Материалы для воспитателей

Тюшкова Людмила Павловна

Уважаемые педагоги!Рада видеть Вас на страничке "Материалы для воспитателей" Надеюсь на совместное сотрудничество. 

 

 

"Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни"  П.И. Чайковский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Классическая музыка в повседневной жизни детского сада»

Муз.руководитель: Тюшкова Л.П.

Основы музыкальной культуры детей развиваются не только на занятиях, но и в играх в детском саду. Важно использовать разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей в повседневной жизни детского сада и в семье. Для развития музыкальной культуры ребенка необходима музыкальная среда, слушание музыки в более свободных формах. Музыка может звучать фоном для другой деятельности (тихих игр, рисования). Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекали друг друга. Подобные прослушивания музыки могут быть довольно длительными (до 10-15 минут) – в зависимости от внимания детей и располагающей обстановки.

При такой свободной форме восприятия музыки ребенок может лишь эпизодически активно ее слушать, «включаться», когда его привлекла наиболее понравившаяся мелодия, увлек ритм музыки. Но и фрагментарное восприятие обогащает музыкальные впечатления детей, помогает накапливать интонационный опыт.

В группе, под руководством воспитателя, дети могут упражняться в выполнении движений, играть в музыкальную сказку. Дети, по собственной инициативе музицируют самостоятельно – напевают любимые мелодии, играют на музыкальных инструментах. Взрослый лишь помогает детям советом, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.

Используются в повседневной жизни детского сада и различные виды музыкальных развлечений, которые проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателями. Они могут носить познавательный характер:

- беседы об инструментах симфонического оркестра;

- концерты-угадайки, викторины на основе произведений мировой классики;

- тематические концерты;

- беседы-концерты.

Хотелось бы подробнее остановиться на тематических концертах и концертах-беседах. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей представления о стилях и жанрах классической музыки. Например, рассказать о старинной музыке и дать послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган).

Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, когда было создано произведение, об искусстве тех времен.

В тематической беседе-концерте можно сравнить музыку разных исторических эпох. Например, танцы. Может быть использована самая разнообразная танцевальная музыка: от старинных пьес из сюит И.С. Баха (из сюиты для камерного оркестра си-минор – «Бурре», «Полонез», «Менуэт», «Шутка») до вальсов Ф Шопена, Ф. Шуберта, балетной музыки П. Чайковского.

В беседе-концерте, посвященной маршевой музыке, можно сравнить марши П. Чайковского из балета «Щелкунчик», оперы «Пиковая дама», из оперы Дж. Верди «Аида», из увертюр Дж. Россини к операм «Сорока-воровка» и «Вильгельм Телль», «Свадебный марш» Ф. Мендельсона, марши И. Штрауса, маршевую музыку из концертов и симфоний Л. Бетховена, марши С. Прокофьева, Ф. Шуберта и другие.

В беседах-концертах, посвященных песенным жанрам, можно познакомить детей с разновидностями народных песен, с вокальными и инструментальными романсами, серенадами, ноктюрнами, ариями и т.д. Песенностью, часто в сочетании с танцевальностью наполнена музыка Ф. Шуберта, Ф. Шопена.

Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора (И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Чайковского, С. Рахманинова, Ф. Шуберта и др.)

Прекрасные темы для бесед-концертов: «Сказка в музыке» (по произведениям А. Лядова «Баба Яга», «Кикимора», фрагментам из опер Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», опере М. Глинки «Руслан и Людмила» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес П. Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Ручеек», песен Ц. Кюи и П. Чайковского «Осень» и многих других произведений зарубежной и отечественной классики).

На таких познавательных досугах ребенок по-своему применяет то, что усвоил на занятиях. Беседы-концерты могут проводиться после каждой пройденной темы как закрепление впечатлений, напоминание об интересных, полюбившихся детям произведениях (метод обобщения впечатлений).

По книге «Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве», методические рекомендации. О.П. Радынова, Т.А. Копцева.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ПО РАБОТЕ С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ.

Муз.руководитель: Тюшкова Л.П.

На зарядке под музыку воспитатель:

А).  Приводит детей.

Б). Присутствует на зарядке.

В). Помогает проводить зарядку (показывает детям упражнения, раздаёт    

спортивные принадлежности, следит за дисциплиной).

Г). Уводит детей с зарядки.

На музыкальном занятии воспитатель:

А).  Приводит детей.

Б). Присутствует на занятии.

В). Помогает проводить занятие (следит за дисциплиной, раздаёт музыкальные инструменты, атрибуты для танцев и театрализаций, участвует в играх, танцах, помогает детям в построениях и перестроениях, при игре на музыкальных инструментах, осуществляет показ музыкально-ритмических движений - по необходимости и просьбе музыкального руководителя!).

Г). Уводит детей с занятия.

На вечере досуга воспитатель:

А). АКТИВНО участвует в творческой разработке и подготовке художественно-тематического материала.

Б). Приводит детей.

В). Присутствует на занятии.

Г). Помогает проводить занятие (активно участвует в процессе, исполняя необходимую роль; следит за дисциплиной; раздаёт музыкальные инструменты, атрибуты и костюмы для танцев и театрализаций; участвует в играх, танцах, помогает детям в построениях и перестроениях по необходимости и просьбе музыкального руководителя).

Д). Уводит детей с занятия.

На праздничных утренниках  каждый воспитатель группы:

А). АКТИВНО участвует в творческой разработке и подготовке художественно-тематического материала.

Б). Помогает в изготовлении и подготовке костюмов, атрибутов, декораций.

В). Осуществляет связь: РОДИТЕЛИ +МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.

Г). Разучивает с детьми художественный текст сценария. По необходимости дополняет его и разнообразит СТИХАМИ, СЦЕНКАМИ, ИГРАМИ.

Д). Осуществляя совместную работу с музыкальным руководителем по подготовке к праздничному утреннику, пишет чёткую схему распределения детских ролей (оговаривая: костюм, сложность исполнения художественного текста, построения, перестроения и передвижения детей в процессе праздника).

Е). Обязательно присутствует на мероприятии.

Ж). Помогает проводить мероприятие (активно участвует в процессе, исполняя необходимую роль; следит за дисциплиной; раздаёт музыкальные инструменты, атрибуты и костюмы для танцев и театрализаций;  участвует в играх, танцах, помогает детям в построениях и перестроениях по необходимости и просьбе музыкального руководителя).

З). Несёт равную ответственность с музыкальным руководителем: за здоровье детей; за качество проводимого мероприятие; за сохранность костюмов, музыкальных инструментов, декораций и атрибутов, используемых в мероприятии.  



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».

Музыкальрный руководитель: Тюшкова Л.П.

        Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Однако, непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь, там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем. Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

 

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом;

2. Воспитатель перебивает исполнение;

3. Дает словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может);

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми;

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

       

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

1. Петь вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвовать во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

3. Направлять самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.

4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

5. Повторять с детьми слова песен, причем не заучивать, как стихи, а петь с детьми.

6. Повторять движения танцев, записав предварительно музыку на флеш-карту.

       

       Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте» Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.