Библиотека

Варданян Алиса Алексеевна

  Люди перестают мыслить когда перестают читать. Д. Дидро.

                                     

 

 

Нормы чтения в начальной школе

Класс

I полугодие

II полугодие

1


Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения - не менее 20 - 25 слов в минуту.
 

Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 35 - 40 слов в минуту.

2

Осознанное, правильное чтение
целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой
структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 40 - 50 слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения - не менее 55 - 60 слов в минуту.

3

Осознанное, правильное чтение целыми словами с
соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает
понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с
соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает
понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту.

4

Осознанное, правильное чтение целыми словами с
соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не
только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его
содержанию. Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с
соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не
только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его
содержанию. Темп чтения - не менее 85 - 95 слов в минуту.

 

Как приучить ребёнка читать?

 Не секрет, что нынешние дети читают гораздо меньше своих сверстников из середины прошлого века. Но ведь без регулярного чтения нет и не может быть гармонично развитой личности, не говоря уже о том, насколько важны навыки осознанного чтения для развития мышления, памяти и внимания. Как привить ребенку интерес к чтению? Об этом будет рассказано в нашей статье. Впервые задуматься над тем, как вырастить книголюба, стоит еще до того, как малышу исполнится год. Начиная с 5-6 месячного возраста, покупайте ребенку большие цветные книжки с картонными страницами. Сев рядом с малышом, разглядывайте вместе картинки, с выражением читайте ему короткие стихи, просите переворачивать страницы и не сердитесь, если карапузу вдруг захочется попробовать книжку на вкус. Постарайтесь не сформировать у ребенка привычку часто смотреть телевизор. Причем с определенной долей настороженности следует относиться даже к специальным детским обучающим передачам, которые отнюдь не помогают детям самостоятельно познавать мир. Малыши, ставшие постоянными зрителями таких передач, со временем понимают, что если чуть-чуть подождать, то по ходу передачи все ответы будут даны им без каких-либо затраченных усилий, что может отбить желание совершать собственные открытия. Поэтому следите за тем, чтобы ребенок проводил у телевизора как можно меньше времени, помня о том, что включенный телевизор – это отключенное мышление. Стремясь заинтересовать ребенка чтением книг, сами подавайте ему нужный пример. В младшем возрасте дети охотно повторяют действия взрослых, поэтому если вы будете ежедневно брать в руки книгу, то вероятней всего, и ребенок будет делать то же самое. Запишите ребенка в детскую библиотеку. На первых порах туда следует ходить вместе с ребенком, но постепенно он научится сам выбирать книги по вкусу, тем самым проявляя свою индивидуальность. Проявляйте интерес к тем книгам, которые ваш сын или дочь взяли в библиотеке, побуждайте детей выражать собственное отношение к прочитанному. Чаще заходите в книжные магазины, отдавая предпочтение тем, где книги свободно стоят на полках, так что их можно спокойно взять в руки, полистать, оценить иллюстрации и содержание. Если ребенку понравилась одна книга, а вам – другая, лучше купить сразу обе. Если же такой возможности нет, то потратьте деньги на книжку, приглянувшуюся именно ребенку, чтобы показать ему, что вы уважаете его желания. До определенного возраста контролируйте, какую именно литературу читают ваши дети. В детских книгах недопустима пропаганда жестокости, чрезмерная мистика и тому подобные вещи, способные негативно повлиять на ранимую детскую психику. В то же время никогда не заставляйте ребенка в приказном порядке читать тех или иных авторов. Если же вам хочется, чтобы ребенок приобщился к действительно качественной детской литературе, постарайтесь сделать это ненавязчиво. Откажитесь от покупки дисков с фильмами или мультфильмами, снятыми по мотивам тех книг, которые ваши дети пока еще не успели прочитать. Каждая книга, которую ребенок взял в руки, должна нести для него элемент неожиданности, иначе ему будет неинтересно ее читать. Хорошо завести семейную традицию совместного чтения. Каждый день перед сном вместе с детьми вслух читайте разные хорошие книги, что гораздо полезней совместного просмотра телевизора. Только обязательно учитывайте возраст юных слушателей и их общее развитие – как бы умны и сообразительны ни были ваши дети, «взрослые» произведения классиков и современных авторов пока что окажутся для них чересчур сложными и не вызовут интереса. Поскольку вы сами будете выступать в роли чтеца, это позволит вам контролировать процесс чтения: читать выразительно и с соблюдением всех нужных интонаций; соблюдать ритм; видоизменять текст, делая его более понятным ребенку. Обыгрывайте каждое предложение, не торопитесь, создавайте голос образы персонажей произведения. Приготовьтесь к тому, что ребенок будет задавать вам вопросы, делать комментарии по ходу чтения текста и проявлять свое отношение к прочитанному. Реагируйте на все реплики ребенка, демонстрируя, что для вас важно его мнение. Чаще предлагайте ребенку почитать вслух. Такое чтение прекрасно развивает речь ребенка, он учится правильно произносить слова, овладевает интонациями, начинает читать четко и без неоправданных пауз, увеличивает скорость чтения. Попросите ребенка читать вам, пока вы готовите ужин, и постепенно вы сами сможете оценить все те положительные изменения, которые с ним произошли. Точно так же, если ребенок просит вас почитать вслух книжку, не отказывайте ему, ссылаясь на то, что он уже большой и умеет читать сам. Если же вы поставили своей целью приучить ребенка к самостоятельному чтению, прочитайте ему почти всю книгу, а потом попросите самому дочитать оставшуюся страницу. На следующий день немного увеличьте объем текста, предназначенного для самостоятельного чтения, и дальше действуйте в том же духе, стараясь не форсировать события, пока ребенок не привыкнет читать сам. Когда ваш сын или дочь самостоятельно прочтет всю книгу от начала и до конца, не забудьте пообщаться с ним на тему прочитанного. Пускай дети перескажут вам самые яркие, на их вкус, моменты из книги, опишут главных героев и выразят свое отношение к их поступкам. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было место для хранения своих книг. Пока малыш еще совсем мал, с этой задачей прекрасно справится коробка из-под обуви или нижняя полка шкафа. С годами стоит подумать о приобретении стеллажа или книжного шкафа, где спокойно смогла бы разместиться разросшаяся библиотека, в которой все больше полок занимает серьезная, «взрослая» литература. И наконец, всегда следите за тем, чтобы дети читали при хорошем освещении и в удобной позе. Чтение – это замечательно, но не стоит забывать и о здоровье. Источник : http://www.detki33.com/

