Долгосрочный проект «Как жили славяне»

Татьяна Николаевна Рыбакова

Долгосрочный проект

«Как жили славяне» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ д/с «Звёздочка»




Долгосрочный проект

«Как жили славяне» 





Воспитатель:

Рыбакова Т.Н.

2022 год

Возрастная группа: старшая.

Сроки реализации проекта: четыре недели                                     с 24.01.2022-18.02.2022, долгосрочный.

Тип проекта: познавательно – исследовательский (социально).
Цель: воспитание интереса у детей к «прошлому родной страны», культуре Русского народа, организация опыта детей через исследование , традиций, русского быта, русской архитектуры. 
Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к прошлому родной страны, формировать представления о культуре Русского народа.

2. Развивать исследовательскую активность детей средствами проектного метода: умение принимать и выдвигать познавательные задачи, выдвигать предположения, отбирать способы действий, действовать по плану, анализировать, делать выводы, взаимодействовать с детьми и взрослыми; при работе с «информационным полем» по теме: сравнивать и выделять предметы быта, костюмы, изделия народных промыслов, игрушек, архитектурные формы, характерные для русского народа; создавать декоративное изображение по мотивам русских народных промыслов, создавать постройки, макеты, отражающие старинный стиль характерный для русской деревни.

3. Воспитывать бережное отношение к ценности русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору, собственным творческим работам и работам других детей.

Результат:

- Приобретение детьми социального опыта в исследовании культурных традиций русского народа. 
- Обогащение предметно - развивающей среды. 

- Повышение заинтересованности родителей к трансляции культурного опыта детям, возможное внесение в семью национальных традиций. 

Содержание проекта:

1 этап – Подготовительный (вводный)

2 этап – Основной (мотивационный)

3 этап – Заключительный (итоговый)

Пояснительная записка:
Актуальность
. От того, как будут образовано, а главное, воспитано подрастающее поколение, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить. Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культурных ценностей и народных традиций. Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа. Приступая к составлению проекта, мы, педагоги и воспитанники, родители, задумались, как построить совместную работу, чтобы наши дети выросли продолжателями традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем мы богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество. Дошкольное детство – время, когда в ребенке закладываются базовые основы и способности познания, общения и деятельности. Рассказав детям об истории нашего города Кизела. У детей появилось много вопросов. А как появилась вода, если не было водопроводов? Тогда пришла идея обратить внимание о происхождении колодцев. Мы предполагаем, что данный проект будет направлен на возрождение традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. Итак, наш проект: «Как люди на Руси жили» направлен на формирования представлений о Родине, развитию патриотических чувств.  Знакомство воспитанников с традициями, русского быта, и передачу их из поколения в поколение. 

Проблема: слабости внутренней и внешней среды препятствуют естественному формированию у детей понятий о русских народных традициях, обычаях связанных с русским бытом, свободному проявлению творческих способностей ребенка. 
Новизна: заключается в деятельном подходе к формированию понятий о русских народных традициях, русском быте, 
Практическая значимость: получение детьми первичных представлений о культуре русского народа. Обогащение предметно - развивающей среды группы. Приобретение детьми и взрослыми опыта игрового общения. Повышение заинтересованности родителей к трансляции культурного опыта детям, возможное внесение в семью национальных традиций. 
Критерии и способы оценки результатов:  
ребенок имеет первичные представления о культуре русского народа, называет основное население России - русским народом, узнает национальный костюм и называет детали одежды, выделяет особенности быта русского народа в прошлом: «русские крестьяне жили в деревянной избе, где есть «красный угол», «русская печь»;

- узнаёт и называет кухонную утварь: самовар, чугунок, чашка, половик, ухват; предметы обихода: коромысло, лохань, ушат, рушник, умывальник; мебель: лавка, лежанка;

- выделяет особенности старинной архитектуры: изба, ворота, колодец, ворот, крыльцо, конек, наличники;

- использует в свободной игровой деятельности, игровом общении малые фольклорные формы: заклички, песенки, прибаутки, небылицы, загадки, поговорки, пословицы, игровой фольклор: молчанки, жмурки, горелки, прятки;

- демонстрирует знание русских народных сказок в сюжетных, народных, хороводных, театрализованных играх;

- понимает ценность, самобытность и красоту музейных экспонатов: предметов старины;

Методы: наблюдение за играми детей, анализ развивающей среды, анализ продуктов детского творчества, беседа с детьми, беседа с родителями. 
Источники информации: русские народные сказки, потешки, песенки, пословицы, поговорки, игры - путешествия, беседы по картинам, рассматривание репродукций, иллюстраций, экскурсия «Русская изба», экскурсия в «Краеведческий музей», просмотр мультфильмов, сказок. 
Предполагаемый продукт: 
пополнения родителями убранство русской избы: посуда, одежда, предметы быта результат совместной деятельности детей и воспитателя;

- продукты детского творчества: рисунки в тематическом альбоме;

- лепка колодец из пластилина;

План проекта

I Этап.

