Внеклассные мероприятия


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для 10 класса

Литературная игра

«Знатоки А.С.Пушкина»

Ход занятия

На нашей земле Одинцовской

Село приютилось одно.

В России, пожалуй, известно

Уж целых два века оно.

Захарово…Край заповедный,

Где детство поэта прошло,

Где ласковы солнце и ветер,

Где счастьем наполнено всё.

Наш Пушкин! – мы вслух произносим,

Считая по праву своим

Поэта, великого росса,

Который в душе – исполим.

Из сказок, народных преданий,

Что няня Арина ему

В часы их душевных свиданий

Поведала тихо в дому.

Он вырос, и стал знаменитым,

Великий российский поэт!

И имя его не забыто,

Не стёрся за годы портрет.

Он весь словно соткан из света,

Подарен навеки судьбой.

И благословенная эта

Земля, где он вечно живой.

(стихотворение авторское, автор Н.В.Гурская)

1 вед. Пушкинские уроки достоинства и  любви   мы     постигали с детства, они учили  нас видеть окружающий мир и понимать его, ощущать связь  поколений и  сохранять традиции.

2 вед.   Сколь    огромна  пушкинская любовь к Отечеству! Ответственность перед  Россией и её  судьбой, умение называть вещи своими именами – давайте же чаще задумываться о том, сколь обязаны мы этими своими качествами  родной литературе и лично Пушкину.

1 вед. Пушкин – тот, кто делает нас народом и возвышает нас как  нацию.   Он сам не скрытая боль  и радость, которую мы чувствуем в каждой строчке его стихов, он - откровенность,  которая   подкупает и делает нас лучше, добрее, чище.

2 вед.   Пушкинская любовь вечна. Это любовь к  Родине, к женщине, к родному слову, родной истории.

1 вед.  Сколько же сделал Пушкин для России за свою недолгую жизнь!

Он был и остаётся  талантливым  поэтом,  великим прозаиком. Он драматург, критик, историк, философ.

2 вед. Он умел создавать прекрасное,  умел любить, был храбр. Какое счастье, что был  и есть у нас с вами Пушкин, человек на все времена, который умел удивлять своих современников и не перестаёт удивлять нас, живущих в 21 веке.

 1 вед. Будем же стремиться к нему,   будем же искать его дружбы; будем же на уровне его надежды  на нас, любви к нам и веры в нас.

Представление команд (ученики делятся на две команды и придумывают им названия).

1 раунд. Биографический.

1. Как звали в обществе мать А.С.Пушкина?

     (прекрасной креолкой)

2. Назовите воспитателей А.С.Пушкина

     (Никита Козлов, Арина Родионовна Яковлева)

(звучит стихотворение «Няне»)

3. Любимый город Пушкина?

        (Москва)

(строки, посвящённые Москве)

4. Это необычное для России начала прошлого столетия учебное заведение было открыто около Петербурга, в одном из пригородов. Назовите его, где и когда оно было открыто?

       (Лицей, Царское село, 19 октября 1816 г.)

5. Назовите прозвища, которыми был наделён Пушкин в Лицее.

      (Француз, Егоза, Обезьяна с тигром).

  1. Он был некогда моим профессором и ободрял меня на поприще, мною избранном. Он заставил написать для экзамена 1814 года мои «Воспоминания в Царском Селе»- такую запись Пушкин занёс в дневник много лет спустя после окончания Лицея. О ком здесь вёл речь поэт?  

        (о Галиче, учителе словесности).

7. Один из лицейских товарищей Пушкина посвятил ему ещё в 1815 году строки, предрекая будущую поэтическую славу:

Пушкин! Он и в лесах не укроется:

Лира выдаст его громким пением…

И от смертных восхитит бессмертного,

Аполлон на Олимп торжествующий….

           Назовите этого друга Пушкина.  

             (А.Дельвиг)

8. Оказавшись в Михайловской ссылке, поэт тяжело переживал разлуку с друзьями.  Два лицеиста всё же навестили его. Назовите их.

     (Пущин и Дельвиг).

9. Назовите журналы, созданные  Пушкиным и Дельвигом в лицее.          («Неопытное перо», «Лицейский мудрец»)

10. Стихотворение, которое прочитал Пушкин на экзамене в Лицее 8 января 1815 г.

        («Воспоминания в Царском Селе»)

11. Литературное общество, в котором состоял Пушкин?

             ( «Арзамас»).

12. Где и когда в Москве был установлен памятник Пушкину?  Кто его создатель?

         (1880 г., Тверской бульвар, Пушкинская площадь, арх. Опекушин)

13. О каком портрете Пушкин сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит»?

        ( о портрете работы Кипренского).

14. Сколько детей имели Наталья Николаевна и Александр Сергеевич Пушкины?

           (4: Мария, Александр, Григорий, Наталья)

15. Где находится могила поэта?

              (в Светогорском монастыре)

Поэтическая разминка.

Вспомните   строчки  известных произведений  пушкинской поэзии, опираясь на вторую строку:

  • Голубка дряхлая моя!( Подруга дней моих суровых…)
  • В душе моей угасла не совсем( Я вас любил, любовь ещё, быть может)
  • Вскормлённый в неволе орёл молодой(Сижу за решёткой в темнице сырой)…
  • Передо мной явилась ты…( Я помню чудное мгновенье)
  • Недолго нежил нас обман…( Любви, надежды, тихой славы)
  • Хоть это труд и стыд напрасный…(Я вас люблю, хоть я бешусь).

2 раунд. Творческий.

1. 18 мая 1820 г Пушкин был выслан из Петербурга на юг России за эпиграммы и вольнолюбивые стихи. Одно из них заканчивается словами:

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Как оно называется? В каком году написано?

(«К Чаадаеву», 1818г.)

(звучит стихотворение от лица учащегося)

 2. Племянница Осиповой, которой Пушкин посвятил стихи: «Я помню чудное мгновенье…»?

(А.П.Керн)

(звучит стихотворение от лица учащегося)

3. Когда вышел в свет первый сборник стихотворений Пушкина?

4. В  этом стихотворении шестикрылый серафим, посланный Богом, преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта. Год его создания?

         («Пророк», 1826г.)

            (звучит отрывок)

  1. Назовите три романтические поэмы Пушкина, написанные в южной ссылке.

           («Кавказский пленник», 1821г., «Братья-разбойники» 1822 г., «Бахчисарайский фонтан» 1823 г.)