 

 

Литература для чтения - 1 класс обучения

Список художественной литературы, рекомендованной для семейного чтения с учащимися 1 класса

Фольклор.

  1. Русские народные сказки: Крошечка-Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверейКот, петух и лисаЛиса и заяцБычок – смоляной бочокЛиса и журавльЛисичка-сестричка и волкПетушок - золотой гребешок.
  2. Сказки народов мира: африканская сказка "Малыш леопард и малыш антилопа"черногорская сказка "Милош находит мать".
  3. Шотландские народные песенки. "Крошка Вилли Винки", пересказала И. Токмакова.
  4. Английские народные песенки. "Храбрецы", перевод С. Маршак.
  5. Английские детские песенки. "Плывет, плывет кораблик", перевод С. Маршака.
  6. Чешские народные песенки для детей. "Хоровод", пересказал С. Маршак.
  7. Словацкая сказка "У солнышка в гостях".

Литературная сказка.

  1. Г.Х. Андерсен "Принцесса на горошине""Стойкий оловянный солдатик".
  2. А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне", "Мио, мой Мио".
  3. В. Гауф "Калиф-аист".
  4. А. Милн "Винни Пух и все-все-все".
  5. Братья Гримм "Король Дроздобород", "Умная Эльза".
  6. Ш. Перро "Спящая красавица".
  7. Д. Родари "Путешествие Голубой стрелы".
  8. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о царе Салтане…"
  9. П. Ершов "Конек-горбунок".
  10. П. Бажов "Серебряное копытце", "Голубая змейка".
  11. В. Катаев "Дудочка и кувшинчик".
  12. К. Чуковский "Доктор Айболит", "Тараканище", "Бармалей".
  13. М. Пляцковский "Разноцветные зверята".
  14. Г. Цыферов "Как лягушонок искал папу".
  15. А. Митяев "Богатыри".

Рассказы о детях и для детей.

  1. Рассказы из "РУССКОЙ АЗБУКИ" Л.Н. Толстой ("Три медведя", "Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было", "Корова", "Филипок").
  2. Н. Носов. "Живая шляпа""Дружок". "Фантазеры". "Карасик". "Веселая семейка" и другие рассказы. "Приключения Незнайки и его друзей".
  3. В. Драгунский. "Он живой и светится…"
  4. В. Осеева. "Волшебное слово""Почему?""Синие листья".
  5. Б. Житков. Как я ловил человечков.

О животных.

  1. В. Бианки. Синичкин календарь. Лесные домишки. Оранжевое горлышко.
  2. Г. Снегирев. Скворец. Хитрый бурундучок и другие рассказы.
  3. Н. Сладков. Разноцветная земля. Лесные сказки.
  4. М. Пришвин. Еж. Ребята и утята.
  5. И. Соколов-Микитов. Листопадничек.

Русская классическая поэзия. Басни.

