Моторика рук

Антонова Ольга Владимировна

Конспект по моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_i_zanyatiya.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по моторики рук

Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;
Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психо эмоциональное напряжение;
Учить элементам само массажа рук и ног;
Учить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.

Ход занятия:

Воспитатель:

Что умеют делать ваши пальцы на руках и на ногах? (ответы) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Давайте сейчас сыграем в пальчиковую игру «Как живешь?».

Пальчиковая игра «Как живешь?»

- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

Воспитатель:

Молодцы! А хотите узнать, что еще умеют ваши пальчики? (Да) Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.

(Взрослые и дети выполняют самомассаж).

- Вы готовы, глазки?
- Да! (поглаживание век)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (поглаживание ушей)
- Вы готовы, ручки?
- Да! (поглаживание кистей рук)
- Вы готовы, ножки?
- Да! (поглаживание ног)
- Вы готовы? (развести руки в стороны)
- Да! (обнять себя руками)

Воспитатель:

А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь. (родители и дети передвигаются друг за другом по ребристой доске, сцепившись, как вагоны, под музыкальное сопровождение)

Воспитатель:

Приехали!

Станция «Лесная»

Подвижная игра «Найди свою палатку»

Цель: Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту.
В разных сторонах зала находятся обручи с цветными ориентировками.

Воспитатель:

Посмотрите сюда, это палатки. Выберите каждый себе палатку и запомните свой цвет. По сигналу «Идем по лесу!» - вы ходите парами и изображаете животных и птиц в лесу. А по сигналу «По палаткам!» каждая пара должна занять свое место – встать в обруч со своим цветным сектором. Готовы? (музыка леса или подыгрывает музыкант).

Медведь – ходьба на внешней стороне стопы, руки перед собой, полусогнутые в локтях.
Лиса – ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистей рук перед собой.
Олень – ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются, кисти изображают рога.
Дикая лошадь – бег с высоким подниманием колен, кисти рук сжаты в кулаки.
Филин – обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз.
Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

Воспитатель:

Поехали дальше? (Идут поездом по ребристым доскам).

Станция «Театральная»

Игра «Зеркало и обезьяны»

Цель: Научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. (Взрослые и дети садятся в круг по-турецки, воспитатель показывает сюжетные пальчиковые упражнения на удержание позы кисти руки под стихотворные рифмовки, а дети выполняют упражнения, родители им помогают).

Петушок:

Петушок стоит весь яркий
Гребешок он чистит лапкой.

Гусь:

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

Кошка:

У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

Воспитатель:

Молодцы! Садимся в поезд и едем дальше!

Станция «Массажная»

Цель: Научить элементам самомассажа рук и ног.
(Используются массажные мячики или контейнеры от киндер-сюрпризов).

Воспитатель:

Эта станция непростая. Сейчас мы будем делать массаж рук и ног. А в этом нам помогут вот такие контейнеры из-под игрушек от киндер-сюрпризов. Они хорошо массируют ладошки и пальчики.

Игра-массаж «Китайские шары»

Вы видали циркача?
Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
(сначала катаем шарики между двумя ладонями, а после каждой рукой по очереди)

Воспитатель:

Ну а теперь можно приступить к основному массажу. Садитесь по-турецки на пол напротив своего ребенка. Готовы?
(разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стоп пальцами рук от периферии к центру)

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
(растираем ладони, захватываем каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходим до ногтевой фаланги)

Затем руки я помою
(«моют» руки)

Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
(пальцы в «замок»)

Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
(расцепить пальцы и перебирать ими)

Воспитатель:

А теперь переходим на массаж стопы.
(родители делают массаж стопы своему ребенку)

Пальчики на ножках,
Как на ладошках,
Вместе я их соберу
И поглаживать начну.
(поглаживание стопы и пальцев ног)

Каждый пальчик разотру,
Каждый пальчик покручу.
(растирание каждого пальчика)

Разведу вперед, назад и сожму руками.
(руками тянуть пальцы на себя, от себя)

Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные!

Воспитатель:

Молодцы! Массаж научились делать. Поехали дальше?

Станция «Джунгли»

Подвижная игра «Ловля обезьян»

(под песню «Чунга-чанга»)

Цель: Развитие быстроты и мелкой моторики рук.

Воспитатель:

Дети сейчас будут обезьянками, а взрослые будут изображать их родителей и находиться на одной стороне площадки. А на противоположной стороне находится ловец, который показывает обезьянкам движения, те их повторяют. По сигналу «Ловец» дети бегут к своим родителям. Тех, кто не успел, ловец уводит к себе.

1. Руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев.
2. Руки согнуты в локтях перед собой, перекрестное движение рук и одновременное сжимание и разжимание пальцев.
3. руки разведены в стороны, наклоны влево и вправо и поднимание левой и правой ноги, локоть тянется к колену.
4. Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя.
5. ходьба «Обезьянки» - на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и ног.

