Для Вас родители о шахматах

Пупырева Дарья Сергеевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста

«Почему важно учить ребёнка играть в шахматы»

Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку  тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки и шахматы!

Игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.

Игра, где правила легки: «Не выходя за рамки,

Лишь делать мелкие шашки для попаданья в дамки.

Шажки, шажки, одни шажки, и нету здесь поблажки.

Назвали встарь игру «шажки», сейчас привычней «шашки»!

Шахматы – игра сильнейших,

Для ума заряд дает.

Волю, стойкость воспитает,

Логику всем разовьет.

Процесс обучения азам игр в шашки и шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия,  настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» (Рауль Капабланка, выдающийся кубинский гроссмейстер и третий чемпион мира, научился играть в пять лет, наблюдая за игрой отца).

Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал, что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…».

Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Развитие памяти детей дошкольного возраста»

                                         Уважаемые родители!

           Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память на скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольники запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами он запоминает, не желая того. Дошкольный период – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психологической активности. Они уже умеют рассматривать предметы, могут вести целенаправленное наблюдение и появляются элементы произвольной памяти. Она проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

          Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью и т. д. Известны примеры, когда психологи и педагоги занимались целенаправленным обучением дошкольников приемами классификации и группировки в целях запоминания (Житикова Л. М. Учите детей запоминать. Пособие для воспитателя детского сада).

Ребенку надо помогать запоминать его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Итак, Уважаемые родители, развивайте память своего малыша, предлагайте такие игры«Запомни и найди»«Разрезная картинка»«Нарисуй, что запомнил» и многие другие (см. книгу «Развитие памяти детей» Л. В. Черемошкина)

1. А также для развития тактильной памяти существует множество примеров. Можно организовать игру «Дощечки». Необходимо вырезать из толстого картона или фанеры, 10 дощечек размером 10-20см. На обратной стороне пронумеровать от 1-10. Вместе с детьми налепить различные материалы: мех, байку, кусок веревки, спички, клеенку и т. д. Теперь можно предложить ребенку следующие игры:

а) Разложите дощечки в ряд по порядку. «Внимательно рассмотри, закрой глаза и перемешай их. А теперь на ощупь разложи их в прежнем порядке».

б) Возьми дощечку № 1 закрой глаза и потрогай ее. Что напоминает тебе ее поверхность?

в) У детей в группе наверняка есть друзья: научите детей понимать, как дощечки напоминают характер или голос, внешность или привычки.

2. Развитие зрительной памяти. Для этого предлагаются следующие вопросы:

- Где у нас в доме лежат следующие вещи?

- Вспомни, во что одет … (имя друга?

Можно поиграть в игры «Чего не стало?»«Что изменилось?», и многих других.

3. Способом развития слуховой памяти может быть не только заучивание стихов и прослушивание сказок, рассказов. Это может быть слушание пластинок с записями сказок, песен, (мульт., песен).

Развивает слуховую память пересказ прочитанного, но без принуждения.

Можно поиграть с ребенком в игру«Игра в слова».

4. Формируйте и непроизвольную память. Для этого во время любой деятельности параллельно заучивайте стихи, слушайте музыку.

5. Помните! Память следует развивать только в естественной обстановке не заставляйте ребенка, когда он не хочет. Попытайтесь заинтересовать его!

6. Помните, что особенно легко запоминается и долго сохраняется тот материал, с которым ребенок что-то делал, ощупывал, пробовал на вкус, вырезал, строил…

7. Если вы хотите, чтобы ребенок запомнил какой-нибудь рассказ, событие, беседу, хотите обогатить его кругозор, необходимо, чтобы материал для запоминания был не только интересным, но и достаточно ясным.

8. Помните, что для детей важно знать свои успехи! Обращайте внимание ребенка на то, что ему удалось запомнить, а что еще не удалось. Таким путем ребенок привыкает к самоконтролю, а это важно для дальнейшего улучшения работы.

9. Огромное значение имеет правильная организация повторений. Главное не в том, чтобы уметь использовать то, что сохраняется в памяти.