  1. А.С. Пушкин. "Зима! Крестьянин торжествуя…", "Румяной зарею…"
  2. Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором…"
  3. К. Бальмонт "Снежинка".
  4. С. Есенин. "Поет зима – аукает…"
  5. С. Черный "На коньках", "Про девочку, которая нашла своего мишку", "Кто?"
  6. И.А. Крылов. "Лебедь, рак да щука""Стрекоза и муравей""Ворона и лисица".

Современная поэзия.

  1. Н. Рубцов "Воробей", "Ворона".
  2. А. Барто "В защиту Деда Мороза".
  3. Г. Сапгир "Подарки весны", "Садовник", "Кошка и я", "Лесная азбука", "Четыре конверта", "Сказка о лесной музыке".
  4. Е. Трутнева "Осень".
  5. И. Пивоварова "Долго мы искали", "О чем мечтала туча", "Синий вечер".
  6. О. Дриз "Стеклышки", "Пуговки", "Сто весенних лягушат", "Когда человеку шесть", "Виолончель", "Глоток воды".
  7. Ю. Мориц "Это - да! Это - нет!", "Любимый пони", "Пони".
  8. Д. Родари "Поезд стихов".
  9. В. Берестов "Сказки, песни, загадки", "Мастер Птица".
  10. В. Берестов "Жаворонок", "По дороге в первый класс".
  11. И. Токмакова "Плим".
  12. Р. Сеф "Необычный пешеход", "Ключ от сказки".
  13. С.В. Михалков "Стихи для детей".

 

Листопадничек

Перед тем как прочитать ребенку сказку прочтите ее название и спросите: "Как ты думаешь, о чем пойдет речь в рассказе?"

Отгадай загадку и узнаете о ком же этот рассказ.

Что за зверь лесной 
Встал, как столбик, под сосной 
И стоит среди травы - 
Уши больше головы.
Длинное ухо, 
Комочек пуха, 
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)

После прочтения, задайте следующие вопросы ребенку:

  • О ком это произведение?
  • Почему зайчат называют листопадничками?
  • Кто их так называет?
  • Где живут зайцы?
  • Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
  • Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат?
  • Почему?
  • Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?
  • Какие еще птицы улетают на юг?
  • Почему?
  • Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?
  • Как животные готовятся к зиме?
  • Как бобры строили свою плотину?
  • Как бобры спасали Листопадничка?
  • Как вы считаете, "Листопадничек" - это сказка или рассказ?

Выполните следующее задание:

Найдите животных, которые спрятались в слове ЛИСТОПАДНИЧЕК.

(Лиса, иволга, слон, тигр, осёл, павлин, антилопа, дикобраз, носорог, ирбис, чечетка, еж, кабан)

Листопадничек

И.С. Соколов-Микитов
Сказка.

Листопадничек. Сказка.Осень, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три аленьких зайчонка.

Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливаю журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

- Вот бы и мне так полетать, - сказал матери самый маленький зайчонок.

- Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

- Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало еще скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

- Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте.

- Не говорите глупости! – еще строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, теплая шерстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает.

- Оставайтесь здесь, - сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

- Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.

Листопадничек. Сказка.- Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, - чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

- А тепло в вашей хатке зимой?

- Очень тепло, - отвечает седой Бобр.

- Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, - просит маленький зайчонок.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

- Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

- Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

- Ладно, - говорит Бобр, - вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

"Убегу-ка в лес, - думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть".

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

- Ну как, - говорят, - как ты себя чувствуешь, зайчонок?

- У вас все очень хорошо, - говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес.

- Что делать, - говорит Бобр, - если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста.

Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:

- Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

- Ладно, оставайся, - говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдем на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.

Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжелые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

- А теперь, - сказали они зайчонку, - пожалуйста, садись с нами кушать.

- Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

- Нет у нас репки, - отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твердая ивовая кора.

"Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!" - подумал листопадничек-зайчонок.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят.

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал из всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

- Это разбойница выдра, - сказал Бобр, - она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

Выгнал Бобр выдру, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой темной хатке.

Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху.

Раз случилось на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

- Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину.

Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

- Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадешь!

У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

- Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, - не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото.

А старая зайчиха с зайчатами спала в своем гнезде.

Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

Не узнала зайчиха своего зайчонка:

- Ай, ай, кто это?

- Это я, - сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек. Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота.

Рассказал он братьям и сестрам, как бегал за журавлями в теплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять. С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.


 

 

 

Комментарии

Лущик Марина Александровна

Добрый день. в вашем материале упоминается стихотворение О. Дриза "Когда человеку шесть", как рекомендованное для первоклашек. Нет ли у вас его? Буду очень благодарна! К сожалению, не могу найти