Подготовительный (вводный)

1.Ознакомление с опытом работы других педагогов по данной проблеме, через изучение нормативно – правовой базы, методической литературы. 

2.Разработка целей проекта. 

3. Поиск пословиц, поговорок, стихов, загадок на заданную тему.

4. Разработка конспекта НОД.

Подбор материала и оборудования. 

Подбор материала для ознакомления родителей.

II Основной (мотивационный) этап: 

Вызвать у детей интерес к теме проекта,желание включиться в проектную деятельность, определить цель.

1.Беседа «Изба и её устройство». (Приложение№1).

2.Беседа «Быт крестьян». (Приложение№1).

3.Беседа «Вода и колодец в жизни славян». (Приложение№1).

4.Беседа«Русский колодец».

(Приложение№1).

5.Экскурсия«Путешествие по Русской избе».

6.Экскурсия в «Горницу» - «Предметы старинного быта».

7.Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, заклички, загадки. (Приложение №2), р.н.с. «Морозко», «Каша из топора», «По щучьему велению».

8.Пополнения в тематический альбом «Предметы старинного быта» (рисунки, приклеивание картинок).

9.Знакомство с Дидактическими играми: «Народы мира», «Народы России», «Архитекторы».

10.НОД «Как люди жили наРуси». (Приложение№1).

11.Оформление выставки «Деревенская выпечка».

12. Игровая и театрализованная деятельность детей с использованием макета «Деревня».

13.Лепка из пластилина «Русский колодец».

Подготовка картинок – к беседам.

Подготовка к экскурсиям.

С родителями и детьми оформление выставки «Выпечка».

Подборка художественной литературы.

Оформление тематического альбома.

Разработка НОД «Как люди жили на Руси».

Изготовления макета «Деревня» с родителями и детьми.

Оформление выставки из пластилина «Русский колодец».

Консультирование (папки-раскладушки, передвижки) «Приобщение ребенка к русским традициям»,

Просмотр мультфильмов и кинофильмов по мотивам р.н.с. «Никита Кожемяка», «По щучьему велению», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Семь Семионов», «Хаврошечка»

Домашнее задание слепить колодец из пластилина.

III Заключительный (итоговый).

Развивать у дошкольников интерес к познавательно – исследовательской деятельности, умение обобщать, анализировать, делать выводы, рассуждать.

Итоговая беседа 

1.Показ презентации «Как люди на Руси жили». (Приложение№7).

2.Конструирование из лего «Чудесный колодец»

В группе пополнение проекта новыми материалами, разработанными вместе с родителями; игрушками и атрибутами для обыгрывания р.н.с., предметами детской продуктивной деятельности.

Домашние задание разучивание (заклички, поговорки, пословицы).







Приложение №1

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Как люди жили на Руси».

Цель. Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа. 
Задачи.
Обучающие:
• расширять представления детей о том, как жили люди на Руси;
• закреплять знания детей о русской избе.
Развивающие: 
• развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно;
• расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к Родине;
• развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору;
• уважительно относиться к своей работе и работе своих товарищей.
Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов. 
Оборудование и материалы: иллюстрации русской деревни, старинной одежды, изделий народного искусства, посуды. Посуда, расписанная разными видами росписи, грамзаписи народной музыки, гофрированный картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход НОД:

Звучит народная музыка, дети входят в группу. Их встречает воспитатель.

Воспитатель.
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости званные, да желанные!
Проходите, поудобнее располагайтесь!
Посмотрите-ка, кто к нам сегодня пришёл.
Дети. Петух.

