Знатоки Петербурга и любители путешествий! (ОДОД)

Дан Татьяна Юрьевна

Материалы путешествий и экскурсий. Программы и планы ОДОД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ лицей № 395

________________________

Сергеева С.П.

ОСНОВАНИЕ

Решение педсовета

лицея № 395

от  31.08.2015

Протокол №1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Перекрёсток культур»

Возраст учащихся: 12-14 лет.

Срок реализации: 1 год.

Объем реализации: 72 часа.

Автор-составитель:                         Дан Татьяна Юрьевна,

                                                педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2015 год


Пояснительная записка.

Санкт–Петербург - один из прекраснейших городов мира, уникальный культурно–исторический комплекс, в судьбе которого огромную роль сыграли многие выдающиеся исторические личности, деятели культуры и искусства.

В наше время Санкт–Петербург не только бесценный музей, хранилище архитектурных, культурных, исторических достопримечательностей, но и город, воспитывающий человека, благородство поведения, высокие нравственные идеалы, прививающий самостоятельность взглядов.

Созидательное поведение петербуржца берет свои истоки с детства, когда ребенок начинает знакомиться с городом и город становится не только средой обитания, но и другом. От того, каким предстанет для школьника Санкт-Петербург, какие эмоции и чувства он вызовет, и будет зависеть его поведение, желание быть сопричастным к его истории и культуре.

Направленность

Программа относится к культурологической направленности дополнительного образования обучающихся и предполагает общекультурный уровень освоения.

Актуальность программы

В настоящее время заметно вырос интерес к истории и культуре Санкт–Петербурга. Поддержание и развитие этого интереса - одна из важнейших задач системы петербургского образования в целом, и дополнительного образования, в частности, а так же необходимое условие воспитания  граждан нашего большого города.

Д.С.Лихачев приветствовал возрождение традиций города, необходимых сегодняшнему дню. Его духовное возрождения немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам.

Педагогическая целесообразность.

 Педагогической целесообразностью программы  является сохранение целостности курса «Истории и культуры Санкт-Петербурге», в условии удаление из учебного плана лицея курса в 5 и 6 классах и перенос его во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования.  Возможность практического применения теоретических знаний.  Успешная реализация основной концепции ФГОС направленной на системно-деятельностный подход и историко-культурный стандарт.

Цель программы:

Воспитание юных петербуржцев через изучение истории и культуры Санкт-Петербурга, его традиций, духовного наследия.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Формирование представления юных жителей Санкт – Петербурга о специфике города как наследника мировых культур.
  2. Изучение исторических и культурных особенностей города на примере основных достопримечательностей и исторических личностей.
  3. Формирование навыков замечать красоту и ориентироваться  в городской среде.
  4. Формирование нравственно–эстетических норм и правил поведения, характерных для петербуржцев.

Развивающие:

  1. Развитие познавательного интереса к истории и культуре Санкт – Петербурга.
  2. Развитие позитивного эмоционального настроя на изучение исторического прошлого и современной жизни города.
  3. Развитие когнитивной сферы детей младшего школьного возраста

(внимания, памяти, мышления, художественно – эстетического восприятия, творческого воображения и фантазии).

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства любви и уважения к родному городу.
  2. Воспитание бережного отношения к красоте, традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.
  3. Воспитание чувства сопричастности к жизни города.
  4. Воспитание чувства гордости за свой город.
  5. Воспитание коммуникативной культуры.
  6. Воспитание толерантности.

Отличительные особенности данной программы

Знакомство юных петербуржцев с историей и культурой Санкт-Петербурга; городским пространством, в котором отразилось  наследие мировых культур разных культурно-исторических цивилизаций следует начинать с того, что им близко и понятно, а именно с их ближайшего окружения (мой дом, моя улица, мой район), затем переходить к такому большому объекту как город. Данная программа дает обучающимся такую возможность, и это является одной из отличительных ее особенностей. Так же, отличительной особенностью является акцентирование внимания на развитии познавательных интересов учащихся, любви к родному городу..

Закрепление знаний происходит на обобщающих занятиях с использованием игровых технологий  на развитие познавательных интересов, некоторые обобщающие занятия возможно проводить в качестве пешеходных экскурсий, разработанными обучающимися, обучающиеся выполняют индивидуальные и групповые проекты, творческие задания.

Таким образом, на протяжении года занятий  у обучащихся создается представление о Санкт-Петербурге как о городе, мирового культурного наследия; удивительной истории и уникальной красоты, городе многонациональном и многоконфкссиональном; формируется понятие толерантности, возникает познавательный интерес к историческому наследию  нашего города.

Формы и режим занятий

Данная программа предполагает проведение теоретических и практических занятий, которые проводятся один раз в неделю по два  часа, также планируются  групповые пешеходные экскурсии по району и автобусные в центр города.

Основными формами проведения занятий являются: игра, беседа, заочное путешествие по городу, а также в процессе обучения используются следующие формы и методы:

Информационно-познавательные: рассказ, объяснение, дискуссия, обсуждение, просмотр фрагментов видеофильмов, слайдов и компьютерных презентаций, работа с картой – схемой.

Мотивационно - стимулирующие: творческие задания, конкурсы рисунков, аппликаций, стихов, загадок, выставки творческих работ.

Проблемно-поисковый метод - разрешение проблемной ситуации.

Творческие методы: ассоциативный метод, метод активного воображения, имитация.

Также по всем темам программы предлагается: просмотр иллюстраций, календарей, плакатов, разнообразные дидактические игры.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся должны знать:

- значение слов: «культура», «культурное наследие». «достопримечательность», «памятник», «музей», «символ», «архитектор», «скульптура»

-  иметь представление о карте  Петербурга

- ПДД

- схему Петербургского метро

- значение основных понятия и терминов образовательной программы

- основное содержание образовательной программы.

- иметь представление об украшениях Санкт-Петербурга, таких как:

  •  набережные и спуски рек и каналов;
  • Мосты ( Египетский, Банковский, Львиный);
  • Триумфальные арки, обелиски, триумфальные колонны;
  • Памятники императорам; знаменитым петербуржцем.
  • «сказочные существа» Петербурга (сфинксы, грифоны, львы и др.).

Обучающиеся должны уметь:

- ориентироваться в городском пространстве, используя карту Петербурга, схему метро города.

-  пользоваться коммуникативными  навыками общения в городском пространстве.

- применять в повседневной жизни основы этических норм, характерных для настоящих петербуржцев

- меть узнавать и называть:

  • реки и каналы Санкт–Петербурга (Нева, Фонтанка, Мойка, Канал Грибоедова);
  • дворцы - музеи (Летний дворец Петра I, Зимний дворец (Эрмитаж), Михайловский дворец (Русский музей);
  • площади (Дворцовая, Театральная, площадь Искусств);
  • храмы (Петропавловский собор, Исаакиевский собор, Казанский собор, Спас - на – Крови);
  • Небесных покровителей  Санкт-Петербурге (А. Невский, К. Петербургская, И. Кронштадтский);

- узнавать архитектурные постройки классицизма, готики, романского стиля.

- самостоятельно  пополнять свои знания о городе.

- использовать некоторые архитектурные термины в разговорной речи.

- находить в городском пространстве, используя различные информационные источники  культурно-исторические объекты и  памятники Санкт – Петербурга.

 - рассказывать об основных достопримечательностях нашего города, о своём отношении к ним.

