Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений.

Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для педагога - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.

Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что «учитель живет до тех пор, пока учится», в современных условиях приобретает особое значение.

Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. С процессом освоения опыта связаны такие процессы как «внедрение», «трансляция», распространение», «обмен». В этом понятийном поле сегодня появился еще один термин – диссеминация. Этим понятием обозначается особый способ распространения и освоения опыта, адекватный конкретным потребностям его реципиентов и имеющий характер «выращивания». Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на самые широкие массы, адаптируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или инновационную систему в целом.

Итак, что же такое диссеминация в образовании, каковы ее формы и контексты существования?

Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.

Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных формах - как постоянно текущая деятельность или как некий специально выделяемый в рамках общего проекта специальный проект. В последнем случае к планированию диссеминации и к управлению ею применимы все общие рекомендации по разработке проектов и управлению ими.

Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:

- информационные - выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом;

- коммуникационные - профессиональные события;

- обучающие - организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения;

- экспертные - оценка и поддержка участников процесса диссеминации.

Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри МОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д.

Методы распространения:

- Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.).

- Коллективный просмотр.

- Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека.

- Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей.

- Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей.

- Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала.

- Представление материалов в методическом кабинете.

Формы диссеминации (от лат. «disseminatio» – «рассеяние, распространение») педагогического опыта могут быть самые разнообразные:

  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
  • Методические недели.
  • Консультации, практикумы.
  • Педагогические советы.
  • Диспуты и дискуссии.
  • Мастер-классы и педагогические мастерские.
  • Спецкурсы.
  • Обучающие и деловые игры.
  • Педагогические чтения.
  • Школы профессионального мастерства.
  • Общественный смотр знаний.
  • Участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков.
  • Стажировки на базе лучших школ.
  • Аукционы педагогических идей.
  • Научно-педагогические семинары.
  • Научно-практические конференции.
  • Презентации, выставки (стендовая презентация, экспозиционная площадка, имидж-проект, практический и рекламный показ «Рецепт успеха», сокровищница опыта, размышления профессионала и т.д.).
  • Сайт (методическая копилка, комментарии специалиста, профессиональное интервью, день руководителя на сайте, досуговый калейдоскоп и т.д.).
  • Форумы, ярмарки, фестивали.
  • Публикации в печатных изданиях и сете Интернет.

Таким образом, трансляция педагогического опыта преподавателя в условиях реализации ФГОС должна включать разнообразные формы, охватывающие новые педагогические технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                        ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО МУЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «МАРШЕВАЯ МУЗЫКА»

                              26.091.2023

подготовила: музыкальный руководитель Некрасова С.А.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие, направление «Музыка»

Возрастная группа

старшая

Тема

Маршевая музыка

Форма совместной деятельности

Технология сотрудничества

Форма организации

Групповая

Средства, методы

Словесные, практические, наглядные

Оборудование

Флажки по количеству детей, иллюстрации к пьесе и песне, портрет композитора, мр3 записи.

Цель

Развитие музыкально – слуховые представлений с помощью маршевой музыки

Задачи

Образовательная:

Перестраиваться с предметом в руке (флажком), согласовывая движения с характером звучания музыки.

Удерживают интонацию на одном звуке, самостоятельно выполняют игровые действия.

Узнают знакомое произведение, высказываются о его содержании.

Эмоционально откликаться на звучание, различать содержание музыки маршевого характера.

Развивающая:

Развивать стремление к музыкально-творческой деятельности.

Развивать внимание и активизировать дыхание.

Воспитательная:

Создать условия для проявления слуховой и двигательной активности, инициативы, самостоятельности в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

Предварительная работа:

Знакомство с творчеством П.И.Чайковского. Слушание пьесы  П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Разучивание игры  «Аты-баты», знакомство с песней «Армия» слова и музыка Виктории Пивоварцевой.

Индивидуальная (подгрупповая) работа с детьми:

Выполнение заданий по подгруппам (1, 2 рад или девочки-мальчики).

Выполнение задания индивидуально ( выбор «командира, индивидуальный показ).

Словарная работа:

Обогащать словарь детей музыкальными  терминами  (композитор, ритм, темп, жанр,отвага). Активизация речевой деятельности и дыхания - музыкальная коммуникативная ритмическая игра «Аты-баты»

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

этапы совместной деятельности

содержание деятельности

деятельность педагога

деятельность воспитанника

планируемый результат

Подготовительный

Приветствие

Дети входят в зал.