  1. Когда написаны, как названы  и кому посвящены строки: «Чистейшей прелести чистейший образец»?  

             (1830, «Н.Гончаровой, «Мадонна»)

  1. Это стихотворение – одно из последних в творчестве поэта. Оно написано за полгода до гибели, в самое тяжёлое для Пушкина время. В нём Пушкин подводит итог  своему творчеству. Как оно называется, год написания?  («Памятник», 1836г.)
  2.  В каких произведениях изображён Петр1?

            ( «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»).

  1. Какие произведения вошли в «Повести Белкина»?

          («Выстрел», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка», «Метель» «Станционный смотритель»).

  1. Кто написал оперу на сюжет «Сказки  о золотом петушке»?

            (Римский-Корсаков)

  1.  «Береги честь смолоду» - пословица, взятая эпиграфом к произведению. Как оно называется?

               ( «Капитанская дочка»)

Пушкинские пейзажи.

Белинский называл пушкинские пейзажи «живописью в поэзии». Сейчас мы с вами  познакомимся с этими прекрасными «живыми картинами».

Но среди них есть одно лишнее звено – строки, принадлежащие не Пушкину, а другим поэтам. Вы должны найти не пушкинские строки и по возможности назвать поэта.

Задание команде №1

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

(Тютчев)

Задание команде №2

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь…

Печальная берёза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

(Фет)

3 раунд.  По страницам произведений Пушкина.

  1. Из какого произведения эти строки?

               Княжны испуганной бледнее,

               Зажавши уши поскорее,

               Хотел бежать, но в бороде

               Запутался, упал и бьётся…

       Назовите героя, описанного здесь.

   («Руслан и Людмила», Черномор)

  1. «Алексей между тем пристально глядел на молодую крестьянку. «Я провожу тебя, если ты боишься,- сказал он ей.- Ты мне позволишь идти подле тебя?» «А кто ж тебе мешает. – отвечала Лиза.- Вольному воля, а дорога мирская». «Откуда ты?» - «Из Прилучина; я дочь Василия-кузнеца. Иду по грибы»

        («Барышня-крестьянка», повести Белкина)

  1. Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, крики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон

И смерть, и ад со всех сторон.

(«Полтава», Карл, Пётр)

  1. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова.

           («Станционный смотритель»)

  1. Пришёл я в ночь. Наутро в час обедни

Вдруг слышу звон, ударили в набат,

Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я

Спешу туда ж -  а там уже весь город.

Гляжу: лежит зарезанный царевич;

Царица-мать в беспамятстве над ним,

Кормилица в отчаянье рыдает.

(«Борис Годунов»)

  1. Острижен по последней моде,

      как денди лондонский одет –

      и наконец увидел свет. Кто это?

            (Евгений Онегин)

  1.  Любимая героиня романа «Евгений Онегин» Татьяна «русская душою», написала «герою своего романа» чудесное письмо

                                   (прочитать)

4 раунд.

Конкурс эрудитов.

  1. Найдите зашифрованные произведения:

-История кавказской дамы  и всадника из Коломны.( «Кавказский пленник»  «Пиковая дама» «Медный всадник»  «Домик в Коломне»)

-Выстрел покойного гробовщика в станционную барышню. («Выстрел» «Гробовщик»  «Станционный смотритель» «Барышня-крестьянка»)

-Дочка Евгения Дубровского на балу у Моцарта. ( «Капитанская дочка»  «Евгений Онегин» «Дубровский»  «Моцарт и Сальери»)

  1. Собрать  из разрезанных карточек крылатое выражение из произведения Пушкина  и назвать это произведение:

-  Чем меньше женщину мы любим, тем  легче нравимся мы ей.

  • Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей
  • Запретный плод вам подавай, а без того вам рай не рай.

                (все высказывания из романа «Евгений Онегин»)

Подведение итогов. Награждение победителей.

1 вед.  Состоялась ещё одна встреча на пути к обретению Пушкина. Чтобы стать настоящим  человеком в наше противоречивое время, нужно многое понять, пройти через испытания многими соблазнами. Хочется верить, что, прикоснувшись ещё раз к творческому наследию великого поэта, мы,   поколение 21-го века, не впустим в свои души пошлость, неверие в красоту окружающего мира.

2 вед.  А Пушкин, надо только этого захотеть, всегда будет рядом и протянет по-дружески руку. А, возможно, и скажет, лукаво улыбаясь:

                           Здравствуй, племя!

                           Младое, незнакомое!..  



Предварительный просмотр:

                         Концерт ко Дню  МАТЕРИ. «Милая мама моя»

       Цель:

Воспитывать доброжелательное и  уважительное отношение к мамам, бабушкам, создать теплый нравственный климат между матерями и детьми.

Развить творческие способности детей и сценическую культуру.

Создавать благоприятную почву для сотрудничества между родительской общественностью, школой и  доброжелательную  атмосферу в коллективе.

Доказать, что Кубанские продукты самые лучшие.

Оборудование:

  • наглядный материал, демонстрирующий качество кубанских товаров;
  • картинки кубанских продуктов питания, костюмы для детей;
  • мультимедиа.

                                                 Предварительная работа:

Заранее подготовить с детьми атрибуты к оформлению зала, подарки, концертные номера, пригласительные билеты. Ежедневные репетиции с ведущими, классами, солистами

Ход  мероприятия.

1 Вед: - Сегодня в нашем зале  удивительные гости, о которых говорят, что:

-от них произошли все люди на земле;

-они хранительницы домашнего очага;

- они прекрасные актёры, способные к самым невероятным перевоплощениям;

-они созданы из ребра Адама.

-Я думаю, что вы уже догадались, что наши гости это …

(хором )   Милые, родные, дорогие мамы!

 -Мама! Как  прекрасно это слово! Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет ни любви, без матери нет ни поэта, ни героя.»

_Слово « Мама » - одно из самых древних на Земле.

Все люди уважают и любят матерей.

Словом «Мать» называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям.

Во многих странах отмечается «День Матери».

Люди поздравляют своих матерей и приезжают к ним в гости, дарят подарки, устраивают для них праздник.

-Сегодня мы хотели бы подарить минуты радости сидящим в нашем зале милым и ласковым мамам, любящим и любимым бабушкам.