- составлять планы маршрутов тематических экскурсий.

- активно выражать свои впечатления о Санкт – Петербурге в продуктах своей творческой деятельности (презентациях, рисунках, стихах, рассказах).

- сознавать себя приемником петербургской культуры, гордиться богатым наследием Санкт-Петербурга.

Определение результативности реализации образовательной

программы:

  • диагностические игры;
  • блиц - опросы;
  • анализ выполнения творческих заданий в рабочих тетрадях;
  • наблюдение за обучающимися в процессе занятий и экскурсий;
  • беседы с родителями;
  • анализ творческих работ учащихся

Формы подведения итогов реализации программы

  • Обобщающие занятия по каждому разделу программы
  • Представление проектов; творческих работ
  • участие в тематических конкурсах, конференциях, мероприятиях

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение. Основы техники безопасности.

1

-

1

2

Тематическое введение «Визитная карточка города»

3

7

10

3

Культурное наследие Древнего Востока и Санкт-Петербурга.

6

10

16

4

Античное наследие и наследие Санкт- Петербурга.

10

11

21

5

Культурное наследие Средневековья и наследие Санкт-Петербурга.

8

14

22

6

Итоговое занятие.

Представление проектов.

-

2

2

Итого:

28

44

72

 

Содержание программы

Тема 1

Введение. Основы техники безопасности.

Теория.  Введение. Основы техники безопасности.

Тема 2

 «Визитная карточка города».

Теория. Город – назначение (функция), структура. Официальные и неофициальные названия города – причины их появления. Герб города – главный символ города, его расшифровка. Основные этапы развития города. Уникальный облик исторического центра города – результат деятельности разных поколений петербуржцев. Памятники – символы разных эпох. Значение Петербурга для России как центра экономики, образования, просвещения, науки, художественной культуры. Традиции жизни и деятельности горожан. Знаменитые жители города. Введение в новый курс. Всемирное культурное наследие. Санкт-Петербург — молодой город Европы. Петербургские памятники всемирного и отечественного культурного наследия. Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев.

Практика. 

Создание авторского рассказа «Символ Петербурга»

Создание коллажа «Визитная карточка Петербурга»

Образовательное путешествие «По улицам моего района»

Посещение музея под открытым небом «Миниатюрный Санкт-Петербург».

Тема 3

Культурное наследие Древнего Востока и Санкт-Петербурга.

Теория.. Введение. Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока.

Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку. Известные востоковеды.

Эрмитаж – хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян. Пристань на Университетской набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении. Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, у фонтана на Пулковском шоссе, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института. Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города. Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском

мосту, верстовые столбы и другие .Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие. Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии

Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе. Зимние сады в Петербурге. Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72) .Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве.

Практика..

Тематическая презентация

Разработка маршрута экскурсии «Львы Петербурга»

Викторина «Седьмое чудо света»

Лепка «Сказочный зверинец Петербурга»

Посещение музея Эрмитаж; Египетского зала

Образовательное путешествие «Прогулка по Университетской набережной».

Тема 4

Античное наследие и наследие  Санкт- Петербурга.

Теория. Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности. Петербургские ученые-антиковеды, внесшие вклад в отечественную и мировую науку. Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.

Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности.

Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов . Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия. Классический стиль архитектуры

Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов.

 Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульвар

Практика. 

Тематическая презентация

Разработка маршрута экскурсии «Античные боги и герои на улицах и площадях Петербурга».

Творческая работа «Античные мифы застывшие в камне»

Лепка: «античные колонны»

Посещение музея Эрмитаж; античных залов.

Образовательное путешествие «Диалог богов и мудрецов. По площади Островского».

Тема 5 

Культурное наследие Средневековья и наследие Санкт-Петербурга.

Теория. Наследие V-XV вв. Наш край - участник истории средних веков. Наш край - часть России и Европы. Научные центры Петербурга, изучающие всемирное культурное наследие. Петербургские ученые — исследователи Средневековья. Подлинные памятники средневековья в Петербурге и на территории нашего края – Ленинградской области.

Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге: в Эрмитаже, Русском музее, Музее истории религии. Средневековые храмы и монастыри нашего края (Ленинградской области). Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский (Богородице -Успенский) монастырь. По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники).Православные храмы Петербурга – памятники православной культуры, художественной культуры (в том числе, живописи, мозаика, скульптуры и т. д.), истории города (храмы – памятники военной славы России, императорской семьи и др.). Монастыри в Петербурге – памятники православной культуры, художественной культуры, истории города. 

Вступление: подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. Старая Ладога – заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, город Выборг. Петербургский памятник «Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц».Подлинные памятники средневековой Европы в ПетербургеЭкспонаты Эрмитажа, Музея истории религии.«Следы» средневековья в петербургской архитектуре: храмы, доходные дома, замки. Памятники, напоминающие о средневековом зодчестве, – памятники истории и культуры Петербурга.«Отзвуки» средневековья в художественной культуре Петербурга: в литературе, в интерьерах дворцов.«Отголоски» средневековых традиций в жизни города и горожан: городское самоуправление, университет, музыкальная культура,  «рыцарское поведение».Наследие средневековья – наука геральдика. Петербургские гербы – источники информации: герб города, родовые гербы, гербы городов Ленинградской области, гербы городов России на петербургских памятниках .

Наследие еврейской культуры

Петербургские музеи — хранители истории, отражение достижений наук и художественной культуры . Подлинные памятники петербургской художественной культуры в Русском музее .Уникальность топографии и облика центра города, сочетающего наследие Природы и Культуры. Разнообразие уникальных архитектурных памятников петербургского культурного наследия.

Особенности состава населения Петербурга. Их именами гордится Петербург, Россия, памятники, напоминающие о создателях петербургского наследия.

Практика..

Тематическая презентация.

Разработка маршрута экскурсии «Следы средневековья в Петербурге».

Викторина «Гербы Петербурга».

Коллаж «Готика».

Посещение Рыцарского зала Эрмитажа.

Посещение Русского музея; залов Древнерусского искусства.

Образовательное путешествие в Александро-Невскую лавру.

Посещение Троице-Сергиевой пустыни.

Тема 6

Итоговое занятие.

Практика.  Представление проектов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема или раздел программы

Формы занятий

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Введение. Основы техники безопасности.

Беседа

презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер,

выход в Интернет.

тестирование

2.

Тематическое введение «Визитная карточка города»

Беседа

Викторина.

Презентация

презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер,

выход в Интернет.

Рассказ

Коллаж

3.

Культурное наследие Древнего Востока и Санкт-Петербурга.

Беседа

Заочная экскурсия

Презентация

Творческая работа

презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер,

выход в Интернет.

Тематическая презентация

Разработка маршрута экскурсии.

Викторина

Лепка

4.

Античное наследие и наследие Санкт- Петербурга.

Беседа

Заочная экскурсия

Презентация

Творческая работа

презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер,

выход в Интернет.

Тематическая презентация

Разработка маршрута экскурсии.

Творческая работа

Лепка

5

Культурное наследие Средневековья и наследие Санкт-Петербурга.

Беседа.

Презентация

Конкурс

Сюжетно-ролевая игра.

презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер,

выход в Интернет.

Тематическая презентация

Разработка маршрута экскурсии.

Викторина

Коллаж

6

Итоговое занятие.

Презентация

мультимедийный проектор, компьютер,

выход в Интернет.

