Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений.
Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.
Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для педагога - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.
Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что «учитель живет до тех пор, пока учится», в современных условиях приобретает особое значение.
Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. С процессом освоения опыта связаны такие процессы как «внедрение», «трансляция», распространение», «обмен». В этом понятийном поле сегодня появился еще один термин – диссеминация. Этим понятием обозначается особый способ распространения и освоения опыта, адекватный конкретным потребностям его реципиентов и имеющий характер «выращивания». Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на самые широкие массы, адаптируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или инновационную систему в целом.
Итак, что же такое диссеминация в образовании, каковы ее формы и контексты существования?
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных формах - как постоянно текущая деятельность или как некий специально выделяемый в рамках общего проекта специальный проект. В последнем случае к планированию диссеминации и к управлению ею применимы все общие рекомендации по разработке проектов и управлению ими.
Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:
- информационные - выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом;
- коммуникационные - профессиональные события;
- обучающие - организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения;
- экспертные - оценка и поддержка участников процесса диссеминации.
Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри МОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д.
Методы распространения:
- Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.).
- Коллективный просмотр.
- Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека.
- Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей.
- Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей.
- Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала.
- Представление материалов в методическом кабинете.
Формы диссеминации (от лат. «disseminatio» – «рассеяние, распространение») педагогического опыта могут быть самые разнообразные:
- Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
- Методические недели.
- Консультации, практикумы.
- Педагогические советы.
- Диспуты и дискуссии.
- Мастер-классы и педагогические мастерские.
- Спецкурсы.
- Обучающие и деловые игры.
- Педагогические чтения.
- Школы профессионального мастерства.
- Общественный смотр знаний.
- Участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков.
- Стажировки на базе лучших школ.
- Аукционы педагогических идей.
- Научно-педагогические семинары.
- Научно-практические конференции.
- Презентации, выставки (стендовая презентация, экспозиционная площадка, имидж-проект, практический и рекламный показ «Рецепт успеха», сокровищница опыта, размышления профессионала и т.д.).
- Сайт (методическая копилка, комментарии специалиста, профессиональное интервью, день руководителя на сайте, досуговый калейдоскоп и т.д.).
- Форумы, ярмарки, фестивали.
- Публикации в печатных изданиях и сете Интернет.
Таким образом, трансляция педагогического опыта преподавателя в условиях реализации ФГОС должна включать разнообразные формы, охватывающие новые педагогические технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО МУЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «МАРШЕВАЯ МУЗЫКА»
26.091.2023
подготовила: музыкальный руководитель Некрасова С.А.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ | |||||
Образовательная область | Художественно-эстетическое развитие, направление «Музыка» | ||||
Возрастная группа | старшая | ||||
Тема | Маршевая музыка | ||||
Форма совместной деятельности | Технология сотрудничества | ||||
Форма организации | Групповая | ||||
Средства, методы | Словесные, практические, наглядные | ||||
Оборудование | Флажки по количеству детей, иллюстрации к пьесе и песне, портрет композитора, мр3 записи. | ||||
Цель | Развитие музыкально – слуховые представлений с помощью маршевой музыки | ||||
Задачи | |||||
Образовательная: | Перестраиваться с предметом в руке (флажком), согласовывая движения с характером звучания музыки. Удерживают интонацию на одном звуке, самостоятельно выполняют игровые действия. Узнают знакомое произведение, высказываются о его содержании. Эмоционально откликаться на звучание, различать содержание музыки маршевого характера. | ||||
Развивающая: | Развивать стремление к музыкально-творческой деятельности. Развивать внимание и активизировать дыхание. | ||||
