Из опыта работы с одаренными детьми

Аграфонова Светлана Алексеевна

Создание условий для проявления способностей и талантов обучающихся через включение их в различные формы проектной, творческой, исследовательской деятельности по предметам. Организация работы с обучающимися, проявляющими повышенный интерес к предмету (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyst_10.01.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Староюрьевская СОШ (учебный корпус № 2)

                                        Тема выступления

    Создание условий для проявления способностей и талантов обучающихся через включение их в различные формы проектной, творческой, исследовательской деятельности по предметам. Организация работы с обучающимися, проявляющими повышенный интерес к предмету (из опыта работы)

                                                                    Аграфонова С.А.

                                январь         2013 год

 

       Каждый ребенок индивидуален, неповторимая личность.
Передо мной встает задача, как найти ключ к этой тайне индивидуальности, как помочь раскрыть возможности каждого подростка, как содействовать формированию собственной позиции. Какую создать воспитывающую среду в системе сопровождения актуально и потенциально одаренных детей?

   «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»                                                                                                     В.Г. Белинский

На первое место я ставлю принцип сотворчества. От моей работы, от моего умения руководить, сотрудничать зависит и результат. Когда я передаю учебный материал, пропустив его через призму своего восприятия, личного опыта, то тем самым моделирую определенное отношение к этому материалу и у детей. Такой подход требует от меня педагогического чутья, такта, учета состава класса, уровня его развития, психологического настроя, предыстории отношений преподавателя и подростков.

    Стимулирую детей к поиску, исследованию, создаю условия для развития творческих способностей. Ведь только через активную деятельность формируются и желание, и стремление, и интерес «открывать» новое.  Хотя современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются взаимообусловленно.

  Мне очень близки слова А. Дистерверга: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно или овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный… Изложение, считывание, диктовка против него - детская забава». 

В результате использования метода проектов  в учебной деятельности я пришла к выводам, что применение метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности:

  1. способствует формированию познавательного интереса;
  2. обеспечивает высокий уровень знаний выпускников, умений             самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
  3. развивает каждого ученика, как творческую личность;
  1. формирует навыки исследовательской деятельности, развивает          критическое мышление;
  2. помогает учащимся ориентироваться в мире профессий,          подготавливает учащихся к условиям обучения в профессиональном         учебном заведении.

Компетентностный подход в обучении использую в том, чтобы не увеличивать объем информированности, а помочь детям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. 

Одной из важных причин  недостаточной  мотивации к проектной и исследовательской деятельности я вижу  в слабом развитии интеллектуального потенциала в начальной школе. Дети, приходя в 5 класс, понятия не имеют о проектной и исследовательской деятельности.  Хотя поле деятельности и возможности у них довольно-таки большие. Не раз вижу среди участников работы младших школьников, очень интересные.

Выявление и развитие креативных способностей больше осуществляю через организацию внеурочной деятельности. Способы диагностики: анкета «Выявление исследовательских навыков»; диагностика «Уровень творческой активности учащихся», рефлексивный анализ «В чем ценность уроков математики для меня»; диагностика «Мотивация учебной деятельности»; творческие работы учащихся; выполнение творческих заданий различного вида сложности; анкета «Изучение познавательного интереса к предмету». Для диагностики познавательного интереса к математике была предложена анкета «Карта интересов».

  Особый интерес у меня вызывает исследовательская деятельность. В течение 3 лет работаю над методической темой «Исследовательская деятельность, как один из способов саморазвития школьников». Задачи, которые ставлю перед собой это, поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности.

Мои учащиеся  каждый год принимают участие в районных и областных  научно - исследовательских   конференциях. Участие в научных конференциях стало для них важным событием. Поиск неизвестного, новые открытия, возможность поделиться своими находками с одноклассниками и ребятами из других школ стали для них лучшей наградой и стимулом к дальнейшим исследованиям.

Объясняю детям, что выполнить проект, это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике. Например: оформить стенд, альбом, провести экскурсию, подготовить видеосъёмку, подготовиться к конференции, выполнить модель пирамиды Хеопса, изготовить образцы снежинок, оформить кабинет, сделать плакат, выставку, буклет и т.д.

Выбор темы проектов в разных ситуациях различный. В одних случаях эта тематика выдвигается учителем с учётом учебной ситуации по своему предмету, например: геометрия, 7кл., тема « Треугольники», участие в межрегиональном конкурсе проектов «Математика и проектирование».