Воспитатель:

Ловец!
(дети убегают к своим родителям)

Воспитатель:

Хорошо поиграли! Забавные обезьянки, шустрые! Поехали дальше.

Станция «Игровая»

Цель: Научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.
Материал: Большой носовой платок, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.

1) Упражнения для профилактики плоскостопия (разминка):
«Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперед, выпрямление коленей.
«Барабанные палочки» – постукивание пальцами ног.
«Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.
«Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами.

Воспитатель:

Вот наши пальчики размялись, пора им поиграть.

2) Захватывание, поднимание мелких игрушек пальцами ног.

3) Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить – «уголок к уголку».

Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы имели возможность убедиться: пальцы ног и рук могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования и массаж. Играть с пальцами рук и ног вы можете с друзьями и родителями, в гостях и дома. А сейчас давайте пожелаем друг другу что-то хорошее, скажем ласковые слова своим детям и своим мамам.

Тема: Кошка

Цель:

  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие сенсорики;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие фантазии, пространственного воображения.

Задачи:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие сенсорики;
  • поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка;
  • развитие речи.

Материалы к занятию: мягкая игрушка – кошка, игра “Гвоздики” по количеству детей, схема задания, цветные резинки по количеству детей.

Ход занятия

1. Приветствие.

Настрой на занятие.

“С добрым утром!”

Дети встают в круг и повторяют за психологом слова и движения.

С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживаем глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! 
Ладошками поглаживаем ушкиПриложить ладони к ушам, изображая Чебурашку.
Вы проснулись? 
С добрым утром, ручки! 
Погладить ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! 
Погладить ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! 
Поднять ручки вверх и посмотреть глазками на верх.
Мы проснулись!

2. Ребята послушайте загадку и догадайтесь, кто это к нам в гости придёт.

У норы она сидит
И добычу сторожит.
Сама мохнатенькая
Да усатенькая,
Зелёные глаза – 
Всем мышам гроза.

Кто это? Молодцы! Конечно кошка.

Психолог обращает внимание детей на игрушку. Давайте поздороваемся с Кошечкой.

Сейчас мы посадим Кошечку на стул и сами сядем рядом.

3. Пальчиковая гимнастика “Кошки-мышки “.

Кошка мышку цап-царап

Пальцы обеих рук сжимаются в кулаки,

Подержала, подержала,

отпустила кулаки, одновременно разжимаются,

Мышка побежала, побежала

одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук,

Хвостиком завиляла, завиляла.

указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону,

До свидания, мышка,

одновременные наклоны кистей рук вперёд и вниз.

До свидания.

4. Игра “Гвоздики”

Психолог ребята сейчас мы “нарисуем” портрет нашей кошечки. <Рисунок 4>.

Возьмите свои дощечки и цветные резиночки, и будем вместе “рисовать” портрет кошечки.

Дети рисуют, психолог наблюдает и помогает. Когда все “нарисуют”, вместе рассматриваются “рисунки”.

5. Упражнение “Кошка”.

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.

Кулачок – ладошка.
Я иду, как кошка.

6. Прощание.

Дети встают в круг передают по кругу кошечку и говорят ей, что им понравилось.

Наше занятие закончено. Вместе дружно скажем кошечке спасибо и до свидания!

        

Развивающие игры для дошкольников

Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, внимания, контроля над своими движениями, тактильной чувствительности, развитие усидчивости, аккуратности, рациональности и воображения.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук

Мозаичный рисунок

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, усидчивости, аккуратности, внимания, рациональности мышления.

Необходимые материалы и наглядные пособия: Цветной или белый картон, ножницы, клей ПВА, цветная бумага, простой карандаш, булавка для шитья, иголка с шариком на тупом конце), два неглубоких блюдца, чистые губки.

Рекомендации: приготовьте совместно с ребенком необходимые детали для проведения игры.

Ход игры: на детском столе положите картон, нарисуйте на нем фигуру (например, квадрат) простым карандашом (первое время лучше выбирать прямоугольники, квадраты). На одно блюдце нарежьте вместе с ребенком из цветной бумаги различной формы фигурки (проследите, чтобы малыш правильно пользовался ножницами). В другое блюдце налейте немного клея.

Выполнение задания: необходимо наколоть на булавку фигурку из цветной бумаги, осторожно погрузить ее в клей нижней стороной и приклеить на лист картона туда, где нарисована основная фигура (в нашем случае квадрат). Затем нужно вновь наколоть на булавку цветную фигурку и проделывать все операции до тех пор, пока не заполнится вся фигура. Излишки клея убираются чистой губкой. Для того чтобы цветные фигурки лучше приклеивались, необходимо прижимать их к картону пальцами, используя чистую ткань. Работа кропотливая, требует усидчивости и повышенного внимания. Если вы чувствуете, что ребенок нервничает по поводу того, что у него что- то не получается, отвлеките его и переключите на другой вид деятельности (малыш может побегать, попрыгать), после чего вновь приступите к выполнению задания.