Представление проекта

 Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Мультимедийная установка.

Интернет ресурсы.

Литература для учителя:

- Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Петербурга). - СПб., СМИО Пресс, 2002.

- Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3. (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб., СМИО Пресс, 2004.

-  История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998. -  История и культура Санкт-Петербурга. «Средневековье» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1999.

-  Крюковских А.П. Скульптура Санкт-Петербурга, СПб., 2001

-  Андросов С.О., Берташ А.В., Талалай М.Г. Античные и библейские сюжеты в бронзе. СПб.,2006

 -  Шапиро Ю.Г. Эрмитаж. Путеводитель. Л., 1983

- Мавродин В. Основание Петербурга, Л. 1983

 - Игнатова Е. Записки о Петербурге. СПб., 2005.

- Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Ленинград, 1987.

- Нежиховский Р.А. Река Нева и Невская Губа, Л. 1981

-  Басманова Р.В. Святыни Петербурга. СПб., 2007

Литература для детей:

- Л.К. Ермолаева Петербург- город-музей. Петербургская тетрадь. Ч. 1,2,3 СПб: СМИО Пресс, - 2014 г.

-  Даринский А. В., Старцев В. И. История Петербурга в XX в. - СПб., Люб. изд.

- Узнай и полюби Санкт-Петербург: Пособие по ист. краеведению / Сост. В. Ф. Помарнацкий. - СПб., 1997.

-  Санкт-Петербург. : Кн. для чтения / Авт.-сост.: А. В. Даринский, Д. Н. Мурин, Т. Г. Браже, А. Г. Бойко. - СПб., 1997.

-   Шведы на берегах Невы: сб. статей / Сост. А. В. Кобак. - СПб., 1998.

-   Сорокин П. Е. Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц. Путеводитель. - СПб., Люб. изд.

- Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. М., научное издательство «Большая Российская Энциклопедия»,1992г.

-  Буслович Д.С. Люди, боги, герои. СПб., 1992 3. Мифы Древней Греции и Древнего Рима. Люб. Издание.

- Нестеров В.В. Львы стерегут город.- СПБ.,2000

 - Пукинский Б. Санкт-Петербург.!000 вопросов и ответов.- СПБ., 1999 6. Путеводители по Санкт-Петербургу.

 -  Раков Ю.А. Эмблемы и символы Петербурга. – СПб,.2003

- Раков Ю.А. Античные стражи Петербурга. – Люб. издание.

 -  Путеводители по Русскому музею.

-  Путеводители по Эрмитажу.

Интернет-ресурсы.

- Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

- Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/

- Живой город http://www.save-spb.ru/

- Санкт- Петербург http://www.renclassic.ru/ 14. http://ru.wikipedia.org/


Календарно-тематический план

рабочей программы «Перекрёсток культур».

для группы № 1,

2015-16 года обучения

Номер занятия

Дата

Тема/ содержание занятия*

Количество часов

Формы подведения итогов

Примечание

№ п/п

В теме

По плану

По факту

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 Введение. Основы техники безопасности.

1

-

1

1

Введение. Основы техники безопасности.

1

тест

2

Введение «Визитная карточка города».

3

7

2

1

Имя города, герб, флаг, гимн.

1

Коллаж

3

2

Карта города. Дельта Невы, острова, протоки

1

Контурная карта.

4

3

Символы города.

1

Творческая работа «Символ Петербурга».

5

4

Мой город. Мой район. Моя улица. Красное село, Красносельский район. Топонимика.

1

Составление топонимического словаря «Топонимика Красносельского района».

6

5

Образовательное путешествие «По улицам моего района»

1

7

6

Посещение музея под открытым небом «Миниатюрный Санкт-Петербург».

4

3

Культурное наследие Древнего Востока и Санкт-Петербурга.

6

10

8

1

Здесь раскрывают тайны Древнего Востока. Востоковеды, египтологи.

1

9

2

Пристань на Университетской набережной.  Древнеегипетские сфинксы.

1

Презентация

10

3

Петербургские сфинксы – младшие «братья» и «сёстры» египетских.  Сфинксы Египетского моста.

1

1

Разработка маршрута экскурсии «Львы стерегут город».

11

4

«Отголоски» загадочного Египта в Петербурге.  Обелиски в Петербурге. Обелиски Красносельского района.

1

12

5

«Седьмое чудо света» в Петербурге. Эрмитаж, Висячий сад.

1

Викторина «Седьмое чудо света».

13

6

Сказочный зверинец Петербурга. Анималистка Петербурга.

1

1

Лепка

14

7

Посещение музея Эрмитаж; Египетского зала

4

Отзыв о мероприятии

15

8

Образовательное путешествие «Прогулка по Университетской набережной».

4

фотоотчёт

4

Античное наследие и наследие  Санкт- Петербурга.

10

11

16

1

Школы, гимназии, лицеи, академии.

1

17

2

Здесь раскрывают тайны античного мира. Петербуржские антиковеды.

1

18

3

Хранилище сокровищниц античного мира.

1

Презентация

19

4

Хранители и хранилища античного литературного наследия.

1

1

20

5

Хранилища  произведений искусства, напоминающие об античном наследии.  Музеи, библиотеки.

1

21

6

Архитектура- «музыка застывшая в камне».  Архитектура классицизма, античный портик.

1

1

Рисунок античного портика.

22

7

Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях.

1

1

Разработка маршрута экскурсии.

23

8

Памятники императорам в Петербурге.  Медный всадник.

1

24

9

Памятники реальным людям в Петербурге.

1

25

10

Триумф, виктория, победа.  Арка Главного штаба. Нарвские триумфальные ворота.

1

Творческая работа.

26

11

Посещение музея Эрмитаж; античных залов.

4

Синквейн.

27

12

Образовательное путешествие «Диалог богов и мудрецов. По площади Островского».

4

Отзыв о мероприятии.

5

Культурное наследие Средневековья и наследие Санкт-Петербурга.

8

14

28

1

Петербург – центр науки о средневековье.

1

29

2

Наследие Византии, православной Руси, Петербурга.

1

Презентация

30

3

Православные храмы Петербурга.

1

31

4

Небесные покровители Петербурга.

1

32

5

Подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона.

1

33

6

«Следы» средневековой архитектуры в облике Петербурга.

1

Коллаж

34

7

Петербургские замки.

1

1

35

8

Петербургские гербы.

1

Викторина.

36

9

Посещение Рыцарского зала Эрмитажа.

4

Синквейн

37

10

Образовательное путешествие в Александро-Невскую лавру.

4

Отзыв о мероприятии.

38

11

Посещение Кафедрального собора Петербурга – собора Иконы Казанской Божией матери.

3

Аквослово

39

12

Образовательная прогулка «Троице-Сергиева пустынь».

2

6

Итоговое занятие.

-

2

40

1

Представление проектов; творческих работ.

2


План учебно-воспитательной работы объединения

№ п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки

Место проведения

Примечание

Образовательное путешествие «По улицам моего района».

1

сентябрь

Красносельский район; Сосновая поляна.

Посещение музея под открытым небом «Миниатюрный Санкт-Петербург».

1

октябрь

М. Горьковская. Александровский парк.

Посещение музея Эрмитаж; Египетского зала

1

ноябрь

Эрмитаж

Посещение Кафедрального собора Петербурга – собора Иконы Казанской Божией матери.

1

январь

Казанский собор

Посещение музея Эрмитаж; античных залов.