2 Вед.         В этот ноябрьский денёк мы гостей созвали

                             Мам  бабушек, учителей  усадили в зале.

1 Вед.                 Люблю  тебя мама, за  что я не знаю,

                            Наверно, за то, что живу  и мечтаю,

                            И радуюсь солнцу, и светлому дню.

                            За что тебя я, родная, люблю?

                             За небо, за ветер, за воздух вокруг.

                            Люблю тебя, мама,

                            Ты – лучший мой друг.

Слово для поздравлений предоставляется  директору нашей школы

2Вед.         Много мам на белом свете.

                Всей душой их любят дети.

                Только мама есть одна.

                 Всех дороже мне она.

                 Кто она?  Отвечу я:

                Это мамочка моя.

Примите в подарок песню от 1 А класса - «Чудо-мама»

1Вед:   Она – начало жизни, хранительница, берегиня  Дома, Жизни, любви, Души и высокого Духа. Для всех Вас, сидящих в зале, объединяет одно: вы мамы. Разумом и сердцем приняли вы великую народную мудрость: дитятко, что тесто – как замесил, так и выросло. Кто без призора в колыбели, тот всю жизнь не при деле. Дети что цветы: уход любят.

 С праздником вас!                  И если «любимая»-

 Я верю, что женщина –                   Слово святое,

 Чудо такое,                  То трижды священное -

 Какого на Млечном пути         «Женщина – мать»

  Не сыскать

Встречайте 1Б класс с песней – «Чему учат мамы»

1 Вед:.      Пусть в делах и всюду

             Вам сопутствует успех!

             И сегодня, в праздник светлый,

             Будьте вы счастливей всех!  

2 Вед:.     Поздравляем всех мы мам

             С праздником осенним!

             И хотим вам пожелать

             Радости, веселья.

Встречайте Таисию, она сыграет на домре.

Музыкальная композиция.

 1 Вед: - Каждую секунду в мире рождается три человека, и они тоже вскоре смогут произнести слово «мама». С первого дня жизни ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками, Любовь матери так же естественна, как цветение сирени. Солнце согревает всё живое, а её любовь жизнь малыша. Но главное: мать приобщает дитя к своей родине. Она наполняет его жизнь духовной силой, помогая постичь вечные ценности. У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки на свете.

2 Вед:.   В доме добрыми делами занята ,

           Тихо ходит по квартире доброта.

           Утро доброе у нас,

           Добрый день и добрый час,

           Добрый вечер, ночь добра,

             Было доброе вчера.

             И откуда, спросишь  ты,

             В доме столько доброты,

             Что от этой доброты приживаются цветы,

             Рыбки, ёжики, птенцы?

             Я тебе отвечу прямо:

              Это – наша  мама !

 

1 Вед:  Ямочки  у мамы –

           Это от улыбки …

           Голос нашей мамы

           Нам  милее  скрипки,

           Закрываем глазки,

           Опустив ресницы,

           И как будто в сказке –

           Мамочка нам снится

Вас пришли поздравить 2А класс. Песня --- «Про бабушку».

Наши бабушки от того так молодо выглядят, потому что пьют кефир от фирмы «Калория»

   

2Вед: - Мама – это огромное окно в мир. Она помогает малышу понять красоту леса и неба, луны и солнца, облаков и звёзд. Мамины  уроки – на всю жизнь.

           - Сынок, проснись, выпал первый снег!

           - Доченька, посмотри, расцвел подснежник!

           -Мать – это чудо мира. Своей бесконечной готовностью к самопожертвованию она наделяет ребенка чувством надежности, защищенности.

1Вед:.     Если солнышко проснулось – утро засияло,

             Если мама улыбнулась – так отрадно стало.

             Если в тучи солнце скрылось, замолчали птицы,

             Если мама огорчилась – где нам веселиться!

             Так пускай всегда сверкая,

              Светит солнце людям!

              Никогда, тебя, родная,

             Огорчать не будем!  

Вас пришли порадовать 2Б класс. Песня - «Наш край»--

2Вед: - Каждый человек в душе – мечтатель. И каждой маме иногда хочется, наверное, оказаться в детстве. А мы -  поможем осуществиться этой мечте.

Предлагаем вам отправиться в страну Детства.

1Вед: - Все  мамы, кроме основной своей профессии, имеет ещё одну профессию – хозяйка дома. Дом держится на мамах. Они ухаживают за детьми и мужем, готовят, убираются и очень многое умеют делать.

- А вы знаете, что в течение года мамы вымывают 18000 ножей, вилок и ложек, 13000 тарелок, 8000 чашек. Общий вес посуды, которую наши мамы переносят из кухонного шкафа до обеденного стола и обратно, за год достигает пяти  тонн. В течение года наши мамы проходят за покупками больше 2000 километров. А если мамы ещё работают? То дети должны мамам помогать.

Наши мамы не устанут, если будут кушать торты «Славянского хлебозавода»

Встречайте 3А  «Песня про мам»

2Вед: - Дорогие мамы! В ваш адрес пришли необычные поздравительные телеграммы. От кого догадайтесь сами.

1Вед: - Милые мамы! А сейчас послушайте, что хотят вам сказать ваши дети 3Б класса. (Стихи)

 

1уч . Обещаем, обещаем:

          Перво - наперво пятерки

          На уроках получать.

2уч. Аккуратно ездить с горки

          Брюки новые не рвать.

3 уч. И не драться, не ругаться.

4уч. Стекла шайбами не бить.

5 уч. На чердак не забираться.

6 уч. Кому кушать – так и быть.

7уч. Вы уж, мамы, нас поймите.

         Вы уж, мамы, нас простите

          Мы такой народ - мальчишки

           Трудно перестроиться,

           Но не надо так о нас

           Сильно беспокоиться.

8уч.  Здоровья, радости желаем,

           Душевной силы про запас,

           Благодарим тебя, родная,

            За всё, что сделала для нас.

   9 уч.     Мама милая, родная,

                    Ты же наша дорогая,

                    Поздравляем мы тебя,

                   Будь счастливой, наша мама,

                   Будь подольше рядом с нами.

 10уч.       Наши мамы – наша радость,

                     Слова нет для нас родней.

                     Так примите благодарность

                     Вы от любящих детей.