Педагог встречает детей вначале зала.

- Что за гости в зал спешат? Рада видеть я ребят! Становитесь все сюда. Все на месте?

- Заниматься начинаем возьмём флажок и с ним шагаем.

-  Мы будем маршировать с флажками в руках.

- Напомните мне пожалуйста, как нужно маршировать?

-Да!

- Нужно шагать дружно с музыкой.

- Нужно сохранять дистанцию.

- Слушать команды и перестраиваться.

- Правильно держать флажок.

Создание положительного, активного настроя к работе

Организационный

Организовать детей на музыкальную деятельность

Создание проблемной ситуации

Музыкально-ритмическое движение:

«Праздничное перестроение с флажками» (мр3 «Шли солдаты на войну»)

- выполняют перестроение с предметом, согласовывая движения с характером музыки.

Демонстрирует правильное выполнение движения, даёт указания для выполнения перестроений.

- Мы сейчас не просто дети, а настоящий отряд. Скоро нам предстоит поздравить с праздником наших защитников Отечества – наших пап, дедушек, старших братьев.

-  А вы знаете, как стать настоящим защитником?

- Конечно – чтобы стать настоящим защитником, нужно стараться и тренироваться.

- И мы устроим тренировку.  А поможет нам в этом музыка.

- Какая музыка помогает солдату в строю?

- Почему в строю солдату помогает звучание марша?

Выполняют перестроение с предметом, согласовывая движения с характером музыки.

- Нужно быть сильным, заниматься спортом.

- Чтобы защищать свою Родину нужно закаляться. Чтобы не болеть.

- В солдат каждый день есть тренировки.

- В строю помогаем маршевая музыка.

- Марш звучит бодро.

- Марш помогает шагать вместе.

Перестраиваются с предметом в руке (флажком), согласуют движения с характером звучания музыки.

Образовательный

Музыкальная коммуникативная ритмическая игра 

«Аты-баты»- исполняют попевку удерживая интонацию на одном звуке, выполняют игровые действия.

Слушание

«Марш деревянных солдатиков»

П.И.Чайковский

Пение

«Армия» -

Знакоство с песней маршевого характера.

Творчество

«Папа» - исполнение знакомой песни с движениями изобразительного характера.

- Сейчас я буду командир – а вы мой отряд.

Даёт команды, контролируя точное выполнение игровых действий с пением.

При повторе, выбирает «командира», аргументируя свой выбор.

- Замечательный отряд – все старались правильно выполнить мои команды! 

Обращает внимание детей на портрет П.И.Чайковского, иллюстрацию к «Маршу деревянных солдатиков», задаёт вопросы детям:

- Вы узнали  музыку, которая звучала?

-  Сможете назвать композитора, который её сочинил?

- Сможете сказать, как называется эта пьеса?

 - Как звучит музыка?  

- Верно - в музыке присутствует чёткий ритм. Он помогает нам идти маршевым шагом игрушкам.

Обращает внимание на следующую иллюстрацию. Исполняет новую песню. Беседа о содержании песни.

Предлагает тоже стать всадниками …

Выполняют «команды» – игровые действия.

 При их несоблюдении самостоятельно напоминают правила.

- Выполняем движения вместе.

- Убираем флаг за спину, когда бежим на место.

- Не толкаем друг друга.

- Поём в строю чётко, уверенно.

По окончании дети проходят на стульчики.

- Это композитор Пётр Ильич Чайковский.

- Музыка называется «Марш деревянных солдатиков».

- Это марш для игрушек – деревянных солдатиков.

- Этот марш звучит ритмично.

 Дети рассказывают содержание иллюстрации – дети играют в военных.

Удерживают интонацию на одном звуке, передавать в движении маршевый ритм и темп стиха, развивать внимание и активизировать дыхание.

Узнают знакомое произведение, высказываются о его содержании.

Слушают новую песню, откликаются на её содержание. Разучивают припев.

Рефлексия, итог

Обсуждение

Муз.рук.спрашивает детей, в чем отличие маршевой музыки Напоминает о том, чем занимались на занятии.

Дети обсуждают содержание занятия, свои впечатления...


Предварительный просмотр: