гендерные традиции

смирнова наталья сергеевна

                                         Гендерные тенденции гуманистической педагогики.

Требованием времени, на наш взгляд, стало новое прочитанное и новое понимание образовательного опыта выдающихся гуманистов-педагогов. Это дает ответ на многие вопросы, которые ставят педагоги и родители по отношению к гендерному воспитанию мальчиков и девочек, принципов гендерного равенства в воспитании обоих полов современными «новаторами».

Как мальчики, так и девочки получают информацию о том, как они должны себя вести, от родителей, друзей, а также через СМИ. Социальное окружение не всегда является объективным в оценке поведения полов и справедливым в требованиях к ним. Оно часто навязывает свои требования, согласно которым дети разного пола должны вести себя по-разному.

Современные педагогические журналы и педагогическая пресса нередко пропагандируют идеи «организации групп раздельного обучения и воспитания детей», «обеспечения уровня знаний, практических умений и «навыков в соответствии с полом». В содержании сценариев и в методических рекомендациях, касающихся игр или инсценировок, главные действующие лица в основном мужского пола. Как и в учебниках, они соревнуются, решают проблемы, ремонтируют, мастерят, ведут за собой и т.д. Между тем женские персонажи пассивны в общественных делах, ждут помощи со стороны «сильного» пола. Как правило, на рисунках преобладают типизированные половые образцы: мальчики строят башню, девочки ухаживают за растениями. Апофеозом гендерного воспитания есть рекомендации по «девчачьей» и «мальчишеской» половин в детсаду, где для девочек — гостиная с миниатюрной мягкой мебелью, мини-кафе с вазочками, праздничный стол с разнообразием блюд, вылепленных из теста , полочка с косметическими флакончиками, шкаф с платьями и т.д. А что же имеют мальчики? Оказывается, они, ознакомившись с миром девочек, с облегчением возвращаются на свою половину – к саблям, пожарным шлемам и солдатикам …

Что сказал бы Антон Макаренко сторонникам раздельного воспитания? «Что можно ответить такому педагогу?.. У нас, как и в любой здоровой семье, живут вместе девочки и мальчики, и это не вызывает никаких осложнений. Любое здоровое детское сообщество может прекрасно развиваться в этих условиях … Отношения между девочками и мальчиками у нас исключительно товарищеские».

Как тут не вспомнить указания Януша Корчака по воспитанию мальчиков и девочек в его «Правилах жизни»: «Я часто слышу, как о детях говорят: Все они такие». Например: «Все мальчишки — хулиганы и грязнули». Или: «Все девочки — плаксы и ябеды». Это не так, каждому надо познавать отдельно и отдельно оценивать и познавать не поверхностно, а основательно. Важно не только то, что человек говорит, но и то, что он думает и чувствует, и почему он такой, а не другой. Только ленивый человек, который не любит думать, говорит: «Все они такие».

… Мальчику так же, как и девочке, хочется быть красивым, только он в этом не признается. Мальчикам труднее быть чистыми, потому что они любят подвижные игры… Но они не грязнули. Просто мальчиков влечет все быстрое, они менее терпеливы, поэтому и тетради у них не в таком порядке. Но стараются мальчики не менее … И они застенчивы не менее, чем девочки. Есть игры, в которых девочки мешают, а есть и общие. Ведь может девочка бегать лучше мальчика, так почему тогда мальчику нельзя играть в куклы?

… Меня не волнует, кто маленький или большой и что о нем говорят другие: красивый, некрасивый, умный, глупый; меня не волнует, хорошо он учится, хуже меня или лучше, девочка это или мальчик. Для меня человек хороший, если любезно относится к людям, если не желает и не делает зла, если он хороший».

Взрослые создают для детей среду, которая, по их мнению, отвечает половой принадлежностью. Для мальчиков — это прежде всего того, что вкручивается, движется: машинки, конструкторы, которые развивают инструментальные навыки, мастерство. Для девочек — мягкие, пушистые, нежные игрушки, которые можно прижать, которыми можно украсить. Вся детская индустрия будто запускает подсознательные механизмы идентификации задолго до того, как ребенок научится осознавать, чего от него ожидает социум. Психологи утверждают, что у девочек, как правило, однотипные игрушки, у мальчиков — разнообразнее по форме и функциональному назначению. Очевидно, из этих игр берет начало взаимное противопоставление в выборе женских и мужских ролей, которое прослеживается во взрослые годы. Стоит, пожалуй, было бы прислушаться к мнению А. Макаренко, который придавал большое значение правильному выбору игрушек и игр для развития способностей ребенка и его подготовки к жизни и труду.