Воспитатель.
Послушайте, как наш Петушок поёт:
Рано – рано поутру
Петушок: «Ку-ка-ре-ку.
Приди – приди солнышко,
Под моё окошечко.
Засвети щедрее,
Всех согрей скорее».
Воспитатель (рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями).
Ребята, а где петух будит людей?
Дети. В деревне.
Воспитатель. Давайте мы на некоторое время вернёмся в прошлое и познакомимся с бытом русской деревни.
Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. (Дети рассматривают). Что вы на них увидели?
Дети. Дома, улица, люди.
Воспитатель. А из чего строили дома в деревне?
Дети. Из брёвен.
Воспитатель. Правильно. Поэтому дома и назывались бревенчатыми. А строили их в лесистых местах, по берегам рек и озёр. Существует такая народная поговорка: «Возле леса жить – голодному не быть». В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы. Если лес рядом, то легко добывать пищу.
И травы в лесах лекарственные росли. Люди на Руси лечились только лекарственными травами. Давно человек заметил, что валериана помогает от болей в сердце, липовый цвет от простуды, подорожник и сок березы лечат раны. Вот так лечились люди на Руси.
А жили так: селились рядом родственники и просто соседи. Избы строили большие и просторные. А чтобы обезопасить свою деревню, уберечь от врагов, строили её на холме, чтобы вокруг было всё видно, рыли вокруг ров, заполняли его водой. Строили избы, так! 
Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен. «Рубить избу» - означает строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.
Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру.
Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. На боковом южном фасаде дома ставилось крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Всё крыльцо украшалось резными ажурными узорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – это как бы «распахнутые руки дома. Оно связывает его с улицей, соседями. Тёплыми летними вечерами люди собирались на крыльце – посидеть, поговорить, обсудить последние новости.
Окна – «глаза» дома. Их украшали резными наличниками и ставнями. Посмотрите, стоит перед нами русская изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты, как талантливо всё придумано и сделано.
С. Есенин, восхищаясь красотой русской избы писал:
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что люди делали, чтобы прокормить семью?
Дети. Разводили домашних животных. 
Воспитатель. Правильно, они разводили скот, птиц, коров, овец, свиней, гусей, кур. Из кожи этих животных люди шили себе одежду, их шерсти пряли пряжу и вязали тёплые вещи. А из лыка плели лапти. Лыко – это кора липы, нарезанная на тонкие полоски.
Ребята, а из чего ели и пили люди? Из чего делали посуду? Не знаете?
Что ж, я вам расскажу. Почти всё в избе делалось своими руками. Всю посуду делали из дерева и глины. Долгими зимними вечерами резали из дерева миски и ложки, долбили ковши, плели лапти и туеса, корзины. Главной кухонной посудой был горшок, который из глины делали мастера, называемые гончарами. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
По праздничным дням хозяйки ставили на стол свою самую красивую посуду, украшенную народной росписью.
Предлагаю и вам рассмотреть посуду на нашей выставке, украшенную разными видами росписи. 
Жили в этих избах большие семьи, до 12 -13 человек. Жили все дружно, с бабушками, дедушками. Давайте мы с вами немного отдохнём и проведём физкультминутку, которая называется «Семья могучая»
Физкультминутка
В одном лесу дремучем 
Покачать руками над головой – “деревья”.
Жила семья могучая. 
Сложить ладони в “замок”.
У них был дом огромный 
Соединить пальцы над головой “крыша”.
И крыша с трубой тёмной. 
Показ трубы.
Из трубы в колечко дым 
Круговые движения рук в стороны.
Плим-плим-плим. 
Прищёлкивание пальцами.
А ещё в деревенских семьях было много детей. Конечно, таких игрушек, как у вас, у них не было. Родители делали игрушки своими руками. Как вы думаете, из чего? (Из дерева, из соломы, глины, тряпочек). Правильно. И в зависимости от того, из чего сделаны были эти игрушки и из какой местности, эти игрушки назывались Богородскими, Дымковскими, Филимоновскими. 
А ещё, ребята, люди в деревнях любили играть и водить хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод. (Проводится игра – хоровод «Мы на луг ходили»).
Воспитатель. А сейчас мы станем мастерами и построим свою деревню из картона и бумаги. (Дети изготавливают объёмные домики из гофрированного картона, украшают их узорами из цветной бумаги. Готовые дома расставляют на столе – получается деревня).
Воспитатель. В старину в каждой избе обязательно пекли хлеб, пироги и приговаривали: «Красна изба пирогами!» Вот и в нашей деревне пусть будет всегда покой, уют и сладкие пироги.
Приглашаю вас всех на чаепитие с пирогами.

Беседа «Изба и ее устройство».

Цель: знакомство детей с русской избой и ее устройством.

Задачи:

образовательные

-пополнять словарный запас детей, знакомить детей с устаревшими словами

(изба, веретено, рушник, ухват, половик) и понимать их значение;

познавательные

-приобщать детей к истокам народной культуры;

воспитательные

- воспитывать любовь к своей стране, к ее традициям и обычаям.

Нам интересно узнать все:

- Как жили русские люди раньше?

- Для чего были нужны все эти предметы русского быта?