11уч.      Очень бабушку мою  маму мамину люблю

                У неё морщинок много , ана лбу седая прядь

               Так и хочется потрогать, а потом поцеловать

2Вед:   Примите в подарок песню от 4А класса — «Если рядом мама»

  1Вед: - Сегодня мы ещё раз убедились, что наши мамы  самые творческие,  веселые, находчивые, артистичные, самые - самые лучшие на свете.

Спасибо, что Вы нашли время и пришли сегодня к нам. Приходите чаше, ведь школа- это второй дом ваших детей, а значит и ваш дом.

 Скажу вам по секрету,  в нашей школе  такое творится… Вам об этом споют девочки 9Б класса. «Школьная любовь»

      2 Вед   : Наши мамы - наша радость,
                 Слова нет для нас родней,
                 Так примите благодарность
                 Вы от любящих детей!

Встречайте 6 А класс. Солисты  Татьяна и Диана. Песня «Дети 21 века»

1 Вед:   Без сна ночей твоих прошло немало,
             Забот, тревог за нас не перечесть,
             Земной поклон тебе, родная мама
             За то, что ты на белом свете есть
.

2Вед:   Ни один праздник не проходит без русской народной песни.  Итак, 11А класс с песней «Виновата ли я?» на школьный лад.1Вед:    Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. Встречайте Нестерову Таисию с музыкальной композицией. (игра на домре)

2Вед: В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Спасибо вам!.. И пусть каждой из вас почаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!

Вас пришёл поздравить Дмитрий ученик 9А класса, он для Вас сыграет  на гитаре и споёт  песню «Мама»

1Вед: - Дорогие мамы, мы ждём вас в нашей гостеприимной школе снова и снова, и очень надеемся, что сегодня нам удалось подарить Вам несколько замечательных  мгновений в ваш праздник.  Цветы, которые сделаны руками наших детей принесут вам только радость  и  удачу. Продукция кубанских производителей будет у вас на столе – круглый год.   До скорой встречи! Счастья Вам и здоровья!

Приложения

ПЕСНЯ « ЧУДО — МАМА» (1А)

НА МЕЛОДИЮ ПЕСНИ «ЧУНГА — ЧАНГА»,

 СЛОВА М.Б. ШИШКИНОЙ

   1КУПЛЕТ

МОЯ МАМА, ТЫ МИЛЕЕ ВСЕХ

МОЯ МАМА ОЧЕНЬ ЛЮБИШЬ ВСЕХ

ТЕБЯ ЛУЧШЕ В МИРЕ НЕ НАЙТИ,

НАМ СТОБОЮ В ЖИЗНИ ПО ПУТИ

ПРИПЕВ:

МОЯ МАМА — ЧУДО — МАМА,

НЕ СТРОГА И НЕ УПРЯМА.

ВОСХИТИТЕЛЬНАЯ ПРЯМО ЧУДО — МАМА!

ТЫ МНЕ — СЧАСТЬЕ, МОЯ — РАДОСТЬ,

ТЫ МНЕ — НЕЖНОСТЬ,  МОЯ — СЛАДОСТЬ

ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ ПРО УСТАЛОСТЬ ЧУДО — МАМА,

2 КУПЛЕТ

МОЯ МАМА — В МИРЕ ЛУЧШЕ ВСЕХ,

МОЯ МАМА   - В ДОМЕ МИР И СМЕХ,

МОЯ МАМА  -  МИЛАЯ МОЯ

ПОЗДРАВЛЯЮ С ПРАЗДНИКОМ ТЕБЯ.

ПРИПЕВ ТОТ ЖЕ

3 КУПЛЕТ

МОЯ МАМА  - ВЕСЕЛА, НЕЖНА

В ЭТОЙ ЖИЗНИ  - ВСЕМ, ВЕЗДЕ НУЖНА.

ДЛЯ МЕНЯ ТЫ — ПОВАР, ДРУГ И ВРАЧ,

СЧАСТЬЯ В ЖИЗНИ И БОЛЬШИХ УДАЧ.

ЧЕМУ УЧАТ МАМЫ.

НА МЕЛОДИЮ ПЕСНИ «ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ»

СЛОВА М.Б. ШИШКИНОЙ

                                                                1 КУПЛЕТ

                                   ДЕЛАТЬ ВСЕ УРОКИ ВПРОК,

ВЫУЧИТЬ БОЛЬШОЙ СТИШОК

УЧИТ МАМА,УЧИТ МАМА,УЧИТ МАМА,

БАБУ С ДЕДОМ УВАЖАТЬ,

ПАПУ ОЧЕНБ ОБОЖАТЬ,

УЧИТ МАМА,УЧИТ МАМА,УЧИТ МАМА,

                                                           2 КУПЛЕТ

                                            ПРИГОТОВИТЬ КАК ОБЕД,

И  УВИДЕТЬ СОЛНЦА СВЕТ,

УЧИТ МАМА,УЧИТ МАМА,УЧИТ МАМА,

ЛЮДЯМ ПОЛЬЗУ ПРИНОСИТЬ,

В ЭТОМ МИРЕ ДОБРЫМ БЫТЬ.

УЧИТ МАМА,УЧИТ МАМА,УЧИТ МАМА,

                                                              3 КУПЛЕТ

                                       ВСЕХ НА СВЕТЕ ПОДРУЖИТЬ,

В МИРЕ НАШЕМ СЛОЖНОМ ЖИТЬ,

УЧИТ МАМА,УЧИТ МАМА,УЧИТ МАМА,

УМНЫМ И СПОРТИВНЫМ БЫТЬ

И СТРАНУ СВОЮ ЛЮБИТЬ ,

УЧИТ МАМА, УЧИТ МАМА, УЧИТ МАМА,

                                               ПЕСНЯ «ПРО БАБУШКУ»

НА МЕЛОДИЮ ПЕСНИ «ВСЁ, ЧТО В ЖИЗНИ ЕСТЬ У МЕНЯ»

СЛОВА М.Б. ШИШКИНОЙ

                                                             1 КУПЛЕТ

                               ЭТОТ СЛОГ, МОЙ ГЛАВНЫЙ СЛОГ,

КАК ПРИТЧА СЛАВЕН И КАК ПЕСНЯ ПРОСТ,

СЕГОДНЯ , В ПРАЗДНИК  РОДИЛСЯ ОН,

И БАБУШКЕ, РОДНОЙ ПОСВЯЩЁН

ПУСТЬ ЛЮБОВЬ ЖИВЁТ МНОГО ЛЕТ,

ЖИВУТ ПУСТЬ ЗВЁЗДЫ И СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ,

Я ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЛЮБЛЮ ТЕБЯ,

ВЕДЬ — Я У ТЕБЯ, А ТЫ — У МЕНЯ.