Успехов вам, уважаемые родители, в воспитании и развитии вашего ребенка!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

C:\Users\User\Desktop\сайт\шахматы.png

«ШАХМАТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления.

Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.

ЧЕМ ПОЛЕЗНЫ ЗАНЯТИЯ ШАХМАТАМИ ДЛЯ РЕБЕНКА?

1.     Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

2.     Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

3.     Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.

4.     Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Игра в шахматы очень полезна для детей. Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.

ФУНКЦИИ ШАХМАТ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

Познавательная - играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

Воспитательная - придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

Физическая - сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.


ЧТО ДАЕТ ИГРА В ШАХМАТЫ РЕБЕНКУ?


В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.

Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.


Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных  целей.

Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы.

Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

Обучение игре в шахматы – не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребенка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом малыше.

Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием.
Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.

На первом этапе ребята знакомятся с доской, шахматными фигурами. Прорабатывают простейший шахматный материал, детально изучают игровые возможности каждой фигуры, ее сильные и слабые стороны.
Важным моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Особый акцент на практической части, и игровая деятельность помогают детям быстро и легко усвоить новые знания и навыки.

На следующей стадии ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии – дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.
Дети знакомятся с принципами игры в дебюте, рассматривают классические шахматные партии. В миттельшпиле внимание уделяется развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования, простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. К практической части подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры.


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ

 имеет ряд интереснейших наработок:


-широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
-применение нестандартных дидактических заданий и игр;
-детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

-неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.Г.Сухин Удивительные приключения шахматной доски

Слайд 2

Вольготно жили люди на Земле в стародавние времена. Они дышали чистым, бодрящим воздухом, пили прозрачную ключевую воду, охотились в густых величественных лесах на диких животных. И дети их полной грудью вдыхали живительный аромат луговых трав и цветов. Вот только интересных игр у ребят не было. Пошли как-то раз самые отважные ребята Лена и Ален к Чародею и спросили: – Где бы нам игру необыкновенную найти? Усмехнулся Чародей: – Если пересечете Дремучий Лес, проплывете по Бурной Реке и пройдете сквозь Жгучий Огонь, рядом с вами окажется такая игра... Но остерегайтесь колдуна. Поблагодарили Лена и Ален Чародея и отправились в путь. Уж очень им хотелось получить заветную игру. Очень спешили ребята и не заметили, что за ними увязался старичок один. Он хищно следил за детьми и, ухмыляясь, похлопывал себя по бокам, где болтался пустой мешок и покоился в ножнах острый меч.

Слайд 3

Вошли Лена и Ален в Дремучий Лес, и закачались вековечные деревья, шелестя листьями: "Опа... Опа... Опа...". Хотели они подсказать, что опасность подстерегает детей. Но не обратили внимания ребята на шепот деревьев. Лена и Ален вышли на поляну и лицом к лицу столкнулись со старичков Тот злобно расхохотался: – Ага, попались! Не знаете меня? Я колдун Звол. А это мой мешок. я вас в него посажу и унесу к себе. Будете мне прислуживать. И Звол попробовал накинуть мешок на ребят, да промахнулся. А Ален не растерялся, подставил колдуну ножку, и старичок упал. Пустились Ален и Лена наутек. Видит колдун – не догнать беглецов вытащил меч и рубанул по высокому дереву. Как пилой его перепилил. Направил Звол дерево на ребят, но не попал. Лишь ветки хлестнули по щекам Лены и Алена. С досады хватил колдун по пню мечом и срезал с него кругляк, большой и гладкий. Схватил Звол кругляк, с силой запустил его в беглецов. Пролетел кругляк над самым ухом Алена.

Слайд 4

Приглянулся кругляк Алену. Подобрал он его, показал колдуну язык и помчался с Леной дальше. Убежали от Звола. Вот и Лес позади. Перед ребятами – Бурная Река. Давай твою деревяшку на воду опустим – плот получится предложила Лена. Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ребятами колдун. Стоит, насмешливо свой меч поглаживает. Взмахнул Звол над Аленом мечом, еле успел мальчик закрыться кругляком, как щитом. Еще трижды поднимал и опускал меч колдун, но не смог он даже оцарапать Алена. Только щит из круглого стал квадратным.

Слайд 5

Толкнул тогда колдун Алена, перекинул через плечо Лену и затрусил прочь. Не растерялся Ален, ловко метнул свой щит вслед злодею. Сбил щит колдуна с ног. Подхватила щит Лена, бросила в воду. Поплыли они с Аленом по Бурной Реке. Плыли ребята, плыли в быстрых водах, с трудом удерживаясь на ногах, и, наконец, пристали к берегу.

Слайд 6

На другом берегу появился Звол с луком в руках и одну за другой послал стрелы в беглецов. Но плот снова превратился в щит и спас детей.

Слайд 7

От злости колдун разломал лук и побрел прочь. Лена и Ален вытащили стрелы из щита и заметили, что он стал расчерчен на клетки.

Слайд 8

Впереди Жгучий Огонь стеной стоит. Взял Ален Лену за руку, выставил щит вперед, и быстро-быстро пробежали они через Огонь. С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми. Пробрались они через бушующее пламя и подивились: Жгучий Огонь шалуном оказался – на щите почернела каждая вторая клетка. Вдруг из Огня с воем выскочил Звол с мешком на плече. Пощипал ему пятки Жгучий Огонь, да не помогло это ребятам – с победным криком нахлобучил колдун на них мешок. Но рано он радовался. Дно мешка выгорело, и ребята из него вылезли.

Слайд 9

– Надоел мне этот злюка! – в сердцах вскричала Лена. – Как от него отвязаться? В небе возник лик Чародея: – Сила колдуна в его имени ... Расшифруйте его, и Звол потеряет силу. Достал Ален из кармана мел и написал в клетках щита: " ЗВОЛ ". – " 3 " – это, наверное, " злой "? – предположила Лена. – А что такое "ВОЛ"? – Молчите, молчите! – испуганно залепетал злодей. – Ура! Мы правы! – обрадовался Ален. – Он злой колдун... Но тогда его звали бы ЗКОЛ, а не ЗВОЛ?! – Знаю, знаю! – закричала Лена. – ЗВОЛ – это З лой Вол шебник! Вот его секрет! Скрючился колдун, подряхлел и понуро побрел прочь, как побитая собака. З ВОЛ

Слайд 10

– Мы прошли трудный путь. Даже колдуна одолели. Где же заветная игра? – огорченно спросил Ален. – Она в твоих руках, – улыбнулся Чародей. – Ты держишь в руках ШАХМАТНУЮ ДОСКУ. Это площадка самой увлекательной на свете игры, имя которой ШАХМАТЫ!

Слайд 11

Сказка И.Г.Сухина «Удивительные приключения шахматной доски» опубликована в следующем пособии: И.Г.Сухин «Шахматы, первый год, или Учусь и учу» (Обнинск: Духовное возрождение, 1999. - С. 6 - 9). Иллюстрации к сказке выполнены художником С.А.Волковым в следующем учебнике: И.Г.Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» (Обнинск: Духовное возрождение, 1998. - С. 4 - 5). Презентацию подготовил: И.Г.Сухин; 08.10.2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.Г.Сухин Сказка «Como surgio el tablero de ajedrez» («Как появилась шахматная доска»)

Слайд 2

Sukhin I.G. La bolsita magica del ajedrez. – Vigo, 1992 . – 74 с.

Слайд 3

В некотором царстве – Клеточном государстве жили-были белые и черные клетки – поля. Вот какие.

Слайд 4

Скучно жили, друг с другом не играли. Черные поля с белыми не разговаривали, дрались только.

Слайд 5

Узнал об этом маленький дракончик Пожиратель полей, обрадовался, прилетел в Клеточное государство и начал глотать поля.

Слайд 6

Бросились поля в рассыпную, да не убежать от дракончика. Задумались поля: что же делать?

Слайд 7

Говорят белые поля черным: – Давайте возьмемся за руки, дракон нас и не проглотит.

Слайд 8

. – Вот еще! – фыркнули черные поля.

Слайд 9

А дракончик все глотает и глотает поля. Испугались черные поля, потянули белым полям свои ладошки. Прижались друг к дружке четыре белых поля и четыре черных поля. Получилась горизонтальная линия, или горизонталь.

Слайд 10

Удивился дракончик, почесал за ухом, хмыкнул и… проглотил горизонталь.

Слайд 11

Увидели поля, что приключилось с горизонталью, и прижались по-другому. Получилась вертикальная линия, или вертикаль.

Слайд 12

Удивился дракончик, почесал хвостом за ухом, хмыкнул и разинул пасть. Но не мог проглотить вертикаль. Никак! Еще шире раскрыл дракончик пасть. И выскочили из нее все проглоченные поля. Вот так.

Слайд 13

Призадумался дракончик, почесал хвостом за ухом, хмыкнул, развернулся и проглотил вертикаль.

Слайд 14

Обиделись черные поля на белые: – Уж лучше мы сами как-нибудь, – и прижались друг к дружке уголками. Получилась диагональ. Черная диагональ.

Слайд 15

– И мы – сами как-нибудь, – сказали белые поля и образовали белую диагональ.

Слайд 16

Усмехнулся дракончик, развернулся и проглотил черную диагональ. А затем проглотил и белую диагональ.

Слайд 17

Совсем поля пригорюнились. Что же делать? И тут одна белая клетка по имени Полина закричала:

Слайд 18

– Всем собираться в горизонтали и вертикали! По восемь горизонталей...

Слайд 19

– ...и вертикалей! Послушались поля, снова прижались друг к другу.

Слайд 20

– Горизонтали хватайтесь между собой, а вертикали между собой! – скомандовала Полина.

Слайд 21

Горизонтали прижались друг к другу. Получилась шахматная доска.

Слайд 22

И вертикали прижались друг к другу. Тоже получилась шахматная доска.

Слайд 23

Удивился дракончик, хмыкнул, разинул пасть и устремился на шахматные доски. И с одной стороны к ним заходит и с другой. Крепко держаться поля друг за друга, не поддаются дракончику.

Слайд 24

Осмотрелся дракончик по сторонам и заметил, что не все поля объединились в горизонтали, вертикали и шахматные доски.

Слайд 25

Самые непослушные не пожелали протянуть руки полям другого цвета. Они собрались в диагонали разной длины. И в самые длинные – большие диагонали из восьми полей и в самые короткие – из двух полей.

Слайд 26

Обрадовался дракончик, облизнулся. С диагоналями-то он легко расправится!

Слайд 27

Но рано он обрадовался. – А ну, диагонали, хватайтесь между собой! – приказала Полина.

Слайд 28

Белые клетки протянули черным свои руки, и из диагоналей тоже сложилась шахматная доска.

Слайд 29

Кружил дракончик над шахматными досками, кружил, но только все поля порастерял, которые раньше проглотил. Прикусил язык дракончик, поджал хвост и улетел ни с чем.

Слайд 30

Поля с той поры крепко держаться друг за дружку, никогда не ссорятся и никого не боятся.

Слайд 31

А горизонтали, вертикали и диагонали ты и сейчас легко можешь найти на шахматной доске.

Слайд 32

Текст: И.Г.Сухин, из книги И.Г.Сухина «Приключения в Шахматной стране». М.: Педагогика, 1991. - С. 132-135 («Шахматная сказка», из тетрадки Загадая). Иллюстрации: G.Provanova, I.Pshenichnaya из книги: Sukhin I.G. La bolsita magica del ajedrez. – Vigo, 1992. – 74 с. Презентацию подготовил: И.Г.Сухин; 10.04.2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.Г.Сухин ЛЕНА, ОЛЯ, БАБА ЯГА И ШАХМАТЫ

Слайд 2

Сухин И.Г. Лена, Оля, Баба Яга и шахматы // Книга-выручалочка по внеклассному чтению: Вып.5. - М.: Новая школа, 1995. - С. 39 - 45.