- Как называются эти предметы и как ими пользовались люди?

Мы стали искать ответы на все свои вопросы: спрашивали у воспитателей, родителей, рассматривали иллюстрации в книгах о старинном быте русского народа, читали энциклопедии, смотрели видеофильмы.

Мы узнали, что в древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи.

Нам захотелось заглянуть в русскую избу. Какова же была там обстановка? Какая была мебель, посуда?

Из энциклопедий мы узнали, что жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

Вот мы в избе. Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.

Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.

«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке.

Мы печем свои игрушки-тестушки в духовке, но тоже приговариваем: «Матушка – печка, укрась своих детушек». Она нас слышит и радует румяными изделиями.

Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».

Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.

В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.

Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.

Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».

Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

Беседа «Быт крестьян».

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с жизнью русских крестьян, их трудом, жилищем и одеждой.

Развивающая: формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации;

расширять кругозор, развивать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитательная: воспитывать интерес к русской народной культуре, чувство уважения к тем людям, которые создавали различные предметы материальной культуры, бережное отношение к русским традициям.

Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.

В каждой семье были «коробейки» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах. Использовались также плетеные изделия – лукошки, короба.

Беседа «Вода и колодец в жизни славян».

Цель: познакомить детей какую роль играл колодец в жизни славян.

    Чистая вода для славян – это символ жизни, обновления, очищения. И к колодезной воде тоже было особое, трепетное отношение. В одни церковные праздники (особенно в Рождество, Крещение и на Пасху) она считалась целебной, а в другие её вообще запрещалось брать из колодца.

    Также считалось, что вода из старого колодца обладает памятью. Это поверье дало основу для всяких обрядов по общению с водой: у неё спрашивали советов, своё будущее или прошлое. Считалось, что ответы даёт Чур – дух предков. И чтобы его не обидеть, нельзя было отливать воду из только что поднятого ведра.

    Вообще, с колодезной водой связано множество гаданий и ритуалов. Девушки спрашивали у воды имя суженого, больные имя «дурного» человека, наславшего сглаз или несчастия; ею же избавлялись от сглаза. Крикливых и хворых детей окунали в воду из колодца, и в ней же крестили новорожденных.

    Колодец давал из земли чистую живительную влагу, и поэтому к нему было благоговейное отношение. Он был окутан аурой поверий и мистическими представлениями. До прихода христианства славяне верили, что колодец – это портал в другой, подземный мир (вспомните сказку «Варвара-краса»). Духи этого мира могли слышать, видеть и даже выходить в наш мир. Чтобы избежать этого, славяне вырывали в лесу второй колодец, внешне напоминающий деревенский. Он должен был запутывать нечисть, если та собиралась выбраться из подземного мира.

    Колодцы связывали не только со злыми силами. С приходом христианства их стали освящать, и от этого колодцы становились в сознании людей благодатным, чистым местом. Рядом с ним нельзя было браниться, приходить со злыми мыслями и бросать в шахту мусор. Также колодец символизировал дом и Родину. Отправляясь на войну, воины опускали в колодец меч, чтобы обязательно вернуться. Путники, набирая воды, в благодарность оставляли какую-нибудь вещь. Да и сами жители по особым праздникам делали колодцу «подарки». На свадьбу в него кидали кусок каравая, на Пасху блины и так далее.

Беседа «Русский колодец».

    Однажды, около 7 тысяч лет назад люди догадались выкопать в земле яму и обложить её деревом (камнем). Вскоре в яме скопилась чистая грунтовая вода, и люди достали её с помощью верёвки и кожаного ведра. Так появился колодец. Теперь люди могли селиться вдали от рек или озёр, поить скот и поливать посевы. Ещё неизвестно, как развивались (да и развивалась бы?) человеческая цивилизация, если бы не это изобретение. Вполне вероятно, что мы так и остались бы примитивными кочевниками-собирателями.

Виды колодцев

    Да, именно колодец позволил зародиться и развиваться всем земледельческим культурам. Орошение земли и разведение скота напрямую зависит от наличия чистой и пресной воды. А у рек и озёр места хватало далеко не всем. И люди по всей планете придумали разные виды колодцев для добычи грунтовых вод.

    Нам здорово повезло, что мы живём в 21-ом веке: большинство из нас может просто открыть на кухне кран и напиться, приготовить обед, постирать или помыться. А раньше всё было далеко не так просто – за водой нужно было бежать к колодцу в центр поселения. И к тому же несколько раз. Да и добыча воды была связана с некоторыми трудностями – но это зависело от типа колодца. Вот, например, в Древнем Египте, арабских странах и в Месопотамии был распространён тип «шадуф». Воду из такого колодца можно добыть вручную с помощью длинного рычага, на одном конце которого был закреплён груз, а на другом ведро. У нас подобная система называется «журавлём».