1

февраль

Эрмитаж

Посещение Рыцарского зала Эрмитажа.

1

март

Эрмитаж

Образовательное путешествие «Диалог богов и мудрецов. По площади Островского».

1

апрель

Петербург. Площадь Островского.

Образовательное путешествие в Александро-Невскую лавру.

1

 апрель

Александро-Невская лавра.

Образовательная прогулка «Троице-Сергиева пустынь».

1

май

Троице-Сергиева пустынь

 План работы с родителями.

№ п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки

Место проведения

Примечание

Представление программы на родительских собраниях.

1

сентябрь

Лицей

Анкетирование родителей.

1

октябрь

лицей

Открытое мероприятие.

1

ноябрь

лицей

Индивидуальные консультации для родителей.

1

В течении года

лицей

Совместное с родителями мероприятие.

1

март

лицей

Совместный с родителями выезд.

1

апрель

Троице-Сергиева пустынь

Открытое итоговое занятие.

1

май

лицей



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ лицей № 395

________________________

Сергеева С.П.

ОСНОВАНИЕ

Решение педсовета

лицея № 395

от  31.08.2015

Протокол №1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНая (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Петербург – век хх».

Возраст учащихся: 15-17 лет.

Срок реализации: 1 год.

Объем реализации: 72 часа.

Автор-составитель:                         Дан Татьяна Юрьевна,

                                                педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2015 год


Пояснительная записка.

Программа относится к социально-педагогической направленности дополнительного образования обучающихся и предполагает общекультурный уровень освоения.

Актуальность программы

В настоящее время заметно вырос интерес к истории и культуре Санкт–Петербурга. Поддержание и развитие этого интереса - одна из важнейших задач системы петербургского образования в целом, и дополнительного образования, в частности, а так же необходимое условие воспитания  граждан нашего большого города.

Д.С.Лихачев приветствовал возрождение традиций города, необходимых сегодняшнему дню. Его духовное возрождения немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам.

Достижению этой важной цели и служит данная программа.

Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность данной программы также заключается в необходимости сохранения целостности курса «Истории и культуры Санкт-Петербурге», в связи с удалением курса в 9 классе из учебного плана лицея. Поэтому данная программа дополнительного образования важна для целостного культурного образования и воспитания учащихся.

Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя или хранителя, разрушителя или созидателя наследия.

ХХ век - век научно-технической революции. Научные открытия следовали одно за другим. ХХ век - время революционных потрясений. Изменилась политическая карта мира. ХХ век, время «испытания Блокадой» и Великой Победы. Восстановления. Перестройки и становления современной Росси, Программа «Петербург – век ХХ» способствует освоению и осмыслению знаний о культурном наследии рубежа веков; революционных событий изменивших на только историю России, но и оказавшие огромное влияние на историко-культурное развитие всего мира. Программа «Петербург – век ХХ» знакомит обучающихся с наследием социалистического Ленинграда; значением города в истории СССР; деятельностью ленинградцев. Программа раскрывает роль разнообразных памятников истории и культуры, традиций, как источников, рассказывающих о жизни города.

Учащиеся по выражению исследователя- краеведа и основателя отечественного «градоведения» Н.П. Анцифирова, пытаются осознать «современность города, как исторически сложившегося»,где «прошлое просвечивает через настоящее».Это должно быть учтено  при изучении истории и наследия города. Важным элементом является и то, что  краеведение несет в себе огромный заряд патриотического воспитания. Храмы-памятники, триумфальные арки, архитектурные ансамбли вызывают чувство гордости за страну и народ.

Важнейшим  условием,  необходимым  для  духовно-ценностной  и  практической ориентации  подрастающего поколения  в  городской среде,  является  организация  их  активной познавательной деятельности при знакомстве с городом. В образовательном процессе требуется  использование методов, приемов и технологий развивающего обучения,  а  также личностно-ориентированного  и деятельностного  подхода.  Необходимо  создавать  такие педагогические ситуации, при которых учащиеся:

• приобретают «вкус и желание» (познавательный интерес) к изучению города;

•  делают  открытия  в  знакомом  городском  окружении,  используя  повседневный  опыт,

знания и умения, полученные на уроках по другим учебным предметам;

• приобретают знания в поиске ответов на познавательные и оценочные задания;

•  развивают  умения  «видеть»  детали  городской  среды,  самостоятельно  их

«расшифровывать», «читать» и, главное, «оценивать»;

• применяют полученные знания и умения в новых учебных ситуациях, в практической деятельности.

При таком подходе город может превратиться для подростка в развивающую среду, благодаря которой петербуржец в течение всей жизни может открывать новые для себя памятники,  стороны  жизни  города,  расширять  свой  кругозор;  оценивать  события, происходящие в городе; понимать достижения и проблемы города.

Цель программы.

Воспитание юных петербуржцев через изучение истории и культуры Санкт-Петербурга, его традиций, духовного наследия.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Формирование представления юных жителей Санкт – Петербурга о специфике города как наследника мировых культур.
  • Формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому Обучающемуся  возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
  • Формирование понимания  обучащимися  ценности  (значимости)  петербургского наследия  как  части всемирного, для чего необходимо расширить  имеющиеся  у  них знания
  • Изучение исторических и культурных особенностей города на примере основных достопримечательностей и исторических личностей.
  • Формирование навыков замечать красоту и ориентироваться  в городской среде.
  • Формирование  у  учащихся  умений,  необходимых  им  в повседневной жизни: ориентироваться по карте города; ориентироваться в реальном городском пространстве; работать с источниками информации о городе; применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса к истории и культуре Санкт – Петербурга.
  • Развитие позитивного эмоционального настроя на изучение исторического прошлого и современной жизни города.
  • Развитие когнитивной сферы обучающихся подросткового  возраста
  • (внимания, памяти, мышления, художественно – эстетического восприятия, творческого воображения и фантазии).
  • Развитие умения выражать свое  впечатление  и рассуждать о  памятниках  наследия  и  их  создателях

Воспитательные:

  • Формирование нравственно–эстетических норм и правил поведения, характерных для петербуржцев.
  • Воспитание чувства любви и уважения к родному городу.
  • Воспитание бережного отношения к красоте, традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.
  • Воспитание чувства сопричастности к жизни города.
  • Воспитание чувства гордости за свой город.
  • Воспитание коммуникативной культуры.
  • Воспитание толерантности.

Отличительные особенности данной программы

Продолжить знакомство юных петербуржцев с историей и культурой Санкт-Петербурга; городским пространством, в котором отразилось  наследие мировых культур разных культурно-исторических цивилизаций. Данная программа дает обучающимся такую возможность, и это является одной из отличительных ее особенностей. Так же, отличительной особенностью является акцентирование внимания на развитии познавательных интересов учащихся.

Для закрепления теоретических знаний, обучающиеся выполняют индивидуальные и групповые проекты, творческие задания.

Закрепление знаний происходит на обобщающих занятиях с использованием ИКТ технологий  на развитие познавательных интересов, некоторые обобщающие занятия возможно проводить в качестве пешеходных экскурсий, разработанными обучающимися, проектной деятельности.