   ПРИПЕВ:

                                          ВСЁ, ЧТО В ЖИЗНИ ЕСТЬ У МЕНЯ

ЭТО — ЛИШЬ БАБУЛЯ МОЯ,

И, ВСЕ МОИ МЫСЛИ И МЕЧТЫ,

ЭТО ВСЁ, ЭТО ВСЁ — ТЫ!!!

ВСЁ, ЧТО ЕСТЬ В СУДЬБЕ У МЕНЯ,

ТЫ — НАДЕЖДА ЛУЧШЕГО ДНЯ,

ВСЁ — НАДЕЖДА, ВЕРАИ ИЛЮБОВЬ,

СВЯЗАНО, СВЯЗАНО, ТОЛЬКО С ТОБОЙ.

                                                              2 КУПЛЕТ

                                   ЭТОТ СЛОГ, МОЙ ГЛАВНЫЙ СЛОГ,

В НЁМ ПРОСЛАВЛЯЮ ТВОИ ПИРОЖКИ,

И В ЭТОТ ПРАЗДНИК ТЕБЕ ДАРЮ,

МНОГО ЛЮБВИ И ПЕСНИ МОИ.

ТЫ НЕ БОЛЕЙ, СОВСЕМ НЕ ГРУСТИ,

С ТОБОЙ МЫ ВМЕСТЕ ИДЁМ ПО ПУТИ,

ЖИВЁМ ДРУГ ДРУГА ТЕПЛО ХРАНЯ,

Я — ДЛЯ ТЕБЯ, А ТЫ — ДЛЯ МЕНЯ!!!

ПРИПЕВ ТОТ ЖЕ

ПЕСНЯ ПРО МАМ.

НА МЕЛОДИЮ ПЕСНИ «ПЕСНЯ ДРУЗЕЙ»

(ИЗ М/Ф БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ)

1КУПЛЕТ

НЕТ НА СВЕТЕ ТЁТИ ЛУЧШЕ МАМЫ,

НЕПОСЛУШНЫ ПУСТЬ МЫ И УПРЯМЫ,

ТЕ, КТО С МАМОЙ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ДРУЖИТ.

И РЕМЕНЬ ПОРОЙ СОВСЕМ НЕ НУЖЕН!

                                    И РЕМЕНЬ ПОРОЙ СОВСЕМ НЕ НУЖЕН!

2 КУПЛЕТ

РУКИ МАМЫ — ВСЕХ НЕЖНЕЙ, ТЕПЛЕЕ

А ГЛАЗА ДОБРЕЕ И СВЕТЛЕЕ,

СЛЁЗЫ МАМЫ ГОРШЕ ВСЕХ НА ГРУСТНЕЕ,

НАШЕ СЧАСТЬЕ — БЫТЬ ВСЕМ СЕРДЦЕМ С НЕЮ!

НАШЕ СЧАСТЬЕ — БЫТЬ ВСЕМ СЕРДЦЕМ С НЕЮ!

                                             ЕСЛИ РЯДОМ МАМА.(4А)

НА МЕЛОДИЮ ПЕСНИ «КОГДА МОИ ДРУЗЬ СО МНОЙ»

1 КУПЛЕТ

                                                 ЕСЛИ С МАМОЙ МЫ ИДЁМ.

ЕСЛИ С МАМОЙ МЫ ИДЁМ.

С МИЛОЙ МАМОЙ ВМЕСТЕ,

ТО ПРОЙДЁМ МЫ С НЕЙ  ВДВОЁМ

ТО ПРОЙДЁМ МЫ С НЕЙ  ВДВОЁМ

КИЛОМЕТРОВ ДВЕСТИ.

                                                               ПРИПЕВ:

                                          ЧТОБЫ БЫТЬ МНЕ В ЛАДУ

НЕ БЕРУ Я И ЕДУ,

 КОГДА Я С МАМОЧКОЙ ИДУ — 2 Р .

2 КУПЛЕТ

ДАЖЕ С ПАПОЙ ГОВОРИТЬ,

ДАЖЕ С ДЕДОМ ГОВОРИТЬ,

НЕ БОЮСЬ УПРЯМО,

НА УРОКЕ ОТВЕЧАТЬ,

И ПЯТЁРКИ ПОЛУЧАТЬ,

ЕСЛИ -РЯДОМ МАМА.

ПРИПЕВ ТОТЖЕ.



Предварительный просмотр:

Игра по русскому языку  «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (9-10 класс)

В игре соревнуются 3  команды по 5 человек.

ГЕЙМ I: «ВОПРОС-ОТВЕТ»

Каждая команда по очереди вынимает из мешочка бочонки с  номером вопроса (их в мешочке всего 10). Ведущий задаёт вопрос, а участники команды в течение одной минуты готовят ответ на него. За правильный ответ команде начисляется 2 балла. Два бочонка из десяти выделяются по цвету. Они «счастливые», т.е. за правильный ответ даётся не 2, а 5 баллов. При этом вопрос не отличается особой сложностью.

Вопросы I ГЕЙМА:

  1. Собрать пословицу из слов, записанных на отдельных листках.

ОТВЕТ: Пока живёшь, до тех пор учишься.

  1. В каком из косвенных падежей числительные пишутся с двумя или даже с тремя мягкими знаками? Приведите пример.

ОТВЕТ: В творительном падеже. Например: восьмьюдесятью, восьмью.

  1. Приведите пример слова, соответствующего схеме:

¬ ¬ ¬ ∩ ^ □

ОТВЕТ: небезызвестный, небеспристрастный и т. д.

  1. К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы, противоположные по смыслу.

Душа в душу, кот наплакал, ни зги не видно, чуть свет, дать маху

ОТВЕТ: как кошка с собакой, куры не клюют, хоть иголки собирай, на ночь глядя, попасть в точку.

  1. Фразеологизмы:

зарубить на носу

нести свой крест

бить баклуши

Расскажите об одном из данных фразеологизмов: объясните его значение и происхождение.

ОТВЕТ: Зарубить на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.

Слово нос обозначает памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки.