В других случаях тематика проектов предлагается и самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Например, пробовали свои силы участием в районной научно-практической конференции «Грани творчества»: проекты «Уроки фантазии. Лоскутная техника», «Мир увлечений моей бабушки. Этот волшебный крестик». Готовили проекты для участия в районном конкурсе «Моя земля – мои земляки», «Горжусь своим дедушкой», в конкурсе, посвящённом юбилею области – проект «И для меня бы не было России без маленькой Тамбовщины моей», проекты к неделе математики, сценарный проект «Математический эфир», «Эстафета разума», информационные проекты ко дню науки «М.В. Ломоносов», «105-летию С.П.Королёва посвящается».

Иногда тема проекта относится к вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления. Например, социально-ориентированный проект «Жить или курить?», редакционно-издательский проект: выпуск математической газеты к открытому уроку.

Результаты выполненных проектов материальны: в одном случае – видеоролик, в другом -  к юбилею района и села презентации «Что? Где? Когда?» и «Поле чудес», в третьем – компьютерная газета, в четвёртом – альбом, в пятом – выставка творческих работ в музейной комнате и т.д. Систематически организуем выставку творческих работ  учащихся: рефераты, буклеты, исследовательские работы, примеры  выполнения нестандартных заданий. Регулярно подводятся итоги участия учеников в математических конкурсах, олимпиадах, викторинах.

С учениками, проявляющими повышенный интерес к математике, работали над проектом «Несколько решений одной задачи». Ученики подбирали материал по выбранной тематике из различных источников. Решение одной и той же задачи различными методами даёт возможность полнее исследовать свойства геометрической фигуры и выявить наиболее простое решение. При этом все участники проекта обсуждают и лучше узнают тот или иной метод, его преимущества и недостатки перед другими. Решая задачу подходящим методом, иногда «попутно» удаётся «открыть» новые свойства фигуры, о которых в задаче ничего не говорится. Нередко найденный способ решения в дальнейшем используется при решении более трудных задач.

Ученики создают мультимедийные продукты: презентации, буклеты, которые размещены на сайтах. На этих сайтах также  размещены исследовательские работы учеников.

Одной из существенных составных частей работы со способными детьми является участие в разных олимпиадах (“ Интеллект”, “ Авангард”, «Пифагор», «Эврика»). Во время олимпиад показывали хорошие результаты не только традиционно сильные ученики, но также и ребята, имеющие не слишком хорошую успеваемость.

Предлагаю для  чтения дополнительную литературу, задаю много проблемных вопросов, творческие работы, работы исследовательского характера (написать сочинение по заданной теме, выполнить рисунок, сочинить сказку с математическим сюжетом, приготовить пособие для урока, написать заметку в газету, подготовить доклад, сообщение, презентацию и др.)

Интерактивное обучение – одна из форм развития интеллектуальных способностей обучающихся. Использую разные формы развития творческих способностей на уроках математики, во внеклассной работе: конкурсы, соревнования, игры, викторины, которые позволяют ученикам проявлять свою смекалку, выдумку, находчивость. Наибольший результат дают творческие домашние задания в виде ярких листовок, плакатов, на которых изображены самостоятельно составленные задачи, кроссворды, танграммы.

Способы активизации познавательной деятельности таковы: применение нетрадиционных форм урока, использование нетрадиционных форм занятий: интегрированные, комбинированные, проектные, применение проблемно-задачного подхода, игровых форм приёмов и методов; внедрение развивающих дидактических приёмов, средств; всех методов мотивации и стимулирования. Некоторые занятия провожу в форме «Три П – подумаем, поговорим, поспорим».

Считаю, что внимание  напрямую связано с такими личностными новообразованиями, как мотивация учения, чувство ответственности за собственную учебную деятельность и её результативность.

Весь учебный процесс я ориентирую на развитие воображения и мышления. На первое место ставлю мышление ученика, а не память, поэтому своим учащимся разрешаю пользоваться различными памятками и другими источниками информации. В свою тетрадь ученик  заносит опорные схемы,  памятки, таблицы, всё это используется при работе на уроке. Главное, чтобы ребёнок знал, где найти нужный материал. Сообщая необходимую информацию, оставляю пространство для размышления детей.