Таким образом, на протяжении года занятий  у обучащихся создается представление о Санкт-Петербурге как о городе, мирового культурного наследия; удивительной истории и уникальной красоты, городе многонациональном и многоконфессиональном; формируется понятие толерантности, возникает познавательный интерес к историческому наследию  нашего города.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа

Данная программа предполагает помимо проведения аудиторных занятий групповые пешеходные экскурсии по району и автобусные в центр города для закрепления знаний, полученных на занятиях.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся должны знать:

- основные этапы развития истории и культуры Петербурга XX века.

-  петербургские памятниками, музеи «рассказывающие» об истории и культуре Петербурга XX века.  

- карту города; схему движения метрополитена.

- исторические, краеведческие источники истории и культуры Петербурга  XX века.

- фамилии знаменитых петербуржцев, соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об  их жизнедеятельности, высказывают свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга.

Обучающиеся должны уметь:

-  извлекать необходимую информацию из разных письменных источников

(справочников, научно-популярной литературы, Интернета);

-  узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать»

изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими

изображениями); соотносить с реальным объектом города;

-  самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских

объектов и музейных экспонатов, делать вывод о значение (значимости) этого

- разъяснять, объяснять роль конкретных памятников, традиций, людей в

определенный период истории города, их значение для развития культуры города,

используя ранее полученные знания (из повседневного опыта,  по другим учебным

дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы,

сайтов Интернета);

-  применять полученные знания и умения

в реальной жизни.

Определение  результативности реализации образовательной

программы:

  • Учебные проекты;
  • блиц - опросы;
  • анализ выполнения творческих заданий;
  • наблюдение за обучающимися в процессе занятий и экскурсий;
  • беседы с родителями;

Формы подведения итогов реализации программы

  • Обобщающие занятия по каждому разделу программы
  • Представление проектов; творческих работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение. Основы техники безопасности.

1

-

1

2

На рубеже веков. Последнее десятилетие Российской империи.

3

5

8

3

Петроград - Ленинград: 1917- 1941гг.

7

4

11

4

Ленинград в годы Великой отечественной войны. Блокада Ленинграда.

4

3

7

5

«Великий город с областной судьбой…»

6

1

7

6

Город, в котором мы живём.

3

30

33

7

Город, в котором мы живём.

-

5

5

8

Итого

24

48

72

Содержание программы

Тема 1.

Теория:

Введение. Основы техники безопасности, в том числе при экскурсионных выходах. Определение плана работы объединения на учебный год.

Тема 2.

На рубеже веков. Последнее десятилетие Российской империи.

Теория: 

«Серебряный век» культуры в Петербурге – Петрограде: разнообразие художественных стилей. Петербургские Мастера, внесшие вклад в отечественную и мировую культуру; памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об их деятельности (поэты и писатели А. Блок, З. Гиппиус, А Куприн, Н. Гумилев или другие; деятели театрального, балетного и оперного искусства В. Комиссаржевская, В. Мейерхольд,  Ф. Шаляпин, А. Павлова, М. Кшесинская или другие; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский или другие; художники Е. Лансере, М. Добужинский и другие). Памятные места города, напоминающие о новых тенденциях в развитии художественной культуры первого десятилетия ХХ в. (Дом Иванова, «Товарищество актеров, художников, писателей и музыкантов», литературно-художественные кабаре «Бродячая собака», «Приют комедианта».) Петербургская архитектура и ее создатели (Ф. Лидваль, А. Гоген, Васильев, Зазерский, М. Перетяткович).

Новые виды  художественной культуры – фото- и киноискусство (фотоателье К. Булла, «Аквариум»,  старинные кинотеатры на Невском проспекте).  

Санкт-Петербург –  место жительства горожан. Изменения состава населения пореформенного, капиталистического Петербурга; города военного времени. Условия жизни горожан: управление, проблемы жителей, городское хозяйство (тюрьма «Кресты», детская больница Раухфуса, инфекционная больница Боткина, специализированная больница им. Мечникова; освещение улиц, асфальтовое покрытие; электростанции; водопроводная станция; канализационная система; телефонная станция; общественный транспорт – конка, трамвай, автобус и другие). Особенности быта обитателей доходного дома (типичный быт предпринимателя, представителя творческой или научной интеллигенции, мелкого служащего или ремесленника; домовладельца, дворника, швейцара. Различия в источниках их доходов,  жилье, еде, одежде, досуге, развлечениях).  Особенности быта жителей рабочих окраин, обитателей петербургского дна (различия в источниках дохода,  типах жилья, еде, одежде, досуге, развлечениях). Новый вид комфортного жилья – кооперативный дом (ул. Некрасова, д. 58 – 62 и другие). Места отдыха и развлечений горожан. (Марсово поле, Народный дом, общественные сады, цирк, катки, купальни, места спортивных занятий и др.).  Праздничные традиции в столице.  Формирование господствующего стиля поведения петербуржцев: отношение к другим, поведение в общественных местах, речь.

Разрушение традиционного быта различных слоев петербуржцев в 1914 – 1917 гг.  

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей.

Практика:

Образовательное путешествие «Модерн в Петербурге».

Тема 3.

Петроград - Ленинград: 1917- 1941гг.

Теория: 

Петроград – Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Октябрьские события 1917 г. в Петрограде; памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях, их руководителях и участниках (Смольный, Зимний дворец, крейсер «Аврора», Таврический дворец и другие.)  1918 г. – перенесение столицы в Москву – утрата Петроградом столичного статуса.  Этапы развития советского государства – этапы развития Петрограда – Ленинграда:  гражданская война, военный коммунизм,  НЭП, первые пятилетки. 1924 г. – переименование Петрограда в Ленинград. 1934 г. – убийство С. Кирова;  репрессии;  памятники и памятные места, напоминающие об этих событиях (памятник С. Кирову, камень-памятник на Троицкой площади, Большой дом, сфинксы напротив тюрьмы «Кресты».) 1939 г. – Ленинград – «прифронтовой город».

Топография и облик города. Границы города, центр, новые кварталы социалистического Ленинграда, городские доминанты в них: Дом Ленсовета, Дворцы культуры. Градостроительный план Ленинграда и его реализация.  Облик новых площадей, улиц, набережных, мостов социалистического Ленинграда по фотографиям, воспоминаниям и сохранившимся памятникам.

Петроград – Ленинград – экономический центр СССР. Национализация промышленных предприятий, банков, торговли. Ленинградская промышленность к 1940 г. Ленинград – крупный железнодорожный транспортный узел СССР. Первый аэропорт города. Государственная и кооперативная торговля в Ленинграде.  

Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Система образования: воспитание нового человека в разных типах образовательных заведений (школа 10-летия Октября, пр. Стачек, д. 5, типовые школы 20 – 30-х гг., Дворец пионеров и школьников; фабрично-заводские училища; рабфаки; высшие учебные заведения). Центры просвещения и формы просвещения ленинградцев (Дома и Дворцы культуры, районные библиотеки, музеи; лекции, экскурсии по городу, экскурсии в старые и новые музеи) Дом книги – место работы ленинградских издательств.  Перемещение Академии наук в Москву и последствия этого перемещения для ленинградских ученых. Вклад ленинградских ученых в отечественную науку, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, рассказывающие об их деятельности (И. Павлов, А. Иоффе, А. Карпинский, Вавиловы, В. Глушко или другие). Дом ученых в бывшем великокняжеском дворце Владимира Александровича и его деятельность.