Слайд 3

Лена и Оля – сестры. Улыбчивая и рассудительная Оля – младшая. Она трогательная девочка – очень любит всё трогать. А насмешливая и любознательная Лена – старшая. Она замечательная девочка – всё замечает.

Слайд 4

Как-то раз любознательность Лены завела сестёр в непроходимую чащу. Вдруг видят они – старушка на метле летит, мешок в руке держит.

Слайд 5

– Может, это Баба Яга? – с восторгом сказала Оля. – Давай её потрогаем! – Никаких Бабок Яг не бывает! – усмехнулась Лена. – Подумаешь, тётенька мотор к метле приделала и летает... Но трогать её не надо. И сестры спрятались.

Слайд 6

Старушка приземлилась совсем рядом, около векового дуба. Швырнула мешок в его огромное дупло, хихикнула и улетела прочь.

Слайд 7

Из дупла донёсся жалобный стон. – Надо помочь, – сказала Лена, быстро вскарабкалась на дерево и скрылась в дупле. Оттуда послышалась какая-то возня, и наконец Оля увидела довольную сестру с мешком за спиной.

Слайд 8

Сестры развязали мешок и увидели необыкновенное квадратное клетчатое существо.

Слайд 9

– Здравствуйте, я – Доша, – представилось оно.

Слайд 10

– Здравствуйте... А почему тебе дали такое смешное имя? – прыснула от смеха Оля и потрогала Дошу. – И кто тебя сюда кинул? – Доша – это сокращенно Доска Шахматная. А бросила меня сюда Баба Яга. Она шахматы терпеть не может. – Так Баба Яга по правде есть? – изумилась Лена. – По правде её нет, – успокоила Доша. – Просто вы в сказку попали.

Слайд 11

– Вот хорошо! – обрадовалась Лена. – А почему ты такая клетчатая?

Слайд 12

– Эх, вы! Сразу видно, что в шахматы не играете, – огорчилась Доша. – Так и быть, немного расскажу о них … Клеточки на мне – это по-шахматному поля. Белые поля и чёрные поля.

Слайд 13

– А поля шахматной доски образуют как бы дорожки, – рассудительно сказала Оля. – Верно. Чёрно-белые дорожки из восьми полей, которые идут слева направо, – это горизонтальные линии или горизонтали, – объяснила Доша и, к ужасу сестёр, рассыпалась на горизонтали.

Слайд 15

– Я ещё не то умею! – заважничала Доша и продолжила: – Чёрно-белые дорожки из восьми полей, которые идут снизу вверх, – это вертикальные линии или вертикали. И она рассыпалась на вертикали.

Слайд 16

– Гармошка получилась! – засмеялась Оля.

Слайд 17

– А другие дорожки бывают? – спросила Лена. – Бывают, – кивнула Доша. – Дорожки одинакового цвета из разного количества полей, которые касаются друг друга уголками, – это диагонали.

Слайд 18

И распалась на диагонали.

Слайд 19

– Ещё на шахматной доске есть центр – четыре поля в середине, – при этих словах Доша, смешно так, выставила центр вперёд.

Слайд 21

– Раз на шахматной доске есть дорожки, то по ним кто-то должен бегать, – рассудила Оля. – Правильно, – подтвердила Доша. – По дорожкам передвигаются шахматные фигуры: делают свои ходы. – Где же эти фигуры? – спросила Лена. – Баба Яга спрятала их в своей избушке... – вздохнула Доша. – Мы их освободим! – решительно сказала Лена. – Покажи нам туда дорогу.

Слайд 22

Привела Доша сестёр к избушке Бабы Яги. – Лена, можно, я её потрогаю? – попросила Оля. – Не говори глупости! – рассердилась Лена и крикнула: – Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом...