Старайтесь не подсказывать, как лучше подобрать фигурки, чтобы заполнить квадрат, дайте ребенку возможность проявить самостоятельность и возможность найти рациональное решение.

После игры вместе уберите рабочее место, руки ребенок должен вымыть самостоятельно. Готовый мозаичный рисунок положите сушиться. После тоге как он высохнет, им можно украсить комнату малыша. В дальнейшем игра может усложниться, если базовую фигурку сделать более сложной.

Панно из листьев

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, усидчивости, аккуратности, внимания, рациональности мышления, воображения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: цветной или белый картон, листья различных деревьев, клей (лучше ПВА), кисточка, неглубокое блюдце, чистые тряпки.

Рекомендации: во время прогулки соберите вместе с малышом опавшие листья различных деревьев.

Ход игры: на детском столе положите картон, налейте в блюдце клей, покажите ребенку, как можно применить листья для того, чтобы сделать панно. Предложите ему сделать панно самостоятельно. Старайтесь не вмешиваться в творческий процесс, откликайтесь только на просьбы технического плана (прижать лист к картону, намазать лист клеем), но не берите всю работу на себя, пусть ребенок учится работать с незнакомыми и необычными материалами. Прижимать листья стоит ладонью через чистую тряпку. После того как панно будет готово, дайте ему высохнуть, после чего им также можно украсить комнату малыша.

Когда малыш освоит работу с листьями, можно применять для составления панно цветы, мох, шляпки желудей, травинки и т. д.

Хвалите ребенка за выдумку и терпение. После окончания игры необходимо убрать рабочее место малыша. Приучайте его к тому, что он будет делать это самостоятельно. После уборки ребенок должен вымыть руки.

Пальчик с пальчиком соедини

Цели игры: развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук.

Необходимые материалы и наглядные пособия: свисток, негромкая музыка, секундомер.

Рекомендации: сначала темп медленный, в дальнейшем ускоряется. Отсчет пальцев идет от большого пальца (он № 1).

Ход игры: с помощью считалочки выберите ведущего игры, разбейтесь парами. Каждый игрок сидит или стоит (по желанию), несколько вытянув перед собой правую руку. Включается негромкая ритмичная музыка, по свистку ведущего игроки начинают соединять пальцы в том порядке, который устанавливает ведущий: 1-5,1-4,1-3,1-2, или: 1-2,1-3,1-4,1-5. Выигрывает тот, кто быстро и без ошибок выполняет задания. В дальнейшем можно темп несколько ускорить.

Когда ребенок освоился с игрой, можно несколько усложнить задание.

1-й вариант: выполнять задания ведущего, соединяя пальцы на обеих руках.

2-й вариант: выполнить задания ведущего: соединить пальцы в следующей последовательности: 1-3, 1-2,1-4, 1-5 и т. д. (варианты различные на усмотрение ведущего).

Если партнеров у ребенка для игры нет, можно воспользоваться секундомером. Заранее придумайте задание из 2 повторений с различной последовательностью соединения пальцев. По свистку пустите в ход секундомер, и пусть ребенок выполняет предложенное ему задание. Каждый раз отмечайте время выполнения упражнений. Хвалите ребенка за улучшение результатов. Можно вести таблицу достижений, где отмечаются результаты малыша, а наилучшие результаты отмечаются ярким карандашом.

Пианист

Цель игры: развитие мелкой моторики, чувства ритма, контроля над своими движениями.

Необходимые материалы и наглядные пособия: самая разнообразная музыка.

Рекомендации: покажите малышу пианино, рояль, чтобы ребенок имел представление, о чем идет речь. Обратите его внимание на то, как пианисты играют на этих инструментах (посмотрите с ребенком музыкальную телепередачу, сходите к знакомым, чьи дети осваивают азы музыкальной грамоты).

Ход игры: включите музыку, попросите малыша изобразить, как бы подобную музыку сыграл пианист. Понаблюдайте, где ребенок устроит свой музыкальный уголок, что он выберет в качестве рояля или фортепиано. Поощряйте его за артистизм и выдумку. Меняйте музыку и по громкости, и по жанровому направлению, отмечайте, как перевоплощается ребенок, как изменяются его жесты, осанка, выражение лица. В конце исполнения музыкального произведения обязательно похвалите малыша.

По мере того как ребенок осваивается, и чем успешнее он справляется с поставленной задачей, игру усложняют и вносят элементы неожиданности: часто меняется музыка, делаются длительные паузы и т. д.

Фея, волшебный квадрат, непослушные линии

Цель игры: развитие мелкой моторики, внимания, координации движения, контроля над своими движениями.