Ленинград – центр художественной культуры. Ленинградские поэты, писатели, их вклад в отечественную культуру, памятники, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них (М. Зощенко, А. Ахматова, О. Мандельштам, К. Чуковский, С. Маршак, А. Толстой и другие).  Ленинградские театры, их репертуар и актеры, зрители (дореволюционные и новые театры – ТЮЗ, Театр им. Ленинского комсомола, Театр сатиры; режиссер Н. Акимов, актер Н. Симонов,  балерины Г. Уланова, А. Ваганова и другие). Ленинград – центр музыкальной культуры (центры классической музыки; композиторы С. Прокофьев, Е. Мравинский; концертные площадки, музыкальный репертуар радио; композитор И. Дунаевский и другие). Памятные места, связанные с развитием киноискусства, деятельностью кинорежиссеров, киноактеров (студии «Ленфильм», «Леннаучфильм»; первый кинотеатр звукового кино «Баррикада»; фильм «Чапаев», снятый на «Ленфильме»;  режиссер  И. Хейфиц, актер Н. Черкасов и другие.) Ленинградские художники, скульпторы, памятные места города, напоминающие об их творчестве (П. Филонов, В. Кандинский, К. Малевич, И. Бродский и другие; Н. Томский, М. Манизер и другие). Особенности ленинградской архитектуры, ленинградские архитекторы (Зазерский, Л. Ильин, И. Фомин, Н. Троцкий или другие).

Петроград – Ленинград – место жительства горожан.  Изменение состава населения: причины и последствия этих изменений. Условия  жизни горожан: управление городом, проблемы городской жизни, городское хозяйство (городские тепловые электростанции; водопроводные и канализационные сети; бесплатное медицинское обслуживание;  фабрики-кухни, прачечные; детские очаги;  светофоры,  громкоговорители на Невском проспекте, общественный транспорт – трамваи, автобусы, троллейбусы и другое). Быт различных слоев ленинградцев (коммунальная квартира, отдельная квартира советского или партийного работника). Поведение новых горожан.

Образ города в художественной литературе, музыке.

Практика: 

Экскурсия в музей С.М. Кирова.

Тема 4.

Ленинград в годы Великой отечественной войны.

Блокада Ленинграда.

Теория:

 Место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования. Город в начале войны по воспоминаниям современников, документам и фотографиям тех лет, памятным местам и музейным экспозициям (мобилизация, формирование народного ополчения, создание оборонительных рубежей, эвакуация, маскировка города, переход промышленности на военные рельсы). Военные действия на Ленинградском фронте в 1941-1944 гг.: основные сражения; памятники, напоминающие о них. Командующие Ленинградским фронтом; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них (К. Ворошилов, Г. Жуков, М. Хозин, Л. Говоров). Герои – защитники Ленинграда. (Отбор материала с использованием памятников, топонимов района, семейных архивов).

Подвиг и трагедия жителей блокадного Ленинграда. Хронология жизни блокадного города и его жителей (8 сентября 1941 г.; 18 января 1943 г.; 27 января 1944 г.). Условия жизни и труд блокадников. Знаменитые ленинградцы (О. Берггольц, М. Дудин, Д. Шостакович, К. Элиасберг, А. Пахомов, Н. Янет и другие.) «Дорога жизни». Помощь осажденному городу области и всей страны. Памятники и памятные места города, напоминающие о блокаде. Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях.

Образ блокадного Ленинграда в литературе, живописи, музыке, кино.

Практика:

Разработка маршрута экскурсии «Зелёный пояс славы».

Проведение экскурсии «Зелёный пояс славы» для учащихся 5-х классов.

Тема 5.

«Великий город с областной судьбой…»

Теория:

 Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний

Карта и облик города.  Рост территории города с  1945 по 1991 г.: границы города, центр, «спальные» районы, городские доминанты (телебашня, многоэтажные дома в спальных районах, многоэтажные общественные здания), насыпной район, пригороды). Облик центра и «спальных» районов по фотографиям и сохранившимся объектам.

Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Этапы развития СССР – этапы истории Ленинграда. (Отбор материала с учетом межпредметных связей с историей России,  воспоминаний родственников школьников: послевоенное восстановление города, «оттепель», «застой», «перестройка»). Городские события (открытие ленинградского метрополитена, спуск атомохода «Ленин»; принятие генерального плана развития Ленинграда; празднование 250-летия города; награждение Ленинграда орденами или другие).

 Ленинград – крупный экономический центр. Достижения и недостатки ленинградской экономики в годы советской власти. Особенности ленинградской промышленности Ленинграда (мощный военно-промышленный комплекс; научно-технический прогресс; предприятия традиционных отраслей промышленности города и их продукция; новые научно-производственные объединения – институт Крылова, объединения «Ленинец», «Алмаз» и другие). Предприятия легкой промышленности, ассортимент и качество их изделий, дефицит товаров первой необходимости (фабрики «Красное знамя», им. Тельмана, мыловаренный завод, мебельные фабрики и другие). Ленинград – крупный торговый и транспортный узел: пассажирские и торговые порты города, железнодорожные и автобусный вокзалы, аэропорты.  Особенности ленинградского строительства: типовое, крупно-блочное, домостроительный комбинат. Внутригородская торговля. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом воспоминаний родственников учащихся: универсамы, ассортимент товаров и продуктов, обслуживание и самообслуживание).

Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Условия для получения обязательного образования.             (типовые здания школ, правила приема в школы, ПТУ, вузы.)  Центры просвещения (музеи, библиотеки, лекторий общества «Знание» на Литейном проспекте, публичные лекции ученых в Доме ученых, встречи с поэтами, композиторами в Домах и Дворцах культуры). Лениздат – книгоиздательский центр Петербурга. Памятные места, связанные с научными открытиями ленинградских ученых (ленинградские отделения Академии наук.) Известные ленинградские ученые — лауреаты государственных премий СССР, международных премий.  

Ленинград – центр художественной культуры. Памятники, памятные места города, музейные экспозиции, напоминающие о художественной культуре  и деятельности выдающихся представителей этого периода (поэты и писатели А. Ахматова, А. Кушнер, Д. Гранин, И. Бродский; деятели театра и кино Н. Черкасов, Г. Товстоногов, И. Владимиров, Н. Акимов, А. Райкин, О. Борисов, Б. Фрейндлих, А. Фрейндлих;  деятели музыкального искусства Г. Свиридов, А. Петров, Ю. Темирканов или другие.)  Ленинградский джаз. Новые направления в художественной культуре (музыкальные группы, «Митьки» или другие).  Народные театры, театральные и художественные студии. Ленинградское киноискусство.

Ленинград – место жительства горожан.  Изменение состава населения послевоенного Ленинграда;  причины этих изменений и их последствия. Совершенствование городского хозяйства и его проблемы (массовое жилищное строительство, кооперативное строительство, типовой жилой квартал со школой, детским садом, магазином, поликлиникой; снабжение города продовольствием, строительство больниц; центральная система отопления; газификация; телефонизация; новый вид общественного транспорта - метрополитен; подземные переходы, «зебры», разметка на дорогах; дома быта,  и другое). Новшества в быту горожан (радио, телевидение, холодильники, стиральные машины, телефоны, магнитофоны). Социальная защищенность горожан. Отличия в повседневной жизни разных слоев горожан (источники дохода, жилье, питание, одежда, досуг и развлечения.) Праздничные традиции ленинградцев (дореволюционные, послереволюционные и новые – Дом малютки, Дворцы бракосочетания.)  Взаимоотношения ленинградцев, их поведение на улице, в общественных местах. Отношение к ленинградцам жителей других городов.  