Слайд 23

Продолжение следует... Презентацию подготовил: И.Г.Сухин; 12.04.2011. Сайт шахматного всеобуча: http://chess555.narod.ru.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Увлекательная игра – Шахматы»

Все малыши в дошкольном детстве проявляют способности в пении, танцах, рисовании и лепке. Но однажды возник вопрос: «А можно ли обучать дошколят игре в шахматы?» Проанализировав историю шахмат, убедились – многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в достаточно раннем возрасте: А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров в 6-ти летнем возрасте.

Шахматы популярны во всех уголках нашего Земного шара. С помощью шахмат многие люди начинают приобретать важные качества для личности, необходимые нашей жизни. Ведь согласитесь, без концентрации внимания, хорошего логического мышления, долговременной и оперативной памяти и самое главное без принятия решения нельзя представить себе качественную шахматную партию. Во время занятий шахматами у ребёнка развивается всё это, и в последствии у него появляется возможность использовать эти навыки в повседневной жизни. Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами и правилами. Игра является «королевским инструментом для развития логического мышления, памяти, пространственного воображения, умения прогнозировать свои действия и тут же проверять себя.

Неоценима роль шахмат в воспитании сильного характера, усидчивости, настойчивости, привычки к преодолению трудностей, уверенности в себе, выдержки, взаимопомощи. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причём ненавязчивого, интересного, увлекательного. К сожалению, общепринятой методики обучения дошколят игре в шахматы у нас не существует. Есть лишь опыт педагогов – практиков.

Цель работы: не столько обучить, сколько привить детям интерес к шахматам, увлечь древней игрой, познакомить с её азами.

На игровых занятиях в простой и доходчивой форме дошколят знакомят со своеобразным миром шахмат, узнают о секретах шахматных фигур, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, элементарных правилах игры и некоторых её принципах, этике шахматной борьбы. Занятия носят комплексный характер, ребята усваивают не только шахматные, но и математические понятия, решают задачи по развитию речи, изобразительной деятельности.

Предпочтение отдаётся игровому методу обучения. Эффективными зарекомендовали себя такие приёмы, как дидактические игры:

Шахматный теремок; Запретная фигура; Шахматное лото; Что общего?; Чего не стало?; Шахматная шкатулка; Пройди и назови поле; а ещё головоломки, игровые ситуации, сюрпризные моменты, сочинение сказок. Обучение игре в шахматы на доступном для детей уровне, используя дидактические принципы обучения: от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, внося элементы занимательности и новизны. Повышению качества обучения, поддержанию у ребят интереса к игре способствует использование мультимедийных обучающих программ «Шахматные сказки»; «Шахматные путешествия» и другие.

В занимательной форме дети постигают азбуку шахматной игры, получают уникальную возможность сразиться в шахматы со сказочными героями. Детский сад – это начальная школа, формой проведения мероприятий в дальнейшем могут стать тематические выставки, шахматные турниры совместно с родителями, изготовление шахматных фигур. Выставка детских рисунков на шахматную тематику. Такая система работы даст свои результаты.

Массовое увлечение шахматами помогает выявить детские дарования, такие дети после знакомства с этой игрой охотно обучаются в детских спортивных школах города. Накопление такого опыта работы по обучению детей игре в шахматы убеждает нас в том, что шахматная игра может занять определённое в педагогическом процессе детского сада и семьи, ведь она не только воспитывает и обучает, а дарит ребёнку радость творчества и обогащает духовный мир, приносит удовольствие на всю жизнь. Давайте поможем детям получить его.

«Шахматы – море фантастики,

Это не просто игра.

Шахматы – это гимнастика

Памяти, воли, ума!»

Уважаемые взрослые! Откройте ребёнку дверь в таинственный и загадочный мир шахмат. Сделайте вместе с ним первые шаги к большим победам!