Воспитательная: | Создать условия для проявления слуховой и двигательной активности, инициативы, самостоятельности в разных видах музыкальной исполнительской деятельности | ||||
Предварительная работа: | Знакомство с творчеством П.И.Чайковского. Слушание пьесы П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Разучивание игры «Аты-баты», знакомство с песней «Армия» слова и музыка Виктории Пивоварцевой. | ||||
Индивидуальная (подгрупповая) работа с детьми: | Выполнение заданий по подгруппам (1, 2 рад или девочки-мальчики). Выполнение задания индивидуально ( выбор «командира, индивидуальный показ). | ||||
Словарная работа: | Обогащать словарь детей музыкальными терминами (композитор, ритм, темп, жанр,отвага). Активизация речевой деятельности и дыхания - музыкальная коммуникативная ритмическая игра «Аты-баты» | ||||
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||
этапы совместной деятельности | содержание деятельности | деятельность педагога | деятельность воспитанника | планируемый результат | |
Подготовительный | Приветствие Дети входят в зал. Педагог встречает детей вначале зала. | - Что за гости в зал спешат? Рада видеть я ребят! Становитесь все сюда. Все на месте? - Заниматься начинаем возьмём флажок и с ним шагаем. - Мы будем маршировать с флажками в руках. - Напомните мне пожалуйста, как нужно маршировать? | -Да! - Нужно шагать дружно с музыкой. - Нужно сохранять дистанцию. - Слушать команды и перестраиваться. - Правильно держать флажок. | Создание положительного, активного настроя к работе | |
Организационный Организовать детей на музыкальную деятельность Создание проблемной ситуации | Музыкально-ритмическое движение: «Праздничное перестроение с флажками» (мр3 «Шли солдаты на войну») - выполняют перестроение с предметом, согласовывая движения с характером музыки. | Демонстрирует правильное выполнение движения, даёт указания для выполнения перестроений. - Мы сейчас не просто дети, а настоящий отряд. Скоро нам предстоит поздравить с праздником наших защитников Отечества – наших пап, дедушек, старших братьев. - А вы знаете, как стать настоящим защитником? - Конечно – чтобы стать настоящим защитником, нужно стараться и тренироваться. - И мы устроим тренировку. А поможет нам в этом музыка. - Какая музыка помогает солдату в строю? - Почему в строю солдату помогает звучание марша? | Выполняют перестроение с предметом, согласовывая движения с характером музыки. - Нужно быть сильным, заниматься спортом. - Чтобы защищать свою Родину нужно закаляться. Чтобы не болеть. - В солдат каждый день есть тренировки. - В строю помогаем маршевая музыка. - Марш звучит бодро. - Марш помогает шагать вместе. | Перестраиваются с предметом в руке (флажком), согласуют движения с характером звучания музыки. | |
Образовательный | Музыкальная коммуникативная ритмическая игра «Аты-баты»- исполняют попевку удерживая интонацию на одном звуке, выполняют игровые действия. Слушание «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский Пение «Армия» - Знакоство с песней маршевого характера. Творчество «Папа» - исполнение знакомой песни с движениями изобразительного характера. | - Сейчас я буду командир – а вы мой отряд. Даёт команды, контролируя точное выполнение игровых действий с пением. При повторе, выбирает «командира», аргументируя свой выбор. - Замечательный отряд – все старались правильно выполнить мои команды! Обращает внимание детей на портрет П.И.Чайковского, иллюстрацию к «Маршу деревянных солдатиков», задаёт вопросы детям: - Вы узнали музыку, которая звучала? - Сможете назвать композитора, который её сочинил? - Сможете сказать, как называется эта пьеса? - Как звучит музыка? - Верно - в музыке присутствует чёткий ритм. Он помогает нам идти маршевым шагом игрушкам. Обращает внимание на следующую иллюстрацию. Исполняет новую песню. Беседа о содержании песни. Предлагает тоже стать всадниками … | Выполняют «команды» – игровые действия. При их несоблюдении самостоятельно напоминают правила. - Выполняем движения вместе. - Убираем флаг за спину, когда бежим на место. - Не толкаем друг друга. - Поём в строю чётко, уверенно. По окончании дети проходят на стульчики. - Это композитор Пётр Ильич Чайковский. - Музыка называется «Марш деревянных солдатиков». - Это марш для игрушек – деревянных солдатиков. - Этот марш звучит ритмично. Дети рассказывают содержание иллюстрации – дети играют в военных. | Удерживают интонацию на одном звуке, передавать в движении маршевый ритм и темп стиха, развивать внимание и активизировать дыхание. Узнают знакомое произведение, высказываются о его содержании. Слушают новую песню, откликаются на её содержание. Разучивают припев. | |
Рефлексия, итог | Обсуждение | Муз.рук.спрашивает детей, в чем отличие маршевой музыки Напоминает о том, чем занимались на занятии. | Дети обсуждают содержание занятия, свои впечатления... |