Образ Ленинграда в литературе, живописи, музыке

Практика:

Создание презентации «Знаменитые ленинградцы».

Тема 6. 

Город, в котором мы живём.

Теория:

 Изменение территории Ленинградской области на протяжении ХХ в. Ленинград – главный город области.

Роль края как пограничной территории: события 1918-1920 гг., 1939 г., 1941-1945 гг., военные городки послевоенного периода.

Экономическое развитие края (строительство Волховской и Свирской ГЭС, АЭС в Сосновом Бору; строительство заводов, ставших градообразующими центрами Волховстроя, Бокситогорска, Пикалево, Сланцев, Киришей; прокладка автомобильных и железных дорог)  

Состав населения и его изменения. Длительный процесс улучшения бытовых условий жителей городов края: электрификация, радиофикация, газификация, налаживание регулярного снабжение продовольствием,  промтоварами и т.д. «Вымирающие» деревни.

Освоение территории края: осушение болот, вырубка леса, строительство электростанций, дорог, каналов, садоводств и т.д. – положительные и отрицательные последствия этого освоения.

Состояние культурного наследия на территории края (крепости; монастыри; бывшие дворянские усадьбы, царские резиденции; уникальные памятники деревянного зодчества;  традиции народов, населявших наш край.) Изменения в жизни страны и нашего города: 12 июня 1991 года провозглашение независимости Российской Федерации, возвращение городу первого имени. События 20 августа 1991 г. по документам, воспоминаниям очевидцев. Участники тех событий. Празднование в Петербурге 300-летия российского флота, 300-летия Санкт-Петербурга и другие исторические события, очевидцами которых являются школьники.

Санкт-Петербург – «северная столица». Санкт-Петербург – самостоятельный субъект Российской Федерации. Устав Санкт-Петербурга: органы управления. Официальные символы Санкт-Петербурга: флаг, герб и гимн. Санкт-Петербург – центр политической жизни (Таврический дворец – Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ; Константиновский дворец – место проведения международного саммита; здания Синода и Сената – Конституционный суд России и другое.)

Карта и облик города. Исторический центр, периферийные районы, районы административного подчинения городу; промышленные зоны, спальные районы, КАД (круговая автомобильная дорога), дамба. Возвращение первоначальных названий площадям, улицам, мостам.  Облик исторического центра и облик спальных районов, изменения в облике города и проблемы, возникающие в связи с этим.

Санкт-Петербург – экономический центр Российской Федерации.  Промышленность Санкт-Петербурга: традиционные для города и новые отрасли производства; старинные и новые предприятия,  в том числе и иностранные фирмы. Город – центр международной и внутренней торговли, транспортный узел страны. Роль малого бизнеса в развитии экономики Петербурга. Петербург – город банков. Развитие международного туризма. Международные промышленные выставки – демонстрация новых технологий, достижений научно-технического прогресса. Возможности трудоустройства в Санкт-Петербурге. Перспективы развития экономики города.  

                Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, науки.  Разнообразие типов образовательных учреждений; проблемы в сфере петербургского образования. Возможности, предоставляемые городом каждому петербуржцу, в области самообразования, просвещения. Разнообразие научных учреждений в Петербурге:  их вклад в развитие отечественной и мировой науки, их проблемы.  Проблема защиты интеллектуальной собственности.  

Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Основные направления развития художественной культуры в начале ХХ1 в. Проблемы, стоящие перед деятелями художественной культуры (поэтами, музыкантами, режиссерами, художниками, архитекторами), особенности их творчества. Разнообразие путей приобщения к художественной культуре рядовых горожан:  художественные выставки, встречи с деятелями культуры, концерты. Молодежная субкультура,   центры массовой культуры в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург – место жительства современных горожан.  Количество и качество населения города, демографическая проблема. Традиционные проблемы любого города: обеспечение общественного порядка; создание комфортных для горожан условий проживания (обеспечение горожан жильем, продуктами, водой и т.д.; содержание в порядке зданий, улиц, поземных коммуникаций и других городских объектов). Традиционные проблемы любого современного города: решение экологических и социальных проблем. Проблемы, характерные для Санкт-Петербурга: сохранение многогранного культурного наследия города, его традиций,  в том числе традиций поведения горожан. Дифференциация общества: контрасты в условиях и образе  жизни разных слоев горожан, проблемы повседневной жизни горожан.  Бытовые проблемы рядового горожанина и пути их решения в городе (отключение света, авария на теплосети, необходимость психологической поддержки, трудоустройство, организация собственного досуга и др.). Почетные граждане Санкт-Петербурга. Праздники в Петербурге и праздничная культура горожан.  Стратегический план развития города: развитие коммунального хозяйства. 

Практика:

Православные святыни Петербурга. Интерактивное занятие в ГДТЮ (Аничнов дворец).

Католические храмы Петербурга . Интерактивное занятие в ГДТЮ (Аничнов дворец).

Протестантские храмы Петербурга. . Интерактивное занятие в ГДТЮ (Аничнов дворец).

Ислам, буддизм и памятники этих религий в Петербурге (мечети и дацан) . Интерактивное занятие в ГДТЮ (Аничнов дворец).

Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России». . Интерактивное занятие в ГДТЮ (Аничнов дворец).

Квест- игра на улицах Петербурга «Город всех вер».

Тема 7.

Итоговое занятие.

Практика:

Квест- игра на улицах Петербурга «Город всех вер».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема или раздел программы

Формы занятий

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1.

Введение. Основы техники безопасности.

2.

На рубеже веков. Последнее десятилетие Российской империи.

Беседа

Заочная экскурсия

Презентация

презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер,

выход в Интернет.

Фотоколлаж

Разработка маршрута экскурсии

3.

Петроград - Ленинград: 1917- 1941гг.

Беседа

Творческая работа

презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер,

выход в Интернет.

Отзыв о мероприятии.

4.

Ленинград в годы Великой отечественной войны. Блокада Ленинграда.

Беседа

Заочная экскурсия

Презентация

презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер,

выход в Интернет.

Проведение экскурсии.

5.

«Великий город с областной судьбой…»

Беседа

презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер,

выход в Интернет.

Презентация.

6.

Город, в котором мы живём.

Беседа

Заочная экскурсия

Презентация

Творческая работа

презентация, тесты, мультимедийный проектор, компьютер,

выход в Интернет.

Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России».

7.

Итоговое занятие.

Квест-игра

Квест- игра на улицах Петербурга «Город всех вер».

 Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Мультимедийная установка.

Интернет ресурсы.

Литература.

Для учителя:

- Гранин Д. Ленинградский каталог.- Люб. изд.

- Ершова Э. Б. Революция и реформы. Русская творческая интеллигенция в 1-й половине XX века // Вопросы истории, 2001, № 6.

- Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. - СПб., 2000.

- Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города. — СПб., 1999.

- Лебина Н. Б., Чистиков А. Н.  Обыватель и реформы. – СПб., 2003.

- Ленинградский Совет в годы гражданской войны и мирного строительства. 1917-1937 гг. - Л., 1986.

- На корме времени / Сост. М. Витухновская. — СПб., 2000.

- Осокина Е. А. За фасадом сталинского изобилия. — М., 1998.

- Яров С. В. Пролетарий как политик. Политическая психология рабочих Петрограда. - СПб., 1999.