На первой стадии, считал он, материальным центром игры является игрушка, которая бывает трех типов: готовая, механическая или простая; игрушка полуготовая, требующая от ребенка доработки; игрушка-материал (глина, песок т.п.). Каждый из этих видов игрушек имеет свои преимущества и недостатки. Лучшим способом является комбинирование трех типов игрушек, но ни в коем случае не избыток их. Если у мальчика или девочки есть одна-две механические игрушки, не стоит покупать. Добавьте еще какую-нибудь разборную игрушку и больше различных материалов. Самое главное, чтобы ребенок действительно играл, творил, строил, комбинировал, чтобы не бросался от одной задачи к другой, чтобы в каждой игрушке видел нужную для будущего ценность, берег ее, советовал педагог.

А. Макаренко считал также, что «воспитание девочки или мальчика — это прежде всего формирование культуры личности, воспитание ее как будущего семьянина, формирование у нее чувства любви, собственного достоинства и ответственности, которое включает самоуважение и уважение других».

Как известно, Антон Семенович одобрял действия тех родителей, которые привлекают сыновей к домашним делам, помочь матери в домашнем хозяйстве, развивают у мальчиков благородство, уважение к женщине. Он считал, что «тот, кто способен относиться к женщине упрощенно и с бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин: его отношение к общему делу будет также циничным, ему нельзя доверять до конца».

Примеров навязывания детям традиционного распределения ролей можно привести немало. Они доминируют и в рекомендациях родителей, которые предоставляют современные СМИ. Приведем типичный пример.

Девочка должна уметь:

v в 3 года — одеваться, умываться, помогать накрывать на стол, раскладывать свои игрушки;

v в 4 года — зашнуровывать ботинки, вытирать пыль, поливать цветы;

v в 5 лет — пришивать пуговицы, застилать постель, стирать кукольную одежду, помочь принести маме из магазина покупки;

v в 6 лет — мытье чайной посуды, гладить под присмотром мамы платки, мыть полы, менять маленькую наволочку, делать из готового теста с помощью формочек печенье;

v в 7 лет — чистить и резать овощи для салата, готовить для компота фрукты, перебирать крупы, пришивать петельки к халатику и на полотенце.

После такой возрастной периодизации развития бытовых навыков девочки напрашивается вопрос: а разве помешают мальчику подобные умения и навыки? Почему эти весьма полезные трудовые умения ориентированы исключительно на женский пол?

Ценным ориентиром в деле гендерного воспитания является позиция выдающегося педагога-гуманиста Василия Сухомлинского: «Не должно быть таких трудовых отношений, чтобы девочки обслуживали мальчиков и привыкали, таким образом, к роли домохозяйки. То, что надо делать в домашнем хозяйстве, одинаково умело и старательно должны делать мужчины и женщины. Когда и есть какое-то распределение в самообслуживании, то оно должно быть временным: сегодня ребята выполняют одну работу, завтра – другую».

Обобщая идеи воспитания мальчиков и девочек, аккумулированные гуманистической педагогикой, приходим к выводу, что они базируются на принципах гендерного паритета, поскольку подчеркивают, что:

v Нету относительно половых видов человеческой деятельности; освоение любого вида занятий зависит от индивидуальных интересов, способностей, мотивации деятельности.

v И муж, и жена играют одинаково весомые роли в семье и в воспитании ребенка.

v Мальчики и девочки, мужчины и женщины имеют одинаковые возможности для овладения трудовыми умениями и навыками, различными профессиями.

v В воспитании детей следует исходить из тезиса про различные способности, возможности полов и их жизненных сценариев на будущее.

v Недопустимо противопоставлять детей по полу в различных сферах жизнедеятельности, в играх, в учебе, в планах на будущее и т.д.; ребята имеют много подобного и немного различного.

v Важно учить детей противостоять стереотипам и типизированным половым ожиданиям: их принятие может ограничить, обеднить личную жизнь.

v Важно поддерживать дружеское сосуществование полов в гендерно нейтральном воспитании. Мальчики и девочки могут быть друзьями и уважать друг друга, они должны получить равнозначное воспитание на базе одинаковых половых ролей, привлечение к одинаковым видам деятельности.

Следовательно, должны отказаться от дифференцированного, ограничительного подхода к воспитанию ребенка в зависимости от его пола, от традиционных ожиданий в пользу личностного, индивидуализированного развития ребенка.