Необходимые материалы и наглядные пособия: тетрадь в клеточку или альбом для рисования, цветные карандаши.

Рекомендации: конкретные задания должны занимать меньшую часть времени, большую часть времени оставьте для самостоятельной игры.

Ход игры: накануне купите с ребенком в магазине тетрадь в клеточку или альбом, незаметно начертите на бумаге несколько цветных линий. Прежде чем играть, расскажите малышу сказку о фее, которая прилетает к ребятам и учит их рисовать, при этом она рисует в их тетрадях задания, а детишки с удовольствием их выполняют. Фея очень устает и приходит не ко всем детям, многие из них расстраиваются, но каждый день ждут фею в гости. Наверное, к нам фея не прилетала, потому что никто ее не видел и не слышал. Но мы будем ждать, когда она придет.

После этого попросите ребенка сесть за стол и открыть тетрадь или альбом. Каково будет удивление малыша, когда он увидит нарисованные линии в тетради, которая вчера была пустой (сам покупал, сам смотрел, все было чисто). Спросите малыша: «Ты будешь выполнять задания феи или оставишь все как есть?» Как правило, ребенок дает утвердительный ответ и с большим энтузиазмом принимается выполнять задания. Первое время линии будут непослушными, но через несколько дней они станут более ровными, а рука — уверенной. Каждое утро ребенок будет вставать с надеждой на чудо, на то, что приходила фея и оставила ему свои послания. Постепенно ребенок все больше и больше осваивает трудные уроки феи (прямые, наклонные, квадратики, треугольники и т. д.), теперь и он может оставлять послания в тетрадке для феи, чтобы она выполнила его задания. Игра приобретает двусторонний характер. Принимайте эту игру, подыгрывайте и переигрывайте ребенка. Хвалите ребенка, придумайте тайный знак феи, которым она будет отмечать наиболее понравившиеся работы малыша, его старания и настойчивость.

Игру на некоторое время можно прекратить, когда вы видите, что интерес несколько угас. Объясните Ребенку, который не получил очередного послания, Что фея улетела на другой конец земного шара, но скоро вернется, как только ему очень захочется с ней поиграть.

Соедини волшебные точки. Волшебные линии

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, внимания, контроля над своими движениями, умения доводить начатое дело до конца.

Необходимые материалы и наглядные пособия: тетрадь в клеточку, альбом, цветные карандаши.

Рекомендации: первое время для ребенка более удобно рисовать или выполнять задания в тетради в клеточку.

Ход игры: сядьте рядом с малышом за стол. Предложите сыграть в игру «волшебные точки». Прежде чем приступить к игре, расскажите ему историю о точках, которые раньше жили все вместе в одной коробочке, но ветер-проказник открыл коробочку, и все точки разлетелись по листу бумаги. Им может помочь человек, который соединит их вместе и тем самым укажет дорогу домой.

Предложите ребенку соединить разбросанные точки и посмотреть, что нарисовали точки. Имейте в виду» что последовательность соединения может быть не соблюдена, тем интереснее, потому что в этом заданий большой потенциал для развития воображения. Ребенок в своих линиях может найти скрытые фигуры» что пробуждает интерес и игровой азарт. Попробуйте вместе с малышом отыскать нарисованные им предметы.

Хвалите ребенка за смекалку и творческий подход к решению заданий.

Игра «Волшебные линии». Попросите ребенка нарисовать небольшую прямую линию. Вряд ли она сразу получится безукоризненной. Объясните, что линия закапризничала, ей надоело быть прямой, и она решила немного поломаться, повела карандаш немного вверх, затем налево и вниз. Спросите у ребенка: «На что стала похожа линия?»

В зависимости от того, как он понял ваши комментарии к заданию, могут быть нарисованы различные фигуры, но правильное изображение должно напоминать четырехугольник. Подобным образом можно рисовать другие фигуры, более замысловатые и фантастические. В конце игры обязательно похвалите малыша за внимание и терпение, за умение доводить дело до конца.

Какой формы предмет (или жмурки на месте)

Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки, платок, пустые ящики или коробки.

Ход игры: завяжите ребенку глаза платком, дайте в Руки игрушку и предложите угадать, что именно вы ему дали. При правильном ответе откладывайте ее в правый ящик, при неправильном — в левый. В конце игры посчитайте количество правильных и неудачных ответов.

Каждый раз, когда вы будете проводить эту игру, необходимо к привычным для ребенка игрушкам добавлять совершенно неожиданные предметы, это будет заставлять работать воображение малыша.

Наиболее весело проходит игра, если играют несколько человек, а в конце задания проводятся совместное сравнение полученных результатов, поиск и устранение ошибок.

Хвалите ребенка, подбадривайте, вселяйте ему уверенность в собственных силах