства, которые семья получает от других лиц или организаций.

Источники доходов семьи– это то, от чего или откуда семья получает деньги.

Основные статьи расходов

Первая статья вашего бюджета – Накопления (или формирование семейного капитала).

Вторая статья семейного бюджета – Питание

Транспорт- помните, что расходы на транспорт это расходы не только ваших средств, но и вашего времени.

Перейдем к правому столбцу бюджетной таблицы – расходам семьи (таблица). Ведь именно эта составляющая семейного бюджета требует особого внимания. Именно размер расходов является определяющим для наличия сбережений и их величины. По своей сути, прежде всего контроль над расходами является причиной составления семейного бюджета. Существует множество классификаций семейных расходов. В рамках данного урока мы познакомимся с одной из них, представленной в таблице.

Виды расходов

Примерный состав

Обязательные платежи

Налоги, квартплата, страховка, по кредиту, образование

Текущие регулярные расходы


Стандартный для семьи набор продуктов питания, средства гигиены и бытовой химии, транспорт, связь

Текущие нерегулярные расходы


Одежда, обувь, досуг, семейные торжества

Крупные покупки

Мебель, крупная бытовая техника, отпуск

Непредвиденные расходы


Лекарства, штрафы, ремонт автомобиля или крупной бытово

Личные расходы

По этой статье расходов семейного бюджета трудно что-то рекомендовать. Только самому человеку известно насколько и в каких количествах он нуждается в абонементах фитнес-центров, походах в ресторан, билетах в кино и так далее.

Расходы на детей

Когда ящики с игрушками ломятся от избытка – это еще не показатель, что ребенок доволен и счастлив. Куда важнее для него время с родителями. А избыток игрушек можно пустить на семейную благотворительность.

Расходы на коммунальные услуги, хозяйственные нужды, связь и прочее – это более менее постоянные величины. Поэтому они нуждаются в учете, но нет необходимости в их детализации и постоянном контроле.

Изображение выглядит как стол  Автоматически созданное описание

Личный располагаемый доход

Располагаемый личный доход - это совокупный доход, доступный для непосредственного использования домашними хозяйствами (РЛД).

В основе располагаемого личного дохода лежит национальный доход:

РЛД = НД - прибыли корпораций + дивиденды по акциям частных лиц - налоги (прямые) + трансфертные платежи (социальные выплаты).

Прибыль корпораций, будучи частью национального дохода, распадается на три части:

1.налоги на прибыль корпораций, которые идут в доход государства, – следовательно, эта часть прибыли корпораций не может войти в РЛД;

2. не распределенная прибыль – часть прибыли корпораций, остающаяся в их распоряжении и предназначенная для расширения производства, то есть для прироста инвестиций;

3. оставшаяся прибыль может быть выплачена собственникам акций в виде дивидендов. Собственниками акций могут быть частные лица (домашние хозяйства) и фирмы. В располагаемый личный доход входят дивиденды, полученные только частными лицами.

Если не принимать во внимание существование государства, а также пренебречь тем фактом, что корпорации выплачивают домашним хозяйствам в виде дивидендов только часть прибыли, то между национальным доходом и располагаемым личным доходом разницы нет.

Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

Располагаемый доход– доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение.

Реальный доход - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.

Доход- есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Заключение

Проведенная работа привела к следующим выводам:

Семейный бюджет зависит от экономики государства, банкротство предприятий; сокращение рабочих мест, ведущее к увеличению безработицы; невыдача и задержка в выплате зарплаты - все это влияет на доходы и расходы семьи.

Бюджет - это финансовый план, который суммирует доходы, и расходы семьи за определенный период времени. Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей.

Семейный бюджет - важная слагающая благополучия в семейной жизни. Семейный бюджет - это план регулирования денежных доходов и расходов семьи. Важное значение в формировании семейного бюджета имеет умение вести домашнее хозяйство, контролировать свои потребности, считать и соотносить доходы и расходы, правильно делать покупки.

Основными источниками формирования бюджета семьи являются оплата труда членов семьи, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные и страховые выплаты, доходы домохозяйственной и предпринимательской деятельности, прочие доходы.

В расходы среднестатистического семейного бюджета входят такие как, квартплата и плата за коммунальные услуги, продукты питания, транспортные расходы, затраты на домашнее хозяйство, предметы ухода за внешностью, культурное проведение досуга, крупные покупки, налоги и сборы, сбережения и накопления.

Социальная политика государства также влияет на семейный бюджет в виде таких статей доходов как трудовые пенсии, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет, социальные пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия на содержание и обслуживание престарелых и инвалидов; пособия по безработице, детские пособия, социальное страхование (услуги по лечению, реабилитации и профилактике).

Для того чтобы правильно распределить семейный бюджет нужно четко определить, на что потратить деньги самым наилучшим образом. Начать с планирования средств «на собственное усмотрение» - это ключ к успешному исполнению бюджета. А так же большое внимание необходимо уделить таким законам семейной экономики, как учет, организация и контроль семейного бюджета.

В планировании семейного бюджета необходимо, прежде всего, выбрать приоритетное направление покупок, уметь определять первостепенные нужды, научиться жить в рамках дохода. Также не маловажным является определение суммы для ежемесячного пополнения своего сберегательного счета в банке. Желательно так распланировать семейный бюджет, чтобы не прибегать к кредитной карте, не брать деньги в долг.

Если доходы равны расходам, то это сбалансированный бюджет. Если предполагаемые расходы превышают доходы, то этот бюджет имеет дефицит. Бюджет, в котором доходы превышают расходы, будет иметь избыток. Если доходы превышают расход, необходимо исключить из планов лишние покупки, чтобы сбалансировать бюджет.

Деньги - один из видов власти. Но еще большей силой обладает финансовое образование. Деньги приходят и уходят, но если вы знаете, как они функционируют, вы можете управлять ими и становится богаче.

Работа также помогла понять, что такое семейный бюджет, понять из чего он формируется, какую помощь оказывает государство для его формирования и в дополнении к этому научиться правильно, распланировать свои расходы, не нанеся вреда семейному бюджету.

Список используемой литературы

  1. Бородич, С.А. Экономика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей / С.А. Бородич,- М.: Новое знание. - 2018. - 403 с.
  2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Борисов. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 383 c.