Литература:

  • «Шахматный учебник – сказка» Феникс: 2012г. А. Трофимова.
  • Журнал «Дошкольная Паралеска» М; 1991г. №1/ 2011г.
  • «Приключения в шахматной стране» И.Г. Сухин.
  • «Малыши играют в шахматы» В.Г. Гришин.
  • «Учебник юного шахматиста» Ростов на Дону 2013г. А. Трофимова.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Шахматы в детском саду»

Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы также, вероятно, старейшая из известных игр, некоторые утверждают, что им около 5000 лет! Мы знаем, что слово «шахматы» произошло от персидских слов «шах мат», что означает «король мёртв». Но персы ли создали шахматы? Определённо этого не знает никто. Дело в том, что происхождение шахмат в разное время приписывалось грекам, римлянам, вавилонянам, египтянам, евреям, персам, китайцам, индусам, арабам и многим другим! По одной из версий, шахматы зародились среди буддистов в Индии. По буддийским обычаям война и убийство другого человека, независимо от цели, преступны. И вот поэтому, чтобы заменить войну, они и изобрели шахматы! Многие авторитеты сейчас считают, что шахматы, возможно, зародились в Индии, распространились в Персию, Аравию, а затем в Западную Европу. Что касается отдельных шахматных фигур, они за долгую историю шахмат подверглись многим изменениям. Король когда-то был захвачен в плен, что, конечно, невозможно в тех шахматах, в какие играем мы сейчас. «Рокировка» была новой идеей, добавленной к шахматам около 400 лет назад. Королева в шахматах имеет, может быть, самую интересную историю. Когда-то эта фигура называлась «визирь», что означает «первый министр»! Сегодня, теряя в игре королеву, вы лишаетесь своей самой сильной фигуры. Но в древние времена она передвигалась только на одну клетку по диагонали и поэтому была самой слабой фигурой на доске! Только около 500 лет назад королеве была дана её сегодняшняя сила. Ладьи и кони, похоже, не изменились годами. Кстати, английское название ладьи – «рук» - происходит от индийского «рукх» и персидского «рок», что означает «солдат».  Сегодня в шахматы играют во всём мире, и миллионы людей с интересом следят за международными турнирами, которые проводятся регулярно

Игра в шахматы решает несколько педагогических задач:

  • Образовательная - расширяет кругозор, развивает память, сообразительность, находчивость, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, внимание.
  • Воспитательная-дисциплинирует, вырабатывает черты характера, как усидчивость, самокритичность, умение самостоятельно принимать  решение, не унывать при проигрышах.
  • Эстетическая - обогащает внутренний мир ребёнка, развивает фантазию, приносит наслаждение и восхищение игрой.
  • Физическая-развивает выносливость, побуждает быть физически здоровым.
  • Коррекционная-помогает активным малышам стать спокойнее, непоседам сосредотачиваться на одном виде деятельности



Предварительный просмотр:

Работа ребенок и родитель.

Шахматная доска:

диагонали, центр

 

1.   Рассеянному художнику снова нужна твоя помощь. Он забыл, как называется такая шахматная дорожка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Может ли быть в диагонали два белых поля рядом:

да или нет? __________________

3.   Рассеянный художник изобразил такую диагональ из восьми полей, но забыл, что она называется _____________ диагональ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   Кроме белой, на доске еще есть большая ____________ диагональ.

5.   Запиши ответ цифрой.

Сколько полей в большой чёрной диагонали? ____________.

Сколько на доске больших диагоналей? _________________

Сколько полей в самой короткой диагонали? _____________

Сколько на доске самых коротких диагоналей? ___________

 

6. Рассеянный художник выделил клетки в середине шахматной доски. Объясни художнику, что эти поля называются ________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.   Запиши ответ цифрой.

Сколько полей в центре? ___________

Сколько белых полей в центре? ___________

Сколько чёрных полей в центре? _____________

 

8.   Ответь: да или нет. Согласен ли ты, что:

Каждая горизонталь проходит через центр?__________

Каждая вертикаль проходит через центр?_________

Большая белая диагональ проходит через центр?_________

Большая чёрная диагональ проходит через центр?_________

Каждая диагональ проходит через центр?__________

 

 

Фамилия имя:_____________________________________