    В Греции и в жарких странах ближнего Востока применялся так называемый архимедов винт – особый механизм, обеспечивающий постоянную подачу воды в бассейн, канал для полива или другую ёмкость. Правда, назвать гуманным этот способ добычи воды очень трудно – крутить винт приходилось либо рабам, либо осликам, чью работу, как правило, оплачивали лишь ударами кнута и скудной пищей.

    Для славянских народов, несмотря на преимущества континентального климата, колодец был не менее важен, чем для египтян и арабов. Русский колодец отличался особой, компактной и функциональной конструкцией.

    Он представлял собой шахту, обложенную деревянным (дубовым или реже осиновым) срубом, на вершине которого был закреплён ворот – вращающийся барабан с ручкой. Вершина сруба обычно закрывалась крышей. Славяне всегда славились своей изобретательностью. Вот и устройство колодца могло похвастаться несколькими хитростями. Например, для замедления скорости падающего в шахту ведра на ворот устанавливали ленточный тормоз. А на один край ведра прикрепляли грузик. Как вы думаете, для чего? Чтобы оно не плавало, а быстро погружалось и зачерпывало воду. Эта конструкция оказалась настолько функциональной, что дошла до наших дней почти неизменной.

Приложение №2

Пословицы

Дело мастера боится.

Есть терпенье – будет и уменье.

Делу время – потехе час.

Умелые руки не знают скуки.

Труд человека кормит, а лень портит.

Сделал дело – гуляй смело.

Была бы охота – будет ладиться работа.

Жизнь прожить — не поле перейти.

На всякого Егорку есть поговорка.

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.

Не зная броду, не суйся в воду.

Жизнь дана на добрые дела.

Красна речь поговоркой.

На бога надейся, а сам не плошай.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Мокрый дождя не боится.

Маленький, да удаленький.

Поговорки

Глаза боятся, а руки делают

Готовь сани летом, а телегу зимой

Дорога ложка к обеду

Люди пахать, а мы руками махать

Сытого потчевать не накладно

Щи да каша — пища наша

Заклички

Заклички — заклички,

Расскажу сестричке,

Дедушке и бабушке,

Мамочке и папочке!

Автор: Леонов В.А.

Зима, зимушка, зима,

Снегом белым замела,

Морозцем окна красит,

Щёчки, нос румянит!

Автор: Леонов В.А.

Весна красна,

Зелена трава,

Солнышко греет,

Землицу прогреет!

Автор: Леонов В.А.

Шелестят листочки,

Жухнут все цветочки,

Осень рыжая пришла,

И дожди нам принесла!

Автор: Леонов В.А.

Кап-кап-кап, капель звенит,

Дождь по листикам стучит,

Ветерок гуляет,

Деток обдувает!

Автор: Леонов В.А.

Снежок — пушок,

Белоснежный платок,

Кружится, летает,

Пледом белым укрывает!

Автор: Леонов В.А.

Через речку Рожок,

Перекинулся мосток,

Радужный, изящный,

Радуга искрящая!

Автор: Леонов В.А.

Сварю щи, напеку куличи,

Всех друзей угощу,

Зверей, птичек накормлю,

Песню добрую спою!

Автор: Леонов В.А.

Загадки
Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь – я рада стуку.
Но одного я не прощу –
Коль не подашь мне руку.
(дверь)

Шевельнул бородкой гном – 
И вошел хозяин в дом.
(ключ)

В чисто убранной светличке
Дремлют сестры- невелички.
Эти сёстры весь денек
Добывали огонек.
(спички)

Намочи меня водой
И потри чуть-чуть рукой.
Как начну гулять по шее,
Сразу ты похорошеешь.
(мыло)

И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Всё как есть ему покажет.
(зеркало)

Накормишь – живет,
Напоишь – умрет.
(огонь)

Шкаф большой,

Дверцы маленькие,

Кладут белое,

Вынимают черное. (Печь, дрова, угли)

Четыре брата

Под одной шляпой стоят. (Стол )


Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)

Жидко, а не вода,

Бело, а не снег. (Молоко)


Я опять хочу напиться!

Очень вкусная водица!
А откуда достаётся? -
Из глубокого…(Колодца)


 

Литература

1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.

2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.

3. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.

4. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

6. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.

7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.

9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.

10. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея – заповедника, Свердловск, «Уральский рабочий», 1988 – 199 с.