- Яров С. В. Горожанин как политик. - СПб., 1999.

-  Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — Л., 1989.

-  Без антракта. Актеры города в годы блокады. — Л., 1970.

- Ленинград - Блокада - Подвиг. - Л., 1984.

- Литературный Ленинград в дни блокады. — Л., 1973.

- Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Блокада Ленинграда в контексте политики. — СПб., 1998.

- Ленинградская битва. 1941-1944: сб. статей. - СПб., 1995.

- Никифоровская И. В. Художники осажденного города. — Л., 1985.

- Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945 – 1982. – СПб., 2005.

- Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / Сост. А. А. Кедринский и др. 2-е изд., испр. и доп. — Л., 1989.

- Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. — СПб., 2000.

- Лисовский В. Н. Ленинград. Районы новостроек. — Л., 1983.

- Санкт-Петербург. 1703 – 2003. Юбилейный статистический сборник. Вып. 1, 2. – СПб., 2003.

- Периодическая печать I960—1980-х годов.

- Семейные архивы.

- Средства массовой информации.

- Официальные сайты Администрации Санкт-Петербурга.

- Сайт Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.

Для детей:

- Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.2 (XIX век – начало XX века). – СПб.СМИО Пресс. 2011

- Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI

века). – СПб. СМИО Пресс. 2011

Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. Исто рический справочник. — СПб.,

2000.

-  Бахтиаров А. А. Брюхо Петербурга: Очерки столичной жиз ни. -   СПб., 1994.

- Длуголенский Я. Н. Век Достоевского. В 2х ч.  – СПб., 2005- 2007.

- Дмитриев С. С. Очерки русской культуры начала  XX  века.  Книга для учителя. —

М., 1985.

- Засосов  Д.  А.,  Пызин  В.   И.   Из  жизни  Петербурга   1890 -1910-х  годов.  -  Л.,

1991.

- Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. -  СПб., 1998.

- Муравьева И. А. Век модерна. – СПб., 2001- 2004.

-  От конки до трамвая / Сост. Е. Шапилов,  М. Величко, Л. Процай, Н. Буйникова. СПб., 1993.

-  Февральская революция. Историческая справка // Препода вание истории в школе.

2001, № 5

-  Физиология Петербурга. - М., 1991.

-  Успенский Л. В. Записки старого петербуржца. — Л., 1970  


Календарно-тематический план

рабочей программы «Петербург век XX »

для группы № 1,

2015-16 года обучения.

Номер занятия

Дата

Тема/ содержание занятия*

Количество часов

Формы подведения итогов

Примечание

№ п/п

В теме

По плану

По факту

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 Введение. Основы техники безопасности.

1

-

1

1

Введение. Основы техники безопасности.

1

тест

2

На рубеже веков. Последнее десятилетие Российской империи.

3

5

Петербург на рубеже XIX - XX  веков.

1

Аквослово.

Модерн в Петербурге. «Мимолётный стиль».

1

Коллаж

Разработка маршрута образовательного путешествие «Модерн в Петербурге».

1

Маршрут образовательного путешествия.

Образовательное путешествие «Модерн в Петербурге».

5

Отзыв о мероприятии.

3

Петроград - Ленинград: 1917- 1941гг.

7

4

Петроград-колыбель Октября.

1

Облик Ленинграда – зеркало эпохи.

1

Ленинградский конструктивизм.

1

фотоколлвж

Старые и новые традиции в художественной культуре.

1

Презентация.

Место жительства Петроград-Ленинград.

1

Молодёжные организации. Пионерия. Комсомол.

1

Викторина.

Жизнь горожан в советском Петрограде – Ленинграде.

1

Экскурсия в музей С.М. Кирова.

4

4

Ленинград в годы Великой отечественной войны. Блокада Ленинграда. (1941-1945 гг.)

4

3

«Идёт война народная». Начало блокады Ленинграда.

1

«Весь израненный в снежном инее». Ленинград в блокаде.

1

Подборка исторических источников.

«Подвигу твоему Ленинград!» Памятники победы Великой отечественной войны.

2

Презентация

Разработка маршрута экскурсии «Зелёный пояс славы».

1

Проведение экскурсии «Зелёный пояс славы» для учащихся 5-х классов.

2

Отзыв о мероприятии.

5

«Великий город с областной судьбой…» (Ленинград 1945-1991 гг.)

6

1

Подвиг восстановления.

1

Фотоколлаж.

Ленинград – город новостроек. Сталинский классицизм.

1

Ленинград – центр образования, просвещения, науки.

1

Город творческой интеллигенции.

1

Ленинградцы их быт и проблемы.

1

Интервью.

Ленинградское метро.

1

Викторина.

Создание презентации «Знаменитые ленинградцы».

1

Презентация.

6

Город, в котором мы живём.

3

30

Петербург– город  согласия. Многонациональный, многоконфессиональный Петербург.

1

Православные святыни Петербурга

4

Тестирование.

Католические храмы Петербурга

4

Тестирование.

Протестантские храмы Петербурга.

4

Тестирование.

 Ислам, буддизм и памятники этих религий в Петербурге (мечети и дацан)

4

Тестирование.

Петербург-город больших возможностей

1

Вы жители Петербурга или петербуржцы?

1

Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России».

(отборочный тур тестирование)

5

Тестирование.

Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России».

(три ветви христианства)

5

Тестирование.

Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России».

(истории Востока)

5

Тестирование.

7

Итоговое занятие.

-

5

Квест- игра на улицах Петербурга «Город всех вер».

5

Конкурс.


План работы с родителями.

№ п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки

Место проведения

Примечание

Представление программы на родительских собраниях.

1

сентябрь

Лицей

Анкетирование родителей.

1

октябрь

лицей

Индивидуальные консультации для родителей.

1

в течении года

лицей

Совместный с родителями выезд.

1

февраль

ГДТЮ

Аничков дворец.

Лицейские чтения.

1

апрель

лицей

Квест- игра на улицах Петербурга «Город всех вер».

1

апрель

Городское пространство.

План учебно-воспитательной работы объединения

№ п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки

Место проведения

Примечание

Образовательное путешествие «Модерн в Петербурге».

1

октябрь

Невский проспект.

Интерактивное занятие

«Православные святыни Петербурга»

1

07.10.

ГДТЮ

Аничков дворец.

Интерактивное занятие

 «Католические храмы Петербурга».

1

14.10

ГДТЮ

Аничков дворец.

Экскурсия в музей С.М. Кирова.

1

ноябрь

Музей С.М. Кирова.

Интерактивное занятие

 «Протестантские храмы Петербурга».

1

11.11

ГДТЮ

Аничков дворец

 Интерактивное занятие

«Ислам, буддизм и памятники этих религий в Петербурге; мечети и дацан.

1

18.11

ГДТЮ

Аничков дворец.

Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России».

(отборочный тур тестирование)

1

10.12,

ГДТЮ

Аничков дворец.

Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России».

(три ветви христианства)

1

20.02

Музей истории религии.

Тематические экспозиции

Историко-краеведческий конкурс «Санкт-Петербург- духовная сокровищница России».

(истории Востока)

1

18.03

Музей истории религии.

Тематические экспозиции

Проведение экскурсии «Зелёный пояс славы» для учащихся 5-х классов.

апрель

Красносельский район.

Квест- игра на улицах Петербурга «Город всех вер».

1

24.04,

ГДТЮ

Аничков дворец.