Бить баклуши – бездельничать. Баклуши – чурбачки  из липового дерева в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Бить баклуши – готовить такие чурбачки. Работа эта считалась пустячной, её выполняли обычно подмастерья. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.

Нести свой крест означает терпеть муки, страдать. Выражение пришло из Библии. До места казни Иисус Христос нёс на себе тяжёлый крест, на котором его потом распяли. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа». (Иоанн, гл.19,17)

  1. К каким частям речи относятся слова: СТЕКЛО, ОСЕНЬЮ, СТРОЙ, ТЕПЛО.

ОТВЕТ: стекло – 1) сущ.; 2) глагол прош вр, ед. ч., ср.р.

Осенью – 1) сущ. в тв. п.; 2) наречие.

Строй – 1) сущ. м.р.; 2) глаг. в повел. накл, ед.ч.

Тепло – 1) наречие; 2) сущ. ср.р.; 3) кратк. прил., ср.р.

  1. Расставьте ударение в словах.

Щавель, кредитор, Бальмонт, мышление, дремота, статуя, досуг, газопровод, кремень, ходатайство.

ОТВЕТ: ЩавЕль, кредитОр, БальмОнт, мышлЕние, дремОта, стАтуя, досУг, газопровОд, кремЕнь, ходАтайство.

8.Слово скромный произошло от древнерусского слова КРОМЫ («ткацкий станок»), которое связано с древненемецким РАМА – «рама, станина». Дайте толкование слова скромный и логически свяжите значение, бытовавшее ранее, и современное.

ОТВЕТ: ранее – «не выходящий за рамки»; современное – «тот, кто держит себя в рамках приличия, не заходит за рамки дозволенного».

  1. Проанализировав образец, вставьте нужное слово:
  1. БАГОР (РОСА) ТЕСАК

ГАРАЖ (…) ТАБАК

  1. КАНВА (ВНУК) УЛИКА

ХОЛСТ (…) ОЛЕНЬ

ОТВЕТ: 1) жаба; 2) слон.

  1. Подберите слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество точек соответствует количеству букв):

У (…) ОВА

ВАМ (…) АМИДА

ОБЫ (…) КА.

ОТВЕТ: гол, пир, чай.

ГЕЙМ II: «ТЁМНАЯ ЛОШАДКА»

За правильный ответ команда получает 1 балл.

Ведущий: Сегодня у нас в гостях очень известный человек (показывает портрет В. Г. Белинского). Кто это? (Если команды не могут дать ответ, то ведущий рассказывает коротко факты из жизни критика, его деятельность). Это критик, публицист философ. Жил в 19 веке. Был революционером-демократом, сотрудником журналов «Отечественные записки» и «Современник». Итогом его литературной деятельности было «Письмо Гоголю». Прожил этот человек всего 37 лет.

После того, как имя Белинского названо, команды получают карточки с высказыванием В. Г. Белинского о русском языке: «Русский язык чрезвычайно богат и живописен для выражения простых, естественных понятий».

Команды письменно отвечают на вопросы (время выполнения – 3 мин.)

  1. Сколько фонетических слов в данном высказывании?
  2. Выпишите грамматическую основу предложения.
  3. Выпишите слова, в которых все согласные звуки твёрдые.
  4. Объясните постановку знаков препинания.

ОТВЕТ: 1) 9; 2) русский язык богат, выразителен; 3) богат, простых; 4) однородные определения.

ГЕЙМ III: «ТЫ МНЕ - Я ТЕБЕ».

Каждый из участников команды задаёт вопрос по русскому языку участнику другой команды, при этом называется тот, кому вопрос. Ответить поочерёдно должен каждый.

ГЕЙМ IV: «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»

В течение 2-3 минут  (на усмотрение ведущего) командам по очереди задаётся ряд вопросов. Верный ответ оценивается 1 баллом. Если команда не знает ответ, чтобы не терять время, говорит: «Дальше», и ведущий читает следующий вопрос.

Вопросы для первой команды:

  1. Сколько слогов в слове ПЕНИЕ? (3)
  2. Как правильно говорить фенОмен или феномЕн?  (фенОмен)
  3. Есть удвоенная согласная в слове тоннель? (Да)
  4. К какой части речи относится слово УРА? (Междометие)
  5. Храбрый человек одним словом? (Храбрец)
  6. Являются ли слова ОДИН и СОЕДИНИТЬ однокоренными? (Да)
  7. Какая приставка в слове ПОДОРОЖНИК? (По-)
  8. Существительное КУКЛА неодушевлённое? (Нет)
  9. Назовите предпоследнюю букву русского алфавита. (Ю)
  10. Какой знак следует ставить в конце побудительного невосклицательного предложения? (Точка).
  11. Какого рода существительное ТЮЛЬ? (Мужского)
  12. Какое окончание в слове ВАГОН? (Нулевое)
  13. Синоним слова ВЕСЁЛЫЙ? (Радостный)
  14. Как называется часть слова стоящая перед корнем? (Приставка или префикс)
  15. Антоним к слову ХАОС? (Порядок)
  16. Сколько всего букв в русском алфавите? (33)
  17. Русское письмо звуковое или идеографическое? (Звуковое)
  18. Какая приставка в слове НАДОБНОСТЬ? (Нет никакой)
  19. Сколько звуков в слове ЛЁД? (3)
  20. Существительное ЛАКЕЙ – историзм или архаизм? (Историзм)
  21.  Самый «правдивый» литературный персонаж (Мюнхаузен)
  22. Какой раздел науки изучает части речи? (Морфология)
  23. При записи какого дня недели используется наименьшее количество букв? (Среда)
  24. Есть в записи числительного  50 Ь? ( (Да)
  25. Назовите синоним слова БОЯТЬСЯ. (Страшиться, ужасаться, трусить, пугаться, робеть, дрожать, трястись)
  26. Как называются слова, которые употребляют люди одной профессии? (Профессионализмы)
  27. Приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс - одним словом? (Морфемы)
  28. К какому спряжению относится глагол УДЕРЖАТЬ? (2)
  29. К какому склонению относится сущ. ЖУЧОК? (2)
  30. Существительное ДЕТВОРА одушевлённое или неодушевлённое? (Неодуш.)
  31. Приведите пример фразеологизма со словом НОГА?
  32. Продолжите: «Язык до Киева…». (Доведёт)
  33. Может ли глагол выступать в роли дополнения? (Да)
  34. Сколько звуков в слове ЮЛА? (4)
  35. Назовите вопросы творительного падежа. (Кем? Чем?)
  36. Как иначе называют начальную форму глагола? (Инфинитив)
  37. Сколько корней в слове САМОЛЁТОСТОЕНИЕ? (3)
  38. Какого рода слово ШАМПУНЬ? (мужского)
  39. НЕ предлог или частица? (Частица)
  40. Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» ( А.А. Башмачкн)