Очень важно развить воображение учеников. Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах иногда  провожу с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его, и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят. Полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.


                             Методические уловки

Для поддержания интереса учащихся к уроку математики, внеклассному мероприятию, занятию кружка,  как говорится «все средства хороши». Не малую роль отвожу на уроках методическим уловкам. Особенно хороши методические уловки для класса с низким уровнем подготовки. Но они необходимы и для ребят, проявляющих повышенный интерес к предмету. Думаю, что у каждого учителя есть своя копилка методических уловок. На уроках использую следующие, собранные « с миру по нитке»:

 Лови ошибку.   Это – универсальный приём. Он может использоваться и в работе по группам, и в индивидуальной работе. А также на разных этапах урока:

        в начале – при устных упражнениях или при повторении

        в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления

        в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии.

Ребята ищут ошибку, лучше группой, спорят, совещаются. Придя к какому-то мнению, выбирают спикера и предлагают свой аргументированный вариант ответа.

 Пример   использования   приёма   «Лови ошибку»   на уроке алгебры   в 8 классе по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»

 Найди ошибку в следующих заданиях:                          ответы:

                                                            ---

                                           неверно, д.б.:  -5 

Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии.

Приемы,  технологии критического мышления,

используемые на уроках математики и во внеклассной работе

Фаза  урока

Используемые приемы, технологии

Вызов

  1. мозговой штурм
  2. кластер предположений
  3. Игра-упражнение «Веер»
  4. Прием «Поясните цитату»
  5. Прием «Как вы объясните народную мудрость»
  6. Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
  7. Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
  8. Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
  9. Прием «Верите ли вы, что…»
  10. Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
  11. Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Осмысление

  1. Прием инсерт (пометки на полях)
  2. Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
  3. Прием «Сводная таблица»
  4. Прием «Тонкие и толстые вопросы»
  5. Прием «Зиг-заг»
  6. Прием «Мое мнение»
  7. Прием «Фишбоун»
  8. Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)
  9. Прием «Мудрые совы»

Рефлексия

  1. Написание эссе
  2. Рефлексивный экран вопросов
  3. Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
  4. Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)
  5. Что нового вы узнали на уроке
  6. Написание синквейна

Один из  педагогических принципов Яна Амоса Коменского взяла за основу:  объем  преподаваемого  материала:

   учитель  должен  учить  не  столько,  сколько  он  может,  а  столько,  сколько  ученик  может  освоить.

   

  Как работать с текстом: первый  раз  мы  должны  читать  текст,  чтобы  познакомиться  с  его  содержанием;  второй  раз,  чтобы  понять  его;  в  третий  раз,  чтобы  запечатлеть  его  в  своей  памяти;  в  четвертый  раз  мы  должны  повторить  его  про  себя,  чтобы  проверить,  хорошо  ли  усвоили  его.

Занимательное упражнение.

Что в человеке есть одно,

А у вороны двое.

 В лисе не встретится оно,

А в огороде трое.

Также применяю задания с образцом выполнения, со вспомогательными вопросами, с возрастающим уровнем сложности, прикладного характера, с различным количеством подсказок и зашифрованной информацией

Постоянно включаю дифференцированные задания, которые различаются по уровню сложности, по познавательным интересам, по характеру помощи со стороны учителя. Применяю зачёты как особую форму контроля знаний, позволяющую своевременно выявлять пробелы в знаниях и организовывать корректировочное индивидуальное обучение, предотвращая хроническую неуспеваемость школьников

В минуты неудач и отчаяния, когда кажется, что работа не приносит желаемых результатов и на урок не хочется идти, я каждый раз повторяю себе, что ты существуешь ради учеников, а не они ради тебя. Они – лучшие врачи, помогающие забыть о болячках, невзгодах и неудачах. Наши профессиональные достижения дают ощущение самореализации, личного роста и самоуважения.

Средства обучения, применяемые в процессе работы: видеоматериалы, иллюстрации, таблицы, учебная литература, дополнительная литература (хрестоматии, энциклопедии, научно-популярная литература), Интернет-ресурсы, медиатеки.

        

 Используемая литература

1. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во    внеклассной работе. Игровые упражнения – М. : 5 за знания,2005г.

2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.- 284 с.

3.  Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с.

4. Проектная деятельность учащихся, Математика 9-11 классы: автор-составитель М.В.Величко. Изд. «Учитель» Волгоград,2007г.