ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Костяева Эльмира Ливадовна

данный опыт представлен:

1. информацией о методической теме над которой работает школа, методическое объединение учителей истории и обществознания и индивидуальных темах по самообразованию  учителя Костяевой Э.Л.

2.результативностью  опыта работы (см. таблицу)

3. презентацией  выступления на МО учителей истории и обществознания.

4. ученическим социальным проектом (пример из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая тема школы в 2007-2012 гг. « Развитие информационно – коммуникативной технологии в образовательном процессе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся».

Период

Методическая тема МО учит. истории и обществознания

Индивидуальная методическая тема

Результативность

2007-2008 уч. год

Разработка методических рекомендаций по использованию информационных технологий на уроках гуманитарного цикла

Использование игровых технологий на уроках истории с целью развития познавательного интереса учащихся.

Применение ИКТ технологии, игровых технологий на уроках истории и обществознания.

2007 г.

- Участие в конкурсе методических разработок.

-  V  областного юношеского краеведческого фестиваля «Знай и люби свой край».Благодарственное письмо за научную подготовку.

2008 г.

- Выступление на районном МО учителей истории и обществознания «Современные образовательные технологии: от теории – к практике»

2009 г.

-  ХIV городские краеведческие чтения в номинации «Летопись родного края».Диплом научному руководителю.

открытое районное мероприятие, посвященное Дню Конституции (12.12.2009г.)

2008-2009 уч. год

Наполнение методической копилки кабинета истории и обществознания цифровыми образовательными ресурсами

2009-2010 уч. год

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания с целью повышения качества знаний

Формирование проектно-исследовательской культуры обучающихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

2010 г.

● открытое районное мероприятие «Герои великой победы» (02.02.2010 г)

открытое районное мероприятие  «Просто был выбор у каждого, я или Родина» (17.02.2010 г.)

 первый городской конкурс научно- исследовательских работ по историческому краеведению среди школьников Волгограда. Диплом

VI  областного юношеского краеведческого фестиваля «Знай и люби свой край».Диплом за научную подготовку.

VII городские юношеские Рождественские чтения. Второе место.

«Формирование проектно- исследовательской культуры обучающихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности»  (обобщение опыта  в рамках областных курсов повышения  квалификации. Справка  ВГАПК РО, декабрь 2010 года)

2010-2011 уч.год

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания с целью повышения качества знаний

Возможности проектной деятельности в развитии исследовательских умений обучающихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

2011 г

● «Личностно – ориентированный  современный урок и требования к нему»

    Выступление на заседании школьного МО учителей истории и обществознания по итогам окончания курсов ВГАПК РО  (Протокол МО от 18.01.2011 г.)

● «Духовно – нравственный аспект при организации исследовательской деятельности обучающихся»  выступление на научно-практической конференции. (Программа Всероссийской научно- практической конференции ,28.04.2011 г.)

• «Повышение качества образования обучающихся МОУ СОШ № 83 через внедрение инновационных технологий. Демонстрация возможности системы голосования WOTUM» (заседание педсовета ,протокол №3 от 22.11.11.)

мастер –класс для педагогов МОУ СОШ № 83 «Формирование ИКТ –компетенции обучающихся в образовательном процессе» (22.11.2011 г.)

VIII областной юношеский  краеведческий фестиваль «Знай и люби свой край»Диплом за научную подготовку

Областной конкурс исследовательских работ по изучению истории и культуры Волгоградской области «Моя малая Родина» Победа в номинации «Лучшая летопись родного края»

2011 -2012 уч.год

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания с целью повышения качества знаний

Формирование проектно-исследовательской культуры обучающихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

2012 г.

•Обобщение педагогического опыта «Возможности проектной деятельности в развитии исследовательских умений обучающихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности» (заседание педсовета, протокол №4 от 09.01.2012 г.)

публикации в специализированных педагогических изданиях;

( свидетельство о публикации №6209;

свидетельство о публикации №3887)

Свидетельство о публикации № 24544;

Публикация «Наука. Образование. Культура» Сборник научных трудов/ под ред. Д.В.Полежаева. – 2012. – Вып. II. Воспитание учащихся на традициях русской истории, философии и культуры. – М.: Планета, 2012. – 264 с.

Всероссийская историко-патриотическая игра «Наша любимая страна».Первое место

2012-2013 уч.год

Возможности проектной деятельности в формировании исследовательских умений учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

 

  

 

 



Предварительный просмотр:

Информационно-справочные сведения об опыте.

Тема опыта:      Возможности проектной деятельности в формировании исследовательских умений    обучающихся  на уроках истории, обществознания и во  внеурочной деятельности.

  1. Сведения об авторе. Костяева Эльмира Ливадовна учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 83 Центрального района.

  1. Место функционирования. 400131, Волгоград, Центральный район, ул.им. Ленина, муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 83.

  1. Длительность. С 2009 года.

  1. Опыт представлен данным описанием и следующими приложениями: разработки уроков разных типов и форм; разработки внеклассных мероприятий; творческие и исследовательские работы учащихся, дипломы и грамоты.

Введение

Актуальность исследования.

Сегодня изменяются общие методологические подходы к системе общего образования и, прежде всего, принципы на которых строится образовательный процесс. В качестве важнейшей цели обучения в общеобразовательной школе выдвигается развитие у учащихся определенных видов деятельности, которые могут быть реализованы на различном содержании, которые в силу этого обладают свойством универсальности.  В связи с этим изменяется роль и место исследовательской деятельности в процессе обучения учащихся. Исследовательская деятельность относится к разряду таких видов деятельности, которые будут перенесены в будущую учебную и профессиональную деятельность. В связи с этим развитие исследовательской деятельности, а значит, формирование определенного набора исследовательских умений становится одной из актуальных целей обучения.