Вопросы для второй команды:

  1. Сколько слогов в слове ПАУК? (2)
  2. Молодые люди одним словом? (молодёжь)
  3. Как правильно сказать пЕтля или петлЯ? (петлЯ)
  4. Есть ли удвоенная согласная в слове ПЬЕСА? (Нет)
  5. К какой части речи относится слово ПЯТЁРКА? (Сущ.)
  6. Являются ли слова СТУДЕНЬ и СТУЖА однокоренными? (Да)
  7. Какая приставка в слове ПРИПЛЮСНУТЫЙ? (При-)
  8. Существительное МЕРТВЕЦ одушевлённое? (Да)
  9. Назовите седьмую букву русского алфавита. (Ё)
  10. Какой знак пунктуации ставится в конце повествовательного невосклицательного предложения? (Точка)
  11. Какого рода существительное НЕПОСЕДА? (Общего)
  12. Какое окончание у слова МЕТРО? (Нет никакого)
  13. Синоним слова СЛУЧАЙ? (История, приключение…)
  14. Как называется часть слова без окончания? (Основа)
  15. Антоним к слову выпуклый? (Вогнутый)
  16. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
  17. Можно безударную гласную в существительном МЕШОК проверить словом МЕХ?
  18. Какая приставка есть в слове ПРИКЛЮЧЕНИЕ? (Нет никакой)
  19. Сколько звуков в слове ЗВЕРЬ? (3)
  20. Существительное БРАДОБРЕЙ архаизм или историзм? (Архаизм)
  21. Сколько грамматических основ в простом предложении? (Одна)
  22. Какой раздел науки о языке изучает лексические значения слов? (Лексика)
  23. У греков – Афродита, у римлян - …(Венера)
  24. В слове ПРОЧЬ надо писать Ь? (Да)
  25. Слова какой части речи указывают на предметы, признаки, но не называют их? (Местоимения)
  26. Русский аналог иностранного слова ДИАЛОГ? (Беседа)
  27. Тип связи словосочетания ГОРЯЧО СПОРИТЬ? (Примыкание)
  28. Какого спряжения глагол ПОБРИТЬ? (1)
  29. Сюжеты каких двух произведений подсказал Гоголю Пушкин? («Ревизор», «Мёртвые души»)
  30. Приведите пример фразеологизма со словом РУКА?
  31. Разговор двух и более лиц. ( Диалог)
  32. Продолжите: «Умный любит учиться, а дурак…» (Учить)
  33. В каком слове сто Н? (Стон)
  34. Может глагол выступать в роли подлежащего? (Да)
  35. Сколько звуков в слове ЁЖ? (3)
  36. Слова какой части речи отвечают на вопросы: сколько? который? (Числительные)
  37. Назовите вопросы дательного падежа. (Кому? Чему?)
  38. Слова какой части речи могут изменятся по лицам? (Глаголы).
  39. Назовите автора вашего учебника по русскому языку. (Ладыженская, Тростенцова)
  40. Знак тире  ввёл Н. М. Карамзин? (да).

Вопросы третьей команде:

1. Антоним диалогу (монолог).

2. Имя жениха спящей царевны в сказке Пушкина (Елисей).

3. У греков – Посейдон, у римлян - …(Нептун).

4. Сколько слогов в слове ЗАНАВЕС? (3)

5. Как правильно сказать бантЫ или бАнты? (бАнты)

6. Автор «Слова о полку Игореве» (неизвестен).

7. Кто считал, что Россию не понять умом? (Тютчев)

8. Морской пират (корсар).

9.  Как называются слова , которые употребляются жителями той или иной местности? ( Диалектные)

10.  К какому спряжению относится слово РАССТЕЛИТЬ?( 1)

11. Какое воинское звание имел отец Маши Мироновой? (капитан)

12. Как звали отца Евгения Базарова? (Василий Иванович)

13Образуйте множественное число существительного ЛЕКТОР? (Лекторы)

14. Лошадиная фамилия в рассказе Чехова? (Овсов)

15. История жизни человека, жизнеописание (биография)

16. Сколько основ в сложном предложении? (2 и более)

17. При записи какого месяца используется наибольшее количество букв? ( Сентябрь)

18.Какого рода слово ТЮЛЬ? ( мужского?)

19. Что такое этимология?

20. Русский поэт и дипломат( Тютчев)

21. Глава православной церкви (патриарх)

22. Сколько звуков в слове ВЬЮН? (4)

23. Что общего в биографиях Пушкина, Салтыкова-Щедрина и Анны Ахматовой? (Царскосельский лицей)

24. Родина Есенина (Константиново Рязанской губернии)

25. Безвластие (анархия)

26. К какому склонению относится слово плющ? (2)

27. Сколько склонений в русском языке? (3)

28. Буквами какой азбуки являются буквы «аз», «буки», «веди»? (Кириллицы)

29. Слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению? ( Омонимы)

30. Назовите фамилии Петра 1, Александра 1, Николая 1 (Романовы)

31. Профессия Чехова и Булгакова (доктор)

32. Что означает выражение «дамоклов меч»? ( угроза)

33.Фамилия известного автора –составителя словаря живого великорусского языка? (Даль)

34.Каких звуков больше в русском языке? (Согласных)

35.Слова, сходные по зучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Часто допускаются ошибки в их употреблении. ( Паронимы)

36.Назовите вопросы винительного падежа. (Кого? Что?))

37Как называют главные члены предложения? ( Грамматическая основа)

38.Как изменяются наречия? ( не изменяются)

39. Назовите реку предлог  (По)

40. Существует ли приставка ПРА-? (Да).



Предварительный просмотр:

- День добрый, господа присяжные заседатели! А что, невесты у вас здесь есть?  В таком доме да без невест? У меня налицо все пошлые признаки влюбленности: отсутствие аппетита, бессонница и маниакальное стремление сочинять стихи. Слушайте, что я накропал вчера ночью при колеблющемся свете электрической лампы: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Правда, хорошо? Талантливо? И только на рассвете, когда дописаны были последние строки, я вспомнил, что этот стих уже написал А. Пушкин. Такой удар со стороны классика! А?

    Спокойно, всё в порядке. Моя фамилия Бендер! Может, слыхали? Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей. Мой папа был турецко-подданный. Двоюродная сестра замужем в Париже. Недавно прислала мне платок  в заказном письме.

   Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость.

  Я, так сказать, идейный борец за денежные знаки!  Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много. Мне известно  четыреста сравнительно честных способов увода денег. Жизнь, господа присяжные заседатели, — это сложная штука, но эта штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. Кто не может открыть, тот пропадает.

    С советской властью у меня были серьёзнейшие разногласия.  Она хотела строить социализм, а я нет. Мне скучно строить социализм. Но когда я вижу вашу новую жизнь, эти сдвиги, мне не хочется улыбаться, мне хочется молиться. Нет, это не Рио-де-Жанейро! Время, которое мы имеем, это деньги, которых мы не имеем.  В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далёк от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно — как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода. Мы чужие на этом празднике жизни.

    Но лёд тронется, господа присяжные заседатели! Будем в это верить!

    Итак, ближе к телу, как говорил Ги де Мопасан. Надо мыслить, господа. Меня.  например, кормят идеи. Я так думаю, что мог бы поделиться с вами некоторым своим опытом, показать мастер-класс.

    Однажды мне с моим компаньоном Кисой Воробьяниновым очень нужно было попасть на пароход, на котором театральная труппа увозила нужные нам стулья. Этот пароход останавливался у каждой пристани, чтобы провести тираж выигрышного займа. На нём из Москвы выехало целое учреждение: тиражная комиссия, канцелярия, духовой оркестр, кинооператор, корреспонденты центральных газет и театр Колумба. А вот художника не было. Художник заболел. Эту роль на себя взял я. Киса был моим помощником. Условия сдельные, бесплатный стол, отдельная каюта. Ни я, ни  Киса рисовать не могли. Но это в конце концов не страшно. Важно, что мы на пароходе. Своё дело мы до конца провернуть не успели, но рекламный плакат сеятеля облигаций  нарисовать сумели. Соглашусь со словами своих создателей, Ильфом и Петровым, что рисунок, сделанный хвостом непокорного мула, по сравнению с моим транспарантом, показался бы музейной редкостью.

  (Выбирает человека из присутствующих  в качестве натуры и рисует портрет)

-   Нас высадили в Васюках. В деньгах категорически отказали, на сборы дали пять минут. Но, товарищи, нам нужно было питаться, к тому же обогнать эту тиражную лоханку, чтобы встретиться с ней в Сталинграде. В Васюках я сыграл роль гроссмейстера. Прочитал лекцию «Плодотворная дебютная игра», в которой обрисовал положение Васюков как будущей  шахматной столицы мира. Заработал 20 рублей. Устроил сеанс одновременной игры на 160 досках. Я чувствовал себя бодрым и твёрдо знал, что первый ход е2-е4 не грозит мне  никакими осложнениями. Остальные ходы мне рисовались  как в тумане, но это не смущало меня.

   (Предлагает сыграть в шахматы)

- На третьем ходу выяснилось, что я играю восемнадцать испанских партий, применяю довольно верную защиту Филидора. Чему я крайне удивился, ведь играл второй раз в жизни. Но вскоре я начал проигрывать  одну партию за другой. Первого победителя поздравил с выигрышем и понял, что пора удирать. А в последнего швырнул горсть шахматных фигур, уж слишком принципиальным он  оказался: все ходы у него записаны. От побоев васюкинских шахматных любителей меня спасли тогда ноги. Мне чуть голову не оторвали. И я ничего: был бодр и весел.  50 рублей чистой прибыли –гонорар довольно приличный.

     Друзья мои, всегда думаешь: «Это я еще успею. Еще много будет в моей жизни молока и сена». А на самом деле никогда этого больше не будет. Так и знайте: это был лучший день в нашей жизни, мои бедные друзья. А вы этого даже не заметили.

     Ну что ж, графа Монте-Кристо из меня не получилось. Придётся переквалифицироваться в управдомы. Заседание продолжается!



Предварительный просмотр:

Моя сестра вам всем известна,

А я лишь тень её была.

В глуши,  под сению смиренной,

Невинной прелести полна,

В глазах родителей,

Цвела, как ландыш потаенный,

Незнаемый в траве глухой

Ни мотыльками, ни пчелой.

 Всегда скромна,

Всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта, простодушна,

 Как поцелуй любви, мила.

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос,

Лёгкий стан.

Ну в чём найдёте вы  изъян?

«Её портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно»-

Сказал поэт

И предпочтенье отдал Тане,

Моей сестрице.

Меня узнали вы, друзья?

Я-  Ольга Ларина.

 Прочтя роман,

Меня могли вы осудить,

За то, что Ленского забыла.

А я скажу вам :

Я любила

Его стихи, его мечты,

Его восторженную речь

И кудри чёрные до плеч.

Друзья –соседи и отцы

Нам в детстве прочили венцы.

Мы с ним в саду, рука с рукой

Гуляли утренней порой.

Играли в шахматы,

Читали книжки.

Ах, он любил,  как в наши лета

Уже не любят, как одна

Безумная душа  поэта

Ещё любить осуждена.

Ах, как он зря приревновал к Онегину,

Назвав меня кокеткой.

Да, танцевали, да, шутили.

Я слишком  ветрена была,

Тогда подумать не могла,

На что отважится поэт

В порыве ревности и мести

За честь невесты.

Не понял он моей игры,

Подумал, что я изменила,

Онегин будто мой кумир.

Да, он очень мил, совсем не скучен,

Но с эгоизмом не разлучен.

Никто не смог предотвратить беду,

Сама себя подвергла я суду.

Потом другой увлёк моё вниманье.

Другой сумел мои страданья

Любовной лестью усыпить.

Улан любим моей душою,

Я вышла замуж за него.

Живём в деревне,

Храним привычки милой старины:

У нас на масленице жирной

Всегда русские блины,

Подблюдны песни, хороод

Открыла тайну , как супругом

Самодержавно управлять,

НЕ раз езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы , брила лбы.

 Вот так мы жили, так мы живём, так и будем жить, пока не умрём. А если мы живём вот так, значит так надо.