В связи с этим необходимы такие технологии, методы и приемы обучения, которые нацелены на формирование исследовательских умений, способствующих раскрытию творческих, интеллектуальных и коммуникативных задатков личности школьника и возможности  превращения его в субъект (а не объект) обучения.

Такая подготовка требует индивидуализированного подхода в условиях массового обучения, что возможно, в первую очередь, за счет организации проектной деятельности, которая должна впоследствии выйти на уровень первоначальной исследовательской деятельности.

В науке накоплен опыт, позволяющий исследовать проблему формирования исследовательских умений учащихся в условиях проектной деятельности в процессе обучения истории, обществознания и во внеурочной деятельности.

Существенный вклад в развитие теоретических положений метода проектов внесли такие отечественные ученые и исследователи как: И.А.Колесникова ,С.И. Горлицкая, В.В. Гузеев, И.А. Зимняя, А.П. Зольников, Е.Н. Киселёва, Р. Курбатов, Н.Н. Курова, И.Ю. Малкова, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др.

Вопрос об использовании на уроках научных методов познания и формирования исследовательских умений рассмотрен многими известными педагогами и методистами: Райковым Б.Б., Савенковым А.И., Лернером И.Я.

Тем не менее, теоретическая разработанность вопроса формирования исследовательских умений учащихся в практике обучения истории, обществознанию и во внеурочной деятельности используется недостаточно интенсивно, и не всегда имеет выход на практику .

Анализ теории и практики позволил выявить следующее противоречие: - с одной стороны в современной школе стимулируется участие школьников в различных исследовательских проектах; написание ими работ, имеющих исследовательский характер; развитие форм внеклассной научно – исследовательской деятельности ( научные общества учащихся, научные семинары). С другой в школьной практике чаще всего отсутствует организованная система развития исследовательских умений учащихся и включения их в различные виды исследовательской деятельности.

Выявленное противоречие обусловило тему исследования: « Возможности проектной деятельности в формировании исследовательских умений учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

Цель исследования: выявить эффективность проектной деятельности в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории, обществознания и во внеурочной деятельности.

Объект исследования: образовательный процесс школы

Предмет исследования: процесс применения проектной деятельности как средства формирования исследовательских умений учащихся на уроках истории, обществознанию и во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования: проектная деятельность в процессе обучения обладает педагогическими возможностями для эффективного формирования исследовательских умений учащихся.

Задачи исследования:

  1. Уточнить психолого-педагогические основания исследовательских умений как необходимого качества личности.
  2. Выявить возможности проектной деятельности в развитии исследовательских умений обучающихся.
  3. Выявить возможности проектной деятельности в развитии исследовательских умений на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.

4. Разработать систему работы по организации проектной деятельности с целью формирования исследовательских умений учащихся.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме, изучение программных документов; проведение педагогического эксперимента, тестирование, педагогическое наблюдение. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Использование элементов современных образовательных технологий на различных этапах уроков истории и обществознания и во внеурочной деятельности

Слайд 2

мой девиз!!!!! Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи!

Слайд 3

Используемые современные образовательные технологии ИКТ Технология игровых Методов обучения Проектно – исследовательская технология

Слайд 4

Основные блоки современного урока 1 - проблемно – мотивационный 2 - информационный 3 – аналитический 4 – рефлексивно – оценочный

Слайд 5

МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Организация (ожидаемые или прогнози-руемые результаты, цели – задачи, инструкции, пояснения) Интерес (введение в тему, «якорь», «крючок», «подкидная доска») Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие)

Слайд 6

Приемы мотивации Графическое изображение -картины (рисунки); -фотографии; -карикатуры; -схемы (диаграммы и т.п.) ; -анимация ;

Слайд 8

Попробуйте сформулировать определение свободы Какие слова ассоциируются с понятием свободы? От чего и для чего нужна свобода? Что мешает человеку быть свободным?

Слайд 9

определить тему занятия на основе определений; • 1)ограждение от чего-то нежелательного (от насилия, произвола властей, нищеты, голода, безработицы и т.п.); 2)деятельность в соответствии с необходимостью, которую человек понимает и принимает (трактовка Гегеля); 3) наличие альтернатив, возможность выбора (плюрализм идей, партий и т.п.); 4)необремененность внешними обстоятельствами и внутренними ограничениями, возможность действовать по собственной воле (анархистский принцип "делаю все, что хочу"); 5)способность достижения целей, удовлетворения потребностей, самореализации личности

Слайд 10

Метод кругового взаимодействия

Слайд 11

«Телевидение приблизило к нам вплотную мир, который заслоняет от нас телевизор» (Х. Ягодзинский) «Современные средства массовой информации хороши тем, что дают нам возможность ворчать в глобальном масштабе» (Л. Питер) «Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает» (Ключевский В.О.) Какова оценка авторами роли СМИ? Какие проблемы отражены в высказываниях? Какое высказывание представляется наиболее актуальным сегодня и почему? Сформулируйте тему занятия на основе высказываний.

Слайд 12

Вновь детей наивные вопросы, Гомон перемен и трель звонка… И бежит полна и бесконечна Школьная великая река!

Слайд 13

« Без игры школа превращается в скучнейшее казенное заведение, которое сушит ум и опустошает сердце». В . А.Сухомлинский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: